Проблема проявления профессиональных навыков специалиста в экстремальных условиях
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 01.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Понятие навыка и профессиональных навыков 5
Глава 2. Понятие экстремальных ситуаций 14
Глава 3. Характеристика проявлений профессиональных навыков в экстремальных ситуациях 21
Заключение 30
Список использованных источников 32
Изменения в общественнойжизни в последние 10—15 лет привели к тому, что количество профессий, чьи представители трудятся в экстремальных условиях, повысилось. Поэтому, профессии пожарного, спасателя, авиадиспетчера, инкассатора, сотрудника дорожно-патрульной службы включают компоненты экстремальности.В работесотрудников «опасных профессий» имеются следующие типы условий, при которых деятельность становится экстремальной:каждодневная напряженная деятельность, в которой опасность представлена в качестве потенциально возможного события (авиадиспетчеры, инкассаторы);так называемые критические инциденты, при которых сотрудники сталкиваются с человеческими жертвами и материальными потерями, с действительной опасностью для собственной жизни, здоровья либо системы ценностей и в том числе с угрозой жизни, здоровью, благополучию других (спасатели, пожарные).В современных условиях особую актуальность среди проблем психологии приобретает проблема готовности человека к самым разным видам деятельности (военной, спортивной, трудовой, операторской и т. д и в том числе к творческому выполнению определённых жизненных, общественных задач. Стоит отметить, что нередкочеловеческая деятельность реализуется в измененных, которые отличаются от обычных, условиях. Всё это заставляет по-новому ставить проблему готовности специалиста к работе в особых, и в главную очередь - в экстремальных условиях. Условия, которые предъявляют повышенные требования к трудящемуся субъекту, называются особыми условиями деятельности.К таким условиям относят:работу в уникальных условиях, которые сопряжены с опасностью для жизни;высокую «стоимость» (ответственность) принимаемых решений;усложнение реализуемых функций;повышение темпа деятельности;монотонность работы в условиях ожидания сигнала к экстренным действиям (т.н. труд ожидания);совмещение самых разных по целям действий в одной деятельности (т.н. совмещеннуюлибо раздвоенную деятельность);переработку больших объемов и потоков информации (т.н. перегрузку информацией);дефицит времени на выполнение требуемых действий;усложненные факторы рабочей среды и т.д.Особые условия работы предъявляют повышенные требования к трудящемуся субъекту - это причина ошибок и срывов в работе, которые оказывают неблагоприятное влияние на работоспособность человека и состояние его здоровья. Особые условия работы каждый раз связаны с влиянием экстремальных факторов либо появлением экстремальных ситуаций. В зависимости от уровня периодичности, частоты их появления и продолжительности различают:1. Собственно особые условия деятельности, справедливые для тех ситуаций, когда работа связана с эпизодическими действиями экстремальных факторов.2. Экстремальные условия деятельности (в качестве крайней формы особых условий), которые связаны с непрерывным действием экстремальных факторов.К примеру, работа космонавта либо летчика в полете реализуется каждый раз в экстремальных условиях, точнее сказать непрерывно наличествуют экстремальные факторы: невесомости, перегрузок, сенсорной изоляции, потенциальной угрозы жизни и т.д. При этомданные условия сохраняются почти непрерывнов течении всей работы. Схожа деятельность пожарных, военнослужащих, спасателей, скалолазов и пр. Но экстремальность условий либо существование конкретной вероятности их возникновения характерна как дляпредставителейобозначенных профессий. Деятельность машиниста локомотива, водителя автотранспорта, оператора энергосистемы, авиадиспетчера и т.д. реализуется в условиях, которые связаны с вероятностью аварийных ситуаций, дефицитом времени, возможным резким изменением функциональных состояний от монотонного и оперативного покоя до стрессовых состояний. Но подобные ситуации не сопровождают непрерывно работу данных специалистов, а появляются только эпизодически. Сегодня во многих развитых стран мира подобные системы существуют для различных профессий.Работа подразделений, которые входят в данную систему, определяется как одно из важных звеньев государственной политики, ориентированной на исследование, учет, рациональное распределение и экономически целесообразное применение человеческих (в главную очередь, интеллектуальных) ресурсов социума. Система профессионального отбора включает социально-демографический, медицинский, образовательный, психологический, собственно профессиональный и специальный виды отбора.Профессиональный психологический отбор (ППО) состоит в проведении комплексных мероприятий, которые позволяютопределить людей, которые наиболее пригодны по собственным психологическим качествам к обучению в установленные сроки и эффективной профессиональной деятельности по определённой какой-нибудь специальности. Главная задача ППО заключается в оценке профессиональной пригодности кандидата по психологическим показателям и составлении на данной основе долголетнего прогноза результативности его последующей профессиональной деятельности.Теоретическая база отбора:концепция о социально-биологической природе человека и соотношении его врожденных и приобретенных качеств; о свойствах личности, формирующих профессиональные способности; о характере и значении свойств ВНД и их проявлениях в профессиональной деятельности, которые получили обоснование в теоретических и экспериментальных работах И. П. Павлова, В. Д. Небылицына, Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова, В. Л. Марищука и пр.Обоснованность оценки профпригодности является одним из важнейших принципов, в соответствии с которым профотбор необходимо проводить лишь для тех специальностей, для которых установлена достоверная зависимость эффективности обучения и последующей профессиональной деятельности от степени развития у кандидата психологических качеств, которые необходимы для результативной деятельности по этой специальности.Для решения задач профессионального отбора также важны принципы динамичности, дифференцированности и активности профотбора.ППО включает социально-психологическое изучение личности, психологическое и психофизиологическое обследование.Значение ППО прежде всего обусловлено экономической целесообразностью. Так, многолетний опыт применения ППО в промышленности и силовых структурах США показал, что эффективность его является чрезвычайно высокой. В частности, отсев непригодных в процессе обучения снижается с 30–40 % до 5–8 %, аварийность по вине персонала уменьшается на 40–70 %, надежность систем управления повышается на 10–25 %, затраты на подготовку специалистов уменьшаются на 30–40 %.Необходимость в проведении ППО возникает не всегда. ППО необходим и эффективен только в тех случаях, когда существенна доля лиц, не справляющихся с обязанностями после обучения; когда ошибка специалиста, допущенная по причине несоответствия требованиям профессиональной деятельности, сопряжена с большими материальным или моральным ущербом, чревата опасностью для жизни людей; при высокой стоимости обучения и значимости профессиональных задач.Ежегодная статистика аварий и катастроф, связанных с ошибочными действиями специалистов, показывает актуальность проблемы профотбора.Последовательность разработки критериев оценки профпригодности в интересах профотбора в общем виде сводится к следующему. На первом этапе после обоснования цели и задач этой оценки обосновывают профессиональные требования к специалисту, для чего проводят исследование и оценку условий его предстоящей профессиональной деятельности, анализ трудового процесса.На основе профессиографического анализа определяют профессионально важные психологические и психофизиологические качества, необходимые для успешного обучения и профессиональной деятельности по специальности. Затем проводится экспериментальная проверка надежности, дифференцированности и прогностической валидности методик, позволяющих оценить комплекс ПВК специалиста, и разрабатываются критерии профпригодности. На этом этапе оценивают корреляцию между успешностью обучения (деятельности) и результатами оценки специалиста по каждой методике, а также результатами оценки его профпригодности с помощью всей совокупности методик.С целью выбора наиболее адекватных и исключения малоинформативных методик применяют различные методы одномерной (корреляция, непараметрические и параметрические критерии) и многомерной (регрессионный, дискриминантный анализ и др.) статистики. После этого проводится разработка алгоритма (решающего правила) оценки профпригодности. Наиболее часто для этих целей используют множественный регрессионный анализ, основанный на связях психофизиологических свойств с «внешними критериями», под которыми понимаются качество (успешность) обучения или деятельности. Реже применяют дискриминантный анализ, основанный на различиях показателей психологических качеств в различных группах.Итогом этой работы является обоснование необходимого и достаточного набора психодиагностических методик, позволяющих с достаточной вероятностью прогнозировать профессиональную пригодность кандидата. В последующем проводится оценка эффективности разработанного алгоритма и критериев оценки профессиональной пригодности и вырабатываются рекомендации по их практическому использованию.В практике профотбора используются различные методики оценки профессиональной пригодности, среди них – наблюдение, беседа и экспертная оценка. Указанные методы дают возможность глубокой, но преимущественно качественной, описательной оценки ПВК личности. Кроме того, одни из них требуют длительного обследования, другие – всесторонних знаний о кандидате, о его поведении в реальных, в том числе и в экстремальных, условиях.В настоящее время в практику профотбора широко внедряются психодиагностические тестовые методы, которые можно разделить на следующие группы: тесты для исследования основных свойств ВНД, психодиагностические методики для исследования эмоционально-волевых и характерологических особенностей личности, интеллектуальные и психометрические тесты.По результатам ППО выносится одно из следующих заключений:рекомендуется в первую очередь – первая категория профессиональной пригодности (полностью соответствует предъявляемым требованиям обучения или деятельности);рекомендуется – вторая категория профпригодности (в основном соответствует предъявляемым требованиям);рекомендуется условно – третья категория профпригодности (частично соответствует предъявляемым требованиям);не рекомендуется – четвертая категория профпригодности (не соответствует предъявляемым требованиям).Лица, имеющие четвертую категорию профпригодности, к обучению или деятельности не допускаются, имеющие третью категорию – допускаются при отсутствии необходимого числа кандидатов.Индивидуально-психологические особенности субъекта экстремальной деятельности (каким он должен быть) по Дергачу:1. Сильная личность2. с развитой антиципацией – умением точно, далеко и надежно прогнозировать, предвосхищать развитие ситуации.3. С высоким уровнем саморегуляции – умение управлять своим состоянием, высокая работоспособность, стрессоустойчивость, постоянная готовность к экстренным действиям, способность мобилизовать свои ресурсы в необходимый момент.4. Умение принимать решения, смелость в принятии решений, надежность решений, их своевременность и точность.5. Креативность – умение нестандартно, но эффективно решать профессиональные задачи6. Высокая и адекватная мотивация достижений. При этом мотивация избегания неудачь не должна быть нулевой, иначе решения будут поспешными и опрометчивыми.ЗаключениеПрофессиональная компетентность является интегральной характеристикой деловых и личностных качеств специалиста, которая отражает уровень знаний, умений, опыт, необходимые в целях реализации конкретного рода деятельности.Экстремальность - объективно-субъективное явление. Объективно экстремальные условия - это реальные угрозы, опасности и трудности. Однако человек, социальная группа имеют выбор не только между избеганием или принятием их как нежелательного зла, но могут добиться успеха, если отнесутся к экстремальным условиям как к необходимому элементу своей профессиональной жизнедеятельности. Тогда вектор деятельности будет направлен на преодоление «экстремальности» ситуации на основе ее познания, осмысление, правильной оценки. Экстремальные условия жизнедеятельности специалистов объективно не противостоят им, а определяют условия и являются необходимым компонентом жизнедеятельности.Профессиональная деятельность специалистов экстремального профиля (спасатели, пожарные, оперативные дежурные) оказывает существенное влияние на их смысловую сферу, инициируя изменения в коммуникативной, эмоционально-потребностной, мотивационной сферах, а также в специфике самосознания, самооценки и саморефлексии. Влияние на смысловую сферу личности у спасателей и пожарных зависит от уровня экстремальности и стажа профессионального деятельности, при этом для спасателей и пожарных с длительным стажем трудовой деятельности, характерен средний уровень коммуникативности; средний уровень стрессо-устойчивости, средний уровень осмысленности жизни, низкие показатели «внутренней конфликтности» и «самообвинения» при высоком уровне показателей «самоуверенности», «саморуководства» и «самоценности», высоковыраженные внутренние мотивы деятельности У оперативных дежурных с длительным стажем трудовой деятельности коммуникативность на уровне выше среднего, стрес-соустойчивость несколько ниже среднего уровня. Выраженность всех показателей осмысленности жизни у оперативных дежурных находится на среднем уровне при наиболее низких значениях таких показателей, как «внутренняя конфликтность» и «самообвинение», а наиболее высокие значения выявляются по шкалам «самоуверенность», «отраженное самоотношение» и «самоценность». Изменения в смысловой сфере личности специалистов экстремальных профессий имеют инвариативные и вариативные особенности, в зависимости от направленности профиля экстремальной деятельности (спасатели, пожарные, оперативные дежурные), а также обуславливают самоотношение, отношение к социальным и жизненным ценностям, изменения в коммуникативной сфере, в характере и степени выраженности приспособления к экстремальным условиям деятельности.Список использованных источников
2. Аспедников, М. Г. Личностные качества в структуре профессионально важных качеств спасателей МЧС / М. Г. Аспедников. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 229-231.
3. Барышникова И.Е. Профессиональная компетентность: виды, структура и современные подходы. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - № 3 , 2012. – С. 80-69.
4. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности [Текст]: Учебное пособие для вузов //В. А. Бодров. — М.: ПЕРСЭ, 2001–511 с.
5. Бучек А.А., Еромоленко А.В. 5. Акмеологические инварианты профессионализма: к постановке проблемы. // Вестник Кемеровского государственного университета. - № 2 (66), 2016. – С. 73-76.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический Проект, 2003. – 336 с.
7. Калпакова Н.А., Степанова В.В. Психологические особенности людей, занимающихся экстремальными видами спорта. // ООО "Консалтинговая компания Юком. - № 12-3 (14), 2015. – С. 275-278.
8. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Академический Проект, 2009. - 943 с.
9. Кочетков М. В. Профессионально важные качества, обеспечивающие надежность деятельности специалистов экстремального профиля [Текст] /М. В. Кочетков // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. — 2016. — № 2–3 (2627). — С. 11–14.
10. Магда В.А. Психологические особенности профессиональной деформации специалистов экстремального профиля деятельности // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». [Электронный ресурс] URL: https://psyjournals.ru/kochenovskie_chteniya_2010/issue/41451_full.shtml
11. Мансури О.В. Психологические особенности личности специалистов экстремальных профессий с длительным стажем трудовой деятельности: диссертация ... кандидата Психологических наук:, 2019.- 242 с.
12. Новиков А.М., Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. - М.: ЭГВЕС, 2009. - 456 с.
13. Погорелов А.Г. Компетентность в экстремальной профессиональной деятельности. // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - №, 2007. – С. 1-5.
14. Психологическая устойчивость человека в чрезвычайных ситуациях [Текст]: учебное пособие / сост. Д. Р. Мерзлякова. — Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2014. — 205 с.
15. Психология экстремальной деятельности: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Токмаков Д.Г., Калининград, 2010. – 500 с.
16. Смирнов Б.А., Е.В. Долгополова Психология деятельности в экстремальных ситуациях. X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007, - 276 с.
17. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. // Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 512 с.
18. Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика. – М.: Медицинское информационное агентство, 2007. - 784 с.
Вопрос-ответ:
Какие навыки необходимы специалисту, работающему в экстремальных условиях?
Специалисту, работающему в экстремальных условиях, необходимы разносторонние навыки, такие как умение принимать решения в условиях стресса, умение работать в команде, знание основных правил и процедур, ориентация в пространстве и многое другое.
Что такое экстремальные ситуации?
Экстремальные ситуации - это ситуации, которые характеризуются высоким уровнем опасности, неопределенностью и неожиданностью. Они могут возникнуть в различных областях деятельности, например, при производстве, спасательных операциях, спорте и т.д.
Как проявляются профессиональные навыки в экстремальных ситуациях?
В экстремальных ситуациях профессиональные навыки проявляются через возможность быстрого и правильного реагирования на изменяющиеся обстоятельства, умение принимать решения в условиях ограниченной информации, способность работать в команде и эффективно взаимодействовать с другими специалистами.
Какие изменения в общественной жизни привели к увеличению количества профессий, работающих в экстремальных условиях?
В последние 10-15 лет произошли изменения в общественной жизни, которые повлекли за собой увеличение количества профессий, работающих в экстремальных условиях. Это связано с развитием новых отраслей, таких как IT-индустрия, космонавтика, фармацевтика, спорт и др., а также с повышением потребности в защите окружающей среды, безопасности и спасательных операциях.
Какие навыки являются основными для пожарного, работающего в экстремальных условиях?
Основными навыками, необходимыми для пожарного, работающего в экстремальных условиях, являются знание техники пожаротушения, умение ориентироваться в дыму и мрачной обстановке, умение принимать решения в сжатые сроки, способность работать в команде и выполнять свои обязанности безупречно даже в стрессовых ситуациях.
Чему равно количество профессий, чьи представители трудятся в экстремальных условиях?
Количество профессий, чьи представители трудятся в экстремальных условиях, повысилось в последние 10-15 лет.
Какие изменения в общественной жизни привели к увеличению числа профессий в экстремальных условиях?
Изменения в общественной жизни в последние 10-15 лет привели к тому, что количество профессий чьи представители трудятся в экстремальных условиях повысилось.
В каких ситуациях профессиональные навыки могут проявиться в экстремальных условиях?
Профессиональные навыки специалистов могут проявиться в экстремальных ситуациях, таких как пожары, аварии, стихийные бедствия и другие опасные ситуации.