Вопросы теории, методики и практики преподавания музыки в системе школьного образования на современном этапе
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 27.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретико-методическая и практическая база современной российской музыкальной педагогики 4
1.1. Современные теоретико-методологические подходы и принципы преподавания музыки 4
1.2. Теоретические и методические основы преподавания музыки в системе школьного образования 8
Глава 2. Научно-теоретические подходы к музыкальному воспитанию и обучению в специализированных учебных заведениях на современном этапе 11
2.1. Теоретические и практические характеристики преподавания в системе школьного дополнительного образования 11
2.2. Программно-методическое обеспечение процесса обучения в исполнительских классах на современном этапе 15
Выводы 21
Список литературы 22
Н. Гайдай, Н.В. Сютиной, П.А. Хазановым и др.Большинство современных репертуарных сборниковгитарных самоучителей и исполнительских «Школ» демонстрируют весьма скудную теоретико-методическую часть. Данное положение обязывает педагога-гитариста в педагогической деятельности руководствоваться собственным эмпирическим опытом, поскольку единые методические основы обучения игре на гитаре пока отсутствуют. Данный вопрос неполноценности учебно-методических пособийактуализируется во многих теоретических исследованиях, среди которых работы В.Г. Борисевича, М.А. Самохиной, Д.Ф. Пешева, Н.Н. Дмитриевой, Л.В. Карпова и др.Российская гитарная педагогика и исполнительство на протяжении периода своего не столь длительного существования серьезно отставало от мировых показателей. Такие исполнители-профессионалы как А.В. Дервоед, Д.В. Илларионов, Д.Ю. Родичев появились только в начале 2000-х годов. Методические пособия зарубежных педагогов-гитаристов стали появлятьсяв публикации недавно, но со значительными ограничениями. Однако в последнее десятилетиепедагогами-методистами накоплено значительное количество весомых научных исследований в области гитарной педагогики, среди которых наиболее значимыми представляются работы: В.В. Домогатского, В.А. Кузнецова, Н.П. Михайленко, Н.H. Дмитриевой, М.А. Самохиной, А.А. Скрынникова и др.Несмотря на значительное отставание в области профессионального обучения на других музыкальных инструментах, гитарное искусство стремительно развивается на современном этапе: обогащается репертуар, повышается уровень исполнительского мастерства, появляются новые средства технической и звуковой выразительности. Эти проблемы сегодня ставят перед педагогами-методистами новые,сложные задачи теоретического осмысления. Важным направлениемгитарной педагогики является и вопрос формирования навыков самостоятельной работы обучающихся, конкретно в классе гитары оставшийся практически неразработанным. В данном вопросе гитаристам приходится обращаться к методическим наработкам в иных инструментальных направлениях. Самыми важными, в проблеме методико-теоретической систематизации ключевых исполнительских умений и навыков в классе гитары выступают компоненты исполнительского комплекса, включающие в себя: звуковедение, чтение с листа и транспонирование, ритмо-темповую ориентацию, художественно-драматургичемскую выразительность и многое другое [4]. Пристальное внимание к проблемам исполнительстваи методическим основам их разрешения на каждом этапе обучения подтолкнуло известных гитаристов-исполнителей и педагогов, таких как Н.А. Комолятов, Э. Пухоль, А. Сеговия, Р. Эверс, В. Ковб и других, разрабатывать собственные авторские рекомендации и комплексы упражнений, направленные на развитие профессиональной игровой техники. Большая часть таких авторских методических систем не доходит до большинства отечественных педагогов, эксплуатируясь в методическом арсенале лишь самих новаторов и их последователей. В этой связи можно отметить педагогическое творчество выдающегося педагога К.А. Фраучи. Его первым основным последователем стал сын - Александр Фраучи, который в истории отечественной классической гитары стал первым лауреатом международного конкурса. К.А. Фраучи на основе педагогического и исполнительского опыта разработал собственный уникальный методический комплекс, который, к сожалению, не был зафиксирован в научно-методических трудах. Оего методикесегодня известно лишь по деятельности его учеников. Известно, что в классе Камилла Артуровича уделялось большое внимание фрагментарному изучению нотного текста, отработке в медленных темпах до состояния полной осознанности аппликатурных моментов,разрабатывались возможности использования разных видов памяти в репетиционной работе, индивидуализировались проблемы положения и углов наклона пальцев, работы кисти и в целом левой руки [2].В современной музыкальной педагогике особое внимание уделяется психологическим и физиологическим процессам, задействованным в процессе формирования исполнительских умений и навыков. Особо фиксируютсяих отличия, определяются ключевые векторы обучения учащихся детских музыкальных школ, подчеркиваются необходимость и значимость учета их индивидуально-психологических особенностей.Несогласованность мнений различных авторов по основным вопросам технического и эмоционально-эстетического развития учащихся, особенно начинающих исполнителей, приводит к педагогической дезориентации.Учитывая все вышеизложенное, можно резюмировать следующее.Достижение значимых результатов в гитарной педагогике и методике обучения, возможно вне пространства современнойобщей официальной методологии и дидактики.Некоторые работы вышеперечисленных педагогов-гитаристов, разрабатывающих и успешно применяющих свои авторские методики тому доказательство. Большинство педагогов, не способных по разным причинам к созданию своей индивидуальной методики, потенциально готовы внедрять имеющиеся наработки, позволяющие добиваться достаточных результатов, чем определено рамкамисложившегося ранее академического подхода. Так, например, на начальном этапе обучения, для развития технических возможностей правой руки можно опираться на разработанные М. Каркасси многочисленные упражнения и пьесы, с учетом того, что «апояндо» как прием не всегда универсален [10].Для совершенствования техникилевой руки можно порекомендовать к использованию школу Э. Пухоля. Как показывает педагогическая практика еще до конца не оценена дидактическая роль этюдов и пьес А.М. Иванова-Крамского, этюдов Ф. Клейжанса, М. Джулиани, Д. Агуадо, Ф. Карулли, М. Каркасси, А. Диабелли и многих других [8].Поиск новых выразительных средств в арсенале классической гитары ведут молодых педагогов к созданию нестандартных подходов и новаторских методических решений. Таким примером может служить авторская методика «Джаз на классической гитаре» композитора и педагога Александра Виницкого. По его мнению некоторые выразительные элементы - ритмика, аранжировка, импровизация, искусство аккомпанемента – совершенно не развиваются.Современная гитарная педагогика нуждается в новых системах и методиках, оснащенных современным репертуаром, который может позволить впоследствии переходить к любому исполнительскому стилю: джаз, фламенко, кантри, рок и т.д. Устоявшиеся методические традиции обучения игре на классической гитаре, не ставят задач изучения других традиционных гитарных направлений, как, например, южно-испанское Flamenco, бразильское Bossa nov и др. [3].По мнению А. Виницкого перед общепринятой отечественной гитарной академической школой стоит проблема реорганизации самой системы музыкального школьного образования. «Сегодня, – считает он, – когда в музыке уже не просто намечается, а полным ходом идет естественная интеграция современных, классических, этнических и джазовых направлений, исполнитель неотвратимо предстает перед необходимостью быть ознакомленным с различными жанрами музыки, основами композиции и гармонии на гитаре» [3].Авторская методика А. Виницкого «Джаз на классической гитаре» своей результативностью, в современной системе преподавания игры на гитаре, показывает направление не только современной отечественной исполнительской школы, но и зарубежной. Разнообразный дидактический репертуар различной степени сложности, созданный автором, заслуженно входит в педагогический арсенал классической гитары. Созданная методическая система демонстрирует последовательность в изучении таких базовых вопросов, как проблемы метроритмики, характерных мелодических интонаций латиноамериканскойи джазовой музыки: Samba, Bossa nova, Latino, Blues, Swing, практически отсутствующих в педагогическом и методическом минимуме.ВыводыВ ходе исследования было проанализировано современное состояние теоретико-методологических подходов и принципов преподавания музыки, как комплексной системы научных знаний и понятий, концентрирующихся на возможности управления музыкальным развитием обучаемых, воспитании эстетических чувств в процессе общения с музыкальным искусством, формировании эстетического сознания. Рассмотрение теоретических и методических основ преподавания музыки в системе школьного образования выявило ряд инновационных направлений, комплексов методических рекомендаций, направленных на совершенствование практической работы педагогов, работающих в музыкальных учебных заведениях различных видов, типов и уровней.Возможность определения теоретических и практических характеристик преподавания в системе школьного дополнительного образования позволила выявить содержательные исследования, посвящённые проблемам усовершенствования музыкально-воспитательной и музыкально-образовательной работы в школах современной России.На заключительном этапе исследования были выявлены принципы и возможности программно-методического обеспечения процесса обучения в исполнительских классах, в частности рассмотрены особенности программно-методического обеспечения процесса музыкального образования на примере обучения в классе гитары.Список литературыАктуальные проблемы теории и практики: сб. докл. Всерос. науч.-практ. конф. (Белгород, 25-26 февраля 2016 г.) : в 4 т. / Отв. ред. С.Н. Борисов. Белгород : ИПК БГИИК, 2016. Т.3. - 278 с.Андреев А. Современная школа игры на шестиструнной гитаре. Безнотная методика обучения. / А.Андреев - М., 2017. - 223 с. Барабанов М.С. Школа игры на гитаре, методика музыкально-эстетического воспитания / [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/stati/pedagogicheskij-opyt/139-obuchenie-igre-na-shestistrunnoj-gitare Гемаддиев А.И. Актуальные проблемы обучения учащихся в классе гитары // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О.Е. Лебедева. - М.: Владос, 2000. – 246 с.Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособие / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова. - М.: Владос, 2002.- 352 с.Ермолаева Т.И. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования / Т.И. Ермолаева, Л.Г. Логинова. - М.; Самара, 1999. – 340 с.Иванов-Крамской А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/9998Интеграция дополнительного и других сфер образования: моногр. / под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. - 197 с.Каракасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре / ред А. Иванов-Крамской. М. : Сов. композитор, 1990. 152 с. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы / А.Лагутин - М.: Музыка, 1985. - 144 с. Пепеляев Л.Н. Методы и формы дополнительного образования. // Вестник МГУКИ. М., 2012. – 170 с.
2. Андреев А. Современная школа игры на шестиструнной гитаре. Безнотная методика обучения. / А.Андреев - М., 2017. - 223 с.
3. Барабанов М.С. Школа игры на гитаре, методика музыкально-эстетического воспитания / [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/stati/pedagogicheskij-opyt/139-obuchenie-igre-na-shestistrunnoj-gitare
4. Гемаддиев А.И. Актуальные проблемы обучения учащихся в классе гитары // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.
5. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О.Е. Лебедева. - М.: Владос, 2000. – 246 с.
6. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособие / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова. - М.: Владос, 2002. - 352 с.
7. Ермолаева Т.И. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования / Т.И. Ермолаева, Л.Г. Логинова. - М.; Самара, 1999. – 340 с.
8. Иванов-Крамской А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/9998
9. Интеграция дополнительного и других сфер образования: моногр. / под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. - 197 с.
10. Каракасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре / ред А. Иванов-Крамской. М. : Сов. композитор, 1990. 152 с.
11. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы / А.Лагутин - М.: Музыка, 1985. - 144 с.
12. Пепеляев Л.Н. Методы и формы дополнительного образования. // Вестник МГУКИ. М., 2012. – 170 с
Вопрос-ответ:
Какие современные теоретико-методологические подходы применяются в преподавании музыки в школе?
В современной российской музыкальной педагогике применяются различные теоретико-методологические подходы, такие как: системно-деятельностный подход, контекстный подход, компетентностный подход, активный подход и др. Каждый из этих подходов предлагает свою методику преподавания музыки, основанную на определенных принципах и целях образования.
Какие основные теоретические и методические основы лежат в основе преподавания музыки в школе?
Основные теоретические и методические основы преподавания музыки в школе включают в себя теорию развития музыкального слуха, учение о темпераментах, теорию музыкальных форм, историю музыки, знание основных музыкальных инструментов и др. Эти основы позволяют преподавателям создавать учебные планы, разрабатывать программы и уроки, а также оценивать прогресс учеников в области музыкального образования.
Какие цели преследует преподавание музыки в школе?
Преподавание музыки в школе имеет несколько целей. Во-первых, это развитие музыкальных способностей и талантов учащихся. Во-вторых, это формирование музыкальной культуры и эстетического вкуса. В-третьих, преподавание музыки способствует развитию памяти, внимания, мышления и других когнитивных навыков. Наконец, преподавание музыки помогает учащимся выражать свои эмоции и чувства через музыкальное творчество.
Какие научно-теоретические подходы используются в музыкальном воспитании и обучении в специализированных учебных заведениях?
В музыкальном воспитании и обучении в специализированных учебных заведениях используются различные научно-теоретические подходы, такие как психофизиологический подход, синтетический подход, культурно-исторический подход и др. Каждый из этих подходов предлагает свою уникальную методику исследования и преподавания музыки, основанную на определенной научной теории.
Какова роль музыкальной педагогики в системе школьного образования?
Музыкальная педагогика играет важную роль в системе школьного образования, поскольку она отвечает за развитие музыкальных способностей и культуры детей. Она помогает формировать музыкальный вкус, развивает творческие способности и эмоциональную сферу учащихся. Кроме того, музыкальная педагогика способствует развитию музыкальной эрудиции, а также способностей к музыкальному исполнительству и композиторской деятельности.
Какие современные теоретико-методологические подходы используются в преподавании музыки?
В современной музыкальной педагогике используются различные теоретико-методологические подходы. Один из них — это социокультурный подход, основанный на включении музыкального образования в широкий культурно-исторический контекст и рассмотрении его взаимосвязей с другими сферами человеческой деятельности. Также часто используется активно-практический подход, при котором акцент делается на активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения музыке. Еще одним подходом является компетентностный подход, ориентированный на развитие универсальных компетенций учащихся, связанных с музыкальным творчеством и исполнительством.
Каковы принципы преподавания музыки в современной российской музыкальной педагогике?
В современной российской музыкальной педагогике применяются различные принципы преподавания музыки. Один из них — это принцип доступности, который подразумевает создание условий для всеобщего доступа к музыкальному образованию, независимо от пола, возраста и индивидуальных особенностей учащихся. Также важными принципами являются систематичность, постепенное глубение знаний и навыков, а также индивидуализация обучения, учет специфики каждого отдельного ученика. Кроме того, важным принципом является принцип связи обучения с практикой, когда теория и практика сочетаются в процессе обучения музыке.
Какие основные подходы используются в преподавании музыки в школе на современном этапе?
На современном этапе в преподавании музыки в школе используются различные подходы, включая активный, творческий и игровой подходы. Активный подход предполагает активное участие учеников в музыкальном процессе, включая вокал, инструментальное исполнение и сольное творчество. Творческий подход направлен на развитие творческих способностей учеников, их умения воплощать музыкальные идеи в живой музыке. Игровой подход базируется на использовании игровых элементов и игротеки как средства активизации музыкального восприятия и развития музыкального мышления.
Каковы основные принципы преподавания музыки в системе школьного образования?
В преподавании музыки в системе школьного образования существует несколько основных принципов. Один из них - принцип комплексности, который предполагает связь музыкального образования с другими областями знаний и искусств, такими как литература, живопись, танец и др. Другой принцип - принцип эмоциональной окраски, который позволяет ученикам испытывать и выражать эмоции через музыку. Также важным принципом является индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая его способности, интересы и потребности.
Какие теоретические и методические основы лежат в основе преподавания музыки в системе школьного образования?
Теоретические и методические основы преподавания музыки в системе школьного образования зиждались на ряде теорий и концепций, таких как теория музыкального развития, концепция обучения через искусство, теория аудиовизуального воздействия и др. Эти основы позволяют учителям эффективно организовывать учебный процесс, разрабатывать программы и задания, а также применять современные методики и инновационные подходы к преподаванию музыки.