Особенности серийной техники в Скрипичном концерте А. Берга «Памяти ангела»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Музыка
  • 13 13 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 22.02.2021
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Характеристика творчества А. Берга 4
2. Серийная техника в произведениях А. Берга 6
3. Скрипичный концерт А. Берга «Памяти ангела»: особенности серийной техники 9
Заключение 12
Список литературы 13




Фрагмент для ознакомления

Наличие такого количества трезвучий указывает на творческое использование додекафонной техники.Рисунок 3Серийная техника Берга менее строга, чем у Шёнберга, поскольку эпизодически он нарушает ее существенные правила – обязательность полного проведения серии или исключение из звуковысотной ткани элементов, ничем не связанных с серией.Таким образом, в скрипичном концерте «Памяти ангела» звучит символика имен как самого автора, так и умершей девушки Манон Гропиус - в нем также появляются цитаты, символизирующие оба этих начала: народный наигрыш-йодль из Каринтии (области в Альпийских горах, где Берг обычно проводил лето) как образ безмятежного детства – и тема баховского погребального хорала Es ist genug («Довольно»). Эти и другие музыкальные символы вплетаются в звуки двенадцатитоновой серии, на основе которой Берг строит свое сочинение. Сама эта серия, дающая возможность для множества тональных «выходов» и аллюзий, – невероятно емкая в своей внешней простоте формула, украсившая собой предсмертный опус композитора. В ней также скрываются знаки, постижимые лишь путем музыкальной каббалистики. Четыре ее последних звука содержат начальный мотив баховского хорала. Этот же мотив извлекается из четных нот среди первых восьми звуков, а оставшиеся в них нечетные ноты образуют звучание пустых струн скрипки – как символ детской первозданности, уничтожаемой смертью. Можно сказать, что в этой серии Берг обрел, наконец, свой «философский камень». Но она нужна ему здесь скорее, как первичная точка отсчета и опоры, а не как самоцель.  (Каковой серийная музыка сделалась для незадачливых эпигонов «второй венской школы».) ЗаключениеТермины «серия» и «ряд» встречались в мировой музыкальной науке с давних времен, выступая синонимами мелодической последовательности звуков, хроматической гаммы и т. п., либо связываясь с акустическими феноменами (обертоновый звукоряд). В 1920–е годы эти понятия приобрели специфический смысл, прочно сплетенный с серийной техникой композиции. По мере развития последней изменялись определения серии и ряда, представления о них, так что к середине ХХ столетия концепция серии существенно преобразилась. «Памяти ангела» – так называется скрипичный концерт Альбана Берга, ставший для него последним произведением и своеобразным реквиемом. Он возник по заказу американца Луи Краснера, в то же самое время заказавшего скрипичный концерт учителю Берга Арнольду Шёнбергу (и повторилась ситуация с «победившим учеником» и «побежденным учителем»). Здесь композитор достигает пика в обыгрывании гармоний прошлого и настоящего, это заключается в использовании, так скажем, отзвуков из романтической музыки (вальсы, народные танцы), помещенных в рамки современной додекафонии. В концерте звучит символика имен как самого автора, так и умершей девушки Манон Гропиус. Сама эта серия, дающая возможность для множества тональных «выходов» и аллюзий, – невероятно емкая в своей внешней простоте формула, украсившая собой предсмертный опус композитора. Также в ней скрываются знаки, постижимые лишь путем музыкальной каббалистики.Трудно предположить, что мог бы еще Берг придумать на пути «укрощения серийной техники», если бы прожил дольше. Иногда ангел смерти ударяет по устам, заставляя замолчать навсегда.Список литературыАкопян Л.О. Музыка XX века: Энциклопедический словарь. М.: Практика, 2010. – 855 с.Бершадская Т.С. О понятиях, терминах, определениях современной теории музыки // Критика и музыкознание: сборник статей. Вып. 3. Л.: Музыка, 1987. – С. 97–113.Векслер Ю.В. Альбан Берг и его время: опыт документальной биографии. – СПб.: Композитор, 2009. – 1132 c.Воробьев Д.Д. Идейная эволюция и творческий метод А.Берга. – Автореферат дисс. канд. иск–я. – Л.,1980.Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию: Учебное пособие. М.: Музыка, 1984. – 256 с.Денисов, Э. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие / Э. В. Денисов // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. – М.: Советский композитор, 1986. – С.112 – 136.Дьячкова, Л. Гармония в музыке XX века [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Л. Дьячкова. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. – 296 с.Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. М.: Музыка, 1976. – 367 с.Курбатская С. Серийная музыка: вопросы теории, истории, эстетики. М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 388 с.Окунева Е.Г. — О понятии серии в теории и практике серийной композиции (проблемы корреляции и исторического развития терминологии) // PHILHARMONICA. InternationalMusicJournal. – 2019. Пославская Н.П. Скрипичные концерты И. Стравинского и А. Берга. К проблеме скрипичного инструментализма как фактора стиля. – Автореферат дисс. канд. иск–я. – JI., 1988.Тараканов М. Музыкальный театр Альбана Берга. М.: Сов. композитор, 1976. – 559 с.Холопов Ю. Серийная техника // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1978. – С. 943.Холопов Ю. Кто изобрел 12–тоновую технику? // Проблемы истории австро–немецкой музыки. Первая треть ХХ века. М.: [Государственный музыкально–педагогический институт имени Гнесиных], 1983. – С. 34–58.

Список литературы

1. Акопян Л.О. Музыка XX века: Энциклопедический словарь. М.: Практика, 2010. – 855 с.
2. Бершадская Т.С. О понятиях, терминах, определениях современной теории музыки // Критика и музыкознание: сборник статей. Вып. 3. Л.: Музыка, 1987. – С. 97–113.
3. Векслер Ю.В. Альбан Берг и его время: опыт документальной биографии. – СПб.: Композитор, 2009. – 1132 c.
4. Воробьев Д.Д. Идейная эволюция и творческий метод А.Берга. – Автореферат дисс. канд. иск–я. – Л.,1980.
5. Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию: Учебное пособие. М.: Музыка, 1984. – 256 с.
6. Денисов, Э. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие / Э. В. Денисов // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. – М.: Советский композитор, 1986. – С.112 – 136.
7. Дьячкова, Л. Гармония в музыке XX века [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Л. Дьячкова. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. – 296 с.
8. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. М.: Музыка, 1976. – 367 с.
9. Курбатская С. Серийная музыка: вопросы теории, истории, эстетики. М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 388 с.
10. Окунева Е.Г. — О понятии серии в теории и практике серийной композиции (проблемы корреляции и исторического развития терминологии) // PHILHARMONICA. International Music Journal. – 2019.
11. Пославская Н.П. Скрипичные концерты И. Стравинского и А. Берга. К проблеме скрипичного инструментализма как фактора стиля. – Автореферат дисс. канд. иск–я. – JI., 1988.
12. Тараканов М. Музыкальный театр Альбана Берга. М.: Сов. композитор, 1976. – 559 с.
13. Холопов Ю. Серийная техника // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1978. – С. 943.
14. Холопов Ю. Кто изобрел 12–тоновую технику? // Проблемы истории австро–немецкой музыки. Первая треть ХХ века. М.: [Государственный музыкально–педагогический институт имени Гнесиных], 1983. – С. 34–58.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет серийная техника в Скрипичном концерте А. Берга "Памяти ангела"?

В Скрипичном концерте А. Берга "Памяти ангела" присутствуют особенности серийной техники, такие как использование додекафонной техники и нарушение ее правил в эпизодах.

Как можно охарактеризовать творчество А. Берга?

Творчество А. Берга характеризуется особенной серийной техникой и использованием додекафонии, а также нарушением правил серийной техники в его произведениях.

Какова роль серийной техники в произведениях А. Берга?

Серийная техника играет важную роль в произведениях А. Берга, она определяет особенности композиций и создает уникальный стиль автора.

Какие особенности серийной техники присутствуют в скрипичном концерте А. Берга "Памяти ангела"?

В скрипичном концерте А. Берга "Памяти ангела" можно наблюдать особенности серийной техники, такие как использование додекафонной техники и несоблюдение ее строгих правил в определенных эпизодах.

Какие источники литературы можно использовать для изучения серийной техники в творчестве А. Берга?

Для изучения серийной техники в творчестве А. Берга можно использовать такие источники литературы, как монографии, статьи и научные работы, посвященные этой теме.

Какие особенности имеет серийная техника в Скрипичном концерте А. Берга "Памяти ангела"?

Серийная техника в "Памяти ангела" отличается наличием большого количества трезвучий, которые указывают на творческое использование додекафонной техники.

Как можно охарактеризовать творчество А. Берга?

Творчество А. Берга характеризуется использованием серийной техники в своих произведениях.

Что можно сказать о серийной технике в произведениях А. Берга?

Серийная техника в произведениях А. Берга менее строга, чем у Шенберга, поскольку А. Берг эпизодически нарушает ее существенные правила.

Какие особенности серийной техники присутствуют в Скрипичном концерте А. Берга "Памяти ангела"?

Особенности серийной техники в этом концерте заключаются в наличии большого количества трезвучий.