Оценка пожарной безопасности и проведение аварийно- спасательных работ с использованием пожарных судов города Казани.
Заказать уникальную дипломную работу- 83 83 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 29.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЖАРНЫХ СУДОВ 6
1.1 Основные характеристики и классификация данного типа АСР 6
1.2 Характеристика применяемого оборудования 9
1.3 Тактические особенности тушения пожаров на водных объектах и применения пожарных судов 16
1.4 Обзор существующих и перспективных технических решений 18
2 ПРОВЕДЕНИЕАСР С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЖАРНЫХ СУДОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КАЗАНЬ 22
2.1 Цель работы и обоснование поставленных задач 22
2.2 Характеристика г. Казань и потенциальных объектов защиты 24
2.3 Действия РТП при тушении пожарных судов 30
2.4 Режим несения службы на пожарных судах 39
3 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА 54
3.1 Расчет характеристик проведения АСР и материальных затрат 54
3.1 Расчет затрат на локализацию аварии и ликвидацию ее последствий 55
3.1.1 Затраты на питание ликвидаторов аварии 56
3.1.2 Расчет затрат на оплату труда ликвидаторов аварии 57
3.1.3 Расчет затрат на организацию стационарного и амбулаторного лечения пострадавших 58
3.1.4 Расчет затрат на топливо и горюче – смазочные материалы 59
3.1.5 Расчет затрат на амортизацию используемого оборудования и технических средств 60
3.2 Определение величины экономического ущерба 61
3.2 Определение экономической эффективности 63
4 ОХРАНА ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ 65
4.1 Тактические особенности работы пожарных судов 65
4.2 Техника безопасности при тушении пожаров при помощи пожарных судов 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
Суммарные затраты на лечение пострадавших складываются из затрат на реанимационное, стационарное и амбулаторное лечение, исходя из стоимости одного койко-дня и продолжительности лечения и рассчитываются по формуле:Зл = ∑ Ск.-д..i· Дн , рубгде: Ск.-д. i – стоимость одного койко-дня при соответствующем виде лечения, руб;Дн – продолжительность лечения, дней.Расчет затрат на пребывание пострадавших в реанимационном отделении проводят по формуле:Зрл = Ск.-д..р.· Дн· Чр, где: Чр – численность пострадавших, проходящих лечение в реанимации.Зрл = 719,38 · 5 · 3 =10790,7 руб.Расчет затрат на пребывание пострадавших в терапевтическом отделении проводят по формуле:Зтл = Ск.-д..т.· Дн· Чтгде: Чт – численность пострадавших, проходящих лечение в терапевтическом отделении.Зтл = 123,23 · 21 · (25 + 3) = 72459,24 руб.Расчет затрат на пребывание пострадавших на амбулаторном лечении проводят по формуле:Зал = Ск.-д..а.· Дн· ЧагдеЧа – численность пострадавших, проходящих амбулаторное лечение в стационаре.Зал = 40,50 · 3 · (73 + 25 + 3) = 12271,5 рублейСуммарные затраты на лечение пострадавшего при ЧС персонала предприятия составляют 107822 рубля.3.1.4 Расчет затрат на топливо и горюче – смазочные материалыЗатраты на горючие и смазочные материалы определяется по формуле:ЗГСМ = Vбенз · Цбенз + Vдиз. т. · Цдиз. т. + Vмот. м. · Цмот. м. ++ Vтранс. м. · Цтранс. м. + Vспец. м. ·Ц спец. м. + Vпласт. см. · Цпласт. м.,где: Vбенз, Vдиз. т., Vмот. м.,Vтранс. м.Vспец. м., Vпласт. см. – количество использованного бензина, дизельного топлива, моторного масла, трансмиссионного масла, специальных масел, пластичных смазок соответственно, л;Цбенз, Цдиз. т., Цмот. м., Цтранс. м., Ц спец. м., Цпласт. м. – стоимость бензина, дизельного топлива, моторного масла, трансмиссионного масла, специальных масел, пластичных смазок соответственно, л/руб.В таблице 3.3 приведен перечень транспортных средств, используемых при ведении АСДНР на территории ТГПЗ и нормы расхода горюче-смазочных материалов приведенной техники.Таблица 3.3. Расчет затрат на ГСМ [59]Тип автомобиляКол-воРасход бензина, лРасход дизельного топлива, лРасход моторного/транс-го/спец-го масел, лРасход смазки, кгПожарная автоцистерна7792,27-2,2/0,3/0,10,2Автомобиль связи и оповещения17,64-2,1/0,3/0,10,25Автотопливозаправщик2122,82-2,1/0,3/0,10,2Автокран173,82-2,1/0,3/0,10,25Автопогрузчик129,27-2,2/0,3/0,10,2Бульдозер2-2402,2/0,25/0,10,25Экскаватор2-3502,8/0,4/0,10,3Автобус2129,18-2,1/0,3/0,10,3ИТОГО27115559020/2,75/0,92,1Общие затраты на ГСМ составят:ЗГСМ= 3630 ·44 + 590 ·42 + 20 ·36 + 2,75 · 55 + 0,9 · 23 + 2,1 · 27 = 77724,65 руб.На обеспечение техники горюче-смазочными материалами потребуется 77724,65 рублей.3.1.5 Расчет затрат на амортизацию используемого оборудования и технических средствВеличина амортизации используемого оборудования, технических средств определяется, исходя из их стоимости, нормы амортизации и количества дней, в течение которых это оборудование используется, по следующей формуле:А = [(На · Сст/ 100)/ 360] · Дн, где: На – годовая норма амортизации данного вида основных производственных фондов (ОПФ), %;Сст – стоимость ОПФ, руб.;Дн – количество отработанных дней.Таблица 3.3. Расчет амортизационных отчисленийНаименование использованной техникиСтоимость, руб.Кол-во, ед.Кол-во отработанных днейГодовая норма амортизации, %Аморт.отчисления, руб.Пожарная автоцистерна20000071101667Автомобиль связи и оповещения5000001310417Автотопливо-заправщик4500002310750Автокран1590001310132,5Автопогрузчик6960001310580Бульдозер5050002310842Экскаватор4100002310683Автобус4250002110354Итого10425,5Результаты расчетов (таблица 3.3) затрат за использование оборудования и технических средств, необходимых для локализации пожара и ликвидации ЧС на ТГПЗ составляют 10425,5 рублей.3.2 Определение величины экономического ущербаЭкономический ущерб от взрыва и пожара на установке крекинга и газопроводах оценивается остаточной балансовой стоимостью разрушенного здания, оборудования и стоимостью потерянного или пришедшего в негодность сырья и готовой продукции [9, 22].В результате аварии на установке крекинга и газопроводах предприятия разрушатся частично или полностью технологические аппараты, оборудование, здания получат различную степень разрушения.Таблица 3.4. Расчет экономического ущербаНаименование оборудованияСтоимость оборудования,в руб.Оценочная стоимость оборудования соф, рубСтепень разрушения, %Остаточная стоимость, руб.Емкость продуктов крекинга бензина7477720189100 %20189Трубопроводов 887412396060 %14376Вспомогательное оборудование103148227810020 %55620Сигнализатор уровня182004914100 %4914Фильтр для отделения воды из газов541667146250100 %146250Регистратор технологических параметров5554714998100 %14998Итого1820729491196245633Оценочную стоимость производственных фондов определяют по формуле:Ософ = F – F · Z% , рублей, где: F – восстановительная стоимость оборудования основных фондов;Z – процесс износа ОФ за период эксплуатации, который определяется по формуле:Z = , % где: РВ – реальный возраст оборудования;ТС – нормативный срок функционирования технологического оборудования расположенного на территории резервуарного парка.Следовательно оценочная стоимость для каждого оборудования рассчитывается исходя из срока введения его в эксплуатацию.После окончания работ по ликвидации последствий аварии, экспертная группа проводит оценку степени разрушения технологического оборудования, зданий и сооружений. На основании экспертных оценок проводят расчет остаточной стоимости поврежденного оборудования, по суммарной величине которой судят о причиненном чрезвычайной ситуацией экономическом ущербе ТГПЗ.Остаточную стоимость технологического оборудования рассчитывают по формуле:Стост = Ософ · к , рублей, где к – степень разрушения технологического оборудования.Результаты проведенных в разделе расчетов представлены в таблице 3.4.Таким образом, экономический ущерб, причиненный основным производственным фондам газоперерабатывающего предприятия, при взрыве и пожаре на установке крекингаи газопроводах составит 245633 рублей.По приведенным расчетам видно, что экономический ущерб от чрезвычайной ситуации составляет:Уобщ = 6710+ 50430 + 107822 + 77724 + 10425 + 67830000 + 245633= =68328744 руб.Анализируя результаты, приведенные в разделе, можно сделать вывод о том, что авария влечет за собой большой материальный ущерб и приводит к значительным затратам при восстановлении производства. Фактические потери для народного хозяйства значительно превышают определенный таким образом ущерб, так как в него не включены убытки от простоя предприятия, стоимость проектно-восстановительных работ.3.2 Определение экономической эффективностиОпределим при заданных исходных данных технико-экономическую эффективность применения пеногенератора Пурга-2 для ликвидации пожара на предприятии с использованием оборотной воды в сравнении с применением штатных огнетушащих средств (лафетный ствол ГПС-600).Экономический эффект заключается в повышенной скорости развертывания мобильных УКТП «Пурга-2», выполняемых в том числе силами объектового пожарного подразделения. Скорость развертывания, в частности, повышается за счет возможности подключения установки к объектовым технологическим трубопроводам. Например, линии холодной воды для теплообменных устройств.В соответствии с литературными данными, при оперативном развертывании огнетушащих средств составляет от 10 до 40% от возможного экономического ущерба. Следовательно, в рамках рассмотренной аварии предполагаемый экономический эффект от наличия и оперативного развертывания установки Пурга-2 составит:Э = (0,1…0,4) .68328,74 = 0,2 .68328,74 = 13665,75 тыс. руб.4 ОХРАНА ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ4.1 Тактические особенности работы пожарных судовРуководителем тушения пожара РТП на судне, является капитан аварийного судна, а при его отсутствии на борту, лицо его заменяющее .По прибытию на судно капитана РТП докладывает ему:объем (площадь) разведанного очага пожара;силы и средства пожаротушения, задействованные для при тушении пожара;предпринятые меры по локализации пожара.При пожаре на судне, стоящем на капитальном ремонте, согласно «Общим правилам морских торговых и рыбных портов», до прибытия профессиональных пожарных подразделений, руководство тушением пожара осуществляет старший административный работник судоремонтного завода, находящийсяна судне (прибывший на судно).Общее руководство действиями подразделений по тушению пожара иэвакуации людей на судне, находящемся в ремонте или отстое без экипажа ипринятого по акту, осуществляет руководитель объекта или уполномоченноеим лицо. Во всех других случаях руководство действиями по тушению пожараи эвакуации людей осуществляет капитан судна или лицо его замещающее.При пожаре возможны:возникновение паники среди пассажиров;быстрое распространение огня по сгораемым материалам внутренней отделки и коммуникационным пустотам и системам вентиляции;быстрое блокирование огнем и высокотемпературными токсичными продуктами горения судовых помещений и путей эвакуации;сложная планировка, стесненность, ограниченное количество входов ивыходов, затрудняющих эвакуацию и спасение людей на пассажирских судах;сложность проникновения к очагу пожара и введения средств для его тушения;незначительная огнестойкость и хорошая теплопроводность конструктивных элементов судна;сосредоточение на ограниченной площади большого количества груза,имеющего различные физико-химические свойства, требующего определенныхвеществ и средств для тушения;ограниченная площадь сосредоточения сил и средств;наличие значительного количества горючих материалов в том числе высокотоксичных;большое количество механизмов, работающих при высоких температурахи давлениях на жидком топливе и масле;образование взрывоопасных концентраций с воздухом продуктов пиролиза при неполном сгорании или под действием высоких температур и взрывов;выход из строя пожарных насосов, силовой и осветительной сети при пожаре в машинном отделении;наличие на отдельных судах энергетических ядерных установок или оборудования для их технологического обслуживания.Статистика пожаров на судах показывает, что основными местами возникновения пожаров являются жилые и служебные помещения, машинные отделения, грузовые помещения (сухогрузные трюмы и нефтеналивные отсеки)Наиболее распространенными в тушении трюмных пожаров являютсяспособы, основанные на охлаждении и изоляции горящей поверхности с применением воды, растворов смачивателей в виде водяных и пенных струй. Интенсивность подачи воды принимается, как и для тушения веществ на открытомпространстве, а воздушно-механической пены средней кратности0,06–0,1 л/(с·м2) (по раствору) при расчетном времени тушения 15 мин.Приемы поверхностного тушения применяются, когда поверхность горения доступна действию струй огнетушащих средств непосредственно или послепроведения мероприятий, обеспечивающих эффективную работу струй. Подачустволов в трюмы необходимо осуществлять, прежде всего, по трапам, скобтрапам, грузовым лифтам. Возможен и спуск бойцов в трюм со стволами черезлюк по выдвижным лестницам. Состав звена должен быть не менее четырех ине более шести человек. Спуск пожарных в трюмы во всех случаях должен осуществляться в КИПах в термостойких костюмах с обеспечением страховки тросами или веревками и под защитой распыленных струй. Когда же по тем илииным причинам указанными путями проникнуть к зоне горения невозможно, тотушение производят с палубы через люки.Хороший эффект дает опускание в люки на тросах стволов распылителейдо уровня зоны горения.Для опускания распылителей можно использовать грузовые стрелы и лебедки судна, при этом лучше применять непрорезиненные рукава. Тушение среднекратной пеной эффективно в тех случаях, когда проникнуть к очагу горения невозможно, но имеется возможность растекания и продвижения пены погрузу внутри трюмаТушение пожаров на нефтеналивных судах является наиболее трудоемким и сложным процессом. Для тушения жидкостей в танках применимо как поверхностное, так и объемное тушение. Объемное тушение применимо в тех случаях, когда танки не разрушеныи площадь отверстий, связывающих поверхность жидкости с атмосферой, незначительны, примерно не более 10% площади танка. Объемное тушение осуществляется главным образом стационарными установками паротушения и газотушения. Если танки разрушены значительно, то прибегают к поверхностному тушению пенами.Приемы и средства тушения факелов аналогичны тушению их в резервуарных парках. При наличии большого количества факелов необходимо подавать пар или газы внутрь горящих и соседних танков, а также интенсивно охлаждать палубу и коммуникации над танками, где наблюдается выход паров.Первоначальные действия пожарных подразделений по локализации пожара заключаются в обеспечении достаточного охлаждения горящего и смежных танков, их герметизации и, главное, в предотвращении взрывов и распространения пожара. Чтобы предотвратить взрывы и распространение пожара, задраивают наглухо все отверстия; соседние танки заполняют водой, пеной, нефтепродуктами или негорючими газами, отключают газо-паропроводы от аварийного отсека; подают струи на охлаждение палубы, надстроек и коммуникаций трубопроводов. Наиболее интенсивно следует охлаждать палубу над соседними танками, в которых концентрации паров находятся в пределах взрываемости или ниже нижнего предела. Если в танке концентрация выше верхнего предела взрываемости, то он представляет наименьшую опасность, при этомнеобходимо учитывать, что сильное охлаждение такого танка (если концентрация выше верхнего предела образовалась от действия тепла пожара) может снизить концентрацию до взрывоопасных значений, что приведет к взрыву, в такомслучае лучше стравливать давление. Для охлаждения различных поверхностейи коммуникаций лучше использовать распыленные струи из лафетных стволови стволов «А» со свернутыми насадками.Охлаждению должны подвергаться все обогреваемые поверхности танков, так как оно должно не только предотвратить воспламенение паров от раскаленных металлических конструкций, но и сохранить их прочность. Подачаводы для охлаждения металлических конструкций, находящихся в зоне действия пламени, должна быть с интенсивностью в пределах 0,18–0,22 л/(с•м2) илиодин литр на погонный метр борта танкера.При значительном повреждении палубы горящих танков стационарные установки газового тушения используют для заполнения газами соседних танков.Основным средством поверхностного тушения при значительной площади вскрытия палубы является воздушно-механическая пена. Для подачи пены втанки используют, в первую очередь, стационарные устройства, а также переносные закидные пеносливы и пенные стволы. При проведении пенной атакивесь личный состав, работающий с пеносливами и стволами, должен находитьсяпод защитой распыленных струй. Тушение танков при недостатке сил производят поочередно одним комплектом аппаратов, начиная с наветренной стороны.При низком уровне жидкости и наличии внутри танка деформированныхили обрушившихся конструкций переборок, палуб и оборудования, когда тушение пенами бывает затруднительным, прибегают к заполнению танка нефтепродуктами или водой с тем, чтобы поднять уровень и освободить зеркаложидкости.После прекращения горения в танке нельзя прекращать охлаждение егостенок в течение 10–15 мин, а также откачивать или закачивать в него нефтепродукты.Если корпус поврежден и судно находится в плавающей и горящей на поверхности воды жидкости, то судно необходимо вывести из зоны горения, развернуть и поставить на якорь так, чтобы вытекающий нефтепродукт уходил потечению или по ветру. При этом необходимо обеспечить интенсивное охлаждение борта танкера и удаление с помощью мощных струй нефтепродукта от танкера. Если вывести судно из разлившихся или разливающихся и горящих нефтепродуктов невозможно, то горение пленки нефтепродукта ликвидируется наповерхности воды путем перемешивания его мощными компактными струямиводы. Для ограничения растекания нефти по акватории необходимо использовать бонные заграждения.При этом устанавливать их необходимо так, чтобы воздействию пламениподвергалась как можно меньшая часть борта танкера. Оцепление танкера заграждениями по всему периметру ликвидирует растекание нефтепродукта поакватории, но создает более тяжелые условия тушения, так как судно будет гореть по всему периметру. Если танкер находится под погрузкой или разгрузкой,то при пожаре приемонаполнительные линии должны быть отключены.Тушение пожаров в машинных и котельных отделениях. При пожарахв МКО вследствие плотного задымления и быстрого роста температуры попытки проникнуть внутрь помещения сверху по трапам даже под прикрытием распыленных струй в большинстве случаев бывают безрезультатны. Для проникновения в эти помещения необходимо, в первую очередь, использовать входычерез коридор гребного вала или с платформ. При этом необходимо иметь в виду, что если вентиляционные шахты и люки котельной или машинного отделения закрыты, то при открывании дверей дым пойдет навстречу. Поэтому дляпроникновения в машинно-котельное отделение через коридор гребного валанеобходимо предварительно открыть люки шахт или на некоторое время включить вентиляцию.При горении в МКО топлива под настилом или котлами тушение производят пенными струями, а после тушения некоторое время выдерживают помещения закрытыми для охлаждения жидкости и металлических поверхностейв целях предотвращения повторного воспламенения. В этот период нельзя открывать проемы и включать вентиляцию. Сложнее тушить пожар, когда топливо вытекает из донного топливного танка, главных или расходных цистерн ипроникает в машинный отсек. При этом огнем бывают охвачены все помещения машинно-котельного отделения. В таком случае прибегают, как правило, кобъемному тушению газами, паром, пеной средней или высокой кратности. Дляуспешного тушения газами необходимо особо тщательно герметизировать горящее помещение и организовать охлаждение всех переборок из соседних помещений. В некоторых случаях наряду с подачей газов или пара через иллюминаторы, люки или прорезанные отверстия в переборках вводят в отсек распыленные струи воды, которые, падая на нагретые металлические части, испаряются и ускоряют процесс тушения. При объемном тушении необходимопредварительно отключить электросиловые и осветительные линии. При тушении среднекратной пеной коэффициент запаса принимается равным пяти. Подача среднекратной пены через люки шахты МКО с открытой или верхней палубы неэффективна, так как пена быстро разрушается, выбрасывается газовымпотоком и не достигает очага горения.При тушении пожаров в машинно-котельных отделениях необходимо перекрывать все краны и клапаны на топливопроводах. Нельзя допускать перекачкитоплива из одних емкостей в другие, находящихся в зоне воздействия пожара.При тушении пожаров на судах необходимо, прежде всего, определить,можно ли его оставить на месте или отвести его от причала или других судов.Тушение значительно осложняется, когда аварийное судно не имеет непосредственного сообщения с берегом, поэтому чаще всего пожары на судах тушат упричалов. Судно от береговых сооружений отводят в тех случаях, когда оно нагружено взрывчатыми веществами, горючими сжиженными газами и имеетсяугроза переброски огня на береговые сооружения или возникает опасность ихразрушения, а сил и средств для ликвидации пожара недостаточно.Отводить нефтеналивные суда при пожарах на них от причалов, как показывает практика, нецелесообразно. Отводить танкер от причала необходимо при наличии явной угрозы распространения пожара на нефтебазу при отсутствии средствзащиты ее или заполнения акватории порта растекающимся нефтепродуктом.Транспортные суда, а также пассажирские отводят от причалов и соседних судов лишь в случаях, когда имеется угроза распространения огня на береговые сооружения или соседние суда, а сил и средств для их защиты недостаточно или когда судно необходимо переставить на другое место с целью приближения его к береговому источнику водоснабжения и обеспечения условийработы береговых пожарных частей. Если горящее судно угрожает соседнимсудам и есть возможность отвести их при развернувшихся силах и средствах, тоцелесообразно отвести соседние суда от горящего.Если отвод судна все же необходим, то отводят его после того, как снятыс него все пассажиры. Не следует отводить суда от пристаней и береговых сооружений при значительном количестве развернувшихся пожарных подразделений. Особенно опасен отвод судов при пожаре надстройки.Во всех случаях отвод судна от причалов и береговых сооружений должен осуществляться под прикрытием струй, подаваемых от пожарных или других судов с соблюдением техники безопасности. Для буксировки горящего судна необходимо использовать через диспетчера порта дежурные портовые буксиры или другие суда и только в крайних случаях пожарные, при этом тушениес пожарных судов не должно прекращаться.Находящееся на рейде судно необходимо прибуксировать к одному изпричалов, где имеются береговые средства тушения. Если же прибуксировксудна к причалу по тем или иным причинам невозможна, то необходимо развернуть его так, чтобы ветер сносил дым и пламя за борт, и перебросить на него с помощью других судов противопожарную технику и личный состав береговых подразделений. Пожарные автомобили независимо от состояния морядолжны быть надежно закреплены на палубе. При установке автонасосов и мотопомп на борту судна необходимо учитывать также высоту свободного бортаи волновой режим. При сильном волнении всасываемые рукава с сеткой могутобнажаться, поэтому с помощью веревок рукава нужно подтянуть и прикрепитьк борту. На крупных судах при большой высоте надводного борта морскую воду необходимо забирать при помощи гидроэлеваторов или устанавливать нанижних палубах переносные мотопомпы.При тушении пожара на судне, находящемся на плаву, РТП должен следить за его остойчивостью и при значительном крене потребовать от капитанапринять меры против опрокидывания и перевертывания судна.Руководство тушением пожаров на судах, находящихся у причалов, доприбытия пожарных частей осуществляет капитан, в его распоряжение поступают все аварийно-спасательные партии других судов. По прибытии пожарнойчасти руководство тушением пожара, как правило, переходит от капитана кстаршему начальнику пожарной охраны, который должен согласовывать с капитаном все действия в отношении «живучести» судна. В состав штаба пожаротушения обязательно должны входить капитан судна или его помощник ипредставитель руководства порта. Для обеспечения успешного тушения в портах начальником гарнизона пожарной охраны совместно с руководителямипорта должна быть разработана и утверждена инструкция о взаимодействиипортовых служб и плавсредств с пожарными частями на случай пожара.Для успешной борьбы с пожаром на судне очень большое значение имеетчеткое взаимодействие пожарных с экипажем судна. При проведении разведкиили других операций необходимо включать в группы тушения одного-двух человек из состава разведгруппы экипажа.Во всех случаях разведки и тушения пожаров на судах весь личный состав пожарных частей и экипажа, действующий внутри судна, должен быть оснащен КИПами, приборами освещения и средствами связи. Работа звеньевдолжна контролироваться постами безопасности.Для обеспечения более оперативного руководства тушением пожара на судне и связи с берегом необходимо в первую очередь использовать трансляционнуюсеть аварийного судна, пожарных и других судов, участвующих в тушении, а также рупоры и мегафоны. Работа на переносных радиостанциях внутри судна затруднительна. В ночное время для связи с берегом могут быть использованы светосигнальные устройства аварийного судна и других судов, участвующих в тушении. При тушении пожаров на судах, находящихся на рейде, очень важно иметьхорошую связь с берегом, где обычно сосредотачивается резерв сил и средств.4.2 Техника безопасности при тушении пожаров при помощи пожарных судовСнаряжение пожарного (FIRE-FIGHTER’S OUTFIT) включает в себя комплект персональнойэкипировки и дыхательный аппарат.Комплект персональной экипировки (PERSONAL EQUIPMENT) состоит из защитного костюма,изготовленного из теплозащитной ткани, для защиты тела от тепла, излучаемого пожароми предотвращающего от ожогов паром; пары сапог, изготовленных из резины или другогоматериала, не проводящего электрический ток; твердого шлема, обеспечивающегоэффективную защиту головы от ударов, электрического фонарика, с минимальнымпериодом работы 3 часа; Топора с ручкой изготовленного из изоляционного материала,обеспечивающего защиту от высоковольтного электрического тока.Дыхательный аппарат представляет собой автономный дыхательный аппарат сжатоговоздуха (self-containedcompressedair-operatedbreathingapparatus - S.C.B.A), снабженныйбаллоном, содержащим по крайней мере 1.2 литра сжатого воздуха; обеспечивающийфункционирование в течение не менее 30 минут.Каждый дыхательный аппарат (S.C.B.A) должен быть снабжен огнеупорным линем длинойне менее 30 метров.Правила одевания снаряжения пожарного:1. Одевается костюм пожарного в следующем порядке: брюки, сапоги и куртка;2. Застегнуть застежки курки, поднять воротник для защиты шеи от ожогов;3. Одеть и застегнуть пояс, пристегнуть к нему топор.4. Одеть дыхательный аппарат (см. Инструкцию ниже);5. Одеть шлем и капюшон на голову;6. Присоединить фонарик;7. Одеть перчатки.Командир аварийной группы проверяет правильность одевания пожарным его снаряженияи его подгонку.Инструкция по использованию Дыхательного аппарата сжатого воздуха.Проверка перед использованием.1. Отключить подачу воздуха к маске, нажав черный рычажок надыхательном клапане маски.2. Открыть вентиль баллона сжатого воздуха.3. Проверить показание давления на индикаторе манометра. Разницадавления в баллоне не должна превышать 10% от его полнойвместимости, т.е. для аппаратов с расчетным давлением 200 бар – 180бар, для аппаратов с расчетным давлением 300 бар - 270.Поскольку аппарат снабжен ограничителем для защиты шлангов и клапанов высокогодавления, потребуется время, прежде чем индикатор покажет полное давление. Необходимовыждать около минуты с целью подачи полного давления в систему.4. Закрыть вентиль баллона и проверить на отсутствиеутечек воздуха в течение минуты, убедившись, что показаниеиндикатора манометра не падает больше чем на 10 бар.5. Включить подачу воздуха к маске, легко отжав черный рычажок клапана маски, пока не будетслышна подача воздуха.6. Прочитать показание индикатора давления в баллоне, когда начнет звучать звуковой сигнал(свисток). Показание должно быть минимум 50 Бар (Европейский стандарт: EN 137).7. Выпустить оставшийся в системе воздух, нажав черный рычажок на клапане маски.8. Отключить подачу воздуха к маске, нажав черный рычажок на дыхательном клапане маски.Одевание Дыхательного аппарата1. Перед одеванием проверьте ремни крепления и убедитесь, что замокпояса развернут наружу.2. Оденьте аппарат через голову. Баллон со сжатым воздухом находится наспине, вентилем вниз.3. Подгоните длину заплечных ремней, потянув свободные концы книзу, покааппарат на спине не уляжется в комфортное для вас положение.Выполняя это действие, предпочтительно облегчить вес аппарата заспиной, слегка подпрыгнув, или облокотив аппарат на что-нибудь.4. Защелкните замок пояса. Отрегулируйте и затяните пояс, подтягиваясвободный конец. Замок пояса располагается впереди.5. Включите подачу воздуха к дыхательному клапану маски, переключивчерный рычажок.6. Полностью откройте клапан баллона сжатого воздуха, проверьтедавление на индикаторе манометра.7. При открытии клапана баллона, звуковой сигнал (свист) будет звучать,пока давление в системе не превысит установленное для свистка (50Бар). Таким образом удостоверяется работоспособность свистка.8. Оденьте лицевую маску, вначале подбородок, а затем натягивая маску на лицо и голову.Обтяните ремни маски, вначале нижние, а потом верхние. Последними затягиваются ремнилобной части маски.9. Вдохните воздух и резко выдохните, чтобы активировать автоматический переключатель подачивоздуха к маске. Вдохните и задержите дыхание, прислушайтесь, нет ли утечек воздуха измаски. Утечку может давать неправильное одевание маски, когда волосы попадают междукромкой маски. При необходимости следует поправить маску.10. Проверьте подачу воздуха к маске, сдержав дыхание и всунув два пальца между лицом икромкой маски. Сдержите дыхание, и выходящий поток воздуха в клапане маски будет слышен.11. Снова убедитесь в достаточном давлении в баллоне на манометре, прежде чем начнетеиспользовать аппарат.Во время использованияПериодически проверяйте давление в аппарате. Когда в баллоне останется около 50 Бар,сработает свисток. Этот сигнал будет звучать до полного использования оставшегося в аппаратевоздуха и сигнализирует о необходимости покинуть аварийное помещение. Обычно запас временисоставляет не больше 6-10 минут.Для безопасного выхода из помещения до того, как лимит воздуха в баллоне будет исчерпан,необходимо рассчитывать время работы так, чтобы на выход оставалось такое же количествовоздуха, что и на вход, плюс резерв 38-40 кгс/см2.При работе группы в дыхательных аппаратах время выхода группы из аварийного помещенияопределяется остаточным давлением в аппарате с наибольшим расходом воздуха.Не допускается тушить водой вещества, при взаимодействии с которыми возможно образование взрыва или усиление горения.Запрещается тушить в помещениях горящие газы, особенно истекающие под давлением из аппаратов и трубопроводов, если они могут создать взрывоопасные смеси с воздухом [11, 58].Вскрывать и разбирать электрическое и газовое оборудование в помещениях, где действует пожар, допускается только после его обесточивания и отключения подачи газа. При разборке оборудования не допускается нарушение его монтажных связей и загромождение путей подхода к горящим объектам. Горящее электрооборудование до применения средств огнетушения должно отключаться от источников напряжения при помощи коммутационных устройств (рубильники, разъединители, электромагнитные или механические выключатели, пробочные предохранители). Если таким способом снятие напряжения невозможно, прибегают к пофазному механическому разрушению проводов при помощи основных изолирующих средств (для напряжения до 1000В – ножницы с диэлектрическими ручками). Не допускается обрезание или обрубание многожильных проводов и кабелей, а также групповых проводов, проложенных в трубах.ЗАКЛЮЧЕНИЕБыстроходный противопожарный теплоход типа «Вьюн» проекта 16640 предназначен для оказания экстренной помощи судам, плавсредствам и береговым объектам при пожаре. Пожарные суда доставляют к месту пожара боевые расчеты, средства тушения, и подают воду как по пожарным рукавам, так и из бортовых лафетов. Суда укомплектованы пенообразователями, пеносместителями для тушения горения нефтепродуктов. С помощью судов осуществляется буксировка горящих объектов в безопасное место, спасения людей и откачки воды из затопленных судов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014.Федеральный закон № 184 от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании»// «Российская газета» от 31 декабря 2002 г.Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О пожарной безопасности» (21 декабря 1994 г.)// «Российская газета» от 31 декабря 1994 г.Федеральный закон от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 10.07.2012 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru.Алексеев М.В., Волков О.М., Шатров Н.Ф. Пожарная профилактика технологических процессов производств. – М.: ВИПТШ МВД СССР, 1986. – 476 с.Андросов А.С., Салеев Е.П. Примеры и задачи по курсу. Теория горения и взрыва. Учебное пособие.– М.: Издательство ГПС МЧС России, 2010. – 86с.Ахметов С.А. Технология глубокой переработки нефти и газа: Учебное пособие для вузов. – Уфа: Гилем, 2012. – 672 с.Бакиров И.К. и Коваля В.Н. Патентное свидетельство RU2631170. «Универсальная пожарная установка комбинированного способа тушения пожара резервуаров нефтепродуктов и установок нефтегазовой отрасли».Баннов П.Г. Процессы переработки нефти. Часть 2. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 2011. – 415 с.Борисов А.Ф. Инженерные расчеты систем безопасности труда и промышленной экологии [Текст]: учебное пособие для вузов. – Н. Новгород: Вента-2, 2000. – 130 с.Ветошкин А.Г. Надежность технических систем и техногенный риск. – Пенза: Изд-во ПГУАиС, 2013. – 155 с.Воевода, С. С. Огнетушащие составы для подслойного тушения нефтепродуктов / С. С. Воевода, Н. В. Хынг, В. Н. Степанов // Организация тушения пожаров и аварийно – спасательных работ ВИПТШ МВД СССР. – М., 1990. – С. 135 – 138.Гайнуллина Е.В. Теория горения и взрыва: информационно-справочный материал. – Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2012. – 52 с.Гилетич, А. Н. Новые способы тушения нефтепродуктов – в практику / А.Н. Гилетич // Пожарное дело. – 1999. – № 5. – С. 40-41.ГОСТ Р 50588-2012 Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний (с Поправкой). – М.: Стандартинформ. – 16 с.ГОСТ Р 53325-2009. Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний. – М.: Госстандарт России, 2009. – 25 с.ГОСТ 12.1.004–91 Пожарная безопасность. Общие требования. – М.: Госстандарт России, 2001. – 22 с.ГОСТ Р 53290.2-2009 Установки пенного пожаротушения. Генераторы пены низкой кратности для подслойного тушения резервуаров. Общие технические требования. Методы испытаний. – М.: Стандартинформ, 2009. – 15 с.Катаев, Л. Д. Фторсинтетические пленкообразующие пенообразователи Легкая вода производства компании ЗМ / Л. Д. Катаев // Состояние и перспективы развития противопожарной зашиты объектов добычи, транспортировки, переработки нефти и газа: Материалы Всероссийского совещания – семинара. – Альметьевск, 1997. – С. 57 – 63.Каталог насосного оборудования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://electronpo.ru/nasosi-1d200-90-36Кацуяма, В. Применение галогенизированных огнетушащих средств / В. Кацуяма. – Токио, 1982. – № 3. – Р. 234 – 237.КиселевЯ.С., БушневГ.В., ХорошиловО.А.и др. Пожарная безопасность технологических процессов: Методические рекомендации по выполнению курсовых проектов / Под ред. В.С. Артамонова. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2015. – 103 с. Корольченко, А. Я. Проблемы тушения смесевых топлив подачей пены под слой горючего / А. Я. Корольченко, С. А. Шароварников // Научно – техническое обеспечение деятельности государственной пожарной службы: Сб. науч. тр. – М.: ВНИИПО, 1996. – С. 152- 158.Корольченко, Л. Я. Тушение смесевых топлив фторсодержащими пенообразователями / Л. Я. Корольченко, С. А. Шароварников. // Трансп. и хранение нефтепродуктов. – 1996. – К° 8 – 9. – С. 14-17.Котов Г.М. Противопожарные мероприятия на нефтеперерабатывающих заводах. Изд. 2-е, доп.– М.: Стройиздат, 2011. – 111 с.Куприна Н.Г. Патент RU2394724. «Способ и вертолетное устройство комбинированного тушения пожаров лесных массивов и промышленных объектов (варианты)»Лебедев, С. Ю. Влияние температуры растворителей на разрушение пен / С. Ю. Лебедев, Т. А. Ворисенко // Пожаротушение: Сб. науч. тр. – М.: ВНИИПО, 1985 – С. 51-54.Малинин В.Р., Хорошилов О.А. Методика анализа пожаровзрывоопасности технологий: Учебное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2010. – 274 с. Малинин В.Р., Хорошилов О.А. Обеспечение пожарной безопасности при нагреве и охлаждении горючих веществ: Учебное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2009. – 160 с.
2. Федеральный закон № 184 от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» // «Российская газета» от 31 декабря 2002 г.
3. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О пожарной безопасности» (21 декабря 1994 г.) // «Российская газета» от 31 декабря 1994 г.
4. Федеральный закон от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 10.07.2012 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru.
5. Алексеев М.В., Волков О.М., Шатров Н.Ф. Пожарная профилактика технологических процессов производств. – М.: ВИПТШ МВД СССР, 1986. – 476 с.
6. Андросов А.С., Салеев Е.П. Примеры и задачи по курсу. Теория горения и взрыва. Учебное пособие. – М.: Издательство ГПС МЧС России, 2010. – 86с.
7. Ахметов С.А. Технология глубокой переработки нефти и газа: Учебное пособие для вузов. – Уфа: Гилем, 2012. – 672 с.
8. Бакиров И.К. и Коваля В.Н. Патентное свидетельство RU 2631170. «Универсальная пожарная установка комбинированного способа тушения пожара резервуаров нефтепродуктов и установок нефтегазовой отрасли».
9. Баннов П.Г. Процессы переработки нефти. Часть 2. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 2011. – 415 с.
10. Борисов А.Ф. Инженерные расчеты систем безопасности труда и промышленной экологии [Текст]: учебное пособие для вузов. – Н. Новгород: Вента-2, 2000. – 130 с.
11. Ветошкин А.Г. Надежность технических систем и техногенный риск. – Пенза: Изд-во ПГУАиС, 2013. – 155 с.
12. Воевода, С. С. Огнетушащие составы для подслойного тушения нефтепродуктов / С. С. Воевода, Н. В. Хынг, В. Н. Степанов // Организация тушения пожаров и аварийно – спасательных работ ВИПТШ МВД СССР. – М., 1990. – С. 135 – 138.
13. Гайнуллина Е.В. Теория горения и взрыва: информационно-справочный материал. – Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2012. – 52 с.
14. Гилетич, А. Н. Новые способы тушения нефтепродуктов – в практику / А.Н. Гилетич // Пожарное дело. – 1999. – № 5. – С. 40-41.
15. ГОСТ Р 50588-2012 Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний (с Поправкой). – М.: Стандартинформ. – 16 с.
16. ГОСТ Р 53325-2009. Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний. – М.: Госстандарт России, 2009. – 25 с.
17. ГОСТ 12.1.004–91 Пожарная безопасность. Общие требования. – М.: Госстандарт России, 2001. – 22 с.
18. ГОСТ Р 53290.2-2009 Установки пенного пожаротушения. Генераторы пены низкой кратности для подслойного тушения резервуаров. Общие технические требования. Методы испытаний. – М.: Стандартинформ, 2009. – 15 с.
19. Катаев, Л. Д. Фторсинтетические пленкообразующие пенообразователи Легкая вода производства компании ЗМ / Л. Д. Катаев // Состояние и перспективы развития противопожарной зашиты объектов добычи, транспортировки, переработки нефти и газа: Материалы Всероссийского совещания – семинара. – Альметьевск, 1997. – С. 57 – 63.
20. Каталог насосного оборудования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://electronpo.ru/nasosi-1d200-90-36
21. Кацуяма, В. Применение галогенизированных огнетушащих средств / В. Кацуяма. – Токио, 1982. – № 3. – Р. 234 – 237.
22. Киселев Я.С., Бушнев Г.В., Хорошилов О.А. и др. Пожарная безопасность технологических процессов: Методические рекомендации по выполнению курсовых проектов / Под ред. В.С. Артамонова. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2015. – 103 с.
23. Корольченко, А. Я. Проблемы тушения смесевых топлив подачей пены под слой горючего / А. Я. Корольченко, С. А. Шароварников // Научно – техническое обеспечение деятельности государственной пожарной службы: Сб. науч. тр. – М.: ВНИИПО, 1996. – С. 152- 158.
24. Корольченко, Л. Я. Тушение смесевых топлив фторсодержащими пенообразователями / Л. Я. Корольченко, С. А. Шароварников. // Трансп. и хранение нефтепродуктов. – 1996. – К° 8 – 9. – С. 14-17.
25. Котов Г.М. Противопожарные мероприятия на нефтеперерабатывающих заводах. Изд. 2-е, доп.– М.: Стройиздат, 2011. – 111 с.
26. Куприна Н.Г. Патент RU2394724. «Способ и вертолетное устройство комбинированного тушения пожаров лесных массивов и промышленных объектов (варианты)»
27. Лебедев, С. Ю. Влияние температуры растворителей на разрушение пен / С. Ю. Лебедев, Т. А. Ворисенко // Пожаротушение: Сб. науч. тр. – М.: ВНИИПО, 1985 – С. 51-54.
28. Малинин В.Р., Хорошилов О.А. Методика анализа пожаровзрывоопасности технологий: Учебное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2010. – 274 с.
29. Малинин В.Р., Хорошилов О.А. Обеспечение пожарной безопасности при нагреве и охлаждении горючих веществ: Учебное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2009. – 160 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные характеристики и классификация пожарных судов в Казани?
Пожарные суда в Казани имеют различные характеристики в зависимости от их классификации. Они могут быть разных размеров, иметь различную мощность и приспособления для тушения пожаров на водных объектах.
Какое оборудование используется на пожарных судах в Казани?
На пожарных судах в Казани используется специальное оборудование, такое как насосы, водяные пушки, системы пенообразования и другие средства для эффективного тушения пожаров на водных объектах.
Какие тактические особенности применяются при тушении пожаров на водных объектах с использованием пожарных судов?
При тушении пожаров на водных объектах с использованием пожарных судов применяются тактические особенности, такие как выбор оптимального места для развертывания судна, использование водяных пушек и мониторов для подачи воды на пожар, координация действий экипажа и другие меры для эффективного тушения пожаров.
Какие существующие и перспективные технические решения существуют для пожарных судов?
Существуют различные существующие и перспективные технические решения для пожарных судов, включая использование более мощных насосов, разработку усовершенствованных систем пенообразования, применение автоматических систем управления и другие инновационные разработки для повышения эффективности тушения пожаров на водных объектах.
Как проводится аварийно-спасательная работа с использованием пожарных судов в Казани?
Аварийно-спасательная работа с использованием пожарных судов в Казани проводится путем выезда на место происшествия, развертывания судна, использования специального оборудования для спасения пострадавших и тушения пожаров, а также координации действий с другими службами спасения и медицинского персонала.
Какие основные характеристики и классификация пожарных судов в городе Казань?
Основные характеристики и классификация пожарных судов в городе Казань зависят от их назначения и технических характеристик. Классификация включает различные типы пожарных судов, такие как плавучие пожарные станции, плавучие краны, противопожарные лодки и т.д. Основные характеристики включают грузоподъемность, скорость, водоизмещение, мощность двигателя и другие параметры.
Какое оборудование применяется на пожарных судах?
На пожарных судах используется специальное пожаротушащее оборудование, такое как водяные пушки, насосы, средства индивидуальной защиты, переносные огнетушители и другие технические средства. Также на борту могут быть различные системы мониторинга и диагностики пожарной ситуации.
Какие тактические особенности применения пожарных судов для тушения пожаров на водных объектах?
При тушении пожаров на водных объектах пожарные суда используются как платформы для подачи пожаротушащих веществ и осуществления эвакуации людей. Тактика действий зависит от характера пожара и конкретной ситуации. Например, пожарные суда могут подходить к пожару с водной стороны и использовать водные пушки для подачи воды на пламя для его тушения.
Какие существующие и перспективные технические решения используются на пожарных судах?
На пожарных судах могут быть использованы различные существующие и перспективные технические решения. Например, это могут быть автоматические системы пожаротушения, системы дистанционного управления, системы контроля и мониторинга пожарной ситуации, интегрированные системы связи и другие инновационные разработки.
Как проводится аварийно-спасательная работа с использованием пожарных судов в городе Казань?
Аварийно-спасательная работа с использованием пожарных судов в городе Казань проводится в случае чрезвычайных ситуаций, таких как наводнения, аварии на водоемах и другие происшествия. Пожарные суда применяются для спасения людей, тушения пожаров и оказания помощи пострадавшим. Работа проводится согласно установленным протоколам и с учетом особенностей каждой конкретной ситуации.