Понятия и задачи органов полиции
Заказать уникальную дипломную работу- 74 74 страницы
- 42 + 42 источника
- Добавлена 10.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1 Теоретические аспекты понятия и задач органов
полиции……………………………………………………………………………..7
1.1 История развития полиции в России………………………………………….7
1.2 Понятие, правовое регулирование органов полиции....................................27
Глава 2 Практические аспекты задач органов полиции…………….…………37
2.1 Полномочия и задачи полиции………………………………………………37
2.2 Обеспечение законности в деятельности полиции…………………………47
Заключение………………………………………………………………………...62
Глоссарий………………………………………………………………………….66
Список использованных источников…………………………………………….68
Приложения……………………………………………………………………….74
Президент РоссийскойФедерации В.В. Путин отметил бюрократизированную систему оценки работыследователей и дознавателей, создающую излишнюю нагрузку на суд.Необходимо заметить, что данный подход на практике всегда оказываетсяслишком механистическим и потому его внутренняя валидность невысока.Поиском оптимальной системы измерения и оценки деятельностиправоохранительных органов ответственная наука и практика активнозанимается на протяжении последних десятилетий. Для того, чтобы человек осознал себя полноценным участникомсоциального сообщества, к нему в полной мере должно прийти пониманиесвоих прав и обязанностей, а также их взаимосоотносимость с правами иобязанностями других членов общества. Только после этого он сможет даватьправовую оценку, как своим действиям, так и поступкам других людей,определяя их как правильные или неправильные, законные или незаконные.Всеобщая декларация прав человека гласит: «Все люди рождаются свободнымии равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью идолжны поступать в отношении друг друга в духе братства».Соблюдение прав и свобод человека – это не только гарантированное условиеразвития демократического общества, но и первейшая обязанность государства.Но всегда ли учитываются наши права, да и есть ли хотя бы одно государство вкотором права личности, не нарушались.Времена, когда граждане страны не сомневались в правоте действий состороны государственных органов, в том числе и правоохранительных, давноуже прошли. Развитие демократии породило проблему противоречия морали иправа в осуществлении применения этого права. Это в полной мере касается и правоприменительной деятельности органов внутренних дел, полиции.Функционирование данного федерального органа исполнительной властинаходится под пристальным вниманием как государственных, так инегосударственных структур. К тому же, принятие Федерального закона от 7февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», установившего такие принципыосуществления деятельности сотрудников, как законность, беспристрастность игласность, привело к тому, что деятельность полиции стала значительно болееоткрытой для общества. Этому способствует и широкий доступ населениястраны к сети интернет, где неравнодушными гражданами размещаютсяразличные видеоролики, свидетельствующие в том числе и о неправомерныхдействиях сотрудников полиции, связанных с превышением их полномочий инарушением прав обычных людей.Чаще всего вопрос правомерности действий со стороны сотрудниковполиции возникает при проверке документов граждан, а также ихадминистративном задержании или задержании по подозрению в совершениипреступления. Сотрудник полиции является представителем власти, и любойгражданин должен подчиниться его законным требованиям.В то же время права гражданина должны уважаться, а личное достоинство недолжно подвергаться оскорблениям и унижениям. Независимо от того, есть лиу сотрудников полиции основания для административного задержания, любоевозражение, оскорбление и даже более: применение физической силы вотношении сотрудников могут стать основанием для привлечения к уголовнойответственности, даже если сотрудники правоохранительных органов первоначально задержалигражданина по ошибке.Задержание человека сотрудниками полиции всегда должно иметьзаконные основания. В противном случае действия правоохранительныхорганов будут являться незаконными. Однако, очень часто правоохранительные органы злоупотребляют своими полномочиями, задерживая граждан под выдуманнымипредлогами. Мотивами такого поведения может быть желание быстрее продвинуться по карьерной лестнице, личная неприязнь или ряд другихпричин, в которых может просматривается и корысть.Поэтому необходимо иметь четкое представление о том, в каких случаях сотрудники правоохранительных органов имеет право применять меры принуждения, а когда она действуетпротивозаконно. Для этого мы рассмотрим положения ст. 14 ФЗ РФ «Ополиции». В ней перечислены те случаи, при которых полиция имеет правозадержать человека. В частности, к таковым относятся:если лицо подозревается в совершении преступления;если в отношении человека, подозреваемого в совершениипреступления, была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;если гражданин уклоняется от отбывания уголовного наказания;если человек совершил побег из-под стражи или не прибыл вназначенное время к месту отбывания наказания;если лицо уклоняется от административного ареста;если человек находится в розыске;если военнослужащий подозревается в совершении преступления;если осужденный уклоняется от исполнения судом воспитательных илипринудительных мер наказания;если человек отказывается от прохождения реабилитации вспециализированных лечебных учреждениях (по решению суда);если человек нарушает правила комендантского часа;если лицо незаконно пробралось на охраняемые объекты;если человек предпринял попытку самоубийства либо имеетвыраженные признаки психического расстройства и при этом создает своимидействиями опасность для себя и окружающих.На основании изложенного, получается, что иные случаи задержаниясотрудниками полиции можно расценивать как незаконные.Кроме того, каждому задержанному лицу гарантируются следующиеправа:разъяснение причин и оснований для задержания;разъяснение задержанному субъекту всего комплекса его прав иобязанностей, предусмотренных законом;предоставление возможности привлекать к участию в делепрофессионального защитника с момента, предусмотренногозаконодательством;предоставление права сообщать родственникам или близким лицам офакте задержания;право на обжалование неправомерных действий сотрудниковправоохранительных органов;право на четкое соблюдение предельных сроков задержания,установленных в законе;иные права, регламентированные Уголовным кодексом РФ или КоАП РФ.О наличии данных прав гражданину разъясняется при составлениипроцессуальных документов, например, протокола об административномзадержании. Причем именно с этого момента гражданин имеет правовоспользоваться квалифицированной юридической помощью. Конечно же здесьречь идет о защитнике. Если у задержанного нет подходящей кандидатуры, тодолжностные лица правоохранительных органов обязаны предоставить защитника по назначению, аза первые часы после задержания родственники в случае необходимости могутвыбрать нужного специалиста, исходя из специфики дела. Однако именно этиправа граждан чаще всего нарушаются сотрудниками правоохранительных органов. Кроме того, напрактике довольно часто встречаются случаи незаконного задержания,нарушения процессуальных сроков, а также неправомерного примененияфизической силы к задерживаемому.Важнейшим показателей эффективности деятельности правоохранительных органов вРоссии остается ее оценка населением. Формирование доверительного отношения к сотруднику правоохранительных органов –процесс многогранный, складывающийся из различных сторон. Такнадлежащее осуществление полномочий по защите прав и свобод граждансоздает положительное к нему отношение и соответствующий уровеньдоверия населения.Некоторые авторы указывали аспекты, влияющие на оценкудеятельности правоохранительных органов со стороны граждан и затрудняющие реализациюпринципа, указанного в статье 9 «Общественное доверие и поддержкаграждан» ФЗ «О полиции». Речь, главным образом, шла о внешнихусловиях, особенность которых состоит в том, что их влияние на реализациюпринципа общественного доверия к полиции осуществляется опосредованно - через снижение качества профессиональной деятельности.Проблему утраты доверия правоохранительных органов среди граждан периодическиобостряли средства массовой информации. Часть граждан соглашались снегативными суждениями о правоохранительных органах, говоря о том, что сотрудники правоохранительных органов могут нарушить закон, проявить бесчеловечность, задержать человека безповода, преследуя свои собственные интересы.Существует фактор, формирующий напрямую негативное отношениеобщественности к правоохранительным органам. В этой связи, прежде всего, необходимо отметитьсовершение противоправных действий самими сотрудниками правоохранительных органов вотношении граждан. Состояние законности является одним из основныхкритериев оценки деятельности правоохранительных органов. Противоправные явления с участиеми (или) по вине сотрудников правоохранительных органов вызывают большой общественныйрезонанс. Такие факты способствуют формированию негативного отношенияграждан к сотрудникам правоохранительных органов, снижают уровень доверия населения к органамправопорядка. Законность является одним из принципов деятельностиполиции, названных в ст. 6 главы 2 ФЗ «О полиции». В соответствии сприказом МВД России от 2 января 2013 года № 1 «Об утверждении Концепцииобеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутреннихдел Российской Федерации» систематическое невыполнение илиненадлежащее выполнение служебных обязанностей другие негативныеявления относятся к внутренним угрозам собственной безопасности системыМВД России.В соответствии с данными предоставленными обзорами Главногоуправления по обеспечению охраны общественного порядка и координациивзаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации МВД России, регионального управления МВД России поАлтайскому краю, судебной практикой, а также анализом авторов научныхработ по проблеме нарушения законности, противоправные явленияусловно можно сгруппировать по следующим категориям:превышение власти или служебных полномочий в процессеприменения мер принуждения, при производстве дознания илипредварительного следствия;злоупотребление властью или служебным положением при решениивопроса о регистрации преступлений, о возбуждении или об отказе в возбужденииуголовного дела, о привлечении к уголовной ответственности, о статистическойотчетности и др. (выражающееся, например, в получении взятки, завышениирезультатов своей работы, подмены качественных показателей количественными);халатность при исполнении должностных обязанностей;нарушение норм закона в процессе правовой оценки преступлений, ихотграничении от проступков.Из общего числа нарушений законности прослеживается категорияправонарушений, связанных с превышением должностных полномочий приприменении административных мер принуждения. Речь идет о превышениидолжностных полномочий при нарушении телесной неприкосновенностизадерживаемого или доставляемого лица. К ним можно отнестислучаи причинения вреда здоровью граждан при доставлении их в органывнутренних дел, когда необоснованно применяется физическая сила путемнанесения ударов и побоев доставленным, либо в случаях примененияфизической силы и специальных средств при отсутствии оснований и условий, указанных в ФЗ «О полиции». К примеру, в марте 2016 г. полицейский ОБППСП УМВД России по г. Барнаулу при доставлении гражданина заадминистративное правонарушение, у входа в дежурную часть ОП № 3 УМВДРоссии по г. Барнаулу, без видимой на то причины схватил его за воротодежды и ударил головой о стену здания. В другом случае сотрудник полициипревышает пределы должностных полномочий, где при доставленииправонарушителя, без оснований, путем нанесения автоматом ударом вобласть шеи, причиняет телесные повреждения в виде закрытого переломашейного позвонка, повлекшие тяжкий вред здоровью».Также 08.08.2016 было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 286 УК РФпо факту того, что 25.07.2016 в помещении ОП «Восточный» МУ МВД России«Бийское» помощник оперативного дежурного, находясь на службе, применяяфизическое насилие, а также специальное средство – электрошоковоеустройство, причинил телесные повреждения доставленному заадминистративное правонарушение гражданину «М».В соответствие с ч. 3 ст. 5 ФЗ «О полиции» сотруднику запрещаетсяприбегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающемучеловеческое достоинство обращению. Наоборот, полицейский обязан пресекатьдействия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое илинравственное страдание. Основания и порядок применения специальных мерпринуждения (применение огнестрельного оружия, специальных средств ифизической силы) допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральнымзаконом.Одной из причин таких действий сотрудников правоохранительных органов, авторыметодических рекомендаций, в частности, по предупреждению подобныхситуаций в деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции считают низкие нравственные и профессиональные качества, средикоторых преобладают игнорирование и пренебрежение правами граждан,безразличие к интересам службы, непонимание или непринятие целей и задач,общих требований, предъявляемых к деятельности сотрудников правоохранительных органов.Так же, как нам представляется, актуальной является проблемаформирования профессиональной готовности к применениюадминистративных мер принуждения сотрудников правоохранительных органов. Основы такойготовности должны закладываться в процессе профессионального обучения(подготовки) лиц, впервые принятых на службу в территориальные органы МВДРоссии. Именно здесь при обучении слушателей должны закладыватьсяпрофессионально-этические нормы, в том числе в целях предупрежденияразличных нарушений законности, разъясняться последствия таких фактов.Большую роль при этом должны играть информационные материалы повсем фактам нарушения законности при их использовании в образовательномпроцессе (изучение и анализ с обучающимися), а также решение схожихпроблемных практических ситуаций с их развитием и выбором наиболееоптимальных вариантов действий. Немаловажную роль будет игратьтщательный отбор при поступлении на службу и на этапах профессиональногообучения.Таким образом, очевидна взаимосвязь между законностью в деятельностиправоохранительных органов и обеспечением и защитой прав граждан.Принимая во внимание вышеизложенное и учитывая то, что зачастую впроцессе своей деятельности сотрудник правоохранительных органовмотивирован действовать в интересах защищаемых им лиц (граждан РФ),можно говорить о том, что основой такой мотивации является то, чтосотрудники, так же как и граждане, заинтересованы в стабильностиправопорядка, что, в свою очередь, совпадает с потребностью граждан.Отсюда можно сделать вывод, что, реализуя свою деятельность,сотрудники правоохранительных органов действуют как в собственныхинтересах, так и обеспечивают реализацию общественных потребностейграждан.Существующая система оценки деятельности правоохранительных органов вызывает целый комплекс проблем, связанных с ориентацией должностных лицна механическое выполнение плана, потенциальную поддержку тяжелых илисложных в раскрытии преступлений в латентном состоянии, высокуюзагруженность судов, психологическое выгорание сотрудников. Возможнымспособом разрешения сложившимися ситуации может быть отказ от показателяколичества дел, переданных в суд, изменение правоприменительных установокруководства МВД и Прокуратуры, а также работа с кадровым составом.Переход к новой системе отчетности позволит не только минимизироватьнегативные процессы, связанные с подготовкой необходимой динамикипоказателей за аналогичный период прошлого года, но и положительноповлиять на статус органов полиции в глазах населения, что играет важнуюроль в обеспечении социально-политической устойчивости общества.Правовой статус сотрудников правоохранительных органов предоставляет им расширенныеполномочия, позволяя осуществлять правоохранительную деятельность, невыходя за рамки закона. Поэтому различного рода нарушения, отмеченныевыше, на наш взгляд связаны, прежде всего, с профессиональными качествамиполицейских, то есть фактором не профессионального поведения сотрудников,их неподготовленность действовать в подобных ситуациях. Решение этой проблемы очевидно – более направленное и углубленное обучение сотрудников правоохранительных органов, в том числе в процессе первоначальной подготовки и стажировки вдолжности; тщательный отбор кандидатов; использование институтанаставничества, особенно в первые годы службы. Не обойтись здесь и безсоблюдения одного из основных принципов деятельности правоохранительныхорганов – законности. Ведь в большинстве случаев в основе противоправныхдействий сотрудников лежит несоблюдение или не знание ими требованийзаконодательства. От представителей правоохранительных структур требуетсяодно: четко выполнять и соблюдать регламент действий, предусмотренныхприказами и другими нормативно-правовыми актами, всегда следоватьосновным положениям Кодекса профессиональной этики. Кроме этого,сотрудники правоохранительных органов, независимо от уровня занимаемой должности, не должнызабывать и о том, что их деятельность направлена в первую очередь на защитуправ и свобод граждан, на обеспечение их личной безопасности. А любоенезаконное ограничение или ущемление этих прав и свобод неминуемоповлекут установленную законом ответственность.ЗаключениеНа протяжении всей истории российской полиции и милиции урон ее общественному имиджу наносило, прежде всего, ее использование в политических целях, – для целей политического сыска и политических репрессий. Само становление полиции как особого вида государственной службы в современном мире неразрывно связано с постепенным ее освобождением от этой политизированности. Современный российский закон «О полиции» в своей первой статье дает безупречно выверенную концепцию «назначения полиции» в современной России. Современный закон дает, прочную концептуальную и нормативную основу выстраивания нового исторического облика российской полиции. Дух и буква закона «О полиции» должны стать определяющими, прежде всего, в профессиональном сознании самих сотрудников полиции, они должны реализовываться в государственном и общественном дискурсе о полиции, они должны отразиться и в повседневном восприятии полицейской службы гражданами. Наконец, это глубокое понимание общественной миссии полиции призвано послужить и обретению целостного исторического сознания, в рамках которого история нашего Отечества предстала бы во всей полноте своего содержания, осмысленного в перспективе современности.В некоторых учебных пособиях дано понятие «полиция», и многие ученые высказывали свое мнение по этому поводу, однако в ФЗ «О полиции» выдвинутые термины не нашли своего закрепления, что, на наш взгляд, не решает проблемы определенности законодательных терминов. Многие ученые в своих работах обращались к решению этого вопроса, но четкого ее определения до сих пор не дано. Кроме того, данный пробел законодательства важно восполнить и по тому, что закрепление понятия «полиция» для определения роли полиции в структуре формирования управления ОВД и чтобы избавиться от дублирования термина «полиции» с основными ее задачами.И для этого хотим предложить собственное определение рассматриваемого понятия – «Полиция представляет собой совокупность учреждений, являющиеся составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, объединенных одними и теми же назначениями, задачами, призванных защищать права и свободы, интересы государства и обеспечивать правопорядок». Считаем, что данная дефиниция нуждается в законодательном закреплении. Ее можно поместить в статью первую, которая могла бы называться «Понятие и основные назначения полиции». А тогда вторым пунктом могло бы быть, то для чего полиция предназначена, что сейчас закреплено в ст. 1 ФЗ «О полиции».Правовое регулирование функционирования полиции состоит из международного урегулирования и конституционного урегулирования отдельной области деятельности, разного федерального законодательства, а также указов Президента, постановлении Правительства, законодательства субъекта Федерации, межотраслевого и ведомственного законодательства, нормативной документации местного самоуправления, а также внутриорганизационного законодательства.Полиция фактически не имеет возможности эффективно реализовать свои полномочия в части пресечения административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена законодательством субъекта Российской Федерации. В целом установленные ограничения, по нашему мнению, крайне отрицательно влияют на формирование положительного имиджа полиции. Вместе с тем представляется логичным решение законодателя в части истребования соглашений между МВД России и исполнительным органом субъекта РФ о передаче части полномочий по составлению административных протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Однако процесс поиска согласий существенно затянулся, и предположить о сроках его завершения не представляется возможным.С учетом изложенного, наиболее верно внести изменения в КоАП РФ, унифицировав составы административных правонарушений в области охраны общественного порядка и общественной безопасности, за совершение которых в настоящее время ответственность предусмотрена законами субъектов Российской Федерации.Таким образом, изложенное выше позволяет рассматривать совокупность полномочий и задач полиции, как сложное образование, а место в системе управления весьма существенной, позволяющей обеспечить взаимодействие и координацию усилий по выполнению задач по охране общественного порядка.Очевидна взаимосвязь между законностью в деятельности правоохранительных органов и обеспечением и защитой прав граждан. Принимая во внимание вышеизложенное и учитывая то, что зачастую в процессе своей деятельности сотрудник правоохранительных органов мотивирован действовать в интересах защищаемых им лиц (граждан РФ), можно говорить о том, что основой такой мотивации является то, что сотрудники, так же как и граждане, заинтересованы в стабильности правопорядка, что, в свою очередь, совпадает с потребностью граждан. Отсюда можно сделать вывод, что, реализуя свою деятельность, сотрудники правоохранительных органов действуют как в собственных интересах, так и обеспечивают реализацию общественных потребностей граждан.Существующая система оценки деятельности правоохранительных органов вызывает целый комплекс проблем, связанных с ориентацией должностных лиц на механическое выполнение плана, потенциальную поддержку тяжелых или сложных в раскрытии преступлений в латентном состоянии, высокую загруженность судов, психологическое выгорание сотрудников. Возможным способом разрешения сложившимися ситуации может быть отказ от показателя количества дел, переданных в суд, изменение правоприменительных установок руководства МВД и Прокуратуры, а также работа с кадровым составом. Переход к новой системе отчетности позволит не только минимизировать негативные процессы, связанные с подготовкой необходимой динамики показателей за аналогичный период прошлого года, но и положительно повлиять на статус органов полиции в глазах населения, что играет важную роль в обеспечении социально-политической устойчивости общества.Правовой статус сотрудников правоохранительных органов предоставляет им расширенные полномочия, позволяя осуществлять правоохранительную деятельность, не выходя за рамки закона. Поэтому различного рода нарушения, отмеченные выше, на наш взгляд связаны, прежде всего, с профессиональными качествами полицейских, то есть фактором не профессионального поведения сотрудников, их неподготовленность действовать в подобных ситуациях. Решение этой проблемы очевидно – более направленное и углубленное обучение сотрудников правоохранительных органов, в том числе в процессе первоначальной подготовки и стажировки в должности; тщательный отбор кандидатов; использование института наставничества, особенно в первые годы службы. Не обойтись здесь и без соблюдения одного из основных принципов деятельности правоохранительных органов – законности. Ведь в большинстве случаев в основе противоправных действий сотрудников лежит несоблюдение или не знание ими требований законодательства. От представителей правоохранительных структур требуется одно: четко выполнять и соблюдать регламент действий, предусмотренных приказами и другими нормативно-правовыми актами, всегда следовать основным положениям Кодекса профессиональной этики. Кроме этого, сотрудники правоохранительных органов, независимо от уровня занимаемой должности, не должны забывать и о том, что их деятельность направлена в первую очередь на защиту прав и свобод граждан, на обеспечение их личной безопасности. А любое незаконное ограничение или ущемление этих прав и свобод неминуемо повлекут установленную законом ответственность.Компетенция совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа или должностного лица, определяющих его место в системе государственных органов.Министерство внутренних делфедеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах.Оперативно-розыскная деятельностьвид деятельности, осуществляемый гласно и негласно уполномоченными на то подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.Правоохранительная деятельностьтакая деятельность государства, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.Правоохранительные органыспециально уполномоченные органы государства, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.Полициясоставная часть единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, предназначенная для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.Список использованных источниковКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", N 67, 05.04.1995.Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге22.11.1984)) // "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163.Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (Принят 17.12.1979 Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 319 - 325.Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию порядка, принятые VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями от 7 сентября 1990 года // СПС КонсультантПлюс.Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 43/173 от 9 декабря 1988 года // СПС КонсультантПлюс.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7020.Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "О федеральной службе безопасности" // "Собрание законодательства РФ", 10.04.1995, N 15, ст. 1269.Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О полиции" // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О противодействии коррупции" // "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" // "Собрание законодательства РФ", 16.06.2008, N 24, ст. 2789.Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2277.Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "О безопасности" // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 2.Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699 (ред. от 25.12.2019) "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 26.12.2016, N 52 (Часть V), ст. 7614.Приказ МВД России от 12.09.2013 N 707 (ред. от 01.12.2016) "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 N 30957) // "Российская газета", N 9, 17.01.2014.Приказ МВД России от 02.01.2013 N 1 (ред. от 28.02.2018) "Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Первоначальный текст документа также опубликован не был.Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736 (ред. от 09.10.2019) "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2014 N 34570) // "Российская газета", N 260, 14.11.2014.Приказ МВД России от 30.04.2012 N 389 (ред. от 06.07.2020) "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2012 N 24696) // "Российская газета", N 156, 11.07.2012.Приказ МВД России от 05.06.2017 N 355 (ред. от 30.06.2020) "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2017 N 47380) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2017.Приказ МВД России от 01.02.2018 N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2018 N 50460) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.03.2018.Приказ МВД России N 38, Генпрокуратуры России N 14, СК России N 5 от 16.01.2015 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2015 N 36499) // "Российская газета", N 65, 30.03.2015.Приказ МВД России от 19 января 2010 года № 25 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности и органов предварительного расследования» // СПС КонсультантПлюс.Аврутин Р.Ю. Дежурная часть как субъект управления в системе МВД России. // Актуальные проблемы административного и административнопроцессуального права. 2019. № 10. С. 509-564.Гулягин А.Ю. Основы правоохранительной деятельности органов административной юрисдикции: Автореф. дис. ... д-ра.юрид. наук. М., 2014. 24 с.Гарманов В.М. Сущность нарушений законности в деятельности сотрудников подразделений патрульно-постовой службы полиции и основные направления их предупреждения // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015. № 1 (4). С. 125.Глухова А. А., Иудин А. А., Шпилев Д. А. Оценка гражданами уровня доверия полиции и защищенности от преступных посягательств // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11, №3. С. 56.Колениченко В.В., Шумский В.В. Роль дежурных частей территориальных органов МВД России в обеспечении правопорядка и противодействия терроризму (на примере Белгородской области) // Ленинградский юридический журнал. 2018. № 1. С. 145-153.Куликова Н.С. Внутриведомственный контроль как способ обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел // Вестник Воронежского института МВД России. – 2015. – № 4. – С. 55–61.Катаева О.В. Современные проблемы организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России на транспорте / О. В. Катаева, А. Н. Александров // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2019. – № 1. – С. 12–16.Карнаухов О. П. Реализация принципа общественного доверия к полиции и поддержке гражданами ее деятельности // Полиция и общество: пути сотрудничества: сборник материалов всероссийской науч.- практ. конф., 21 февраля 2017. – Воронеж: Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. - С. 92.Митин Г.В. Психологические факторы эффективного педагогического взаимодействия в нестандартных и рисконесущих ситуациях // Теор. и экперимент. психология. – 2016. – Т. 9, № 3. – С. 37.Основы управления в органах внутренних дел: учебник для СПО / под ред. Ю. Е. Аврутина. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Издательство Юрайт, 2018. 185 с.Равнюшкин А. В. О проблемах взаимоотношений полиции и общества на современном этапе / А. В. Равнюшкин // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2018. – С. 244.Соломатина, Е.А., Сосновская, Ю.Н. К вопросу о ведомственном контроле за деятельностью полиции // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2015. – № 10. – С. 57–64.Супрун, С., Шевченко, Ю. Доставление лиц, совершивших административное правонарушение или преступление, в органы внутренних дел и их задержание / С. Супрун, Ю. Шевченко // Уголовное право. – 2015. - № 2. – С. 36 - 40.Толдиев А.Б. Какой должна быть современная дежурная часть органов внутренних дел? / А. Б. Толдиев // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2014. – № 3 (29). – С. 127–132.Тырышкин, В.В., Миронов, Е.В. Организация управления в органах внутренних дел: учебное пособие / В.В. Тырышкин, Е.В. Миронов. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2020. – 63 с.Шатилович С.Н. Повышение эффективности предупреждения нарушений законности в деятельности сотрудников дежурных частей территориальных органов МВД России // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. №12. С. 79-85.Шатилович С.Н. Повышение эффективности предупреждения нарушений законности в деятельности сотрудников дежурных частей территориальных органов МВД России // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2017. – № 3 (41). – С. 79–85.ПриложенияПриложение 1Полномочия полицииадминистративные;оперативно-розыскные;уголовно-процессуальные;превентивно-социальные;охранные;международного сотрудничества;разрешительные;материально-технического обеспечения;информационного обеспечения;Схема 1. Полномочия полицииПриложение 2Задачи полицииобеспечение охраны и обороны здания органа внутренних дел, доведение специальных сигналов о введении степеней готовности до подчиненных органов внутренних дел, оповещение личного составаобеспечение сохранности служебных документов, оружия, боеприпасов и т.д.круглосуточный сбор, обработка и передача информации об оперативной обстановке; обеспечение установленного порядка содержания, конвоирования задержанных и заключенных под стражуразбирательства с доставленными лицамиуправление силами поддержания правопорядкаприем и регистрация поступивших заявлений, сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и реагирование на нихобеспечение круглосуточного сбора, обработки и передачи информации об оперативной обстановкеобщиеспециальныеВспомогательныеСхема 1. Задачи полиции
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского
голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей
ООН 10.12.1948) // "Российская газета", N 67, 05.04.1995.
3
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г.
Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]"
(Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении
некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в
Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) //
"Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163
4
Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка
(Принят 17.12.1979 Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании
Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод
человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990 С. 319
- 325
5
Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия
должностными лицами по поддержанию порядка, принятые VIII
Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями от 7 сентября 1990 года // СПС КонсультантПлюс.
6
Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или
заключению в какой бы то ни было форме, принятый Резолюцией
Генеральной Ассамблеи ООН № 43/173 от 9 декабря 1988 года // СПС
КонсультантПлюс.
7
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // "Собрание
законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1
8
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от
27.10.2020) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
9
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N
174-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001,
N 52 (ч. I), ст. 4921
10 Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О службе
в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Собрание
законодательства РФ", 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7020
11 Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "О
федеральной службе безопасности" // "Собрание законодательства РФ",
10.04.1995, N 15, ст. 126912 Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О
полиции" // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900
13 Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О
противодействии коррупции" // "Собрание законодательства РФ",
29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228
14 Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об
общественном контроле за обеспечением прав человека в местах
принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в
местах принудительного содержания" // "Собрание законодательства РФ",
16.06.2008, N 24, ст. 2789
15 Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от
03.07.2016) "О чрезвычайном положении" // "Собрание законодательства
РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2277
16 Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "О
безопасности" // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 2
17 Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699 (ред. от 25.12.2019) "Об
утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской
Федерации и Типового положения о территориальном органе
Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту
Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 26.12.2016, N
52 (Часть V), ст. 7614
18 Приказ МВД России от 12.09.2013 N 707 (ред. от 01.12.2016) "Об
утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений
граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 N 30957) // "Российская
газета", N 9, 17.01.2014.
19 Приказ МВД России от 02.01.2013 N 1 (ред. от 28.02.2018) "Об
утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе
Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Первоначальный
текст документа также опубликован не был.20 Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736 (ред. от 09.10.2019) "Об
утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в
территориальных органах Министерства внутренних дел Российской
Федерации
заявлений
и
сообщений
о
преступлениях,
об
административных
правонарушениях,
о
происшествиях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2014 N 34570) // "Российская
газета", N 260, 14.11.2014.
21 Приказ МВД России от 30.04.2012 N 389 (ред. от 06.07.2020) "Об
утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и
реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД
России после доставления граждан" (Зарегистрировано в Минюсте России
26.06.2012 N 24696) // "Российская газета", N 156, 11.07.2012.
22 Приказ МВД России от 05.06.2017 N 355 (ред. от 30.06.2020) "Об
утверждении Типового положения о территориальном органе
Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном
уровне" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2017 N 47380) //
Официальный
интернет-портал
правовой
информации
http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2017.
23 Приказ МВД России от 01.02.2018 N 50 "Об утверждении Порядка
организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской
Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2018 N 50460) //
Официальный
интернет-портал
правовой
информации
http://www.pravo.gov.ru, 23.03.2018.
24 Приказ МВД России N 38, Генпрокуратуры России N 14, СК России N 5 от
16.01.2015 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения
заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о
происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2015 N 36499) // "Российская
газета", N 65, 30.03.2015.25 Приказ МВД России от 19 января 2010 года № 25 «Вопросы оценки
деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных
подразделений криминальной милиции, милиции общественной
безопасности и органов предварительного расследования» // СПС
КонсультантПлюс.
26 Аврутин Р.Ю. Дежурная часть как субъект управления в системе МВД
России.
//
Актуальные
проблемы
административного
и
административнопроцессуального права. 2019 № 10 С. 509-564.
27 Гулягин А.Ю. Основы правоохранительной деятельности органов
административной юрисдикции: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. М.,
2014 24 с.
28 Гарманов В.М. Сущность нарушений законности в деятельности
сотрудников подразделений патрульно-постовой службы полиции и
основные направления их предупреждения // Вестник Тюменского
института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015 № 1
(4). С. 125
29 Глухова А. А., Иудин А. А., Шпилев Д. А. Оценка гражданами уровня
доверия полиции и защищенности от преступных посягательств //
Актуальные проблемы экономики и права. 2017 Т. 11, №3. С. 56
30 Колениченко В.В., Шумский В.В. Роль дежурных частей территориальных
органов МВД России в обеспечении правопорядка и противодействия
терроризму (на примере Белгородской области) // Ленинградский
юридический журнал. 2018 № 1 С. 145-153.
31 Куликова Н.С. Внутриведомственный контроль как способ обеспечения
законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел // Вестник
Воронежского института МВД России. – 2015 – № 4 – С. 55–61.
32 Катаева О.В. Современные проблемы организации деятельности дежурных
частей территориальных органов МВД России на транспорте / О. В.
Катаева, А. Н. Александров // Проблемы правоохранительной
деятельности. – 2019 – № 1 – С. 12–16.33 Карнаухов О. П. Реализация принципа общественного доверия к полиции и
поддержке гражданами ее деятельности // Полиция и общество: пути
сотрудничества: сборник материалов всероссийской науч.- практ. конф., 21
февраля 2017 – Воронеж: Воронежский институт Министерства
внутренних дел Российской Федерации, 2017 - С. 92
34 Митин Г.В. Психологические факторы эффективного педагогического
взаимодействия в нестандартных и рисконесущих ситуациях // Теор. и
экперимент. психология. – 2016 – Т. 9, № 3 – С. 37
35 Основы управления в органах внутренних дел: учебник для СПО / под ред.
Ю. Е. Аврутина. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Издательство Юрайт, 2018
185 с.
36 Равнюшкин А. В. О проблемах взаимоотношений полиции и общества на
современном этапе / А. В. Равнюшкин // Общественная безопасность,
законность и правопорядок в III тысячелетии. Воронеж: Воронежский
институт МВД России, 2018 – С. 244
37 Соломатина, Е.А., Сосновская, Ю.Н. К вопросу о ведомственном контроле
за деятельностью полиции // Вестник Института мировых цивилизаций. –
2015 – № 10 – С. 57–64.
38 Супрун, С., Шевченко, Ю. Доставление лиц, совершивших
административное правонарушение или преступление, в органы
внутренних дел и их задержание / С. Супрун, Ю. Шевченко // Уголовное
право. – 2015 - № 2 – С. 36 - 40
39 Толдиев А.Б. Какой должна быть современная дежурная часть органов
внутренних дел? / А. Б. Толдиев // Юридическая наука и
правоохранительная практика. – 2014 – № 3 (29). – С. 127–132.
40 Тырышкин, В.В., Миронов, Е.В. Организация управления в органах
внутренних дел: учебное пособие / В.В. Тырышкин, Е.В. Миронов. –
Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2020 – 63 с.
41 Шатилович С.Н. Повышение эффективности предупреждения нарушений
законности
в
деятельности
сотрудников
дежурныхтерриториальных органов МВД России // Юридическая наука и
правоохранительная практика. 2017 №12. С. 79-85.
42 Шатилович С.Н. Повышение эффективности предупреждения нарушений
законности
в
деятельности
сотрудников
дежурных
частей
территориальных органов МВД России // Юридическая наука и
правоохранительная практика. – 2017 – № 3 (41). – С. 79–85.
Вопрос-ответ:
Какие задачи исполняют органы полиции в России?
Органы полиции в России исполняют широкий спектр задач, включая обеспечение правопорядка, предотвращение и раскрытие преступлений, обеспечение безопасности граждан и общества, поддержание общественного порядка и т.д. Кроме того, они занимаются борьбой с криминальными группировками, нарушителями правил дорожного движения, борьбой с коррупцией и многими другими преступлениями и правонарушениями.
Какова история развития полиции в России?
История развития полиции в России восходит к древним временам. Изначально, органы полиции призваны были бороться с беспорядками и преступлениями. В разные периоды их структура и функции менялись: от казачьих войск и конный полиции до создания ОМОНа и противодействия терроризму. В настоящее время полиция является незаменимым институтом общественного контроля и поддержания правопорядка.
Какое правовое регулирование есть для органов полиции?
Деятельность органов полиции регулируется множеством нормативных актов, включая Конституцию Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Закон о полиции, и другие. Эти акты определяют права и обязанности полиции, основные принципы их деятельности, порядок применения принудительных мер и средств, и т.д.
Каковы полномочия и задачи полиции в России?
Основные полномочия полиции в России включают право на задержание, проведение следственных мероприятий, применение силы и принудительных мер в случаях угрозы жизни и здоровью граждан. Задачи полиции включают обеспечение безопасности и защиту прав и свобод граждан, предотвращение и раскрытие преступлений, охрану общественного порядка и обеспечение правопорядка. Они также занимаются профилактикой правонарушений и проведением оперативно-розыскных мероприятий.
Какой период истории России рассматривается в статье?
В статье рассматривается история развития полиции в России.
Что означает термин "правовое регулирование органов полиции"?
Термин "правовое регулирование органов полиции" означает систему нормативных актов, которые устанавливают правила и принципы функционирования полиции, а также определяют ее задачи и полномочия.
Какие задачи выполняют органы полиции?
Органы полиции выполняют разнообразные задачи, такие как обеспечение общественной безопасности, предотвращение и раскрытие преступлений, поддержание общественного порядка, оказание помощи и поддержки гражданам и другие.
Что включает в себя право полиции?
Право полиции включает в себя полномочия и задачи полиции, которые определены законами и нормативными актами. Оно предоставляет полиции право использовать определенные средства и методы для выполнения своих задач в соответствии с законом.
Как полиция обеспечивает законность в своей деятельности?
Полиция обеспечивает законность в своей деятельности путем соблюдения прав и свобод граждан, соблюдения процедур, предусмотренных законом, использования законных методов и средств в борьбе с преступностью, а также подотчетности перед законом и обществом.