Концепт и слово
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 24.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Понятие концепта 5
2.Проблема соотношения концепта и слова. Концепт и языковая картина мира 13
Заключение 17
Список литературы 18
В этом и заключается этническое обоснование картины мира.Концепты являются общепринятыми условными единицами при изучении языка, человеческого сознания и культуры, для которых характерно присутствие этнической окрашенности. Обыкновенно под культурным концептом понимают: «сгусток культуры в сознании человека: то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека, а, с другой стороны, то, посредством чего сам человек входит в культуру». Взаимосвязь культуры и языка обеспечивает человек, те процессы, которые происходят в его мышлении, превращаясь в сознание, сформированную «картину мира». Выражение которой происходит через вербальные средства – речь, язык. В концепте находят отражение общепринятый народный опыт, а также индивидуальный, авторский опыт конкретных ситуаций. Индивидуализированный концепт тем не менее рассматривается в контексте общего, так как индивидуум, его сознание сформировано под влиянием общественно-значимых ценностей. Выбор каждого представителя этнической группы в какой-либо ситуации будет основан на типичных для данного этноса поведенческих моментах в ситуации, хотя возможно и отличие в выборе по причине нестандартности ситуации, не типичности.Выделяется такое понятие как национальнаяконцептосфера, в рамках которого функционируют все концепты, сформировавшиеся в культуре народа. Обыкновенно концепт становится маркером национальности при репрезентации культурного концепта через употребление общепринятых лингвокультурным сообществом лексических единиц. Концепт является единицей когнитивного уровня, а следовательно в конкретном слове проявляется лишь только его часть. Это не слово, это целое культурное понятие, включающее представление «картины мира» человека.Если рассматривать лингвистическое понимание понятия ЯКМ, то здесь следует заметить, что вопросы научного определения понятия, определения его номинативного поля носят дискуссионный характер. Так, согласно мнению автора учебного пособия «Введение в лингвистику» А. Я. Шайкевича, в термине «языковая картина мира» в целом отсутствует необходимость, он полагает, что более целесообразно использовать термин «семантическая система» .Также Г.В. Колшанский полагает, что понятие ЯКМ является некорректным, он считает, что язык «не создает какой-либо картины мира».Исследовать ЯКМ невозможно без того, чтобы были изучены составляющие её части – национальные языки многочисленных народов планеты, которые образуют собственные национальные языковые картины мира (НЯКМ). Особый научный интерес вызывает изучение тех языков, которые являются неродственными, в частности, арабского и русского, которые представляют различные типологические системы. В процессе их исследования выявляются большие глоттогонические различия, что входит в задачи этого исследования.Каждый национальный язык обладает упорядоченной системой лексических единиц, которая является отражением предметов и явлений окружающей действительности. В каждом национальном языке представлено собственное видение материального мира, материальный мир представляет собой среду жизни, она отражает деятельность народа, присущие ему языковые средства. В этом аспекте семантика каждой языковой единицы отличается национально-своеобразным характером.Заключение1.Концептуальная картина мира и языковая картина мира являются взаимосвязанными понятиями. Через те изменения, которые происходят в концептуальной картине, меняется также и языковая картина мира. 2.Понимание концептуальной картины мира наделено собственной спецификой для каждой культуры. В качестве концепта выступают только те явления, которые являются актуальными, ценными для конкретной культуры, соответственно, они наделены большим количеством языковых единиц, таких, как пословицы и поговорки, поэтические и прозаические тексты. Проявление концептуальных признаков осуществляется посредством семантики языковых единиц.3.Концепт является продуктом мысли человека, который репрезентован посредством языкового выражения данной мысли, являясь отражением внеязыкового знания. 4.Совокупность представлений о мире, представленных в значении разных слов и выражений одного языка складывается в единую систему взглядов и представлений, принимаемых носителями данного языка.Таким образом, согласно вышесказанному, слово и концепт не могут отождествляться. Тогда как существует взаимосвязь концепта и языковой картины мира. Формирование концептуальной картины мира происходит путем соединения множества ментальных образований – концептов. Она более динамична в развитии, чем языковая картина мира, так как включает любые изменения в окружающей действительности. Список литературыАбдуллина М.У. Определение термина «концепт» в современной лингвистической науке. – Режим доступа: https://articlekz.com/article/12276Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология // Под ред В.П. Нерознака. М., Academia, 1997. - С. 267-279.Балмагамбетова, Ж. Т. Понятие концепта в лингвокогнитологии и лингвокультурологии / Ж. Т. Балмагамбетова, А. А. Нургалиева. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 83-87. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/177/9592/Вежбицкая, А. Семантические универсалии и «примитивное мышление». Язык. Культура. Познание. – М.: Pусские словари, 1996. – 325с.Вержбицкая М.А. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования. Волгоград, 2007Горюнова Т.А. Онтология и понимание языка: дисс. канд. филос. наук. – Киров, 2008Гунина Л.А. Этноспецифические концепты как отражение национального характера. https://cyberleninka.ru/article/n/etnospetsificheskie-kontsepty-kak-otrazhenie-natsionalnogo-harakteraКарасик В. И., Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сборник научных трудов. Воронеж, 2001. С. 76–77. Корнилов С.И. Языковой круг: личность, концепт, дискурс. М., 2004.Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие. Минск.: ТетраСистемс, 2004.Реформатский А.А. Введение в языкознание. – Москва: Аспект Пресс, 2007. – 536 с.Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., Языки русской культуры, 1997. — 824 с.Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М., Наука, 2007.Стернин И.А. Значение и концепт: сходства и различия / И.А. Стернин // Общение. Языковое сознание. Межкультурная коммуникация: Сб. статей. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2005. - С. 134-137.Урысон Е.В. Проблемы исследования языковой картины мира в семантике /Рос.академия наук. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – 224 с.Хомякова Е.Г., Петухова Т.И. Лингвокультурология: Истоки и проблемы: Учеб. Пособие / отв. ред. О.В. Емельянова. – СПБ.: СПБГУ. РИО. Филологический факультет, 2018 – 132 с. СМ.:
2. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология // Под ред В.П. Нерознака. М., Academia, 1997. - С. 267-279.
3. Балмагамбетова, Ж. Т. Понятие концепта в лингвокогнитологии и лингвокультурологии / Ж. Т. Балмагамбетова, А. А. Нургалиева. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 83-87. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/177/9592/
4. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и «примитивное мышление». Язык. Культура. Познание. – М.: Pусские словари, 1996. – 325с.
5. Вержбицкая М.А. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования. Волгоград, 2007
6. Горюнова Т.А. Онтология и понимание языка: дисс. канд. филос. наук. – Киров, 2008
7. Гунина Л.А. Этноспецифические концепты как отражение национального характера. https://cyberleninka.ru/article/n/etnospetsificheskie-kontsepty-kak-otrazhenie-natsionalnogo-haraktera
8. Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сборник научных трудов. Воронеж, 2001. С. 76–77.
9. Корнилов С.И. Языковой круг: личность, концепт, дискурс. М., 2004.
10. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие. Минск.: ТетраСистемс, 2004.
11. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – Москва: Аспект Пресс, 2007. – 536 с.
12. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., Языки русской культуры, 1997. — 824 с.
13. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М., Наука, 2007.
14. Стернин И.А. Значение и концепт: сходства и различия / И.А. Стернин // Общение. Языковое сознание. Межкультурная коммуникация: Сб. статей. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2005. - С. 134-137.
15. Урысон Е.В. Проблемы исследования языковой картины мира в семантике /Рос. академия наук. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – 224 с.
16. Хомякова Е.Г., Петухова Т.И. Лингвокультурология: Истоки и проблемы: Учеб. Пособие / отв. ред. О.В. Емельянова. – СПБ.: СПБГУ. РИО. Филологический факультет, 2018 – 132 с.
Вопрос-ответ:
Что такое концепт?
Концепт - это общепринятая условная единица при изучении языка, человеческого сознания и культуры. Он представляет собой сгусток культуры в сознании человека и определяет его ментальный мир.
Как связаны концепт и слово?
Проблема соотношения концепта и слова заключается в том, что концепт является более широким понятием, чем слово. Слово может передать только одну сторону концепта, в то время как концепт содержит более общую и комплексную информацию.
Что такое языковая картина мира?
Языковая картина мира - это образ, представление о мире, которое формируется в сознании человека через язык. Концепты играют важную роль в формировании языковой картины мира, так как они определяют наше восприятие окружающей действительности и нашу способность выразить свои мысли и представления на языке.
Что означает этническое обоснование картины мира?
Этническое обоснование картины мира означает, что восприятие мира и языковые концепты могут различаться в зависимости от культурной принадлежности человека. Концепты могут иметь этническую окрашенность и отражать особенности культуры, традиции и менталитета определенной этнической группы.
Зачем изучать концепты в сознании человека?
Изучение концептов в сознании человека позволяет понять культурные особенности и специфику мышления определенной этнической группы. Это помогает расширить кругозор, улучшить межкультурное взаимодействие и осознать различия в языковых представлениях о мире.
Что такое концепт?
Концепт - это общепринятая условная единица при изучении языка, человеческого сознания и культуры. Это сгусток культуры, который присутствует в сознании человека и определяет его восприятие мира.
Как можно описать соотношение концепта и слова?
Соотношение концепта и слова является проблемой. Концепт является более широким понятием, чем слово, так как он включает в себя сгусток культуры и представление о мире. Слово же выполняет функцию выражения концепта в языковой форме.
Как концепт связан с языковой картиной мира?
Концепты являются составляющими элементами языковой картины мира. Они определяют представление человека о мире и помогают ему воспринимать и интерпретировать реальность в соответствии с данными культуры.
Что значит этническое обоснование картины мира?
Этническое обоснование картины мира означает, что концепты имеют этническую окрашенность. Они отражают особенности и ценности определенной этнической группы, и именно через них передается и сохраняется культурное наследие этой группы.
Как концепты связаны с культурой и ментальным миром человека?
Концепты являются частью культуры и ментального мира человека. Они выражают культурные ценности, представления о мире и образ жизни определенной этнической группы. Концепты помогают формировать и передавать культурные традиции и нормы.