Основы семейной психотерапии при девиантном поведении подростка, включая суицидальное поведение

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психиатрия
  • 19 19 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 17.03.2021
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Оглавление
Введение 2
1.Девиантное поведение как социально-психологическая проблема 3
Понятие и особенности девиантного поведения. 3
2.Проявления девиантного поведения. 6
Алкоголизм и наркомания как проявления девиантного поведения 6
3. Агрессия как форма проявления девиантного поведения. 8
4. Типология агрессивного поведения современных подростков. 9
5. Суициды как крайняя форма девиального поведения 10
6. Технологии профилактической и терапевтической работы с подростками с девиантным поведением. 13
Заключение 17
Литература 19

Фрагмент для ознакомления

д.); Создание организаций и служб социальной помощи (наркологической, суицидологической), служб реабилитации лиц, что оказались на противоположной стороне от общества; развитие негосударственных лечебно-профилактических учреждений по профилям ведущих видов девиантности; сокражение практических возможностей для совершения правонарушения (патрулирование, службы охраны, освещение улиц), оказания помощи потерпевшим от правонарушений (государственная поддержка, моральная и материальная поддержка); развитие системы психологической поддержки преступникам, которая обязана включать в себя семейное консультирование, использование механизмов психотерапии.Технологии индивидуального контроля - это меры индивидуального влияния. Они, в первую очередь, полагаются на медицинские и психологические методы: лечение наркоманов и алкоголиков в надлежащих клиниках; психокоррекция, психотерапия, персональная работа по социализации осужденных в местах лишения свободы, психологическая поддержка потерпевшихот правонарушений, деятельность социологических служб с анализирования «групп риска», анализа работы «телефонов доверия». Это уже работа психологов, социальных педагогов, социальных сотрудников.Как правило, сначала девиантное поведение немотивированное. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий неумение правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, низкого уровня жизни, он не может этого сделать. Помощь ребенку со стороны родителей, значимых взрослых, психологов, педагогов, социальных работников в раскрытии личностных возможностей, осознании всех проявлений личностного «Я», снятие установок, ограничивающих развитие, позволит ребенку найти свое место в жизни, сделать общение более гуманным, научить его жить в мире и согласии с собой и другими, сформировать у ребенка интерес и стремление изучать все грани собственной личности. Делать это надо не только призывами к (рассказ, беседа, лекция), но и средствами практической психологии.Девиации в подростковом и юношеском возрасте возникают также и как ответ на неспособность личности реализовать свои личностные тенденции к самоактуализации. Поэтому профилактика и преодоление девиаций возможные путем обучения человека способов самореализации, которые стали источником личностного роста и позитивности Я-концепции, в целом будет способствовать психологическому благополучию подростка или молодого человека.Одним из первых подходов по профилактике негативных явлений в молодежной среде - информационный подход. Он базируется на понимании того, что если человек знает о вреде здоровья определенного стиля поведения, она воздерживается от него. Такой упрощенный взгляд редко оправдывал себя на практике. В программах информационного подхода были использованы также: модель осуждения аморального поведения, связанной с употреблением наркотиков; модель запугивания, которая утверждает, что наркотики - причина многих заболеваний и ранней смерти (короткой продолжительности жизни). Таким образом, в рамках познавательной модели основной акцент был сделан на информировании потенциальных потребителей о негативном влиянии психоактивных веществ и риск, с которым связано их применения.Лечебно-реабилитационные антинаркологические мероприятия включают в себя: диагностику наркомании; непосредственно лечебно - реабилитационные процедуры.В диагностике наркомании молодого поколения особенно важно максимально рано квалифицировать зависимость от психоактивныхпрепаратов. При диагностировании наркомании прежде всего должны насторожить сужены или же расширены зрачки, не реагирующие на свет, резкие колебания настроения, утрата интереса к прежним увлечениям и дефицит новых, изменение в кругах общения. Естьпредлог приглядеться, если подросток днем сонный, ​​вялый, а в ночное, напротив, излишне активен, если отсутствие аппетита чередуется приступами так называемого «волчьего» голода.Лечебно-реабилитационные процедуры - процесс медлительный, осуществляемый специалистами и требует огромного терпения не только лишь от медицинских работников, специалистов в психологии, социальных работников, но и самих родителей.Формами социально-психологической помощи в работе с девиантными подростками является профилактика и коррекция когнитивных расстройств в форме упражнений и игр, основанных на сочетании когнитивных и суггестивных компонентов, коррекция эмоционально-личностных нарушений и тому подобное. Комплексные коррекционные программы способствуют повышению уровня психического развития подростков, особенно в сфере индивидуальных качеств, однако имеют один существенный недостаток - они применяются только на той стадии, когда ребенок уже не скрывает антисоциальной направленности своего поведения - курение, употребление алкогольных напитков, сексуальные перверсии, суицидальные попытки, мелкие кражи и тому подобное. Мы же считаем, что ранняя профилактика, то есть предупреждение девиантного поведения может дать более эффективный результат.Особенности коррекции агрессивного поведения у подростков.Коррекционная деятельность с агрессивными подростками имеет свои характерные черты. На первоначальных стадиях не показаны массовые формы. Не говоря уже в практически неизбежного отрицательногообъединения подростков в группу, индивидуальная работа с ребенком или подростком будет более эффективной. С самого начала, параллельно, нужно начинать работу с семейным окружением. Впоследствии диагностики домашних отношений и степени их дисгармоничности обязанаидти психокоррекционная работа как персональная, так и массовая. Но акцентировать нужно на индивидуальную работу с подростком.Абсолютно неэффективными оказываются совместныеразговоры о необходимости "отлично себя вести".Особенно в коррекционной работе нужно уделять формированию круга интересов подростка еще на базе индивидуальностей его характера и возможностей. Также необходимо устремляться к максимальному уменьшению периода свободного времени подростка - "времени бездельничания" за счёт вербования к позитивно формирующей личность увлечениям: чтение, саморазвитие, занятие музыкой, спортом. Принепроизводительной работы в моменты свободного времени - "ничегонеделанье" - неминуем быстрыйвозврат подростка в асоциальную массу его сверстников и соответственно рецидив делинквентности. [7]Исходя из того, что развитие подростка осуществляется в любом виде деятельности, а он самжаждет к самоутверждению, собственной позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить подключение подростка в такую ​​работу, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время формирует способности ребенкавоплотить в жизнь и утвердить себя на уровне взрослых.[8]ЗаключениеИтак, мы определили, что девиантное (отклоняющая) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Учитывая то, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.Отклоняющееся поведение, часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Вместе с тем все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и суицид не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Стоит признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в поведении индивидов.Соблюдение и сохранение здорового образа жизни. Эта сложная комплексная проблема способствовала осознанию необходимости формирования стандартного поведения молодых людей. Изменение акцентов в профилактической работе, в области которых оказались не наркотики и последствия их употребления, а люди и анализ причин их рискованного поведения означало рождение нового поведенческого подхода в профилактических программах.Сейчас в рамках нового подхода наибольшее распространение получили такие профилактические программы как: программа достижения социально-психологической компетентности, программа обучения жизненным навыкам, программа уменьшения факторов риска и распространение факторов защиты, программы альтернативной деятельности и др. Все они, несмотря на различия содержания и методик, направленных на развитие социальной и личностной компетентности молодежи, выработки навыков самозащиты; предупреждение возникновения проблем за счет личного поведения.Формирование у подростков навыков здорового образа жизни зависит от обучения навыкам эффективного взаимодействия, регуляции эмоций, разрешению конфликтов, укреплению связей между членами семьи и другими близкими взрослыми, выборе друзей и построении позитивных взаимоотношений со сверстниками, принятии решений, умении противостоять давлению других, избежанию неоправданному риску.Особенно актуальным является изучение наиболее эффективных технологий в борьбе с девиальным поведением. В программах основное внимание не сосредоточено непосредственно на наркотических веществах. Их познавательный характер и акцент на личном и социальном развитие молодежи, используя подход выработки у нее социальных и жизненных навыков. Он разработан с целью повышения самооценки и ответственности в принятии решений, для обогащения личностного и социального роста.Обучение молодежи противостоять давлению сверстников и средствам массовой информации, употребление вредных веществ имеет две характерные черты: использование подростковых лидеров, а также ролевых игр и социальной поддержки при обучении навыкам отказа. И та, и другая используется для создания климата, в котором легче всего сказать «нет». Важно отметить, что молодые люди сами должны прилагать настойчивые усилия по укреплению здоровья. Вместе с тем родители, учителя, психологи, социальные работники и врачи, которые непосредственно работают с детьми и подростками должны быть в достаточном количестве.Важная форма работы по укреплению навыков здорового образа жизни среди молодежи - объединение молодежи в общественные организации. Они объединяют молодежь школьного и студенческого возраста, а также специалистов: социальных работников, врачей, психологов и самое главное семью, которые в неформальной обстановке обсуждают проблемы укрепления основ здорового образа жизни, разрабатывают соответствующие рекомендации. Это способствует развитию доверительных отношений подростков и специалистов. Главный мотив убеждения против употребления наркотиков и суицида должен быть положительным. Программы профилактики должны призвать подростков к уверенности в себе, чувство гордости за свои достижения. Нужно с раннего детства побуждать их к стремлению контролировать свое поведение, не перекладывая ответственность за свои вредные привычки на других. Очень эффективная тактика - вселять молодежи мысль о престижности поддержания хорошей физической формы. Более эффективной, чем проведение многократных акций, является длительная и постоянная профилактическая работа с молодыми людьми на всех стадиях формирования их личности.ЛитератураОсновы практической психологии. – К., 1999г.Реабилитационная педагогика на рубеже XXI века. - В 2 ч. / Под ред. В.М. К ней, Т.М. Несен, И.Г. Ермаков - К: ИЗМН, 1998г. - ч 1. - 320 с.Кондратьев Н.Ю. "Психолого-педагогическая работа со школьниками девиантами" //Психологическая наука и образование. – 1999. - № 3-4. - . 46-65с.Реабилитационная педагогика на рубеже XXI века. - В 2 ч. / Под ред. В.М. К ней, Т.М. Несен, И.Г. Ермаков - К: ИЗМН, 1998г. - ч 2. - 520 сПроект Концепции гражданского воспитания личности в условиях развития украинской государственности // Педагогическая газета. - №6,72с. 2000г.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. "Социальная педагогика". – М.: "Академия", 1999.Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика", 1991Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. –М.: Педагогика, 1989.

Литература
1. Основы практической психологии. – К., 1999г.
2. Реабилитационная педагогика на рубеже XXI века. - В 2 ч. / Под ред. В.М. К ней, Т.М. Несен, И.Г. Ермаков - К: ИЗМН, 1998г. - ч 1. - 320 с.
3. Кондратьев Н.Ю. "Психолого-педагогическая работа со школьниками девиантами" //Психологическая наука и образование. – 1999. - № 3-4. - . 46-65с.
4. Реабилитационная педагогика на рубеже XXI века. - В 2 ч. / Под ред. В.М. К ней, Т.М. Несен, И.Г. Ермаков - К: ИЗМН, 1998г. - ч 2. - 520 с
5. Проект Концепции гражданского воспитания личности в условиях развития украинской государственности // Педагогическая газета. - №6,72с. 2000г.
6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. "Социальная педагогика". – М.: "Академия", 1999.
7. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика", 1991
8. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. –М.: Педагогика, 1989.

Вопрос-ответ:

Что такое девиантное поведение и почему оно является социально-психологической проблемой?

Девиантное поведение - это поведение, которое отличается от социально принятых норм и ценностей. Оно может включать различные формы асоциального, агрессивного и опасного поведения. Девиантное поведение является социально-психологической проблемой, так как оно противоречит общепринятым нормам и вредит как самому подростку, так и окружающим его людям.

Какие могут быть проявления девиантного поведения?

Девиантное поведение может проявляться через различные формы, такие как алкоголизм и наркомания, агрессивное поведение и суицидальные намерения. Подросток может начать злоупотреблять алкоголем и наркотиками в попытке справиться с проблемами, агрессивно проявлять себя и становиться опасным для окружающих, а также думать о суициде как крайней форме девиантного поведения.

Какими способами агрессия может проявляться у подростков?

Агрессия у подростков может проявляться различными способами. Это может быть физическая агрессия, направленная на других людей или на себя, вербальная агрессия, которая выражается в унижении и оскорблениях, а также пассивно-агрессивное поведение, которое включает игнорирование правил и умышленное нарушение.

Каким образом семейная психотерапия может помочь при девиантном поведении подростка?

Семейная психотерапия может помочь при девиантном поведении подростка, так как она позволяет выявить и разобраться в основных проблемах, которые приводят к такому поведению. Семейный психотерапевт поможет установить коммуникацию между членами семьи, разрешить конфликты и найти способы справиться с проблемами, чтобы улучшить ситуацию и предотвратить дальнейшее девиантное поведение.

Что такое девиантное поведение и почему оно является социально-психологической проблемой?

Девиантное поведение - это отклонения от нормального поведения, которые противоречат общепринятым нормам и ценностям общества. Оно становится проблемой, потому что может негативно сказываться на психологическом и социальном благополучии не только самого подростка, но и его семьи и окружающих.

Какие могут быть проявления девиантного поведения у подростка?

Проявления девиантного поведения у подростков могут быть разнообразными. Это может быть алкоголизм или наркомания, агрессивное поведение, отсутствие уважения к правилам, прогулы, прокрастинация, суицидальные намерения и другие отклонения от нормы.

Какие типы агрессивного поведения существуют у современных подростков?

У современных подростков можно выделить несколько типов агрессивного поведения: физическая агрессия (побои, драки), вербальная агрессия (оскорбления, угрозы), пассивно-агрессивное поведение (игнорирование, молчание), социальная агрессия (изоляция, отталкивание от группы), эмоциональная агрессия (истерики, выражение негативных эмоций).

Какое влияние может оказывать девиантное поведение на подростковую семью?

Девиантное поведение подростка может оказывать негативное влияние на семью, вызывая конфликты, напряжение и рассогласование в отношениях. Родители могут испытывать страх, беспокойство и чувство вины. Иногда это может привести к нарушению семейной гармонии и разрушению отношений.

Как проявляется суицидальное поведение у подростков и как помочь в такой ситуации?

Суицидальное поведение у подростков может проявляться через появление мыслей о суициде, составление планов и попытки суицида. В такой ситуации очень важно обратиться за помощью к специалистам - психологу, психиатру или семейному психотерапевту. Они смогут оказать квалифицированную помощь и поддержку как подростку, так и всей его семье.