Строение и формирование характера руководителя

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 30 30 страниц
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 05.03.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 5

1.1 Характеристика становления учений о характере 5

1.2 Понятие «характер» в научной литературе 9

1.3 Особенности строения характера 15

Выводы по главе 1 18

ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ 19

2.1 Значимость личностных качеств руководителя для процесса рабочей деятельности 19

2.2 Требования, предъявляемые к руководителям 22

2.3 Особенности профессиональной компетентности руководителя 24

Выводы по главе 2 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Фрагмент для ознакомления

д.), способность говорить публично.Профессиональные знания, которыми должен обладать современныйменеджер, включают: знания в области управления (основы управления,управление персоналом и т.д.); практическое применение современныхорганизационных и управленческих принципов и методов; умениеработать с документацией [39].Качества, необходимые любому менеджеру, являютсяпрофессиональными. Это компетенции, т.е. система специальныхзнаний и практических навыков. Она бывает особенная и управленческая.Эта культура является общей, технической, экономической, правовой,информационной, психолого-педагогической. Важен и ряд другихмоментов. Прежде всего, современного менеджера отличают хорошеезнание реальности, как внутренней, так и внешней, понимание целейорганизации, способность видеть проблемы, определять наиболее важныеаспекты, быть восприимчивыми к изменениям.Важное для менеджера - это ловить все на лету, связывать вновьприобретенные знания со старыми, иметь возможность и способностьучиться как на работе, так и за ее пределами, повышая компетентность, ноизбегая односторонней специализации. Учеба обычно начинается свступления в должность и никогда не заканчивается.Одной из групп управленческих качеств, определяющих его,строго говоря, как менеджера, являются организационные, а такжеделовые навыки. Они отражают уровень управленческой культуры,владение технологиями управления: подбор, расстановка и использованиеперсонала, разработкой норм, стандартов и правил, личных планов ипланов деятельности организации, служб, оперативных планов и графиковмероприятий, постановка задач для исполнителей, инструктаж,управление, контроль.Таким образом, профессионализм современного менеджера проявляется какв процессе управления персоналом организации, так и в качествепроектировщика отношений в организации, которой он управляет,основываясь на знании объектов влияния и с учетом материальной иорганизационной среды.2.3 Особенности профессиональной компетентности руководителяОсновной проблемой содержания профессиональной компетентности руководителя является проблема формирования у него собственной субъектности, своих психических и личностных качеств, которые являются основой для активного и позитивного участия в профессиональной практике. Руководитель современной организации должен обладать не только профессиональными компетенциями, которые позволяют ему быть эффективным лидером, но и личными качествами. Существует мнение о существовании особых качеств личности, которые дают владельцу преимущество в руководстве людьмиУмению руководить нельзя научиться в школе, колледже или университете. Это врожденная собственность человека, которая должна развиваться на протяжении всей жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт [35]. Лидер должен постараться понять своих подчиненных, увидеть в них достойных уважения личностей, уметь понимать их поведение, быть человеком и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая интересы всех. Руководитель должен быть принципиальным во всех вопросах, уметь противостоять давлению как сверху, так и снизу, последовательно и твердо стоять своем, не скрывать свои взгляды, защищать ценности, которых он придерживается, и помогать другим приобретать их ценности, на личном примере, не морализируя, твердо держат слово [12]. Работа управленца чрезвычайно сложна, и поэтому одним из его самых важных личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнерадостным, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессом. Управленец также должен быть эмоционально здоровым человеком, иначе он просто не выдержит всех перегрузок, падающих на его голову. Поэтому необходимо заранее формировать положительные эмоции: эмпатию, которая делает человека гуманным; возбуждение, стимулирующая активность; интерес и любопытство, помогающие двигаться вперед и исследовать новые сферы деятельности; уверенность, дающая солидность [15]. Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, что выражается в умении и готовности встречать острые ситуации, успешно справляться с ними и не делать трагедию из поражений, неизбежных в течение жизни любого менеджера. Современный менеджер должен активно работать над своими собственными недостатками; формировать позитивное отношение к жизни и работе; создать «здоровую» среду, продвигая и обучая людей, раскрывая их способности и таланты, не опасаясь потери доверия - в большинстве случаев сотрудники платят за такое отношение, напротив, признанием и благодарностью.Таким образом, прежде всего, необходимо сказать, что профессионализм руководителя является отражением определенного уровняготовности к осуществлению управленческой деятельности. Получается, что с одной стороны, необходимо говорить о профессионализме как о неотъемлемом качестве, свойстве личности, которое формируется в деятельности и общении, а с другой - как о процессе и результате деятельности и общения. Поэтому целесообразно сказать об основах профессионализма, в которых заложена способность менеджера проводить самооценку, самоанализ, саморазвитие, самоорганизацию и самоконтроль. Кроме того, профессионализм как психологическое и личностное образования будет характеризоваться не только соответствующими знаниями и навыками, но и умением ставить и решать профессиональные проблемы. Важное место в этом процессе занимают развитие общих и специальных способностей, а также отношения к управленческой деятельности, осознание ее ресурсов и ограничений, личный опыт, индивидуальное видение стилей и методов управленческой деятельности, методических указаний и норм профессиональное мышление. Разумеется, каждое из качеств менеджера влияет на эффективность работы подчиненных в частности и, в целом, организации.Выводы по главе 2Умение правильно организовать рабочие процессы в организации, создать благоприятный климат в коллективе, заинтересовать работников в выполнении их обязанностей наиболее эффективно и др. – все эти понятия составляют и характеризуют сущность культуры управленческого труда. Без сомнения, работа руководителя – понятие многогранное, характеризующееся множеством показателей и определений. Рассмотренные в данном разделе работы аспекты позволили раскрыть лишь часть обозначенной проблемы. Без наличия развитого характера у руководителя организации невозможно успешное решение тех задач, которые ставит перед современной организацией общество и время. ЗАКЛЮЧЕНИЕАктуальность проблемы взаимосвязи личностных особенностей современного руководителя и стиля управления дошкольным образовательным учреждением обусловлена повышением уровня требований к личности руководителя образовательным учреждением, а также недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы. На основе анализа психолого-педагогической и справочной литературы конкретезированы следующие понятия: «управление образовательным учреждением», «личностные качества руководителя» и «стиль управления». Нами было изучено состояние проблемы эффективного управления образовательным учреждением в научно-педагогической и психологической литературе. Исходя из этого, считаем, что эффективность работы любой организации, в том числе и общеобразовательного учреждения, зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления проявляются личностные качества руководителя. Развивая и совершенствуя личностные качества руководителей, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы образовательного учреждения. Кроме того мы рассмотрели взаимосвязь личностных особенностей современного руководителя и стиля управления образовательной организацией. На основании чего сделали вывод, что успешный руководитель, зная себя, свои сильные и слабые стороны, выбирает такой стиль управления, который соответствует его личностным качествам.Знания, полученные в процессе написания работы о классификации, строении, формировании характера позволили достаточно глубоко изучить эту тему. Характер связан с интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Исходя из этого, правильно судить о характере можно, только внимательно наблюдая за тем, как человек себя ведет в разных жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять свои наиболее сильные и актуальные потребности.Под характером следует понимать не любые индивидуально-психологические особенности человека, а лишь совокупность наиболее выраженных и по части устойчивых черт личности, свойственных для данного человека и регулярно проявляющихся в его действиях и поступках. В этой же работе мы изучили, более узко, характерологические особенности руководителя. Этим было положено начало в понимании процесса подбора высшего звена. Попыткам определения совершенного набора личных качеств руководителя посвящено множество исследований последнего десятилетия, они включали конструкт идеальной личности управленца, формирование лидерских и субъективных качеств, перечень необходимых навыков и прочего. Многие исследования действительно подтверждают, что эффективная работа компаний зависит от характерологических особенностей руководителя, его надежности, ответственности, активности, социальной позиции, интеллекта и т.д. Осмысление теоретических данных может иметь практическое значение для оттачивания высшим звеном лидерских навыков в процессе становления, усовершенствования сторон характера руководителя.Таким образом, руководитель должен обладать достаточно внушительным перечнем личных качеств, позволяющим ему эффективно управлять подчиненными и справляться с иными поставленными перед ним профессиональными задачами. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамова, Г. С. Практическая психология [Текст] / Г. С. Абрамова – М.: «Деловая книга». – 2011. – С. 15-26. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] / Под ред. А. А. Бодалева и др. – М.: Педагогика. – 2015. – 97 с. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев – СПб.: Питер – 2011. – С. 34-37. Анохин, П. К. Проблемы принятия решения в психологии и физиологии. Проблемы принятия решения [Текст] / П. К. Анохин – 2016. – 44 с. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации [Текст] / Т. Ю. Базаров – М.: ИПК ГС. – 2010. – С. 77-86. Блинов, А. О. Искусство управления персоналом [Текст] / Под ред. О. В Василевской – М.: Гелан. – 2011. – 412 c. Битянова, М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей [Текст] / М. Р. Битянова – М. : Изд-во Эксмо-Пресс. – 2014. – 576 c. Блинов, А. О. Тренинг Персонала [Текст] / А. О. Блинов – М.: Кнорус, 2015. – 496 c. Братусь, Б. С. Аномалии личности [Текст] / Б. С. Братусь – М.: Мысль. – 2013. – 176 с. Вересов, В. В. Психология управления [Текст] / В. В. Вересов – М. : Изд-во МПСИ. – 2016. – 24 c. Винер, Н. Человек управляющий [Текст] / Н. Винер – М.: СПб. – 2011. – 115 с. Гительмахер, Р. Б. Системная модель восприятия руководителя исполнителями. Социологические исследования [Текст] / Р. Б. Гительмахер – 2012 – № 7. – С. 83-93. Гольдштейн, Г. Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е [Текст] / Г. Я. Гольдштейн – М.: Изд-во ТРТУ. – 2013. – 54 с. Гольдштейн, Г. Я. Стратегические аспекты управления [Текст] / Г. Я. Гольдштейн – М.: ТРТУ. – 2016. – С. 37-39. Дятлов, А. Н. Общий менеджмент: курс лекций [Текст] / А. Н. Дятлов – М. – 2004. – С. 46-63. Дятлов, А. Н. Основы управления [Текст] / А. Н. Дятлов – М.: ИНФРА-М. – 2014. – 32 с. Емельянов, Е. Н. Психология Бизнеса [Текст] / Е. Н. Емельянов – М.: АРМАДА. – 2014. – С. 98-99. Журавлев, А. Л. Психология управленческого взаимодействия [Текст] / А. Л. Журавлев – М.: Издательство: Институт Психологии РАН. – 2014. – 56 с. Зеер, Ф. Э. Психология профессий [Текст] / Ф. Э. Зеер – М. : Акад. проект, 2013. – 329 c. Китов А. И. Организация управления [Текст] / А. И. Китов – М. : Акад. МВД России. –2015. – 521 с. Кричевский, Р. Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты [Текст] / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская – М.: Изд-во МГУ. – 2011. – 17 с. Кудряшова, Л. Д. Каким быть руководителю [Текст] / Л. Д. Кудряшова – М.: "Лениздат". - 2016. – 160 c. Лазурский, А. Ф. Очерк науки о характерах [Текст] / А. Ф. Лазурский – М.: Наука. –2015. – 47 с. Левитов, Н. Д. Психология характера [Текст] / Н. Д. Левитов Изд. 3- е, испр. и доп. – М.: Просвещение. – 2016. – 195 с. Маничев, С. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / С. Маничев – М.: Питер. – 2015. – С. 107-109. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс – М.: Питер Ком, 2013. – 688 c. Мерлин, В. С. Очерк психологии личности [Текст] / В. С. Мерлин – М.: Пермское книжное издательство. – 2010. – 247 с. Мескон, М. Х. Основы менеджмента [Текст] / М. Х. Месхон – М.: «Дело». – 2014. – 97 с. Митина, Л. Стиль руководства: психологическая характеристика и методика изучения [Текст] / Л. Митина Директор школы. – 2015. – №1. – С. 15-18. Небылицын, В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий [Текст] / В. Д. Небылицын – М.: Наука. – 2016. – 123 с. Новиков, Д. А. Механизмы стимулирования в организационных системах [Текст] / Д. А. Новиков – М.: ИПУ РАН. – 2013. – 45 с. Оганесян, И. А. Управление персоналом организации [Текст] / И. А. Оганесян – М. :Амалфея. – 2014. – 356 c. Радугин, А. А. Основы менеджмента [Текст] / А. А. Радугин – 2015. – 79 c. Розанова, В. А. Психология управления: Учебное пособие [Текст] / В А. Розанова – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2017. – 384 c. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст] / Д. Я. Райгородский – М.: БАХРАХ-М. – 2010. – 672 c. Решетников, А. В. Социально-исторический портрет лидера организации [Текст] / А. В. Решетников Социологические исследования. – 2011 – № 10. – С. 58-63. Сартан, Г. Н. Новые технологии управления персоналом [Текст] / Г. Н. Сартан – М.: Речь. – 2017. – 268 c. Цветаев, В. М. Кадровый менеджмент [Текст] / В. М. Цветаев – М.: Проспект. - 2014. – 146 c. Шипунов, В. Г. Основы управленческой деятельности [Текст] / В. Г. Шипунов – М.:Высш. шк. – 2016. – 271 c

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова, Г. С. Практическая психология [Текст] / Г. С. Абрамова – М.: «Деловая книга». – 2011. – С. 15-26.
Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] / Под ред. А. А. Бодалева и др. – М.: Педагогика. – 2015. – 97 с.
Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев – СПб.: Питер – 2011. – С. 34-37.
Анохин, П. К. Проблемы принятия решения в психологии и физиологии. Проблемы принятия решения [Текст] / П. К. Анохин – 2016. – 44 с.
Базаров, Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации [Текст] / Т. Ю. Базаров – М.: ИПК ГС. – 2010. – С. 77-86.
Блинов, А. О. Искусство управления персоналом [Текст] / Под ред. О. В Василевской – М.: Гелан. – 2011. – 412 c.
Битянова, М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей [Текст] / М. Р. Битянова – М. : Изд-во Эксмо-Пресс. – 2014. – 576 c.
Блинов, А. О. Тренинг Персонала [Текст] / А. О. Блинов – М.: Кнорус, 2015. – 496 c.
Братусь, Б. С. Аномалии личности [Текст] / Б. С. Братусь – М.: Мысль. – 2013. – 176 с.
Вересов, В. В. Психология управления [Текст] / В. В. Вересов – М. : Изд-во МПСИ. – 2016. – 24 c.
Винер, Н. Человек управляющий [Текст] / Н. Винер – М.: СПб. – 2011. – 115 с.
Гительмахер, Р. Б. Системная модель восприятия руководителя исполнителями. Социологические исследования [Текст] / Р. Б. Гительмахер – 2012 – № 7. – С. 83-93.
Гольдштейн, Г. Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е [Текст] / Г. Я. Гольдштейн – М.: Изд-во ТРТУ. – 2013. – 54 с.
Гольдштейн, Г. Я. Стратегические аспекты управления [Текст] / Г. Я. Гольдштейн – М.: ТРТУ. – 2016. – С. 37-39.
Дятлов, А. Н. Общий менеджмент: курс лекций [Текст] / А. Н. Дятлов – М. – 2004. – С. 46-63.
Дятлов, А. Н. Основы управления [Текст] / А. Н. Дятлов – М.: ИНФРА-М. – 2014. – 32 с.
Емельянов, Е. Н. Психология Бизнеса [Текст] / Е. Н. Емельянов – М.: АРМАДА. – 2014. – С. 98-99.
Журавлев, А. Л. Психология управленческого взаимодействия [Текст] / А. Л. Журавлев – М.: Издательство: Институт Психологии РАН. – 2014. – 56 с.
Зеер, Ф. Э. Психология профессий [Текст] / Ф. Э. Зеер – М. : Акад. проект, 2013. – 329 c.
Китов А. И. Организация управления [Текст] / А. И. Китов – М. : Акад. МВД России. –2015. – 521 с.
Кричевский, Р. Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты [Текст] / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская – М.: Изд-во МГУ. – 2011. – 17 с.
Кудряшова, Л. Д. Каким быть руководителю [Текст] / Л. Д. Кудряшова – М.: "Лениздат". - 2016. – 160 c.
Лазурский, А. Ф. Очерк науки о характерах [Текст] / А. Ф. Лазурский – М.: Наука. –2015. – 47 с.
Левитов, Н. Д. Психология характера [Текст] / Н. Д. Левитов Изд. 3- е, испр. и доп. – М.: Просвещение. – 2016. – 195 с.
Маничев, С. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / С. Маничев – М.: Питер. – 2015. – С. 107-109.
Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс – М.: Питер Ком, 2013. – 688 c.
Мерлин, В. С. Очерк психологии личности [Текст] / В. С. Мерлин – М.: Пермское книжное издательство. – 2010. – 247 с.
Мескон, М. Х. Основы менеджмента [Текст] / М. Х. Месхон – М.: «Дело». – 2014. – 97 с.
Митина, Л. Стиль руководства: психологическая характеристика и методика изучения [Текст] / Л. Митина Директор школы. – 2015. – №1. – С. 15-18.
Небылицын, В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий [Текст] / В. Д. Небылицын – М.: Наука. – 2016. – 123 с.
Новиков, Д. А. Механизмы стимулирования в организационных системах [Текст] / Д. А. Новиков – М.: ИПУ РАН. – 2013. – 45 с.
Оганесян, И. А. Управление персоналом организации [Текст] / И. А. Оганесян – М. :Амалфея. – 2014. – 356 c.
Радугин, А. А. Основы менеджмента [Текст] / А. А. Радугин – 2015. – 79 c.
Розанова, В. А. Психология управления: Учебное пособие [Текст] / В А. Розанова – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2017. – 384 c.
Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст] / Д. Я. Райгородский – М.: БАХРАХ-М. – 2010. – 672 c.
Решетников, А. В. Социально-исторический портрет лидера организации [Текст] / А. В. Решетников Социологические исследования. – 2011 – № 10. – С. 58-63.
Сартан, Г. Н. Новые технологии управления персоналом [Текст] / Г. Н. Сартан – М.: Речь. – 2017. – 268 c.
Цветаев, В. М. Кадровый менеджмент [Текст] / В. М. Цветаев – М.: Проспект. - 2014. – 146 c.
Шипунов, В. Г. Основы управленческой деятельности [Текст] / В. Г. Шипунов – М.:Высш. шк. – 2016. – 271 c

Вопрос-ответ:

Что такое характер и как он формируется?

Характер - это совокупность особенностей личности, выражающихся в наклонностях, стремлениях, установках и поведении. Он формируется под влиянием генетических факторов, воспитания и опыта общения с окружающим миром.

Какие особенности строения характера могут быть выделены?

Особенности строения характера могут включать такие аспекты, как эмоциональная устойчивость, социальная адаптация, мотивация, самоконтроль, энергичность, способность к саморазвитию и другие.

Какие личностные качества важны у руководителя для успешного ведения рабочей деятельности?

У руководителя важны такие личностные качества как лидерские навыки, коммуникативные способности, стрессоустойчивость, умение принимать решения, эмоциональный интеллект, мотивация и авторитетность.

Какие требования обычно предъявляются к руководителям?

К руководителям обычно предъявляются требования по управленческим навыкам, знанию своей отрасли, способности к анализу и прогнозированию, способности к организации коллектива, лидерским качествам и эффективности в достижении поставленных целей.

Какую роль играют личностные качества руководителя в процессе работы?

Личностные качества руководителя играют важную роль в процессе работы, так как они влияют на мотивацию сотрудников, организацию работы, установление эффективного коммуникационного процесса, принятие решений и создание благоприятной рабочей атмосферы.

Какое значение имеют личностные качества руководителя для процесса рабочей деятельности?

Личностные качества руководителя играют важную роль в процессе рабочей деятельности. Они определяют способности руководителя к организации и управлению коллективом, его способность к взаимодействию, мотивации и вдохновению сотрудников. Хороший руководитель должен обладать такими качествами, как лидерство, коммуникабельность, решительность, адаптивность, толерантность и эмоциональная устойчивость. Только такой руководитель сможет успешно организовывать работу коллектива и достигать поставленных целей.

Какие требования обычно предъявляются к руководителям?

К руководителям обычно предъявляются высокие требования, так как от них зависит успех работы всего коллектива. Они должны обладать богатым опытом работы в своей сфере, иметь глубокие знания, быть внимательными к сотрудникам и уметь находить подход к каждому. Руководитель должен быть эффективным коммуникатором, уметь эффективно решать проблемы, принимать решения и быть способным к долгосрочному планированию. Также от него требуется умение мотивировать сотрудников и создавать благоприятную рабочую атмосферу.

Что такое характер и как его можно описать?

Характер - это сложный психологический феномен, который определяет индивидуальные особенности личности. Он формируется в процессе жизни и определяет тип поведения и реакций человека на различные ситуации. Характер можно описать как совокупность качеств и черт личности, таких как темперамент, эмоциональность, сила воли, настойчивость, ответственность и многое другое. Он может быть разным у разных людей и влиять на их способности к лидерству и управлению.