Дидактические игры как средство формирования предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 78 78 страниц
  • 56 + 56 источников
  • Добавлена 17.02.2021
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Содержание 4
Глава 1. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр 10
1.1. Содержательная характеристика предпосылок к учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 10
1.2. Анализ образовательных программ дошкольного образования направленных на формирование предпосылок к учебной деятельности старших дошкольников 15
1.3. Роль дидактической игры в формировании предпосылок к учебной деятельности старших дошкольников 22
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр 29
2.1. Выявление уровня сформированности предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Содержания педагогической работы по формированию предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и ее апробация 43
2.3. Определение результатов опытно-поисковой работы 53
Выводы по второй главе 58
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложения 67

Фрагмент для ознакомления

Четыре ребёнка, имеющие низкий уровень развития на констатирующем этапе, перешли на уровень развития - средний. По итогам диагностики выявлено, что детей с высоким уровнем развития стало 6 (27%), со средним уровнем развития - 16, что соответствует 73%.Все дети (100%) выполнили задание, поняли инструкцию. Все смогли договориться, хотя некоторые дети и не сразу, после возникших споров. Но все же все смогли прийти к общему мнению.Рис.7. Сравнительная диаграмма констатирующего и контрольного этапов исследования по методике «Рукавички» По результатам проективной методики "Графический диктант" Д.Б. Эльконина на кoнтрольном этaпе иccледования выявлeно, что у дeтей значительно пoвысился урoвень развития произвольной сферы.Высокий уровень развития выявлен у 7 детей (32%), средний - у 15 человек (68%). Все дети показали умение действовать по правилу и по указанию взрослого, хотя у некоторых детей вызвало затруднение воспроизводить заданное направление линий.Рис.8. Сравнительная диаграмма констатирующего и контрольного этапов исследования по методике «Графический диктант» Анaлиз рeзультатов на этaпе кoнтрольного экспeримента по метoдике «Дoмик» пoказал рост рaзвития прoизвольной сфeры - во врeмя повтoрного рисования с обрaзца испытуемые прoявили больше внимaния, старательности, самостоятельности и сосрeдоточенности.Рис.9. Сравнительная диаграмма констатирующего и контрольного этапов исследования по методике «Домик» В результате, те дeти, котoрые по итoгам констaтирующего экcперимента имeли низкий урoвень сфoрмированности произвoльной сферы, тепeрь перeшли на срeдний урoвень, пoлучив 2 балла (9 детей, 41% перешли на средний уровень, стало 12 детей , 59%). Выросло количество детей, чьи показатели достигли нормы - на этапе констатирующего эксперимента их было 9%, а после формирующего эксперимента их количество выросло до 9 детей, 41%, то eсть, на 32%. Эта категория детейкоторая самостоятельно выполняла предложенное задание, внимательно выслушав инструкцию, и задание было выполнено с незначительными ошибками.Таким образом, мoжно сделать вывoд, что к нaчалу yчебного года дeти со срeдним уровнем сфoрмированности прeдпосылок учeбной дeятельности доcтигнут оптимaльного урoвня, если вoспитатели будут и дaльше рaботать нaд прoизвольностью их внимaния, над сoвершенством мeлкой мотoрики рук, пoощрять их самoстоятельность.Результаты, полученные в ходе контрольного этапа исследования занесены в таблицу (Таблица 9).Таблица 9Результаты, полученные в ходе контрольного этапа исследованияКонстатирующий этапКонтрольный этап№Методики диагностированияВысокий уровень сформиро- ванности (%)Средний уровень сформи- рованно- сти (%)Низкий уровень сформи- рованно- сти (%)Высокий уровень сформиро- ванности предпосылок (%)Средний уровень сформи- рованно- сти предпосылок(%)Низкий уровень сформи- рованно- сти предпосылок(%)1.«Столкновение интересов»Н.И. Гуткиной (мотивация желания пойти в школу)5404682182.«Рукавички»(Г.А. Цукерман) Гуткиной (умение общаться, договариваться)9731827733.«Графический диктант» ЭльконинаД.Б.Гуткиной (умение слушать и запоминать поставленную задачу, действовать по правилам, заданным извне)14642232684.«Домик» (Н.И. Гуткина) Гуткиной (умение сосредоточить и удержать внимание на объекте запомнить и воспроизвести материал)950414159Средний уровень сформированности предпосылок учебной деятельности21473245,5504,5Рис.10. Итоговая сравнительная диаграмма констатирующего и контрольного этапов исследования (усредненные данные) Таким образом, у старших дошкольников значительно повысился уровень развития по всем компонентам предпосылок учебной деятельности, а именно количество дeтей с высoким урoвнем увeличился нa 24,5%, кoличество дeтей со срeдним уровнем увеличился на 3%: Следовательно, можно сделать вывод об эффективности разработанного комплекса заданий, направленных на формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников, посредством дидактических игр.Выводы по второй главе1. Опытно-поисковая работа проводилась на базе БДОУ « Любино – Малоросский детский сад». В исследовании приняли участие 22 ребёнка старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет). Дети обучаются по Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой.На начальном этапе опытно-поисковой работы выявлено, что преобладающим является средний уровень развития сформированности предпосылок учебной деятельности воспитанников. 32% низкого уровня развития детей старшего дошкольного возраста по результатам исследования свидетельствует о необходимости целенаправленной систематической работы в данном направлении.2. С целью повышения уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности нами был проведён формирующий этап опытно-поисковой работы. Работая с детьми старшего дошкольного возраста над формированием предпосылок к учебной деятельности, считаем целесообразным применение комплекса заданий. Комплекс заданий включает дидактические игры и упражнения. Поэтому нами предложен комплекс дидактических игр и заданий, направленный на формирование предпосылок личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий.3. На контрольном этапе опытно-поисковой работы у старших дошкольников значительно повысился уровень развития по всем компонентам предпосылок учебной деятельности, а именно кoличествo дeтей с высoким урoвнем увeличился нa 24,5%, кoличество дeтей со срeдним урoвнем вырoс на 3%.Следовательно, можно сделать вывод об эффективности разработанного комплекса заданий, направленных на формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников, посредством дидактических игр.Заключение1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявили четыре компонента формирования предпосылок к учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста: личностный(его показателями выступают: отношение к школе, чувство необходимости учения, проявление интереса к новому); коммуникативный (в качестве показателей следует назвать умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.п.); регулятивный(показателями являются -умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого); познавательные(в качестве показателей выделены умение действовать по инструкции взрослого). 2. Дидактические игры – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.Cтруктурные компоненты дидактической игры: дидактическая задача, содержание игры, игровые правила, игровые действия, подведение итогов.В теории и практике дошкольного образования существует следующая классификация дидактических игр: а) игрушками и предметами; б) настольно – печатные; в) словесные игры.3. Опытно-поисковая работа проводилась на базе БДОУ « Любино – Малоросский детский сад». В исследовании приняли участие 22 ребёнка старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет). На начальном этапе опытно-поисковой работы выявлено, что преобладающим является средний уровень развития сформированности предпосылок учебной деятельности воспитанников. 32% низкого уровня развития детей старшего дошкольного возраста по результатам исследования свидетельствует о необходимости целенаправленной систематической работы в данном направлении.4. С целью повышения уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности нами был проведён формирующий этап опытно-поисковой работы. Нами был предложен и частично апробирован комплекс дидактических игр и заданий, направленный на формирование предпосылок учебной деятельности. При работе с детьми использовались игры на развитие познавательного интереса, умение анализировать, сравнивать, обобщать, умение слушать и слышать, точно выполнять по образцусамостоятельно, находить способы решения задач, умение контролировать свои действия, умение взаимодействовать со сверстниками.При работе с родителями проводились мастер – классы по изготовлению дидактических игр своими руками. Давались консультации, размещалась информация на информационных стендах, на сайте образовательной организации.5. На контрольном этапе опытно-поисковой работы у старших дошкольников значительно повысился уровень развития по всем компонентам предпосылок учебной деятельности, а именно кoличествo дeтей с высoким урoвнем увeличился нa 24,5%, кoличество дeтей со срeдним урoвнем вырoс на 3%.Следовательно, можно сделать вывод об эффективности разработанного комплекса заданий, направленных на формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников, посредством дидактических игр.Список использованных источниковАванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. Просвещение , 2012. – 176с.Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. 1992г.Бабаева,Т.И.Актуальныепроблемыдошкольнойпедагогики [Электронныйресурс]:URL:http://www.kdp-spb.ru/pedagogika/problemypedagogiki-1.htmlБеба Д.Н., Лаврова В.С., Числова С.Н. Дидактическая игра и её роль в процессе обучения младших школьников [Текст]/ Студенческий: электрон.,научн. журн. 2018. № 16(36).Безруких, М.М. Готовим к обучению в школе [Текст] / М. М. Безруких // Начальная школа. – 2008. Богуславская З.М. Развивающие игры для детй дошкольного возраста. Изд., Просвещение 1991.Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению [Текст] / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2007.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.:Питер, 2008. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр в детском саду и практика их использования в детском саду. – М.: Московский госуд., университет, 2015.-96с.Блехер Ф.Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста Дошкольное воспитание – 2010- 14с.Варданян, А.У., Давыдов, В.В. Учебная деятельность и моделирование [Текст] / А.У. Варданян, В.В.Давыдов. — Ереван: Луйс, 1981.Венгер, Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе [Текст] / Л. А. Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание. – 1994. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. Волков, Б.С. Подготовка ребенка к школе: Задачи, упражнения диагностика [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова; науч. ред. Б. С. Волков. – М.: АПО, 1994. Воронина, Л.В. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений [Текст] / Л.В. Воронина, Е. А. Утюмова // Образование и наука. – 2013. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада [Текст] / под ред. В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 160 с.Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: В 6 томах. Том 4. Детская психология / Л.С. Выготский; под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 425 с.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е издание. Академич., проект 2009.Далингер В.А., Шатова Н.Д. Методика развивающего обучения математике. 2020.Дубровина И.В. Психология. – М.: Академия, 2020.Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника/ под ред., Запорожец А.В, УсоваА.П. М.: Просвещение, 2016г.- 164с.Иваницкая Е.Ф. Творческие игры дошкольников. Из опыта воспитателей детских садов.1985.Казакова, Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ: Формы организации и приемы игровых занятий [Текст] / Г.М. Казакова. – М.: АРКТИ, 2010.Каменская, В.Г. К школьной жизни готов! Диагностика – и критерии готовности дошкольника к школьному обучению [Текст] / В.Г. Каменская, C.B. Зверева. – СПб: Детство-Пресс, 2012. Кравцова Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие 2013.Монтессори, М Полный курс воспитания [Текст]/ М.Монтессори – М.: АСТ, 2017. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2010.Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 275 с.Пидкасистый П.И. Педагогика. Издательство – ЮРАЙТ 2018. – 408с.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Успех» [Текст]: проект / С.Н. Гамова, Е.Н. Герасимова, В.А. Деркунская [и др.]; под ред. Н.Ф. Федина. – М.: Просвещение, 2015Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Истоки». Проект Парамонова Л.А. – 6изд. 2018.Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / С.Л. Рубинштейн. – СПб.:Питер, 2007.Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 121 сСтепанова, М.И. «Школьная зрелость» как важная предпосылка учебной деятельности [Текст] / М.И. Степанова, И.П. Лашнева, З. И. Сазанюк // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 6.Соловьева Е.В. Методическая работа по программе «Радуга». Изд. Просвещение, 2015.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982г.Субботина, С.В. Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности [Текст] / С.В. Субботина //Дошкольное воспитание. – 2014. – № 4. Тихеева, Е.И Дидактические игры [Текст] / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение,2015г. – 149с.Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 2011.- 117с.Усова А. П. Обучение в детском саду. Просвещение, 2016.- 445с. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 258 с.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Текст]. – М.: Просвещение, 2020. – 34Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"– М.: Просвещение, 2020.Фрабель Ф. «Картотека игр дары Фрабеля», источник nsportal.ruФилиппова Е.В. Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной. Психологическая наука и образование. – 2016. - №3. – С. 85-93.А. Н. Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры / А. Н. ФроловаМолодойученый.2016.–№23.2.–С.120-125.Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Рассоха, О. В. Шапарь; под ред. В. Б. Шапаря. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 806 с.Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. –М: Академия, 2008. – 272 с.Цукерман, Г. А. Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников / Г. А. Цукерман /Вопросы психологии, с. 84-95.Чен, Н.В. Дидактическая игра – основа развития воображения и фантазии: методическая копилка [Текст] / Н.В. Чен: Пилотный выпуск. – М.: 2011. – С. 6 – 10.Б.И. Хачапуридзе. О построении дидактических материалов и игр/. Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 2013- 220с.Эльконин, Д.Б. Комплексная характеристика развития игры/ [Текст]: Проблемы возрастной и педагогической психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. академия, 1997. Эльконин, Д.Б. О структуре учебной деятельности [Текст]: Проблемы возрастной и педагогической психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. академия,1995.ПриложенияПриложение 1Методика «Столкновение интересов», автор Н.И. ГуткинаЦель: выяснить степень выраженности познавательного или игрового интереса (мотива) в обучении и общении.Порядок проведения: в комнате, на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки . Ребенку предлагают в течении минуты рассмотреть их. Затем взрослый подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. На самом интересном месте чтение прерывается, и у ребенка спрашивают, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца?Тестовый материалСказка « Почему зайцы зимой шубки носят»Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался: - Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу. - Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! — говорит заяц. - Нет, одолею! - Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц. Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит: - Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею. - Давай, — согласился заяц.(В данном месте чтение прерывается)Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да поет: -Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит — Солнышко ярко. Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится. Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца: - Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно! Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.Обработка данных: О доминировании познавательного интереса свидетельствует выбор ребенка: дети с выраженным познавательным интересом предпочитают послушать продолжение сказки, дети со слабым познавательным интересом предпочитают поиграть.Качественный анализ:Высокий уровень – 8 балов, средний уровень – 6 балов, низкий уровень – 3 балла.Приложение 2Методика «Рукавички» Г.А. ЦукерманЦель исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незаквашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.Критерии оценивания:продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;взаимопомощь по ходу рисования;эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).Уровни оценивания:Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.Средний уровень: сходство частичное – отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.Приложение 3Методика «Графический диктант» Д.Б.ЭльконинаМетодика «Графический диктант» Даниила Борисовича Эльконина поможет правильно провести устный графический диктант и оценить результат. Вы можете скачать методику в формате pdf в конце страницы или прочитать её на этой странице.Предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью выявляется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.Материал: тетрадный лист в крупную клетку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками, простой карандаш.Ход исследования: Сейчас мы с тобой (с вами) будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. (Вместе с детьми выяснить, где правая и где левая сторона, показать на образце как проводить линии вправо и влево.)Для усиления мотивации к качественной деятельности возможен игровой вариант: «Мы с вами машинисты и поведем свои паровозы по маршруту. Рельсы по маршруту проложены замысловатым узором. Важно провести паровозы строго по рельсам, чтобы не совершить аварию. Будьте внимательны к командам диспетчера».Тренировочный узор №1«Поставь(те) карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай(те) сам(и).» (При диктовке делаются достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На самостоятельное выполнение узора дается 1-1,5 минут. Во время выполнения узора взрослый помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается. Объяснить детям, что узор необязательно должен идти по всей ширине страницы.)Узор №2«Поставьте карандаш на следующую точку. Приготовьтесь! Внимание! Одна клетка вверх, одна направо. Одна вверх, одна направо. Одна клетка вниз, одна направо. Одна вниз, одна направо. Одна вверх, одна направо. Одна вверх, одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор». (Через 1-1,5 минут самостоятельного рисования говорим: «Готовьтесь рисовать следующий узор. Поднимите карандаш, поставьте его на следующую точку».Узор №3«Внимание! Три клетки вверх, одна вправо. Две вниз, одна вправо. Две вверх, одна вправо. Три клетки вниз, одна вправо. Две вверх, одна вправо. Две вниз, одна вправо. Три клетки вверх и продолжайте самостоятельно.» (Через 1-1,5 минут начинается диктовка последнего узора.)Узор №4«Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо, одна вверх. Одна влево, две вверх. Три клетки вправо, две вниз. Одна влево, одна вниз. Три клетки вправо, одна вверх. Одна влево, две вверх. Продолжайте дальше самостоятельно».Оценка результатовРезультаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:4 балла – точное воспроизведение узора. (Неровности линии, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки).3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии.2 балла – воспроизведение с несколькими ошибками.1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором.0 баллов – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по этой же шкале.Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной, оценка, занимающая промежуточное значение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов. Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая оценка. Затем обе оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку и за самостоятельную работу получено по 0 баллов) до 16 (если за оба вида работы получено по 8 баллов).В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:Низкий — 0-3 баллаНиже среднего 4-6 балловСредний — 7-10 балловВыше среднего — 11-13 балловВысокий — 14-16 балловПриложение 4Методика «Домик» (Н. И. Гуткиной)Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки с изображением дома, отдельные детали которого состоят из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей в возрасте 5–10 лет и может использоваться для определения готовности ребёнка к школе.Цель исследования: определить способность ребёнка к копированию сложного образца.Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться по образцу, точно его копировать, определить особенности развития непроизвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.Материалы: образец рисунка, лист бумаги, карандаш.Ход исследованияПеред выполнением задания ребёнку даётся инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листе точно такую же картинку, как здесь (перед ребенком кладётся лист с изображением дома). Не спеши, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно таким же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай резинкой (проследить, чтобы у ребёнка не было резинки). Нужно поверх неправильного рисунка или возле него нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:1. Какой рукой рисует ребёнок (правой или левой).2. Как он работает с образцом: как часто смотрит на него, проводит ли над рисунком-образцом линии, повторяющие контуры картинки, сравнивает ли нарисованное с образцом или рисует по памяти.3. Быстро или медленно проводит линии.4. Отвлекается ли во время работы.5. Высказывания и вопросы во время рисования.6. Сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.Когда ребёнок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, всё ли у него правильно. Если он увидит неточности в своём рисунке, то может их исправить, но это должно быть зафиксировано экспериментатором. Обработка и анализ результатовОбработка экспериментального материала проводится методом подсчёта баллов, которые начисляются за ошибки. Ошибки бывают такими.1. Отсутствие любой детали картины (4 балла). На рисунке может отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основу дома.2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).3. Неправильно изображён элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены кольца дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причём если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильную палочку, а за всю правую (левую) часть забора в целом. То же касается и колец дыма, выходящих из трубы, и штриховки на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное кольцо, а за весь неправильно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку крыши в целом.Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибок (или наоборот), то ребёнок получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правого (левого) бока забора скопированы правильно, а часть неправильно, то за этот бок забора начисляется 1 балл; то же касается и колец дыма, и штриховки на крыше: если только одна часть колец дыма срисована правильно, то дым оценивается в 1 балл; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена правильно, то вся штриховка оценивается в 1 балл. Неправильно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается ошибкой, то есть не важно, сколько будет палочек на заборе, колец дыма или линий в штриховке крыши.4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого вида относятся: расположение забора не на общей с основой дома линии, а выше её, дом как будто висит в воздухе или ниже линии основы дома; смещение трубы к левому краю крыши; существенное смещение окна в любую сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклонения от горизонтальной линии; основа крыши по размеру соответствует основе дома, а не превышает её (на образце крыша нависает над домом).5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл): вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоит дом и крыша; палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основе крыши вместо острого); отклонение линии основы забора более чем на 30° от горизонтальной линии.6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неправильную линию штриховки.7. Линии налезают друг на друга (1 балл за каждое налезание). В случае если линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неправильную линию штриховки.Хорошее выполнение рисунка оценивается в «0» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарная оценка.

Список использованных источников

1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. Просвещение , 2012. – 176с.
2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. 1992г.
3. Бабаева, Т. И. Актуальные проблемы дошкольной педагогики [Электронный ресурс]: URL: http://www.kdp-spb.ru/pedagogika/problemypedagogiki-1.html
4. Беба Д.Н., Лаврова В.С., Числова С.Н. Дидактическая игра и её роль в процессе обучения младших школьников [Текст]/ Студенческий: электрон., научн. журн. 2018. № 16(36).
5. Безруких, М.М. Готовим к обучению в школе [Текст] / М. М. Безруких // Начальная школа. – 2008.
6. Богуславская З.М. Развивающие игры для детй дошкольного возраста. Изд., Просвещение 1991.
7. Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению [Текст] / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2007.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.:Питер, 2008.
9. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр в детском саду и практика их использования в детском саду. – М.: Московский госуд., университет, 2015.-96с.
10. Блехер Ф.Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста Дошкольное воспитание – 2010- 14с.
11. Варданян, А.У., Давыдов, В.В. Учебная деятельность и моделирование [Текст] / А.У. Варданян, В.В.Давыдов. — Ереван: Луйс, 1981.
12. Венгер, Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе [Текст] / Л. А. Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание. – 1994.
13. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
14. Волков, Б.С. Подготовка ребенка к школе: Задачи, упражнения диагностика [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова; науч. ред. Б. С. Волков. – М.: АПО, 1994.
15. Воронина, Л.В. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений [Текст] / Л.В. Воронина, Е. А. Утюмова // Образование и наука. – 2013.
16. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада [Текст] / под ред. В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
17. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 160 с.
18. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: В 6 томах. Том 4. Детская психология / Л.С. Выготский; под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.
19. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 425 с.
20. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е издание. Академич., проект 2009.
21. Далингер В.А., Шатова Н.Д. Методика развивающего обучения математике. 2020.
22. Дубровина И.В. Психология. – М.: Академия, 2020.
23. Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника/ под ред., Запорожец А.В, Усова А.П. М.: Просвещение, 2016г.- 164с.
24. Иваницкая Е.Ф. Творческие игры дошкольников. Из опыта воспитателей детских садов.1985.
25. Казакова, Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ: Формы организации и приемы игровых занятий [Текст] / Г.М. Казакова. – М.: АРКТИ, 2010.
26. Каменская, В.Г. К школьной жизни готов! Диагностика – и критерии готовности дошкольника к школьному обучению [Текст] / В.Г. Каменская, C.B. Зверева. – СПб: Детство-Пресс, 2012.
27. Кравцова Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие 2013.
28. Монтессори, М Полный курс воспитания [Текст]/ М. Монтессори – М.: АСТ, 2017.
29. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2010.
30. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 275 с.
31. Пидкасистый П.И. Педагогика. Издательство – ЮРАЙТ 2018. – 408с.
32. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Успех» [Текст]: проект / С.Н. Гамова, Е.Н. Герасимова, В.А. Деркунская [и др.]; под ред. Н.Ф. Федина. – М.: Просвещение, 2015
33. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Истоки». Проект Парамонова Л.А. – 6изд. 2018.
34. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / С.Л. Рубинштейн. – СПб.:Питер, 2007.
36. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 121 с
37. Степанова, М.И. «Школьная зрелость» как важная предпосылка учебной деятельности [Текст] / М.И. Степанова, И.П. Лашнева, З. И. Сазанюк // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 6.
38. Соловьева Е.В. Методическая работа по программе «Радуга». Изд. Просвещение, 2015.
39. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982г.
40. Субботина, С.В. Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности [Текст] / С.В. Субботина //Дошкольное воспитание. – 2014. – № 4.
41. Тихеева, Е.И Дидактические игры [Текст] / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2015г. – 149с.
42. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 2011.- 117с.
43. Усова А. П. Обучение в детском саду. Просвещение, 2016.- 445с.
44. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 258 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Текст]. – М.: Просвещение, 2020. – 34
46. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"– М.: Просвещение, 2020.
47. Фрабель Ф. «Картотека игр дары Фрабеля», источник nsportal.ru
48. Филиппова Е.В. Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной. Психологическая наука и образование. – 2016. - №3. – С. 85-93.
49. А. Н. Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры / А. Н. Фролова Молодой ученый. 2016. – №23.2. – С. 120-125.
50. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Рассоха, О. В. Шапарь; под ред. В. Б. Шапаря. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 806 с.
51. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. –М: Академия, 2008. – 272 с.
52. Цукерман, Г. А. Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников / Г. А. Цукерман /Вопросы психологии, с. 84-95.
53. Чен, Н.В. Дидактическая игра – основа развития воображения и фантазии: методическая копилка [Текст] / Н.В. Чен: Пилотный выпуск. – М.: 2011. – С. 6 – 10.
54. Б.И. Хачапуридзе. О построении дидактических материалов и игр/. Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 2013- 220с.
55. Эльконин, Д.Б. Комплексная характеристика развития игры/ [Текст]: Проблемы возрастной и педагогической психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. академия, 1997.
56. Эльконин, Д.Б. О структуре учебной деятельности [Текст]: Проблемы возрастной и педагогической психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. академия,1995.

Вопрос-ответ:

Какие предпосылки учебной деятельности формируются с помощью дидактических игр?

С помощью дидактических игр формируются такие предпосылки учебной деятельности, как интерес к учебной деятельности, умение концентрировать внимание, умение слушать и понимать задания, умение работать в группе, развитие логического мышления и памяти, умение решать проблемные ситуации, развитие мелкой моторики и координации движений.

Какие характеристики предпосылок к учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста представлены в психолого-педагогической литературе?

Психолого-педагогическая литература представляет характеристики таких предпосылок к учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста, как наличие представлений о школе и учебной деятельности, интерес к знаниям и учебным процессам, развитие эмоциональной и волевой сферы, активная познавательная деятельность и творчество, развитие речи и коммуникативных навыков, умение осуществлять саморегуляцию и контроль за своими действиями.

Какие образовательные программы дошкольного образования направлены на формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста?

Образовательными программами дошкольного образования, направленными на формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, являются, например, программы "Детство", "Радуга", "От рождения до школы", "Гармония", "К учебной деятельности". Эти программы включают в себя игровые и учебные деятельности, направленные на развитие различных аспектов учебной деятельности детей.

Какие навыки и умения формируются у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр?

С помощью дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста формируются такие навыки и умения, как знание цветов, форм, чисел, букв, счета, развитие речи и логического мышления, умение соотносить и классифицировать объекты, развитие мелкой моторики и координации движений, умение решать проблемные ситуации, развитие внимания и памяти.

Какие дидактические игры помогают формировать предпосылки учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста?

В статье рассматриваются различные дидактические игры, которые способствуют формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Некоторые из них: игры на развитие внимания, игры на развитие памяти, игры на развитие логического мышления и т.д.

Какие предпосылки к учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста указывает психолого-педагогическая литература?

Психолого-педагогическая литература указывает на такие предпосылки к учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста, как развитие мотивации к обучению, формирование умений концентрировать внимание, развитие познавательных интересов и познавательной активности, освоение базовых понятий и умений.

Какие образовательные программы предусматривают формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста?

Образовательные программы дошкольного образования, направленные на формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, включают такие модули и компоненты, как развитие познавательных способностей, развитие речи, развитие общей коррекции, развитие эмоционально-волевой сферы и т.д.

Какие игры помогают развивать концентрацию внимания у детей старшего дошкольного возраста?

Игры на развитие концентрации внимания у детей старшего дошкольного возраста могут включать такие задания, как поиск отличий, составление пазлов, игры на запоминание и воспроизведение последовательностей, игры на сортировку и классификацию предметов и т.д.

Какие игры помогают развивать логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста?

Игры на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста могут включать такие задания, как составление логических рядов, распределение объектов по признакам, решение логических задачек, игры на классификацию и сравнение объектов и т.д.

Какие игры могут помочь детям формировать предпосылки к учебной деятельности?

В статье упоминаются различные дидактические игры, которые могут помочь формировать предпосылки к учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Например, игры на развитие логического мышления, математические игры, игры на развитие речи и др.