Правовой статус авиаперевозчика в международном частном воздушном праве

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международное право
  • 30 30 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 13.03.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Права и обязанности перевозчика и обслуживающей организации 5
2. Перевозчик как сторона договора международной перевозки 5
3. Особенности гражданско-правовой ответственности перевозчика 7
2. Ответственность и освобождение от ответственности авиаперевозчика 12
2.1. Правовое регулирование авиационных перевозок 12
2.2. Правовой статус сторон договора воздушной перевозки пассажира в правовых системах Российской Федерации и Республики Казахстан 19
Заключение 27
Список использованных источников 29



Фрагмент для ознакомления

В Конституции Российской Федерации закреплено, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию (статья 4) [4]. Конституция Республики Казахстан содержит в своем составе аналогичную правовую норму (статья 2) [5]. Основным внутренним нормативно-правовым актом Российской Федерации, регулирующим воздушные перевозки, является Воздушный Кодекс РФ от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ (ред. от 03.08.2018; с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018). Закон закрепляет 3 вида воздушных перевозок: внутренние, международные и коммерческие. Первые имеют место в случаях, когда пункты отправления, назначения, а также любые промежуточные пункты посадок расположены соответственно на территории России, вторые будут выполняться, когда пункт отправления или назначения расположены на территории двух государств, либо пункты отправления и назначения расположены в одном и том же государстве, но в ходе полета предусмотрена промежуточная посадка на территории другого государства. К коммерческой же воздушной перевозке следует относить любую воздушную перевозку, предоставляемую за плату (статья 101) [6]. Само определение воздушной перевозки Воздушный кодекс РФ не содержит, в отличие от Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года №339-IV «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.08.2019 г.)», определяющего воздушную перевозку как «деятельность физических и юридических лиц по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений воздушными судами» (статья 1) [7].В законе также содержатся определения международной и коммерческой воздушных перевозок, схожие с определениями российского законодательства, при этом понятие внутренней воздушной перевозки данный закон не содержит.По российскому законодательству, согласно договору воздушной перевозки пассажира, «перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу». Отдельной статьи, регламентирующей права и обязанности пассажира как стороны договора воздушной перевозки, в Воздушном Кодексе России нет, но их можно найти в тексте документа. Так, у пассажира есть право «заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы либо ее невозврате при расторжении договора» [6]. Кроме того, в законе закрепляются: право отдельных категорий граждан на льготный проезд воздушным транспортом; право бесплатного провоза багажа и ручной клади в пределах установленной нормы, бесплатного провоза при международных перевозках ребенка в возрасте до 2 лет без предоставления ему отдельного места; а также бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете. Как известно, право одного не существует без обязанности другого, то есть права пассажира есть по сути обязанности перевозчика. И наоборот. Прав авиаперевозчика в воздушном кодексе прописано сравнительно немного, в сравнении с количеством прав пассажира. К первым следует относить возможность устанавливать свои правила воздушных перевозок, которые тем не менее, «не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров» [6]. В законе Республики Казахстан четко прописаны права и обязанности пассажира по договору воздушной перевозки (при этом нет самого определения договора, аналогичного российскому) (статья 77): пассажир имеет право на приобретение билета по любому действующему маршруту авиаперевозок и получить место согласно этому билету, право на бесплатный провоз багажа и ручной клади в пределах установленных норм, правона получение услуг, предусмотренных законодательством Республики при отмене или задержке рейса, а также право на иные права, закрепленные в законодательстве. Помимо прочего, в законе прописано право отказа пассажира от полета и получить обратно внесенную за перевозку плату. Обязанностей у пассажира несколько: соблюдать правила перевозок пассажиров и грузов, не создавать действий, создающих угрозу безопасности полета и воздушного судна, не препятствовать выполнению авиационным персоналом своих служебных обязанностей, а также иные обязанности, предусмотренные законами Казахстана. Отдельная статья, регламентирующая права и обязанности перевозчика, в законе отсутствует, тем не менее часть обязанностей можно найти в статье о коммерческих воздушных перевозках: авиакомпания «обеспечивает предоставление пассажирам исправного воздушного судна надлежащего типа, квалифицированного летного экипажа, безопасности перевозки и иных услуг в соответствии с законодательством, составляет документы о причинах несохранности багажа (коммерческий акт, акт общей формы и иные документы) по требованию пассажира, при предъявлении им перевозочных документов в случае нарушения договора [7]». Ответственность в сфере воздушных перевозок выделена в законе в отдельную главу. В ней прописана ответственность авиаперевозчика в следующих случаях: причинение вреда жизни и здоровью пассажира во время воздушной перевозки, утрата, недостача или повреждение багажа, груза и находящихся при пассажире вещей, отмена или задержка рейса. Статьи, регламентирующей ответственность авиапассажира в законе нет, однако, анализируя нормативно-правовой акт, можно понять, что она наступит при невыполнении пассажиром своих обязанностей по договору воздушной перевозки [7].Воздушный кодекс Российской Федерации содержит аналогичные по смыслу правовые конструкции, закрепленные в главе 17. Вместе с тем, в отличие от казахстанского закона, в российском содержится единственная норма об ответственности пассажира за «нарушение таможенных, валютных, санитарных, карантинных и иных правил» [6]. Что касается размера ответственности авиаперевозчика, то в обоих законах он определен достаточно четко: по законодательству Казахстана за утрату или недостачу багажа без объявленной ценности перевозчик возмещает ущерб согласно договору перевозки, а с объявленной ценностью — согласно его стоимости; за порчу багажа — в размере суммы понижения стоимости багажа либо его полной стоимости. При утрате, недостаче или порче находящихся при пассажире во время полета вещей перевозчик выплачивает сумму, на которую понизилась стоимость вещей. Следует заметить, что обязанность перевозчика выплачивать ущерб возникает лишь при невозможности доказать, что порча, недостача или утрата багажа или личных вещей пассажира произошли не по вине перевозчика. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира во время перевозки при внутренних полетах определяется Гражданским Кодексом Казахстана, а при международных — различными международными договорами [7]. Положения Воздушного Кодекса РФ об ответственности авиаперевозчика схожи по смыслу с нормами закона Республики Казахстан, тем не менее, различия между ними есть: в российском законе максимальная сумма денежной компенсации пассажиру за причинение вреда его здоровью составляет 2 миллиона рублей, при выплате компенсации за утрату, недостачу или порчу багажа без объявленной ценности следует исходить из того, что компенсация складывается из расчета не менее 600 рублей за каждый килограмм багажа. В случае утраты, недостачи или порчи ручной клади компенсация определяется ее стоимостью. Если определить стоимость невозможно, то компенсация не может быть больше 11 тысяч рублей. Кроме того, «перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными настоящим Кодексом или международными договорами» [6]. В законе Казахстана отсутствует аналогичная правовая норма. Вместе с тем, в Монреальской Конвенции закреплены следующие размеры компенсацииавиаперевозчика: за смерть или телесное повреждение пассажира — не более 100000 специальных прав заимствования (СПЗ) (8776860 российских рублей или 53778790.831051 казахстанских тенге) [12], при задержке перевозки — не более 4150 СПЗ на 1 пассажира (364239.69 рублей или 2231819.8194886 тенге), за уничтожение, утерю, повреждение или задержку багажа — не более 1000 СПЗ на 1 пассажира [3] (87768.6 рублей или 537787.90831051 тенге) [3]. Подводя итоги работы приходим к следующим выводам: договор воздушной перевозки пассажира в Российской Федерации и Республике Казахстан регулируется специальными нормативно-правовыми актами, в которых установлен правовой статус сторон договора — пассажира и перевозчика — Воздушный Кодекс РФ от 19 марта 1997 года №60-ФЗ (ред. от 03.08.2018; с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018) и Закон Республики Казахстан от 15 июля 2010 года №339-IV «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.08.2019 г.). Правовые конструкции обоих законов, закрепляющие правовой статус участников договора во многом схожи. Отличия заключаются, главным образом, в размере ответственности авиаперевозчика, при этом размер компенсаций авиаперевозчика за смерть или причинение вреда, а также утрату или повреждение багажа, установленный Монреальской Конвенцией, выше того, что зафиксирован во внутригосударственных нормативно-правовых актах Российской Федерации и Республики Казахстан.ЗаключениеРаспространение международных авиаперевозок повлекло необходимость регламентирования режима воздушного пространства и собственно возникновения публичного международного воздушного права, а закрепление гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами, грузовладельцами и третьими лицами — возникновения частного международного воздушного права. В настоящее время правовой режим воздушных международных перевозок осуществляется двумя международными соглашениями — Варшавской и Монреальской конвенциями. Необходимо отметить, что до 2017 года в РФ правовое воздействие на международные воздушные перевозки осуществлялось Варшавской конвенцией 1929 года, которая ограничивала ответственность перевозчика, исходя из традиционной политики приоритета интересов перевозчика над интересами пассажиров. Конвенция 1929 года устанавливала ответственность перевозчика за причинение вреда здоровью и жизни пассажиров, несохранность багажа и груза и ограничивала ее суммой сто двадцать пять тысяч франков. Развитие международного воздушного транспорта требовало значительных изменений в Варшавской конвенции в сторону повышения ответственности перевозчиков, в связи с чем на протяжении долгого периода времени Варшавская конвенция постоянно подвергалась пересмотру, что преобразовало ее в сложнейшую систему многочисленных актов, не все из которых вступили в законную силу. Данная ситуация вызывала большое количество затруднений, поскольку воздушная перевозка базировалась уже не на унифицированных нормах международного права, а на сложившихся условиях договора перевозки. Решением указанной проблемы стало принятие в 1999 году Монреальской конвенции, имеющей универсальный характер. Конвенцией устанавливался режим неограниченной абсолютной ответственности перевозчика за причинение вреда здоровью и жизни пассажиров и объективная ответственность за не сохранность груза и багажа. 03.04.2017 года был принят ФЗ № 52-ФЗ о присоединении РФ к Монреальской конвенции. Монреальскую конвенцию можно расценивать как важнейшее достижение в области регулирования международных воздушных перевозок. Получив широкое международное признание, правовые нормы Монреальской конвенции становятся ориентиром для дальнейшего развития правового регулирования перевозок не только воздушным транспортом, но и другими его видами. В отличие от Варшавской конвенции, Монреальская конвенция не закрепляет пределов ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира. Конвенцией установлена абсолютная ответственность перевозчика в случае, если размер причиненного вреда не превышает 113 100 специальных прав заимствования (СПЗ). В части требований, которые превышают указанную сумму, перевозчик освобождается от ответственности, если он докажет свою невиновность в причинении вреда.Список использованных источниковГражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51 - ФЗ [ред. от 31.07.2020] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60 - ФЗ [ред. от 08.06.2020] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 12. – Ст. 1383. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60 - ФЗ [ред. от 26.06.2007] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 12. – Ст. 1383. О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»: федеральный закон от 18 февраля 2020 г. № 21 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 8. – Ст. 915. О присоединении российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок: Федеральный закон от 03.04.2017 №52-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, (вместе с «Дополнительным протоколом»), (заключена в г. Варшаве 12.10.1929), (с изм. от 18.09.1961). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 02.02.2021). Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, (Заключена в г. Монреале 28.05.1999) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 02.02.2021).Бордунов В. Д. Международное воздушное право. Учебное пособие. — М.: Научная книга, 2006. – 464 с. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта (книга 4) [Электронный ресурс] / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. – Электрон.дан. – М.: Статут, 2003. – Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс»Остроумов Н. Н. Монреальская конвенция о международных воздушных перевозках как составная часть правовой системы России // Журнал Российского права. 2017. № 9 (249). С. 108–118.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51 - ФЗ [ред. от 31.07.2020] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60 - ФЗ [ред. от 08.06.2020] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 12. – Ст. 1383.
3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60 - ФЗ [ред. от 26.06.2007] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 12. – Ст. 1383.
4. О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»: федеральный закон от 18 февраля 2020 г. № 21 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 8. – Ст. 915.
5. О присоединении российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок: Федеральный закон от 03.04.2017 №52-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
6. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, (вместе с «Дополнительным протоколом»), (заключена в г. Варшаве 12.10.1929), (с изм. от 18.09.1961). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 02.02.2021).
7. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, (Заключена в г. Монреале 28.05.1999) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 02.02.2021).
8. Бордунов В. Д. Международное воздушное право. Учебное пособие. — М.: Научная книга, 2006. – 464 с.
9. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта (книга 4) [Электронный ресурс] / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. – Электрон. дан. – М.: Статут, 2003. – Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс»
10. Остроумов Н. Н. Монреальская конвенция о международных воздушных перевозках как составная часть правовой системы России // Журнал Российского права. 2017. № 9 (249). С. 108–118.




Вопрос-ответ:

Каков правовой статус авиаперевозчика?

Правовой статус авиаперевозчика определяется международным частным воздушным правом. Он наделяет авиаперевозчика определенными правами и обязанностями в отношении международных воздушных перевозок.

Какие права и обязанности у авиаперевозчика?

Авиаперевозчик имеет право на оказание услуг по международным воздушным перевозкам и несет обязанность обеспечивать безопасность и комфорт пассажиров. Кроме того, он обязан соблюдать международные нормы и правила, регулирующие авиационную деятельность.

Какова ответственность авиаперевозчика?

Гражданско-правовая ответственность авиаперевозчика заключается в обязанности возместить ущерб, причиненный пассажиру или его багажу в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения договора воздушной перевозки. При этом ответственность может быть ограничена в соответствии с международными конвенциями.

Как авиаперевозчик может быть освобожден от ответственности?

Авиаперевозчик может быть освобожден от ответственности в случаях форс-мажора или если ущерб был вызван неправильными действиями пассажира или третьих лиц. Также он может освободиться от ответственности, если покажет, что предпринял все необходимые меры для предотвращения ущерба или что ущерб вызван исключительно недостатками оборудования.

Как регулируется авиационная перевозка в России?

Авиационная перевозка в России регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об авиации" и другими нормативно-правовыми актами. Они устанавливают правовой статус авиаперевозчика, условия перевозки пассажиров и багажа, а также порядок регулирования споров в авиационной сфере.

Какие права и обязанности имеет авиаперевозчик в международном частном воздушном праве?

Авиаперевозчик имеет право на получение оплаты за оказанные услуги перевозки и обязан предоставить безопасность и комфорт пассажирам. Кроме того, авиаперевозчик несет ответственность перед пассажирами за задержку или отмену рейса, а также за потерю или повреждение багажа.

Каковы особенности гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика?

Особенностью гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика является то, что она является безусловной и строгое возмездной. Это означает, что в случае нарушения обязательств авиаперевозчик не может обосновываться никакими исключениями или ограничениями и должен полностью возместить ущерб, понесенный пассажиром.

Как регулируется правовой статус сторон договора воздушной перевозки пассажира в правовых системах Российской Федерации?

Правовой статус сторон договора воздушной перевозки пассажира регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии с ним, пассажир является потребителем, а авиаперевозчик - исполнителем услуги перевозки. Пассажир имеет право на безопасность и комфорт, а авиаперевозчик обязан обеспечить это.