Организационный стресс и психологические факторы его развития у военнослужащих

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 36 36 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 07.04.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ основных подходов к организационному стрессу 6
Глава 2. Основные психологические факторы организационного стресса у военнослужащих 10
Глава 3. Основные способы психологической саморегуляции стрессовых состояний у военнослужащих 17
Глава 4. Практические рекомендации военнослужащим по психологической саморегуляции состояний стресса 27
Список использованных источников 35
Фрагмент для ознакомления

Тут релаксация достигается путем напряжения. Надо напрячь, например, кисти рук, а потом максимально их расслабить и т.д. Одновременно с расслаблением должно прийти и ощущение освобождения от напряжения, которое надо любым образом усиливать.Прием «Выдыхание боли». Пребывая в любом положении, расслабиться, установить ровное дыхание. Далее, делая вдох, представить, что в груди формируется облако целительных жизненных сил, например, серо-голубого цвета. Затем представить болевой участок, «увидеть» больной орган, обладающий коричнево-черным цветом. После чего, делая медленный выдох, направить целительное облако на больной орган, акцентируя внимание на том, как оно обволакивает болевой участок, вырывает куски боли и выбрасывает из тела. Упражнение повторять до тех пор, пока оно не «вычистит» болящий орган и последний не приобретет естественный цвет.Прием «Образ боли» подразумевает работу с субмодальностями - качествами образа боли - последовательное изменение качеств образа боли: температуры, цвета, материала от неприятных до приятных. На последнем этапе целесообразно представить боль. К примеру, в виде воздушного шара, который улетает от болезненного места [17].Прием «Перегрузка» предполагает во время переживания боли детально описывать все находящиеся в поле зрения предметы, последовательно перемещаясь из угла в угол.Прием «Контекст» подразумевает представление такого контекста переживания боли, в которой человек перестает о ней думать, к примеру, при переживании болевого ощущения стоит представить ситуацию чрезвычайной опасности (возникновение перед военнослужащим противника). Важно рефлекторно закрепить («заякорить») болевое ощущение с ситуацией опасности.Самовнушение. Широкое распространение среди приемов самовнушения получила методика французского аптекаря Куэ, которую он обозначил в качестве школы самообладания посредством сознательного самовнушения. Метод Куэ - метод самовнушения, который основанна многократном повторении формулы, которая содержит утверждение о хорошем здоровье отдельного органа, хорошем самочувствии, настроении, уверенности в себе и т.п. Он дает возможность подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными. Согласно разработчику, формула самовнушения должна быть простой и не носить подавляющего характера. К примеру: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше». Произвольное самовнушение должно реализовываться без каких-либо волевых усилий.Индивидуальный психофизический тренинг (метод подготовки специалистов ВДВ А. Ю. Федотова) [13].ИПФТ - это комплекс методик подготовки воинов к деятельности в сложных ситуациях путем целенаправленного развития заданной структуры психологических качеств, которая основана на взаимосвязи биодинамической и чувственной ткани, путем усвоения двигательных инвариантов и формированием соответствующих им чувственных образов профессионального действия, закрепляемого на рефлексивном слое сознания в виде профессионально ориентированных интегральных образов и понятий.Целенаправленное формирование чувственных образов профессиональных действий, значимых сенсорных признаков средств и предметов профессиональной деятельности дает исходный материал, комплексироване которого в трехмерной системе координат трудной ситуации позволяет получить целостный образ ситуации, облегчающий прогнозирование ее развития и разрешение путем постоянногои правильного оценивания результативности действий при их корректировке в соответствии с каждым из возможных вариантов развития событий.Программа ИПФТ разрабатывается в зависимости от специфики боевой деятельности, в соответствии с особенностями задач, условий, средств и способов их боевого использования. Применение ее в общем контексте профессиональной подготовки даётвозможность повысить продуктивность их деятельности в сложных ситуациях.Ситуативно-образный психологический тренинг (СОПТ)(по методике С. Дудина). Это метод психологической подготовки военнослужащих к бою, который основывается на мысленном воспроизведении боевой ситуации, вариантов ее развития, реализуемых действий и эмоционального фона деятельности. Одновременно с этим, военнослужащий как бы воспринимает действительную боевую ситуацию «глазами» ее участника (субъекта боевой ситуации) [10].Тренинг включает следующие этапы:В ходе первого военнослужащим надо подробно описать боевую ситуацию.После чего на втором этапе, им нужно мысленно повторять фразы, которые характеризуют боевую ситуацию, и стараться как можно ярче представить себе те образы, о которых говорится. Важно, чтобы военнослужащие пытались воспроизвести как визуальные образы ситуаций, так и слуховые, тактильные, вкусовые, которые дают полную картину условий выполнения боевой задачи. Потом воинам необходимо формировать образ собственного поведения. Это помогает развивать чувство уверенности в себе, собственных силах, требуемых для боя качеств характера. Для этого военнослужащим можно идентифицировать себя с реальными либо вымышленными личностями, являющимися для них образцом смелости, мужества и уверенности в себе. Заканчивается данный этап - целенаправленным, жестким самовнушением уверенности, самообладания в самых трудных ситуациях боевой деятельности.На третьем этапе СОПТ боевая ситуация подвергается рациональному разбору. Тут анализируются ошибки, которые были допущены ее участниками, возможные варианты развития событий, ощущений и переживаний, которые возникали во время боя. Разбор производится в виде дискуссии или беседы с личным составом.Целесообразно, чтобы на этапе подготовки к выполнению боевой задачи проводилось 6-8 СОПТ. Такое количество помогает развивать первичные навыки самогипноза, что сокращает время на проведение тренировок и повышает их продуктивность.Результативность СОПТ намного повышается, если она проводится в аутогипнотическом состоянии либо состоянии аутогенного погружения.Таким образом, проанализированные приемы психологическойсаморегуляции, которые направлены на формирование адекватных внутренних средств, дающихвоеннослужащемувозможность выполнять специальную деятельность по изменению собственного состояния и преодолению боевых стресс-факторов, поддерживают положительные психические состояния военнослужащих в бою, повышают продуктивность боевой деятельности и способствуют сохранению психического здоровья, а также справиться со стрессом.По собственному содержанию и направленности приемы психологическойсаморегуляции- это формы активного самовоздействия.Целесообразно подчеркнуть, что использование разных приемовпсихологическойсаморегуляциипомогают формировать положительные психические состояния военнослужащих, что повышает результативность боевой деятельности [14].Глава 4. Практические рекомендации военнослужащим по психологической саморегуляции состояний стресса В качестве практических рекомендаций военнослужащим по психологической саморегуляции состояний стресса мы разработали комплекс специальных методик саморегуляции для военнослужащих.Существует несколько действенных методик по саморегуляции военнослужащих, представляющих собой во взаимодействии некий релаксационный тренинг: статические методики; динамические, методики, основанные на стрессовом состоянии, естественные и основанные на воспитании и самовоспитании.Статические методики подразумевают практики релаксации мышечного состояния в статическом положении тела. Проведение таких методик отличается тем, что для них необходима тишина, уединенность и комфортное расположение для тела. Упражнения такого рода характеризуются работой военнослужащего с самим собой и со своим внутренним мироощущением. Удобное положение для военнослужащего в данном случае может быть «сидя на стуле», которое представлено на Рисунке 1.Рисунок 1. Положение военнослужащего для выполнения статических упражнений методики саморегуляцииПри выполнении упражнений, предусмотренных статическими методиками саморегуляции военнослужащим необходимо соблюдать ряд специальных правил, таких как: не заставлять, а позволять мышцам расслабиться;не расслабляться слишком быстро;при возникновении дискомфортных ощущений немедленно выходить из состояния расслабления путем резкого напряжения тела;контролировать свое мышление в процессе релаксации;вместо тренинга ощущения тяжести в мышцах, который рекомендуется большинством тренингов, практиковать обычное расслабление, которое каждым военнослужащим воспринимается индивидуально – у кого-то с появлением ощущения тяжести, у кого-то ощущения легкости; Данные процессы более подробно представлены на Рисунке 2.Рисунок 2. Различность ощущений военнослужащего при выполнении одинаковых упражнений в зависимости от их индивидуальных особенностейпостараться не представлять тело, а ощущать его;расслабление должно практиковаться только в бодрствующем состоянии, то есть это не должен быть сон; расслабление происходит «снизу вверх» - от ног и до головы.Статические методики, как правило, характеризуются наличием трех стадий: проведение тренинга по саморегуляции; активизация сознания перед выходом из расслабленного состояния и выход из данного состояния.Учитывая специфику армейской жизни, военнослужащим не всегда удается оказаться в условиях, которые подходят для проведения статистических тренингов по саморегуляции. В данном случае не стоит забывать о том, что существуют и динамические методики, которые позволяют военнослужащим расслабиться даже в момент совершения активных действий. Речь при этом идет о выполнении ими физических упражнений на различные группы мышц. Существует ряд упражнений, при выполнении которых важно соблюдать главное правило – делать их таким образом, чтобы при этом не возникало никаких болевых ощущений. На Рисунках 3 – 7 представлено несколько видов таких упражнений, которые рекомендуется выполнять военнослужащим в процессе динамической методики саморегуляции.Рисунок 3. Техника выполнения военнослужащим упражнения по вытягиванию мышц позвоночника и растягиванию мышц спиныРисунок 4. Техника выполнения военнослужащим упражнения по сжатию мышц спиныРисунок 5. Техника выполнения военнослужащим упражнений по вращению и скручиванию позвоночникаРисунок 6. Техника выполнения военнослужащим упражнений по прогибу позвоночникаРисунок 7. Техника выполнения военнослужащим упражнений по снятию напряжения с мышц шеи и головыМетоды саморегуляции, которые основаны на использовании стрессового состояния, ранее имели название методов аскезы. Они характеризуются голоданием и воздействием холодом на организм. Такие методы лучше не применять в отношении военнослужащих, которые и без этого находятся в непривычных для себя условиях жизнедеятельности. При этом характерные черты такого метода саморегуляции прослеживаются в армии во время курса молодого бойца, когда новобранцы только поступают на службу. В течение нескольких недель проверяется не только их физические возможности, но и психическое состояние.Естественные методы саморегуляции состоит в самостоятельном осмыслении военнослужащим всего происходящего, приведении своих эмоций и психического состояния путем правильной организации собственных мыслей и чувств. Они носят волевой характер и, как правило, большинство людей, в том числе и военнослужащих, не пытаются освоить данные методы саморегуляции. Методы саморегуляции, которые основываются на воспитании и самовоспитании, базируются на том, что военнослужащим соблюдаются все законы нравственности, и это не дает ему «уподобиться животному» и реагировать в своих действиях и мыслях негативными эмоциями и отрицательными чувствами. Такая методика может быть применима лишь в отношении военнослужащих, которые обладают высоким уровнем духовной культуры и воспитания, которые порождают у них религиозные и философские взгляды по поводу понимания мира Если применять описанные приемы, можно снять лишнее физической и психическое напряжение, которое накапливается в процессе службы. Предполагается, что данный комплекс методик по саморегуляции будет способствовать более эффективному выполнению боевых задач и служебных обязанностей военнослужащими.ЗаключениеСтресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое. Наличие стресса является обязательным условием жизнедеятельности человека. Влияние, оказываемое стрессом на деятельность сотрудника и организации, может быть, как положительным, так и отрицательным. Стресс может иметь весьма разнообразную природу происхождения. Образование стресса у человека зависит от его восприятия ситуации, психологических особенностей, окружающих условий и отношений в обществе. Организационный стресс - это стресс, образующийся в рамках военного коллектива. Он относится к отдельным военнослужащим, офицера и всему военному коллективу. Для того чтобы выявить стресс и предотвратить его негативное влияние на деятельность военного коллектива, нужно рассмотреть источники этого феномена, его влияние на жизнедеятельность и работу, признаки наличия и в том числе конкретные стратегии по борьбе и профилактике.Саморегуляция – это явление, которое заключается в устойчивом и позитивно настроенном состоянии психики. Данная категория является предметом изучения науки психологии, онтологии и биологии. Ее понимание нельзя охарактеризовать как однозначное, устойчивое и полностью сложившееся. Существует большое количество трудов, посвященных данной тематике, который в той или иной степени раскрывают явление саморегуляции.В ходе прохождения военной службы военнослужащие должны обучаться специальным методикам саморегуляции, которые позволят им поддерживать свое психологическое и эмоциональное состояние в норме. Методикам саморегуляции военнослужащих обучает как командир по воспитательной работе, так и командир взвода, роты или подразделения в ходе прохождения ими военной службы.Обучение военнослужащих саморегуляции является важнейшим аспектом в ходе прохождения ими военной службы. Отличающаяся своей особой спецификой армейская жизнь диктует свои условия жизнедеятельности и быта для лиц, которые поступают на службу.Попадая в непривычные для себя условия молодые бойцы, зачастую, испытывают проблемы, связанные с психическим и эмоциональным состоянием. Знание специальных методик саморегуляции позволяет им в некоторой степени справиться с такими проблемами и обеспечить для себя нормальное состояние во время прохождения военной службы. Важнейшее значение владение методиками саморегуляции военнослужащими приобретает в моменты боевой обстановки и боевых действий. В таких особо опасных условиях психическое состояние военнослужащих должно быть в нормальном, здоровом состоянии, и не сопровождаться приступами стресса, которые могут привести к дальнейшему ухудшению здоровья.Список использованных источников

1. Абдурахманов Р.А. Военная психология: методология, теория, практика. – М.: Военный ун-ет, 1996. – 230 с.
2. Барабашщиков А.В., Давыдов В.П., Утлик Э.П., Феденко Н.Ф. Военная педагогика и психология. – М.: 1986. – 366 с.
3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: Когито-центр, 2006. – 457 с.
4. Буюуксиваслыоглу Н.М. Организационный стресс. // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. - №, 2018. – С. 41-44.
5. Викентьева Е.Н., Емельянова Т.П., Ридли Д. - Психическое здоровье в организации - Тверь 2004г Купер Кэри Л. Филипп Дж. Дэйв, Майкл П. О'Драйсколл Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение - Харьков: Гуманитарный центр – 2007.
6. Калюжный А.С. Психология коллектива воинского подразделения. - Н.Новгород: НГТУ, 2004. - 96 с.
7. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Академический Проект, 2009. - 943 с.
8. Корчемный П.А. и др. Военная психология: методология, теория, практика. - М.: Воениздат, 2008. – 280 с.
9. Мендель Б.Р. Психология стресса. – М.: Флинта, 2014. – 143 с.
10. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента /Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1995.
11. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – Спб.: Речь, 2002. – 256 с.
12. Одинцова М.А., Захарова Н.Л. Психология стресса. – М.: Юрайт, 2017. – 300 с.
13. Серебрякова Т.А. Психология стресса. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – 143 с.
14. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 608 с.
15. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. // Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 512 с.
16. Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика. – М.: Медицинское информационное агентство, 2007. - 784 с.
17. ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ // Материалы IV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012002057 (дата обращения: 08.03.2021 ).
18. Хадарцев A.A., Стариков Н.Е., Грачев Р.В. Профессиональный стресс у военнослужащих (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. 2020. №2. С. 74-82.
19. Шириев А.А. Психология воинского коллектива в условиях современного развития военных сил. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - № 2, 2010. – С. 105-107.
20. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. - 256 с.
21. Щербатых Ю.В. Психология успеха. – М.: Эксмо, 2004. – 560 с.

Вопрос-ответ:

Какие подходы существуют к анализу организационного стресса у военнослужащих?

В анализе организационного стресса у военнослужащих используются различные подходы, включая психологический, социально-психологический и организационный подходы. Психологический подход позволяет изучить индивидуальные психологические факторы, влияющие на стрессовые состояния военнослужащих. Социально-психологический подход рассматривает влияние социальной среды и отношений на развитие организационного стресса. Организационный подход анализирует организационные факторы, такие как структура и управление организацией, которые могут быть источниками стресса.

Какие психологические факторы способствуют развитию организационного стресса у военнослужащих?

Среди психологических факторов, способствующих развитию организационного стресса у военнослужащих, можно выделить высокие требования к выполнению задач, неопределенность в профессиональной деятельности, конфликты ролей, недостаток поддержки со стороны коллег и руководства, низкая самооценка, а также низкая психологическая защищенность. Все эти факторы могут оказывать негативное влияние на психическое состояние военнослужащих и способствовать развитию стресса.

Какие существуют способы психологической саморегуляции стрессовых состояний у военнослужащих?

У военнослужащих существует несколько способов психологической саморегуляции стрессовых состояний. Одним из них является использование таких приемов, как глубокое дыхание, медитация, релаксация и визуализация. Эти приемы помогают снять физическое напряжение и улучшить психологическое состояние. Кроме того, важным способом саморегуляции является поиск поддержки со стороны близких людей, коллег и специалистов в области психологии. Это позволяет военнослужащим обсудить свои проблемы и эмоции, получить совет и поддержку.

Какие подходы существуют к организационному стрессу?

Существуют различные подходы к изучению организационного стресса, включая приверженность разным теориетическим школам или традициям. Одни из основных подходов включают психологический подход, социологический подход и медицинский подход.

Какие психологические факторы могут влиять на развитие организационного стресса у военнослужащих?

У военнослужащих могут быть различные психологические факторы, которые могут влиять на развитие организационного стресса. Они включают высокую нагрузку на работе, неопределенность, низкую степень контроля над ситуацией, конфликтные отношения, недостаток поддержки и ограниченные возможности роста и развития.

Какие способы психологической саморегуляции стрессовых состояний могут использовать военнослужащие?

Военнослужащие могут использовать различные способы психологической саморегуляции для управления стрессовыми состояниями. Это может включать тренировки по релаксации и медитации, психологическую консультацию и поддержку, физическую активность, планирование своего времени и использование позитивных стратегий приспособления.

Какие практические рекомендации можно дать военнослужащим по психологической саморегуляции состояний стресса?

Некоторые практические рекомендации для военнослужащих по психологической саморегуляции состояний стресса включают следующее: осознание своих эмоций и стрессоров, постановку реалистичных целей, планирование времени и приоритетов, активность и физическую нагрузку, развитие социальной поддержки, использование позитивных стратегий приспособления и поиск профессиональной помощи при необходимости.

Какие источники были использованы при написании статьи?

В статье были использованы различные источники, включая научные статьи, книги и журналы по теме организационного стресса и психологии военнослужащих. Полный список использованных источников можно найти в конце статьи.

Какие подходы существуют к анализу организационного стресса?

Существуют основные подходы к анализу организационного стресса, такие как медицинский, психологический, социальный и организационный подходы.

Какие психологические факторы могут вызвать организационный стресс у военнослужащих?

Психологические факторы, способные вызвать организационный стресс у военнослужащих, включают высокую нагрузку на психику, постоянный контроль, физическую усталость, отсутствие поддержки со стороны коллег и непредсказуемость ситуаций на службе.