Функциональные и дисфункциональные эмоциональные состояния

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 32 32 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 26.03.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект функциональных и дисфункциональных эмоциональные состояния 5
1.1 Теоретический аспект и характеристика понятий 5
1.2 Причины возникновения функциональных и дисфункциональных эмоциональных состояний 10
Глава 2. Практический аспект функциональных и дисфункциональных эмоциональные состояния 17
2.1 Методы диагностики рассматриваемых состояний 17
2.2 Методы работы и коррекции рассматриваемых состояний 23
Заключение 28
Список используемой литературы 29
Приложение 31

Фрагмент для ознакомления

Подобный показатель нарисованной небольшой фигуры может свидетельствовать о депрессивных реакциях в ситуации стресса, что соотносится с диагностированным аффективным расстройством у данной выборки. 75 % испытуемых группы сравнения изобразили фигуру человека под дождем среднего размера, у 60,7 % исследуемых изображение занимает центральную часть листа. Содержательные характеристики рисунка основной группы представлены особенностями восприятия стрессовых условий – как отрицание поддержки со стороны референтных фигур в трудной ситуации, а именно показатель отсутствие зонта (42,8 % обследуемых). Дефект в перцепции автономии, независимости, недостаточность энергетического ресурса и ощущения поддержки, возможности самостоятельно справиться с трудной ситуацией наблюдается у 32 % респондентов (отсутствие каких-либо средств защиты от дождя). Характерное для 32 % респондентов изображение полиморфных, не имеющих вторичных половых признаков фигур с нарисованными в простой манере, схожими с детскими, может свидетельствовать об инфантильном социальном поведении, тенденции к эмоционально-когнитивному регрессу в ситуациях стресса. Также в содержательных характеристиках рисунков выявлено стремление к самозащите, отрешению от мира – изображение фигуры в профиль или спиной (39,2 % обследуемых). 2.2 Методы работы и коррекции рассматриваемых состоянийСреди принципов организации и реализации коррекционной деятельности выделяют единство диагностики и коррекции девиантного поведения; прагматический подход к психолого – педагогическому влияния; профессионализм; сочувствие; нормативность развития и системность развития коррекционной деятельности. [9, c.43]Показаниями к применению коррекционной деятельности девиантного поведения могут быть: проявление агрессии; повышенная раздражительность; аутизм; апатия, в частности, социальная; повышенная возбудимость и эмоциональность. Целью коррекционной деятельности является социальная адаптация девиантной личности. Задачи коррекционной деятельности девиантного поведения являются: развитие социальной активности, побуждение интересов к себе и к окружающим людям; обучение самоконтролю, сотрудничеству, проявлению инициативы; развитие уважения к членам общества; возврат и приобретение социального статуса; развитию интереса к творчеству; оптимизация положительного опыта. Основными способами коррекционного поведения являются: снижение ожиданий от девиантной личности, а вместе с тем и различных требований , в течение периода коррекции девиантного поведения; вовлечение в групповую деятельность, что существенно увеличивает творческий потенциал личности; создание определенных ситуаций, стимулирующих социально одобряемую деятельность; иллюстрация положительного опыта других людей. Временная перспектива является одновременно и актуальной темой психологических исследований, и вместе с тем относительно малоизученной областью клинической психологии. В рамках статьи свойства временной перспективы личности рассматриваются в контексте проявлений тревоги и депрессии у пациентов с аффективными расстройствами. Анализируется связь депрессии и субъективного отношения личности к прошлому, настоящему и будущему, подчеркнута роль дисфункциональной временной перспективы в формировании депрессивных и тревожных переживаний. Отражено влияние субъективного переживания времени, в особенности будущего, на механизм усиления тревожных состояний. При правильной организации образовательной работы можно своевременно выделить и помочь детям с нарушениями в эмоциональной и поведенческой сферах. В отечественной и зарубежной психологии методы коррекции делят на две группы – групповые методы и индивидуальные. Наш анализ психологической литературы показал, что на современном этапе принято выделять следующие причины развития эмоциональных нарушений у детей и подростков: - особенности развития в младенчестве, перенесенные стрессы в раннем возрасте; - задержка психического развития ребенка, отставание от общепринятых норм развития; - нарушенный эмоциональный контакт в семье либо отсутствие контакта; Все вышеперечисленное можно разделить на две группы причин – биологически обусловленные, врожденные причины и социальные (приобретенные). К врожденным причинам относятся тип нервной системы подростка, физические особенности. Социальные причины включают в себя особенности взаимодействия ребенка с социальной средой [1]. Нами уже было отмечено, что у любого ребенка формируется и накапливается определенный опыт взаимодействия с окружающими, он может быть позитивно или негативно окрашенным. Бывает так, что и сами родители бессознательно воздействуют на психику ребенка, например, давая негативную оценку его действиям или критикуя. Не забывайте, хвалить и поощрять ребенка, если вы хотите, чтобы он не потерял интерес к игре, присоединяйтесь к нему, будьте искренне активны [2]. В периоды возрастных кризисов детей нарушения в эмоциональной и поведенческой сфере проявляются более ярко. В коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств выделяют: - смягчение эмоционального дискомфорта у детей и подростков; - мотивирование на активность и самостоятельное принятие решений; - коррекция самосознания, формирование устойчивой самооценки. Все методы психолого-педагогического воздействия разделяют на групповую работу и индивидуальные занятия. Семье, где есть ребенок с поведенческими и эмоциональными нарушениями, необходима помощь и психологическое сопровождение психолога. Психологическое сопровождение должно строиться на следующих принципах – уменьшение эмоционального дискомфорта семьи из-за особенностей ребенка, укрепление веры родителей в собственные силы, работа с детско-родительскими отношениями, психологическое просвещение родителей. Конкретные рекомендации педагога-психолога зависят от возраста ребенка. Основными особенностями психокоррекционной работы являются: 1. Коррекционная работа ведется не для того, чтобы изменить личность подростка, а для того, чтобы указать и скорректировать негативные тенденции в развитии; 2. Терапевтическая работа эффективна, если она ориентирована не на индивидуальные черты личности, а на целостную систему ценностей и отношений, в работу важно вовлекать всю семью. 3. Коррекционная работа проводится с учетом возрастных особенностей всех участников образовательного процесса. Специалисты в коррекционном процессе главную цель видят в устранении и уменьшении рассогласования между нормальной и имеющей отклонения деятельностью. Важным этапом коррекции является верный учет рассогласования и оперативное вмешательство для сглаживания существующих нарушений в психике ребенка. «Коррекция рассматривается как путь или способ преодоления и ослабления психофизических недостатков через формирование соответствующих жизненно необходимых качеств в ходе учебновоспитательного процесса или различных видов деятельности (учебной, трудовой, игровой и др.)» - пишет А.Д. Гонеев. На основном этапе коррекционной работы участники группы с помощью психолога учатся повышать свою значимость, более точно выражать свои чувства и эмоции, объяснять возникающие трудности и проблемы, работать со своими положительными и отрицательными эмоциями. Здесь важно почувствовать эмоциональный отклик группы, побыть в обстановке принятия [6]. При выборе коррекционных методик психолог руководствуется конкретной направленностью внутриличностного конфликта ребенка. Можно проводить коррекционную работу опираясь на акцентуации характера. Это также создает положительный эмоциональный фон, позволяет рассматривать провоцирующие факторы, строить иное к ним отношение, что создает основу и для дальнейшей психокоррекционной работы, а также развивает коммуникативные навыки. Весомую роль играет и психотерапевтический прием, заключающийся в рассмотрении психотравмирующей ситуации на фоне эмоционально-приподнятого состояния, как бы с позиции постороннего наблюдателя, при теплой поддержке взрослых и сверстников [7]. Естественным продолжением аффективного развития ребенка является социальноличностное развитие. Коррекционная работа здесь опирается на развитие в первую очередь низших структур личности и на уже сформированные аффективные процессы. Необходимо обращаться к базальной сфере эмоций ребенка. Незрелость личности «особого» ребенка проявляется также в большом влиянии на оценочные суждения эгоцентрических эмоций [8]. Положительный настрой личности в целом является залогом успеха аффективной сферы, именно это одна из актуальных задач в семье и учебной деятельности, важнейшее условие развития личности. У младших школьников наблюдается активное эмоциональное развитие, что позволяет успешно корректировать имеющиеся расстройства поведения и эмоций, и 86 таким образом нормализовать ход личностного развития ребенка. Таким образом, первоочередной задачей любой психологической коррекции является опора на собственные резервы психики и механизм базовой аффективной регуляции.Таким образом, очень важно вовлекать родителей в образовательный процесс, делать их его неотъемлемой частью, это позволит родителям лучше понимать возможности своего ребенка, отслеживать его успехи и неудачи, рефлексировать собственные мысли. В процессе психокоррекции специалист дает рекомендации родителям по поводу типов воспитания в семье, развивает способность родителей видеть индивидуальные особенности своих детей и принимать ребенка таким, какой он есть.ЗаключениеПо современным представлениям, одним из важнейших факторов возникновения и развития различных психосоматических расстройств являются эмоционально-негативные состояния. Соматическое заболевание, в свою очередь, усиливает эмоциональные расстройства, что вызывает усугубление психопатологической картины (ипохондрия, фобии и пр.) и возникновение полисистемных психосоматических циклов. Таким образом, эмоциональные состояния при психосоматических расстройствах имеют как общие, инвариантные характеристики, объединяющие их с эмоциональными состояниями здоровых индивидов, так и специфические особенности эмоционального ответа, отличающие их от эмоциональных состояний здоровых испытуемых. Общим для обеих групп является согласованный характер изменений многочисленных дискретных проявлений в структуре эмоциональных состояний испытуемых, который определяется двумя общими факторами – фактором агрессивности и фактором депрессивных реакций. Значимые отличия эмоциональных состояний при психосоматических расстройствах от эмоциональных состояний здоровых индивидов проявляются как в количественном отношении (более высокими, чем у здоровых индивидов, показателями большинства исследуемых параметров), так и в качественном (иные, чем у здоровых индивидов, соотношения компонентов в структуре эмоционального состояния). Полученные данные свидетельствуют о том, что пациенты с психосоматическими заболеваниями отличаются большей чувствительностью к психотравмирующим факторам и склонны реагировать на психотравмирующие ситуации (в том числе – на ситуацию болезни) пассивно-оборонительными реакциями. У них более выражены показатели тревоги, депрессии, астении и психопатологической симптоматики.Список используемой литературыБондарь, И.Ю. Психология профессиональной деятельности / И.Ю. Бондарь. – М.: Теревинф, 2017. – 280 с.Ключко, О.И. Психология / О.И. Ключко. – М.: Юрайт, 2017. – 404 с.Колесникова, А.И. Психология /А.И. Колесникова. – М.: Юрайт, 2017. – 346 с.Константинова, И.С. Психология. – М.: Теревинф, 2018. – 392 с.Кравченко, А.И. Психология / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2018. – 400 с.Олешкевич, В.И. Психология, психотерапия и социальная педагогика / В.И. Олешкевич. – М.: Юрайт, 2017. – 342 с.Островский, Л.И. Психология / Л.И. Островский. – М.: Инфра-М, 2017. – 368 с.Патрушева, И.В. Психология / И.В. Патрушева. – М.: Юрайт, 2017. – 134 с.Смирнова, И.А. Психология / И.А Смирнова. – М.: Юрайт, 2017. – 224 с.Сорокина, Л.И. Педагогика / Л.И. Сорокина. – М.: Владос, 2016. – 160 с.Трусова, А.П. Современное педагогическое искусство / А.П. Трусова – М.: Скифия, 2015. – 432 с.Абрамова, П.Р. Общая психология. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2016. – 496 с.Абрамова, П.Р. Психология только для студентов. – М.: ПЕР СЭ, 2016. – 272 с.Айсмонтас, А.А. Педагогическая психология. Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2016. – 208 с.Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 368 с.Батаршев, В.А. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. – М.: Дело, 2016. – 240 с.Горбатенко, А.П. Общая и прикладная психология. – М.:Проспект, 2016. – 352 с.Немов, Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 2. Психология образования. – М.: Владос, 2016. – 606 с.Никандров, В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. – СПб.: Речь, 2016. – 72 с.Ольшанский, Д.В. Психология современной российской политики. Хрестоматия для вузов. – М.: Деловая книга, Академический Проект, 2015. – 656 с.ПриложениеРис. 1. Процентное соотношение респондентов относительно наличия выраженных признаков девиантного поведенияРис. 2. Процентное соотношение респондентов относительно показателей по шкале депрессииРис. 3. Процентное соотношение респондентов относительно уровня тревожности.Рис. 4. Процентное соотношение респондентов относительно наличия алекситимии.

1. Бондарь, И.Ю. Психология профессиональной деятельности / И.Ю. Бондарь. – М.: Теревинф, 2017. – 280 с.
2. Ключко, О.И. Психология / О.И. Ключко. – М.: Юрайт, 2017. – 404 с.
3. Колесникова, А.И. Психология /А.И. Колесникова. – М.: Юрайт, 2017. – 346 с.
4. Константинова, И.С. Психология. – М.: Теревинф, 2018. – 392 с.
5. Кравченко, А.И. Психология / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2018. – 400 с.
6. Олешкевич, В.И. Психология, психотерапия и социальная педагогика / В.И. Олешкевич. – М.: Юрайт, 2017. – 342 с.
7. Островский, Л.И. Психология / Л.И. Островский. – М.: Инфра-М, 2017. – 368 с.
8. Патрушева, И.В. Психология / И.В. Патрушева. – М.: Юрайт, 2017. – 134 с.
9. Смирнова, И.А. Психология / И.А Смирнова. – М.: Юрайт, 2017. – 224 с.
10. Сорокина, Л.И. Педагогика / Л.И. Сорокина. – М.: Владос, 2016. – 160 с.
11. Трусова, А.П. Современное педагогическое искусство / А.П. Трусова – М.: Скифия, 2015. – 432 с.
12. Абрамова, П.Р. Общая психология. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2016. – 496 с.
13. Абрамова, П.Р. Психология только для студентов. – М.: ПЕР СЭ, 2016. – 272 с.
14. Айсмонтас, А.А. Педагогическая психология. Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2016. – 208 с.
15. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 368 с.
16. Батаршев, В.А. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. – М.: Дело, 2016. – 240 с.
17. Горбатенко, А.П. Общая и прикладная психология. – М.:Проспект, 2016. – 352 с.
18. Немов, Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 2. Психология образования. – М.: Владос, 2016. – 606 с.
19. Никандров, В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. – СПб.: Речь, 2016. – 72 с.
20. Ольшанский, Д.В. Психология современной российской политики. Хрестоматия для вузов. – М.: Деловая книга, Академический Проект, 2015. – 656 с.

Вопрос-ответ:

Какие функциональные и дисфункциональные эмоциональные состояния рассматривает данная статья?

Данная статья рассматривает функциональные и дисфункциональные эмоциональные состояния.

Какие признаки характеризуют функциональные и дисфункциональные эмоциональные состояния?

Функциональные эмоциональные состояния характеризуются адекватностью реакции на ситуации, а дисфункциональные - неадекватными эмоциональными реакциями.

Какие причины могут вызывать функциональные и дисфункциональные эмоциональные состояния?

Функциональные и дисфункциональные эмоциональные состояния могут быть вызваны различными факторами, такими как стресс, прошлые травмы, личностные особенности и др.

Какие методы диагностики используются для определения функциональных и дисфункциональных эмоциональных состояний?

Для диагностики функциональных и дисфункциональных эмоциональных состояний используются различные методы, включая анкетирование, наблюдение, тестирование и т.д.

Какие методы коррекции применяются для работы с функциональными и дисфункциональными эмоциональными состояниями?

Для работы с функциональными и дисфункциональными эмоциональными состояниями могут применяться различные методы, такие как психотерапия, тренинги по управлению эмоциями, медитация и другие практики.

Какие понятия рассматриваются в 3 главе статьи?

В 3 главе статьи рассматриваются функциональные и дисфункциональные эмоциональные состояния.

Какие причины могут вызвать функциональные и дисфункциональные эмоциональные состояния?

Причины возникновения функциональных и дисфункциональных эмоциональных состояний могут быть различными и включать в себя как внешние факторы, так и внутренние факторы, такие как стресс, травмы, нарушение психологической устойчивости и другие психологические и физиологические факторы.

Какие методы используются для диагностики функциональных и дисфункциональных эмоциональных состояний?

Для диагностики функциональных и дисфункциональных эмоциональных состояний могут применяться различные методы, включая психологические тесты, опросники, наблюдение, интервью и другие.