Шамаиль, как особый вид татарского искуства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 26 26 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 22.03.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Шамаиль как феномен мусульманской культуры……………...5
1.1. Происхождение термина………………………………………………5
1.2. Истоки шамаиля в культуре татар…………………………………….8
1.3. Типы шамаилей казанских татар……………………………………..12
1.4. Знаковый язык шамаилей и особенности его восприятия………….14
Глава 2. Технология написания шамаиля как способ самосовершенствования личности………………………………………….19
2.1. Способы и виды самосовершенствования по канонам ислама…...19
2.2. Написание шамаиля как метод формирования духовно-нравственного потенциала……………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованных источников……………………………………….24
Приложение…………………………………………………………………….26
Фрагмент для ознакомления

Именно знание этой сущности и ее свойств является ключом к познанию Аллаха. Человек может получить представление о реальности своего сердца или разума, когда он закрывает глаза и забывает все вокруг, кроме своей личности. Он также видит бесконечность этой индивидуальности.Аллаха можно познать двумя путями: 1. Фитратом, то есть душой, инстинктом;2. Путем исследований и размышлений, то есть разумом.Первый способ основывается на эмоциях, чувствах человека. Для этого не требуются никаких исследований, все происходит в соответствии с инстинктом (фитрат). Второй метод же базируется на разуме и рассудке, которые отличают человека от остальных живых существ. При этом существование Аллаха доказывается посредством наблюдений и логических объяснений.Самым выгодным и преимущественным методом познания Аллаха является второй путь. Потому что, во-первых, разум всегда превыше и надежнее чувств. Во-вторых, человек, пытающийся познать Аллаха исследованиями, мыслит, тем самым, заслуживая благость Аллаха и развивая свои мыслительные способности. И, наконец, в-третьих, преимущество заключается в том, что человек, познавший Аллаха чувствами, не способен убедить другого, так как не может повлиять на его фитрат. Однако человек, нашедший явные доказательства существования Аллаха, может продемонстрировать их другому, призывая и его уверовать.В фитрате (природе, сущности) есть некоторые чувства, которые заложены в нем от рождения, независимо от него. Например, человек всегда предрасположен к исследованиям, всегда стремится познать окружающую среду, находить вопросы по интересующим вопросам. Именно это чувство толкает ученых к научным открытиям. В зависимости от степени мыслительности, социального статуса каждого интересует определенный круг вопросов. Кто-то изучает точные науки, кого-то увлекает гуманитарная сфера, кого-то интересуют модели автомобилей, кто-то любит музыку. Даже ребенок узнает у родителей доселе ему неизвестное. Он разбирает свои игрушки, пытаясь вникнуть в его конструкцию, понять принцип его работы. С возрастом у человека возникают новые вопросы. Самыми главными же из них являются следующие: Как и для чего я был создан? Есть кто-либо, управляющий мною, контролирующий меня? Какова участь умерших, и есть ли жизнь после смерти? На часть этих вопросов можно найти ответы врожденными религиозными чувствами.2.2. Написание шамаиля как метод формирования духовно-нравственного потенциалаСегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в особой поддержке и целостном подходе к его расширению, прежде всего в образовательных учреждениях. Начался новый этап в развитии общества, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций подрастающего поколения. Мы перестали думать о духовном обогащении, мы начали игнорировать моральную сущность наших действий. Такие проявления высокой морали, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и к себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высокоморальной личности, способной творить, а не только потреблять.Система образования не может быть оторвана от воспитания, от формирования нравственности. В связи с этим большое значение в системе образования имеют изучение основ философии и религии, формирование уважения к чувствам верующих, порождаемая религией духовность. Освоение основ религии вносит большой вклад в гуманизацию образования, усвоение усвоенных достижений мировой и национальной культуры, развивает в них компетенции, позволяющие свободно самоопределиться в мировоззренческих позициях, духовных интересах и ценностях.В основе письменной техники Шамаила лежит народная мудрость, духовные, нравственные и высокоморальные основы мировой мусульманской культуры. В связи с этим приобщение людей всех возрастов к этому типу личностного совершенствования решает проблемы полностью развитой личности. Перспективные пути развития могут быть выражены в преподавании художественной каллиграфии в профессиональных художественных учреждениях, в современной системе религиозного образования. В разработке более крупной и содержательной системы руководств и руководств для использования в системе дополнительного образования в учреждениях среднего профессионального образования.Искусство шамаиля представило ислам татарскому народу как этику, регулирующую отношения между людьми, человеком и обществом, человеком и окружающим миром, отношения, основанные на принципах равенства, справедливости, доброты. Поэтому это учение поддержали все слои татарского населения. Основное внимание уделяется религиозно-нравственной стороне воспитания, на их родном языке были написаны специальные книги о морали, в которых излагались правила, касающиеся многих сторон жизни. И под влиянием реформистских идей джадидизма Шамили придумал необычайно разнообразную тему от светских текстов, практических и моральных советов до знаний истории, естествознания, медицины, географии. В Шамаиле получили широкое распространение стихи Г. Тукая и Дердменда, содержание которых перекликалось с духовными устремлениями татарского общества начала ХХ века с характерным для него ростом этнического самосознания. Перспективные пути развития техники шамаиля могут выразиться в преподавании художественной каллиграфии в профессиональных художественных учреждениях, в системе современного религиозного образования. При разработке более широкой и содержательной системы руководств и руководств для использования в системе дополнительного образования, в учреждениях среднего профессионального образования.ЗАКЛЮЧЕНИЕИзменился культурный код, определяющий новуюэпоху – так же, как и религиозное сознание общества. Арабская графика становится понятной узкому кругу специалистов. Сами художники, обратившиеся к искусству каллиграфии, далеко не всегда следуютстрогим религиозным предписаниям. Как следствие, исчезли обширные информационные печатные тексты, суфийские символы, народные «обереги», такие виды каллиграфического искусства как кытта.В современном татарском искусстве происходиточередная трансформация шамаиля, основанного на технике реверсной живописи на стекле с применением фольги, в новый вид искусства,не религиозного по своему содержанию. И пока искусствоведы пытаются придумать специальный термин для этого явления, его приверженцы рассуждают об «исламизации» современного искусства, наделяясакральным значением любые изображения, выполненные в традициях татарского шамаиля. И если сегодня, с одной стороны, подобная «трансформация» служит рекламой национальному искусству, тос другой–размывает границы исламского искусства и сложившейсятерминологии. Попытки современных художников выйти за привычные рамкиисламского искусства диктуются отчасти и изменениями, коснувшимися «традиционного» шамаиля: «самодельные» шрифты народныхумельцев, придающие национальный колорит этим произведениям,сменили безукоризненные в стилевом отношении надписи, выполненные профессиональными каллиграфами. Искренность и примитивизм народного творчества, диктуемые религиозным сознанием общества, уходят в прошлое.Роль шамаилей имеет многофункциональные аспекты: формирование духовно-нравственного воспитания, видение красоты и воплощение в реальность, обучение духовной и физической чистоте, правильный выбор композиции, цвета.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Аль-Мунтахаб. Толкование Священного Корана на русском языке. Казань, 2001. – 638 с.2. Ахунов А. Шамаиль // Восточный свет. М., 2012. № 1. С. 90-94.3. Буркхардт Т.Искусство ислама. Язык и значение / пер. с англ. Н. П. Локман. Таганрог: Ирби, 2009. – 288 с.4. ВласовВ. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб.: Азбука-классика, 2004-2009. – 910 с.5. Гилемшин Ф. Ф. Особенности текстового содержания арабографических шамаилей казанских татар // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №8- 2 (74). – с. 30-32.6. Дульский П. М. Искусство Казанских татар. – М.,1925. – 19 с.7. Закиров С. З. Издания на восточных языках в Казани в пер. пол. Х1Х в. // Народы Азии и Африки. –1961. – №6. –С.110 –118.8. Катанов Н. Ф. Казанско-татарские литографированные издания с именами лиц Ветхого и Нового заветов. – Казань: Типолитография Императорского ун-та, - 1905. – 4 с.9. Коран. Перевод и комментарии И. Ю. Крачковского. – Ростов – н/Д, Феникс, 2001. – 727 с.10. Скачок, В. Е. Духовно-нравственный потенциал традиционных религий как важный элемент гуманитарной безопасности / В. Е. Скачок, Л. Ю. Петровская, Н. В. Семенкова, Р. В. Меньшугин. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 3 (107). – С. 1117-1119.11. Шамсутов Р. И. Слово и образ в татарском шамаиле: от прошлого до настоящего. Казань: Татарское книжное изд-во. – 2003. – 199 с.12. Шамсутов Р. И.Забытые тексты татарских шамаилей // Восточная коллекция. М., 2002. № 4. –с. 34-43.13. Шамсутов Р. И. Божественный свет Слова в искусстве татарского шамаиля. Тезисы Международной конференции «Прометей–2000». – Казань, «Фэн», 2000. – с. 21 – 2414. Штейнберг В. Э. Исламский дидактический шамаиль как детерминант толерантности: для студентов с углубленным изучением истории и культуры ислама / В. Э.Штейнберг, Р. Х.Калимуллин, Н. Н.Манько, Р. Г. Галиев. Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. – 165 с.15. Юсупова Н. М., Юсупов А. Ф.Суфийская символика в татарской поэзии ХIХ века // Филология и культура. Казань, 2014. № 2(36). с. 230-235.16. Ахметшина А. К. Каллиграфическое начало в формировании декоративной системы в татарском изобразительном искусстве // Культура. Духовность. Общество. 2015. №16. – с. 45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kalligraficheskoe-nachalo-v-formirovanii-dekorativnoy-sistemy-v-tatarskom-izobrazitelnom-iskusstve (дата обращения: 18.02.2021).17. Два крыла ислама у татар [электронный ресурс] – URL: https://www.business-gazeta.ru/blog/303136 (дата обращения 15.02.2021).18. Искусство ислама [электронной ресурс] – URL: https://www.sites.google.com/site/ssnmar/project-definition#TOC--1 (дата обращения 15.02.2021).19. Традиционное татарское искусство [электронный ресурс] – URL: https://pravoslavie.ru/38125.html (дата обращения 15.02.2021).20. Татарский шамаиль [электронный ресурс] – URL: http://islam.ru/content/kultura/31105 (дата обращения 15.02.2021). 21. Шамаиль как способ самосовершенствования [электронный ресурс] – URL: https://mypresentation.ru/presentation/napisanie-shamailya-kak-odin-iz-sposobov-samosovershenstvovaniya-cheloveka (дата обращения 16.02.2021). ПРИЛОЖЕНИЕРисунок 1. Печатный шамаильРисунок 2. Шамаиль на стекле с фольгойРисунок 3. Шамаиль вышивка бисером

1. Аль-Мунтахаб. Толкование Священного Корана на русском языке. Казань, 2001. – 638 с.
2. Ахунов А. Шамаиль // Восточный свет. М., 2012. № 1. С. 90-94.
3. Буркхардт Т. Искусство ислама. Язык и значение / пер. с англ. Н. П. Локман. Таганрог: Ирби, 2009. – 288 с.
4. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб.: Азбука-классика, 2004-2009. – 910 с.
5. Гилемшин Ф. Ф. Особенности текстового содержания арабографических шамаилей казанских татар // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №8- 2 (74). – с. 30-32.
6. Дульский П. М. Искусство Казанских татар. – М.,1925. – 19 с.
7. Закиров С. З. Издания на восточных языках в Казани в пер. пол. Х1Х в. // Народы Азии и Африки. –1961. – №6. –С.110 –118.
8. Катанов Н. Ф. Казанско-татарские литографированные издания с именами лиц Ветхого и Нового заветов. – Казань: Типолитография Императорского ун-та, - 1905. – 4 с.
9. Коран. Перевод и комментарии И. Ю. Крачковского. – Ростов – н/Д, Феникс, 2001. – 727 с.
10. Скачок, В. Е. Духовно-нравственный потенциал традиционных религий как важный элемент гуманитарной безопасности / В. Е. Скачок, Л. Ю. Петровская, Н. В. Семенкова, Р. В. Меньшугин. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 3 (107). – С. 1117-1119.
11. Шамсутов Р. И. Слово и образ в татарском шамаиле: от прошлого до настоящего. Казань: Татарское книжное изд-во. – 2003. – 199 с.
12. Шамсутов Р. И. Забытые тексты татарских шамаилей // Восточная коллекция. М., 2002. № 4. – с. 34-43.
13. Шамсутов Р. И. Божественный свет Слова в искусстве татарского шамаиля. Тезисы Международной конференции «Прометей–2000». – Казань, «Фэн», 2000. – с. 21 – 24
14. Штейнберг В. Э. Исламский дидактический шамаиль как детерминант толерантности: для студентов с углубленным изучением истории и культуры ислама / В. Э. Штейнберг, Р. Х. Калимуллин, Н. Н. Манько, Р. Г. Галиев. Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. – 165 с.
15. Юсупова Н. М., Юсупов А. Ф. Суфийская символика в татарской поэзии ХIХ века // Филология и культура. Казань, 2014. № 2(36). с. 230-235.
16. Ахметшина А. К. Каллиграфическое начало в формировании декоративной системы в татарском изобразительном искусстве // Культура. Духовность. Общество. 2015. №16. – с. 45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kalligraficheskoe-nachalo-v-formirovanii-dekorativnoy-sistemy-v-tatarskom-izobrazitelnom-iskusstve (дата обращения: 18.02.2021).
17. Два крыла ислама у татар [электронный ресурс] – URL: https://www.business-gazeta.ru/blog/303136 (дата обращения 15.02.2021).
18. Искусство ислама [электронной ресурс] – URL: https://www.sites.google.com/site/ssnmar/project-definition#TOC--1 (дата обращения 15.02.2021).
19. Традиционное татарское искусство [электронный ресурс] – URL: https://pravoslavie.ru/38125.html (дата обращения 15.02.2021).
20. Татарский шамаиль [электронный ресурс] – URL: http://islam.ru/content/kultura/31105 (дата обращения 15.02.2021).
21. Шамаиль как способ самосовершенствования [электронный ресурс] – URL: https://mypresentation.ru/presentation/napisanie-shamailya-kak-odin-iz-sposobov-samosovershenstvovaniya-cheloveka (дата обращения 16.02.2021).

Вопрос-ответ:

Как происходит написание шамаиля?

Написание шамаиля - это технология самосовершенствования личности через зрительное восприятие определенных знаков и символов. Это сложный процесс, включающий в себя выбор и расположение нужных элементов, а также перенос их на холст. Шамаилей пишут вручную с использованием различных инструментов и материалов.

Какие типы шамаилей существуют у казанских татар?

Существует несколько типов шамаилей у казанских татар. Одни представляют собой изображения поэтов и религиозных деятелей, другие изображают природу и окружающий мир, а некоторые включают в себя знаки и символы, отражающие мировоззрение и духовные ценности татарского народа.

Каким образом шамаили связаны с мусульманской культурой?

Шамаили тесно связаны с мусульманской культурой, так как они отображают духовное развитие и духовные ценности мусульман. Эти произведения искусства служат средством для самосовершенствования и представляют собой визуальное выражение веры и духовности.

Как истоки шамаилей связаны с культурой татар?

Истоки шамаилей прочно связаны с культурой татар. Они являются одним из основных видов искусства татарского народа и служат важной частью его идентичности. Шамаили отражают национальные традиции и обычаи, а также передают историю и культуру татарского народа через визуальные образы и символы.

Каким образом шамаили воспринимаются и понимаются?

Шамаили воспринимаются через знаковый язык, который имеет свои особенности восприятия. Они вызывают эмоциональный отклик и подавляются сознанием зрителя. Понимание шамаилей зависит от культурных, религиозных и исторических знаний человека, а также от его личного опыта и восприятия искусства.

Что такое шамаиль?

Шамаиль - это особый вид татарского искусства, которое является феноменом мусульманской культуры. Оно представляет собой вид поэзии, который создается в форме воспевания черт лица Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Как возник термин "шамаиль"?

Термин "шамаиль" происходит от арабского слова "шамаил", что означает "внешность" или "портрет". В татарском искусстве он применился для обозначения особого вида поэзии, посвященной чертам лица Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Какие типы шамаилей существуют в культуре татар?

В культуре татар существуют различные типы шамаилей. Некоторые из них поэтически представляют внешность Пророка, другие описывают его характеристики и качества. Также есть шамаили, которые посвящены темпераменту Пророка и его привычкам.

Каковы особенности знакового языка шамаилей?

Знаковый язык шамаилей имеет свои особенности восприятия. Он использует метафоры, аллегории и символы для передачи черт лица Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Этот язык позволяет создать образы и отразить духовные и физические качества Пророка, его идеалы и нравственную силу.