развитие коммуникативной компетенции современного дошкольника
Заказать уникальную дипломную работу- 73 73 страницы
- 81 + 81 источник
- Добавлена 02.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА 6
1.1. Психолого-педагогические подходы к рассмотрению понятия коммуникативной компетенции 6
1.2. Особенности коммуникативного общения детей дошкольного возраста с взрослыми 15
1.3. Условия развития коммуникативной компетенции дошкольников в процессе общения со сверстниками 19
Выводы по главе 1 24
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА (НА ПРИМЕРЕ МДОУ 5). 26
2.1. Диагностика уровня развития коммуникативной компетенции детей подготовительной группы ДОУ. 26
2.2. Программа развития коммуникативной компетенции современного дошкольника 38
2.3. Анализ результатов проведенного исследования. 52
Выводы по главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
В среднем дети оказывают прагматическую помощь сверстнику, они не отказываются помочь, но только после того, как выполнят задание сами. СЛАЙД 16.По представленным результатам по Проективной методике «Картинки» Е. О. Смирновой, Е. А. Калягиной видно, что в среднем детям в большей степени характерен вербально – оценочный или конструктивный выход в сложной, конфликтной ситуации общения. СЛАЙД 17.Проанализировав полученные результаты после проведения формирующего эксперимента выявлено, что реализованная в экспериментальной группе программа развитиякоммуникативныхкомпетенцийоказалась эффективной. СЛАЙД 18.Таким образом, целью курсовой работы являлось - теоретически обосновать и экспериментально проверить этапность, средства, методы и приемы развития коммуникативной компетентности у современного дошкольника.Для достижения данной цели были решены следующие задачи: Охарактеризованы психолого-педагогические подходы к рассмотрению понятия коммуникативной компетенции.Выявлены особенности коммуникативного общения детей дошкольного возраста с взрослыми.Определены условия развития коммуникативной компетенции дошкольников в процессе общения со сверстниками.Разработана и экспериментально проверена этапность развития коммуникативной компетентности современного дошкольника.Разработаны методические рекомендации для педагогов по развитию коммуникативной компетентности современного дошкольника.В процессе работы цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить этапность, средства, методы и приемы развития коммуникативной компетентности у современного дошкольника достигнута. Все поставленные задачи выполнены.
2. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 2001. 164 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Галина Андреева. – Москва : Аспект – Пресс, 2004. – 365 с.
4. Анцибор, М. М. Активные формы и методы обучения / М.М. Анцибор. — Тула: ТГУ, 2009.- 127 с.
5. Артемьева, О. А. Качественные и количественные методы исследования в психологии : учебное пособие для вузов / Ольга Артемьева. – Москва : Издательство «Юрайт», 2020. – 152 с.
6. Арушанова, А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Аршунова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №5. – С. 45-56.
7. Архипова, И. Диагностика психического развития ребенка. 250 тестов, заданий и упражнений для адаптации ребенка к школе / И. Архипова. - М. : Наука и техника, 2008. – 256 с
8. Бабаева, Т.И. О социально-эмоциональном развитии дошкольников / Т.И. Бабаева // Дошкольное воспитание. – 2006. – №6. – С. 13-17.
9. Байбородова, Л. В. Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. – Москва : Издательство «Юрайт», 2020. – 221 с.
10. Байков, Ю. Н. Диагностика социальной компетентности. Результаты апробации диагностического комплекса / Ю. Н. Байков, Д. Е. Егоров // Журнал прикладной психологии. – 2002. – №6. – С. 12–24
11. Белобрыкина, О.А. Особенности эмоционального развития дошкольников в современных условиях / О.А. Белобрыкина. // СМАЛЬТА. – 2016. – № 1. – 9-15 с.
12. Беляков, Е. М. Проектная деятельность в образовании / Е. М. Беляков, Н. М. Воскресенская // Проблемы современного образования. – 2011. - № 3. – С. 62-67.
13. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. – М. : Педагогика, 2002. – 430 с.
14. Богуславская З.М. Мотивы общения со взрослыми у детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной // Развитие общения у дошкольников. М.: «Педагогика», 1974. С. 203-255.
15. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
16. Бочарникова М.А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде/ Бочарникова М.А. // Молодой ученый. - 2009. - №8. – С. 130 - 132.
17. Бусыкина, Н. П. Качественные и количественные методы исследований в психологии : учебник для вузов / Наталья Бусыкина. – Москва : Издательство «Юрайт», 2020. – 423 с.
18. Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников / М.Э. Вайнер. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 96 с.
19. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова – СПб. : Питер, 2012. – 312 с
20. Володева А.А. Игра как условие развития общения дошкольников // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - № 3 (22). - С. 38 - 43.
21. Воронич Е.А. Особенности коммуникативных умений старших дошкольников в процессе диалога со сверстниками // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 21. - С 321 - 234.
22. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Лев Выготский // Психология развития. - СПб: Питер, 2011. – 512 с.
23. Гаврилушкина, О.А. Проблемы коммуникативного поведения дошкольников / О.А. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. – №1. – С. 23 - 25.
24. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — 3-е изд., испр. и доп. -М.: ЧеРо, 2014.-240 с.
25. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации. Учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. – М., 2002. 59 с.
26. Гутник Е. П., Шереметьева Е. В. Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях // Молодой ученый. 2016. №27. с. 774-778.
27. Давыдов В.В. Научные достижения Д. Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии / В кн.: Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.– М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
28. Долгова, В.И. Коррекционно-психологическая работа специального психолога / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. – Библиотека специального психолога: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – Челябинск : АТОСКО, 2008. – 104 с.
29. Долгова, В.И. Формирование эмоциональной устойчивости личности / В.И. Долгова, А.А. Напримеров, Я.В. Латюшин. – СПб. : РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. – 167 с.
30. Доронина, Н.А., Коваленко, Н.Н. Социально – эмоциональное развитие дошкольника / Н.А. Доронина, Н.Н. Коваленко. // В сборнике: Современное социально-гуманитарное знание в России и за рубежом. – 2013. – 198-201 с
31. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л.Дубина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 11. – С. 3 - 9.
32. Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнени / Л.А. Дубина. – М. : Книголюб, 2010. – 158 с
33. Дыбина О.В. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста: сборник науч.-метод. работ / под ред. О.В. Дыбиной. Тольятти: ТГУ, 2008. 156 с.
34. Дыбина О.В. Пути формирования коммуникативных умений у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 3 (26). – С. 21 – 27.
35. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
36. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / Ирина Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2016. – № 5. – С. 34–42.
37. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Модэк, 2001. – 432 с.
38. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2006. – 320 с
39. Изотова, Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников / Е.И. Изотова. // Мир психологии. – 2015. – № 1. – 65-76 с.
40. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. – 319 с.
41. Козюренко М.А. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения/ М.А. Козюренко, Г.С. Базанова, Е.И. Сальникова// Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 11. – 15-19 c.
42. Краева А.А., Привалова С.Е. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Педагогическое образование в России. 2017. №8.
43. Кривцова, С. В. Жизненные навыки / С. В. Кривцова, Д. В. Рязанова. – Москва : Генезис. 2020. – 336 с.
44. Левыкина, Л.В., Крейзо Н.А., Чиркова С.С. Создание условий развития общения детей дошкольного возраста в контексте современных требований / Л.В. Левыкина, Н.А. Крейзо, С.С. Чиркова. // В сборнике: Развитие современного образования: теория, методика и практика – М. :
45. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Академия, 2005. 368 с.
46. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. – 368 с.
47. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
48. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка /Под ред. Рузской А.Г. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 384 с.
49. Лысенко, Е. М. Возрастная психология : краткий курс лекций для вузов / Елена Лысенко. – М. : Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. – 173 с.
50. Макурина, Н.Н. Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного общения с окружающими ] / Н.Н. Макурина. // В сборнике: Категория «социального» в современной педагогике и психологии. – Ульяновск : 2015. – 51-53 с.
51. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Н. И. Ганошенко, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова; под ред. Е. О. Смирновой. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2001. - 240 с.
52. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь /
1. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Москва : Прайм-Еврознак, 2009. – 811 с
53. Мунирова Л.Р. Формирование у дошкольников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Дис. канд. пед. наук / Л.Р. Мунирова. – М., 1993. – 205 с.; Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Текст.: дис. канд. пед. наук / С.В. Проняева. – Екатеринбург, 1999. – 164 с.
54. Низаева Л.Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав/ Низаева Л.Ф. // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 933-935
55. Парыгин, Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. – М. : Владос, 1999. – 390 с. 42. Петровский, А.В. Общая психология / А.В. Петровский, 2005. – М.: Академия. – 590 с.
56. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. – М. : Издательский Дом «Восток», 2003. – 274 с.
57. Полякова, М.Н. Педагогическая диагностика дошкольника как субъекта деятельности //Детский сад от А до Я. – 2011. – №2. – С. 55-63.
58. Прищепа С.С. Система управления процессом формирования межличностного общения // Известия Саратовского ун-та. Нов. серия. - 2013. - Т. 13, вып. №1. – С. 98 – 102.
59. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация/ Равен Джон. – М.: «КогитоЦентр», 2002. – 396 с
60. Романова, И. В. Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников / И.В. Романова // Дошкольное воспитание. – 2007. – №3. – С. 34 - 39.
61. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
62. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М., 1989. – 216 с.
63. Рузская, А.Г. Развитие речи / А.Г. Рузская. – М. : Мозаика–Синтез, 2007. – 64 с.
64. Рыжикова, Е.А. Психологические аспекты общения детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Рыжикова. // В сборнике: Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. – Чебоксары : 2015. – 86-89 с.
65. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. – М. : 2003. – 191 с.
66. Саган, А.В. Развитие социальных эмоций (сочувствия, сопереживания) детей в процессе общения со сверстниками / А.В. Саган. // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 46-2. – 254-260 с.
67. Свирская Л.В. Организационно-педагогические условия становления начал ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. Великий Новгород, 2004 158 с.
68. Скитская, Л.В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста / Л.В. Скитская. // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2013. – № 2. – 50-57 с.
69. Смирнова Е.О. Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т.23, №6. - С. 75 - 84.
70. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений. - М.: «Академия», 2000. – 160 с.
71. Смирнова Е.О., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
72. Смирнова Н.Н. Влияние проблемных межличностных взаимоотношений дошкольников на их самооценку // Молодой ученый. - 2016. - №20. - С. 732-735.
73. Смолонская А.Н. Особенности развития и формирования коммуникативных компетенций у детей // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №2. - С. 45 - 51.
74. Солнцева, О.А. Играем в сюжетные игры / О.А. Солнцева // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 33 - 37.
75. Сухорукова, Т.А. Психологические особенности эмоционального развития дошкольника / Т.А. Сухорукова. // В сборнике: Ступень в педагогическую науку. – 2014. – 28-30 с.
76. Сыдыкбаева М.М. Языковая компетенция как совокупность знаний и способностей / Сыдыкбаева М. М. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXIII междунар. науч.-практ. конф. № 4(61). – Новосибирск: СибАК. -2016. – С. 65-72
77. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. – М. : Академия, 2013. – 366 с.
78. Федченко, Н.М., Амирсеилова А.Т. К проблеме развития эмоциональной сферы дошкольника / Н.М. Федченко, А.Т. Амирсеилова. // В сборнике: Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы. – 2016. – 119-124 с.
79. Феоктистова, С.В., Хмелькова М.А. Коммуникативная компетентность как фактор, влияющий на психическое развитие дошкольника / С.В. Феоктистова, М.А. Хмелькова. // Актуальные проблемы психологического знания. – 2012. – № 2. – 93-103 с.
80. Хуторской А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования Вып.1. / под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2010. – С. 117–137.
81. Юрчук, Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации / Е.Н. Юрчук. // Сфера. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ – 2008. – 128 с. 58. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания / И.М. Юсупов. – Казань : Тат. кн. изд-во, 2001. – 192 с.