Межличностные конфликты в системе отношений старшеклассников: сущность и предупреждение.
Заказать уникальную дипломную работу- 69 69 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 03.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Концептуальные основы изучения конфликтов между старшеклассниками в целях их разрешения. 7
1.1 Характеристика конфликтов в общей педагогической конфликтологии. 7
1.2 Конфликты в системе отношений старшеклассников как предмет социального и педагогического исследования. 17
1.3. Основные причины юношеских конфликтов в современной школе. 24
Выводы по главе 1. 30
Глава 2. Педагогические условия разрешения конфликтов на основе их диагностики. 32
2.1 Диагностика конфликтов в системе отношений старшеклассников. 32
2.2 Концептуально – содержательные основы регуляции конфликтов в современной школе между старшеклассниками 35
2.3 Педагогические условия предупреждения и развития конфликтов в системе отношений старшеклассников. 41
Выводы по главе 2. 51
Глава 3. Описание экспериментальной работы по воспитанию конфликтологической культуры старшеклассников как условия предупреждения и разрешения конфликтов в раннем юношеском возрасте. 53
3.1 Подготовительный и констатирующий периоды экспериментальной работы 53
3.2 Апробация технологии воспитания конфликтологической культуры старшеклассников. 56
3.3 Анализ результатов экспериментальной работы. 62
Выводы по главе 3. 65
Заключение. 66
Список литературы 69
Конфликтологическая компетентность специалиста включает в себя систему конфликтологических умений решения профессиональных конфликтологических задач по управлению профессиональным конфликтом[6, с.20]. О.И. Щербакова считает, что конфликтологическая культура – это высший уровень конфликтологической подготовки, включающей в том числе уровни конфликтологической грамотности и конфликтологической компетентности. Анализируя проблему формирования конфликтологической культуры, она подчеркивает психологический контекст этого понятия. Результаты ее исследованийговорят, что конфликтологическая культура подразумевает сформированность как отдельных знаний и практических умений, так и ряда специфических способностей, которые являются основой для лучшего понимания окружающих и самого себя, чтобы самосовершенствоваться, само реализоваться, путем конструктивного решения проблем межличностного взаимодействия. Согласно автору конфликт - это противоречие, противоборство, сопровождающееся негативными эмоциями участников конфликта.Исходя из этого, она отметила актуальность развития определённых поведенческих умений и в том числе внутренних качеств, которые обеспечивают конструктивное решение появляющихся проблем. О.И.Щербакова, определяет конфликтологическую культуру личности в качестве интегративного качества, основывающегося на экзистенциально-гуманистических ценностях, которое включает культуру мышления, культуру чувств, коммуникативную культуру и поведенческую культуру, и проявляется в оптимальных, соответствующих контексту, стратегиях взаимодействия в конфликтах, которые обеспечивают конструктивное решение проблем[9, с.80]. Обозначенные выше структурные составляющие конфликтологической культуры отличаются следующими особенностями: Культура мышления является способностью рационально анализировать конфликтную ситуацию, на основе конкретных теоретических знаний, формулировать сущность проблемы, выделять основное и второстепенное, формулировать выводы, применять их в собственном поведении. Культура чувств выражает способность воспринимать конструктивный и деструктивный характер собственных переживаний и управлять ими, в том числе, преодолевать деструктивные переживания такие как гнев, агрессия, страх, депрессия; способность проявлять оптимизм, сохранять спокойствие, уравновешенность, эмоциональную устойчивость в проблемных ситуациях, проявлять эмпатию, толерантность. Коммуникативная культура проявляется в готовности и способности к диалогу, способности правильно переводить в словасобственные и чужие переживания, владении «я-сообщением», техниками «активного слушания», «ассертивного общения» и пр. Поведенческая культура отражает способность действовать и решать проблемы так, чтобы не допускать конфликта и его эскалации, управлять конфликтом на всех его стадиях.И.С. Почекаева разделяется точка зрения О.И.Щербаковой, которая полагает, что конструктивно взаимодействовать в конфликтныхситуациях помогают личностные качества конфликтующих сторон, которые нужно развивать. И.С.Почекаева изучает конфликтологическую культуру учащихся старших классов и определяет ее в качестве интегрально личностного образования старшеклассника, чьи особенности предопределяют его ведущие специфические характеристики: в рациональной сфере – осознание необходимости предупреждать и конструктивно разрешать конфликты, осмысление конфликта в качестве позитивной ценности; в эмоциональной сфере – реализация внутренней регуляции в конфликте; в поведенческой – умение использовать это личностное образование в практике предупреждения и конструктивного разрешения[8, с.14]. Основываясь на определении, исследовательница выделила следующие структурные составляющие конфликтологической культуры: рациональный (объем теоретических знаний о психолого-педагогической природе конфликта, его структуре и динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах разрешения), эмоциональный (эмоциональное состояние личности в ситуациях конфликтного взаимодействия) и поведенческий компонент (наличие системы практических умений и навыков по предупреждению конфликтов). Рассмотревструктуру конфликтологической культуры,Т.А. Марщин пришел к выводу, что ценностно-смысловое «ядро» конфликтологической культуры составляет конфликтная позиция личности, описываемая в качестве устойчивой иерархической системы отношений к конфликту, его структурным, динамическим компонентам, определяющей доминирующее, избирательное участие в конфликте и отношение к способам достижения конфликтных целей[5, с.10]. Сформированная конфликтная позиция предопределяет устойчивое отношение к конфликту, объекту конфликта, способам и средствам достижения цели, детерминирует выбор оптимальной стратегии и повышает уровень конфликтологической культуры. Анализ литературы дает возможность констатировать, что конфликтологическая культура занимает «стержневую» позицию в структуре общей культуры, поскольку способствует гуманному развитию, не толькоконкретной личности, но и всего социума.Выводы по главе 2.При проведении диагностики межличностных конфликтов рекомендуется использовать следующие методики изучения детской конфликтности: «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас) и «Тест на конфликтность» (Кноблох – Фальконет).Служба школьной медиации является службой, созданной в образовательном учреждении, состоящей из сотрудников образовательного заведения, обучающихся и их родителей, которые прошли нужную подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.Также отметим, что школьную медиацию не следует ограничивать территорией образовательного учреждения. Значимую роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это даст возможность им как желать помогать ребятам в семье в трудных, потенциально конфликтных ситуациях, так и делать компетентным образом, в том числе, в сложные, критические периоды их жизни и становления.В свою очередь, в образовательном заведении конфликт будет разрешаться эффективнее, если родители (законные представители) будут направлять ребенка на медиативный подход.Таким образом, метод школьной медиации дает возможность образовательному учреждению и семье воспринимать друг друга в качестве партнеров, которые стремятся к общей цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия учащегося.Главным условием предупреждения и разрешения конфликтов в раннем юношеском возрасте является воспитание конфликтологической культуры старшеклассников. Признание конфликта как явления неизбежного, повседневного и часто встречающегося, актуализирует проблему развития конкретных норм и правил поведения в конфликтных ситуациях, а также индивидуально-личностных качеств, которые способствуют конструктивному решению возникающих проблем. Конфликтологическая осведомленность личности, ее способность прогнозировать, предотвращать, разрешать конфликты составляют понятие конфликтологическая культура личности.Глава 3. Описание экспериментальной работы по воспитанию конфликтологической культуры старшеклассников как условия предупреждения и разрешения конфликтов в раннем юношеском возрасте.3.1 Подготовительный и констатирующий периоды экспериментальной работыВ исследовании принимало участие 15 старшеклассников. Данное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов:1) подготовительный этап, включающий в себя беседу с испытуемыми, подбор методик, формирование первичной выборки;2) констатирующий этап, включающий в себя подготовку и проведение диагностического обследования, анализ и обсуждение результатов;3) формирующий этап, на котором апробировалась технология воспитания конфликтологической культуры старшеклассников;4) контрольный этап, на котороманализировались результаты экспериментальной работы.Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью обследуемых по возрасту и составу.Диагностическое исследование проходило с использованием следующих методик:1. Оценка способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас).Цель: определение типических способов реагирования на конфликтные ситуации. Описание: методика состоит из тридцати утверждений.Инструкция: детям предлагается выбрать правильный ответ из двух предложенных.2. Тест на конфликтность (Кноблох – Фальконет).Цель: определение склонности к внутри личностному конфликту.Описание: методика состоит из двадцати утверждений. Инструкция: испытуемому предлагается ответить «да» либо «нет».Результаты диагностики уровня конфликтности представлены на таблицах 1 и 2.Таблица 1 – Результаты по методике «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас).УровниСоперничествоСотрудничествоКомпромиссИзбежаниеПриспособлениеНизкий11,9%76,7%11,9%11,9%23,8%Средний16,7%22,8%71,4%21,4%4,8%Высокий71,4%10,5%16,7%66,7%71,4%Представим полученные результаты графически (рисунок 1).Рисунок 1 – Анализ показателей по методике «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас).Таким образом, полученные результаты диагностического обследования уровня конфликтности у старших школьников позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня конфликтности. Это говорит о том, что большинство испытуемых к соперничеству.Таблица 2 – Результаты по тесту на конфликтность (Кноблох – Фальконет).УровниЭгохватаниеГармоничностьНизкий11,9%76,7%Средний16,7%22,8%Высокий71,4%10,5%Представим полученные результаты графически (рисунок 2).Рисунок 2 – Анализ показателей по тесту на конфликтность (Кноблох – Фальконет).Таким образом, полученные результаты диагностического обследования уровня конфликтности у старших школьников позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня конфликтности. Это говорит о том, что у большинства испытуемых присутствует внутренняя конфликтность личности. Дети склонны к самообвинениям, нерешительны и неуверенны в себе. Они обладают потребностью в непрерывной опеке.3.2 Апробация технологии воспитания конфликтологической культуры старшеклассников.Поскольку технологический подход открывает новые возможности для решения большого количества педагогических задач [5, с. 47‒48], нами была сконструирована технология процесса воспитания конфликтологической культуры старшеклассников. Принципами создания данной технологии являются: принцип учета возрастных особенностей ранней юности; принцип обеспечения социальной, биологической, интеллектуальной, психофизиологической, духовно-нравственной безопасности школьника; принцип гуманизации воспитательного процесса; принцип реализации личностного потенциала; принцип сочетания педагогического управления с самоуправлением. Реализация принципов обеспечивает эффективность применения технологии воспитания конфликтологической культуры старшеклассников как условия предупреждения и разрешения конфликтов в раннем юношеском возрасте. Разработанная по обобщѐнной схеме проекта технологии В.П. Беспалько [1], технология процесса воспитания конфликтологической культуры старшеклассников включает пять этапов, которые имеют определѐнное содержание, соответствующие методы и формы. Реализация того или иного этапа способствует переходу конфликтологической культуры старшеклассника, как интегрального личностного образования, на качественно новый уровень. Было выделено пять этапов процесса воспитания конфликтологической культуры старшеклассников: «демонстрационный» – предъявление образцов предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов; «ритуальный» – формирование умений и навыков предупреждать и конструктивно разрешать конфликты; «стереотипный» – создание воспитывающих ситуаций, направленных на закрепление у старшеклассников навыков по предупреждению и разрешению конфликтов; «осознанный выбор» – осознание старшеклассниками социальной и личностной значимости предупреждения и разрешения конфликтов; «самоактуализация» – самостоятельное конструктивное разрешение межличностных конфликтов старшеклассниками. На первом (демонстрационном) этапе необходимо дать соответствующие образцы, которые воздействовали бы на созерцание, чувства и поведение старшеклассников. Это обеспечивается средствами массовой информации, средствами искусства, личным примером значимых для учащихся персоналий. На данном этапе широко применяются методы, направленные на формирование рационального компонента конфликтологической культуры: метод убеждения, разъяснения, примера, диспут. Все вышеперечисленные методы способствуют формированию представлений о том, как необходимо вести себя по отношению к оппоненту, каким образом следует выстраивать диалог с противоположной стороной, как объяснять и разъяснять свою позицию. Поведенческий компонент конфликтологической культуры формируется на данном этапе при помощи метода упражнения. Упражнения на конструктивное разрешение конфликтов могут быть систематизированы и организованы в форме конфликтологических тренингов. Основную часть этих тренингов составляет обучение конструктивному взаимодействию, т.е. межличностному общению. Важная роль на данном этапе также принадлежит методу воспитывающих ситуаций и психотехническим упражнениям. Метод воспитывающих ситуаций заключается в целенаправленном моделировании в игровой форме конфликтных ситуаций. Он способствует усвоению приѐмов разрешения конфликтов и повышает саморефлексию старшеклассников. Метод поручения дает школьнику возможность на практике применить полученные знания, самостоятельно выбрать ту или иную стратегию поведения. Метод поощрения призван закрепить положительные навыки и привычки, пробудить и поддержать положительные переживания старшеклассников, вызванные успешными попытками конструктивно разрешить тот или иной конфликт. На данном этапе процесса воспитания конфликтологической культуры старшеклассников обеспечивается соблюдение нравственных норм, когда из среды заимствуются внешние проявления конструктивного поведения в конфликте. На втором (ритуальном) этапе воспитания конфликтологической культуры старшеклассников необходимо формирование привычных умений и навыков, которые лежат в основе конструктивного разрешения конфликтов. Для этого важно создать условия для воспроизведения поведенческих образцов в опыте старшеклассника. Профессиональное применение моделирующих технологий и тренингов способствует качественному изменению уровня конфликтологической культуры старшеклассников. Психотехнические упражнения позволяют ученикам овладеть техниками активного слушания оппонента, быстрого отдыха и расслабления, сменой эмоциональных состояний через волевые усилия [3]. Данный этап воспитания выводит школьника на второй уровень сформированности качества, который характеризуется привычным воспроизведением поведенческих образцов конструктивного разрешения конфликтов. Третий (стереотипный) этап, назначение которого заключается в закреплении навыков по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов, предполагает формирование у школьников привычки творчески и конструктивно подходить к разрешению межличностных конфликтов. На данном этапе в процессе многократного обсуждения, разыгрывания, анализа различных конфликтных ситуаций у старшеклассников вырабатывается потребность в позитивном разрешении противоречий. Важную роль при этом играет у школьников чувство удовлетворения от совершения ценного, общественно значимого действия. Происходит углубление осознания старшеклассниками социальной и личностной значимости умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликты. На третьем этапе воспитательного процесса учащиеся подробнее знакомятся с прямыми и косвенными методами урегулирования конфликтов. К прямым методам разрешения конфликта относятся методы убеждения, переговоров без участия и с участием посредников, групповой дискуссии, принуждения и развода конфликтующих [6, с. 120‒121]. Косвенными методами разрешения конфликта являются: метод «выхода чувств», метод принудительного слушания оппонента, метод обмера позиций, метод расширения духовного горизонта спорящих [2]. Особого внимания заслуживает метод положительного отношения к личности. Суть его заключается в том, что конфликтующий, вне зависимости от того, прав он или нет, всегда заслуживает сочувствия. Необходимо дать положительную характеристику его личным качествам, увидеть в нѐм сотрудника по разрешению противоречия. Большие возможности в плане воспитания конфликтологической культуры на данном этапе предоставляет такой метод, как моделирование конфликтной ситуации. Проигрывание различных ролей в той или иной смоделированной конфликтной ситуации позволяет учащимся тренироваться в использовании полученных знаний на практике, осознавать ошибки своего типичного поведения в сложной межличностной ситуации, упражняться в контроле своих чувств и эмоций. Ознакомление старшеклассников с как можно большим количеством методов разрешения конфликтов повышает вероятность конструктивного разрешения противоречий. Организация процесса воспитания на данном этапе обеспечивает привычное соблюдение моральных норм, которые обусловлены нравственными мотивами. Четвертый этап (осознанный выбор) определен с учетом того, что старшекласснику необходимо усвоить содержание человеческой культуры. Объем информации об окружающем мире дает возможность узнать многообразие культур, стилей и образа жизни. Такая интеграция индивида в мировую цивилизацию делает его более свободным в выборе той или иной формы поведения в конфликтной ситуации. Приходит осознание того, что конфликт – это не только форма существования противоречия, но и условие для его разрешения посредством выбора. На этапе осознанного выбора школьник осознает, что избегание выбора не помогает избежать ответственности. Более того, избавившись от конфликта, связанного с необходимостью свободно выбирать и нести ответственность за свой выбор, старшеклассник попадает в конфликт, связанный с его тотальной зависимостью от выбора других. На данном этапе целесообразно использовать такие формы воспитания, как КТД, тренинг, дискуссия, индивидуальная беседа, а также методы моделирования конфликтных ситуаций и проект. Особенно эффективной формой работы является организация коллективных творческих дел (КТД). Выполнение определенной функции каждым членом коллектива способствует регуляции поведения старшеклассников в соответствии с требованиями совместной деятельности. Развивается умение учитывать интересы и желания других людей, раскрывается творческий потенциал учащихся. Происходит осознание важности личного вклада в общее дело, формируется чувство ответственности. Данный этап позволяет школьнику активно использовать имеющиеся конфликтологические знания для прогнозирования, предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов и успешно устанавливать позитивные эмоциональные связи с оппонентом. Пятый этап – этап самоактуализации предполагает помощь старшекласснику в разработке индивидуальной программы самосовершенствования его личности, куда включаются технологии самонаблюдения, самоанализа, самооценки, самоконтроля, аутотренинга и т.д. [4]. Метод самоанализа стимулирует интерес старшеклассника к самому себе. Анализируя свое эмоциональное состояние и поведение в конфликте, старшеклассники получают информацию о типичных ошибках при разрешении конфликта, продумывают способы регулирования своих эмоций, определяют направление дальнейшей работы над собой на пути воспитания конфликтологической культуры. Данный метод укрепляет главенство разума над эмоциями и инстинктами в поведении. Самоконтроль предполагает постоянное внутреннее наблюдение за собой с позиций нравственного отношения к людям. Данный метод укрепляет волю и дух школьников, обеспечивает выбор поступков по внутренне одобряемым убеждениям. В соответствии с самостоятельно поставленными целями и задачами школьник овладевает соответствующими приемами и средствами, организует творческую преобразовательную деятельность по отношению к себе, реализует свои возможности по воспитанию оптимального уровня конфликтологической культуры. Предложенная технология учитывает этапы процесса воспитания конфликтологической культуры старшеклассников, предусматривающие методы и формы обучения школьников способам урегулирования конфликтов, которые выводят старшеклассников на тот или иной уровень конфликтологической культуры. Технология данного процесса в ее современном научно-этическом осмыслении обеспечивает процесс воспитания конфликтологической культуры старшеклассников как его движение от внешней организации к превращению конфликтологической культуры как интегрального личностного образования во внутренний стимул, реализующий ценностное отношение к человеку.3.3 Анализ результатов экспериментальной работы.Для анализа результатов экспериментальной работы проводилась повторная диагностика уровня конфликтности старшеклассников. Результаты диагностики представлены на таблицах 3 и 3.Таблица 3 – Результаты по методике «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас).УровниСоперничествоСотрудничествоКомпромиссИзбежаниеПриспособлениеНизкий71,9%10,7%11,9%61,9%73,8%Средний16,7%22,8%16,4%21,4%4,8%Высокий11,4%76,5%71,7%16,7%21,4%Представим полученные результаты графически (рисунок 3).Рисунок 3 – Анализ показателей по методике «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас).Таким образом, полученные результаты диагностического обследования уровня конфликтности у старших школьников позволяют сделать выводы, что после апробации технологии воспитания конфликтологической культуры старшеклассников большинство испытуемых стало предпочитать компромисс как стратегию выхода из конфликтной ситуации.Таблица 4 – Результаты по тесту на конфликтность (Кноблох – Фальконет).УровниЭгохватаниеГармоничностьНизкий71,9%16,7%Средний16,7%22,8%Высокий11,4%70,5%Представим полученные результаты графически (рисунок 4).Рисунок 4 – Анализ показателей по тесту на конфликтность (Кноблох – Фальконет).Таким образом, полученные результаты диагностического обследования уровня конфликтности у старших школьников позволяют сделать выводы, чтобольшинство испытуемых после апробации технологии воспитания конфликтологической культуры старшеклассниковстали спокойны, уверенны в себе, стали отличаться сбалансированностью желаний, стремлений, уровня притязаний. Характеризуются последовательностью поведения.Таким образом, цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза основана на предположении о том, что воспитание конфликтологической культуры старшеклассников возможно при соблюдении педагогических условий предупреждения и развития конфликтов в системе отношений старшеклассников, подтверждена.Проведем сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования. Результаты представлены на рисунках 5 и 6.Рисунок 5 – Сравнительный анализ показателей по методике «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас).Рисунок 6 – Сравнительный анализ показателей по тесту на конфликтность (Кноблох – Фальконет).Выводы по главе 3.Для выявления актуального уровня конфликтности старшеклассников нами была проведена диагностика с использованием методики «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас) и тест на конфликтность (Кноблох – Фальконет). Анализ констатирующего эксперимента позволил сделать вывод, что у испытуемых доминирует высокий уровень конфликтности. Исходя их полученных данных, нами была проведенаапробация технологии воспитания конфликтологической культуры старшеклассников.После этого была проведена повторная диагностика уровня конфликтности старшеклассников, с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе исследования. Таким образом, была доказана эффективность технологии воспитания конфликтологической культуры старшеклассников.Заключение.Анализ психолого-педагогической литературы в самом начале нашего исследования показал, что к изучению проблема конфликта обращались еще со времен Древней Греции. Далее, с развитием истории человечества развивалось и изучения данного феномена. Однако в большей степени в данном вопросе преуспели западные ученые, психологи, социологи и философы. В нашей стране изучение данного феномена основательно началось лишь с середины 80-х годов XX века и продолжается изучаться.К основным причинам, которые могут способствовать развитию конфликта между подростками и учителями, можно отнести:1. отсутствие уважения к учителю. урока и т.п. 2. Попытка учителя устранить конфликт между учениками. Это происходит в том случае, когда учитель встает на одну из конфликтующих сторон.3. Невыполнение домашних заданий, отказ от работы на уроке.4. Несправедливое отношение учителя к подростку. Другими словами, учитель сознательно начинает гнобить подростка, унижать его, делать ему колкие замечания в присутствие сверстников, намеренно занижать оценки и т.д.5. Неподобающий внешний вид подростка. Подросток намеренно игнорирует правила школьной формы, ходит неопрятным, не носит сменную обувь на урок физкультуры и т.д.К основным причинам конфликта между подростком и его родителями являются:- борьба за свободу,- непослушание, грубость, хамство,- вседозволенность, недостаток внимания со стороны родителей,- общение с «проблемными» друзьями,- алкоголь, наркотики и сигареты,- снижение успеваемости в школе,- неаккуратность и отказ подростка помогать родителям по дому,- кардинальная смена имиджа.Очень важно, чтобы родители понимали, что в каком-то вопросе им необходимо будет проявить твердость и терпение, чтобы вовремя, когда это действительно необходимо сказать «нет». Умеренная родительская строгость даст ребенку ощущения безопасности и осознания того, что за него переживают и им дорожат.К основным причинам конфликта между подростком и его сверстниками являются:- подросток – это объект буллинга (травли),- конкуренция, борьба за статус в группе,- сознательное противопоставления себя другим,- влюбленность и общение с противоположным полом.Во второй главе было проведено экспериментальное исследование роли семьи в формировании навыков конструктивного поведения личности в конфликтах, в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас), тест на конфликтность (Кноблох – Фальконет).Далее нами было проведено диагностическое исследование уровня конфликтности старшеклассников с использованием вышеописанных методик. Далее была проведенаапробация технологии воспитания конфликтологической культуры старшеклассников.Результаты повторной диагностики уровня конфликтности старшекласников подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что воспитание конфликтологической культуры старшеклассников возможно при соблюдении педагогических условий предупреждения и развития конфликтов в системе отношений старшеклассников.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.Список литературы Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.Бекмаганбетова Г.Г. Конфликтность как психологическая проблема. // Журнал. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - № 4, 2017. – С. 141-144.Бит-Мирза К. С., Сидорова А. В., Токарев А. А. Детские конфликты: как их разрешить // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 32-34. БогдановЕ.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб: Питер, 2004. - 224 с.Бондарева Г. С, Булах К. В. Конфликты между детьми в детском коллективе и способы их разрешения. [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5297/. Булатова О. В., Куликов М. А. Взаимосвязь самооценки и стиля поведения в конфликтных ситуациях в старшем школьном возрасте // Взаимодействие педагогов и специалистов социальной сферы с разными категориями населения. Екатеринбург. 2018. С. 67-71.Васильев Э.Ю. Диагностика конфликтов учителей со старшеклассниками как условие их разрешения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Таганрог, 2004 191 c.Григорьева Г. Е., Рогожникова Р. А. Конфликт в подростковом возрасте: моногр. - Пермь: РИГ НОУ ПГТИ, 2004. - 186 с.Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2004. 464 с.Гришина, Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 464 с.Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: ЭКМОС, 2000. – 320 с.Диагностикамежличностныхотношенийподростковистарше-классников: Методическиерекомендации / Сост. Л.В. Сгурская, Г.С. Тамарский. – Калининград: Изд-воКГУ, 2003. – 44 с.Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: курс лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. - 480с. Иванов А.А. Педагогические условия предупреждения конфликтов в подростковом возрасте : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2001. - 16 с.Игумнова Г.В. Психология межличностного конфликта: учебно-методический комплекс. - Йошкар-Ола, МОСИ-ООО «СТРИНГ», 2012. -185 с.Ильин Е.П. Психология для педагогов. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2005. – 302с.Козырев Г. Основы конфликтологии. - М.: Форум, 2010. - 240с. Кон И. С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 192 с.Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. — Ростов-на-Дону, 2017. – 400 с.Кравченко А.И. Культурология. - М.: Проспект, 2005. – 496 с. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.Культурология в вопросах и ответах / Под ред. проф. Драча Г.В. - М.: Гардарики, 2003. - 432 с. Культурология. // Ред. Л.Д. Столяренко, Самыгин С.И. - РнД, 2010. – 352 с. Кутюков Д. В. Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных ситуаций [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 127-129. Левиина Е.А. Межличностные конфликты в системе отношений старшеклассников. // Бюллетень науки и практики. - № 5, 2010. – С. 16-171. Лукьянова Л.Н. Причины возникновения конфликтов в образовательных учреждениях и пути их решения. // Научные исследования в образовании. - №, 2011. – С. 1-12. Любимова Г. Ю. Психология конфликта. - М.: Педагогическое общество России,2004. — 160с. Любушкина Л.А. Педагогические подходы к разрешению межличностного конфликта в подростковом возрасте. // Самарский научный вестник. - № 1 (16), 2014. – С. 69-72.Марщин, Т. А. Формирование конфликтной позиции у старшеклассников в процессе обучения : автореф. дис. …канд.пед.наук / Т. А. Марщин ; Рос. гос.ун-т им И. Канта. – Калининград, 2007. - 22 с. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с. Наумова Л. Д. Формирование готовности старших школьников к продуктивному разрешению конфликтов // Образование и наука. Известия УРО РАО. 2009. №10 (67). С. 48-58.Огородник, С. И. Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте / С. И. Огородник, Л. В. Лященко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 296-299.Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой. — М., 2017. —С. 128-138, 142-143.Почекаева, И. С. Воспитание конфликтологической культуры старшеклассников : автореф. дис. …канд. пед. наук / И. С. Почекаева ; Удмуртский гос. ун-т. – Ижевск, 2010. - 22 с. Психология конфликта/ Сост. и общая ред. Н. В. Гришиной. -СПб.,2001. – 700 с.Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. - М., 2018. -500 с. Самсонова, Н. В. Формирование конфликтологической культуры специалиста : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Н. В.Самсонова ; Российск. гос.ун-т им И. Канта. – Калининград, 2003. - 41 с. Скотт Дж. С. Конфликты пути их преодоления. – Киев, 2016. – 450 с.Скутина Т. В. Конфликтная компетентность как ресурс развития межличностного общения подростков: дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. - М.: Сибир. федер. ун-т, 2008. - 154 с. Сорокина А. И. Конфликгные проявления как форма позитивной активности в детском возрасте: Дисс .какд. психол. наук.-Уфа, 2001. Вес ник КГУ им. H.A. Некрасова, 2007, Том 13. – 200 с.Теоретическая культурология. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 624 с. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. – Киев: Свiт, 2001. - 144 с. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. - СПб.: Питер, 2003. - 250 с.Хрестоматия по культурологии. - Центр, 1998. – 592 с. Шараева Л. Г. Разрешение конфликтов в образовательной организации // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 123-127. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 2016. – 700 с.Шурыгина, О. В. Конфликтологическая культура: теоретический аспект / О. В. Шурыгина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 136-139. Щербакова, О. И. Формирование и развитие понятия «конфликтологическая культура личности» в теории и практике современной конфликтологии / О. И. Щербакова // Проблемы современного образования. – 2010. – № 2. – С.78–83.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Бекмаганбетова Г.Г. Конфликтность как психологическая проблема. // Журнал. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - № 4, 2017. – С. 141-144.
3. Бит-Мирза К. С., Сидорова А. В., Токарев А. А. Детские конфликты: как их разрешить // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 32-34.
4. БогдановЕ.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб: Питер, 2004. - 224 с.
5. Бондарева Г. С, Булах К. В. Конфликты между детьми в детском коллективе и способы их разрешения. [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5297/.
6. Булатова О. В., Куликов М. А. Взаимосвязь самооценки и стиля поведения в конфликтных ситуациях в старшем школьном возрасте // Взаимодействие педагогов и специалистов социальной сферы с разными категориями населения. Екатеринбург. 2018. С. 67-71.
7. Васильев Э.Ю. Диагностика конфликтов учителей со старшеклассниками как условие их разрешения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Таганрог, 2004 191 c.
8. Григорьева Г. Е., Рогожникова Р. А. Конфликт в подростковом возрасте: моногр. - Пермь: РИГ НОУ ПГТИ, 2004. - 186 с.
9. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2004. 464 с.
10. Гришина, Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 464 с.
11. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: ЭКМОС, 2000. – 320 с.
12. Диагностика межличностных отношений подростков и старше-классников: Методические рекомендации / Сост. Л.В. Сгурская, Г.С. Тамарский. – Калининград: Изд-воКГУ, 2003. – 44 с.
13. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: курс лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. - 480с.
14. Иванов А.А. Педагогические условия предупреждения конфликтов в подростковом возрасте : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2001. - 16 с.
15. Игумнова Г.В. Психология межличностного конфликта: учебно-методический комплекс. - Йошкар-Ола, МОСИ-ООО «СТРИНГ», 2012. -185 с.
16. Ильин Е.П. Психология для педагогов. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.
17. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2005. – 302с.
18. Козырев Г. Основы конфликтологии. - М.: Форум, 2010. - 240с.
19. Кон И. С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
20. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. — Ростов-на-Дону, 2017. – 400 с.
21. Кравченко А.И. Культурология. - М.: Проспект, 2005. – 496 с.
22. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
23. Культурология в вопросах и ответах / Под ред. проф. Драча Г.В. - М.: Гардарики, 2003. - 432 с.
24. Культурология. // Ред. Л.Д. Столяренко, Самыгин С.И. - РнД, 2010. – 352 с.
25. Кутюков Д. В. Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных ситуаций [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 127-129.
26. Левиина Е.А. Межличностные конфликты в системе отношений старшеклассников. // Бюллетень науки и практики. - № 5, 2010. – С. 16-171.
27. Лукьянова Л.Н. Причины возникновения конфликтов в образовательных учреждениях и пути их решения. // Научные исследования в образовании. - №, 2011. – С. 1-12.
28. Любимова Г. Ю. Психология конфликта. - М.: Педагогическое общество России,2004. — 160с.
29. Любушкина Л.А. Педагогические подходы к разрешению межличностного конфликта в подростковом возрасте. // Самарский научный вестник. - № 1 (16), 2014. – С. 69-72.
30. Марщин, Т. А. Формирование конфликтной позиции у старшеклассников в процессе обучения : автореф. дис. …канд.пед.наук / Т. А. Марщин ; Рос. гос.ун-т им И. Канта. – Калининград, 2007. - 22 с.
31. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
32. Наумова Л. Д. Формирование готовности старших школьников к продуктивному разрешению конфликтов // Образование и наука. Известия УРО РАО. 2009. №10 (67). С. 48-58.
33. Огородник, С. И. Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте / С. И. Огородник, Л. В. Лященко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 296-299.
34. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой. — М., 2017. —С. 128-138, 142-143.
35. Почекаева, И. С. Воспитание конфликтологической культуры старшеклассников : автореф. дис. …канд. пед. наук / И. С. Почекаева ; Удмуртский гос. ун-т. – Ижевск, 2010. - 22 с.
36. Психология конфликта/ Сост. и общая ред. Н. В. Гришиной. -СПб.,2001. – 700 с.
37. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.
38. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. - М., 2018. -500 с.
39. Самсонова, Н. В. Формирование конфликтологической культуры специалиста : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Н. В.Самсонова ; Российск. гос.ун-т им И. Канта. – Калининград, 2003. - 41 с.
40. Скотт Дж. С. Конфликты пути их преодоления. – Киев, 2016. – 450 с.
41. Скутина Т. В. Конфликтная компетентность как ресурс развития межличностного общения подростков: дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. - М.: Сибир. федер. ун-т, 2008. - 154 с.
42. Сорокина А. И. Конфликгные проявления как форма позитивной активности в детском возрасте: Дисс .какд. психол. наук.-Уфа, 2001. Вес ник КГУ им. H.A. Некрасова, 2007, Том 13. – 200 с.
43. Теоретическая культурология. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 624 с.
44. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. – Киев: Свiт, 2001. - 144 с.
45. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. - СПб.: Питер, 2003. - 250 с.
46. Хрестоматия по культурологии. - Центр, 1998. – 592 с.
47. Шараева Л. Г. Разрешение конфликтов в образовательной организации // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 123-127.
48. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 2016. – 700 с.
49. Шурыгина, О. В. Конфликтологическая культура: теоретический аспект / О. В. Шурыгина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 136-139.
50. Щербакова, О. И. Формирование и развитие понятия «конфликтологическая культура личности» в теории и практике современной конфликтологии / О. И. Щербакова // Проблемы современного образования. – 2010. – № 2. – С.78–83.
Вопрос-ответ:
Каковы концептуальные основы изучения межличностных конфликтов между старшеклассниками?
Концептуальные основы изучения межличностных конфликтов между старшеклассниками включают в себя их характеристику с точки зрения общей педагогической конфликтологии, анализ конфликтов в системе отношений старшеклассников и выявление основных причин юношеских конфликтов в современной школе.
Какие причины юношеских конфликтов в современной школе можно выделить?
В современной школе можно выделить такие причины юношеских конфликтов, как различия в социальном статусе, несоответствие ожиданий, конкуренция, несогласованность ценностей и интересов, низкая межличностная компетентность и другие.
Какие педагогические условия помогут разрешить межличностные конфликты между старшеклассниками?
Педагогические условия, способствующие разрешению межличностных конфликтов между старшеклассниками, включают в себя создание доверительной атмосферы в классе, обучение навыкам коммуникации и урегулирования конфликтов, развитие эмпатии и толерантности, установление четких правил и норм поведения.
Какие основные функции школьного конфликта?
Основные функции школьного конфликта включают в себя выражение и удовлетворение потребностей, обратную связь, укрепление групповой идентичности, преодоление стереотипов, обучение навыкам решения конфликтов, регулирование силы и контроля, создание возможностей для индивидуального и группового развития.
Какие методы предупреждения межличностных конфликтов между старшеклассниками вы можете порекомендовать?
Для предупреждения межличностных конфликтов между старшеклассниками можно использовать методы, такие как тренинги по развитию навыков коммуникации и урегулирования конфликтов, проведение групповых дискуссий и игр, работа над развитием эмоционального интеллекта, создание классных правил и процедур для решения конфликтных ситуаций.
Какова сущность межличностных конфликтов между старшеклассниками?
Сущность межличностных конфликтов между старшеклассниками заключается в противостоянии интересов, ценностей и потребностей, которое возникает в системе их отношений.
Какие предупреждающие меры можно предпринять для разрешения межличностных конфликтов между старшеклассниками?
Для разрешения межличностных конфликтов между старшеклассниками можно предпринять такие меры, как обучение навыкам коммуникации и конфликтологии, создание доверительной обстановки, проведение тренингов по разрешению конфликтов и поиску компромиссных решений.
Какие конфликты между старшеклассниками являются объектом социального и педагогического исследования?
Объектом социального и педагогического исследования являются конфликты, которые возникают в системе отношений старшеклассников, такие как конфликты между учениками разных классов, конфликты между учениками и учителями, конфликты на основе различий в социальном статусе и т.д.
Что является основными причинами конфликтов между старшеклассниками в современной школе?
Основными причинами конфликтов между старшеклассниками в современной школе являются различия во мнениях и ценностях, конкуренция за ресурсы и внимание, отсутствие управления эмоциями, недостаточное взаимопонимание и толерантность.
Какие педагогические условия способствуют разрешению межличностных конфликтов между старшеклассниками?
Разрешению межличностных конфликтов между старшеклассниками способствуют такие педагогические условия, как наличие эффективного системного подхода к работе с конфликтами, учет воспитательных потребностей учащихся, использование методов психологической помощи и поддержки, наличие доверительных отношений между учащимися и педагогами.