Экологический мониторинг на воздушном транспорте (на примере пулково)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экология
  • 86 86 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 10.03.2021
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 5

1 КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТА ПУЛКОВО 7

1.1 Цели и задачи предприятия 7

1.2 Организационная структура 9

1.3 Структура управления 12

1.4 Обоснование актуальности темы 13

2 СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА 20

2.1 Цели и задачи системы экологического мониторинга 20

2.2 Структура и функции элементов экологического мониторинга 21

3 АНАЛИЗ И ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА АЭРОПОРТА ПУЛКОВО 40

3.1 Анализ функциональности системы экологического мониторинга 40

3.2 Оценка эффективности 46

3.3 Выбор и обоснование направлений повышения эффективности 64

функционирования 64

4 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА АЭРОПОРТА ПУЛКОВО 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83

Фрагмент для ознакомления

Фоновый уровень авиационного шума – это тот уровень шума, которыйбыл создан другими источниками. К данным источникам на исследуемойтерритории в основном будет, относится автотранспорт с интенсивностьюдвижения свыше 200 до 2000 тысяч единиц в сутки, что обусловлено 4классом дорог в пределах изучаемой зоны (табл. 11).Таблица 11Максимальный и фоновый уровень шума в каждой точке (дБА)Точка измерения№ стоянкиРасстояние, мВремя измеренияТип воздушного суднаМах.уровень шумаСредний фактор уровень шумаФоновый уровень шума12345678Период исследования 20.09-26.09.20181540 День ТРДД 95 99,5 3,55400Вечер ТРДД 95 100 5Продолжение таблицы 111234567822 800День ТРДД 85 99,5 14,52 800Вечер ТРДД 85 98,5 13,5361500День ТРДД 80 95 5,061500Вечер ТРДД 80 99,5 9,5Период исследования 20.09-26.09.202015400День ТРДД 90 105,5 15,52400Вечер ТРДД 85 92 7,022800День ТРДД 65 94,5 29,51800Вечер ТРДД 80 96,5 16,5361500День ТРДД 60 94 3451500Вечер ТРДД 70 98 28Из таблицы 11 видно, что фоновый уровень шума, создаваемый наместности источниками, не зависящими от деятельности аэропорта, имеетградацию от 3 дБА до 34 дБА.Зная уровень максимального шума, тип двигателя, время егоапробирования и расстояние до точки измерения рассчитан эквивалентный уровень шума (табл. 12).Таблица 12Эквивалентный уровень шума в пределах каждой точки измерения (дБА)Точка измерения№ стоянки воздушного суднаРасстояние, мВремя измеренияТип воздушного суднаМах.уровень шумаВремя апробирования двигателя, минЭквивалентный уровень шумаПериод исследования 20.09-26.09.201815400День ТРДД 95 1278,25400Вечер ТРДД 95 1278,222800День ТРДД 85 1268,22800Вечер ТРДД 85 1268,2361500День ТРДД 80 657,261500Вечер ТРДД 80 1263,2Период исследования 20.09-26.09.202015400День ТРДД 90 1273,22400Вечер ТРДД 85 1268,222800День ТРДД 65642,21800Вечер ТРДД 80 1263,236 1500День ТРДД 60 1243,25 1500Вечер ТРДД 70 1253,2Для характеристики воздействия эквивалентного уровня шума данныепоказатели необходимо сравнить с нормами шумовой нагрузки,представленными в ГОСТ 12.1.003-2014 «Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности». Данный государственный стандартмаксимально приближен к современным Международным требования ИКАОотносительно физического загрязнения селитебных территорий,расположенным в пределах аэропортов. В соответствии с этим стандартомдля Российской Федерации установленная норма шума не должно превышатьдопустимое значение равное 75 дБА [33].В ходе сравнения результатов фактических измерений идополнительных расчетов с требованиями ГОСТ [6] были полученныеследующие данные (табл. 13).Таблица 13Максимальный, эквивалентный шум и предельно – допустимые нормы шума (дБА)Точка измеренияЭквивалентный уровень шумаЭквивалентный уровень шумаМах.уровень шумаМах.уровень шума согласно ГОСТ12345Период исследования 20.09-26.09.2018178,275958578,2759585268,275858568,2758585357,275908563,2759085Период исследования 20.09-26.09.2020173,275908568,2758585242,275658563,2758085343,275608553,2757085Из таблицы 13 видно, что в точке 1 днем и вечером наблюдаетсяпревышение максимального уровня шума на 5 дБА, эквивалентного на 3,2дБА в 2018 года. В период наблюдений 2020 года отмечено превышение максимального уровня шума на 15 дБА.В точке 3 в 2018 года днем отмечено превышение максимальногоуровня шума на 5 дБА, эквивалентного на 17,8 дБА; вечером имело местопревышение максимального уровня шума на 5 дБА, эквивалентного на 11,8дБА. В данных период 2020 года показатели соответствуют предельно допустимому уровню.Исследование показало, что уровень максимального авиационногошума в точке 1 по-прежнему остается превышенным в среднем на 5 дБА, этосвязано с небольшим расстоянием, в 400 метров, от источника шума доисследуемой точки, находящейся в пределах территории жилой застройки,которая, в свою очередь, расположена внутри санитарно-защитной зоны по фактору авиационныйшум. Эквивалентный уровень шума на селитебной территории, прилегающейк предприятию не превышен.Исследование показало, что, несмотря на растущий пассажирооборот,а, следовательно, и растущее количество рейсов, шумовая нагрузка натерриторию не изменилась и потенциальной опасности не несет. Тем неменее, необходимо придерживаться рекомендаций по снижению уровняфизической и химической нагрузки на прилегающую к аэропортутерриторию жилой застройки, так как к 2030 году аэропорт планирует вомного раз повысить количество рейсов, что может неблагоприятно сказатьсяна экологический обстановке [10].3.3Выбор и обоснование направлений повышения эффективностифункционированияС целью улучшения экологической обстановке приаэродромной территории и на аэродроме необходимо реализовать мероприятия, направленные на снижение воздействия на окружающую среду (табл. 14).Таблица 14Мероприятия и технологии, направленные на снижение воздействия окружающей средуАтмосферный воздухСточные водыАвиационный шум123Переоснащение парка аэродромной техники на электротранспортПроведение лабораторных исследований загрязнения сточных водОрганизация постоянного акустического мониторинга вблизи населенных пунктов, попадающих в зону санитарных разрывовПроведение ежемесячных проверок в рамках производственно-экологического контроляРазработка программ по снижению шумового воздействияПродолжение таблицы 14123Проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздухаОчистка вододренажной сети и поддержание системы биофильтровЭкспертная оценка соответствия проектов строительства на приаэродромной территории санитарным нормам РФОблив воздушных судов в специально определенных местахИнформирование населения о потенциальном шумовом воздействии аэропорта на прилегающих к нему территориях и в зонах перспективного развитияЗаботясь об окружающей среде, аэродром Пулково должен стремиться к реализации программы расширения парка «зеленой» техники, для этой цели необходимо осуществление переоснащение полное или частичное парка электротранспорта и его оборудование тяговыми литий-ионными аккумуляторами, благодаря использованию которых количество вредных выбросов при эксплуатации багажных тягачей существенно уменьшилось.Тяговые литий-ионные аккумуляторы, новое поколение аккумуляторных батарей на основе лития, по сравнению со свинцово-кислотными аналогами батарей способны хранить до 20-25 % больше энергии, а процесс их заряда проходит в 4-5 раз быстрее. При эксплуатации и заряде литий-ионные аккумуляторы отсутствуют коррозионные и токсичные выбросы, таким образом, исключается попадание свинца и его неорганических соединений в атмосферный воздух. Кроме того, данный вид аккумуляторов относится к четвертому классу малоопасных отходов, поэтому не требуют специальных методов утилизации.Аэродромная техника, используемая при обслуживании воздушных судов, отвечает «зеленым» стандартам. Треть эксплуатируемых самоходных пассажирских трапов оснащены аккумуляторными батареями повышенной производительности, что исключает выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и снижает загрязнение почв тяжелыми металлами.Необходим переход на использования наземного оборудования и специальной техники на электрической тяге приобретены самоходные трапы TLD Green BBS-580. В настоящее время в Пулково используются 18 подобных машин. В конструкции самоходных трапов TLD Green применен ряд современных решений, таких как аккумуляторные батареи повышенной производительности, позволяющие эксплуатировать его без подзарядки на протяжении стандартной рабочей смены, и специальные датчики безопасности, блокирующие движение трапа во время нахождения на нем пассажиров. Спецтехнику можно бесперебойно эксплуатировать в сложных климатических условиях в зимний период.Для снижения уровня загрязнения необходимо установить на территории аэропорта нефтяные ловушки, препятствующие попаданию отходов аэропорта в сточные воды.При этом в аэропорту Пулково внедрена технология системы очистки ливневых и промышленных стоков с помощью проточных биофильтров (суспензией с микроорганизмами). При протекании воды через биофильтр содержащиеся в ней токсичные вещества контактируют с микроорганизмами-деструкторами и разлагаются на безопасные вещества – углекислый газ и воду. Биофильтры стоят на каждом выпуске ливневых стоков аэропорта Пулково и нейтрализуют нефтепродукты, этиленгликоль (входит в состав противообледенительной жидкости) и токсичные продукты химического синтеза.Система шумового мониторинга включает в себя стационарные измерительные станции для контроля уровня шума, каждая из которых оборудована измерительным терминалом, способным регистрировать превышение уровня авиационного шума на местности относительно максимального допустимого значения. Данные с измерительных терминалов поступают на центральный сервер для обработки. Станции работают полностью в автоматическом режиме. Мониторинг авиационного шума на приаэродромной территории осуществляется непрерывно в круглосуточном режиме.На постоянной основе специалистами аэропорта проводится работа по изучению проблем шумового воздействия, в том числе, осуществлению инструментального контроля за авиационными шумами в районе населенных пунктов, попадающих в зону дискомфорта из-за близости к аэропорту. На основании полученных данных разрабатываются программы по снижению шумового воздействия.Приаэродромная территория устанавливается в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей. Проектирование и строительство объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и по согласованию с собственником аэродрома.Сведения о приаэродромной территории аэропорта Пулково внесены в Государственный кадастр недвижимости как зона с особыми условиями использования территории. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации.Аэропорт Пулково активно использует энергосберегающие технологии. Так, в пассажирском терминале произведена замена светильников на светодиодные. Кроме экономии электроэнергии (энергопотребление снижается на 70 % по сравнению со светильниками, где применяются традиционные газоразрядные лампы), светодиоды обладают целым рядом других преимуществ: они экологически чистые и не содержат вредных веществ, нуждающихся в утилизации, а также вырабатывают свет, близкий к естественному. В ночное время, для дополнительной экономии электроэнергии, в соответствии со СНиП, уровень освещённости улиц снижается на 30-50 % за счёт возможности светодиодных светильников регулировать освещённость снижением питающего напряжения.Управление светодиодными светильниками производится с помощью ИС BMS (Building Management System). Данная система получает данные от датчиков освещенности и движения, обеспечивая комфортное и экономичное освещение.Аэропорт Пулково в своей деятельности также придерживается принципов электронного документооборота. На всех предприятиях аэропорта Пулково внедрена Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.4 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА АЭРОПОРТА ПУЛКОВОВ настоящее время аэропортами в основном проводится стандартный мониторинг атмосферного воздуха, шума, воды и почвы обычными замерами и отборами проб с дальнейшим анализом их в лабораториях.Предлагаемый комплексный экологический мониторинг окружающей среды включает в себя комплексную систему наблюдений за ее состоянием, оценку и прогноз изменений под воздействием различных факторов. Он позволит выполнять следующие основные задачи [15]: - обеспечивать выполнение требований действующего законодательства РФ в области организации и ведения комплексного экологического мониторинга окружающей среды;- получать и накапливать информацию об источниках загрязнения и состоянии компонентов природной среды в зоне влияния аэропорта;- анализировать и проводить комплексную оценку текущего состояния различных компонентов природной среды;- выполнять прогноз изменения состояния окружающей среды под воздействием природных и техногенных факторов;- осуществлять информационное обеспечение руководства аэропорта для принятия экстренных и плановых управленческих решений;- осуществлять подготовку, ведение и оформление отчетной документации, выполненную по результатам комплексного экологического мониторинга.Предлагаемая система комплексного экологического мониторинга может быть использована для аэропортов гражданской авиации.В России сегодня комплексные автоматические системы мониторинга в зоне влияния аэропортов на окружающую среду не используются. Существующая система экологического мониторинга удобна и экономична в эксплуатации, но ею не предусматривается введения автоматизации и не она не включает мониторинг шума при эксплуатации аэропорта. В мировой практике сегодня используют элементы частичной автоматизации экологического мониторинга атмосферного воздуха и шума, иногда поверхностных вод и вывод полученной информации в режиме реального времени на сайт аэропорта [15].Для создания системы автоматического экологического мониторинга аэропорта необходимо использовать технологии, которые позволяют проводить постоянные измерения требуемых параметров без участия человека. При создании системы для анализа выбраны атмосферный воздух, шум, поверхностные, грунтовые и сточные воды. На данный момент анализ почвы не может осуществляться при помощи стационарных автоматических станций мониторинга, поэтому он не был включен в список замеряемых параметров. В результате с помощью предлагаемой системы будут получены данные о комплексном состоянии природной среды в зоне влияния аэропорта [15].Радиолокационные станции и различные антенны, которые присутствуют в каждом аэропорте, индуцируют электромагнитное излучение. Радиус действия станций и антенн равен от 5 до 100 км, а диапазоны излучения от 300 до 300000 МГц. Постоянный мониторинг электромагнитных излучений на границе аэропорта не целесообразен, так как оборудование уже существует и проходит проверку на излучение при установке. Электромагнитное излучение при эксплуатации не изменяется. Оно может измениться только в случае создания новых радиолокационных установок. При вводе в эксплуатацию здания проходят экспертизу на электромагнитные излучения, при этом выданное экспертное заключение подтверждает соответствие нормативным значениям значений высокочастотного излучения.Анализ проведенных исследований, которые включали анализ источников выбросов в атмосферу, проведения натурных измерений и ежегодных отчетов о состоянии окружающей среды в районе аэропортов говорит о том, что основным источником загрязнения приземного слоя воздуха в районе аэропорта является эмиссия авиационных двигателей во время взлетно-посадочного цикла воздушных судов. Эмиссией в нижние слои атмосферы поступает около 77% от общего количества вредных веществ, которые загрязняют атмосферный воздух в районе аэропорта [15].Измеряемые компоненты в атмосферном воздухе были выбраны из числа тех, которые вносят наибольшей вклад в общий выброс. При измерении параметров атмосферного воздуха проводится анализ диоксида азота, диоксида серы, суммарных углеводородов и оксида углерода. В результате исследований установлено, что эти компоненты содержатся в выбросах воздушных судов, оказывая наибольшее воздействие на окружающую природную среду. В соответствии с требованиями нормативной документации пробы атмосферною воздуха отбираются на высоте 2 м от поверхности земли.Одновременно с измерениями проводятся наблюдения на метеостанциях. В число наблюдаемых показателей входят атмосферное давление, температура, влажность, скорость и направление ветра. Измерения ведутся автоматически в течении 24 часов ежедневно [15].Наряду с загрязнением атмосферы в районе аэропорта наблюдается значительное загрязнение поверхностных вод. В основном, причинами этого является сброс производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод. Они содержат различные вредные примеси, среди которых этиленгликоль, нитраты, нефтепродукты. Также происходит осаждение токсичных веществ на поверхности водоемов, которые поступают в атмосферу при авиатранспортных процессах.Отбор проб воды проводится из организованных выпусков сточных вод и водоемов, которые располагаются ниже по течению после попадания сточных вод аэропорта в поверхностные воды. Для этого устанавливаются специально организованные пьезометры для отбора проб из первого водоносного горизонта [15].Анализ поверхностных, грунтовых и сточных вод осуществляется автоматически стационарной станцией комплексного экологического мониторинга окружающей среды. Она осуществляет анализ поверхностных вод каждые 15 мин. Предлагаемая система для комплексного экологического мониторинга дает возможность постоянно оценивать степень загрязнения и его распространение по территории аэропорта. Контроль состояния поверхностных, грунтовых и сточных вод с этой периодичностью позволяет оценивать скорость и ареал распространения загрязнения от сбросов аэропорта. Система может автоматически фиксировать биологическое потребление кислорода, растворенный кислород, минерализацию, взвешенные вещества, температуру, pH, содержание нитратов, аммония, хлоридов, общего железа, нефтепродуктов и этиленгликоля [15].Эти вещества выбраны для контроля в результате анализа проводимых комплексных экологических мониторингов окружающей среды на территориях различных аэропортов. Как показал анализ, они вносят наибольший вклад в загрязнения воды в процессе осуществления хозяйственной деятельности любого аэропорта.Анализ проведенных исследований показал, что жители населенных пунктов, находящихся в радиусе 15 км от крупных аэропортов, живут в дискомфортных акустических условиях. В ряде населенных пунктах первое место среди всех источников шума занимает воздушный транспорт.В прилегающих районах при круглосуточной интенсивной эксплуатации аэропортов уровни звукового давления достигают в дневное время значений, равным 80 дБ, а в ночное - 78 дБ. Максимальные уровни звукового давления лежат в пределах 92-108 дБ [15].Уровень авиационного шума в районах, прилегающих к аэропорту, определяется направлением взлетно-посадочных полос и воздушных трасс полетов воздушных судов, интенсивностью полетов в течение суток и сезонов года, типами воздушных судов и другими факторами.Посты комплексного экологического мониторинга окружающей среды должны располагаться исходя из загруженности взлетно-посадочных полос и маршрутов взлетов и посадок. Их установка предусматривается на расстоянии 1,5 и 4 км от края взлетно-посадочной полосы. Измерения шума проводят 24 часа в сутки. Круглосуточный контроль обеспечивает регистрацию всех случаев нарушения установленных ограничений, тем самым обеспечивается максимальная эффективность применяемых в аэропорту методов снижения шума.При фиксации уровня шума в ночное время, превышающего 80 дБ, системой будет выдаваться предупреждение. В систему при фиксировании превышений звукового давления заносятся данные о действиях, которые производит воздушное судно, о его типе и времени суток. Каждый пункт мониторинга шума оборудуется микрофоном. Одновременно с замерами шума фиксируются метеорологические параметры. Каждый пункт должен иметь связь с диспетчерской базой аэропорта.Предлагаемая автоматизированная система комплексного экологического мониторинга включает:- подсистемы сбора информации о состояние атмосферы, шумового загрязнения, поверхностных, грунтовых и сточных вод»- информационно-аналитические подсистемы;- подсистемы публикации сведений комплексного экологического мониторинга (рис. 7) [15].Структура современной автоматизированной системы является многоуровневой [15]. Верхний уровень - территориальный информационно-аналитический центр, в функции которого входит:- получать информацию от информационно-аналитических центров среднего уровня и частично автоматизированных (стационарных и мобильных) систем;- постоянно анализировать экологическую информацию, выявлять тенденции и экологически опасные участки;- моделировать и прогнозировать различные чрезвычайные ситуации, оценивать их последствия для окружающей среды;Рис. 7. Функциональная структура системы комплексного экологического мониторинга окружающей среды- вырабатывать рекомендации для принятия управленческих решений в чрезвычайных ситуациях;- формировать банк данных об экологическом состоянии отдельных городов, районов и региона в целом;- моделировать и осуществлять долгосрочное прогнозирование экологического состояния окружающей среды.На среднем уровне системы располагаются информационно-аналитические центры, которые собирают информацию об экологическом состоянии территории.Нижний уровень системы образуется автоматизированными узлами контроля окружающей среды. Они включают в себя автоматизированные стационарные посты и передвижные контрольно-измерительные лаборатории, которые выполняются на базе автомобиля [15].По проводным и беспроводным линиям связи информация с метеорологических станций, локальных информационно-аналитических центров, передвижных постов в режиме реального времени будет поступать в автоматизированную систему, позволяя тем самым оперативно отслеживать происходящие изменения и вырабатывать решения, которые будут способствовать нормализации экологической обстановки.Источниками данных для центра комплексного экологического мониторинга является информационно-измерительная сеть, источником данных для публичного сайта мониторинга - хранилище данных его центра. Система обеспечивает максимально возможную автоматизацию всех этапов комплексного экологического мониторинга [15].На постах контроля метеопараметров, состояния атмосферы, воды и шумового воздействия предусмотрена специальная аппаратура, с ее помощью все измерения параметров осуществляются в автоматическом режиме. В связи с этим результаты измерений загрязняющих веществ с установленной периодичностью будут автоматически передаваться в информационно-аналитический центр. При обнаружении превышения ПДК система будет автоматически генерировать сигналы оповещения.Если с контрольного поста поступают результаты измерений, которые показывают превышения ПДК, то на этот пост обязательно обратит внимание оператор центра. Система при этом предоставит сведения о месте измерения, степени превышения и проведет сравнение с расчетными характеристиками.Генерация изображений, надписей и заголовков производится автоматически, что дает возможность исключать вероятность случайных ошибок, которые неизбежны при участии человека [15].При превышении ПДК также осуществляется сопоставление измеренных параметров с данными о процессах, которые выполняются в аэропорту.Предусматривается, что все полученные системой данные будут выкладываться на специально созданный сайт в режиме он-лайн. На сайте будут предоставляться данные расчета рассеивания загрязнения в атмосферном воздухе и карты общего экологического загрязнения. Шумовое загрязнение также будет отображаться в режиме он-лайн. Такие технологии позволяют делать систему более открытой, удобной для использования, а также позволяют облегчить ее контроль со стороны лиц, которые будут принимать решения [15].На основе получаемых данных от постов мониторинга предусмотрено формирование базы данных. При фиксации превышений ПДК по каждому компоненту природной среды осуществляются необходимые меры и принимается ряд решений с целью минимизации ущерба. Все эти решения заносятся в базу данных системы. На основе предоставленной информации при составлении базы данных возможно формирование автоматической системы прогнозирования с постоянным повышением точности прогноза. Такая система может быть создана при помощи машинного обучения.В области машинного обучения современная наука предоставляет сегодня широкий спектр алгоритмов. Предполагается использование набора доступных данных, которые подготовлены экспертами, в качестве обучающих примеров, чтобы «научить» машину, что и как делать в каждой конкретной ситуации. Этот метод получил название «обучение с учителем». Исходные данные обрабатываются и разбиваются на две выборки, одна из которых обучающая, а другая тестовая.Схема машинного обучения при решении задачи классификации, приведена на рис. 8.Рис. 8. Схема машинного обученияПод обучающей выборкой понимается выборка, по которой осуществляется оптимизация параметров модели. Они оптимизируются так, чтобы модель могла наиболее точно проводить классификацию входящих данных.Если модель зависимости построена по обучающей выборке, то оценка качества этой модели, которая сделана по той же выборке, оказывается слишком завышенной. Данный процесс получил название «переобучения». На практике это встречается достаточно часто. Хорошую эмпирическую оценку качества построенной модели дает ее проверка на независимых данных, которые не использовались для обучения [15]. Для этого используется тестовая выборка. Если обучающая и тестовая выборки независимы друг от друга, то оценка, которая сделана по тестовой выборке, считается достоверной.После получения информации при обучении компьютер может предложить решение, которое основано на определенном сходстве с одним или более обобщенными случаями, известными из проведенных моделирований. Таким образом, каждое измерение, которое заносится в базу данных, будет сравниваться с текущей экологической обстановкой в районе аэропорта и с данными, которые получены от предыдущих измерений. Поэтому компьютер сможет найти закономерности и спрогнозировать развитие неблагоприятной экологической ситуации в случае ее возникновения, а также предложить оптимальное решение появившейся проблемы, основываясь при этом на уже имеющемся опыте решения проблемы. И чем дольше будет работать система, тем точнее будут прогнозы и решения проблемы. Это связано с тем, будет расти база данных и число «выученных» компьютером примеров поведения в различных ситуациях.Машинное обучение позволяет решать оперативно даже самые сложные задачи классификации, а в случае построенной модели является продуктивным методом для решения задач проектирования и принятия решений.Таким образом, к наиболее перспективному направлению развития и совершенствования систем мониторинга осуществление комплексного экологического мониторинга окружающей среды, включающего в себя комплексную систему наблюдений за ее состоянием, оценку и прогноз изменений под воздействием различных факторов.Комплексный мониторинг окружающей среды предусматривает создание циклически организованной системы сбора, обработки и использования информации об изменении факторов и условий устойчивости, состава, свойств, структуры и функционирования геосистем при различных антропогенных воздействиях, которая имеет контрольные, прогнозно-диагностические и управленческие цели. Комплексный мониторинг является высшим иерархическим уровнем среди других видов мониторинга и направлен на решение проблем экологического характера, существующих в аэропорту. Он реализуется на основе автоматизированных систем мониторинга, которые позволяют устранить такие существенные недостатки применяемых методов, как низкая оперативность, невозможность прогнозирования критической ситуации, что неминуемо приводит к запаздыванию в принятии решений и реализации мероприятий, направленных на защиту атмосферы.Для внедрения комплексного мониторинга в аэропорту Пулково необходимо поэтапно внедрять автоматизированные системы мониторинга атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы и объединить их в единую систему. На настоящий момент в аэропорту действует только система экологического мониторинга атмосферного воздуха. Для создания автоматизированных систем необходимо на постах контроля метеопараметров, состояния атмосферы, воды, почвы и шумового воздействия предусмотреть специальную аппаратуру, которая будет все измерения параметров осуществлять в автоматическом режиме. При обнаружении превышения ПДК система будет автоматически генерировать сигналы оповещения.Таким образом, предлагаемая структура комплексного экологического мониторинга в аэропорту Пулково будет осуществлять мониторинг окружающей среды, включая мониторинг атмосферного воздуха, почвы, воды и шума. Структура включает в себя элементы, позволяющие осуществлять комплексную систему наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, почвы, воды и шума, оценку, прогноз их изменений под воздействием различных факторов. Комплексный экологический мониторинг будет являться элементом общей системы управления аэропортом и принимать оперативные решения в области экологического законодательства. С его помощью возможно выполнение следующих основных задач: - обеспечивать выполнение требований действующего законодательства РФ;- получать и накапливать информацию об источниках загрязнения и состоянии компонентов природной среды в зоне влияния аэропорта;- анализировать и проводить комплексную оценку текущего состояния различных компонентов природной среды;- выполнять прогноз изменения состояния окружающей среды под воздействием природных и техногенных факторов;- осуществлять информационное обеспечение руководства аэропорта для принятия экстренных и плановых управленческих решений;- осуществлять подготовку, ведение и оформление отчетной документации, выполненную по результатам комплексного экологического мониторинга.Структура предполагает сбор информации и ее обработку для осуществления аналитики, визуализации и формирования отчетности.Стоимость предлагаемого комплексного экологического мониторинга составляет значительную сумму (например, стоимость одного автоматизированного поста для измерения показателей атмосферного воздуха составляет около 20 млн руб.), поэтому предусматривается поэтапное внедрение автоматизированных систем мониторинга атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы с объединением их в единую систему.Экономический эффект выразится в улучшении показателей окружающей среды и снижении негативного воздействия на людей, находящихся в зоне действия аэропорта.ЗАКЛЮЧЕНИЕОзнакомившись с литературой об экологических проблемах городов, мы пришли к выводу, что во многих крупных городах мира загрязнение окружающей среды за счет авиатранспорта является доминирующим звеном в загрязнении атмосферного воздуха передвижными источниками. Проблемы авиационного шума и эмиссии авиационных двигатели на территории жилой застройки типичны.Основанием для проведения экспериментальных исследований так же послужила реконструкция аэропорта, способствовавшая увеличению количества рейсов, а, следовательно, и ухудшению экологической обстановки. Было принято решение проведение экологического мониторинга загрязнения зон вблизи аэропорта Пулково.При осуществлении мониторинга должна быть создана единая система сбора и обработки данных наблюдений; обеспечена достоверность и сопоставимость данных наблюдений и их хранение, база экологических данных; выполнена оценка и прогноз состояния объектов окружающей природной среды. Сегодня для осуществления экологического мониторинга получили распространение автоматизированные информационные системы, созданная на базе компьютерных технологий. Но следует отметить, что автоматизированные системы, позволяющие обеспечивать комплексный экологический мониторинг состояния атмосферы, воды и почвы, в настоящее время не применяются. Находят применение только системы, которые выполняют экологический контроль отдельно по состоянию атмосферы, воды и почвы.В аэропорту «Пулково» проводится экологический мониторинг воздействия его деятельности на окружающую среду. К ним относится контроль воздействия на воздушную, водную среду и почву. Также проводятся замеры шумового воздействия. В аэропорту создан математико-программный комплекс, который позволяет на рабочем месте эколога проводить расчетный мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, возникающего при эксплуатации воздушных судов в аэропорту. Но отметим, что в настоящее время в основном проводится стандартный мониторинг атмосферного воздуха, воды, шума и почвы обычными замерами и отборами проб с дальнейшим анализом их в лабораториях. Данный мониторинг не позволяет обеспечивать комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, ее оценку и прогноз изменения ее состояния. Он имеет существенные недостатки, состоящие в низкой оперативности, невозможности прогнозирования критической ситуации, что в результате приводит к запаздыванию в принятии решений и реализации мероприятий, направленных на защиту окружающей среды.В связи с этим необходимо совершенствовать систему экологического мониторинга аэропорта. На настоящий момент перспективным направлением развития экологического мониторинга является использование комплексного экологического мониторинга окружающей среды, который включает в себя комплексную систему наблюдений за ее состоянием, оценку и прогноз изменений под воздействием различных факторов. Для внедрения комплексного мониторинга в аэропорту Пулково необходимо поэтапно внедрять автоматизированные системы мониторинга атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы с объединением их в единую систему.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВФедеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об охране окружающей среды»Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 № 477 (ред. от 10.07.2014) «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды»Приказ министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21 мая 2001 года № 433 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации»ГОСТ 53187-2008 Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий. Введ. 01.12.2009. – 18 с.ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. Введ. 01.01.80. – 14 с.ГОСТ 10227-86 Топлива для реактивных двигателей. Технические условия. Введ. 01.01.87. - 19 с.ГОСТ 22283-88 Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения. Введ.01.01.90 – 16 с.ГОСТ 22283-2014 Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения. – Введ.01.01.2015. –16 с.ГОСТ 17187-2010 Шумомеры. Часть 1. Технические требования. Введ. 01.11.2012. – 36 с.Методические рекомендации: МР 2.1.10.0059-12 Состояние здоровья населения в связи с состоянием окружающей среды и условиями проживания населения. – М.: Роспотребнадзор: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2012. – 47 с.Гигиенический норматив ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» М.: Роспотребнадзор: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2013. – 31с.Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 36)Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. – М.: Альвис, 2014. – 48 c.Беспамятнов Г.П., Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. – М.: Наука, 2014. – 55с.Буторина М.В. Классификация аэропортов по уровням шума и разработка шумозащитных мероприятий // Noise Theory and Practice. – 2020. – №2 (20). – С. 49-62.Дмитриев В.Г. О приоритетах в гражданской авиации // Полет – 2009. –№10. С. 5-8.Ененкова В.Г. Защита окружающей среды при авиатранспортных процессах. – М.: Транспорт, 1986 – 76 с.Измеров Н.Ф., Суворов Г.А. Человек и шум. – М.: ГЕОТАР-МЕД, 2001. – 384 с.Картышев О. А. Установление санитарно-защитной зоны аэропорта по неблагоприятному фактору «авиационный шум». – М.: Наука, 2006. – 21 с.Картышев О.А. Изучение наличия связи влияния авиационного шума на заболеваемость населения города Перми //Авиационный экологический вестник. – 2009. – №2. С. 7-9.Картышев О.А. Методика расчета выбросов загрязняющих веществ двигателями воздушных судов гражданской авиации. – М.: ФГУП ГосНИИ ГА, 2013. – 18 с.Квитка В.Е., Карпин Б.Н. Загрязнение атмосферы при эксплуатации самолетов // Воздушный транспорт. – 2013. – № 2. С. 38-98.Копьев В.Ф. Проблемы экологии в авиации. – М.: ЦАГИ, 2011. – 65 с.Копьев В.Ф., Мунин А.Г. Шум самолетов: можно ли его уменьшить // Полет – 2008 – №7. С. 26-30.Кулагин Ю.Н. Методика контроля и рекомендации по снижению эмиссии двигателей воздушных судов в эксплуатации. Л.: Гидрометеоиздат, 2013. – 33 с.Мишина А.К. Использование механизмов государственно-частного партнерства в управлении социально-экономическим развитием Санкт-Петербурга // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №1. – С. 43-46.Мунин А. Г. Авиационная акустика. В 2-х ч. / А.Г. Мунин В.Ф. Самохин Р.А. Шипов. – М.: Машиностроение, 1986. – 310 с.Мунин А.Г., Дмитриев В.Г., Экологические проблемы гражданской авиации /Аэрокосмический курьер. – 2003 – №2. С. 57- 60.Мунин А.Г., Кузнецов В.М. Аэродинамические источники шума. – М.: Машиностроение, 1981 – 128 с.Николайкин Н.И., Смирнова Ю.В. Промышленная экология. – М.: МГТУ ГА, 2012. – 68 с.Охрана окружающей среды: Том I: Шум на местности: Приложение 16 к Конвенции о Международной гражданской авиации ИКАО / Международная организация гражданской авиации. – 4-е изд. – ИКАО, 2005. – 169 с.Охрана окружающей среды: Том II. Эмиссия авиационных двигателей: Приложение 16 к Конвенции о Международной гражданской авиации. ИКАО / Международная организация гражданской авиации. – 5-е изд. – ИКАО, 2010. – 201 с.Старик А.М., Фаворский А.Н. Авиация и атмосферные процессы // Актуальные проблемы авиационных и аэрокосмических систем. 2015. Т. 20, № 1 (40). С. 1-20.Техническое руководство по окружающей среде. Том I: Методики сертификации воздушных судов по шуму: Doc 9501 / Международная организация гражданской авиации. – 1-е изд. –ИКАО, 2010. – 268 с.Фокин М.В., Новиков С.М. Оценка риска для здоровья населения от воздействия авиационного шума // Гигиена и санитария. – 2009. – № 5. С. 32-34.Халилов Ф.З. Проектное финансирование реконструкции аэропорта «Пулково»: опыт Евразийского банка развития // Вестник науки и образования. – 2015. – №4 (6). – С. 149-150.Шайхуллин Р. Р. Анализ современных систем электронного документооборота в аэропорту Пулково // Научный журнал. – 2018. – №9 (32) – С. 38-39.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

⦁ Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об охране окружающей среды»
⦁ Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 № 477 (ред. от 10.07.2014) «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды»
⦁ Приказ министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21 мая 2001 года № 433 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации»
⦁ ГОСТ 53187-2008 Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий. Введ. 01.12.2009. – 18 с.
⦁ ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. Введ. 01.01.80. – 14 с.
⦁ ГОСТ 10227-86 Топлива для реактивных двигателей. Технические условия. Введ. 01.01.87. - 19 с.
⦁ ГОСТ 22283-88 Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения. Введ.01.01.90 – 16 с.
⦁ ГОСТ 22283-2014 Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения. – Введ.01.01.2015. –16 с.
⦁ ГОСТ 17187-2010 Шумомеры. Часть 1. Технические требования. Введ. 01.11.2012. – 36 с.
⦁ Методические рекомендации: МР 2.1.10.0059-12 Состояние здоровья населения в связи с состоянием окружающей среды и условиями проживания населения. – М.: Роспотребнадзор: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2012. – 47 с.
⦁ Гигиенический норматив ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» М.: Роспотребнадзор: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2013. – 31с.
⦁ Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 36)
⦁ Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. – М.: Альвис, 2014. – 48 c.
⦁ Беспамятнов Г.П., Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. – М.: Наука, 2014. – 55с.
⦁ Буторина М.В. Классификация аэропортов по уровням шума и разработка шумозащитных мероприятий // Noise Theory and Practice. – 2020. – №2 (20). – С. 49-62.
⦁ Дмитриев В.Г. О приоритетах в гражданской авиации // Полет – 2009. –№10. С. 5-8.
⦁ Ененкова В.Г. Защита окружающей среды при авиатранспортных процессах. – М.: Транспорт, 1986 – 76 с.
⦁ Измеров Н.Ф., Суворов Г.А. Человек и шум. – М.: ГЕОТАР-МЕД, 2001. – 384 с.
⦁ Картышев О. А. Установление санитарно-защитной зоны аэропорта по неблагоприятному фактору «авиационный шум». – М.: Наука, 2006. – 21 с.
⦁ Картышев О.А. Изучение наличия связи влияния авиационного шума на заболеваемость населения города Перми //Авиационный экологический вестник. – 2009. – №2. С. 7-9.
⦁ Картышев О.А. Методика расчета выбросов загрязняющих веществ двигателями воздушных судов гражданской авиации. – М.: ФГУП ГосНИИ ГА, 2013. – 18 с.
⦁ Квитка В.Е., Карпин Б.Н. Загрязнение атмосферы при эксплуатации самолетов // Воздушный транспорт. – 2013. – № 2. С. 38-98.
⦁ Копьев В.Ф. Проблемы экологии в авиации. – М.: ЦАГИ, 2011. – 65 с.
⦁ Копьев В.Ф., Мунин А.Г. Шум самолетов: можно ли его уменьшить // Полет – 2008 – №7. С. 26-30.
⦁ Кулагин Ю.Н. Методика контроля и рекомендации по снижению эмиссии двигателей воздушных судов в эксплуатации. Л.: Гидрометеоиздат, 2013. – 33 с.
⦁ Мишина А.К. Использование механизмов государственно-частного партнерства в управлении социально-экономическим развитием Санкт-Петербурга // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №1. – С. 43-46.
⦁ Мунин А. Г. Авиационная акустика. В 2-х ч. / А.Г. Мунин В.Ф. Самохин Р.А. Шипов. – М.: Машиностроение, 1986. – 310 с.
⦁ Мунин А.Г., Дмитриев В.Г., Экологические проблемы гражданской авиации /Аэрокосмический курьер. – 2003 – №2. С. 57- 60.
⦁ Мунин А.Г., Кузнецов В.М. Аэродинамические источники шума. – М.: Машиностроение, 1981 – 128 с.
⦁ Николайкин Н.И., Смирнова Ю.В. Промышленная экология. – М.: МГТУ ГА, 2012. – 68 с.
⦁ Охрана окружающей среды: Том I: Шум на местности: Приложение 16 к Конвенции о Международной гражданской авиации ИКАО / Международная организация гражданской авиации. – 4-е изд. – ИКАО, 2005. – 169 с.
⦁ Охрана окружающей среды: Том II. Эмиссия авиационных двигателей: Приложение 16 к Конвенции о Международной гражданской авиации. ИКАО / Международная организация гражданской авиации. – 5-е изд. – ИКАО, 2010. – 201 с.
⦁ Старик А.М., Фаворский А.Н. Авиация и атмосферные процессы // Актуальные проблемы авиационных и аэрокосмических систем. 2015. Т. 20, № 1 (40). С. 1-20.
⦁ Техническое руководство по окружающей среде. Том I: Методики сертификации воздушных судов по шуму: Doc 9501 / Международная организация гражданской авиации. – 1-е изд. –ИКАО, 2010. – 268 с.
⦁ Фокин М.В., Новиков С.М. Оценка риска для здоровья населения от воздействия авиационного шума // Гигиена и санитария. – 2009. – № 5. С. 32-34.
⦁ Халилов Ф.З. Проектное финансирование реконструкции аэропорта «Пулково»: опыт Евразийского банка развития // Вестник науки и образования. – 2015. – №4 (6). – С. 149-150.
⦁ Шайхуллин Р. Р. Анализ современных систем электронного документооборота в аэропорту Пулково // Научный журнал. – 2018. – №9 (32) – С. 38-39.

Вопрос-ответ:

Для чего проводится экологический мониторинг на воздушном транспорте?

Экологический мониторинг на воздушном транспорте проводится с целью контроля и оценки воздействия авиационной деятельности на окружающую среду. Он предназначен для выявления и минимизации негативных экологических последствий, связанных с деятельностью аэропорта, включая выбросы загрязняющих веществ, шум, расходы природных ресурсов и другие аспекты, которые могут иметь вредное воздействие на окружающую среду и здоровье людей.

Какие цели и задачи у аэропорта Пулково?

Целями и задачами аэропорта Пулково являются обеспечение безопасности полетов, обслуживание пассажиров на высоком уровне, развитие пассажирского и грузового авиаперевозок, повышение эффективности, качества и конкурентоспособности аэропорта, а также соблюдение требований экологической безопасности и устойчивого развития.

Какова организационная структура аэропорта Пулково?

Организационная структура аэропорта Пулково включает ряд подразделений и служб, такие как администрация аэропорта, департамент по эксплуатации, департамент по обслуживанию пассажиров, департамент по переговорам с авиакомпаниями, департамент по безопасности аэропорта и другие. Каждое подразделение отвечает за свои функции и задачи в рамках деятельности аэропорта.

Какова структура управления аэропортом Пулково?

Структура управления аэропортом Пулково включает руководство аэропорта, которое состоит из генерального директора и его заместителей, а также совет директоров и другие органы управления. Генеральный директор отвечает за общее руководство и координацию деятельностью аэропорта, а заместители его осуществляют контроль за различными направлениями работы.

Какие цели и задачи имеет аэропорт Пулково?

Целями и задачами аэропорта Пулково являются обеспечение безопасности и комфорта пассажиров, увеличение пассажиропотока, развитие инфраструктуры аэропорта, осуществление качественного обслуживания самолетов и других авиационных объектов.

Какова структура управления аэропортом Пулково?

Структура управления аэропортом Пулково включает руководство, отделы и службы, ответственные за различные аспекты деятельности аэропорта, такие как безопасность, операционная деятельность, обслуживание объектов, маркетинг и коммерческая работа, финансовое управление и другие функциональные подразделения.