Община моего города:история и современность.речь идёт о мусульманской общине г.Москвы

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История Мировая
  • 69 69 страниц
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 03.04.2021
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА МОСКВЫ ОТ СТАНОВЛЕНИЯ ДО XIX ВЕКА 9
1.1. Становление мусульманской общины в XIV – XVI вв. 9
1.2. Мусульманская община в XVII в. 16
1.3. Мусульманская община в XVIII в. 25
Вывод по главе 1 32
ГЛАВА 2 МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА МОСКВЫ ОТ XIX ДО XXI ВЕКА 33
2.1. Мусульманская община в XIX в. 33
2.2. Мусульманская община в XX в. 43
2.3. Мусульманская община в XXI в. 52
Вывод по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64

Фрагмент для ознакомления

Как вспоминали дипломаты, работающие в Москве, в условиях антирелигиозной пропаганды живший в подвале мечети имам, регулярно рассылал в посольства всех мусульманских стран приглашения на праздничные богослужения. Немалые усилия предприняла советская власть для ликвидации религиозности среди мусульманского населения, однако в 1927 г. в Москве было организовано и проведено 11 «советских сабантуев» (однако скорей всего сабантуй рассматривался как меньшее зло по сравнению с праздником – Уразма-Байрам). В 1930- годы борьба с исламом стала вестись более откровенными способами, а в 1937 г. специальным постановлением все национальные учреждения культуры, библиотеки, клубы и школы было закрыто, а в них разместились светские организации, производственные предприятия, склады, гаражи, кинотеатры, общественные туалеты. Журнал «Ислам маджаллясе», который освещал жизнь советских мусульман, также прекратил свое существование. Тем не менее в условиях борьбы с религией, ислам продолжал занимать важное место в жизни мусульманской общины, в частности, в три московские татарские школы, которые находились по следующим адресам, Малый Татарский пер., 8, Садово-Спасская, д.6, Арбат, д.35, большинство детей приходили с религиозным убеждениями, с которыми педагоги вели борьбу. Журнал «Безбожник» от 10 марта 1934 г., рапортовал о безуспешной антирелигиозной работе в средних учебных заведениях Москвы.Отечественная война заставила сталинский режим в целях консолидации всех сил общества пересмотреть отношение к религии и как в годы Первой мировой войны, так и в годы Великой Отечественной мусульмане влились в ряды защитников Родины. За проявленное мужество и патриотизм были награждены десятки московских мусульман, а звания Героя Советского Союза за боевые подвиги под Москвой были удостоены 10 воинов – представителей мусульманских народов СССР.Важную роль в годы Отечественной войны играла Московская соборная мечеть, в частности, стала центром духовного притяжения для многих десятков тысяч мусульман, живших в столице и занятых на промышленных объектах рабочих, ополченцев, фронтовиков, раненых бойцов и работников тыла. Мусульманская община Москвы принимала участие в сборе денежных средств для помощи фронту, что было отмечено благодарностью И.В. Сталина в телеграмме, адресованной руководству мечети. Именно в разгар Великой Отечественной войны начался постепенный процесс легализации ислама, который был прерван в конце 20-х г. В 1945 г. впервые за 20 лет в Москве была издана книга на татарском языке арабским шрифтом, которая называлась «Ислам дине» («Ислам»). После окончания войны и возвращения домой солдат-фронтовиков число прихожан Московской мечети существенно увеличилось. В 40-50-е г. имамы Московской соборной мечети и члены его исполнительного органа часто принимали официальные делегации из арабских стран, участвовали на приемах в посольствах арабо-мусульманских стран, в 50-60-е г. посещение Московской соборной мечети было ритуалом у лидеров национально-освободительных движений и глав дружественных афро-азиатских стран (мечеть посещали президенты Индонезии Сукарно, президент Египта Г.А. Насер, ливийский лидер М. Каддафи и др.). Многолетние связи с зарубежными единоверцами помогли сохранить мечеть на рубеже 1970-1980-х гг., когда в непосредственной близости от нее началось сооружение спортивного комплекса к предстоящей в 1980 г. Московской Олимпиаде, предусматривавшее снос здания мечети. Как отмечает Н.С. Гончарова, по данным переписи 1959 г. в Москве проживало 80 500 татар, они составляли 1, 6 % населения Москвы. Мужчины составляли среди них 45 %. Образовательный и профессиональный уровень татарского населения вырос, но по сравнению с русскими, у татар процент людей со средним и высшим образованием был в 2 раза меньше. В условиях индустриализации общества сократилась сфера традиционно-бытовой, локальной культуры и соответственно расширилась область распространения массовой культуры в ее «советском», государственном варианте, была сформирована система советских праздников и «советской обрядности». Русский язык стал объединяющим фактором. Если в 1939 г. 86 % московских татар признавало родным язык своей национальности, в 1959 г. это число снизилось до 78 %. Все остальные татары – показали родным русский, причем среди мужчин языковая ассимиляция была немного сильнее, чем среди татарок. Последствия урбанизации, такие, как унификация быта, рост числа межнациональных браков, включение женщин в производственный процесс и усвоение русского языка, вели к сближению татарских групп с основным населением города и преодоление замкнутости ее жизни. Также жесткий контроль над деятельностью мечети, смена алфавита, утрата традиций мусульманского образования и формирование новой русскоязычной татарской интеллигенции нарушали преемственность татарских групп, а также объективно способствовали этнической ассимиляции.По данными переписи 1970 г. в Москве было 109 000 татар, среди них мужчины составляли 46 %. Согласно данным 1970 г. в Москву из городов прибыло 38 % татар. По данным переписи 1989 г., которая была последней переписью населения СССР, в Москве проживало 157 000 татар, т.е. 1, 8% населения города. По данными микропереписи 1994 г. доля татар в московском населении составила 1, 9 %. Сравнительные данные по занятости и образованию свидетельствуют о постепенном сокращении социальной дистанции между татарскими группами и основным населением города, которое составляли русские. В 1994 г. начальное и незаконченное среднее образование имели 23 % татар, русских с таким уровнем образования было 19 %. Высшее образование было у 16 % татар, и 29 % русских. В татарском населении Москвы представлены все социально-профессиональные группы, свойственные населению столицы в целом: рабочие, инженерно-техническая интеллигенция, научные работники, работники торговли. В промышленности по данным 1989 г. была занята примерно одинаковая доля русских и татар, однако процент татар, занятых в торговле и сфере обслуживания, в строительстве, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, на транспорте был выше, чем у русских. Таким образом, можно говорить о том, что сохранялась некая этническая специализация среди «занятых преимущественно физическим трудом», которую можно объяснить культурной спецификой татар, а также конфессиональной принадлежностью, спецификой представлений о престижности профессии или занятия, образовательным статусом. В 1989 г. язык своей национальности признали родным 63 % татар, а микроперепись жителей Москвы 1994 г. содержит данные по языку, на котором общаются дома, при этом на русском языке дома общаются 73, 2 % московских татар, а на татарском 26, 8 %, но при этом татарский язык признали родным 64, 2 %.Последние десятилетия XX в. для мусульманского сообщества Москвы, которое значительно увеличилось за счет вынужденных переселенцев и рабочих-мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, было ознаменовано новым всплеском интереса к исламу и культуре мусульманских народов, живущих в Москве. В авангарде этих процессов шла татарская община, самая древняя и наиболее консолидированная. С конца 1980-х гг. в Москве образован ряд татарских общественных организаций: общество татарской культуры «Туган тел» (1989 г.), Центр татарской молодежи «Мирас» (1991 г., до 1999 г. назывался «Ак Барс»), клуб «Интеллектуал» (1992 г.). Открыты и отстроена Историческая мечеть (1993 г.).Как отмечает М. Сафаров, 1987-1990 г. является началом современного этапа в истории татарской общины, при этом наиболее активную роль на современном этапе играли татары-мишари.2.3. Мусульманская община в XXI в.Интенсивное развитие Москвы, расширение городской территории вокруг столицы и соответственно рынка труда, как результат постоянный рост жителей Москвы привели в начале XXI в. к образованию Московской городской агломерации, которая является крупнейшей не только в России, но и в целом в Европе. Численность постоянного населения Московской городской агломерации составляет около 15 млн человек. Москва испытывает острые вызовы процесса урбанизации из-за значительного притока населения за счет миграции из других городов и сопредельных государств, в частности, 35 % общего миграционного потока в Российскую Федерацию приходится на Москву и область. Москвичи через СМИ и общественные организации все чаще требуют улучшения качества жизни не только за счет улучшения работы транспорта, улучшения экологии, но и снижения перенаселения Москвы.Порядка 10 % совокупного московского населения составляют представители мусульманских народов, для которых ислам и его обрядовая практика является главным этнокультурным маркером их идентичности. Это население, гетерогенное в плане социального положения и экономических возможностей, в разной степени инкорпорировано в реалии современной московской жизни. Если для большинства московских мусульман такой проблемы не существует, то для трудовых мигрантов из Центральной Азии и их единоверцев с Северного Кавказа, проблема социальной и культурной адаптации является одной из главных. Отметим, что сегодня на приезжих мигрантах держится система ЖКХ, новостройки, мелкая и розничная торговля, точки общепита, общественный транспорт, а также сфера услуг (ремонт и уборка дорог, жилых помещений и т.д.). В последнее время в медицинских учреждениях и различных бизнес и государственных структурах столицы наблюдается приток специалистов с дипломами узбекских, таджикских или киргизских высших учебных заведений. В Москве наблюдается планомерное сокращение евреев, украинцев, белорусов, а численность народов Кавказа и Средней Азии растет, при этом существенную часть нелегальных трудовых мигрантов также составляют выходцы с Кавказа и Средней Азии. Для нелегальных мигрантов характерна высокая безработица и социальная неустроенность. В Москве уже существуют районы, где число русскоговорящего населения составляет всего 25 %, в частности, речь идет о национальном составе населения Южного и Северного Бутова, из 200 000 жителей этих районов почти 1/3 являются этническими мусульманами.Следствием изменения национального состава Москвы и свободным развитием духовных и этнокультурных традиций является рост религиозности среди московского населения, в частности, в 2019 году по данным СМИ наиболее массовыми были праздники Ураза байрам и Курбан байрам (240 000 – 273 000 мусульман Москвы отмечали данные праздники на улицах Москвы, при этом отметим, что в Москве всего 4 полноценные мечети, в том же Бутово мечети нет, хотя есть молельный дом. В Париже мусульман гораздо меньше, чем в Москве, а мечетей 65, в Берлине умма еще меньше, а мечетей около 80. В Токио, как и в Москве всего четыре мечети).Проблемой компактного проживания мусульманских этносов является конкуренция ее граждан и сложные взаимоотношения между «новыми» и «старыми» мусульманскими этносами, светскими и практикующими мусульманами, а также русским населением, например, городская криминальная хроника может дать много примеров межнациональных стычек нередко с использованием оружия. Проблема миграции сегодня остается одной из главных «болевых точек» московского общества, что подтверждают случаи конфликтов на межнациональной почве.Мигрантофобия в значительной степени подпитывается укоренившейся в российском обществе исламофобией, что является острой социальной проблемой всех больших городов, испытывающих приток избыточного пришлого населения. Москва представляет собой открытое полиэтническое и поликонфессиональное общество, переживающее бурный экономический и демографический рост. В этом городском пространстве соседствуют и часто пересекаются интересы представителей разных культур и религиозных традиций. Попытки искусственного ограничения проявлений религиозности мусульман со стороны власти при явном дефиците мечетей приводит к обратному результату – открытию «альтернативных» мечетей или «этномусалля» (земляческих молелен) и демонстрации религиозного энтузиазма и рвения среди мусульманской молодежи. Это особенно заметно в дни пятничных богослужений и праздничных богослужений. Сегодня бурны рост проявлений исламской религиозной идентичности (особенно как отмечалось выше в дни праздников Курбан байрам и Ураза байрам) заставляет власти Москвы принимать адекватные меры по упорядочению и организации массовых мероприятий, в частности, для этого религиозные церемонии проходят в специально отведенных местах в Сокольниках, Южном административном округе, Чертаново, но и этого количества выделенных площадок уже недостаточно, движения по улицам и переулкам, прилегающим к мечетям ( Минская, Хачатуряна, Дурова, Выползов, Капельский и др.) ограничивается или вовсе движения перекрывают, остановки наземного транспорта тоже временно отменяют, например, остановка «Метро Сухаревская – Московский театр», обряд заклания жертвенных баранов происходит на специально подготовленных площадках московской области, возле мечетей усиливают подразделения полиции.Лучший способ интегрировать ислам в общественный ландшафт города и одновременно лучшая профилактика экстремизма на религиозной почве и молодежного радикализма – это создание под контролем московских властей и московского муфтията необходимой исламской инфраструктуры. Ярким примером является широкомасштабная реконструкция Московской соборной мечети, завершенной в 2015 г. и позволившей увеличить площадь этой крупнейшей мечети, в частности, сегодня мечеть может вместить до 10 000 молящихся одновременно. В целом за последние несколько лет мусульмане Москвы создали полноценную инфраструктуру для единоверцев, в частности, у мусульман есть собственные кафе, магазины, разрешенных Кораном продуктов и традиционной одежды, службы знакомств и даже стоматологические клиники.Точных данных о том, сколько мусульман сейчас живет в Москве нет, но ряд экспертов называет цифру в два миллиона. В классическом понимании мусульманских районов в столице нет, но есть районы с относительно низкой арендной платой, где предпочитают селиться мигранты. В основном это спальные районы, в которых есть крупные рынки и овощные базы – на северо-востоке, востоке, юго-востоке и юге города. Если рассматривать современную московскую мусульманскую общину, то в ней условно говоря можно выделить коренное мусульманской население (татары, значительная часть которых русскоязычные), которые живут по законам мегаполиса и пользуется халяльной инфраструктурой, а часть живет жизнью обычных горожан и ведет светский образ жизни, а также мигрантов-мусульман, которые в силу ограниченности средств не всегда могут употреблять халяльные продукты и др. Отметим, что понятие «халяль», которое трактуется в исламе в качестве дозволенного, разрешенного, может применяться практически к любой сфере человеческой жизни, т.е. к продуктам питания, одежде, украшениям, косметике, парфюмерии, личной гигиене, отдыху, развлечениям, сфере финансов (запрет ростовщичества), отношениям между людьми, окружающей среде, к выполняемой работе, распоряжению своим имуществом и т.д.Как отмечает бывший главный редактор журнала «Мусульманка» Насима Бокова, халяльная инфраструктура стала развиваться в Москве последние годы и связывает она это с тем, что в столице стало больше людей, которые исповедуют ислам, в частности, мусульманка не может, например, ходить в обычные парикмахерские и ей нужно, чтобы ее обслуживала женщина в полностью закрытом от взгляда мужчины помещении, кроме того растет спрос на халяльные продукты, которые раньше можно было купить только в магазинах при мечетях, то теперь халяльные продукты продаются в обычных супермаркетах. Отдельное отношение у женщин-мусульманок к косметике, например, неприлично краситься на публику, но для мужа дома можно, также для женщин-мусульманок работают специальные мусульманские салоны красоты, спа-салоны и клиники, есть отдельные сайта для знакомств мусульман и чаще всего интернет-знакомство чуть ли не единственная возможность для девушки-мусульманки в Москве найти спутника жизни, есть специальные группы в социальной сети «Вконтакте» для поиска жен и мужей мусульманского вероисповедания.Если говорить о проблемах, связанных с процессами социализации мигрантов и поиском путей и коммуникации с принимающим обществом, важно отметить опыт татарской общины, который может быть во многом показательным для новых мусульманских этносов, обживающих Москву. Процесс поиска равновесия между собственной традиционной культурой и верой, с одной стороны, и новой окружающей действительностью – с другой, долог и тернист, но его альтернативой может быть постоянная взаимная настороженность и рецидивы нетерпимости.Московские татары, демонстрируя свои заложенные ходом истории интеграционные возможности, тест на эту культурную совместимость с русским этносом прошли достаточно сложным эволюционным путем, но в итоге сохранили свой язык, веру, обычаи, при этом отметим, что в этом заслуга касимовских и нижегородских татар, которые в массе оказались главными хранителями татарского языка и культуры, сформировав основной контингент как городского мусульманского населения, так и прихожан московских мечетей вплоть до последнего десятилетия XXв. Вместе с этим сегодня существует угроза возникновения «параллельного общества» из поколения детей мусульман-мигрантов, которые из-за социальных барьеров и бытовых предубеждений, как и их отцы, в роли обслуживающего класса. Можно согласиться с рядом известных ученых, которые отстаивают перспективность в этом вопросе идеи межкультурной гибридизации «новых» и коренных резидентов Москвы. Агентами интеграционного сближения национальных культур могут быть как многообразные проявления городской действительности и культурного досуга горожан (деятельность детских учреждений, культурных и учебных заведений, просветительские акции Московского дома национальностей), так и открытая демонстрация богатства всех национальных и религиозных традиций, представленных в городском пространстве. Право на культурное многообразие людей разных национальностей, согласно действующей Стратегии государственной национальной политики страны, является краеугольным камнем развития современного общества. Ярким примером является хиджаб, который в постперестроечной Москве воспринимался как вызов устоявшимся представления нормативного общественного поведения, а сегодня хиджаб – это принятый значительной частью общества дресс-код верующей мусульманки, открытая и легальная возможность самовыражения веры в демократическом обществе. При этом заметим, что ношения платка в общественном месте сегодня не воспринимается москвичами так остро, а среди религиозно ориентированных людей (православных) ношение мусульманского платка чаще всего встречает поддержку и одобрение.Демонстрация многонационального характера российской истории и культуры остается важным фактором гармонизации межнациональных отношений, в частности, в современной Москве действуют 84 землячества, признается факт значительной роли представителей мусульманской интеллигенции в истории страны (так в августе 2012 г. на одноименной улице был открыт монумент Герою Советского Союза М. Джалилю, в июне 2013 г. – памятник поэту, общественному и политическому деятелю Р. Гамзатову, имена известных мусульманских деятелей присвоены ряду московских улиц, что также лишний раз подчеркивает полиэтничность Москвы).Важным аспектом корректировки демографической и национальной политики в Москве являются регулярные переписи населения, являющиеся главным источником информации о численности и национальном составе, при этом отметим, что последнюю перепись (2010 г.) проигнорировало около трети жителей, поэтому ее результаты вряд ли могут служить надежным источником получения объективной информации и принятия государственных решений по проблеме, но возможно лучшим выходом мог бы стать опрос граждан, зарегистрированных в Москве, на порталах государственных услуг с использованием номера соцстрахования.Впервые в своей новейшей истории Москва столкнулась с феноменом функционирования мигрантских сетей, о чем свидетельствуют действующие в столице формальные и неформальные объединения узбеков, таджиков, киргизов и т.д. В Москве выходят газеты «Голос таджикистанцев» (с 2005 г.), «Узбегим» (с 2012 г.). На страницах газет можно найти материалы о том, с какими трудностями приходится сталкиваться трудовым мигрантам (нечистоплотность работодателей, факты вымогательства денег полицейскими, фиктивные браки и т.д.). Важным каналом адаптации и интеграции мигрантов может стать деятельность открытого весной 2015 г. многофункционального миграционного центра, созданного в деревне Сахарово в Новой Москве. Сегодня это единственное место в Москве, где можно оформить все необходимые трудовым мигрантам документы для легального пребывания в Москве.Работу по сохранению и развитию национальных традиций, культуры и языка все также ведет Татарская национально-культурная автономия города Москвы, которая объединяет 12 местных татарских национально-культурных автономий в административных округах и районах Москвы. В 2003 г. ей передан «Дом Асадуллаева», на базе которого действуют разнообразные ансамбли (хореографические, татарской песни, духовной музыки, фольклорные), театры, студии (живописи, театральные), курсы татарского языка, татарская библиотека. В Москве помимо мечетей работают такие религиозные организации, как «Духовное управление мусульман г. Москвы (с 2013 г.), религиозное объединение «Ярдэм». Работают благотворительные фонды «Закят», «Ихлас» и др. Действует Высший исламский колледж при Соборной мечети и Московский исламский университет. Издаются газеты: «Татарские новости» (с 1993 г.), «Ислам минбаре» (с 1995 г.), «Мусульманский курьер» (с 1998 г.), «Современная мысль» (с 1999 г.), «Мишардоньясы» (с 2001 г.), «Татар доньясы» (с 2002 г.); журнал «Современный мир ислама» (с 2009 г.). Жизнь татарской общины также освещает интернет портал moskvatatar.ru. В Москве работают 2 детских сада и средняя школа № 1186 им. М. Джалиля с татарским этнокультурным компонентом обучения.Московская веротерпимость, как и прежде, остается одной из главных характеристик общественной жизни столицы. Правонарушения, совершаемые этническими мусульманами, как правило имеют не религиозную подоплеку, а коммерческую, экономическую, бытовую.Сегодня Москва – это огромный мегаполис, мусульманская составляющая которого в условиях глобализации будет изменяться в сторону ее количественного роста, а также ее значения в социально-экономических процессах, культурной трансформации городского пространства. Москва с учетом быстро развивающихся национальных диаспор из Азербайджана, республик Северного Кавказа, центральноазиатских и других исламских государств, являясь самым крупным мусульманским городом России..Вывод по главе 2Теоретический анализ проблемы развития московской мусульманской общины с XIXдо XXIвв. позволил сделать следующие выводы о том, что:В первой половине XIXв. мусульманское население было представлено в основном немногочисленными купцами и мещанами, выходцами из г. Касимов, Казанской, Нижегородской, Пензенской и др. губерний.Во второй половине XIXв., в связи с возросшим значением неземледельческих видов хозяйственной деятельности и ростом отходничества у татар Поволжья и Приуралья их численность значительно увеличилась. Большая часть татар были заняты в сфере торговли, остальные являлись военнослужащими (государственными служащими) и лицами свободных профессий (извозчики, работники железных дорог и т.д.)К началу XXв. наибольшее количество татар проживало в Сретенской, Тверской, Пятницкой, Мясницкой частях Москвы и занималось торговлей. Лавки татарских торговцев располагались преимущественно в историческом центре города. Татары также были владельцами постоялых дворов, ресторанов и гостиниц.В 1816 г. в Татарской слободе была основана Историческая мечеть (много раз перестраивалась, в 1937-1993 гг. не действовала, в 1993 г. вновь открыта), в 1904 г. в Выползовом переулке была построена Соборная мечеть (закрыта в начале 1930-х гг., вновь открыта в годы Великой Отечественной войны, в 2011-2015 гг. полностью перестроена).В советский период московская мусульманская община, состоящая в основном из касимовских татар и татар-мишарей, смогла сохранить свою веру, культуру и традиции, при этом важную роль в этом сыграла Соборная мечеть.СегодняМосква – самый крупный мусульманский город России и число мусульман в городе в условиях глобализации будет только увеличиваться и каким будет будущее московской мусульманской общины зависит от суммы многих факторов.ЗАКЛЮЧЕНИЕРаботая над темой исследования, я изучил и проанализировалисточники и литературу. Поэтому в заключении хотелось бы выделить те положения, которые считаю важными: По результатам анализа, проведенного в первой главе работы «Мусульманская община Москвы от становления до XIX века» можно прийти к заключению, чтомусульманская община в Москве начинает зарождаться в XIIIв. в результате торговых и дипломатических отношений. Первые заметные поселения мусульман на территории Москвы можно отнести к XIVв., в частности периоду, активных отношений Золотой Орды с Москвой. В XV-XVIв. мусульмане основали Толмацкую слободу, Ордынцы, Татарскую слободу и другие. В дальнейшем Татарская слобода стала центром концентрации московских мусульман, остальные исчезли в ходе ассимиляции населения в среде русских. В XVII в. в Москве постоянно проживали касимовские, крымские, ногайские, сибирские татары, занятые придворной службой и в основном торговлей. XVIIIв. является началом централизованной, ведущей собственное производство и имеющей стабильное руководство московской мусульманской общины.По результатам анализа, проведенного во второй главе работы «Мусульманская община Москвы от XIX века до XXI века» можно прийти к заключению, что со второй половины XIX в. – начала XX в. Москва, как крупный промышленный центр, привлекала множество мусульман из других регионов страны. До начала XXв. мусульманское население Москвы было занято в основном в мелкой торговле и в сфере услуг. Очагами, вокруг которых сложилась мусульманская община Москвы, были Историческая мечеть в Татарской слободе и Соборная мечеть в районе Мещанских улиц. В советский период огромное воздействие на мусульманскую общину Москвы оказала национальная политика советской власти, в частности, антирелигиозная , тем не менее московская мусульманская община смогла сохранить свою веру, культуру и традиции. Существующая сегодня мусульманская община Москвы является полиэтничной за счет мигрантов-мусульман из стран Ближнего и Дальнего Зарубежья. Проведенное исследование не претендует на решение комплекса проблем, связанных с историей становления и развития мусульманской общины Москвы. Поэтому дальнейшая работа может быть направлена на более детальный анализ современной истории мусульманской общины Москвы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫИсточникиМосква в цифрах 1917-1977. М., 1977Указатель жилищ и зданий в Москве или адресная книга, 1826 г. Список литературыАверкиев С.С. Влияние татар на жизнь русского народа / С.С.Аверкиев. – Казань: ЯЗ, 2015. – 292 с.Асадуллин Ф.А. Москва мусульманская / Ф.А. Асадуллин. – М.: Умма, 2004. – 255 с.Асадуллин Ф.А. Ислам в Москве / Ф.А. Асадуллин. – М.: Логос, 2007. – 128 с.Асадуллин Ф.А. Роль и место мусульманской общины в историческом развитии московского социума (историография и методология проблемы) / Ф.А. Асадуллин // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. –2010. – № 3. С. 175-183.Асадуллин Ф.А. Мир ислама в общественно-культурном пространстве Москвы: опыт прошлого и современность / Ф.А. Асадуллин. – М.: ИВ РАН, 2015. – 228 с.Асадуллин Ф.А. Мусульманская община Москвы XVIII-XIX вв. в контексте либерализации религиозной политики / Ф.А. Асадуллин// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. –2017.–Т.9. – № 1. – С. 67-78.Асадуллин Ф.А. «Татарская Московия»: культурно-политический аспект / Ф.А. Асадуллин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. – 2017. –Т. 9. – № 2. – С. 169-183.Асадуллин Ф.А. Мусульманская община Москвы в 1917-1930 гг. / Ф.А. Асадуллин// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. –2017. – Т. 16. – № 1. – С. 20-33.Берснева И.В. Мусульманские общины столичных городов России в XIV - начале XX веков / И.В. Берснева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 1-1. – С. 12-16.Берснева И.В. Деловая активность мусульман Москвы и Петербурга в ХIХ - начале XX вв. / И.В. Берснева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 2-1. – С. 24-27.Выдро М. Я. Население Москвы: по материалам переписей населения 1871-1970 гг. / М. Я. Выдро. – М.: Статистика, 1976. – 53 сГаврилов Ю.А. Московская Соборная мечеть. История становления / Ю.А. Гаврилов, А.Г. Шевченко // Россия реформирующаяся. – 2007. – № 6. –С. 398-405.Гончарова Н. С. Татары в Москве (Опыт историко-статистического исследования): Дис. ... канд. ист. наук / Н. С. Гончарова. – Москва, 2003. –188 с.Горский А.А. Москва и Орда / А.А. Горский. –. М.: Наука, 2003. – 214 с.Гумилев Л.Н. От Руси к России / Л.Н. Гумилев. – М.: АСТ, 2002. – 399 с.Еникеева А.Р. К вопросу о становлении татарских национально-культурных объединений Москвы / А.Р. Еникеева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 2. – С. 63-67.Забелин И.Е. История города Москвы / И.Е. Забелин. – М.: Столица, 1990. – 681 с.История Москвы с древнейших времен до наших дней: В 3 т. – Т.1: XII-XVIII века. – М.: Издательство объединения «Мосгорархив», АО «Московские учебники и картолитография», 1997. – 432 с.История Москвы с древнейших времен до наших дней: В 3 т. – Т.2: XIX век. – М.: Издательство объединения «Мосгорархив», АО «Московские учебники и картолитография», 1997. – 472 с.История Москвы с древнейших времен до наших дней: В 3 т. – Т.3: XX век. – М.: Издательство объединения «Мосгорархив», АО «Московские учебники и картолитография», 2000. – 424 с.Кучкин В.А. Договорные грамоты московских князей XIV века: внешнеполитические договоры / В.А. Кучкин. –М: Древлехранилище, 2003. – 367 с.Рахимзянов Б.Р. Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV-XVI вв. / Б.Р. Рахимзянов. – Санкт-Петербург: Евразия, 2016 – 396 с.Регионы компактного проживания татар в Российской Федерации: справочник / Отв. ред. Л.М.Айнутдинова, Б.Л.Хамидуллин. – Казань: ОП «Институт татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ», 2016. – 336 с.Розенберг Л.И. Татары в Москве ХVII – середины XIX века / Л.И. Розенберг // Этнические группы в городах Европейской части СССР. М., 1987. – 180 с.Садур В.Г. Татарское население Москвы (1860–1905 гг.) / В.Г. Садур // Этнические группы в городах Европейской части СССР. М., 1987.– С. 26–39.Сафаров М.А. Посещение мечети в современной религиозной практике московских татар / М.А. Сафаров // Антропологический форум. – 2014. –№ 23. – С. 108-122.Сафаров М.А. Современные тенденции соблюдения традиции «халяль» в московской мусульманской общине / М.А. Сафаров // Tatarica. – 2015. – № 2 (5). – С. 141-151.Сытин П.В. Из истории Московских улиц / П. В. Сытин. – М.: АСТ: АСТ Москва, 2008. – 463 с.Тамарин А. Мусульмане на Руси / А. Тамарин. – М.: Изд. Д. Я. Маковского, 1917. – 32 с.Тихомиров М. Н. Средневековая Москва / М. Н. Тихомиров. – М.: Книжный сад, 1997. – 480 с.Хайретдинов Д.З. Мусульманская община Москвы во второй половине XIX – начале XX века / Д.З. Хайретдинов // Вестник Евразии. – 2001. – № 1. – С. 47-70.Хайретдинов Д.З. Мусульманская община Москвы в XIV – начале XX вв.: Дис. ... канд. ист.наук / Д.З. Хайретдинов. –Москва, 2001. – 182 с.Хайретдинов Д.З. Этнический состав мусульманской общины Москвы / Д.З. Хайретдинов // Мусульмане изменяющейся России. – М., 2002. – С. 113-128Хайретдинов Д.З. Московская Соборная мечеть: история возникновения / Д.З. Хайретдинов// Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. – 2015. – Т. 11. – № 3. – С. 17-32.Хайретдинов, Д.З. История Второго мусульманского прихода Москвы и его предшественников / Д.З. Хайретдинов. – М.: Садра, 2019. – 213 с. Халтурина Д.А. Мусульмане Москвы. Факторы религиозной толерантности / Д.А. Халтурина – М.: Институт Африки РАН, 2007. – 166 с.Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках: Очерки социально-экономической и политической истории Руси / Л.В. Черепнин. –М.: Соцэкгиз, 1960. – 901 с.Шокарев С. Ю. Повседневная жизнь средневековой Москвы / С. Ю. Шокарев. – М.: Молодая гвардия, 2012. – 476 с.Электронный ресурсАсадуллин Ф.А. Москва мусульманская [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2815999 (дата обращения: 25.01.21)Асадуллин Ф.А. «Ах, мусульмане те же русские...» [Электронный ресурс]. URL: http://mosjour.ru/20201110815/(дата обращения: 25.01.21)Главный археолог Кремля Татьяна Панова: «1000-летие Москвы явно притянуто за уши» [Электронный ресурс]. URL:https://www.alebedev.ru/archive/56/57/glavnyj-arheolog-kremlja-tatjana-panova-1000-letie-moskvy-javno-pritjanuto-za-ushi/ (дата обращения: 27.01.21)Курбан-байрам может стать самым массовым в Москве [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/social/2019/08/09/kurbanbayram-mozhet-stat-samym-massovym-v-moskve.html (дата обращения: 27.01.21)Москва халяльная [Электронный ресурс]. URL:https://www.gazeta.ru/social/2016/10/07/10236149.shtml?updated (дата обращения: 30.01.21)Хайретдинов Д.З. Истоки мусульманской общины Москвы [Электронный ресурс]. URL: http://idmedina.ru/books/materials/?3725 (дата обращения: 27.01.21)Ураза-байрам в Москве: мусульмане требуют новых мечетей [Электронный ресурс]. URL:https://www.mk.ru/social/2019/06/04/urazabayram-v-moskve-musulmane-trebuyut-novykh-mechetey.html(дата обращения: 27.01.21)

Источники
1. Москва в цифрах 1917-1977. М., 1977
2. Указатель жилищ и зданий в Москве или адресная книга, 1826 г.

Список литературы

1. Аверкиев С.С. Влияние татар на жизнь русского народа / С.С. Аверкиев. – Казань: ЯЗ, 2015. – 292 с.
2. Асадуллин Ф.А. Москва мусульманская / Ф.А. Асадуллин. – М.: Умма, 2004. – 255 с.
3. Асадуллин Ф.А. Ислам в Москве / Ф.А. Асадуллин. – М.: Логос, 2007. – 128 с.
4. Асадуллин Ф.А. Роль и место мусульманской общины в историческом развитии московского социума (историография и методология проблемы) / Ф.А. Асадуллин // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. –2010. – № 3. С. 175-183.
5. Асадуллин Ф.А. Мир ислама в общественно-культурном пространстве Москвы: опыт прошлого и современность / Ф.А. Асадуллин. – М.: ИВ РАН, 2015. – 228 с.
6. Асадуллин Ф.А. Мусульманская община Москвы XVIII-XIX вв. в контексте либерализации религиозной политики / Ф.А. Асадуллин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. –2017. –Т.9. – № 1. – С. 67-78.
7. Асадуллин Ф.А. «Татарская Московия»: культурно-политический аспект / Ф.А. Асадуллин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. – 2017. –Т. 9. – № 2. – С. 169-183.
8. Асадуллин Ф.А. Мусульманская община Москвы в 1917-1930 гг. / Ф.А. Асадуллин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. –2017. – Т. 16. – № 1. – С. 20-33.
9. Берснева И.В. Мусульманские общины столичных городов России в XIV - начале XX веков / И.В. Берснева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 1-1. – С. 12-16.
10. Берснева И.В. Деловая активность мусульман Москвы и Петербурга в ХIХ - начале XX вв. / И.В. Берснева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 2-1. – С. 24-27.
11. Выдро М. Я. Население Москвы: по материалам переписей населения 1871-1970 гг. / М. Я. Выдро. – М.: Статистика, 1976. – 53 с
12. Гаврилов Ю.А. Московская Соборная мечеть. История становления / Ю.А. Гаврилов, А.Г. Шевченко // Россия реформирующаяся. – 2007. – № 6. –С. 398-405.
13. Гончарова Н. С. Татары в Москве (Опыт историко-статистического исследования): Дис. ... канд. ист. наук / Н. С. Гончарова. – Москва, 2003. – 188 с.
14. Горский А.А. Москва и Орда / А.А. Горский. –. М.: Наука, 2003. – 214 с.
15. Гумилев Л.Н. От Руси к России / Л.Н. Гумилев. – М.: АСТ, 2002. – 399 с.
16. Еникеева А.Р. К вопросу о становлении татарских национально-культурных объединений Москвы / А.Р. Еникеева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 2. – С. 63-67.
17. Забелин И.Е. История города Москвы / И.Е. Забелин. – М.: Столица, 1990. – 681 с.
18. История Москвы с древнейших времен до наших дней: В 3 т. – Т.1: XII-XVIII века. – М.: Издательство объединения «Мосгорархив», АО «Московские учебники и картолитография», 1997. – 432 с.
19. История Москвы с древнейших времен до наших дней: В 3 т. – Т.2: XIX век. – М.: Издательство объединения «Мосгорархив», АО «Московские учебники и картолитография», 1997. – 472 с.
20. История Москвы с древнейших времен до наших дней: В 3 т. – Т.3: XX век. – М.: Издательство объединения «Мосгорархив», АО «Московские учебники и картолитография», 2000. – 424 с.
21. Кучкин В.А. Договорные грамоты московских князей XIV века: внешнеполитические договоры / В.А. Кучкин. –М: Древлехранилище, 2003. – 367 с.
22. Рахимзянов Б.Р. Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV-XVI вв. / Б.Р. Рахимзянов. – Санкт-Петербург: Евразия, 2016 – 396 с.
23. Регионы компактного проживания татар в Российской Федерации: справочник / Отв. ред. Л.М.Айнутдинова, Б.Л.Хамидуллин. – Казань: ОП «Институт татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ», 2016. – 336 с.
24. Розенберг Л.И. Татары в Москве ХVII – середины XIX века / Л.И. Розенберг // Этнические группы в городах Европейской части СССР. М., 1987. – 180 с.
25. Садур В.Г. Татарское население Москвы (1860–1905 гг.) / В.Г. Садур // Этнические группы в городах Европейской части СССР. М., 1987. – С. 26–39.
26. Сафаров М.А. Посещение мечети в современной религиозной практике московских татар / М.А. Сафаров // Антропологический форум. – 2014. –№ 23. – С. 108-122.
27. Сафаров М.А. Современные тенденции соблюдения традиции «халяль» в московской мусульманской общине / М.А. Сафаров // Tatarica. – 2015. – № 2 (5). – С. 141-151.
28. Сытин П.В. Из истории Московских улиц / П. В. Сытин. – М.: АСТ: АСТ Москва, 2008. – 463 с.
29. Тамарин А. Мусульмане на Руси / А. Тамарин. – М.: Изд. Д. Я. Маковского, 1917. – 32 с.
30. Тихомиров М. Н. Средневековая Москва / М. Н. Тихомиров. – М.: Книжный сад, 1997. – 480 с.
31. Хайретдинов Д.З. Мусульманская община Москвы во второй половине XIX – начале XX века / Д.З. Хайретдинов // Вестник Евразии. – 2001. – № 1. – С. 47-70.
32. Хайретдинов Д.З. Мусульманская община Москвы в XIV – начале XX вв.: Дис. ... канд. ист. наук / Д.З. Хайретдинов. – Москва, 2001. – 182 с.
33. Хайретдинов Д.З. Этнический состав мусульманской общины Москвы / Д.З. Хайретдинов // Мусульмане изменяющейся России. – М., 2002. – С. 113-128
34. Хайретдинов Д.З. Московская Соборная мечеть: история возникновения / Д.З. Хайретдинов // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. – 2015. – Т. 11. – № 3. – С. 17-32.
35. Хайретдинов, Д.З. История Второго мусульманского прихода Москвы и его предшественников / Д.З. Хайретдинов. – М.: Садра, 2019. – 213 с.
36. Халтурина Д.А. Мусульмане Москвы. Факторы религиозной толерантности / Д.А. Халтурина – М.: Институт Африки РАН, 2007. – 166 с.
37. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках: Очерки социально-экономической и политической истории Руси / Л.В. Черепнин. –М.: Соцэкгиз, 1960. – 901 с.
38. Шокарев С. Ю. Повседневная жизнь средневековой Москвы / С. Ю. Шокарев. – М.: Молодая гвардия, 2012. – 476 с.

Электронный ресурс
1. Асадуллин Ф.А. Москва мусульманская [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2815999 (дата обращения: 25.01.21)
2. Асадуллин Ф.А. «Ах, мусульмане те же русские...» [Электронный ресурс]. URL: http://mosjour.ru/20201110815/ (дата обращения: 25.01.21)
3. Главный археолог Кремля Татьяна Панова: «1000-летие Москвы явно притянуто за уши» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alebedev.ru/archive/56/57/glavnyj-arheolog-kremlja-tatjana-panova-1000-letie-moskvy-javno-pritjanuto-za-ushi/ (дата обращения: 27.01.21)
4. Курбан-байрам может стать самым массовым в Москве [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/social/2019/08/09/kurbanbayram-mozhet-stat-samym-massovym-v-moskve.html (дата обращения: 27.01.21)
5. Москва халяльная [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/social/2016/10/07/10236149.shtml?updated (дата обращения: 30.01.21)
6. Хайретдинов Д.З. Истоки мусульманской общины Москвы [Электронный ресурс]. URL: http://idmedina.ru/books/materials/?3725 (дата обращения: 27.01.21)
7. Ураза-байрам в Москве: мусульмане требуют новых мечетей [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/social/2019/06/04/urazabayram-v-moskve-musulmane-trebuyut-novykh-mechetey.html (дата обращения: 27.01.21)

Вопрос-ответ:

Каким образом формировалась мусульманская община в Москве в XIV-XVI веках?

Мусульманская община в Москве в XIV-XVI веках формировалась в результате постепенного переселения мусульман из дальних восточных регионов России. Они основали мечети, развивали торговлю и занимались ремесленными деятельностями, что способствовало их интеграции в городскую жизнь.

Какие особенности можно отметить в развитии мусульманской общины в XVII веке в Москве?

В XVII веке мусульманская община в Москве столкнулась с рядом трудностей в связи с политическими и религиозными изменениями в стране. Однако, несмотря на это, мусульмане продолжали оставаться активными участниками городской жизни, сохраняя свои торговые и ремесленные привилегии.

Как развивалась мусульманская община в Москве в XVIII веке?

В XVIII веке мусульманская община в Москве продолжала развиваться, несмотря на ограничения, введенные в это время русским правительством. Мусульмане Москвы активно строили новые мечети, предоставляли места для молитвы и организовывали различные благотворительные и образовательные учреждения.

Какое влияние оказали события XIX века на мусульманскую общину в Москве?

В XIX веке мусульманская община в Москве столкнулась с новыми вызовами и изменениями в связи с реформами Александра II. Однако, несмотря на это, мусульманские общины продолжали активно развиваться, участвовали в общественной жизни и сохраняли свои традиции и культуру.

Как изменилась мусульманская община в Москве в XX и XXI веках?

В XX веке мусульманская община в Москве столкнулась с новыми вызовами, связанными с политическими и социальными изменениями. Они активно вовлекались в различные общественные и религиозные движения и участвовали в строительстве новых мечетей и образовательных учреждений. В XXI веке мусульманская община продолжает развиваться и представляет значительную силу в городской жизни Москвы.

Как возникла мусульманская община в Москве?

Мусульманская община в Москве начала формироваться в XIV-XVI веках.

Как развивалась мусульманская община в Москве в XVII веке?

В XVII веке мусульманская община в Москве претерпела некоторые изменения и ограничения.

Кто были членами мусульманской общины в Москве в XVIII веке?

В XVIII веке мусульманская община в Москве состояла преимущественно из купцов и ремесленников.

Какая роль мусульманской общины в Москве была в XIX веке?

В XIX веке мусульманская община в Москве стала играть важную роль в социальной и культурной жизни города.

Как развивалась мусульманская община в Москве в XXI веке?

В XXI веке мусульманская община в Москве продолжает развиваться и оказывать значительное влияние на жизнь города.

Какова история становления мусульманской общины в Москве?

Мусульманская община в Москве начала формироваться уже в XIV-XVI веках. На территорию Москвы приезжали торговцы и послы из стран Востока, и они приносили с собой ислам. Основные мусульманские общины в то время были татарскими и турецкими. С развитием торговли исторические мечети были построены, и мусульманская община стала более организованной.