Психологические особенности самовоспитания волевых качеств курсантов Военного университета в процессе физической подготовки

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 35 35 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 05.04.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Научные подходы к проблеме самовоспитания волевых качеств курсантов Военного университета в процессе физической подготовки 6
1.1.Технология физической подготовки курсантов Военного ВУЗа, направленная на повышение уровня готовности к профессиональной деятельности 6
1.2.Инновационные психолого-педагогические подходы к повышению качества физической подготовленности курсантов военных ВУЗов 9
2.Психологические особенности самовоспитания волевых качеств курсантов Военного университета в процессе физической подготовки 14
2.1. Определение понятия «воля» и общие характеристики волевых качеств 14
2.2.Особенности самовоспитания волевых качеств курсантов Военного университета в процессе физической подготовки 18
3. Прикладное значение и практические рекомендации по самовоспитанию волевых качеств курсантов Военного университета в процессе физической подготовки 23
3.1. Прикладное значение самовоспитания волевых качеств у курсантов университета в процессе физической подготовки 23
3.2. Практические рекомендации по самовоспитанию волевых качеств курсантов Военного университета в процессе физической подготовки 28
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Фрагмент для ознакомления

Тренировочные упражнения оказывают комплексное воздействие на организм занимающихся физическими упражнениями и затрагивают различные аспекты психологического и волевого характера.Во время этих занятий студенты постоянно поддерживают и воспитывают усидчивость, целеустремленность, умение сдерживать эмоции, не терять самообладания и всегда контролировать свои действия, а также проявлять волю к победе.Различные физические упражнения требуют от курсантов постоянного взаимодействия друг с другом, поддержания дисциплины, использования навыков взаимопомощи, подстраховки и коллективных действий, которые важны для продолжения деятельности.Большое значение в воспитании психологических качеств имеют специальные методические приемы, которые в зависимости от конкретной направленности можно разделить на три группы.К первой группе относятся приемы, направленные в первую очередь на создание условий для проявления психических качеств .Вторую группу составляют методические приемы, целью которых, прежде всего, является стимулирование сотрудников к преодолению трудностей путем формирования сознательно-активного отношения к поставленным задачам.Третью группу составляют методические приемы, направленные прежде всего на обеспечение успеха в тренировочных упражнениях, связанных с проявлением определенных психологических качеств. Это достигается:- Постепенное увеличение удельной сложности упражнений, сочетающееся в ряде случаев со значительным усложнением условий их выполнения;;- Повторение упражнений в различных условиях, в частности, в тех, которые сложнее, чем требуют правила;- Использование специальных приемов для преодоления стойких негативных проявлений психологических качеств и влияния неудач при выполнении упражнений.Все вышеперечисленные методические приемы применяются комплексно, в соответствии с особенностями содержания, задачами обучения и воспитания, а также с учетом подготовленности курсантов.Физическая подготовка направлена на обеспечение высокого уровня развития не только физической, но и моральной подготовленности курсантов. Поэтому в процессе физического совершенствования персонала задачи обучения и повышения квалификации должны быть тесно взаимосвязаны, а пути и методы их решения должны органически дополнять друг друга.Все это требует высокого педагогического мастерства сотрудников, особенно специалистов по физической культуре и спорту.Соревновательный процесс физической подготовки также очень важен. В ее ходе курсанты проявляют стремление превзойти соперника, быстроту, ловкость, силу и меткость для достижения поставленных учителем задач. Она также обучает курсантов действиям с максимальной эффективностью, необходимым для преодоления высокой двигательной активности, тяжелых физических нагрузок, а также перехода от одного вида деятельности к другому на протяжении всего урока.Развитие способности работать с полной самоотдачей имеет важное значение для успешного выполнения задач, которые должны стоять перед курсантами полиции в их будущей карьере.Для воспитания произвольных качеств необходимо правильно распределять физические нагрузки на занятиях. Контроль осуществляется непосредственно преподавателем, который, в свою очередь, должен правильно учитывать все факторы, определяющие режим воздействия упражнений на организм, такие как индивидуальные и гендерные особенности курсантов.Одним из таких факторов является количество повторений упражнения с учетом их воздействия на данную группу мышц. Чем больше раз это повторяется, тем больше нагрузка. Это непосредственно влияет на эмоционально-психологический фон курсантов, а значит, сказывается и на воспитании волевых качеств.Таким образом, основными факторами, определяющими формирование волевых качеств курсантов на занятиях физической культурой, являются уровень развития:- Общая и силовая выносливость;- Ловкость;- Эмоциональная стабильность;- Быстрое мышление;- Быстрота в выполнении заданий, а также умение преодолевать препятствия.С учетом требований, сложившихся в современных условиях эксплуатации, курсанты должны обладать не только хорошими физическими данными, но и устойчивым эмоциональным и психическим равновесием.Физическая культура обладает различным арсеналом упражнений и приемов борьбы, владение которыми имеет большое значение для дальнейшей службы в органах внутренних дел и выполнения оперативно-служебных задач. Именно спорт закладывает основы для развития волевых качеств курсантов.3.2.Практические рекомендации по самовоспитанию волевых качеств курсантов Военного университета в процессе физической подготовкиУчебный процесс по физической культуре в высших учебных заведениях требует от студентов полной отдачи своих физических, нравственно-волевых, нервно-психических и интеллектуальных сил. Это связано с тем, что курсант большую часть времени находится в определенной среде и не может оставаться изолированным от нее. Кроме того, он воспитывает свою совесть, волю, поведение и человеческие качества в соответствии с требованиями окружающей среды.В системе профессионального образования важное место занимает физическая подготовка курсантов. И как дисциплина она направлена на формирование у кадета определенных идеологических представлений. Для курсанта, будущего сотрудника правоохранительных органов, самообразование является одним из важнейших факторов подготовки его личности к будущей профессиональной деятельности.Несомненно, активная позиция курсанта по отношению к своей личности и будущей профессиональной деятельности является важным мобилизующим фактором для самообразования и развития личности.Самообразование, которое служит средством повышения квалификации курсанта в учебном заведении МВД, может развиваться по нескольким направлениям: интеллектуальное самообразование, добровольное самообразование, эмоциональное самообразование.Интеллектуальное самообразование предполагает работу над развитием важнейших качеств ума (критичность, глубина, гибкость, творческое воображение). Важным обстоятельством является приложение усилий для избавления от недостатков: самодовольства, лени, умственной инертности.Волевое самовоспитание связано с формированием стремления к решению жизненных задач, практической реализации намеченных планов, постоянному преодолению трудностей на пути к цели. Важным моментом является формирование умения распределять время, выполнять рационально спланированный распорядок дня. Механизмы волевого самовоспитания-саморегуляция, самовнушение, установка на соответствие сформулированным требованиям и правиламЭмоциональное самовоспитание связано с формированием внешнего сопротивления, сдерживания, контроля за возникновением и течением различных эмоциональных состояний. При этом важно формировать оптимистический и позитивный настрой, развивать добрые и человеческие чувства, нравственную культуру и умение сопереживать.Удовлетворение внутренней потребности как основной механизм развития личности курсанта проявляется в процессе его активной деятельности в школе и общественной жизни. В этом смысле самообразование и самообразование играют особую роль. А развитие самообразования основано на формировании и движении взаимосвязанных процессов изменения позиции курсанта во взаимодействии с окружающим миром.Движущие силы самообразования будущего специалиста определяются как социальными запросами общества, так и отношением к ним. Преодоление этих противоречий-процесс саморазвития.Не менее важной профессиональной характеристикой будущего специалиста считается уверенность в себе. Курсант в первые годы обучения еще не обладает этим качеством. На самом деле при таком качестве это произошло бы при разумной мобилизации и стабильности поведения. А сомнение связано с низким уровнем компетентности, повышенной самооценкой, боязнью выглядеть хуже других.Если кадет сомневается в себе, он должен разработать собственный план действий по самообразованию. Этот план должен включать:- Выявление самого фактора неуверенности в себе, фиксация его в сознании в виде застенчивости и застенчивости;- Отношение к нему, забота о нем, принятие соответствующих мер;- Выработайте определенные специфические требования, чтобы автоматически изменить свою личность;- Разработка путей преодоления их недостатков;- Создание системы самонаблюдения и самоконтроля за самочувствием, поведением и сознательной регуляцией своих эмоций и действий в различных условиях и обстоятельствах.На самом деле в различных жизненных ситуациях процесс самообразования может не совпадать с ходом человеческих действий. Однако это должна быть хорошо продуманная имитация самопознания личных действий. Особое значение в самообразовании курсанта имеет профессиональное самообразование. А это включает в себя не только развитие его специальных знаний, умений и навыков, но и совершенствование неспецифических качеств его профессии.В процессе обучения переплетаются процессы воспитания и самообразования. Активное профессиональное самообразование курсанта начинается тогда, когда он хорошо учится, знакомится с выбранной профессией и понимает себя. Основная функция воспитания курсанта заключается в том, чтобы направить его на адаптацию к профессиональной деятельности и способствовать формированию его личности.В дальнейшем курсант должен учитывать программу изменений в своей личности, актуальные моменты самоизменения в развитии личности.Не менее важными в воспитании курсанта являются такие качества, как:- Развивать чувство объективности и справедливости по отношению к собеседнику;- Желание совершенствовать свои знания в области будущей профессии;- Разумная аккуратность и нравственная воля при исполнении своих профессиональных обязанностей;- Развитие мобилизационной активности в процессе формирования личности.В систему мобилизации интеллектуальных, физических и нервно-психических сил в связи с вашим совершенствованием можно включить:- Развитие навыков самонаблюдения и самообразования;- Нужно искать собственные силы и средства, чтобы изменить свою личность;- Сознательное воздействие на вашу психику с точки зрения воспитательной направленности и приобретения опыта управления вашими желаниями;- Овладеть простыми приемами самовнушения и самоубеждения;- Умение разработать методику проектирования и самопроектирования своей личности.Поэтому процессы самообразования и самообразования являются одним из важнейших и необходимых факторов профессиональной подготовки будущего специалиста. Кроме того, эти процессы помогут курсанту приобрести морально-этические качества для будущей профессиональной деятельности.ЗаключениеТаким образом, кадет с сильной волей-это не удел каждого, но каждый может укрепить волю, стать достаточно волевым человеком. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая внешние и внутренние препятствия, курсант развивает волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для его учебы и профессиональной деятельности. Необходимым условием успешного воспитания волевых и волевых качеств является развитие у курсантов стремления развивать их в себе.На курсах физической подготовки курсанты выполняют различные упражнения для развития своих моральных, волевых и психологических качеств, такие как выполнение различных нормативов гимнастической экипировки, преодоление полос препятствий, бег на разные дистанции, бег на длинные дистанции по твердому рельефу, а также тренировка в рукопашном бою.Для развития самоконтроля и выносливости на занятиях необходимо моделировать различные ситуации, близкие к естественным условиям, в которых учащиеся должны выполнить задание, используя быстрое оперативное мышление и импровизацию.Преодоление полосы препятствий и организация тренировочных матчей и боев в условиях усталости после пройденного кросс-кантри развивает смелость, стойкость и способность быстро принимать решения. Кроме того, дисциплинированность и организованность курсантов на курсах физической подготовки подкрепляются четкостью заданий, посещаемостью курсов, соблюдением формы, соблюдением требований безопасности на занятиях.Формирование нравственно-волевых качеств курсантов зависит, прежде всего, от того, как строятся занятия физической культурой, а следовательно, непосредственно от профессионализма и педагогического мастерства преподавателей, ведущих практические занятия. Руководитель урока-преподаватель должен быть готов к уроку и умело направлять деятельность учащихся на непрерывное чередование движений и действий, которые развивают у курсантов необходимые двигательные навыки.В процессе физической подготовки у курсантов развиваются решительность, стойкость, характер, умение сдерживать свои эмоции, самообладание и самоконтроль своих действий, воля к победе, настойчивость и другие важные качества. Это способствует приобретению навыков коллективных действий, что очень важно для продолжения профессиональной деятельности курсантов.Список используемой литературыФедеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) Официальное издание(с последующими изменениями).- М.,2019Юрий Владимирович Волненко. Технология физической подготовки курсантов военного вуза, направленная на повышение уровня готовности к профессиональной деятельности6 дис. …канд. пед. наук. Хабаровск,2008.Приказ Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. N 670 "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)Гожиков В.Я., Стрелков А.А. Инновационные психолого-педагогические подходы к повышению качества физической подготовленности курсантов Военных ВУЗов: Ценностно-мотивационный контекст // 2015 u/ C/ 87-89.Агафонов Т. И. О волевых проявлениях личности в затрудненных условиях // Вопросы психологии. 1956.Макарова, И.В. Общая психология: Учебное пособие для СПО / И.В. Макарова. - Люберцы: Юрайт, 2016. Басов, М. Я. Воля как предмет функциональной психологии / М.Я. Басов. - М.: Алетейя, 2007.Манукян А.Р. Самовоспитание военнослужащих как фактор самосовершенствования личности будущих офицеров / А. Р. Манукян. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.- 2007. -С. 390-395МулюковаИлюзаРадиковна, Саяркин Леонид Андреевич. книг Самообразование и самовоспитание военнослужащих. Руководство ими в ходе военной службы.// М. 2015Полупан, Сергей Николаевич. Самовоспитание как условие формирования профессионализма курсантов современного военного института : автореферат дис. ... кандидата, 2010 г.Уваров Л.Н., Уткин В.Г. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы в воинской части. М.: Воениздат. 2015. Калюжный А.С. Профессиональное самовоспитание военнослужащих,2016Слюсарев А.В. Воспитание волевых качеств у курсантов средствами физической подготовки. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012. Владимир Юрьевич Колесников, Воспитание морально- волевых и психологических качеств у курсантов в процессе занятий физической подготовкой,2017

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) Официальное издание(с последующими изменениями).- М.,2019
2. Юрий Владимирович Волненко. Технология физической подготовки курсантов военного вуза, направленная на повышение уровня готовности к профессиональной деятельности6 дис. …канд. пед. наук. Хабаровск,2008.
3. Приказ Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. N 670 "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
4. Гожиков В.Я., Стрелков А.А. Инновационные психолого-педагогические подходы к повышению качества физической подготовленности курсантов Военных ВУЗов: Ценностно-мотивационный контекст // 2015 u/ C/ 87-89.
5. Агафонов Т. И. О волевых проявлениях личности в затрудненных условиях // Вопросы психологии. 1956.
6. Макарова, И.В. Общая психология: Учебное пособие для СПО / И.В. Макарова. - Люберцы: Юрайт, 2016.
7. Басов, М. Я. Воля как предмет функциональной психологии / М.Я. Басов. - М.: Алетейя, 2007.
8. Манукян А.Р. Самовоспитание военнослужащих как фактор самосовершенствования личности будущих офицеров / А. Р. Манукян. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.- 2007. -С. 390-395
9. Мулюкова Илюза Радиковна, Саяркин Леонид Андреевич. книг Самообразование и самовоспитание военнослужащих. Руководство ими в ходе военной службы.// М. 2015
10. Полупан, Сергей Николаевич. Самовоспитание как условие формирования профессионализма курсантов современного военного института : автореферат дис. ... кандидата, 2010 г.
11. Уваров Л.Н., Уткин В.Г. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы в воинской части. М.: Воениздат. 2015.
12. Калюжный А.С. Профессиональное самовоспитание военнослужащих,2016
13. Слюсарев А.В. Воспитание волевых качеств у курсантов средствами физической подготовки. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012.
14. Владимир Юрьевич Колесников, Воспитание морально- волевых и психологических качеств у курсантов в процессе занятий физической подготовкой,2017

Вопрос-ответ:

Какие научные подходы используются в самовоспитании волевых качеств курсантов Военного университета?

В самовоспитании волевых качеств курсантов Военного университета используются различные научные подходы, в том числе психологические и педагогические. Основными методами являются моделирование, самоконтроль и самоанализ, формирование мотивации и самодисциплины. Также важными аспектами являются развитие саморегуляции и самоорганизации, обучение управлению своими эмоциями и стрессоустойчивости.

Какая технология физической подготовки курсантов Военного университета направлена на повышение уровня готовности к профессиональной деятельности?

Технология физической подготовки курсантов Военного университета направлена на улучшение физической формы, развитие силы, выносливости и гибкости. Она также включает в себя тренировки по развитию координации и быстроты, а также упражнения на развитие тактических навыков и реакции. Все это способствует повышению уровня готовности курсантов к профессиональной деятельности и повышению их эффективности в боевых условиях.

Какие инновационные психолого-педагогические подходы используются для повышения качества физической подготовленности курсантов?

Для повышения качества физической подготовленности курсантов Военного университета используются различные инновационные психолого-педагогические подходы. Например, применяются методы мотивации и самоорганизации, которые помогают курсантам развивать настойчивость и самодисциплину в процессе физических тренировок. Также используются методы индивидуального подхода, которые позволяют учесть особенности каждого курсанта и разработать для него оптимальную программу тренировок. Кроме того, применяются современные технологии в области виртуальной реальности и симуляторов, которые позволяют курсантам тренироваться в условиях, максимально приближенных к реальным боевым ситуациям.

Какие научные подходы используются для решения проблемы самовоспитания волевых качеств курсантов Военного университета в процессе физической подготовки?

Научные подходы, используемые для решения проблемы самовоспитания волевых качеств курсантов Военного университета в процессе физической подготовки, включают в себя психологические и педагогические методы. Они основаны на изучении психологических особенностей самовоспитания и волевых качеств у курсантов, а также на использовании эффективных методов и технологий в физической подготовке.

Какая технология физической подготовки курсантов Военного университета помогает повысить уровень готовности к профессиональной деятельности?

Технология физической подготовки курсантов Военного ВУЗа, направленная на повышение уровня готовности к профессиональной деятельности, включает в себя комплексные тренировки, основанные на развитии физических и психологических качеств. Эта технология включает в себя различные методы тренировок, такие как интенсивные тренировки, функциональная тренировка, силовые тренировки и др. Она также уделяет внимание развитию волевых качеств, таких как решительность, целеустремленность и упорство.

Какие инновационные психолого-педагогические подходы используются для повышения качества физической подготовленности курсантов?

Для повышения качества физической подготовленности курсантов применяются различные инновационные психолого-педагогические подходы, такие как персонализированное обучение, технологии виртуальной реальности, использование игровых элементов в тренировках и мотивационные методы. Эти подходы позволяют повысить мотивацию курсантов, создать эффективные условия для развития физических качеств, а также способствуют формированию волевых качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Какие психологические особенности самовоспитания волевых качеств наблюдаются у курсантов Военного университета в процессе физической подготовки?

В процессе физической подготовки курсанты Военного университета развивают такие волевые качества, как настойчивость, целеустремленность, самодисциплина и выдержка. Они учатся преодолевать трудности и преодолевать себя, а также развивают высокую мотивацию к достижению своих целей.

Какие научные подходы используются для решения проблемы самовоспитания волевых качеств курсантов Военного университета в процессе физической подготовки?

Для решения этой проблемы используются различные научные подходы, такие как позитивная психология, теория саморегуляции, когнитивно-поведенческий подход и др. Они позволяют более эффективно работать с мотивацией курсантов, развивать их саморегуляцию, управление вниманием и переживаниями, а также формировать устойчивые навыки волевого поведения.