родительский перфекционизм как фактор риска развития ребёнка в разные возрастные периоды
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 20.02.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ПЕРФЕКЦИОНИЗМА КАК ФАКТОРА РИСКА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ 5
1.1. Анализ содержания понятия «перфекционизм» 5
1.2. Роль перфекционизма в структуре личности 9
1.3. Роль родительского перфекционизма как фактора риска развития ребёнка в разные возрастные периоды 15
Выводы по главе I 23
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ПЕРФЕКЦИОНИЗМА КАК ФАКТОРА РИСКА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 28
Выводы по главе II 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Приложение 38
Методика состоит из трех подшкал, каждая из которых измеряет степень выраженности одного из компонентов перфекционизма у испытуемого. Сумма баллов, набранных испытуемыми по всем трем субшкалам многомерной шкалы перфекционизма, отражает общий уровень перфекционизма. Всего из шкалы можно извлечь 4 показателя.Общее количество пунктов - 45, распределённые поровну между тремя шкалами (по 15 пунктов в каждой).Этот метод является первой стандартизированной шкалой для измерения такой черты личности, как перфекционизм. Его можно использовать в клинической и практической психодиагностике личности, в консультировании и психотерапии. Валидация методики, в том числе на клиническом материале, увеличивает ее ценность и открывает перспективы для дальнейших исследований.Методика «Мотивация достижения успеха и избегания неудач».Данная методика измерения мотивации достижения - модификация теста-опросника А. Мехрабиана предложена М.Ш.Магомед-Эминовым.Ход работы: перед тем, как начать изучение этого вопросника, субъект получает инструкции из следующего содержания:"Перед тем, как стать серией утверждений относительно мыслей, чувств и действий человека в тех жизненных ситуациях, в которых он может добиться успеха или избежать неудач. После прочтения каждого утверждения в анкете выразите степень своего согласия или не согласен с этим, используя следующую шкалу:+ 3 – полностью согласен+ 2 согласен+1 – скорее согласен, чем не согласен0 – трудно сказать, и да, и нет-1 – скорее не согласен, чем согласен-2 – не согласен-3 – полностью не согласенВаши оценки должны быть отмечены на этой шкале соответствующим знаком на отдельном листе рядом с порядковым номером приговора »Комментарий. Метод имеет две версии анкеты: мужской (форма А) и женский (форма Б). Им предлагают пройти тест в соответствии с его полом.Тест Будасси.Методика С.А.Будасси позволяет количественно изучить самооценку человека, то есть измерить ее. Этот метод основан на методе ранжирования.Инструкция. Предлагается список из 48 слов, обозначающих личностные черты, из которых необходимо выбрать 20, которые наиболее характеризуют референтную личность. Конечно, отрицательные качества тоже могут найти свое место в этом сериале.Из двадцати отобранных личностных черт необходимо построить контрольную серию d1 в протоколе исследования, где наиболее важные положительные черты личности находятся на верхних позициях, а наименее желательные, отрицательные - на последних позициях (оценка 20 - черта привлекательнее, оценка ниже 19 и т. д.). до 1 класса).Основываясь на выбранных ранее личностных качествах, необходимо построить субъективную линию d2, в которой эти свойства будут систематизированы по мере снижения их серьезности лично у вас (класс 20 - это качество, которое больше присуще вам, класс 19 - качество, которое немного менее характерно для вас, чем первое и т. д.). Запишите результат в протокол исследования.Целью обработки результатов является определение взаимосвязи между ранговыми оценками личностных качеств, входящих в представления «Я идеален» и «Я реален». Показатель взаимосвязи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции.Тест межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О.П. Макушиной).Опросник межличностной зависимости (InterpersonalDependencyInventory) разработан Р. Гиршфильдом совместно с коллегами в 1977 г.В течение нескольких десятилетий американские ученые стандартизировали анкету. Многочисленные исследования подтвердили высокую валидность и надежность шкал метода; сейчас он широко используется в зарубежной психологии для диагностики межличностной зависимости.О.П. Макушина адаптировала тест для выявления уровня межличностной зависимости Р. Хиршфилда.Данный опросник может быть использован для диагностики межличностной зависимости в различных сферах:любовная зависимость;зависимость от партнера;зависимость в детско-родительских отношениях.Опросник межличностной зависимости может быть использован как в индивидуальной, так и в групповой форме диагностики.Опросник состоит из 48 утверждений, которые распределяются по 3 шкалам:1. эмоциональная опора на других (ЭО) (18 вопросов),2. неуверенность в себе (Н) (16 вопросов),3. стремление к автономии (A) (14 вопросов).2.2. Анализ результатов исследованияДля того чтобы определить условную экспериментальную группу, родителям было предложено пройти Многомерную шкалуперфекционизмаХьюитта-Флетта. Нас интересуют результаты по интегральной шкале. Минимальное количество баллов по ней – 45, максимальное – 315. Таким образом, результат 45-135 – невыраженный перфекционизм, 135-225 – склонность к перфекционизму, 225-315 – ярко выраженный перфекционизм. Результаты исследования родителей по методике представлены на рисунке 1.Рисунок 1 – Результаты исследования по Многомерной шкале перфекционизма Хьюитта-ФлеттаПримечание1. 45-135 – невыраженный перфекционизм.2. 135-225 – склонность к перфекционизму.3. 225-315 – ярко выраженный перфекционизм.По данным исследования можно полагать наличие склонности к перфекционизму у более половины семей (60%), которые и вошли в состав эмпирической группы. Остальные участники выборки (40%) составили контрольную группу.Для проверки выдвинутой гипотезы с помощью комплекса методик на основе методикиМетодика «Мотивация достижения успеха и избегания неудач» было осуществленоисследование мотивации у детей ЭГ и КГ. Полученные результаты представлены в таблице 1.Таблица 1 – Сравнительные результаты (%) исследование мотивации по методике «Мотивация достижения успеха и избегания неудач»Контрольная группаЭкспериментальная группаДостижения успехаИзбегания неудачДостижения успехаИзбегания неудач50%50%25%75%В результате проведенного исследования нами были получены данные, свидетельствующие о том, что по 50% детей КГ показали мотивацию достижения успеха и избегания неудач, когда как 75% испытуемых ЭГ показали мотивацию избегания неудач. Данное распределение свидетельствует о том, что дети, воспитывающиеся в семьях родителей-перфекционистов, более склонны к мотивации избегания неудач.Результаты, полученные в ходе исследования на основе методикиТест Будасси, представлены в таблице 2.Таблица 2 - Сравнительные результаты (%) исследование мотивации по методике Тест БудассиКонтрольная группаЭкспериментальная группаЗавышеннаяАдекватнаяЗаниженнаяЗавышеннаяАдекватнаяЗаниженная25%50%25%33%17%50%В результате проведенного исследования нами были получены данные, свидетельствующие о том, что по 50% детей КГ показали адекватную самооценку, когда как 50% испытуемых ЭГ показали заниженную самооценку. Данное распределение свидетельствует о том, что дети, воспитывающиеся в семьях родителей-перфекционистов, более склонны к формированию заниженной самооценки.Результаты, полученные в ходе исследования на основе методики тест межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О.П. Макушиной), представлены в таблице 3. Нас интересует интегральная шкала «Зависимость».Таблица 3 - Сравнительные результаты (%) исследование мотивации по методике тест межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О.П. Макушиной)Контрольная группаЭкспериментальная группаВысокийСреднийНизкийВысокийСреднийНизкий0%75%25%83%17%0%В результате проведенного исследования нами были получены данные, свидетельствующие о том, что по 75% детей КГ показали средний уровень зависимости от окружающих, когда как 83% испытуемых ЭГ показали высокий уровень зависимости. Данное распределение свидетельствует о том, что дети, воспитывающиеся в семьях родителей-перфекционистов, более склонны к формированию зависимости от окружающих.Далее мы провели исследование перфекционизма и у детей. Результаты представлены в таблице 4.Таблица 4 - Сравнительные результаты (%) исследование мотивации по методике Многомерная шкалаперфекционизмаХьюитта-ФлеттаКонтрольная группаЭкспериментальная группаВысокийСреднийНизкийВысокийСреднийНизкий0%25%75%83%17%0%В результате проведенного исследования нами были получены данные, свидетельствующие о том, что по 75% детей КГ показали низкий уровень перфекционизма, когда как 83% испытуемых ЭГ показали высокий уровень перфекционизма. Данное распределение свидетельствует о том, что дети, воспитывающиеся в семьях родителей-перфекционистов, более склонны к формированию собственного перфекционизма как черты своей личности.Таким образом, в результате исследования мы выяснили, что дети, воспитывающиеся в семьях родителей-перфекционистов, более склонны к мотивации избегания неудач,к формированию заниженной самооценки,к формированию зависимости от окружающих, а также более склонны к формированию собственного перфекционизма как черты своей личности.Это позволяет сделать вывод, что гипотеза полностью подтвердилась.Выводы по главе IIНаше исследование было посвящено исследованию перфекционизма и его влиянию на развитие ребёнка разных возрастов.В исследовании приняли участие 10семей (родители и дети разных возрстов). Возраст детей от 7 до 12 лет.В ходе исследования для решения задач и проверки гипотезы, нами использовались следующие методики:Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта; Методика «Мотивация достижения успеха и избегания неудач»; Тест Будасси; Тест межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О.П. Макушиной).Для того чтобы определить условную экспериментальную группу, родителям было предложено пройти Многомерную шкалуперфекционизмаХьюитта-Флетта.По данным исследованиямы определили наличие склонности к перфекционизму у более половины семей (60%), которые и вошли в состав эмпирической группы. Остальные участники выборки (40%) составили контрольную группу.В результате исследования мы выяснили, что дети, воспитывающиеся в семьях родителей-перфекционистов, более склонны к мотивации избегания неудач,к формированию заниженной самооценки,к формированию зависимости от окружающих, а также более склонны к формированию собственного перфекционизма как черты своей личности.Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза полностью подтвердилась.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом мы выяснили, что в психологии выделяется два вида перфекционизма: здоровый и патологический. Сама проблема перфекционизма изучалась и была актуальна ещё со времён Платона и Аристотеля, получила большое развитие как в философии, так и в психологии. На сегодняшний день тема перфекционизма популярна как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке.Определений перфекционизма множество, однако наиболее часто встречающееся в литературе отражает тенденцию личности устанавливать чрезмерно высокие стандарты и, как следствие, невозможность испытывать удовлетворение результатами.Психологи с опорой на многочисленные примеры отмечают, что перфекционистская ориентация начинает формироваться очень рано – как правило, еще в младшем школьном возрасте.Исследователи выделяют несколько сфер, на которые оказывает негативное влияние перфекционизм: эмоциональное состояние, продуктивность деятельности, межличностные контакты.Также исследователи перфекционизма выделяли характерные для перфекциониста черты, сходные с чертами нарциссической личности, в частности, нарушение мотивационной сферы.Кроме того, перфекционизм имеет сходство не только с нарциссической патологией, но и с неврозами. Так, перфекционистам присущи невротические способы реализации потребности в любви и одобрении, поддержке, в доминировании.Также поскольку перфекционисты считают, что небольшие ошибки составляют неуспех, и их самооценка основана на том, насколько хорошо они выполняют деятельность, Д. Бернс выдвинул гипотезу о том, что перфекционисты особенно подвержены депрессии.Таким образом, можно проследить взаимосвязь родительского перфекционизма с формированием у детей мотивации избегания неудач, зависимостью от общественного мнения, заниженной самооценкой. Так же в данных исследованиях доказывается, что источники перфекционизма заложены в семье, детско-родительских отношениях.Наше исследование было посвящено исследованию перфекционизма и его влиянию на развитие ребёнка разных возрастов.В исследовании приняли участие 10семей (родители и дети разных возрстов). Возраст детей от 7 до 12 лет.В ходе исследования для решения задач и проверки гипотезы, нами использовались следующие методики:Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта; Методика «Мотивация достижения успеха и избегания неудач»; Тест Будасси; Тест межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О.П. Макушиной).Для того чтобы определить условную экспериментальную группу, родителям было предложено пройти Многомерную шкалуперфекционизмаХьюитта-Флетта.По данным исследованиямы определили наличие склонности к перфекционизму у более половины семей (60%), которые и вошли в состав эмпирической группы. Остальные участники выборки (40%) составили контрольную группу.В результате исследования мы выяснили, что дети, воспитывающиеся в семьях родителей-перфекционистов, более склонны к мотивации избегания неудач,к формированию заниженной самооценки,к формированию зависимости от окружающих, а также более склонны к формированию собственного перфекционизма как черты своей личности.Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза полностью подтвердилась.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВАдлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 1997. 88 с.Андреева А.Д. Родительский перфекционизм как мотивационная основа воспитания и образования детей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskiy-perfektsionizm-kak-motivatsionnaya-osnova-vospitaniya-i-obrazovaniya-detey (дата обращения: 09.12.2020).Воликова С.В. Современные исследования детского перфекционизма // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. Т. 22. № 2. С. 94-99.Воликова С.В., Холмогорова А.Б., Галкина А.М. Родительский перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 23-32.Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдее-ва Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 18-48.Гаранян Н.Г. Психологические модели перфекционизма // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 74-84.Гаранян, Н. Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. ... докт. психол. наук: 19.00.04 / Н. Г. Гаранян. Москва, 2010. 42 с.Золотарева, А. А. Диагностика индивидуальных различий перфекционизма личности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / А. А. Золотарева. Москва, 2012. 139 с.Кузнецова Я. А. Причины появления тревожности у младших школьников // Гаудеамус. 2019. №3 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-poyavleniya-trevozhnosti-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 09.12.2020).Мамедова Л. В., Иоаниди А. Ф. Зарубежные методики определения уровня перфекционизма // Современное педагогическое образование. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnye-metodiki-opredeleniya-urovnya-perfektsionizma (дата обращения: 09.12.2020).Сагалакова О. А., Жирнова О. В., Труевцев Д. В., Стоянова И. Я. Когнитивные факторы нарушений психической деятельности при обсессивно-компульсивном расстройстве // СПЖ. 2020. №75. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-faktory-narusheniy-psihicheskoy-deyatelnosti-pri-obsessivno-kompulsivnom-rasstroystve (дата обращения: 09.12.2020).Филатова, Е. А. Психологические особенности идеального Я личности при пассивномперфекционизме: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. А. Филатова. Москва, 2016. 140 с.Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Семейный контекст расстройств аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. Т. 14. № 2. С. 11-20.Щебланова Е. И. Связь родительских ожиданий и социально-психологической адаптации одаренных школьников // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-roditelskih-ozhidaniy-i-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-odarennyh-shkolnikov (дата обращения: 09.12.2020).Юдеева, Т. Ю. Перфекционизм как фактор депрессивных и тревожных расстройств: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / Т. Ю. Юдеева. Москва, 2007. 275 с.Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. 2007. №4. С. 157-166.Яценко Т.Е., Подчашинская А.Н. Стилевые характеристики материнского отношения к девочкам подросткового возраста со здоровым и патологическим перфекционизмом // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. №3 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stilevye-harakteristiki-materinskogo-otnosheniya-k-devochkam-podrostkovogo-vozrasta-so-zdorovym-i-patologicheskim-perfektsionizmom (дата обращения: 09.12.2020).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 1997. 88 с.
2. Андреева А.Д. Родительский перфекционизм как мотивационная основа воспитания и образования детей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskiy-perfektsionizm-kak-motivatsionnaya-osnova-vospitaniya-i-obrazovaniya-detey (дата обращения: 09.12.2020).
3. Воликова С.В. Современные исследования детского перфекционизма // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. Т. 22. № 2. С. 94-99.
4. Воликова С.В., Холмогорова А.Б., Галкина А.М. Родительский перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 23-32.
5. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдее-ва Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 18-48.
6. Гаранян Н.Г. Психологические модели перфекционизма // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 74-84.
7. Гаранян, Н. Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. ... докт. психол. наук: 19.00.04 / Н. Г. Гаранян. Москва, 2010. 42 с.
8. Золотарева, А. А. Диагностика индивидуальных различий перфекционизма личности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / А. А. Золотарева. Москва, 2012. 139 с.
9. Кузнецова Я. А. Причины появления тревожности у младших школьников // Гаудеамус. 2019. №3 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-poyavleniya-trevozhnosti-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 09.12.2020).
10. Мамедова Л. В., Иоаниди А. Ф. Зарубежные методики определения уровня перфекционизма // Современное педагогическое образование. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnye-metodiki-opredeleniya-urovnya-perfektsionizma (дата обращения: 09.12.2020).
11. Сагалакова О. А., Жирнова О. В., Труевцев Д. В., Стоянова И. Я. Когнитивные факторы нарушений психической деятельности при обсессивно-компульсивном расстройстве // СПЖ. 2020. №75. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-faktory-narusheniy-psihicheskoy-deyatelnosti-pri-obsessivno-kompulsivnom-rasstroystve (дата обращения: 09.12.2020).
12. Филатова, Е. А. Психологические особенности идеального Я личности при пассивномперфекционизме: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. А. Филатова. Москва, 2016. 140 с.
13. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Семейный контекст расстройств аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. Т. 14. № 2. С. 11-20.
14. Щебланова Е. И. Связь родительских ожиданий и социально-психологической адаптации одаренных школьников // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-roditelskih-ozhidaniy-i-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-odarennyh-shkolnikov (дата обращения: 09.12.2020).
15. Юдеева, Т. Ю. Перфекционизм как фактор депрессивных и тревожных расстройств: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / Т. Ю. Юдеева. Москва, 2007. 275 с.
16. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. 2007. №4. С. 157-166.
17. Яценко Т.Е., Подчашинская А.Н. Стилевые характеристики материнского отношения к девочкам подросткового возраста со здоровым и патологическим перфекционизмом // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. №3 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stilevye-harakteristiki-materinskogo-otnosheniya-k-devochkam-podrostkovogo-vozrasta-so-zdorovym-i-patologicheskim-perfektsionizmom (дата обращения: 09.12.2020).