Менеджмент развития воспитательного процесса в ДОЛ
Заказать уникальную дипломную работу- 78 78 страниц
- 71 + 71 источник
- Добавлена 14.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы менеджмента развития воспитательного процесса в ДОУ 4
1.1. Педагогический менеджмент как каркас функционирования современного образования 4
1.2. Проблемы менеджмента дошкольного образования в современном образовательном пространстве 9
1.3. Реализация основных функций педагогического менеджмента 19
Глава 2. Методы и организация исследования 43
2.1. Методы исследования 43
2.2. Организация исследования 45
Глава 3. Описание системы менеджмента развития воспитательного процесса в ДОУ 47
3.1. Основные направления развития воспитательного процесса в ДОУ 47
3.2. Условия функционирования системы менеджмента развития воспитательного процесса в ДОУ 48
3.3. Оценка эффективности разработанной системы 62
Заключение 72
Список использованной литературы 67
В связи с этим введены меры привлечения общественности к конструктивному сотрудничеству с администрациями школ, детских садов, для чего создано несколько творческих групп педагогов, в состав которых вошли представители родительского общества. Задачами работы этих творческих групп определены:- Внедрение в учебно-воспитательный процесс образовательного округа системы доступа общественности к участию в управлении школой;- Разработка концепции результативной системы сотрудничества с родителями;- Разработка и апробация модели государственно-общественной системы управления.Переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием предусматривает создание действенной модели такого управления, которое бы позволило во многих случаях формальное отношение общественности (особенно на уровне внутреннего управления ДОО) перевести в плоскость конструктивного сотрудничества с администрацией ДОО. 3.2. Условия функционирования системы менеджмента развития воспитательного процесса в ДОУИнновационная образовательная деятельность учреждения - это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса, тогда как традиционная образовательная деятельность - это деятельность, обеспечивает стабильность образовательного процесса. Сегодня наблюдаем усиление сознания работников учебных заведений, стала объективной необходимости модернизации целей, задач принципов дошкольного образования как основных устоев системы образования.Управление педагогическими инновациями - вид социального управления, что поддерживает целеустремленность и организованность инновационных процессов в системе образования.Выделяют следующие структурные компоненты управленческой деятельности:1) постановка цели;2) планирование или принятие управленческих решений;3) организация выполнения решений;4) контроль за результатами инновационной деятельности;5) регулирование (или коррекция) нововведения;6) анализ результатов.Важное значение придается всестороннему развитию индивидуальности руководителя, обеспечению его активной позиции в жизни и коллективной деятельности, формированию личности, которая могла бы решать как ежедневные, так и масштабные задачи, обеспечивающие не просто выживание, а прогресс дошкольного учебного заведения.Уверенный лидер во главе заведения - это его будущее, ведь именно ему решать задачи, которые принесут результаты для развития ДОУ [5: 113-118].Управление развитием ДОУ- понятие сложное и многогранное, оно представляет собой процесс принятия и реализации управленческих решений, это процесс постоянного движения и видоизменений, который зависит от специфики учебного заведения.Планирование - один из главных этапов управления, его стратегической составляющей, планом работы, целевой программой, от которой зависит результат управления, развитие ДОУ на инновационных принципах.Эффективное развертывание инновационных процессов в значительной степени зависит от целесообразных форм и методов управления.Их отбор, разработка и внедрение осуществлялись непосредственно автором исследования.Такими формами и методами признано: деловые беседы, семинары-презентации, научно-методические советы, дискуссионные круглые столы, мозговые штурмы, тренинги и тому подобное.Инновационный подход в управлении развитием ДОУ должен обеспечивать не только успешное функционирование заведения, но и его качественное развитие в условиях обновления и демократизации общества.Центральным звеном управления инновационным развитием ДУЗ является его успешное планирование.Возможность успешно осуществлять учебно-воспитательного процесс дает хорошо продуманная планировка, управление им и контроль реализации конкретных задач [2: 2-5].Современный руководитель, который стремится достичь успеха, должен, прежде всего, сосредоточиться не на процессе управления, а на отношениях в коллективе, ориентации педагогов на эффективную самоуправляемую индивидуальную и коллективную деятельность, создание условий для обеспечения всестороннего развития личности каждого ребенка.Итак, подводя итог, можно утверждать, что проблема инновационного подхода в управлении развитием ДОУ является действительно актуальной в образовании.Ученые в основном рассматривают отдельные вопросы данной проблемы на уровне среднего образования.И как следствие, возникает проблема в практическом внедрении инноваций и управлении ими.Таким образом, исследование данной проблемы в сфере дошкольного образования остается достаточно открытым и имеют несколько направлений для исследований.Цель инновационной управленческой деятельности заключается в определении основных перспективных направлений развития образования, разработке и внедрении нового содержания и форм образовательного процесса, создание условий для развития современного педагогического мышления, формировании ключевых компетенций участников воспитательного процесса.Перспективность адаптивного управления учебным процессом заключается в создании системы нелинейного, своевременного и адекватного реагирования на изменения с учетом специфики детского сада.Тем самым обеспечивается управленческая деятельность, предполагающая не только осознанное влияние на участников учебно-воспитательного процесса, но и развитие у них ключевых компетенций благодаря привлечению к активной деятельности.Реализация адаптивного управления учебным процессом дает возможность воспитателям проектировать собственную педагогическую деятельность, самосовершенствоваться и создавать соответствующие условия для саморазвития исамоорганизации.Адаптивное управление тесно связано с инновационными технологиями.Инновационные технологии - целенаправленный системный набор приемов и средств организации воспитательной деятельности, охватывающей весь процесс воспитания - от целеполагания до получения результатов.В результате инновационные преобразования положены и в систему управленческой деятельности руководства учреждения.Работа администрации заведения по внедрению педагогических новшеств в практику деятельности ДОУ базируется на современных научных подходах к управлению - синергетическом, целостном, гуманистическом, диалектическом, концептуальном, системном - и приоритетных принципах управления:единства централизма и демократии;информационной достаточности и аналитического прогнозирования;социальной детерминации;научности и компетентности;оперативного регулирования и обратной связи;стимулирования и сплоченности кадров;финансовой и деловой поддержки;оптимального сочетания традиционного и инновационного.Реализация принципа рационального сочетания традиционного и инновационного в дошкольном учреждении обеспечивает качественное изменение целей и структуры управления.В частности целью управления инновационной деятельностью в ДОУ становится создание соответствующих условий для постоянного обновления педагогического процесса путем применения инноваций и привлечения различного вида инвестиций, осуществления оперативного информационного связи со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, работы в сети Интернет.Задачами руководства являются: постоянное проведение "социально-педагогической" системы от "закрытой" к "открытой";социальная, материальная и психологическая поддержка педагогов-новаторов;создание правовых, организационных и психологических условий для реализации экспериментальности;участие в различных образовательных инновационных проектах.Заметим, что модернизированными управленческими функциями являются: прогностическая, политико-дипломатическая, консультативная, менеджерская и представительная.Эффективность реализации нововведений на уровне дошкольного учреждения в значительной степени зависит от многих факторов, прежде всего от инновационного потенциала ДОУ, который способен создавать, воспринимать и реализовывать новшества.На этой основе в ДОУ построена модель инновационного развития дошкольного учреждения, которая обосновывает его возможности в инновационной деятельности: материально-финансовый и личностный потенциал сада.Материально-финансовый потенциал заведения предполагает наличие в дошкольном учреждении для проведения различных мероприятий и удобный режим для их эксплуатации, наличие копировальной и другой необходимой техники.Компьютеризация предоставляет возможности для творческого развития детей и педагогов, разработок новых идей и решения более интересных и сложных задач, ведь компьютерной техникой пользуются не только администрация учреждения, психолог, воспитатели, специалисты, но и дети.В методическом кабинете создан «Уголок инноваций», в котором размещается переменная информация, список рекомендуемой литературы, картотека материалов, методические разработки педагогов по новейшим технологиям.Постоянно действующими являются выставка новинок методической литературы и уголки ( "Методический вернисаж", "Актуально ...", "Педагогическая мастерская»).Систематически обновляется звено "Автопортрет педагогического мастерства", что дополняется информацией об образовательных нововведениях.Личностный потенциал заведения - это профессиональные возможности педагогического коллектива и администрации для осуществления инновационной педагогической деятельности.Важной составляющей инновационного потенциала является способность учебного заведения к созданию инновационной среды, наличие высокого освитньокультурного уровня родителей воспитанников.Только при условии тесного сотрудничества администрации, педагогического коллектива и родительской общественности становится возможным разработка и реализация этапов процесса внедрения новшеств в практику дошкольного образования, которыми являются:1) осознание коллективом необходимости изменений и внедрения нововведений.В учебном заведении на основе привлечения педагогического коллектива к различным формам информационной деятельности (собрания, совещания, конференции, семинары, педсоветы, педагогические чтения) сформировалось соответствующее информационное поле.В то же время администрация заведения осуществляет мониторинг качества образовательных процессов, учитывая интересы работников, способствует созданию мотивационной основы труда всех членов коллектива;2) осуществление проектирования нововведений.С помощью диагностики было проанализировано состояние функционирования учреждения и определена будущая перспектива и стратегия достижения цели, задач и основные мероприятия учебно-воспитательного процесса;3) стратегия управления и подготовка субъектов инновационной деятельности к работе в новых условиях.Для администрации важным является выбор стиля управления, оценки и контроль промежуточных результатов, мотивации к сотрудничеству, освоения механизма поисково-исследовательской работы.Работа модели менеджмента началась с 1 июня 2020 года. Органамисамоуправленияявляются:родительскийкомитет, родительскиесобрания,собраниеколлектива ДОО, которые,не занимаютсявопросами развития ДОО. В рамках разработанной модели заведения с участием родителей в управлении ДОО.Модель состоит из 2-х блоков (см. Рис.20):1.Профессиональный (педагогический)2.Общественный Рисунок 1 Модель государственно-общественного управления, которая использовалась в нашем исследованииВ моделименеджмента новой структурой является - Управляющий совет. Совет утвержденнаобщемсобрании (сентябрь, 2020 г.)Цель: создать условия для вовлечения в формировании образовательной деятельности ДОО; повышения области образования; удовлетворению интересов участников образовательного процесса; реализации прав учреждения, обучающихся и их родителей на участие в управлении ДОО Задачи:- организовать деятельность государственно-общественного управления образовательного учреждения;- развить партнерство как путь решения проблем развития дошкольного образования общественного управления; - систему контроля над качеством полнотой выполнения социального заказа;- организовать деятельность общественности, в решении развития в перспективе Принципы управления дошкольным образованием на уровне ДОО: защита прав и законных участников процесса; приоритетность для системы управления образованием качества жизни воспитанников в ДОО;добровольность участия в общественном управлении в ДОО;открытость информации о общественном управлении образования ДОО;независимость и паритетность органов общественного управления; законность, предполагающая неукоснительное соблюдение законодательства; согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между администрацией ДОО и общественным органом управления на каждом его уровне и этапе функционирования и развития.Ожидаемые результаты:Привлечение общественности к делам и проблемам дошкольного образования в соответствии с приоритетом детского сада и его годовых задач, повышение открытости образовательной системы.Ожидаемые социальные эффекты: сфера образования в ДОО станет организатором и лидером в процессе консолидации общественных усилий в деле социализации, в формировании гражданской и социально-активной личности ребёнка;увеличится количество родителей (законных представителей), социальных партнеров ориентированных на общественную деятельность, благотворительность, социально ответственную инициативу;изменится качество образования: осуществится переход от опосредованно - теоретической для взрослых, информационной социализации к непосредственно практической социализации обучающихся; увеличится степень общественного внимания к дошкольному учреждению и его идейности в деле развития и воспитания, обучающихся на перспективу; реализуется перспективная программа развития дошкольного учреждения и его проекты в рамках районной экспериментальной площадки на ближайшие годы. Таким образом, новая модель, по нашему мнению, в полной мере соотносится с новыми целями, стоящими перед нашим дошкольным учреждением, и обеспечивает качественный подход к дошкольному образованию как начальной ступени. Для эффективной работы Совета мы постарались максимально учесть принцип личностно-ориентированного подхода. При выборе комиссии и распределении обязанностей между членами Совета учитывали интересы, профессиональные знания и их собственное желание. А при составлении плана работы были выбраны в первую очередь самые интересующие родителей направления деятельности детского сада: обеспечение сохранности и укрепление здоровья воспитанников, организация медицинской деятельности и питания в детском саду, подготовка детского сада к новому учебному году и др.Реализуя принцип открытости, и с целью повышения ответственности каждого члена Совета за принятые решения мы создаём систему информированности всех участников образовательного процесса о деятельности Управляющего Совета.На сайте образовательного учреждения создана страница Управляющего Совета, на которой размещаются: цели и задачи, состав, план работы, протоколы заседаний, отчёты Совета.Кроме этого для каждого члена Управляющего Совета создается личная страничка под рубрикой «Давайте познакомимся», на которой размещается фотография, автобиографические данные, его образование. Здесь же он коротко рассказывает о себе и своих взглядах на проблемы воспитания и образования подрастающего поколения.Информация о деятельности Управляющего Совета так же размещается на стендах в детском саду и в групповых помещениях. В дальнейшем мы планируем для той аудитории, которая не имеет возможности пользоваться Интернетом, выпускать один раз в три месяца бюллетень, в котором найдется место для детской странички.Еще одна форма работы направлена на повышение эффективности деятельности Управляющего Совета в нашем учреждении – «Общественная приёмная». Работает приёмная один раз в месяц. Приём ведут все члены Совета по очереди. Обращаются в приёмную по разным вопросам. Если конкретную ситуацию не удаётся разрешить на месте, то она обсуждается на заседании соответствующей комиссии или заседании Совета. Это повышает личную ответственность членов Управляющего Совета перед родительской общественностью в целом и перед каждым родителем в отдельности за качество оказанной помощи, за принимаемые решения и вынуждает вникать в проблемы, вырабатывать личную позицию и согласовывать ее с мнением Совета. Одним из достижений нашего дошкольного учебного заведения в управлении образовательным процессом является переход к образовательного мониторинга как механизма адаптивного управления.Традиционная система управления образованием считает контроль одной из важнейших функций, тогда как опытно-экспериментальная деятельность внесла неожиданные коррективы, которые изменили продуманный проект управления в целом (хотя он тоже был эффективным и действенным): заведение перешел из режима функционирования в режим развития.На третьем этапе опытно-экспериментальной работы пришлось пересмотреть подходы к осуществлению основной управленческой функции - организации контрольно-аналитической деятельности.Контроль - функция недостаточно приятная, ведь обычно все опасаются процесса оценки.Отметим, что оценивается не личность педагога, а результат его деятельности.Поэтому весьма важным является правильный выбор критериев оценки.Из практики мы помним: если в создании критериев оценки педагога участвуют сами учителя, то они понятны для всех и контроль не вызывает чувство тревоги.Следует не забывать, что критерии должны быть одинаковыми для всех и не должны строиться на симпатии или антипатии.Учитывая вышеизложенное, кроме традиционных видов контроля мы ввели и нетрадиционные формы: - самоконтроль;- работа, построенная на доверии;- частичный контроль или изучения состояния (при условии, что работник добросовестно и мотивировано выполняет свои должностные обязанности без указания руководителя).Следует заметить, что использование указанных форм контроля предоставляет педагогу индивидуального характера, способствует желанию «подниматься по ступенькам профессионального роста».Контрольно-аналитическая деятельность осуществляют заведующий и виховательметодист при постоянном психологического сопровождения психолога.Целью контрольно-аналитической деятельности является обеспечение качества образовательного процесса и предоставление каждому педагогу конкретной помощи, совершенствование педагогического процесса во всех группах.Достичь ее можноблагодаря: - изучению состояния образовательного процесса и оценке его результатов, выработке рекомендаций по развитию и саморазвитию личности педагога, проводится не с целью критики, а для обеспечения методического, психологического сопровождения.Следует сравнивать результаты педагога с педагогом, а отслеживать динамику изменений в личности учителя: какой он вчера, который теперь и сможет завтра;- выявлению факторов и условий, положительно и отрицательно влияют на образовательный процесс в ДОУ;- определению главного в работе коллектива, установлению причинно связей между всеми звеньями образовательного процесса.Цель согласуется коллегиально;- делегированию полномочий педагогам, которые достигают стабильно высоких результатов;содействию перехода их к самоконтролю и самоуправления как одного из этапов адаптивного управления коллективом.Диагностика уровня удовлетворенности воспитателей взаимодействием с руководителями ДОУ показала, что на данном этапе контроль в рассматриваемом детском саду способствует улучшению качества образовательного процесса, стимулирует педагогов к творческому поиску в ходе реализации поставленных задач, гармонизирует взаимодействие администрации с коллективом.При этом следует помнить, что: - контроль направляется не на личность педагога, а на то, каким образом он организует образовательный процесс;- педагог должен осознавать, что именно является объектом контроля;- тот, кто осуществляет контроль, должен придерживается доброжелательного, партнерского общения;- давая рекомендации и указания, особое внимание следует уделять вопросам возникновения недостатков в работе и путям их преодоления;- при осуществлении контроля нужно правильно выбирать критерии оценки, определять их оптимальность и адекватность.Образовательный мониторинг вносит коррективы в методы работы, в частности контрольно-аналитической деятельности.Мы разработали шкалу оценки, имеет несколько вариантов отображения: словесный,цветной, бальный и процентный.С целью обнародования результатов контроля они в виде таблиц размещаются в методическом кабинете.Составляющими реальной, адекватной оценки как результата внутреннего контроля считаем: - самооценку педагога;- оценку родителей;- оценку руководителя или экспертной группы.Сделанные выводы принятию правильных управленческих решений и определению эффективной практической помощи педагогам.В рекомендациях размещаются конкретные советы педагогическим работникам по совершенствованию и развитию перспективного педагогического опыта, причем они должны быть аргументированы, а иногда и конфиденциальны.Объективная оценка способствует развитию творчества педагога, выявлению и распространению ППД, выявляет недостатки и дает возможность педагогам своевременно их устранить.3.3. Оценка эффективности разработанной системыРезультаты обследования были проанализированы и сопоставлены с данными констатирующего этапа.Проанализируем количественные данные уровней приобретения профессионально-методической компетентности на заключительном этапе.Таблица 6 - Сравнительные данные уровней приобретения профессионально-методической компетентности воспитателями экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапахУровеньВ начале экспериментаЗаключительный этапАбсолютное количество%Абсолютное количество%Новаторский17,6538,5Совершенный215,4430,8Базовый538,5323,0Элементарный538,517,6Как указано в таблице 6, произошли ощутимые изменения в ЭГ в приобретении воспитателями профессионально-методической компетентности. Если на констатирующем этапе на новаторском уровне был всего 1 воспитатель (7,6%), то на заключительном этапе их количество возросло до 5 (38,5%). На совершенном уровне стало 4 воспитателя (30,8%) (было 2 - 15,4%). Как выяснилось, уменьшилось число респондентов на базовом уровне - 3 (23,0%) человека. На элементарном остался 1 человек.Представим результаты исследования контингента родителей следующим образом:Таблица 2.Анализ состава родителей экспериментальной группы по социальному статусу и образовательному уровнюПО СОЦИАЛЬНОМУ СТАТУСУ1 .Рабочие372.Служащие133.Работники образовательных учреждений104.Инженерно- технические работники385.Безработные2ИТОГО:100ПО ОБРАЗОВАНИЮ:Среднее1СРЕДНЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ15СРЕДНЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ44НЕПОЛНОЕ ВЫСШЕЕ4ВЫСШЕЕ30ИТОГО:100Результаты исследований, предложенные в табл. 2, свидетельствуют, что в экспериментальной группе, в основном представлены 5 групп по образовательному уровню:- среднее (7 %);- среднее педагогическое (15%);- среднее техническое (44%);- неполное высшее (4%);- высшее (30%).Результаты исследований, предложенные в таблице 2, свидетельствуют, что в экспериментальной группе, в основном представлены 5 групп по социальному уровню:- рабочие (37%);- служащие (13%);- работники образовательных учреждений, в основном учителя, психологи, воспитатели (10%);- инженерно технические рабочие (38 %);5 - безработные (2 %).Обработка данных по результатам анкетирования позволила выделить следующие результаты.Если рассматривать обоснованность выбора дошкольного заведения, то среди основных факторов выделяются как близкое к дому расположение, так и рекомендации знакомых. При этом, оценке педагогического потенциала заведения родители почти не уделяют внимания.Среди дополнительных услуг, которые педагоги могут получать выделяются спортивные секции и хореография, при этом многие родители выказывали желание, чтоб их дети изучали иностранные языки или более углубленно изучали искусство, но для этого нет достаточных ресурсов.Относительно дополнительных денежных выплат, родители отмечают систематическую необходимость оплаты, которая выходит за рамки предполагаемых взносов и не всегда это обосновано в достаточной мере.Около половины родителей устраивает качество питания в детском саду, однако большинство родителей весьма разочарованы тем, что не могут контролировать данный процесс даже если все устраивает, при этом оплата за питание, как отмечают родители является значительной и хотелось бы иметь представление об адекватности вносимых средств.Рисунок 14 Характеристики степени удовлетворенности работой ДОО на констатирующем этапеМедицинское обслуживание и физическое развитие устраивает родителей в достаточной мере. Состояние игровых помещений и площадок около 60% родителей считают удовлетворительным, но многие отмечают в разговоре, что иногда отмечают недочеты и вносят предложения, но не всегда возможно их реализовать как первостепенные (поменять линолеум, покрасить песочницу и др.) (см. Рис.14).Лишь 44% довольны уходом за ребенком, при этом 22% являются недовольными и делают ударение на недостаточную дифференциацию по отношению к ребенку, особенно в случае индивидуальных особенностей (некоторые дети имеют логопедические проблемы и проблемы со зрением). Многие родители не определились, довольны ли они образовательным процессом в ДОО и насколько достаточной является подготовка к школе, и лишь треть опрошенных родителей считают, что учебно-воспитательный процесс является достаточным и высоким по качеству.Более трети опрошенных указали на проблемы во время учебно-воспитательного процесса, в том числе систему наказаний (36%), нарушение прав и некорректное обращение (по 33%).Если рассматривать, в каких мероприятиях опрошенные родители принимали участие, то среди них наиболее часто упоминались родительские собрания, беседы, праздники, экскурсии. Помощь в обучении и воспитании ребенка родители преимущественно получают на родительских собраниях или во время общения с воспитателем.На вопрос о готовности к участию в государственно-общественном управлении ДОО мнения разошлись. Так, 53% родителей интерпретируют государственно-общественное управление как традиционную модель, 47% отмечают инновационность данного способа, однако не совсем уверены в реальность его реализации (см. Рис.15). Рисунок 15 Мнение относительно структуры управления коллективом ДОО на констатирующем этапеДля анализа эффективности разработанной модели нам необходимо сопоставить результаты констатирующего и контрольных этапов. Рисунок 22 Характеристики степени удовлетворенности работой ДОО на контрольном этапеОчень важным достижением разработанной модели мы считаем, что родители стали не просто вовлечены в управление детским садом, но и активно вовлечены в общественную жизнь. Посещаемость мероприятий возросла в два раза, родители отмечают, что они стали более заинтересованными, более свободными в общении с коллективом педагогов (см. рис.22).Если рассматривать отношение к государственно-общественному управлению, то они стали более четко понимать содержание и суть такого способа управления ДОО. Рисунок 23 Процентное соотношение ролей родителей в деятельности в ДООна контрольном этапеТеперь родители видят себя членами родительского комитета, недостаточно вовлеченного в управление, 20% позиционируют себя как активных участников государственно-общественного воспитания (см. Рис.23).Образовательная работа с детьми в заведении дошкольного образования осуществляется в соответствии с ФГОС ДОО и образовательной программы для детей от 2 до 7 лет «От Рождения до школы».Для эффективного всестороннего изучения развития компетенции каждого ребенка в сентябре 2018 было проведено диагностирование детей, которое позволило определить уровень показателейкомпетенции(знаний, умений и навыков) воспитанников учреждения дошкольного образования.С целью проведения целенаправленного и полного педагогического обследования уровня компетенции в соответствии с требованиями Базового компонента дошкольного образования, воспитатели оценивали достижения детей каждой возрастной группы по показателям (критериям) всех пяти образовательных линий.Результаты представлены в таблицеТаблица 3Показатели уровня развития компетенций детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования в сентябре, 2020/21 учебный годобразовательные линииКонстатирующий этапКонтрольный этап№1№2№3№ 8№10№1№2№3№ 8№10Среднее знач.по ДОУСОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ34%36%35%47%39%54%51%67%59%54%52%ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ36%31%48%42%35%59%52%78%58%60%50%РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ35%31%31%42%32%57%55%77%74%69%51%ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ37%38%38%32%42%60%54%70%65%65%50%ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ44%42%41%68%40%60%64%84%71%68%57%Параметры оценки качества образовательного процесса(в%):-ниже 50% - низкий уровень;-50-75% - средний уровень;-75-85%-достаточныйуровень;-85-100% - высокий уровень.ЗаключениеМенеджмент в образованииявляется составляющей общего менеджмента по профессиональному признаку и характеризуется влиянием субъекта управления (руководитель учреждения или учреждения образования) на объект управления (учебно-воспитательный и управленческий процессы, которые осуществляются в учреждениях (учреждениях) образования, находящихся в состоянии профессионального развития), в результате которого происходит качественное изменение объекта управления и повышается уровень его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.Эффективная система планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении предполагает активное участие родителей на всех трех уровнях.Модель вовлечение родителей в государственно-общественное управление ДОО содержит: а) актуализацию образовательных потребностей родителей по отношению к своемуребенку; б) педагогическое просвещение родителей как заказчиков образовательных услуг в дошкольном учреждении; в) партнерствопедагогови родителей в планировании и организации образовательного процесса.Вовлечение родителей в процесс соуправления ДОО по алгоритму: изучаем - информируем-объединяем-оцениваем пределы взаимодействия и влияния на образовательный процесс – делегируем права в пределах компетенции и одновременно акцентируем обязанности. По подобному сценарию мы разработали экспериментальную модель стратегического развития государственно-общественного управления муниципальной дошкольной образовательной организации. Реализация данной модели в реальный управленческий процесс ДОО показала себя как эффективная для вовлечения родителей в государственно-общественное управление. Кроме того, очень важным результатом стало изменение отношения родителей к процессу управления в ДОО, повышение готовности к вовлечению родителей в процесс управления, их заинтересованность.Математическая обработка результатов эксперимента на всех этапах показала увеличение среднего балла и коэффициента корреляции экспертных и самооценок, что свидетельствует о повышении степени согласованности экспертов и родителей; уменьшение средней квадратичной ошибки экспертов по трем параметрам, что свидетельствует о повышении степени согласованности экспертов, наблюдавших деятельность родителей. Следовательно,уровень включения родителей в планированиеобразовательного процесса в дошкольном учреждении повышается. Кроме того, отмечалось повышение профессиональной квалификации у педагогов и образовательных результатов у воспитанников
1. Алямовская, В. Г. Психолого-педагогические условия оптимизации управления развитием дошкольного образовательного учреждения [Текст] : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / В. Г. Алямовская, Нижегород. гос. пед. ун-т. - Н. Новгород, 1997. - 21 с.
2. Андреева, В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе [Текст] / В. Андреева, Р. Стеркина // Журнал «Дошкольное воспитание». - 1991. - №4. - С. 33-37.
3. Березняк Е. С. Руководство современной школой / Е. С. Березняк. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с. - (Б-ка директора шк.).
4. Бершадский М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. - М.: Центр «Пед. поиск », 2003. - 256 с.
5. Введение в управление: учеб. пособ .: В 3 ч. / под ред. А. Г. Гладышева, В. Н. Иванова, Н. В. Масловой. - М., 2007. - 360 с.
6. Введение в управление: учеб. пособ. : В 3 ч. / Под ред. А. Г. Гладышева, В. Н. Иванова, Н. В. Масловой. - М., 2007. - 360 с.
7. Волобуева, Л. М. Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения : монография / Л. М. Волобуева, Е. Б. Кузнецова. — Москва : Прометей, 2012. — 158 с.
8. Воробьева, Т. К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения [Текст] : Методическое пособие / Т. К. Воробьева. - М. : Ансел, 1997. - 94 с.
9. Городова Н. М. Планирование работы заведения образования / Н. М. Городова. - Х.: Вид. группа «Основа», 2004. - 208 с.
10. Горская Г. И. Организация учебно-воспитательного процесса в школе: пособ. для учителя / Г. И. Горская, Р. Г. Чуракова. - второй изд., Доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1986. - 208 с. - (Б-ка зам. Дир. Шк. По учеб- но-воспитат. Работе).
11. Грабовский В. А. Государственно-общественное управление образовательно ментальными процессами формирования гражданского общества [Электронный ресурс] / В. А. Грабовский. Режим доступа: www.academy.gov . ua / ... /grabovsky_vystup.do
12. Гришан И.П.Менеджмент в образовательных учреж- дениях.-Владивосток: изд.ДВГУ, 2002.-65 с.
13. Губа А. В. Функции образовательного менеджмента: классификация и содержание / А. В. Губа // Педагогика, психология и медико-биологчни проблемы физического воспитания и спорта: сб. наук. пр. - Х.: Харьк. гос. акад. дизайна и искусств, 2008. - Вып. 2. - С.39 - 44.
14. Денякина, Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольных учреждениях [Текст] / Л. М. Денякина. - М. : Новая школа, 1997. - 48 с.
15. Ермола А. М. Технология планирования управленческой деятельности в образовании : летний управленческий цикл: учеб. пособие. / А. Н. Ермола, А. Г. Суджико. - Х.: Курсор, 2004. - 251 с.
16. Зайченко А. И. Теория и практика управленческой деятельности районного отдела образования : монография / А. И. Зайченко, Н. М. Островерхова, Л. И. Даниленко. - М.: ИПЦ «Техпринт», 2000. - 352 с.
17. Закорченных Г. М. Проблема подготовки выпускников факультета дошкольного воспитания к работе в новых социальных условиях / Г. М. Закорченных // Сб. мат. Междунар. Конф. - Умань, 1996. - С. 112 - 113.
18. Иванов А.В., Королева С.В. Использование SWOT-а- нализа как метода оценки качества образовательных услуг в ДОО//Педагогическое образование в Росси- и.-2014.-№11.-С.63-67.
19. Ильенкова, С.Д. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин [и др.]; под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 335 с. 2. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: учеб.для студентов вузов; под ред. А.К. Казанцева, Л. Э. Миндели. – М.: Экономика, 2004. – 518 с.
20. Караковский В. А. Планирование работы школы / В. А. Караковский // Завуч - 2001 - № 13 - С. 14-16.
21. Колодяжная, Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением [Текст] : Ч.1. / Т. П. Колодяжная. - М. : ЦГЛ, 2004. - 160 с.
22. Колодяжная, Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением [Текст] : Ч.2. / Т. П. Колодяжная. - М. : ЦГЛ, 2004. - 192 с.
23. Комарова, Т. С. Основы управления дошкольным учреждением : социально-педагогические проблемы организации и управления в системе дошкольного воспитания [Текст] / Т. С. Комарова. // Сборник научных трудов - М. : 1981. - с. 12-27.
24. Костригин А.А. — Характеристики менеджмента и организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении // Современное образование. – 2015. – № 1. – С. 26 - 41.
25. Костригин А.А. Менеджмент в дошкольном образовании: перспективы исследования ценностных оснований // Современные исследования социальных проблем. – Красноярск: Научно-инновационный центр. - 2015. - №1(21). - 324 с. – С. 187-191
26. Крижко В. В. Менеджмент в образовании: учеб. пособие. / В. Криж- ко, Е. М. Павлютенков. - К, 1998. - 192 с.
27. Ксендзова Г.Ф. Организация менеджмента в дошкольном образовательном учреждении в условиях рыночной экономики. Дисс. канд. пед. наук. 2007. 148 с.
28. Ксендзонова, Г. Ф. Организация менеджмента в дошкольном образовательном учреждении в условиях рыночной экономики [Текст] : дис. … канд. пед. наук. :13.00.01 / Г. Ф. Ксендзонова; Якут. гос. ун-т - Якутск, 2007. - 160 с. 71
29. Кузьмин А. Е. Основы менеджмента: учеб. / А. Е. Кузьмин, А. Г. Мельник. - М.: Академвидав, 2003. - 416 с.
30. Кузьмин А. Е. Основы менеджмента: учебник / А. Е. Кузьмин, А. Г. Мельник. - М.: Академвидав, 2003. - 416 с.
31. Купецкова, Е. Ф. Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития [Текст] / Е. Ф. Купецкова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2003. - № 4. - С.18-24.
32. Майер, А. А. Программа развития ДОУ [Текст] : построение и реализация / А. А. Майер. - М. : Творческий центр, 2004. - 128 с. 30. Маневцова, Л. М. Самоанализ деятельности руководителя как фактор повышения качества управления ДОУ [Текст] : метод. пособие / Л. М. Маневцова, С. С. Лебедева - СПб, 2003. - 58 с.
33. Менеджмент в современном образовании [Электронный ресурс] : сборник статей ; Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. В. А. Дегтерева, Т. В. Майдановой. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2017.
34. Мескон М. Основы менеджмента / М.Мескон, М. Альберт, Ф. Хэ- Доуру; [пер. с англ.]. - М.: Дело ЛТД, 1994. - 702 с.
35. Мескон М. Основы менеджмента / М.Мескон, М. Альберт, Ф. Хэ- Доуру [пер. с англ.]. - М.: Дело, 1994. - 702 с.
36. Мостенська Т. Л. Менеджмент: учебник / Т. Л. Мостенська, В. А. Новак, М. Г. Луцкий, А. В. Ильенко. - 2-е изд. - М.: Кондор, 2012. - 758 с.
37. Мурина О. Л. Управление организационной культурой дошкольного учреждения как средство повышения качества образования/О. Л. Мурина // Педагогический родник. 2009. № 6. С.27-33.
38. Наука управления общеобразовательным учебным заведением: учеб. пособие. / Т. М. Десятов, А. Н. Коберник, Б. Л. Тевлин и др. - Х.: Основа, 2003. - 240 с.
39. Научные основы управления школой: учеб. пособие. для директоров шк. и ф-тов подготов. и повышения квалификации организаторов род. образования / под ред. Г. В. Ельниковой. - Х.: ХГПИ, 1991. - 170 с.
40. Образовательный менеджмент: учеб. пособие. / Под ред. Л. Даниленко, Л. Карамушкы. - М.: Школьный мир, 2003. - 400 с.
41. Образовательный менеджмент: учеб. пособие. / Под ред. Л. Даниленко, Л. Ка рамушкы. - М.: Школьный мир, 2003. - 400 с.
42. Орлов А. И. Менеджмент. Учебник / А. И. Орлов. - М.: Изумруд, 2003. - 298 с.
43. Пастюк О.В. Менеджмент в дошкольной организа- ции России:миф или реальность//Детский сад от А до Я.- 2014.-№1.-С.14-28.
44. Педагогика высшей школы: учеб. пособие. / С. Н. Курляндии, Г. И. Хмелюк, А. В. Семенова и др. - 2-е изд., Перераб. и доп. - М.: Знание, 2005. - 399 с.
45. Полетаева Наталия Михайловна Инновационный менеджмент в образовательном учреждении // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-menedzhment-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения: 14.03.2021).
46. Пуденко Т.И., Богуславская Т.Н. К вопросу о критериях оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций//Управление образованием: теория и практика.-2015.-№2.-С.13- 27.
47. Рабченюк Т. С. Внутришкольное управления : практическое пособие. / Т. С. Рабченюк. - М.: Рута, 2000. - 176 с.
48. Робинс. Основы менеджмента / Робинс, П. Стефан, где монахи, А. Дэвид ; пер. с англ. А. Олейник и др. - М.: Изд-во Соломии Павлычко «Основы», 2002. - 671 с.
49. Рудинская А. В. Менеджмент: теория менеджмента, организационное поведение, корпоративный менеджмент / В. Рудинская, С. А. Яромич, И. А. Молоткова. - М.: Эльга, «Ника-Центр», 2002. - 336 с.
50. Рудинская А. В. Менеджмент: учебник / В. Рудинская, С. А. Яромич, И. А. Молоткова. - М.: Ника-Центр, 2002. - 336 с.
51. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы: пособ. для рук. образоват. учреждений / под ред. В. С. Лазарева. - М.: Центр социал. и экон. исслед., 1995. - 158 с.
52. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы: пособие для рук. образователями. учреждений / под ред. В. С. Лазарева. - М.: Центр социал. и экон. исслед., 1995. - 158 с.
53. Сафонова, О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.О. Сафонова. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 224 с.
54. Симонов В. П. Директору школы об управлении учебновоспитательным процессом / В. П. Симонов. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с. - (Б-ка учителя и воспитателя).
55. Социальное управление: словарь / под ред. В. И. Добренькова, И. М. Слепенкова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 208 с.
56. Терещенкова Е. В., Гольченко Ю. В. Инновационный педагогический менеджмент: сущность, особенности и условия реализации в образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3206–3210.
57. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам [Текст] : библиотека руководителя ДОУ / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. - М. : Новая школа, 2001. - 304 с.
58. Троян, А. Н. Функции педагогического анализа в управлении работы дошкольным учреждением [Текст] : автореф. дис. … кан. пед. наук: 13.00.01 / А. Н. Троян. - М., 1984. - 23 с.
59. Тураш Н. Н. Научные основы планирования работы школы: учеб. пособие. для руководителей школ, работников органов образования и слушателей институтов, факультетов последипломного образования / Н. Н. Тураш, М. В. Гадецкий, А. Л. Сидоренко. - Х.: ХДПУ, 1996. - 56 с.
60. Управление дошкольным образованием : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 394 с.
61. Управление школой: словарь-справочник руководителя образо- ватт. учреждения / под ред. А. Н. Моисеева, А. А. Хвана. - М.: Пед. о-во России, 2005. - 320 с.
62. Ушаков К. Динамика представлен и действий, или Суть и смысл термина «организационный климат» / К. Ушаков, С. Селектор // Директор школы. - 1997. - № 1. - С. 14-20.
63. Ушаков К. М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий / К. Н. Ушаков. - М.: Сентябрь, 2004. - 192 с.
64. Фалюшина, Л. И. Технологии менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования [Текст] : учеб. - метод. пособие. / Л. И. Фалюшина. - М. : АРКТИ, 2005. - 144 с.
65. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки от 17.10.2013 №1155).
66. Цевелев В. В., Молотков Ю. И. Основы менеджмента : учебник. Т. 1. Организационнопроизводственный менеджмент. 2-е изд., доп. Новосибирск : СГУПС, 2009.
67. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами [Текст] : метод. пособие для рук. образовательных учреждений / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. - М. :Изд - во АСТ, 2001. - 320 с.
68. Шепелев Е. М. Менеджмент. Серия «высший балл» / Е. М. Шепелев, А. В. Дятлов, М. А. Фенёва и др. - Ростов н / Д: Феникс, 2003. - 352 с.
69. Шетов В. Х. Основные направления российской экономической мысли в области научной организации труда и управления производством в 20-е годы : автореф. дис. … д-ра экон. наук. СПб., 2005.
70. Шишов С. Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. - М.: Пед. об-во России, 1999. - 320 с.
71. Янко А. В. Организационно-педагогические условия управления качеством работы современного дошкольного учебного заведения / В. Янко // Гуманизация учебно-воспитательного процесса: сб. наук. пр. / Под. ред. проф. В. И. Сипченко. - Славянск СДПУ, 2007. - С. 61 – 68.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы лежат в основе менеджмента развития воспитательного процесса в ДОУ?
Менеджмент развития воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях основывается на теоретических основах педагогического менеджмента, которые включают в себя концепции процессного и системного подходов, а также принципы самоорганизации и эффективного управления в образовательной сфере.
Какие проблемы возникают в менеджменте дошкольного образования в современном образовательном пространстве?
В современном образовательном пространстве возникают различные проблемы в менеджменте дошкольного образования, например, недостаток квалифицированных кадров, нехватка финансирования, сложности в организации учебного процесса и взаимодействия с родителями. Эти проблемы требуют комплексного подхода и постоянного совершенствования системы менеджмента в дошкольных учреждениях.
Какие функции реализует педагогический менеджмент в дошкольном образовании?
В дошкольном образовании педагогический менеджмент реализует такие функции, как планирование и организация воспитательного процесса, контроль и анализ эффективности работы, управление ресурсами и персоналом, а также взаимодействие с родителями и общественностью.
Какие методы исследования использовались в данной работе?
В данной работе для исследования использовались различные методы, включая анализ научной литературы, интервьюирование педагогов и родителей, анкетирование детей, наблюдение за воспитательным процессом и анализ статистических данных.
Как была организована данная исследовательская работа?
Данная исследовательская работа была организована следующим образом: сначала был проведен анализ научной литературы по теме исследования, затем были проведены интервьюирование педагогов и родителей, а также анкетирование детей. Далее было проведено наблюдение за воспитательным процессом и произведен анализ статистических данных. Полученные результаты были обобщены и проанализированы.
Какие проблемы существуют в менеджменте дошкольного образования?
В статье рассматриваются различные проблемы менеджмента дошкольного образования в современном образовательном пространстве. Это, например, недостаточная эффективность управления, отсутствие единой системы оценки качества воспитательного процесса, несовершенство принципов и методов организации педагогической деятельности и др.
Какие методы исследования были использованы в статье?
В статье были использованы различные методы исследования, такие как анализ научной литературы, анализ практического опыта, сравнительный анализ, наблюдение, опрос и эксперимент. Эти методы позволили провести комплексное исследование и получить разностороннюю информацию о проблеме.
Что такое педагогический менеджмент?
Педагогический менеджмент - это концепция управления образовательными учреждениями, в которой акцент делается на развитии воспитательного процесса и повышении качества образования. Он предполагает современный подход к управлению, основанный на принципах партисипации, демократии, гибкости и открытости.
Какие функции реализуются в педагогическом менеджменте?
Педагогический менеджмент реализует несколько основных функций, таких как планирование и организация воспитательного процесса, контроль и оценка его эффективности, мотивация и поддержка педагогического коллектива, а также анализ и инновационное развитие педагогической деятельности.
Какую роль играет педагогический менеджмент в современном образовании?
Педагогический менеджмент играет важную роль в современном образовании. Он позволяет эффективно организовывать воспитательный процесс, повышать качество образования, развивать ресурсы и потенциалы педагогического коллектива, а также объединять усилия всех участников образовательного процесса для достижения общих целей.
Какие основные проблемы встречаются в менеджменте дошкольного образования?
В менеджменте дошкольного образования встречаются такие основные проблемы, как недостаток финансирования, недостаток квалифицированных педагогических кадров, низкий уровень взаимодействия с родителями, отсутствие единой методической системы, сложность организации воспитательного процесса.