Борьба плоти и духа в православной аскетике по книге Ж.К.Ларше " Исцеление духовных болезней

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 32 32 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 11.03.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Человек в системе взглядов Ж.-К. Ларше 7
1.1. Образ человека в восточном христианстве 7
1.2. Болезни по Ж.-К. Ларше 11
Глава 2. Взаимосвязь духовных и психических расстройств 12
2.1. Духовные болезни 12
2.2. Психические болезни 13
Заключение 28
Список литературы 29
Фрагмент для ознакомления

Вера не способна к обнаружению всей страсти, которые находятся в человеке, посколькуесть вера, но, не живя в соответствии с добродетелями, которые ею предписываются некоторые из них остаются в той или иной степени неосознанными. Более того, и жизнь согласно добродетелям, или возрастание на пути аскезы, также, утверждает Ларше, не может гарантировать полное освобождение от всех страстей. Согласно учению Жан-Клода Ларше, страсти могут проявляться из бессознательного, прячась там в ожидании удобного момента. Духовная работа человека самим над собой предполагает, прежде всего, работу над сознанием, которое будет бороться с бессознательным – тем природным, животным, что сидит в человеке всю его земную жизнь. Ларше говорит о таком явлении, как анергизия, при котором страсти человека, работающего над собой, исполняя добродетели, могут сохраняться у него в бессознательном очень долгое время, пока не возникнет триггер, который «разбудит» страсти.При этом часть неискорененных страстей из-за своего патогенного характера могут развиватьсядаже вне сознания. В такой парадигме отношений страстей и бессознательного индикатором того, что человек отошел или еще нет от страстей, являются искушения, сила которых может меняться в зависимости от уровня развития духовных сил, а также как «глубоко» в бессознательном остались страсти. Аскеза в этом плане является лучшим методом избавления от страстей, поскольку, удаляясь в аскезу, человек удаляется от соблазна, вызывающие страсти. Однако вместе с этим человек удаляется от искушений, поэтому нельзя в полной мере говорить о том, что аскеза полностью лечит от страстей, скорее создает возможности изолировать их. Ларше сравнивает разницу между человеком, вступившим на путь аскезы, и человеком, этого еще не сделавшим, такая же, как между слепым и зрячимОписывая две области бессознательного необходимо увидеть и понять, что сами по себе они, отличаясь от страстей, паразитирующих на них, не являются патогенными. Сама область бессознательного не является причиной многих психических расстройств. Проблема заключается в том, как именно человек рассматривает своей бессознательное и себя в бессознательном – эдакая двойственность, возникающая при самоанализе бессознательного самого себя.Современная жизнь немного отошла от понятий «хорошо»/«плохо», которыми пользуются в религии. Не все то, что хорошо для сегодняшнего общества, может быть также оценено с точки зрения догматики. Это расхождение возникает на основе свободной воле личности в выборе путей: к Богу и добродетелям илинапротив – от Бога в направлении противоречий Его воле.Проблема благобытия и злобытия по Ларше зависит напрямую от качества духовной жизни, которая направляет человека. Благобытие – это путь по течению реки – по воле Бога в согласии и гармонии с собой (логосом) и другими Божьими творениями. Злобытие – путь обратный и включает в себя абсолютно противоположные благобытию характеристики.Рассматривая первый случай, несмотря на двойственность бессознательного, согласованность тропоса существования и логоса природы есть позволение воизбежания бессознательного конфликта, тогда как во втором, его неизбежность. В патристическом наследии, — данный конфликт воли носит природный характер и волю гномическую. В то же время как человек ведет образ жизни, который противоречит логосу природы, несмотря на обратную направленность тропоса, или способа в его существовании, всё равно продолжает наличествовать в нём, динамично ориентируя природу к Богу. Если упрощать максимально, то это не будет всё же ошибкой говорить о том, что для Ларше бессознательный конфликт возникает в столкновении того, что человек желает в своей глубинной природе и той жизнью, которую он часто ведёт. Французский философ, полагает, что данный такой конфликт, находится в основании возникновения всех духовных болезней и их патологических эффектов, как в психической, так и в телесной жизни человека. Если подвергать анализу духовные болезни, то характер носит бессознательные импульсы, мысли, состояния, поведение, склонности и патологические тенденции. Втом начинании, чтобы поддерживать и подпитывать их, приводя к абсолютному нечувствию собственного патогенного состояния, а поведение человека можно будет охарактеризовать как склонность к псевдоценностям, которая ведетк конечному итогу- к патологиям. Какой хочется подвести итог информации, которая была полностью проанализирована и проработана? Важна необходимость в том, чтобы отметить, что Ларше — достаточно редкий представитель современной православной мысли, кто, несмотря на критику в адрес психоанализа, в первую очередь Фрейда и Юнга, может грамотно достаточно выделять их подходы и ряд достаточно положительных моментов. У Ларшеесть главное – это подчёркивание той самой важной роли, что в истории психотерапии занимает понятие бессознательного. Ларше, отказываясь, как и Франкл, видеть в нём только инстинктивное измерение, которое установлено Фрейдом, вносит предложение к обращению своего внимания на духовное измерение бессознательного или на духовное бессознательное, которое в его собственных построениях может выступать в роли звена, которое выступает в роли связуещего звена - между христианской аскетической традицией и различного рода дисфункциями человеческой природы. Понятие, которое представлено как духовное бессознательное совершенно не проявляется как калькасхожих концептов из современных теорий. «Бессознательное бегства от Бога» и «бессознательное любви к Богу» являются собственно концептами Ларше и, вне всякого сомнения, основаны на более древней патристической литературе, чем концепт бессознательного Фрейда, или духовного бессознательного Франкла, что свидетельствует о том, что озвученная проблематика имеет более глубинные корни и разработанность, чем принято считать. Философия может носить терапевтический характер и терапевтическую практикуили анализ, вместе они позволяют утверждать, что философскотеологическое наследие Ларше, как и его взгляд на философское знание как таковое, имеет ярко выраженную терапевтическую направленность. Идея, что философия — не что иное, как своего рода терапевтическая практика, восходит к древности. Не ставя перед собой цели анализа для аргументации каждой из сторон, курсовое исследование может ограничиться задачей в установлении допустимости определения системы, которая разработанаЛарше, как терапевтической модели философии, на что, можно полагать, есть достаточно весомое количество аргументов. Жан-Клод Ларше в своих исследованиях стремиться показать, что традиции восточного аскетизма, выработанные и описанные в восточнохристианских догматах учениях о вере, являются практикоприменимыми и очень актуальными в условиях современного мира. Сегодня человек представляет собой, по большей части, постепенно удаляющееся от Бога создание, которое ищет спасение от болезней исключительно в физически выраженных лекарствах. Однако проблемы болезни по Ларше – это проблемы, прежде всего, духа и душевного состояния человека. Корреляция физического и психо-эмоционального здоровья человекаи его духовной силы представлена прямой зависимостью в учениях Ларше. Жан-Клод Ларше старается свою философию определить как практикоориентированное знание, чего нельзя сказать о тотальном большинстве философских течений, где основой является теория без точного руководства к действию. Научная новизна Ларше заключается именно в практике, поскольку он синтезировал медицину и философию на основе богословия, таким образом создав все условия, по которым заболевания человека – это продукт деятельности самого человека.ЗаключениеЖан-Клод Ларше первый из философов религиозного направления, который изучил проблему болезней и здоровья с позиции антропологии и православной этики, таким образом, включив в современную философия религии ряд новых вопросов и проблем. Соединив традиции восточной патристики с такими науками, как биология, анатомия и антропология, Ж.-К. Ларше пришел к выводу, что духовная и душевная составляющая человека сильно виляет на физическое здоровье человека. Психо-соматические связи, формирующиеся в человеке современного мира, который постепенно секуляризируется, представляют особый интерес в парадигме философских воззрений французского философа. Это позволяет назвать Жан-Клода Ларше первопроходцем в терапевтическом подходе к проблемам философии, богословия и религиоведения. Ларше использует в своих философских концепциях проблему болезни как состояние человечества после грехопадения. Ей оппонирует точка зрения того, что человек может считаться здоровым лишь тогда, когда будет стараться принимать облик первочеловека – Адама, который был создан по образу и подобию Создателя. Однако это не столько новое, сколько то, что Ларше принял из восточной патристики и в целом христианского вероучения. Методики, которыми пользовался и пользуется философ в своих научных изысках, подразумевают междисциплинарный подход, соединяющий, казалось бы, несовместимое. При этом Ж.-К. Ларше считает, что не все болезни можно отнести исключительно к той парадигме – есть формы заболеваний, чье происхождение исключительно соматическое.Завершая исследование, хотелось бы отметить ту новизну, которая содержится в трудах французского философа-мыслителя. Сочетая проблемы современного человека с восточно-христианской философией, Ларше проводит параллели относительно нынешнего состояния общества и человека. Ларше не противопоставляет науку и религию, делая акцент на чем-то одном, а гармонично сочетает те достижения обеих областей, которыми пользуемся мы сегодня. Проблема современного человека не отражается в изысках антропологов, поскольку те отделяют религию и Бога от человека, что по своей сути является весьма не правдоподобным, учитывая количество верующих. Позиция Ларше занимает новую нишу в философии религии и антропологии, поскольку до него было не было таковых исследований, посвященных человеку и обществу XXI века.Список литературы1. Ларше Ж.-К. Бог не хочет страдания людей. М.: Паломник, 2014. 160 c. 2. Ларше Ж.-К. Болезнь в свете православного вероучения / Пер. С фр. Кузнецовой. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. 176 c. 3.Ларше Ж.-К. Исцеление духовных болезней. Введение в аскетическую традицию Православной Церкви / Жан-Клод Ларше; ответ.ред. игум. Дионисий (Шленов); пер. с фр. под.ред. А. О. Солдаткиной. Сергиев Посад, 2018. 763 c. 4. Ларше Ж.-К. Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков / Пер. с франц.: иер. Саввы (Тутунова) и Ольги Пильщиковой - 3-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. 224 c. 5. Ларше Ж.-К. Монашеские труды имеют основополагающее значение для всякого христианина, который стремится вести глубокую духовную жизнь (Интервью). [Электронный ресурс] URL: http://doctoranture.com/publications/1770-zhan-klod-larshe-monasheskietrudy-imeyut-osnovopologayushchee-znachenie-dlya-vsyakogo-khristianinakotoryj-stremitsya-vesti-glubokuyu-dukhovnuyu-zhizn (дата обращения: 13.07.2018). 6. Ларше Ж.-К. О принципах правильного использования патристических исследований в православном богословии / Пер. с фр. П. К. Доброцветова // Проблемы методологии богословских и патристических исследований. Международная научно-богословская конференция. Москва, Сретенская Духовная Семинария, 17 мая 2019 г. [Электронный ресурс] URL: https://mpda.ru/publications/o-principah-pravilnogoispolzovanija-patristicheskih-issledovanij-v-pravoslavnom-bogoslovii/ (дата обращения: 16.07.2019). 149 7. Ларше Ж.-К. Преподобный Максим Исповедник - посредник между Востоком и Западом / Пер. с франц. О. Николаевой. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. 272c. 8. Ларше Ж.-К. Самотождество во Христе // Вода Живая. 2014. № 5. [Электронный ресурс] URL: http://aquaviva.ru/journal/?jid=53534#adimage-0 (дата обращения: 25.03.2018). 9. Ларше Ж.-К. Старец Сергий / Пер. с фр. У. Рахновской. - Изд. 2-е. М.: ПСТГУ, 2013. 212 с. 10. Ларше Ж.-К. Что такое богословие? // Вестник ПСТГУ. СерияI: Богословие. Философия. 2012. Вып. 3 (41). C. 117-131. 11. Larchet J.-C. Ancestral Sin According to St Maximus the Confessor: a Bridge between the Eastern and Western Conceptions // Sobornost. 1998. Vol. 20. P. 26-48.Сочинения других авторов12. Максим Исповедник, прп. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы) / Перевод с греческого и примечания архимандрита Нектария. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. 464 c. 13. Максим Исповедник, прп. Творения, кн. 2. М.: Мартис, 1994. 347 с. Исследования15. Авдеев Д. О психических расстройствах и патологии духа. М.: Институт проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям, 2013.16.Адо П. Духовные упражнения и античная философия / Пер. с франц. при участии В. Л. Воробьева. М.; СПб.: Изд-во «Степной ветер»; ИД «Коло», 2005. 448 с. 154 17. Адо П. Философия как способ жить: Беседы с ЖанниКарлие и Арнольдом И. Дэвидсоном / Пер. с франц. В. А. Воробьева. М.; СПб.: Изд-во «Степной Ветер»; ИД «Коло», 2005. 288 с. 18. Aтанасиje (Jeвтиh), еп. Предговор // Жан Клод Ларше. Христолошкапитања. Поводом пројектасједињењаПравославнеЦркве и Цркава Не-халкидонцких: Проблемитеолошки и еклисиолошкинисурешени. Требиње, 2001. P. 68-69. 19. Aтанасиje (Jeвтиh), еп. Предговор // Жан Клод Ларше. ПУТ, ИСТИНА, ЖИВОТ. Огледи из правосавне духовности и теологије. Београд: Центарзацерквенестудијем Ниш - Арслибри, 2003. P. 7-10. 20. Aтанасиje (Jeвтиh), еп. Предговор // Жан Клод Ларше. Теологија тела. Хришћанскопоимање тела људског по ОцимаЦркве. VranjtsietTrebinje, 2005. P. 7-9. 21. Балагушкин Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий. М.: ИФ РАН, 2003. 218 с. 22. Блейн Э. Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. М.: Прогресс-Культура, 1995. 416 с. 23. Бортник С. М. Богословие общения и богословие подражания Христу в современной православной мысли // Труды киевской духовной академии. 2016. № 24. С. 99-124.24. Захаров Г.Е. Тринитарные споры IV в. в свете неопатристического синтеза прот. Георгия Флоровского // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 1 (38). С.118-128. 25. Власова О. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: История, мыслители, проблемы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. 640 c. [Электронный ресурс] URL: http://fictionbook.ru/author/olga_vlasova/fenomenologicheskaya_psihiatriya _i_yekzi/read_online.html?page=1 (дата обращения: 21.03.2018).26.Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. Сергиев Посад: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2015. 368 c. 27. Интервью с профессором Жаном-Клодом Ларше / Пер. с фр. Александровой К. А. - Материалы кафедры богословия: 2012-2013 годы. Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 2013. C.406-436.

1. Ларше Ж.-К. Бог не хочет страдания людей. М.: Паломник, 2014. 160 c.
2. Ларше Ж.-К. Болезнь в свете православного вероучения / Пер. С фр. Кузнецовой. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. 176 c.
3.Ларше Ж.-К. Исцеление духовных болезней. Введение в аскетическую традицию Православной Церкви / Жан-Клод Ларше; ответ.ред. игум. Дионисий (Шленов); пер. с фр. под.ред. А. О. Солдаткиной. Сергиев Посад, 2018. 763 c.
4. Ларше Ж.-К. Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков / Пер. с франц.: иер. Саввы (Тутунова) и Ольги Пильщиковой - 3-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. 224 c.
5. Ларше Ж.-К. Монашеские труды имеют основополагающее значение для всякого христианина, который стремится вести глубокую духовную жизнь (Интервью). [Электронный ресурс] URL: http://doctoranture.com/publications/1770-zhan-klod-larshe-monasheskietrudy-imeyut-osnovopologayushchee-znachenie-dlya-vsyakogo-khristianinakotoryj-stremitsya-vesti-glubokuyu-dukhovnuyu-zhizn (дата обращения: 13.07.2018).
6. Ларше Ж.-К. О принципах правильного использования патристических исследований в православном богословии / Пер. с фр. П. К. Доброцветова // Проблемы методологии богословских и патристических исследований. Международная научно-богословская конференция. Москва, Сретенская Духовная Семинария, 17 мая 2019 г. [Электронный ресурс] URL: https://mpda.ru/publications/o-principah-pravilnogoispolzovanija-patristicheskih-issledovanij-v-pravoslavnom-bogoslovii/ (дата обращения: 16.07.2019). 149
7. Ларше Ж.-К. Преподобный Максим Исповедник - посредник между Востоком и Западом / Пер. с франц. О. Николаевой. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. 272c.
8. Ларше Ж.-К. Самотождество во Христе // Вода Живая. 2014. № 5. [Электронный ресурс] URL: http://aquaviva.ru/journal/?jid=53534#adimage-0 (дата обращения: 25.03.2018).
9. Ларше Ж.-К. Старец Сергий / Пер. с фр. У. Рахновской. - Изд. 2-е. М.: ПСТГУ, 2013. 212 с.
10. Ларше Ж.-К. Что такое богословие? // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 3 (41). C. 117-131.
11. Larchet J.-C. Ancestral Sin According to St Maximus the Confessor: a Bridge between the Eastern and Western Conceptions // Sobornost. 1998. Vol. 20. P. 26-48.

Сочинения других авторов
12. Максим Исповедник, прп. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы) / Перевод с греческого и примечания архимандрита Нектария. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. 464 c.
13. Максим Исповедник, прп. Творения, кн. 2. М.: Мартис, 1994. 347 с.


Исследования
15. Авдеев Д. О психических расстройствах и патологии духа. М.: Институт проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям, 2013.
16.Адо П. Духовные упражнения и античная философия / Пер. с франц. при участии В. Л. Воробьева. М.; СПб.: Изд-во «Степной ветер»; ИД «Коло», 2005. 448 с. 154
17. Адо П. Философия как способ жить: Беседы с Жанни Карлие и Арнольдом И. Дэвидсоном / Пер. с франц. В. А. Воробьева. М.; СПб.: Изд-во «Степной Ветер»; ИД «Коло», 2005. 288 с.
18. Aтанасиje (Jeвтиh), еп. Предговор // Жан Клод Ларше. Христолошка питања. Поводом пројекта сједињења Православне Цркве и Цркава Не-халкидонцких: Проблеми теолошки и еклисиолошки нису решени. Требиње, 2001. P. 68-69.
19. Aтанасиje (Jeвтиh), еп. Предговор // Жан Клод Ларше. ПУТ, ИСТИНА, ЖИВОТ. Огледи из правосавне духовности и теологије. Београд: Центар зацерквене студијем Ниш - Арс либри, 2003. P. 7-10.
20. Aтанасиje (Jeвтиh), еп. Предговор // Жан Клод Ларше. Теологија тела. Хришћанско поимање тела људског по Оцима Цркве. Vranjtsi et Trebinje, 2005. P. 7-9.
21. Балагушкин Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий. М.: ИФ РАН, 2003. 218 с.
22. Блейн Э. Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. М.: Прогресс-Культура, 1995. 416 с.
23. Бортник С. М. Богословие общения и богословие подражания Христу в современной православной мысли // Труды киевской духовной академии. 2016. № 24. С. 99-124.
24. Захаров Г.Е. Тринитарные споры IV в. в свете неопатристического синтеза прот. Георгия Флоровского // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 1 (38). С.118-128.
25. Власова О. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: История, мыслители, проблемы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. 640 c. [Электронный ресурс] URL: http://fictionbook.ru/author/olga_vlasova/fenomenologicheskaya_psihiatriya _i_yekzi/read_online.html?page=1 (дата обращения: 21.03.2018).
26.Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. Сергиев Посад: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2015. 368 c.
27. Интервью с профессором Жаном-Клодом Ларше / Пер. с фр. Александровой К. А. - Материалы кафедры богословия: 2012-2013 годы. Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 2013. C.406-436.

Вопрос-ответ:

Какие основные понятия рассматривает Ж.К. Ларш в книге "Исцеление духовных болезней"?

В книге рассматриваются основные понятия православной аскетики, такие как борьба плоти и духа, образ человека в восточном христианстве, духовные и психические болезни.

Что означает борьба плоти и духа в православной аскетике?

Борьба плоти и духа в православной аскетике означает стремление контролировать свои страсти и желания, подавлять греховные помыслы и привычки, чтобы достичь духовного совершенства и приблизиться к Богу.

Какие болезни рассматриваются в книге Ж.К. Ларше?

В книге рассматриваются духовные и психические болезни. Духовные болезни связаны с духовной жизнью, такие как гордыня, ревность, лень и другие. Психические болезни связаны с нарушениями психического состояния, такие как депрессия, тревожность, шизофрения и другие.

Какую роль играет вера в обнаружении страстей в человеке?

Вера сама по себе не способна обнаружить все страсти, которые находятся в человеке. Однако, вера является основой для добродетелей и ведет к преодолению страстей через жизнь в соответствии с божественными заповедями и добрыми делами.

В чем состоит взаимосвязь духовных и психических расстройств?

Духовные и психические расстройства могут быть взаимосвязаны, так как психическое состояние человека может оказывать влияние на его духовную жизнь, а духовное состояние может влиять на психическое состояние. Например, духовные болезни могут приводить к психическим расстройствам, а психические расстройства могут затруднять духовное восстановление.

Какие болезни рассматривает Ж.К. Ларш в своей книге "Исцеление духовных болезней"?

Ж.К. Ларш рассматривает как духовные, так и психические болезни.

В чем состоит борьба плоти и духа в православной аскетике?

Борьба плоти и духа в православной аскетике заключается в подавлении и преодолении страстей и греховных желаний плоти, с целью приближения к Богу и достижения духовного совершенства.

Какие болезни рассматривает Ж.К. Ларш в своей книге "Исцеление духовных болезней"? Каким образом они связаны между собой?

Ж.К. Ларш рассматривает духовные и психические болезни, при этом подчеркивая их взаимосвязь и влияние одних на другие. Он считает, что духовные болезни могут привести к психическим расстройствам, а психические болезни могут усложнить духовное состояние человека.

Что представляет собой человек в восточном христианстве?

В восточном христианстве человек рассматривается как единство души и тела, а также как образ Божий, который обладает свободой воли и способностью к духовному развитию. Основными ценностями считаются духовная жизнь, добродетель и стремление к Богу.

Почему вера не способна обнаружить все страсти, находящиеся в человеке?

Вера не способна обнаружить все страсти, находящиеся в человеке, потому что она лишь верой, без практического исполнения добродетелей, не может полностью проникнуть в глубину человеческой души и раскрыть все ее скрытые страсти и грехи.