Влияние арт-тренингов на индивидуально-личностные характеристики человека (учащихся колледжа)

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Педагогическая психология
  • 21 21 страница
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 11.02.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
1.Особенности арт-тренингов 3
2.Особенности влияния арт-тренингов на индивидуально-личностные характеристики учащихся колледжа 11
Заключение 18
Список литературы 20

Фрагмент для ознакомления

Многочисленные данные показывают, что клиенты нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арттерапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий. Рисуя, клиент дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми неприятными, а порой и пугающими, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения и стрессовых состояний. Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании проблем и переживаний клиентов, трудных для вербализации. Проективное рисование рассматривается некоторыми авторами как вспомогательный метод для диагностики и интерпретации затруднений в общении, эмоциональных проблемы и т.д. Темы упражнений подбираются таким образом, чтобы предоставить участникам возможность с помощью рисунка выразить свои эмоции, чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые по тем или иным причинам субъект не осознает или не вербализует. Целью психологического тренинга является достижение разнообразных психологических, социально-психологических изменений и других характеристик человека, группы или организации. Можно определить тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Считается, что впервые тренинговые занятия, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живет и работает в группах, но чаще всего они не отдают себе отчет в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, какую реакцию у них вызывает их поведение[3]. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как видят его другие. Существует типология, согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости от обращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставятся перед группой. В ней выделяют 5 типов групповой работы: 1. «Я-Я» группы направлены на изменения на уровне личности, личностный рост. Главные источники преобразования внутриличностные; 2. «Я-Другие» группы направлены на изменения в межличностных отношениях, исследование того, как происходит процесс межличностного влияния в зависимости от способа поведения; 3. «Я-Группа» группы, направленные на взаимодействие личности с группой, как социальной общностью; 4. «Я-Организация» группы ориентированы на изучение и развитие опыта межличностного и межгруппового взаимодействия в организациях; 5. «Я-Профессия» группы ориентированы на субъекты конкретной профессиональной деятельности [1]. Общая цель социально-психологического тренинга – повышение компетентности в общении. Она может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок. Цель также достигается коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человека, его невербальные и вербальные проявления. ЗаключениеАрт-тренинги форма взаимодействия отвечает поставленным требованиям и, согласно проработанной теоретической базе, способна безопасно и, как мы предполагаем, с наибольшей эффективностью способствовать формированию коммуникативного понимания в партнёрском общении. Важным условием создания качественной программы тренинга является учет информации о классических процессах формирования навыков у человека. Принято различать четыре основных этапа формирования навыков: 1. Предварительный или ознакомительный этап. Согласно исследованиям, на этом этапе происходит формирование программы навыка, разделение отдельных движений на компоненты, а также производятся пробные, ориентировочные движения. Для первого этапа характерен избыток информации. Благодаря ориентировочным движениям из всей массы информации выбирается только та, которая необходима для конкретного действия. 2. Аналитический или подготовительный этап. Движения в его рамках выполняются дифференцированно, происходит чувственный анализ величины, силы, длительности каждого движения. Здесь формируются отдельные действия, частные связи. Затем возникает возможность выполнения изученных действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно суженный объем восприятия (на данном этапе, в случае, когда даются какие-либо побочные сигналы, тренирующийся их не замечает). 3. Стандартизирующий или синтетический. На данном этапе отдельные элементы действия объединяются в одно целое, образуется так называемое единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят последовательность движений, их иерархия и взаимосвязь. 4. Варьирующий, или, как еще его обозначают авторы - этап автоматизации. На данном этапе происходит устранение лишних движений и излишней напряженности. Внимание перемещается с процесса действия на его результат. Здесь же появляется возможность произвольно контролировать и регулировать производимые действия. В психологии в данном случае применяются специфические упражнения, под которыми подразумевается повторное многократное выполнение действий, организованных определенным образом, с целью развития умений и навыков. Различают два типа упражнений: учебные и тренировочные. Тренировочные упражнения направлены на отработку и автоматизацию умственных действий, закрепление их точности и быстроты. Учебные расширяют связи, помогают уяснить принцип решения поставленной задачи. Основными требованиями к организации упражнений являются определенность задачи упражнений, много внимания уделяется пониманию цели и способов ее достижения. Необходимым условием является разнообразие самого процесса упражнения, так как чрезмерное однообразие процесса отрицательно влияет на поддержание активности и интереса участников. Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность процесса, называют распределение упражнений во времени. Во время перерывов у участников появляется возможность более полного анализа действий в каждом новом упражнении, человек при этом получает возможность заново оценить свои действия. Однако, следует учитывать, что, если перерывы слишком большие, это отрицательно влияет на эффективность процесса.Список литературыВаулина Т. А. Арт-терапия: опыт современной зарубежной психологической теории и практики : учеб. пособие / Т. А. Ваулина. - Томск : Изд-во Том.ун-та, 2016. - 90 с.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированое руководство / А.Л. Венгер. - М.: Изд-во ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2003. - 160 с. Игра в тренинге. Возможность игрового взаимопонимания / под ред. Е.А. Левановой. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с. Копытин А. И. Арт-терапия — новые горизонты / А. И. Копытин. - М. : Когито-Центр, 2006. - 336 с.Копытин А. И. Исходные арт-терапевтические понятия. Практикум по арт-терапии; под ред. А.И. Копытина. / А. И. Копытин. - СПб. : Питер,Копытин А. И. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг / А. И. Копытин. - М. : «Когито-Центр», 2008. - 288 с.Копытин А. И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. Режим доступа: http:// medpsy.ru. Копытин А. И. Системная арт-терапия / А. И. Корпытин. - СПб. : Питер,Копытин А. И. Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты: дис. д. мед. наук. СПб., 2010. 312 с. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с.Кораблина Е.П. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи / Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина. - СПб. : Союз, 2001. - 320 с.Латов Ю. В., Ключарев, Г. А. Неформальные «правила игры» в образовательной системе: симуляция образования, симулякры и брокеры знаний // Общественные науки и современность. № 2, 2015 с. 31–41. Серов Н.В. Рисунок и цвет в арт-терапии // Учёные записки СанктПетербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2014. - № 1. - С. 130–141.

Список литературы
1. Ваулина Т. А. Арт-терапия: опыт современной зарубежной психологической теории и практики : учеб. пособие / Т. А. Ваулина. - Томск : Изд-во Том.ун-та, 2016. - 90 с.
2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированое руководство / А.Л. Венгер. - М.: Изд-во ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
3. Игра в тренинге. Возможность игрового взаимопонимания / под ред. Е.А. Левановой. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с.
4. Копытин А. И. Арт-терапия — новые горизонты / А. И. Копытин. - М. : Когито-Центр, 2006. - 336 с.
5. Копытин А. И. Исходные арт-терапевтические понятия. Практикум по арт-терапии; под ред. А.И. Копытина. / А. И. Копытин. - СПб. : Питер,
6. Копытин А. И. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг / А. И. Копытин. - М. : «Когито-Центр», 2008. - 288 с.
7. Копытин А. И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. Режим доступа: http:// medpsy.ru.
8. Копытин А. И. Системная арт-терапия / А. И. Корпытин. - СПб. : Питер,
9. Копытин А. И. Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты: дис. д. мед. наук. СПб., 2010. 312 с.
10. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с.
11. Кораблина Е.П. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи / Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина. - СПб. : Союз, 2001. - 320 с.
12. Латов Ю. В., Ключарев, Г. А. Неформальные «правила игры» в образовательной системе: симуляция образования, симулякры и брокеры знаний // Общественные науки и современность. № 2, 2015 с. 31–41.
13. Серов Н.В. Рисунок и цвет в арт-терапии // Учёные записки СанктПетербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2014. - № 1. - С. 130–141.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеют арт тренинги?

Арт тренинги представляют собой специальные практические занятия, в которых клиенты используют различные творческие методы (рисование, скульптура, музыка, танец и др.) для достижения определенных целей, таких как самовыражение, развитие креативности, эмоциональное исцеление и т.д.

Как арт тренинги влияют на индивидуально-личностные характеристики учащихся колледжа?

Арт тренинги могут положительно влиять на развитие различных индивидуально-личностных характеристик учащихся колледжа, таких как самооценка, самовыражение, творческое мышление, эмоциональная стабильность и т.д. В процессе занятий студенты имеют возможность выразить свои мысли и чувства через творческую деятельность, что помогает им лучше понять себя, улучшить коммуникативные навыки и повысить уверенность в себе.

Каковы последствия арт тренингов для учащихся колледжа после завершения занятий?

Многочисленные исследования показывают, что арт тренинги могут оказывать продолжительное влияние на учащихся колледжа даже после завершения занятий. Участники тренингов часто открывают в себе творческие возможности и затем продолжают заниматься разными видами творчества самостоятельно. Они также получают навыки и инструменты для эмоционального саморегулирования, которые могут быть полезными в повседневной жизни.

Какие особенности имеют арт тренинги?

Арт тренинги - это метод психотерапии, основанный на использовании творческой деятельности, такой как рисование, скульптура или музыка. Они позволяют участникам выразить свои эмоции и мысли через творческий процесс, что способствует их психологическому росту и самовыражению.

Как арт тренинги влияют на индивидуально-личностные характеристики учащихся колледжа?

Арт тренинги могут положительно влиять на множество индивидуально-личностных характеристик учащихся колледжа. Они помогают развивать креативность, самовыражение и самоосознание, способствуют повышению уверенности в себе и самооценке, развитию коммуникативных навыков и умения управлять эмоциями.

Какие навыки можно приобрести в процессе арт тренингов?

В процессе арт тренингов можно приобрести различные навыки творчества, такие как рисование, скульптура, музицирование и другие. Кроме того, участники тренингов могут развить навыки самовыражения, выразительности, креативного мышления и аналитического мышления.

Бывает ли так, что участники арт тренингов продолжают заниматься творчеством после их окончания?

Да, многочисленные данные показывают, что участники арт тренингов часто продолжают заниматься творчеством после окончания тренингов. Они открывают в себе творческие возможности и находят удовлетворение в самостоятельной творческой деятельности, используя навыки, полученные на тренингах.

Какие еще положительные эффекты можно получить от участия в арт тренингах?

Участие в арт тренингах может помочь в улучшении психического благополучия, снятии стресса и тревоги, улучшении самосознания и саморазвития. Они могут способствовать развитию творческой мысли, повышению эмоциональной интеллектуальностью и улучшению способности к самовыражению.

Какие особенности имеют арт тренинги?

Арт тренинги представляют собой метод работы с клиентами, включающий использование различных художественных выражений, таких как живопись, рисование, скульптура и др. Они позволяют клиенту выразить свои эмоции, мысли и внутренний мир через творчество.