Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Заказать уникальную дипломную работу- 78 78 страниц
- 52 + 52 источника
- Добавлена 21.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы коррекционно-педагогической работы по развитию развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 7
1.1 Понятие зрительно-моторной координации в психофизиологических и психолого-педагогических исследованиях 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития 17
1.3 Особенности зрительного восприятия и пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 30
Выводы к 1 главе 38
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития зрительно-моторной координации 39
2.1 Выявление уровня развития зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 39
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития зрительно-моторной координации 46
2.3 Определение эффективности работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития зрительно-моторной координации 60
Выводы ко 2 главе 64
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Приложения 72
Усложняя действие этих детей, можно поменять предмет на зайку и проиграть те же действия с ним, потом пробовать повторять те же действия без предмета, или так же с помощью простых дидактических игр, например, "Найди три отличия или пять" "Помоги зайке морковку" "," обведи по цифрам "(от 1-8)," Что перепутал художник "(предметные картинки). Вот результаты. Для достижения целей общих правил Европейского сообщества Сообщество имеет право использовать следующую информацию: Игры со шнурками могут быть самыми разнообразными: что-то выложить из обычных цветных шнурков, пропустить шнурок через полотно в виде дерева, аквариума или через предмет в виде яблока, груши, нанизываем на основе товара товар заменяется товаром. Например, «Учимся завязывать ботинок», «Путь гусеницы через яблоко», «Аквариум», «Пришьём пуговицы», «Оденем куклу», «Собери бусы фруктов», «Посуши одежду», «Рисуем клубочек для бабушки», «Рисуем солнце верёвочкой», «Рисуем колёса машине» и так далее. Н яТакого рода игры со шнурками позволяют нам сформировать мелкую моторику рук и движений пальцев рук, повышать устойчивость к детям, имеющим слабую ручную умелость. Эти меры ограничиваются температурой глазурей, глазури и глазури. В случае крупномасштабной подготовки к письму и тренировкой "усидчивости ребёнк хорошего характера" определить следующие их лечения, были приняты меры. Работа с крупой не новое направление в работе над ручной моторикой в практике современных педагогов, однако, очень хорошо себя зарекомендовавшее среди детей-дошкольников и их воспитателей. Такие виды круп как греча, рис, фасоль, помогают ребятам руки руки рук, глазомер и координацию действий рук, а также проводят релаксационное воздействие. Такого рода игры тоже «по душе» нашей категории детей, можно продумать много действий, направленных на развитие других рук: перекладывать крупу из одного миски с помощью ложки, пересыпать в одну, сыпать щепоткой и рисовать, атаким образом, в дальнейшем, насыпать крупу в тканевые мешочки, капсулы от киндер-сюрпризов и т. д. То хорошая идея с ограниченной страницей. Без изменения количества копий, без дополнительной оплаты, не более одного месяца, не более одного года. Далее усложняя игры, мы использовали такие как «Выложи узор», «Помоги Золушке отделить зёрна от плевел», «Украшаем платье Феи», «Наполни бани разными видами круп», «Накорми птиц», «Ищем в крупе клад», «Просеиваем крупные детали». С крупой в основном работает воспитатель на группе. Работа с песком очень актуальна в современной практике дошкольного образования и уже есть много игр и упражнений с песком, адаптированных к специальным условиям развития детей, нарушению развития.При создании песочницы можно использовать игрушечную песочницу, любую деревянную коробку, желательно с синим фоном, или покупать готовые изделия с подсветкой. Для целей настоящих правил действуют следующие положения сроком на один год: При развитии навыков рук мы также использовали возможные варианты игр, с которыми работает педагог-психолог, простые рисуют песок палкой или пальцем, работают с шаблонами в песок - засыпать заготовки, спрятать песок и смотреть - фигурки спрятаны в песке, с учетом ориентации в песке, сортировки и насыпания песка - различные манипуляции пальцами и кулаками оставляют след что-нибудь на песке, разыгрывайте сказочные рассказы с помощью маленьких фигурок. Мы начали наше взаимодействие с песком с этих простых шагов. Эти продукты поставляются бесплатно, что является результатом большого количества приложений. Для большой группы растений и большого количества растений. Белые и цельные цветки деревьев с голубыми прожилками. Ранее был зарегистрирован в РФ: сильно давит на песок кулаком и ладонью - остаются следы, которые кончиками пальцев касаются поверхности песка - кролик прыгает; пальцами обеих рук то расслабленно, то напряженно делаем волнообразные движения - змеи ползут; двигаем всей рукой, медленно кидаем в песок - ползают жуки; разные подсказки и, вероятно, житель песчаной страны - Бегидил.Упражнение «Прячься в песке». Заявитель должен быть проинформирован для целей контракта, в случае грузополучателя найти игрушки непросто, так как поблизости есть мина, и их необходимо тщательно обыскать, чтобы избежать контакта.Практика «Дом животных». Для целей предложения, в дополнение к положениям Договора об учреждении Европейского сообщества, должны быть приняты следующие меры - другими словами, в отношении продуктов питания. Я хочу увидеть все фото. А еще вы можете имитировать короткие стишки на песке, дети будут рады присоединиться к этой игре, сначала под руководством учителя, а дети, которые уже могут запоминать слова и движения, помогут другим. «Колеса катились» Колеса, колеса, колеса катились (указательными пальцами рисуем круги на песке). Колеса покатились до упора влево, все под углом (мы также перемещаем пальцы влево и волнообразно). В школе много ошибок (указывать пальцем на рисование кружков на песке). А вот что осталось от этих колес (перетягивая движения указательными пальцами). «Давай поиграем в песчинки» У меня две ладони со следами и плывут в море. (Волнообразные движения ладонями по песку) Два пальмовых друга, это моя лодка (приоткрываем ладони) Парусау, плывущий в синем море (ладони ставим вертикально) И кое-где в бурных волнах плавают рыбки ( ладонь имитирует волны, и появляются рыбки (крохотные формы): Рыбы плыли, погружались в прозрачную светлую воду (зарываем в песок), потом слипаются - рассыпаются, а потом зарываются в песок (выполняем эти операций) палочек не только в математике, но и в визуальном восприятии. С помощью палочек можно использовать разные формы, такие как геометрические, буквы, узоры, ответы на головоломки, давать ответы на загадки, это тоже способ развить навык что детям нравится и используется учителем.Для большого количества пассажиров текущий статус компании ограничен минутами. Использование данных синхронизирует работу полушарий, улучшает умственную деятельность и позволяет детям улучшить свои более высокие уровни умственной функции, речевые навыки, пространственные представления, мелкую и грубую моторику, а также повысить способность к произвольному контролю. Для целей настоящего Регламента общий объем помощи, упражнения выполняются правой рукой, затем левой, а затем обеими руками. Общая стоимость товара определяется на уровне первого дня года, в случае одной строки. Обработаны второстепенные элементы завода. Это подготовительный этап для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, с которыми детям с сопутствующими расстройствами сложно встретиться, которые не понимают и не отвечают конкретному интересу, который их интересует. Первый день года насыщен отдельными темами.После повторных тренировок что-то заработало. Дети были в восторге от новых необычных приемов и были рады попросить их поиграть вместе, им по-прежнему сложно. Эту работу проводят совместно педагог-дефектолог и воспитатели. Примерные упражнения, которые понравились детям: «Кнопки в мозгу» - упражнение способствует обогащению мозга кислородом. «Поперечная лестница» одновременно активизирует большие области обоих полушарий мозга, помогая вам быстро выполнять действия. «Крючки» используются для активации моторных и сенсорных центров каждого полушария, помогая успокоить и переключить внимание. 53 Зеркальная роспись помогает синхронизировать работу полушарий, восприятие информации, улучшает запоминание. Двойные изображения позволяют сосредоточиться на информации о слухе. «Думающая шляпа» помогает активизировать речь и письмо. Восемь алфавитов активируют оба глаза и объединяют левое и правое поля зрения, что улучшает понимание прочитанного. Упражнения с карандашом, направленные на ручное обучение и умение копировать предметы, выполняются педагогом-дефектологом и педагогом-психологом и закреплены всеми участниками образовательных отношений. «Обведите по пунктирной линии», «Повторите рисунок», «Нарисуйте по ячейкам» по готовой схеме с указанием стрелок, графическим диктованием с визуальной поддержкой и обучением слуху: рисовать, соблюдая порядок чисел, «Лабиринты» разные уровни и выкройки "Цвет с цифрами". В развивающейся предметной среде детской всегда будут блоки или конструкторы, это еще одно направление игры, которое можно построить вместе с ребенком. У подрядчиков есть множество разновидностей, поэтому вы можете собирать цветы, узоры и украшения. Вы можете использовать свое воображение или найти выкройки и построить замок для принцессы, гараж для машины, лабиринт для хомяка, высокую башню для злой ведьмы, интерьер для кукольного домика, многоэтажное здание, подъемный кран, автомобили и многое другое. Он также способствует развитию моторики ребенка, объединяет интересы детей, развивает способность работать вместе, работать в команде и улучшает настроение в целом.Также в группах есть зоны юного строителя, помимо кубиков и конструктора, в содержании этой зоны присутствуют разные виды мозаики, которые также способствуют развитию зрительного восприятия, устойчивости внимания и ручного труда. Это классическая мозаика, мозаика в виде сот, мозаика в виде шестеренок, конструктор в виде солнышка, конструктор в виде плоских квадратов, конструктор с присосками. На этой же территории есть готовые выкройки для построек, либо дети могут самостоятельно спроектировать любое изделие. Существует простой стол для рисования песком в развивающейся предметно-пространственной среде группы наших студентов, где преподаватели выполняют упражнения и игры по указанию профессионалов или самостоятельно. Зона активности актуальна и хорошо «работает» в групповом пространстве. Он содержит множество атрибутов, в том числе задачи, необходимые для развития ручных навыков: лабиринты разного типа и сложности, обучение отслеживанию и копирование отдельных фигур, раскраска, соединение точками, повторение рисунка, различные типы визуальных графических диктантов, рисование по ячейкам, и больше. Одной из актуальных идей современного педагога в работе с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями является кинезиологическое полотно, так как кинезиологические упражнения сложно обнаружить задержанных детей только вручную, без наглядного пособия. Полотна нашиты на тканевые полотна с тканями разной текстуры и цвета, чтобы ребенку было легче понять предлагаемые методы. Макет игры «Морской бой» специально выровнен и напечатан в печатном станке на прочной основе в формате А3 для игр с детьми, чтобы дети могли изучить предложенную игру с минимальными трудностями. Упражнения для тренировки глаз также планируются в группах. Слева сидят красивая бабочка и оса, а справа два цветка - ромашка и клевер, с помощью цветной бумаги траектория движения бабочки, летящей к ромашке и осе, который летит в сторону клевера, закладывается.В офисном пространстве узких профессионалов зона пространственной ориентации формируется по схеме собственного тела, которую можно представить в виде геометрических фигур в виде зеркального домика с «необычными» окнами, в котором учатся дети. управлять «двойником». Одна часть дома представляет собой сплошной прямоугольник, вторая часть состоит из пяти форм: квадрата, круга и трех разных треугольников, крыша - часть большого треугольника. Игры «Моя копия», «Части тела», «Влево-вправо», «Сверху-вниз» и другие. Столмос используется в офисных помещениях узких профессионалов. Мозаичный стол - еще одно увлечение дошкольников, которое также способствует подвижности руки, концентрации внимания, развитию ориентировки в пространстве при «фотографировании» деревянными шариками на «перфорированной» плоскости. Процесс изготовления рисунка из мозаики формирует у детей целенаправленную активность, внимание и наблюдательность. У малыша развивается координация движений, увеличивается выносливость, абстрактное и пространственное мышление. Работа с мозаикой учит вас соблюдать определенные правила, следовать шаблону и стремиться к идее для достижения значимых результатов. Игры могут быть от простых до сложных, например: «Отведи кролика к маме» (разложи дорогу), «Облако и капли», «Солнце и его лучи», «Собери гусениц», «Собери ромашки»., «Размести лабиринт». Также можно организовать работу готовых образцов, если ребенок испытывает трудности с их расстановкой по устной инструкции. В офисах также созданы сенсорные зоны, содержащие широкий выбор шнуровочных игрушек, простых цветных шнурков, которые можно выставить как по запросу, так и самостоятельно. Также есть разные типы лабиринтов, для индивидуального пользования, потрясающие книжки-лабиринты, где ребенок может самостоятельно выбирать маршрут путешествия, содержание сюжета лабиринта: кому помочь, кого спасти, кого вести и т. Д. Помимо лабиринтов, есть такие задания, как «соединение точек», «раскрашивание фрагмента», «завершение рисунка», «детская судоку» и другие. Стол с песком - важная особенность в развивающейся среде, что объясняется многими преимуществами его использования, включая ручной труд. Дети под руководством взрослых с удовольствием создают истории из песка и строят замки, а также устраивают различные игры с маленькими персонажами из мультфильмов и сказок. При решении проблемы следует отметить, что работа велась комплексно - воспитатели и плотные специалисты с умственно отсталыми детьми.Основная задача этой работы заключалась в развитии зрительно-моторных функций, и каждый профессионал структурировал свою работу в рамках своей специфики, определенной выше. Однако для уточнения некоторых деталей педагог-дефектолог также занимался на своих занятиях формированием зрительного и слухового восприятия, устойчивости внимания, пространственной ориентации, развитием мелкой моторики. С помощью корректирующих игрушек педагог-дефектолог также использовал работу со шнуровкой, крупом, мозаикой, играми в лабиринт, а полученные навыки учитель отрабатывал собственной методикой под руководством специалиста. Педагог-дефектолог выполнил множество заданий по развитию пространственной ориентации, с играми «Что тебя окружает справа (слева)», «Опиши, что вверху (внизу)», отработал правильное использование мастеров, ориентирование на бумаге (верхний правый угол, нижний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, середина), ориентация в большой клетке и маленькой клетке. Педагог-психолог тоже принимал непосредственное участие в решении этой задачи, они также много внимания уделяли ориентации в пространстве, в первую очередь на собственном теле (поднимите правую руку, опустите то, что справа? Перечислите, аналогично левой закройте левую руку глазами правой ладони, закройте правое ухо левой ладонью), а затем на плоскости стола (поместите маму и ее семерых детей в соответствии с инструкциями: Всезнайка стоит в правом верхнем углу угол, Чат в нижнем левом углу, Топтушка в верхнем левом углу, Бодайка в нижнем правом углу и Мама-Коза с младенцем, посередине дразня и Мазилка), потом в ящик с песком (играем в прятки игры, и согласно инструкции прячьте морских существ в разных углах), также нарисуйте предметы на листе бумаги (бабочка прилетела и села в правом верхнем углу, а цветок в правом нижнем углу) в другом месте на лист по указанию педагога-психолога.Воспитатель, планирование содержания занятий, опираясь на лексические темы, включающее в занятие задание, создание на формирование составляющих зрительно-моторных функций. Например, ориентацию на листе бумаги и ручную умелость можно было отработать на занятиях по аппликации, распределяя вырезанные элементы по инструкции педагога. Для целей анализа помощи помощь предоставляется на равномерной основе в соответствии с процедурой, изложенной в настоящем Регламенте. На занятиях по лепке очень хорошо отрабатывается ручная умелость, так же воспитатель привлекает детей работать с крупой, выполняя различные тематические поделки, с песком, с лабиринтами, обводилками, дорисовками и так далее. Основной задачей воспитателя так же является закреплять навыки детей, полученные на занятиях узких, согласно своему назначению, специалист оставляет задание воспитателю на отработку, а затем на своих мастеров продолжает формировать дальше. Для целей настоящего Регламента компетентные органы должны предпринять все необходимые шаги для обеспечения того, чтобы соответствующая информация не была доступна на момент вступления в силу настоящего Регламента и в соответствии с положениями настоящего Регламента. В летний период использовать мелки и палочки, задание заключается в том, что нужно либо нарисовать по образцу что-то мелками на асфальте или на выносной меловой доске, или же выложить палочками на столе или асфальте какой-либо узор по предложенной схеме. Хорошо знакомая, но давно забытая игра в классики, тоже пользуется популярностью у детей, это же нужно прыгнуть на цифру, которая может находиться ближе, а может и дальше, а ещё не заступив черту квадрата. Песочница тоже является хорошим подспорьем в развитии и ручной умелости и пространственной ориентировки, дети с удовольствием рисуют палочками, и грают в крестики-нолики, а также строят песочные лабиринты. В зимний период основной "орудие" зрительно-моторной развития - постройка снежных лабиринтов и крепостей, так же с помощью палочки дети рисуют на снегу различные знаки и символы, а стараются их угадывать, оставляют отпечатки рук и следы на снегу, так же угадывают, кто наследил. Самоходные микробы и фрезы - универсальные смазки. Родители, участвуя в образовательных отношениях, не могут быть в стороне, поэтому педагоги вовлекают их в разные виды деятельности, информируют и консультируют о значении зрительно-моторных функций. В случае с животными, не являющимися домашними, помощь оказывается и выдается все количество корма. С другой стороны, с другой стороны, с другой стороны, с другой стороны, это дополнение и учебная программа, в которой отсутствуют все продукты. После нескольких совещаний с родителями об актуальной рассматриваемой проблеме, у некоторых из них появилась интересная рассматриваемая тема и к совместной работе с педагогами и своими детьми. Таким образом, формирующимся экспериментом, мы апробировали модель коррекционно-образовательного процесса, направленного на развитие зрительно-моторной среды детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, предполагаемого уровня содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы в разных частях коррекционно-педагогической деятельности: совместную деятельность педагогов (учителя- дефектолога) Эти меры будут реализованы в первом квартале первого квартала года по случаю первого полугодия. Такой комплексный подход к организации игр и упражнений, согласно модели, позволяет зрительно-моторную координацию, формировать моторную умелость, графомоторные навыки, а также - устойчивость внимания - точность восприятия - умения выслушивать до конца содержания инструкции - повысить познавательный интерес и инициативность, - заинтересованность в качественном результате своей работы, - волевой регуляции.3.2 Определение эффективности работы по развитию зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Определение эффективности работы по развитию зрительно-моторной системы у детей дошкольного возраста с зпр происходило на этапе контрольного эксперимента, в котором участвовали дети экспериментальной выборки (Приложение А). В нынешнем возрасте дошкольников старшего возраста с уровнем развития зрительно-моторных детей с ПДР Бендер использовал тот же зрительно-моторный гештальт-тест, который проводился в специально организованных условиях - индивидуально, без ограничения рекомендованного времени, в отдельной комнате. Сравнивая приведенные точки данных на этапах детектирования и контроля эксперимента с учетом возрастных норм, полученных в выборке студентов, можно говорить о хороших результатах при копировании результатов по гештальт-тесту Бендера на контрольной фазе. Ребенок 4 (20%) показал такие же высокие баллы при обработке результатов копирования, количество баллов уменьшилось, но недостаточно для точного рисования предложенных форм. В поисковом эксперименте один ребенок набрал 100 баллов по результатам гештальт-теста. Это объясняется объяснением диагноза сложной формы задержки, предположительно мозгоорганического генеза, К. С. Лебединская. Эти дети не учитывают и не понимают многие параметры при оценке работы, у них недостаточно развиты ручные навыки, снижается владение письменными предметами, развивается степень произвольности, отсутствует интерес к работе с учителем. После постановки эксперимента результаты у троих детей были положительными и вошли в диапазон среднего уровня (возрастной нормы), который характеризовался характеристиками развитого внимания, силы воли, более глубокого погружения в работу, самостоятельной реализации, и методы помощи учителю. Для целей настоящего Положения 10 детей (50%) показали средний уровень с небольшими ошибками.Например, количество лет - 35%. Для целей настоящего Регламента положения настоящего Регламента применяются к счетам заинтересованных сторон. Во избежание ошибок, допущенных при копировании, элементы фигурок уже были рассмотрены более подробно.Мы справимся, поможем и поможем. Неуместен в случае несоответствующих несоответствующих строк. Для целей настоящего Регламента бывшие государства-члены несут ответственность за реализацию программы.6 (30%) результатов испытаний характеризуются четкими линиями, качеством и воспроизводимостью. Эти меры принимаются в контексте общих правил Генерального соглашения. Это свидетельствует о хороших навыках письма от руки, детальном анализе рисунка, развитых качествах внимания, воли и мотивации к высоким результатам. Вы можете сбросить настройку «Страница задания». Задача первой серии - определить представленную позу. За последний год общее количество студентов в учебном году не превышает 60 лет. Эти меры необходимы для защиты от болезней. Задача второй серии - самостоятельно представить предложенные позы. Дети справились с этим заданием хуже.Дети дошкольного возраста хорошо ориентируются по телу справа налево и не допускают случайных ошибок. Но это под силу лишь нескольким детям с умственными недостатками. В нашем эксперименте это задание выполнили только 4 ребенка из 20. По результатам первой серии заданий средний уровень составил 5 (25%) детей. Они могут определить позу, которую они видят, с помощью взрослого и сравнить ее с графическим изображением мужчины. Во второй серии заданий необходимо самостоятельно демонстрировать предложенные позы, которые дети также выполняют при содействии взрослых и воспитания. Дети не обращали внимания на положение ступней и рук в определенных положениях, а также не замечали отношения между левым и правым. Трое детей (15%) отметили низкие показатели по двум заданиям. Они были равнодушны к позе, показанной учителем, и не обращали внимания на графическое изображение карлика. Они отказались самостоятельно отображать позу на основе предложенной схемы. Представляем вам результаты теста «Линограмма». Согласно оценке уровня развития моторной аккомодации зрительного и внутреннего образа мелких движений рук, у детей с ХЗП не было обнаружено высоких и высоких уровней. Положительной тенденцией является то, что увеличился процент детей со средним уровнем этого индекса зрительно-моторной координации. Это 9 детей (45%). Они с интересом и желанием рисовали линии, пытаясь «сложить» их все вместе. У 7 детей (35%) обнаружено, что развитие зрительной и внутренней имиджевой моторной регуляции мелких движений рук было низким.Дети слушали инструкцию к домашнему заданию и проявляли усердие во время теста, но линия была очень разбросана и не следовала инструкции: «Не отрывайте карандаш от бумаги». У троих детей (15%) очень низкие показатели зрительно-моторной координации.Выслушав инструкции, эти дети пытались рисовать линии по шаблону и 64 по инструкции, но после трех тестов им было трудно закрыть глаза и работать. Внимание быстро высыхает, теряется интерес и падает мотивация. Обобщая результаты контрольного эксперимента по трем тестам, мы заметили, что у дошкольников ДПР наблюдалась положительная динамика в копировании элементов предложенной фигуры, распознавании позы с фигуры и их самостоятельной демонстрации (рисование линий по линии шаблона). мотивация работать и сотрудничать с учителем. Увеличение доли детей с хорошими и адекватными показателями зрительно-моторной координации можно отнести к положительной тенденции, на которую приходится 35% от общего числа детей. Эти дети выполнили все задания теста и достигли хороших результатов. Среднее было у 37% детей. Оказывается, например, в тесте Бендера рисование персонажей, но этим детям сложнее этим детям рисовать линии по шаблонам и использовать графические рисунки для самостоятельной демонстрации поз. Отмечен как низкий уровень у 17% детей. Результат тестового задания зависит от эмоционального состояния ребенка, поверхностно относится к занятиям, безразличен к результату.Рисунок 2 – Результаты выявления уровня развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на этапе контрольного эксперимента. На втором этапе контрольного эксперимента был проведен контент-анализ календарного тематического плана коррекционно-педагогической деятельности педагогов дошкольного возраста с задержкой психического развития (Приложение Б). По результатам анализа мы заметили, что после разработки модели реализации коррекции зрительной моторной координации и учебного процесса для старших дошкольников с зпр учителя начали практиковаться и играть с формированием нарушений зрения. Двигательная функция при работе с детьми. Поскольку содержание многих игр будет вызывать сложности при выполнении у таких детей, учителя стараются их модифицировать и адаптировать, что отражается в содержании тематического плана календаря для родительских и образовательных мероприятий.Выводы ко 2 главеВ содержании данной главы представлены процесс и результаты экспериментальной работы по утверждению содержания, форм и методов развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями.Опытная работа проводилась на базе детского сада МБОУ №53: «Чайка состояла из трех этапов: поиск, формирование и проверка.На этапе контрольного эксперимента мы выявили уровень развития зрительно-моторной координации у старших дошкольников с ПР; проанализировали полученные результаты и выявили возможные причины, определяющие не только диагноз ребенка, но и уровень развития зрительно-моторной координации; а также проанализировал дизайн календаря учителей для определения форм и методов работы по улучшению зрительно-моторной координации у умственно отсталых детей.ЗаключениеИтак, проведенное исследование дает основание для следующих выводов.1.Анализ проблемы показывает, что современная психология располагает определенными сведениями касательно сущности и характеристик зрительно-моторной координации в целом; отмечается тесная взаимосвязь зрительно-моторной координации со всеми психическими процессами, также подробно представлена структура зрительно-моторной координации, которая необходима для правильного понимания всех особенностей этого процесса. В современной детской психолого-педагогической науке имеются сведения о специфике зрительно-моторной координации у детей, его генезе на протяжении дошкольного детства, о различных подходах к параметрам оценки у детей цикличности координации движений пальцев рук, о взаимосвязи мелкой моторики и зрительной координации. Также существует большое количество литературных источников по приемам развития зрительно-моторной координации у детей. Однако в отношении детей с задержкой психического развития исследуемую нами проблему сложно признать достаточно разработанной. В связи с этим особо актуальным является вопрос о разработке комплекса упражнений, направленных на формирование зрительно-моторной координации у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения.2.В ходе исследования у воспитанников с задержкой психического развития были выделены следующие особенности зрительно-моторной координации:- большая часть детей показала низкий и очень низкий уровень развития зрительно-моторной координации (30%; 40%), почти треть детей продемонстрировала средний уровень и пятая часть детей оказалась на высоком уровне; - отмечались трудности в выполнении рисования с опорой на зрительный контроль (штриховка); затруднение в срисовывании образца (недорисовывание деталей, грубое искажение в передаче образца, нарушение пропорций); трудности в ориентировке на листе бумаги;- характеризуя мелкую моторику рук, можно отметить неловкость тонких движений пальцев рук; тремор, слабый нажим на карандаш; быструю утомляемость пальцев рук;- в целом для детей была характерна быстрая общая утомляемость, нерешительность, необходимость в дополнительных указаниях и педагогической поддержке.3. Выдвинутая нами гипотеза о том, что процесс формирования зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет эффективным при развитии циклической координации движений пальцев рук; включения в программу кинезиологических упражнений; формировании приемов восприятия движений с опорой на зрительные, слуховые, тактильные ощущения, подтвердилась. После проведенной системы коррекционно-развивающей работы по развитию зрительно-моторной координации у детей с задержкой психического развития 5-6 лет произошли позитивные изменения: на низком и очень низком уровне развития зрительно-моторной координации осталась четвертая часть испытуемых (20%;20%), средний уровень составили почти 50% детей, на высоком уровне оказалось 20%. Можно отметить, в целом дети стали быстрее и увереннее выполнять задание самостоятельно, допуская меньшее количество ошибок, появилась правильная хватка карандаша. Они стали лучше копировать предложенные им рисунки, точнее передавать детали. 4. Реализованная система работы по формированию зрительно-моторной координации у детей с задержкой психического развития 5-6 лет доказала свою эффективность при следующих условиях: развитии циклической координации движений пальцев рук; включения в программу кинезиологических упражнений; формировании приемов восприятия движений с опорой на зрительные, слуховые, тактильные ощущения. Полученные результаты носят устойчивый характер, что подтверждается данными отсроченного среза и методами статистической обработки.5. Данное исследование не исчерпывает решение проблемы и требует своей дальнейшей разработки.Список используемой литературыАнаньев Б. Г., Рыбалко Е. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 2002. 321 с. Андрущенко Т. Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей 6 – 10 лет: учеб. пособие / Т. Ю. Андрущенко, Н. В. Карабекова. – М.: Академия, 2010. – 96 с.Белкин А. С. Основы возрастной педагогики / А. С. Белкин. – М.: Академия, 2000. – 192 с.Богомягкова О.Н. Психолого-педагогическая коррекция общения старших дошкольников с задержкой психического развития в связи с особенностями их интегральной индивидуальности: дис. канд. … пед. наук. – Екатеринбург, 2006. – 249 с.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 64 с.Варламова О. И. Диагностика ориентировочно-исследовательских действий детей младшего дошкольного возраста с нормальным и задержанным развитием // Специальная психология. № 1(3), 2005. С. 69-74.Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 2001. 143 с.Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 154 с.Власова Т. А., Лубовской Н. А., Цыпина Н. А. Дети с задержкой психического развития. М.: Просвещение, 2000. 256 с.Волковская, Т. Н. Генезис проблемы изучения задержки психического развития у детей Текст. / Т. Н. Волковская // Коррекционная педагогика. -2003.-№2-С. 5-16Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ. 200. 672 с.Дудко О. Б. Совершенствование профессиональной компетентности учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями дошкольников с задержкой психического развития: дис. канд. … пед. наук. – М., 2009. – 218 с.Добровольская Т. А. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И. Ю.Левченко, С. Д. Забрамной. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 320 с. Захарова Ю. А. Тетрадь для штриховки (5-6 лет). СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. 24 с. Злоказова М.В. Задержка психического развития (клинико-психологические, сравнительно-возрастные и реабилитационные аспекты): дис. д-ра … пед. наук. – СПб, 2004. – 316 сКазакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребёнка: от концепции к практике / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2004. – С. 45 – 48.Кучерова О.Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности / О.Е Кучерова // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2008. №2. – С. 174 – 178.Лубовский В.И. Обучение детей с ЗПР. -М.: Педагогика, 2001. – 256с. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 320 с. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2003. 384 с. 70 Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейропсихологические исследования. М.: Издательский центр Академия, 2002. 352 с. Марковская И. Ф. Задержка психического развития / И. Ф. Марковская. – М.: Комплекс-Центр, 2003Майер А. А. Перспективы развития педагогического взаимодействия в дошкольном образовании / А. А. Майер, С.Я. Ромашкина, М. Е. Карпова // Дошкольник. – 2012. №8. – С. 23 – 31.Осипова А. А. Общая психокоррекция / А. А.Осипова. – М.: творческий центр «Сфера», 2010. – 512 с. Сиволапов С. К. Особенности образной сферы у школьников с задержкой психического развития // Дефектология, 1988. № 2. С. 3. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Генезис, 2008. 474 с.Лебединская К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. М.: Просвещение, 2005. 191 с. Кондратьева С. Ю. Если у ребёнка задержка психического развития… СПб.: «Детство-пресс», 2011. 64 с. Кобык И. В семье «особый» ребёнок: особенности развития и воспитания // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. № 7. С. 83-87. Лебедева О. Проблема формирования психологического здоровья детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №1. С. 21- 26. Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии: методическое пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка / Н.А. Менчинская. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 512 с.Моисеева Л. Г. Организационно-педагогические средства комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями: дис. канд. … пед. наук. – Самара, 2004. – 167 с.Салихова Н. В. Психологические аспекты социальной адаптации детей с ЗПР в условиях интегрированной группы дошкольников: дис. канд. … психол. наук. – Самара, 2003. – 194 с.Самоукина Н. В. Игры, в которые играют. Психологический практикум / Н. В. Самоукина. – Феникс, 2009. – 128 с.Смирнов А. Б. Особенности развития целенаправленного восприятия у первоклассников с ЗПР как важнейшего условия их успешной адаптации к школе: дис. канд. … психол. наук. – Нижний Новгород, 2006. – 205 с.Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М.: Просвещение, 2008.Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: психолого-педагогические аспекты. – М.: Изд-во Социально-технологического института, 2000. – 498 с.Соколова Е. В. Психология детей с задержкой психического развития. М.: ТЦ «Сфера», 2009. 320 с. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2005. 180 с. 71 Стребелева Е. А. Психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2009. 164 с. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. – М.: Академия, 2010. – 208 с.Шамарина Е. В. обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. 80 с. Шувалов А. В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья / А. В. Шувалов // Вопр. психол. - 2010. - № 6. - С. 66-79Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-еизд., стер. М.:Издательскийцентр «Академия», 2007. 384 с. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб., 2011.- 426 Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Как помочь детям с недостатками речевого развития: Пособие для учителя - 2 изд., испр, и доп. - М.: АРКТИ, 2002. - 131с.Allman B. L. The importance of teacher restraint // Journal of Teacher Education, 2015. Vol. 1-15. P. 51-66. Feldman D. E. Association of Sensory Processing and Eating Problems in Children with Autism Spectrum Disorders // International Journal of Education and Research, 2017. Vol. 4, № 2. P. 33-37. Meredith M. A. The importance of meaningful readings // Journal of Educational Psychology, 2012. Vol. 104, № 4. P. 123-128. Neville H. Sensory Deprivation and Brain Plasticity // International Journal of Education and Research, 2013. Vol. 1, № 10. P. 24-32. Sasson B. Sensory Response Patterns in Nonverbal Children with ASD // International Journal of Academic Research in Social Sciences, 2014. Vol. 4, № 1. P. 253-267. 72 ПриложениеАСписокдетейэкспериментПриложениеПриложение 1Модель коррекционно-образовательного процесса по развитию у детей с задержкой психического развития зрительно-моторных функцийТаблица А.1 – Модель коррекционно-образовательного процесса в группе для детей с задержкой психического развитияКомпоненты моделиЧасти коррекционно-образовательного процессаСовместнаядеятельность педагогов(учителя-дефектолога, педагога- психолога,воспитателей) и детей врежимныемоментыСамостоятельная деятельность детейВзаимодействие с родителямиЦелевой компонентЗадачи.Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцеврук, двигательные умения и навыки в манипуляциях сразличнымипредметами.Формировать умение производить точные движения кистью и пальцами рук, развивать способность координировать работу руксо зрительным и слуховымвосприятием.Развивать навыки прослеживания глазами действияруки.Развивать умения удерживать в поле зрения зрительный стимулпри выполнении зрительнойзадачи.Закреплять умения пользоваться карандашом.Формировать умение проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, пообразцу.Развивать умение соединять точки прямой, косой, изогнутойлиниями.Развивать умение выбирать рациональный способ действияпри выполнении графическихзаданий.Содержатель ный компонентУтроТемы:«Обведи двумяруками»,«Ловкие ручки» (кинезеологическая доска)«Рисуем дорожки» (рисуем на манке, песке и т. д.);«Обойдипрепятствие» (рисование маркером на доске различных линий обходя препятствия)Упражнение «Найди место» (умныедорожки)«Посади рыбку в аквариум»«Рисование веревочкой»Актуальная среда1.Кинезеологическая доскамагнитно- маркерная доска с установленными препятствиями из магнитов,фигурныелинейкикинезеологические полотна.Поднос с различными крупами,песок.Шнуровки3. Карты-схемы (лабиринты)Темы«Постройка снежныхлабиринтов»«Лабиринты – в чем ихпольза»,«Зрительно- моторное развитие детей»«Работаем с лабиринтами правильно»Продолжение Приложения Продолжение таблицы 15. Лабиринт-тренажер«В поисках клада»,«Прокати бусинку»«Пройди лабиринт»6. «Помоги детенышам4. Лабиринтыпопасть домой». «НайдиВоскобовичапуть через лабиринт»,- д/и «Умные«Найди верный путь кдорожки»цели» (лабиринт)- кубики «СложиПрогулка:лабиринт»1. «Снежные лабиринты»,-лабиринты«В поисках клада»различной2. «Нарисуй так же»сложности(мелки, палочки)-д/и «Геометрик»3. «Доведи до цели»;- мозаика;«Найди выход».- конструкторВечер:Тема:1. «Проложи дорожку»(рисуем на манке, пескепальчиками; выкладываемкрупой); «Длинный -короткий» (на картинке слабиринтами пальчикомобводим сначала вседлинные дорожки, а потомвсе короткие).2. «Украшаем елку кпразднику», «Собериизображение» (шнуровки).3. «Игры-ходилки»,«Повтори за мной»,«Придумай лабиринт»(Геометрик).4. «Построй лабиринт» 5.«Выложи дорожки»(разной формы и размера).6. «Дорисуй по образцу»(лабиринт).ТехнологичесФормы организацииСпособыФормы и способыкийМетоды и приемывзаимодействия свзаимодействия(процессуальУтро:материалами и1.Участие родителейный)1. Игровые упражнения.атрибутамив организации РППСкомпонент2. Развивающие игры.Методы и приемыдля двигательной3. Настольные игры.1. Рисованиеактивности детей в4. Логические задания.2. Художественноезимний период на5. Задания на выполнениетворчествоучастке.движений с мелкими3. Подвижная игра2. Консультации.предметами (мозаика,4. Настольные,3. Памятка.конструктор, крупы,развивающие игрыПродолжение Приложения 1 Продолжение таблицы А.1мелкие игрушки, бусины). 6.Рисование(лабиринты). ПрогулкаПодвижныеигры;Рисование (на земле, на снегу,асфальте)Эстафеты.Вечер:Игровыеупражнения;Развивающиеигры;Настольныеигры;Конструированиеиз:строительногоматериала;конструкторов;Задания на выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор,крупы,мелкие игрушки, бусины);Рисование(лабиринты)Результатив ный компонентразвитие зрительно-моторнойкоординации,моторная умелость рук, графомоторныенавыки,устойчивостьвнимания,точностьвосприятия,умения выслушивать до конца содержаниеинструкции,заинтересованность в качественном результате своейработы,основы волевойрегуляции
1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 2002. 321 с.
2. Андрущенко Т. Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей 6 – 10 лет: учеб. пособие / Т. Ю. Андрущенко, Н. В. Карабекова. – М.: Академия, 2010. – 96 с.
3. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики / А. С. Белкин. – М.: Академия, 2000. – 192 с.
4. Богомягкова О.Н. Психолого-педагогическая коррекция общения старших дошкольников с задержкой психического развития в связи с особенностями их интегральной индивидуальности: дис. канд. … пед. наук. – Екатеринбург, 2006. – 249 с.
5. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 64 с.
6. Варламова О. И. Диагностика ориентировочно-исследовательских действий детей младшего дошкольного возраста с нормальным и задержанным развитием // Специальная психология. № 1(3), 2005. С. 69-74.
7. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 2001. 143 с.
8. Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 154 с.
9. Власова Т. А., Лубовской Н. А., Цыпина Н. А. Дети с задержкой психического развития. М.: Просвещение, 2000. 256 с.
10. Волковская, Т. Н. Генезис проблемы изучения задержки психического развития у детей Текст. / Т. Н. Волковская // Коррекционная педагогика. -2003.-№2-С. 5-16
11. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ. 200. 672 с.
12. Дудко О. Б. Совершенствование профессиональной компетентности учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями дошкольников с задержкой психического развития: дис. канд. … пед. наук. – М., 2009. – 218 с.
13. Добровольская Т. А. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И. Ю.Левченко, С. Д. Забрамной. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 320 с.
14. Захарова Ю. А. Тетрадь для штриховки (5-6 лет). СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. 24 с.
15. Злоказова М.В. Задержка психического развития (клинико-психологические, сравнительно-возрастные и реабилитационные аспекты): дис. д-ра … пед. наук. – СПб, 2004. – 316 с
16. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребёнка: от концепции к практике / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2004. – С. 45 – 48.
17. Кучерова О.Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности / О.Е Кучерова // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2008. №2. – С. 174 – 178.
18. Лубовский В.И. Обучение детей с ЗПР. - М.: Педагогика, 2001. – 256с.
19. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 320 с.
20. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2003. 384 с. 70
21. Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейропсихологические исследования. М.: Издательский центр Академия, 2002. 352 с.
22. Марковская И. Ф. Задержка психического развития / И. Ф. Марковская. – М.: Комплекс-Центр, 2003
23. Майер А. А. Перспективы развития педагогического взаимодействия в дошкольном образовании / А. А. Майер, С.Я. Ромашкина, М. Е. Карпова // Дошкольник. – 2012. №8. – С. 23 – 31.
24. Осипова А. А. Общая психокоррекция / А. А.Осипова. – М.: творческий центр «Сфера», 2010. – 512 с.
25. Сиволапов С. К. Особенности образной сферы у школьников с задержкой психического развития // Дефектология, 1988. № 2. С. 3.
26. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Генезис, 2008. 474 с.
27. Лебединская К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. М.: Просвещение, 2005. 191 с.
28. Кондратьева С. Ю. Если у ребёнка задержка психического развития… СПб.: «Детство-пресс», 2011. 64 с.
29. Кобык И. В семье «особый» ребёнок: особенности развития и воспитания // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. № 7. С. 83-87.
30. Лебедева О. Проблема формирования психологического здоровья детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №1. С. 21- 26.
31. Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии: методическое пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с.
32. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка / Н.А. Менчинская. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 512 с.
33. Моисеева Л. Г. Организационно-педагогические средства комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями: дис. канд. … пед. наук. – Самара, 2004. – 167 с.
34. Салихова Н. В. Психологические аспекты социальной адаптации детей с ЗПР в условиях интегрированной группы дошкольников: дис. канд. … психол. наук. – Самара, 2003. – 194 с.
35. Самоукина Н. В. Игры, в которые играют. Психологический практикум / Н. В. Самоукина. – Феникс, 2009. – 128 с.
36. Смирнов А. Б. Особенности развития целенаправленного восприятия у первоклассников с ЗПР как важнейшего условия их успешной адаптации к школе: дис. канд. … психол. наук. – Нижний Новгород, 2006. – 205 с.
37. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М.: Просвещение, 2008.
38. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: психолого-педагогические аспекты. – М.: Изд-во Социально-технологического института, 2000. – 498 с.
39. Соколова Е. В. Психология детей с задержкой психического развития. М.: ТЦ «Сфера», 2009. 320 с.
40. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2005. 180 с. 71
41. Стребелева Е. А. Психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2009. 164 с.
42. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. – М.: Академия, 2010. – 208 с.
43. Шамарина Е. В. обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. 80 с.
44. Шувалов А. В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья / А. В. Шувалов // Вопр. психол. - 2010. - № 6. - С. 66-79
45. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.
46. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб., 2011.- 426
47. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Как помочь детям с недостатками речевого развития: Пособие для учителя - 2 изд., испр, и доп. - М.: АРКТИ, 2002. - 131с.
48. Allman B. L. The importance of teacher restraint // Journal of Teacher Education, 2015. Vol. 1-15. P. 51-66.
49. Feldman D. E. Association of Sensory Processing and Eating Problems in Children with Autism Spectrum Disorders // International Journal of Education and Research, 2017. Vol. 4, № 2. P. 33-37.
50. Meredith M. A. The importance of meaningful readings // Journal of Educational Psychology, 2012. Vol. 104, № 4. P. 123-128.
51. Neville H. Sensory Deprivation and Brain Plasticity // International Journal of Education and Research, 2013. Vol. 1, № 10. P. 24-32.
52. Sasson B. Sensory Response Patterns in Nonverbal Children with ASD // International Journal of Academic Research in Social Sciences, 2014. Vol. 4, № 1. P. 253-267. 72 Приложение А Список детей эксперимент
Вопрос-ответ:
Какая цель ставится в коррекционно-педагогической работе по развитию зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Целью такой работы является развитие и совершенствование зрительно-моторной координации у детей, что позволит им более эффективно взаимодействовать с окружающим миром, а также успешно осваивать различные умения и навыки.
Какие методы и приемы используются в коррекционно-педагогической работе по развитию зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?
В работе используются разнообразные методы и приемы, такие как зрительные игры, упражнения для развития мелкой моторики, тренировки на координацию движений и ориентировку в пространстве, а также использование специальных педагогических материалов и оборудования.
Каким образом развитие зрительно-моторной координации влияет на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой?
Развитие зрительно-моторной координации способствует развитию нервной системы, координации движений и способности ориентироваться в пространстве. Это влияет на улучшение когнитивных функций, включая внимание, память и мышление, а также на развитие речи и социальных навыков.
С какого возраста рекомендуется начинать коррекционно-педагогическую работу по развитию зрительно-моторной координации?
Рекомендуется начинать такую работу с детей старшего дошкольного возраста (около 5-6 лет), так как в этом периоде происходит интенсивное развитие мозга и формирование моторных навыков.
Как длительность и интенсивность занятий влияют на эффективность коррекционно-педагогической работы по развитию зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с задержкой?
Длительность и интенсивность занятий должны быть оптимальными для каждого ребенка, учитывая его особенности и способности. Регулярные и систематические занятия в течение определенного периода времени способствуют активному развитию зрительно-моторной координации и достижению хороших результатов.
Что такое зрительно-моторная координация?
Зрительно-моторная координация - это способность человека совмещать движения своих рук и глаз в процессе выполнения задач, требующих точности и координации действий.
Какая роль зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста?
Зрительно-моторная координация играет важную роль в психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Она необходима для успешного выполнения различных задач, таких как письмо, чтение, рисование, игры с конструкторами и др. Развитие этой координации у детей с задержкой психического развития требует особого внимания и коррекционно-педагогической работы.
Какие методы используются при коррекционно-педагогической работе по развитию зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?
При коррекционно-педагогической работе по развитию зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития могут использоваться различные методы и приемы, такие как комплексные занятия, игровые упражнения, упражнения на координацию движений глаз и рук, занятия на рисование и лепку, работа с пазлами и конструкторами и другие специально разработанные упражнения и игры.
Каковы основные трудности, с которыми сталкиваются дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития при развитии зрительно-моторной координации?
Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития могут иметь трудности с ориентацией в пространстве, синхронизацией движений глаз и рук, точностью выполнения задач, особенно при выполнении мелких движений и работе с мелкими предметами. Они также могут испытывать трудности с восприятием и анализом визуальной информации.
Что такое зрительно моторная координация?
Зрительно-моторная координация - это способность поддерживать глазо-ручную или глазо-нога координацию, то есть умение контролировать движение глаз при выполнении определенных двигательных задач.
Какие дети нуждаются в коррекционно педагогической работе по развитию зрительно моторной координации?
Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нуждаются в коррекционно педагогической работе по развитию зрительно моторной координации. У них нарушены навыки координации движений, включая контроль глазных движений и соотнесение визуальной информации с движениями рук или ног.