«Начальная школа XXI век Программа Н.Ф. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методика преподавания
  • 15 15 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 04.03.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Основная часть 4
1. Программа Н.Ф. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир» 4
2. Цели курса 6
3. Задачи курса 6
4. Основные идеи 6
5. Ценностные ориентиры содержания курса 7
6. Естественно-научные принципы отбора содержания 7
7. Авторские принципы 8
8. Методы обучения 9
9. Приемы обучения 9
10. Формы обучения 10
11. Материально-техническое обеспечение курса 10
12. Содержательные линии (блоки), количество часов на их обучение 11
13. Планируемые результаты 12
14. Достоинства и недостатки 13
Выводы 14
Литература 15

Фрагмент для ознакомления

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей: идея многообразия мира; идея целостности мира; идея уважения к миру.
Разнообразие как форма существования окружающего нас мира красочно демонстрирует себя не только в природной, но и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе учебного предмета создаётся достаточно яркая картина реальности, которая отражает многообразие, своеобразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Стоит подчеркнуть, что особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность и значимость, и как условие, без которого невозможно существование человека, а также удовлетворение его материальных и духовных потребностей [3].

13. Планируемые результаты

Обучающиеся получат возможность научиться:
- преобразование практической задачи в познавательную;
- проявление инициативы в учебном сотрудничестве;
- самостоятельность в учёте выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- самостоятельность в адекватной оценке правильности выполнения действия и внесение необходимых коррективов в исполнении как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- анализ информации;
- передачи информации (устным, письменным, цифровым способами);
- оценка своего места в окружающем мире;
- участие в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля;
- анализ и интерпретация полученной информации об окружающем мире;
- самостоятельность в работе с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимой информации;
- ориентировка в мире литературных текстов, книг, справочников, энциклопедий, словарей, детской периодики;
- самостоятельность в выборе источников информации;
- владение Интернет-ресурсами для дополнительного чтения;
- создание нового текста по модели, по теме, предложенной проблеме, по выбору;
- создание монологического высказывания.

14. Достоинства и недостатки

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, обладая ярко выраженным интегративным характером, в равной степени сочетает в себе естествознание, обществоведение, исторические, географические знания и дает студенту материал естественных и социальных наук, необходимый для целостного и системного видения мир в его наиболее важных взаимосвязях.
Курс «Окружающий мир» знакомит детей с широкой панорамой природных и социальных явлений как составных частей единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках разных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, социальных наук, истории, литературы и других дисциплин. В рамках данного предмета, благодаря интеграции естествознания и социально-гуманитарных знаний, решаются задачи экологического образования и воспитания, формирование системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимоуважения, патриотизма на основе этнокультурного разнообразия. и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочную основу для изучения значительной части предметов основной школы и дальнейшего развития личности.
Выводы

В соответствии с обозначенными ведущими идеями особое значение в процессе реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся:
- распознавание и определение природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
- моделирование и конструирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- эколого-этическая деятельность, которая включает анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, а также выработку соответствующих, определённых норм и правил, что осуществляется с помощью специально подготовленной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает важное место среди учебных предметов начальной школы. Таким образом, стоит сказать, что содержание курса есть тем, что «всегда рядом с ребёнком», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается и не сводится только к рамкам урока. Познание и восприятие мира ребёнком продолжается постоянно как в школе, так и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим основанием этого процесса.
Литература

Гринева Е. А. Формирование экологической культуры младших школьников [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие / Гринева Е., Давлетшина Л. – М.: Прометей, 2012. – Режим доступа: сhttp://znanium.com/bookread2.php?book=557064 (дата обращения: 01.02.2021).
Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] : учеб. пособ. для пед. вузов / Г. Н. Аквилева. – Москва: Академия, 2008. – 284, [1] с.
Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» [Текст] : учебник. – 3-е изд., испр. – Москва: Академия, 2015. – 334, [1] с.
Машарова Т. В. Современный урок в условиях федерального государственного образовательного стандарта [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / авт. и научн. ред. Т.В. Машарова; авт. А.А. Пивоваров и др. – Киров: Тип. Старая Вятка, 2015. – 108 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=526542 (дата обращения: 01.02.2021).
Окружающий мир. 1-4 классы. Программа [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/okruzhayushchiy-mir-1-4-klassy-programma/ (дата обращения: 01.02.2021).
Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / В. П. Голов, В. И. Сивоглазов. – Москва: Академия, 2000.
Современные технологии начального общего образования: учебное пособие. Под общ. ред. А.А. Нестеровой. – Ульяновск: УлГПУ, 2016. – 191 с.




1

1. Гринева Е. А. Формирование экологической культуры младших школьников [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие / Гринева Е., Давлетшина Л. – М.: Прометей, 2012. – Режим доступа: сhttp://znanium.com/bookread2.php?book=557064 (дата обращения: 01.02.2021).
2. Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] : учеб. пособ. для пед. вузов / Г. Н. Аквилева. – Москва: Академия, 2008. – 284, [1] с.
3. Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» [Текст] : учебник. – 3-е изд., испр. – Москва: Академия, 2015. – 334, [1] с.
4. Машарова Т. В. Современный урок в условиях федерального государственного образовательного стандарта [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / авт. и научн. ред. Т.В. Машарова; авт. А.А. Пивоваров и др. – Киров: Тип. Старая Вятка, 2015. – 108 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=526542 (дата обращения: 01.02.2021).
5. Окружающий мир. 1-4 классы. Программа [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/okruzhayushchiy-mir-1-4-klassy-programma/ (дата обращения: 01.02.2021).
6. Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / В. П. Голов, В. И. Сивоглазов. – Москва: Академия, 2000.
7. Современные технологии начального общего образования: учебное пособие. Под общ. ред. А.А. Нестеровой. – Ульяновск: УлГПУ, 2016. – 191 с.

Вопрос-ответ:

Какие цели преследует программа "Начальная школа XXI век"?

Целью программы "Начальная школа XXI век" является формирование у учащихся комплексных знаний об окружающем мире, развитие их познавательных интересов, личностных качеств и умений.

Какие задачи решает курс "Окружающий мир" в рамках программы?

Курс "Окружающий мир" в рамках программы "Начальная школа XXI век" решает следующие задачи: формирование устойчивых представлений о природе, обществе, человеке и их взаимосвязи; развитие умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основе полученной информации; развитие навыков самостоятельной работы и сотрудничества.

Какие основные идеи лежат в основе курса "Окружающий мир"?

Основными идеями курса "Окружающий мир" являются: изучение природы и общества на основе наблюдений и экспериментов; формирование экологического мышления и ответственного отношения к окружающей среде; развитие социальных и коммуникативных навыков.

Какие ценностные ориентиры содержит курс "Окружающий мир"?

Курс "Окружающий мир" содержит следующие ценностные ориентиры: забота о природе и окружающей среде; уважение к культурному наследию; понимание значимости здоровья и здорового образа жизни; умение принимать решения и решать конфликты.

Какие методы обучения применяются в рамках курса "Окружающий мир"?

В рамках курса "Окружающий мир" применяются такие методы обучения, как наблюдение, эксперимент, исследование, беседа, игра, проектная деятельность, работа с учебной литературой и современными информационными технологиями.

Какие цели преследует программа "Начальная школа XXI век"?

Целью программы "Начальная школа XXI век" является формирование у учащихся компетентностей, необходимых для успешной адаптации и функционирования в современном информационном обществе.

Какие задачи решает курс "Окружающий мир"?

Курс "Окружающий мир" в рамках программы "Начальная школа XXI век" ставит перед собой задачу развития у детей логического мышления, основ понимания научного метода, формирования элементарных знаний об окружающем мире и его процессах.

Какие основные идеи лежат в основе программы?

Основными идеями программы являются активное и практическое обучение, формирование у детей общественно-значимых компетенций, учет индивидуальных особенностей учащихся и развитие их творческого потенциала.

Какие ценностные ориентиры содержит курс "Окружающий мир"?

Курс "Окружающий мир" включает ценностные ориентиры, такие как экологическое воспитание, развитие толерантности и уважения к другим культурам, формирование ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

Какими методами и приемами осуществляется обучение в рамках курса "Окружающий мир"?

Обучение проводится с использованием активных методов, таких как наблюдение, экспериментирование, обсуждение, игры, практические занятия. Также применяются современные информационные технологии для предоставления дополнительной информации и визуализации учебного материала.

Какие цели преследует программа "Начальная школа XXI век"?

Программа "Начальная школа XXI век" имеет следующие цели:

Какие задачи ставятся перед курсом "Окружающий мир"?

Курс "Окружающий мир" преследует следующие задачи: