Внешняя политика Каталонии в период 2000-2010 гг.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 19 + 19 источников
- Добавлена 15.02.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Внешняя политика Каталонии в 2000-2005 гг. 5
1.1. Институциональная основа внешней политики Каталонии 5
1.2. Особенности внешней политики в 2000-2005 гг. 12
2. Анализ внешней политики Каталонии в 2006-2010 гг. 16
2.1. Борьба за независимость Каталонии и статуса самостоятельного субъекта международных отношений 16
2.2. Общие черты внешней политики 2006-2010 гг. 22
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Международное взаимодействие Каталонии в период с 2006 по 2010 гг. проходило как в рамках собственных инициатив, так и под влиянием развития испанского государства.В модальность и стилистику внешней политики испанского государства неизбежно внесены изменения вследствие институциональных перемен, начало которым положило вступление в силу 1 декабря 2009 г. Лиссабонского договора (своего рода Конституции light Европейского союза). Учреждение постов фактических президента и министра иностранных дел ЕС и формирование дипломатического корпуса Евросоюза расширяют горизонты и увеличивают международные возможности Объединенной Европы, но одновременно акцентируют проблему координации дипломатических усилий Брюсселя и отдельных стран ‒ членов Евросоюза. Это создало во многом новый контекст деятельности Испании на мировой арене и неизбежно корректирует содержание внешнеполитического курса Каталонии и механизмы его проведения в жизнь. Эффективное сопряжение общей еэсовской и национальной внешних политик, дипломатических практик МИД Испании выстроено в рамках европейской политики.Каталония в этот период времени как отдельный субъект международных отношений не может реализовывать полноценно внешнюю политику. Основное развитие происходит посредством публичной дипломатии и на основе концепции «мягкой силы».Концепция «мягкой силы» сегодня находит продолжение в отдельном направлении политической деятельности современных государств ‒ внешней политике. В настоящее время сложился довольно широкий круг стран, которые проводят активную внешнюю политику, занимаются продвижением национальной культуры и языка в мире, и вполне успешно используют свои достижения в этой сфере для укрепления позиций и международного авторитета.В 2006-2010 гг. Каталония продолжила продвижение каталонских «национальных» спортивных команд по всему миру. В поисках международного спортивного присутствия региональное правительство также поддержало неправительственные организации, такие как Платформа прокаталонских национальных команд (Plataforma Pro Seleccions Esportives Catalanes) для продвижения таких кампаний, под девизмо «один нация, одна команда», призывая каталонцев публично продемонстрировать свою поддержку команды. Парадипломатические усилия в 2006-2010 гг. усиливаются. С намерением предоставить Каталонии политическое и культурное присутствие в других странах, в период с 2010 год происходитразвитие представительст коммерческих и туристических офисов и институтов, такие как институт Рамона Лулля по продвижению каталонской культуры в зарубежных странах. Посольства, расположенные в городах, как Париж, Лондон, Брюссель, Вашингтон и Нью-Йорк, осуществляют функцииполитического представительства.Культурное сотрудничество является важной составной частью отношений стратегического взаимодействия и партнерства Каталонии.Туризм является одним из важных факторов развития, учитывая, что основная часть туристов прибывает именно в Каталонию (рис.1)Рис.1. Количество прибывших туристов в Испанию в 2000-2010 гг. в млн. чел.Таким образом, если в 2000 г. в Испанию прибыло 41,9 млн. чел., то в 2010 г. их количество увеличилось до 52,6 млн. чел.По данным ЮНВТО, Испания является страной - лидером в мире по количеству прибывающих туристов, и Испания в этом рейтинге занимает третье место. При этом, наибольшая доля туризма развивается именно в Каталонии.Анализ доходов Испании от туризма показывает следующее (рис.2)Рис.2. Доходы от туризма в Испании в 2000-2010 гг. в млрд. долл.Таким образом, если в 2000 г. доходы от туризма составили 30,9 млрд. долл., в 2005 г. – 49,7 млрд. долл., в 2010 г. 54,6 млрд. долл.Туризм способствует поддержанию мира и взаимопонимания между странами. Страны получают доходы не только от туризма, но и за счет осуществления международных перевозок. А это значительная часть дополнительно привлеченных средств в бюджет государства. Сейчас Испания занимает второе место в рейтинге мировых туристических государств по объему получения доходов от туризма и третье - по количеству посещений. Несмотря на экономические сложности, целенаправленная политика правительства позволяет Испании быть лидером в туристической сфере, получая значительные доходы в государственный бюджет и рабочие места для местного населения. Поэтому одной из задач правительства является разработка национальной стратегии поддержки туристической отрасли.Органы власти Каталонии осуществляли сотрудничество в рамках совместных программ развития в области образования, языковой политики, сохранения культурного наследия и реставрации, библиотек, музеев. В рамках программ культурного сотрудничества происходит культурный обмен, причем наряду с традиционными обменами исполнителями и творческими коллективами вводятся новые формы, свидетельствующие о значительном, качественном совершенствовании культурных связей.Важность международного культурного сотрудничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях ведущих политиков страны. На встрече послов зарубежных государств в 2008 г. премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро в своем докладе отметил особую значимость сотрудничества в этой области для внешней политики государства, сказав, что «культура является существенной составляющей любого государства, претендующего на важные позиции в мире. Развитие дипломатии и внешних сношений позволяет нам лишь утверждать, что наш язык и культура вместе с Его Величеством Королем Испании являются нашими лучшими посланниками за рубежом».Зарубежные культурные центры ‒ фундамент практической реализации межкультурного обмена, ведения диалога культур. В большей степени культурные центры Каталонии предназначены для двустороннего сотрудничества, т.к. именно в них последовательно осуществляется двусторонний культурный обмен. Деятельность таких центров отражает дипломатическую практику и является частью культурной миссии. В рамках проблем указанного периода стоит указать на кризисные годы 2008-2009 гг.В 2009 г. происходит резкое падение числа сторонников сохранения Каталонии в составе Испании и рост числа сторонников независимости или её федерального положения. Бесспорно, это связано с Мировым экономическим кризисом 2008 года, серьёзно подорвавшим стабильность экономики Испании. За 3 года импорт товаров и услуг уменьшился более чем на 10% . За 5 лет ВВП Испании на душу населения снизился почти на 17,5%, бюджет уменьшился на 8%, темпы роста ВВП стали отрицательными, сельскохозяйственное производство сократилось на 13%, более чем втрое выросли государственный долг и безработица. Но уже в 2010 год Каталония внесла в центральный бюджет налогов на сумму на 18.5%, большую, чем в среднем по Испании, получив при этом субсидий на 1.1% меньше средних по стране. Эти данные не могли не способствовать росту недовольства каталонцев и развитию сепаратистских настроений на территории Каталонии. Согласно стандартам ЕС и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, голосование никогда не могло быть принято, как «справедливое и свободное». ЕС не может позволить распад своих государств-членов, потому что они являются его основой и фундаментом. Если бы Каталония добилась независимости, ей пришлось бы идти вперед уже без Испании и ЕС. При поддержке многих других государств-членов, обеспокоенных своими собственными сепаратистскими движениями, Испания заблокировала бы любое каталонское предложение за членство в Еврозоне или в ЕС. И, не состоя в едином европейском рынке, Каталония столкнулась бы с перспективой быстрого перехода от «экономического мотора» к бедной и изолированной стране.Таким образом, развитие внешней политики Каталонии в 2006-2010 гг. столкнулось с еще большим противодействием Испании по возможности Каталонии действовать самостоятельно. Несмотря на принятые изменения в 2006 г. и внесения изменений в Статут Каталонии, данная территория как не могла осуществлять самостоятельно внешнюю политику, так и данная тенденция продолжилась. Кроме того Испания усилила меры противодействия выхода Каталонии из государства.ЗаключениеРассматривая особенности внешней политики Каталонии, которая является территорией Испании в рамках процессов 2000ых гг., стоит опираться на теоретические основы, так называемой парадипломатии, что подразумевает деятельность не центральных правительств в установлении и продвижении международных взаимосвязей на основе национальных интересов и обособленной нации, что выражается в распространении по миру, каталонского языка, образовательных программ, деятельности различных центров культуры и туризма, что выразилось в создании конкретных институтов в 2000ые годы.Внешняя политика Испании (впрочем, как и большинства других государств) неразрывно связана с политикой внутренней и позиционированием Каталонии как автономной территории, и органов, способствующих международному развитию, что выразилось в развитии продвижения футбольных команд и туризма. Внешняя политика Испании в целом обусловлено фактором влияния местного уровня, и в частности международных взаимосвязей Каталонии. И поэтому те или иные повороты в ситуации, складывающейся на национальной почве, могут серьезно сказываться на внешнеполитической линии.Внешнеполитическое развитие Каталонии напрямую зависит от признания ее как субъекта международных отношений, а это возможно только в установлении правового статуса государства, что обострилось в 2006 г. в рамках принятия различных поправок в нормативные акты. Однако в 2010 г. Конституционным судом Испании эти поправки были оспорены. Фактически и в этот период Каталония могла осуществлять только различные меры публичной дипломатии, ее внешняя политика не обособлена в рамках правового статуса данной территории. Это означает, что другие государства не признают Каталонию как отдельное государство.Развитие внешней политики Каталонии в 2006-2010 гг. столкнулось с еще большим противодействием Испании по возможности Каталонии действовать самостоятельно. Несмотря на принятые изменения в 2006 г. и внесения изменений в Статут Каталонии, данная территория как не могла осуществлять самостоятельно внешнюю политику, так и данная тенденция продолжилась. Кроме того Испания усилила меры противодействия выхода Каталонии из государства.Список использованной литературыНаучная литератураАлексенцев М.И., Михалев О.Ю. Туризм в Испании // Государство и общество в современной политике. Сборник научных статей. Воронежский филиал ФГБОУ ВО «РАНХиГС» - Воронеж, 2018. С. 12-15.Барометр международного туризма ЮНВТО. Статистическое приложение. ISSN1728-9246 // Cтр.9-11. Интернет-ресурс: www.e-unwto.orgГринина Е.А. Каталония: что сулит ветер перемен, или немного о языковой политике. // Ибероамериканские тетради. 2013. № 1. С. 61-69.Кузнецов А. С. Парадипломатия: трактовки и теоретические модели // Дискурс-Пи. Научно-практическийальманах. Вып. 6. Екатеринбург : Изд-воУрГУ, 2006. С. 76–78. Прохоренко И.Л. Сецессионистский конфликт в Каталонии // Пути к миру и безопасности 2018. № 2 (55) С. 36-55. Султанов И.Р. О принципе взаимности в международных отношениях // Наука и современность. 2010. № 3-3. С. 293-295.Шаповалов Д.И. Влияние каталонского сепаратизма на перспективы развития европейской интеграции // Вестник Науки и образования 2018. Т. 2. № 7. С. 93-95. Яковлев П.П. Внешняя политика Испании и формирование многополярного мира // Латинская Америка 2011. № 10. С. 17-33. Электронные ресурсыИспания признала референдум о независимости Каталонии неконституционным // [Электронный ресурс].: http://www.rbc.ru/politics/26/03/2014/57041a129a794761c0ce8536Каталония угрожает еврозоне // [Электронный ресурс].: https://www.gazeta.ru/business/2015/09/28/7782275.shtmlИностранная литератураDuchacek, I. ‘Perforated sovereignties: Towards a typology of new Actorsin international relations’, in H. Michelmann and P. Soldatos (eds),Federalismand international relations: The role of subnational units, Oxford: Clarendon Press,1990. РР. 1–34.Guibernau, M. Nacionalisme català. Franquisme, transició i democràcia ,Barcelona: Pòrtic, 2002. Keating, M. ‘Stateless nation-building: Quebec, Catalonia and Scotland inthe changing state system’,Nations and Nationalism, 1997. № 3:4. РР. 689–717.La Vanguardia,7 April 2007. Р. 14.Lengfelder C. International cooperation as a stepping-stone to a world government ‒ URL: https://www.globalpolicyjournal.com/brookings-audit/international-cooperation-stepping-stone-world-governmentR o d r í g u e z Z a p a t e r o J.L.. En interés de España: una política exterior comprometida, р. 4 ‒ http://www.maec.es/es/MenuPpal/Actualidad/PublicacionesDGCE/Documents/LIBRO% 20DISCURSO%20PRESIDENTE%20DEL%20GOBIERNO.pdfRequejo F. Federalismo plurinacional y pluralismo de valores. El caso español. Madrid, 2007. Soldatos, P. ‘An explanatory framework for the study of federated Statesas foreign-policy actors’, in H. Michelmann and P. Soldatos (eds), Federalismand international relations: The role of subnational units , Oxford: Clarendon Pres, 1990. РР. 34–53.Wolff S. Paradiplomacy: Scope, Opportunities and Challenges // The Bologna Center Journal of International Affairs. 2007. Vol. 10, N 1. P. 141–150.
Научная литература
1. Алексенцев М.И., Михалев О.Ю. Туризм в Испании // Государство и общество в современной политике. Сборник научных статей. Воронежский филиал ФГБОУ ВО «РАНХиГС» - Воронеж, 2018. С. 12-15.
2. Барометр международного туризма ЮНВТО. Статистическое приложение. ISSN1728-9246 // Cтр.9-11. Интернет-ресурс: www.e-unwto.org
3. Гринина Е.А. Каталония: что сулит ветер перемен, или немного о языковой политике. // Ибероамериканские тетради. 2013. № 1. С. 61-69.
4. Кузнецов А. С. Парадипломатия: трактовки и теоретические модели // Дискурс-Пи. Научно-практический альманах. Вып. 6. Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2006. С. 76–78.
5. Прохоренко И.Л. Сецессионистский конфликт в Каталонии // Пути к миру и безопасности 2018. № 2 (55) С. 36-55.
6. Султанов И.Р. О принципе взаимности в международных отношениях // Наука и современность. 2010. № 3-3. С. 293-295.
7. Шаповалов Д.И. Влияние каталонского сепаратизма на перспективы развития европейской интеграции // Вестник Науки и образования 2018. Т. 2. № 7. С. 93-95.
8. Яковлев П.П. Внешняя политика Испании и формирование многополярного мира // Латинская Америка 2011. № 10. С. 17-33.
Электронные ресурсы
9. Испания признала референдум о независимости Каталонии неконституционным // [Электронный ресурс].: http://www.rbc.ru/politics/26/03/2014/57041a129a794761c0ce8536
10. Каталония угрожает еврозоне // [Электронный ресурс].: https://www.gazeta.ru/business/2015/09/28/7782275.shtml
Иностранная литература
11. Duchacek, I. ‘Perforated sovereignties: Towards a typology of new Actorsin international relations’, in H. Michelmann and P. Soldatos (eds),Federalismand international relations: The role of subnational units, Oxford: Clarendon Press,1990. РР. 1–34.
12. Guibernau, M. Nacionalisme català. Franquisme, transició i democràcia ,Barcelona: Pòrtic, 2002.
13. Keating, M. ‘Stateless nation-building: Quebec, Catalonia and Scotland inthe changing state system’,Nations and Nationalism, 1997. № 3:4. РР. 689–717.
14. La Vanguardia,7 April 2007. Р. 14.
15. Lengfelder C. International cooperation as a stepping-stone to a world government ‒ URL: https://www.globalpolicyjournal.com/brookings-audit/international-cooperation-stepping-stone-world-government
16. R o d r í g u e z Z a p a t e r o J.L.. En interés de España: una política exterior comprometida, р. 4 ‒ http://www.maec.es/es/MenuPpal/Actualidad/PublicacionesDGCE/Documents/LIBRO% 20DISCURSO%20PRESIDENTE%20DEL%20GOBIERNO.pdf
17. Requejo F. Federalismo plurinacional y pluralismo de valores. El caso español. Madrid, 2007.
18. Soldatos, P. ‘An explanatory framework for the study of federated Statesas foreign-policy actors’, in H. Michelmann and P. Soldatos (eds), Federalismand international relations: The role of subnational units , Oxford: Clarendon Pres, 1990. РР. 34–53.
19. Wolff S. Paradiplomacy: Scope, Opportunities and Challenges // The Bologna Center Journal of International Affairs. 2007. Vol. 10, N 1. P. 141–150.
Вопрос-ответ:
Какова основа институциональной структуры внешней политики Каталонии в период с 2000 по 2005 год?
Основой институциональной структуры внешней политики Каталонии в период с 2000 по 2005 год было учреждение Generalitat de Catalunya, которое имело свою службу внешних дел - "Direcció General de Relacions Exteriors" (Генеральная дирекция по внешним отношениям).
Какова основная цель борьбы Каталонии за независимость и статус самостоятельного субъекта международных отношений в период с 2006 по 2010 год?
Основная цель борьбы Каталонии за независимость и статус самостоятельного субъекта международных отношений в период с 2006 по 2010 год заключалась в стремлении обрести политическую и правовую независимость от Испании и стать признанным субъектом международного сообщества.
Какие особенности внешней политики Каталонии в период с 2000 по 2005 гг?
В период с 2000 по 2005 годы внешняя политика Каталонии характеризовалась рядом особенностей. Во-первых, была разработана и принята институциональная основа внешней политики, включающая создание официальных делегаций и представительств за рубежом. Во-вторых, в этот период активизировалось взаимодействие Каталонии с другими регионами и странами, особенно в рамках Европейского союза. Также можно отметить усиление роли Каталонии в международных организациях и форумах.
Чем отличалась внешняя политика Каталонии в 2006-2010 гг от предыдущего периода?
Внешняя политика Каталонии в период с 2006 по 2010 годы имела свои особенности. Одной из ключевых черт этого периода была борьба за независимость Каталонии и статуса самостоятельного субъекта в международных отношениях. Были предприняты активные усилия для привлечения внимания международного сообщества к проблемам и аспектам каталонской независимости. Кроме того, в этот период внешняя политика Каталонии продолжала развиваться и расширяться, активно взаимодействуя с другими регионами и странами.
Как оценивается международное взаимодействие Каталонии в период с 2006 по 2010 гг?
Международное взаимодействие Каталонии в период с 2006 по 2010 годы оценивается как активное и целеустремленное. Каталония прикладывала значительные усилия для установления и поддержания контактов с другими регионами и странами, стремясь обсуждать и защищать свои интересы на международной арене. Кроме того, Каталония активно принимала участие в работе международных организаций и форумов, что позволяло ей получать поддержку и внимание со стороны глобального сообщества.
Какова институциональная основа внешней политики Каталонии в 2000-2005 годах?
Институциональной основой внешней политики Каталонии в период с 2000 по 2005 год была Нормативно-политическая рамка, установленная Универсальной ежегодной программой внешних действий Каталонии (PAECE). Эта программа регулировала приоритеты и стратегические направления внешней политики Каталонии в указанный период.