Архитектура Нижнего Новгорода 19-20 в

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Музыка
  • 52 52 страницы
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 24.03.2021
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
1.Архитектура Нижнего Новгорода XIX века 3
2. Архитектура Нижнего Новгорода XX века 27
Заключение 54
Литература 56

Фрагмент для ознакомления

Здание Ромодановского вокзала. Начало XX векаВ начале XX века на территории исторического центра Нижнего Новгорода были также построены учебные заведения, вписанные по архитектурной стилистике в основную застройку зданий уже располагающихся на конкретной улице. Примером такого строительства может выступать здание Городского начального училище имени императора Александра II (Александровское училище). Здание было построено в период с 1901 по 1903 годы в честь императора Александра II и в память об освобождении крестьян от крепостной зависимости.Здание проектировалось на основе конкурсных работ. Автор окончательного проекта - архитектор В. М. Лемке.Новое здание предполагалось возвести «при отсутствии излишней роскоши», но с соблюдением требований современной архитектуры и школьной гигиены. Здание должно было стать образцовым учебным заведением «для начальной народной школы».Был объявлен конкурс на проект здания. Отобрав два лучших проекта, комиссия решила, что необходимо переработать их в один. Окончательный вариант разрабатывал В.М. Лемке - один из наиболее опытных нижегородских архитекторов того периода.Закладка здания состоялась 30 августа 1901 года. Молебен был отслужен причтом Трёхсвятительской церкви. Надзор за строительством поначалу вёл автор проекта, а после его отъезда из города - архитектор городской управы Н.М. Вешняков.30 августа 1903 года трёхэтажное здание было освящено. В нижнем этаже разместилась бесплатная библиотека-читальня и громадный рекреационный зал, который предполагалось использовать, как народную аудиторию. Там же был поставлен бюст Царя-Освободителя. В верхних этажах разместилось 8 классов на 320 человек, в полуподвале - служебные помещения. Ещё один бюст императора установили на главном фасаде, снабдив его надписью: «Училище в память 19 февраля 1861 года имени Императора Александра II».Здание кирпичное трёхэтажное П-образное в плане с ризалитом по восточному фасаду. Завершено сложной крышей с шатром. Парадные фасады имеют пышное декоративное убранство: плоские рустованные по первому этажу пилястры по углам; идентичные пилястры между окон; прямоугольные в плане столбики над карнизом по осям пилястр; ризалиты в плоскостях уличных фасадов; фризовый пояс. Стены фасадов завершены карнизом на кронштейнах, дополненным фризом.Фасад, выходящий на площадь Горького, имеет асимметричную композицию, сильно выраженный ризалит с полуциркулярным аттиком. На одной линии с ним имеется восьмигранный шатёр, увенчанный шпилем. Входная группа расположена в плоскости ризалита, имеет обрамление в виде портика, завершённого треугольным фронтоном. Окно третьего этажа ризалита имеет обрамление, две небольшие колонки по бокам. Под окном расположена прямоугольная ниша, декорированная растительным орнаментом. Остальные оконные проёмы имеют прямоугольную форму без обрамлений. Городское начальное училище имени императора Александра II. Современный видВ 1910-х-1920-х годах продолжается возведение зданий уже в новой архитектурной стилистике, актуальной временному периоду. Примером неоклассического направления стиля ретроспективизм в архитектуре является здание дома Сироткина, расположенное на Верхневолжской набережной, и построенное по проекту архитекторов братьев Весниных, будущих советских лидеров авангарда.Здание дома Сироткина является одним из первых архитектурных проектов, и профессиональных поисков архитекторов Весниных. Особняк был главным домом усадьбы купца Дмитрия Васильевича Сироткина. Изначально особняк строился как музейное здание, которое владелец после смерти желал передать в дар Нижнему Новгороду. В настоящее время здание является одним из корпусов Нижегородского государственного художественного музея.Особняк является ярким примером неоклассического направления стиля ретроспективизм. По своим высоким художественным качествам является одним из значительных произведений предреволюционной русской архитектуры. По мнению искусствоведов Селима Хан-Магомедова, Михаила Ильина и доктора архитектуры Ольги Орельской – данное сооружение является одним из лучших произведений русского неоклассицизма.Дом Сироткина. Современный вид В послереволюционный период на территории Нижнего Новгорода строится большое количество домов для рабочих, которые не отличаются архитектурными особенностями, и не являются представителями каких-либо архитектурных стилей. С целью расселения граждан, в данный временной период строится большое количество деревянных бараков, которые сохранились до современного времени, однако не представляют какой-либо художественной и композиционной ценности, а также профессионального и исследовательского интереса. Однако в период с 1920 го по 1930 – годы кроме деревянных безымянных строенийстроятся и первые проекты конструктивистов, а также дома в стиле ар-деко, являющиеся примером жилого строительства и общественных построек. Примером такого типа сооружений является здание Дома культуры Ленина, 1927 года постройки. Архитекторами данного проекта являлись Е.М. Мичурин, С.А. Новиков, А.Н. Полтанов и В.А. Чистов. Строительство данного сооружения было приурочено к десятилетнему юбилею Октябрьской революции. Во дворце работали лекционный и концертный залы, библиотека, кинотеатр на 400 зрителей, а также клубы по интересам. Впоследствии зданию был присвоен статус памятника архитектуры регионального значения.Дом культуры имени Ленина. Современный видВ 1925 годах появляется новый архитектурный стиль - конструктивизм, с которым повсеместно начинают экспериментировать архитекторы. На территории Нижнего Новгорода в данный временной период выстраиваются яркие образцы конструктивизма. Одно из таких зданий - Дом железнодорожников на площади Революции. Данное сооружение было возведено в период с 1929 по 1934 годы.В народе здание получило прозвище «дом-утюг» из-за своей конструктивной формы.Данное сооружение являлось жилищными экспериментом раннего советского периода. Дом строился напротив железнодорожного вокзала, и являлся одним из ярчайших примеров конструктивизма в архитектуре, отличаясь строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.Дом имеет оригинальную закругленную форму, подчеркнутую горизонтальным ленточным остеклением. По задумке архитекторов и проектировщиков данного сооружения, здание должно было напоминать собой локомотив поезда, рассекающего площадь Революции. Первоначальные проекты архитекторов похожи на форму локомотива, по всей видимости, именно такими формами и вдохновлялись архитекторы.Дом выступал главной архитектурной доминантой площади Революции Нижнего Новгорода. Данная площадь долгие годы являлась центром общественно-политической жизни города, пока не построили площадь Ленина.Здание создавалось, как символ новой эпохи. Этот стремительный поезд увозил советских граждан с площади прямиком в светлое будущее, оставляя пережитки прошлого позади.Здание дома железнодорожников. Фото первой половины XX векаЕщё одним выдающимся памятником архитектуры конструктивизма на территории Нижнего Новгорода является дом-коммуна «Культурная революция», сооруженный в период с 1929 по 1932 годы по проекту архитектора В.В. Медведева. Это был первый высотный дом Нижнего Новгорода, оснащенный подъемными механизмами, лифтами современного типа. В архитектурном плане здание представляет собой несколько жилых построек, объединённых переходами на втором и пятом этажах. В доме по проекту располагались помещения для общего пользования, такие как столовая, душевые, общий зал, библиотеки. На этажах располагались общие кухни, которых не было в квартирах.Проект дома коммуны, со множеством общих помещений, не оправдал себя в практическом плане. Жильцы не хотели сталкиваться с другими соседями постоянно в зонах общего пользования, таких как кухня, душевые, столовые, и в других, необходимых для постоянной жизнедеятельности человека помещениях.Дом-коммуна. Современный видДом-коммуна, расположенный на улице Пискунова,явился первым шестиэтажным зданием в городе.В здании, именуемом «Культурной революцией» появились первые лифты в Нижнем Новгороде. После войны дом начал терять свои функции, общественные помещения перешли под управление районной власти, жильцам пришлось самостоятельно оборудовать квартиры кухнями, ванными и стеклить балконы.В 1930 годах в архитектуре Нижнего Новгорода ярко проявляется эклектическое сочетание стиля модерн с первыми формами сталинского неоклассицизма. Такое сочетание стилей можно увидеть на фасаде здания политехнического института, построенного в 1935 году. Фасад здания выполнен в стиле конструктивизма, с выходящим вперёд четырехколонным портиком, украшенным фигурами рабочих, что является ярким примером архитектуры сталинского неоклассицизма. О неоклассицизме здесь также говорят балясины, расположенные на первом плане, перед фасадом здания политехнического института, в композиции балюстрады.Здание политехнического института. Современный видВ послевоенные годы в архитектуре преобладают пышные барочные и эклектические формы, которые ярко выражены в жилых домах сталинского периода, возводимых в основном в период 1945-х -1950-х годов. Однако еще в довоенный период этот стиль постепенно входит в категорию популярных архитектурных стилей. Примером такого строительства может выступать Родина - железнодорожная станция Детской железной дороги имени Максима Горького. Здание станции является памятником архитектуры.Здание представляет собой вытянутый прямоугольник, одна из сторон которого выполнена в форме двухэтажного барабана, как будто бы праздничного торта. Экстерьер здания первого этажа украшен барельефами в виде гербов Советского Союза, а также плодовых культур, пшеницы, фруктов, и так далее. Второй этаж данного сооружения по периметру украшен пилястрами с ионическими капителями. Здание венчается балюстрадой, также расположенной по периметру.На вершине балюстрады расположены фигуры железнодорожников.Здание железнодорожной станции Детской железной дороги имени Максима Горького. Современный видСоветский классицизм в Нижнем Новгороде проявлялся по-разному в творчестве столичных и региональных архитекторов. Если говорить о трансформации стиля ампир в архитектуре Нижнего Новгорода сталинской поры, то можно отметить, что он утратил чистоту стиля XIX века и сохранил свои черты в виде отдельных элементов декора, включенных в эклектический наряд жилых и общественных зданий: в основном, в виде венков, гирлянд и античных вазонов. Примером советского ампира может служить пятиэтажный жилой дом № 2 по ул. Минина (1954 год, архитекторы А.Н. Тюпиков, В.В. Воронков), который занимает угловое положение при выходе радиальной улицы Минина к Нижегородскому кремлю. Здание тактично вписано в окружающий исторический контекст. Оно примыкает к объему бывшего Пароходного общества «Волга» (1916 год), выполненного в неоклассическом стиле начала ХХ века, и поэтому использование на его «срезанном» углу колонн ионического ордера становится вполне уместным. Жилой дом подхватывает и развивает тему ретроспективизма соседнего здания. Крылья жилого дома практически лишены декоративного убранства, и весь акцент делается на узкий угловой фасад. Парапет украшают античные вазоны и венки Славы. Пятиэтажный жилой дом № 2 по ул. Минина. Современный вид Прекрасное знание классических стилей было характерно для нижегородского архитектора А.Н. Тюпикова, получившего образование в Академии художеств в Петербурге. Архитектурно-художественный облик фасадов, выполненный в интерпретациях на тему классики (эпохи Возрождения или русского классицизма) легко входил в диалог с существующей, в основном эклектичной или классицистической исторической средой города.В период 1960 – 1970–х годов в архитектуру Нижнего Новгорода приходит стиль модернизм, следующий за растиражированными и типовыми«хрущевками», распространёнными 1950-1960 годах, и встречающимися повсеместно. Стиль модернизм в архитектуре Нижнего Новгорода получил свой собственный облик и характер. Примером такого типа сооружений может выступать здание автоматической телефонной станции, возведенное в 1971 году. Здание такого типа интересны своими необычными формами, примененными в конструкции и архитектуре. Например, здание автоматической телефонной станции, возведенное в 1971 году, напоминает космический корабль с закрытыми створками окон и функциональными экстерьерными украшениями квадратной и прямоугольной форм.Здание автоматической телефонной станции, современный видВо второй половине XX века в архитектуре Нижнего Новгорода, как и в архитектуре других российских городов, наступает этап строительства архитектуры по одному проекту. Утверждённый проект применяют на несколько десятках зданий, как общественного, так и жилого назначения. Поэтому полностью утрачивается уникальность архитектурных решений, а здания, выстроенные по индивидуальному проекту архитекторов, становятся единичными проектами в ряду массовых застроек. Это связано, прежде всего,с удорожанием возможности утверждения авторских проектов, а также невозможности обратиться в каждом ряде случаев к именитому и известному архитектору.Однако в архитектуре 1980-х годов Нижнего Новгорода можно увидеть несколько нетиповых проектов, которые могут быть удостоены отдельного внимания. Например, это здание гостиницы Октябрьской. Здание построено по проекту архитектора Александра Харитонова.Гостиница «Октябрьская» является ярким представителем стиля постмодернизм в архитектуре. Её архитектурный образ строится на пересечении классицизирующего постмодернизма и позднебрежневского украшенного модернизма. Элементы направления также проявляются в расположении аттиков (декоративных стенок) не над эркерами (частями здания, выходящими из плоскости фасада), а над простенками между ними.В поздние 80-е в СССР были популярны постройки в стиле постмодернизма. Архитекторы хотели гармонизировать архитектуру в соответствии с окружающей и естественной средой. Внешний аскетизм, свойственный модернизму, отринули. Во внешней отделке построек постмодернисты стремились к симметрии и пропорциональности, к выразительной образности строений. Постмодернизм строился для людей. Он подчёркивал индивидуальность, а не коллективность.Гостиница Октябрьская. Современный видВпериод 1980-1990–х годов в архитектуре Нижнего Новгорода также можно разглядеть новые интересные постройки общественных сооружений.Это здания банк Гарантия и здание налоговой инспекции на улице Фрунзе.По стилю два этих сооружения можно отнести к смешанной стилистике преобладания неорусского стиля в архитектуре и его сочетания с советским конструктивизмом, а также авторским взглядом архитектора.В 1991 году Государственный проектный институт, который проектировал «народные стройки» и все жилые дома, перестал быть обязательным местом работы для архитектора: появилось право открыть частную мастерскую. Тогда в Нижнем Новгороде ведущее место архитектора занимал Александр Харитонов. Его заслуга заключается в том, что он создал профессию главного архитектора города. Из должности она превратилась в работу личности, которая согласовывает интересы разных городских сил.Здание банка Гарантия. Современный видЗдание налоговой инспекции на улице Фрунзе. Современный видС 1999 года начинается «смутное время», без главного архитектора. Стилистически архитектура превратилась в настоящий постмодернизм, то есть коктейль из любых эпох и идей, новаций и реноваций. Обозначилось несколько тенденций в современной архитектуре. Первая - строить «под старину», ориентируясь на контекст, сильно не сомасштабный современному и не похожий на современное. Вторая - это снова модернизм, минимализм, незаметность архитектуры, новая «коробочность». И третья - это всевозможность.ЗаключениеВ данной работе была проанализирована история двухвекового развития архитектуры в городе Нижний Новгород. В процессе анализа научных трудов отечественных исследователей были выявлены основополагающие стили архитектуры XIX и XX века, преобладающие в городской застройке. Проведённый анализ, отбор иллюстративных и информационных источников, помогли выделить особенности строительства и возведения архитектуры в исследуемый период. XIX век, прежде всего, ознаменован переходом от деревянного к каменному строительству. Появляется тип усадебных строений, которые возводятся как жилые или доходные дома. Дома не имеют типовых конструкций, и в основном возводятся по индивидуальному проекту архитектора.Строительством домов распоряжаются императоры, представители княжеского рода, богатые купцы, которые возводят дома для своего собственного и личного использования. Появляются также и общественные сооружения, как основополагающие доминанты исторического центра города. Повсеместно возводятся церкви, которые отражают ведущие архитектурные направления определенного временного периода. Основным стилем в архитектуре XIX века выступает классицизм. В конце XIX века среди наиболее популярных стилей в архитектуре также распространяется историзм и эклектика. В конце XIX начале XX века широко распространяется неорусский стиль, который соединяет в себе черты классицизма и историзма. В этот период свой окончательный облик в камне приобретают общественные сооружения Нижнего Новгорода, которые и сегодня являются доминантой исторического центра. В начале XX века в архитектуре Нижнего Новгорода широко распространяются стили модерн, неоклассицизм, историзм, ретроспективизм, которые широко отражены в архитектуре усадебных построек, а также общественных сооружений. После революции здания начинают строиться по типовому проекту, и в основном не имеют индивидуальных архитекторов. Широко распространяется стиль конструктивизм, а также советский неоклассицизм, в стиле которых выстраивается большинство проектируемых зданий.В последней трети XX века в архитектуре Нижнего Новгорода широко распространены стили модернизм и постмодернизм, отражающие, прежде всего, функциональность постройки. Здания в этом стиле похожи на космические корабли. С 1980 годов и по настоящее время архитектура утрачивает своё ведущее стилевое направление, и с этого момента архитекторы вольны проектировать и утверждать те проекты, которые посчитают интересными, удобными и функциональными. ЛитератураМареева, Е.Е. Формирование деревянной застройки Нижнего Новгорода XIX в. (историко-градостроительный аспект) /Е.Е. Мареева // Приволжский научный журнал. – 2012. – №1. – С. 106 – 111.Мареева, Е.Е. Архитектурные особенности деревянных жилых домов Нижнего Новгорода рубежа ХIХ – ХХ вв. в аспекте региональных традиций Нижегородского Поволжья / Е.Е. Мареева // Приволжский научный журнал. – 2013. – №3. – С. 75 – 79.Мареева, Е.Е. Стиль модерн в архитектуре деревянных жилых домов Нижнего Новгорода начала ХХ в. / Е.Е. Мареева// Приволжский научный журнал. – 2014. – №1. – С. 119 – 123. Орельская, О. В. Архитектура эпохи модерна в Нижнем Новгороде / О. В. Орельская. Н. Новгород: Бегемот, 2000. - 160 с.Седов, А. В. Как управлялась Нижегородская губерния до революции / А. В. Седов // Нижегородский край в истории Российской государственности. Информационный бюллетень № 3. С. 76-78Филатов Н. Ф. Нижний Новгород: Архитектура XIV — начала XX в / Отв. ред. Г. В. Гундарин. — Нижний Новгород: РИЦ «Нижегородские новости», 1994. — 256 с.Филатов, Н. Ф. Нижегородская ярмарка и ее строители / Н. Ф. Филатов // Одиссей. Научно-исторический сборник. Н. Новгород: Волго-вятское книжное издательство, 1994. - Выпуск 1. - С. 318-328.Янковская Ю.С. Семиотика в архитектуре – диалог во взаимодействии: Место семиотических исследований в современной теории архитектуры. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2003.- 125с.: 73 ил.

1. Мареева, Е.Е. Формирование деревянной застройки Нижнего Новгорода XIX в. (историко-градостроительный аспект) /Е.Е. Мареева // Приволжский научный журнал. – 2012. – №1. – С. 106 – 111.
2. Мареева, Е.Е. Архитектурные особенности деревянных жилых домов Нижнего Новгорода рубежа ХIХ – ХХ вв. в аспекте региональных традиций Нижегородского Поволжья / Е.Е. Мареева // Приволжский научный журнал. – 2013. – №3. – С. 75 – 79.
3. Мареева, Е.Е. Стиль модерн в архитектуре деревянных жилых домов Нижнего Новгорода начала ХХ в. / Е.Е. Мареева// Приволжский научный журнал. – 2014. – №1. – С. 119 – 123.
4. Орельская, О. В. Архитектура эпохи модерна в Нижнем Новгороде / О. В. Орельская. Н. Новгород: Бегемот, 2000. - 160 с.
5. Седов, А. В. Как управлялась Нижегородская губерния до революции / А. В. Седов // Нижегородский край в истории Российской государственности. Информационный бюллетень № 3. С. 76-78
6. Филатов Н. Ф. Нижний Новгород: Архитектура XIV — начала XX в / Отв. ред. Г. В. Гундарин. — Нижний Новгород: РИЦ «Нижегородские новости», 1994. — 256 с.
7. Филатов, Н. Ф. Нижегородская ярмарка и ее строители / Н. Ф. Филатов // Одиссей. Научно-исторический сборник. Н. Новгород: Волго-вятское книжное издательство, 1994. - Выпуск 1. - С. 318-328.
8. Янковская Ю.С. Семиотика в архитектуре – диалог во взаимодействии: Место семиотических исследований в современной теории архитектуры. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2003.- 125с.: 73 ил.

Вопрос-ответ:

Какие архитектурные объекты были построены в Нижнем Новгороде в XIX веке?

В XIX веке в Нижнем Новгороде были построены такие архитектурные объекты, как Дворцовая застава, Кремль, Главная почтамтская площадь, Благовещенская церковь, Затонский монастырь и множество других зданий в различных архитектурных стилях.

Какие значимые постройки были возведены в Нижнем Новгороде в XX веке?

В XX веке в Нижнем Новгороде были построены такие значимые здания, как Дом правительства, Дом мебели, Спасская башня, Железнодорожный вокзал и многие другие. Новые архитектурные решения и стили стали преобладать в строительстве.

Какие учебные заведения были построены в Нижнем Новгороде в начале XX века?

В начале XX века на территории исторического центра Нижнего Новгорода были построены учебные заведения, которые были архитектурно вписаны в уже существующую застройку на конкретных улицах. Примером такого строительства может быть здание Городского начального училища имени императора Александра II.

Какие объекты архитектуры можно найти на территории исторического центра Нижнего Новгорода?

На территории исторического центра Нижнего Новгорода можно найти множество объектов архитектуры. К ним относятся Кремль, Благовещенская церковь, Затонский монастырь, Дом правительства, Спасская башня и многие другие сооружения разных стилей и эпох.

Какие книги посоветуете для изучения архитектуры Нижнего Новгорода?

Для изучения архитектуры Нижнего Новгорода рекомендуется обратить внимание на следующие книги: "Архитектурные памятники Нижнего Новгорода" М. Е. Билялова, "История архитектуры Нижнего Новгорода" Н.П. Майданович, "Архитектурный атлас Нижнего Новгорода" В.И. Морозова и другие.

Какая архитектура была характерна для Нижнего Новгорода в XIX веке?

В XIX веке в Нижнем Новгороде преобладала классическая архитектура, сочетающая элементы русского барокко и классицизма. Многие здания были построены из кирпича и декорированы камнем. При этом были сохранились исторические улицы и купеческие особняки, создавая уникальную атмосферу города.

Какие здания были построены в Нижнем Новгороде в XX веке?

В XX веке в Нижнем Новгороде были построены различные здания, включая жилые дома, общественные и культурные сооружения. Стилистика архитектуры варьировалась от конструктивизма и сталинского неоклассицизма до современного и постмодернизма. Примером такого строительства может быть здание Ромодановского вокзала, построенное в начале XX века и сохранившееся до сегодняшнего дня.

Какие архитектурные особенности присутствуют в здании Ромодановского вокзала?

Здание Ромодановского вокзала, построенное в начале XX века, отличается своей архитектурной стилистикой. Оно сочетает элементы неоренессанса и модерна. Здание имеет кирпичную кладку, а его фасад украшен богатой декоративной резьбой из камня. Вокзал является хорошим примером сохранения архитектурного наследия и его интеграции в современный городской пейзаж.