Качественные методы
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 9 + 9 источников
- Добавлена 04.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1 Сущность качественных методов исследования
Глава 2 Характеристика основных методов качественного исследования
Заключение
Список использованной литературы
Но имеется возможность устранить данные недостатки при помощи следующих средств;- подбор организаторов должен производиться из разных структур (социальных и научных направлений);- одну проблему необходимо прогонять через несколько групп экспертов;- необходимо брать во внимание различные креативные и альтернативные варианты решения проблемы.Заключающим рассмотренным методом будет Мозговой штурм. Данный метод характеризуется дискуссией по озвученной теме, в процессе которой происходит активация творческих потенциалов экспертов. Итого являются предложения максимально возможных вариантов решения проблемы. Данный метод был разработан Алексом Осборном в 40-х годах двадцатого века с целью получения максимального количества вариантов решения поставленной задачи. Его эффективность поистине уникальна, так как 6-7 человек за 40 минут могут предложить 150 и более различных идей.В основу мозгового штурма заложено понимание того, что одной из главных преград, препятствующих появлению новых нестандартных идей, является опасение их негативной публичной оценки [8]. Замечено, что обычно люди стараются не высказывать принципиально новые идеи вследствие нежелания столкнутся со скептическим восприятием и насмешками со стороны коллег. Так, целью применения метода является отсутствие оценочных компонентов на начальном этапе генерации идей.Этапы данного метода можно изобразить следующим образом (рисунок 4).Рисунок 4 – Этапы метода «Мозговой штурм» [8]Таким образом, на первом этапе происходит формирование задачи по исследуемой теме, после чего назначается руководитель и 2 группы экспертов. В первой группе происходит генерация идей, во второй их оценка. Специалисты в первую группу должны подбираться с учетом:- разнообразие опыта, квалификаций, профессий;- группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;- состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;- примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы [8].На втором этапе, от которого зависит конечный результат, происходит обсуждение проблемы без критики высказанных идей, с максимально возможным выдвижением возможных идей и с поощрением любых идей, даже самых необычных.На заключающем этапе происходит отбор и оценка полученных идей, второй группой. Так, специалисты по рассматриваемой проблематике выбирают критерии оценки идей, к примеру, новизна, практическая реализация, актуальность, затраты для реализации и т. д. далее, сортируют идеи и производят их анализ на предмет возможности реализации.Основными недостатками данного метода являются:Особая творческая атмосфера, стимулирующая участников высказать максимально возможное количество идей, эффективно используя при этом свой творческий потенциал, так как каждому из участников мозгового штурма хочется не отставать от коллег по количеству высказанных идей и их креативности.Коллективная деятельность участников, имеющих разный опыт, знания, способности, тип личности, понимание проблемы, образует своеобразный синергический эффект, в разы усиливающий полученный вследствие поиска результат.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении данной работы необходимо сделать некоторые выводы. Качественные методы исследования большую роль играют в планировании и прогнозировании многих макро и микроэкономических показателей. Научные логические методы экономического исследования зачастую классифицируют согласно тому, какие системы обоснования (качественные или количественные) используются в рассмотрении той или иной хозяйственной проблемы. При таком подходе все методы можно разделить на количественные и качественные.Качественный метод экономического анализа — это экономический метод, при котором операции измерения практически не используются, а основное внимание сосредоточено на словесном описании, интерпретации, истолковании и объяснении свойств изучаемого экономического объекта. Главной целью при этом является достижение понимания сущности исследуемых свойств (качеств), а также необходимая логическая (рациональная) интерпретация их.Сущность метода Дерева целей заключается в демонстрации и разбивки общей генеральной цели на некоторое количество подцелей. Вершиной является генеральная цель, а проходящие через нее линии – подцели, осуществление которых необходимо для реализации цели.Основным требованием к данному методу является отсутствие циклов. Также, разукрупнение целей является содержательность каждого уровня. При помощи экспертов производится оценка важности имеющихся целей и значимости имеющихся связей между ними.Метод Дельфиразработался в 50-60 годы двадцатого века, основной задачей его является прогнозирование неких явлений, а основной особенностью является анонимность, заочность и многоуровневость. Сущность данного метода заключается в обобщении и обработке индивидуальных оценок экспертов по поводу рассматриваемой ситуации. Данный метод характеризуется дискуссией по озвученной теме, в процессе которой происходит активация творческих потенциалов экспертов. Итого являются предложения максимально возможных вариантов решения проблемы. Данный метод был разработан Алексом Осборном в 40-х годах двадцатого века с целью получения максимального количества вариантов решения поставленной задачи.Таким образом, в процессе исследования качественных методов исследования было рассмотрено 3 ключевых метода. Возможность применения каждого из них должна определяться экспертами, рассматривающими тот или иной объект/явление. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки, поэтому к выбору метода необходимо подходить со всей ответственностью, изначально проанализировав, применение какого метода принесет наибольший эффект. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Кораблева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 365 с.2.Модели : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Н. Гармаш, И. В. Орлова, В. В. Федосеев ; под ред. В. В. Федосеева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 328 с.3. Королев, А. В. Экономико-математические методы и моделирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. В. Королев. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 280 с.4. Основы экономической теории: учебник для СПО / Е. Н. Лобачева [и др.] ; под ред. Е. Н. Лобачевой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 539 с.5. Шагин, В. Л. Математический анализ. Базовые понятия: учеб. пособие для СПО / В. Л. Шагин, А. В. Соколов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 245 с.5.Экономический анализ / Л. В. Попова и др. - М: Дело и сервис, 2018. - 336 c.6.Качественные методы экономического анализа [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://studwood.ru/7.Метод Дельфи и его применение [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://4brain.ru8.Метод мозгового штурма: описание, этапы и преимущества [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://b-trainika.com/blog/metod-mozgovogo-shturma/9.Сущность метода «дерево целей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://studwood.ru/773053/menedzhment/suschnost_metoda_derevo_tseley
2. Модели : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Н. Гармаш, И. В. Орлова, В. В. Федосеев ; под ред. В. В. Федосеева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 328 с.
3. Королев, А. В. Экономико-математические методы и моделирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. В. Королев. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 280 с.
4. Основы экономической теории: учебник для СПО / Е. Н. Лобачева [и др.] ; под ред. Е. Н. Лобачевой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 539 с.
5. Шагин, В. Л. Математический анализ. Базовые понятия: учеб. пособие для СПО / В. Л. Шагин, А. В. Соколов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 245 с.
5. Экономический анализ / Л. В. Попова и др. - М: Дело и сервис, 2018. - 336 c.
6. Качественные методы экономического анализа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/
7. Метод Дельфи и его применение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://4brain.ru
8. Метод мозгового штурма: описание, этапы и преимущества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://b-trainika.com/blog/metod-mozgovogo-shturma/
9. Сущность метода «дерево целей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/773053/menedzhment/suschnost_metoda_derevo_tseley
Вопрос-ответ:
Какие недостатки имеют качественные методы исследования?
Недостатками качественных методов исследования являются их субъективность, непрезентативность и трудоемкость.
Какие средства используются для устранения недостатков качественных методов исследования?
Для устранения недостатков качественных методов исследования могут быть использованы средства, такие как подбор организаторов из разных структур социальных и научных направлений, прогон проблемы через несколько групп экспертов, а также учет креативных и альтернативных вариантов решения проблемы.
Какой подход используется при выборе организаторов для качественного исследования?
При выборе организаторов для качественного исследования необходимо производить подбор из разных структур социальных и научных направлений.
Какие методы использовать для преодоления субъективности качественных методов исследования?
Для преодоления субъективности качественных методов исследования рекомендуется прогонять одну проблему через несколько групп экспертов и учитывать различные креативные и альтернативные варианты решения проблемы.
Какие основные характеристики качественных методов исследования?
Основными характеристиками качественных методов исследования являются их субъективность, гибкость, глубокий анализ объекта исследования, а также возможность обнаружения новых тенденций и явлений.
Какие недостатки имеют качественные методы исследования?
К недостаткам качественных методов исследования можно отнести их субъективность и непредставительность, так как результаты исследования могут зависеть от мнения и восприятия исследователя. Также качественные методы требуют большого объема времени и ресурсов, так как их проведение требует глубокого анализа данных. Однако, эти недостатки могут быть устранены при помощи различных средств, таких как подбор организаторов из разных структур социальных и научных направлений, привлечение нескольких групп экспертов для решения одной проблемы и использование креативных и альтернативных вариантов решения проблемы.
Какие основные методы качественного исследования существуют?
Основные методы качественного исследования включают такие подходы, как глубинное интервьюирование, наблюдение, фокус-группы, анализ документов и артефактов. Глубинное интервьюирование позволяет получить детальные и глубокие ответы от участников исследования, наблюдение позволяет изучать поведение и действия людей в естественной среде, фокус-группы позволяют провести дискуссии с группой людей для выявления общих мнений и взглядов, а анализ документов и артефактов позволяет исследовать уже существующие данные и материалы. Каждый из этих методов имеет свои преимущества и ограничения, и выбор метода зависит от конкретных целей исследования.
Какими средствами можно устранить недостатки качественных методов исследования?
Для устранения недостатков качественных методов исследования можно использовать следующие средства. Во-первых, подбор организаторов исследования должен производиться из различных структур социальных и научных направлений, чтобы получить разнообразные точки зрения и мнения. Во-вторых, одну и ту же проблему необходимо прогонять через несколько групп экспертов, чтобы получить разные взгляды на проблему. Кроме того, необходимо учитывать различные креативные и альтернативные варианты решения проблемы, чтобы получить более полное представление о возможных решениях. Таким образом, устранение недостатков качественных методов исследования требует тщательного подхода и использования различных стратегий и техник.
Чем отличаются качественные методы исследования от количественных?
Качественные методы исследования основываются на получении глубокого понимания явления или проблемы, а не на измерении и подсчете данных. Они ориентированы на изучение качественных характеристик, таких как мотивации, взгляды и опыт, в то время как количественные методы работают с измеряемыми и подсчитываемыми переменными.