Психологические особенности агрессивного поведения военнослужащих
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 08.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Теоретическое исследование особенностей проявления агрессии у военнослужащих 6
1.1 Психология личности военнослужащего. 6
1.2 Понятие агрессии в психологии 11
Выводы по первой главе 15
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей проявления агрессии у военнослужащих 17
2.1 Организация и методы исследования 17
2.2. Анализ результатов исследования 20
Выводы по второй главе 34
Заключение 35
Список литературы 37
Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 4.Таблица 4 – Результаты по тесту «Определение склонности к отклоняющемуся поведению».№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень склонности к отклоняющемуся поведению1.А. Артемий9Высокий2.Б. Стёпан10Высокий3.Б. Петр8Высокий4.Б. Сергей2Низкий5.Б. Семен9Высокий6.К.Иван9Высокий7.К. Дмитрий6Средний8.К. Илья7Высокий9.К. Сергей2Низкий10.Куз. Сергей10Высокий11.Н. Семен 9Высокий12.Д. Сергей5Средний13.Г. Кирилл8Высокий14.З. Виктор5Средний15.П. Дмитрий9ВысокийПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 4).Рисунок 4 – Анализ показателей по тесту «Определение склонности к отклоняющемуся поведению».Таким образом, полученные результаты анализа отклоняющего поведения служащих позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня склонности к отклоняющемуся поведению у военнослужащих. Это свидетельствует о том что, большинство испытуемых участвующих в эксперименте склоны к асоциальному поведению.Для диагностики уровня враждебности использовалась шкала диагностики враждебности Кука-Медлей. Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 5.Таблица 5 – Результаты по шкале диагностики враждебности Кука-Медлей.№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень враждебности1.А. Артемий5Средний2.Б. Стёпан8Высокий3.Б. Петр9Высокий4.Б. Сергей5Средний5.Б. Семен7Высокий6.К.Иван10Высокий7.К. Дмитрий6Средний8.К. Илья10Средний9.К. Сергей2Низкий10.Куз. Сергей9Высокий11.Н. Семен 6Средний12.Д. Сергей5Средний13.Г. Кирилл9Высокий14.З. Виктор5Средний15.П. Дмитрий10ВысокийПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 5).Рисунок 5 – Анализ показателей по шкале диагностики враждебности Кука-Медлей. Таким образом, полученные результаты анализа исследования враждебности у служащих позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого и среднего уровней враждебности у военнослужащих. Это свидетельствует о том что, почти половина испытуемых враждебно настроена к окружающим, а другая имеет склонности к враждебности.Для диагностики проявлений агрессии у военнослужащих использовалась методика Баса-Дарки. Таблица 6 – Результаты по методике Баса-Дарки. УровеньФизическая агрессияКосвеннаяРаздражениеНегативизмНизкий74% 15%12%9%Средний23%35%33%29%Высокий5%64%77%79%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 3).Рисунок 6.– Результаты по методике Баса-Дарки. Таким образом, полученные результаты диагностики особенностей проявлений агрессии позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня проявлений агрессии. Это свидетельствует о том, что для большинства испытуемых характерны проявления агрессии. Далее диагностировалиськонтрактные военнослужащие (сержанты, прапорщики) (до 30 лет). Для диагностики отклоняющего поведения служащих использовался тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению». Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 7.Таблица 7 – Результаты по тесту «Определение склонности к отклоняющемуся поведению».№Ф.И. Оценка результатовУровень склонности к отклоняющемуся поведению1.А. Виктор9Средний2.Б. Борис10Средний3.Б. Степан8Средний4.Б. Семен2Низкий5.Б. Артем9Средний6.К.Анатолий9Средний7.К. Дмитрий6Высокий8.К. Петр7Средний9.К. Павел2Низкий10.К. Кирилл10Средний11.Н. Валнтин9Высокий12.Д. Петр5Средний13.Г. Павел8Средний14.З. Антон5Средний15.П. Феликс9ВысокийПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 7).Рисунок 7 – Анализ показателей по тесту «Определение склонности к отклоняющемуся поведению».Таким образом, полученные результаты анализа отклоняющего поведения служащих позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели среднего уровня склонности к отклоняющемуся поведению у военнослужащих. Это свидетельствует о том что, большинство испытуемых участвующих в эксперименте склоны к асоциальному поведению.Для диагностики уровня враждебности использовалась шкала диагностики враждебности Кука-Медлей. Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 8.Таблица 8 – Результаты по шкале диагностики враждебности Кука-Медлей.№Ф.И. Оценка результатовУровень враждебности1.А. Виктор5Высокий2.Б. Борис8Средний3.Б. Степан9Высокий4.Б. Семен5Средний5.Б. Артем7Средний6.К.Анатолий10Высокий7.К. Дмитрий6Средний8.К. Петр10Средний9.К. Павел2Низкий10.К. Кирилл9Средний11.Н. Валнтин6Высокий12.Д. Петр5Средний13.Г. Павел9Средний14.З. Антон5Средний15.П. Феликс10ВысокийПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 8).Рисунок 8 – Анализ показателей по шкале диагностики враждебности Кука-Медлей. Таким образом, полученные результаты анализа исследования враждебности у служащих позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого и среднего уровней враждебности у военнослужащих. Это свидетельствует о том что, почти половина испытуемых враждебно настроена к окружающим, а другая имеет склонности к враждебности.Для диагностики проявлений агрессии у военнослужащих использовалась методика Баса-Дарки. Таблица 9 – Результаты по методике Баса-Дарки. УровеньФизическая агрессияКосвеннаяРаздражениеНегативизмНизкий23% 15%12%9%Средний74%64%77%79%Высокий5%35%33%29%Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 9).Рисунок 9.– Результаты по методике Баса-Дарки. Таким образом, полученные результаты диагностики особенностей проявлений агрессии позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели среднего уровня агрессии. Это свидетельствует о том, что большинство испытуемых время от времени проявляют агрессию.Далее проведем сравнительный анализ результатов обследуемых групп. Представим полученные данные в виде диаграмм (рисунок 10, 11, 12).Рисунок 10. – Сравнительный анализ показателей по тесту «Определение склонности к отклоняющемуся поведению».Рисунок 11. – Сравнительный анализ показателей по шкале диагностики враждебности Кука-Медлей. Рисунок 12. – Сравнительный анализ показателей – Результаты по методике Баса-Дарки.Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза основана на предположении о том, что агрессия является одной из причин девиантного поведения у военнослужащих, подтверждена.Выводы по второй главе1. Изучение литературы посвященной проблеме особенностей проявления агрессии у военнослужащих позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел, шкалы диагностики враждебности Кука-Медлей и методики Баса-Дарки для диагностики агрессивности.2. Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей проявления агрессии у военнослужащих с использованием вышеописанных методик.3. Определив уровень проявления агрессии у молодых людей, не проходивших военную службу, мы сделали выводы, что большинство испытуемых не склонны к проявлению агрессии.4. Определив уровень агрессии у служащих в данный момент, мы сделали выводы, что для большинства испытуемых характерны проявления агрессии.5. Определив уровень агрессии у контрактных военнослужащих в, мы сделали выводы, что большинство испытуемых время от времени проявляют агрессию.6. Результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что агрессия является одной из причин девиантного поведения у военнослужащих.ЗаключениеСуть деятельности военного психолога в различных воинских коллективах заключается в проведении исследований, коррекции и развитии общественно-психологических качеств у военнослужащих. Главной целью, которою он должен достичь во время своей работы состоит в оптимизации совместной воинской деятельности, межличностных взаимоотношений и, в том числе, морально-психологического состояния конкретных военнослужащих.Для того, чтобы понять особенности общественно-психологических феноменов, которые возникают в воинских коллективах, от военного психолога требуется получить достоверные, обоснованные, надежные и качественные данные, которые отвечают практическим запросам. Такую информацию можно получить, лишь проведя полноценное психологическое исследование, которое, чаще всего, в себя включает:1) предварительный анализ проблемной ситуации;2) целенаправленное выделение, наблюдение и описание значимых явлений;3) более тонкую групповую психодиагностику; 4) проведение необходимых экспериментов - естественного или лабораторного, констатирующего или формирующего;5) обработку, обобщение полученной социально-психологической информации.На следующем этапе идет интерпретация полученных результатов и закономерностей, построение концептуальных моделей, которые позволяют объяснить механизмы феномена, его структуру, причины, повлиявшие на возникновение и развитие, зависимости между разными показателями и характеристиками, показатели и критерии оптимального или нормативного состояния психологических характеристик [13]. Данная интерпретация фактически представляет из себя обоснованное описание, которое позволяет психологу дать дальнейшие практические рекомендации военному начальству и учесть его в своей будущей общественно-психологической деятельности направленной на формирование воинского коллектива.Таким образом, деятельность военного психолога в различных воинских коллективах заключается в проведении исследований, коррекции и развитии общественно-психологических качеств у военнослужащих. Главная цель деятельности военного психолога - это оптимизация совместной воинской деятельности, межличностных взаимоотношений и морально-психологического состояния конкретных военнослужащих. Обнаружение особенностей формирования воинского коллектива стоит начинать с непосредственной деятельности по исследованию конкретных личностей. Необходимо максимально охватить все количество военнослужащих. К основным методам, которые использует психолог при исследовании военнослужащих, относятся работа с документами, опрос и метод наблюдения. В целях психодиагностики особенностей проявления агрессии у военнослужащих, чаще всего, военными психологами используются следующие методики: «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел, шкалы диагностики враждебности Кука-Медлей и методики Баса-Дарки для диагностики агрессивности.Список литературыАбдурахманов Р.А. Военная психология: методология, теория, практика. – М.: Военный ун-ет, 1996. – 230 с.Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., БемД.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.Барабашщиков А.В., Давыдов В.П., Утлик Э.П., Феденко Н.Ф. Военная педагогика и психология. – М.: 1986. – 366 с.Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 510 с.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2009. – 97 стр.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1999. — 352 с.Военная людей педагогика. / Под ред.А.Я. Анцупова. - М., 2008. - 364 с.Военная психология. [Электронный ресурс] URL: http://medicinapediya.ru/psihologiya-pedagogika-voennaya/psihologiya-voinskogo-kollektiva.htmlЕниколопов С.Н., Кузнецова Ю.М., Чудлова Н.В. Агрессия в обыденной жизни. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2014. – 496 с.Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб.: Питер, 2011. – 461 с.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. – 512c.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2016. – 784 с. Калюжный А.С. Психология коллектива воинского подразделения. - Н.Новгород: НГТУ, 2004. - 96 с.Клонингер С. Теории личности: познание человека. – Спб.: Питер, 2003. – 720 с.Колосов А. Социально-психологическая характеристика воинского коллектива. // Ориентир. - 2008. - № 8.Корчемный П.А. и др. Военная психология: методология, теория, практика. - М.: Воениздат, 2008. – 280 с.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Книга по требованию, 2011. – 304с.Лоренц К. Агрессия. – М.: РИМИС, 2009. – 352 с. Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с. Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2010. – 794 с.Макклелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007. – 672с.Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с.Налчаджян А.А. Агрессивность человека. – Спб.: Питер, 2007. – 736 с.Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 2001. – 640 с. Психология воинского коллектива. Социометрическая диагностика взаимоотношений военнослужащих. [Электронный ресурс] URL: http://armyrus.ru/index.php?Itemid=2149&id=735&option=com_content&task=viewПсихология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2012. – 656 с.Реан А.А. Изучение агрессивности личности // Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб.: Питер, 2012. – С. 216-251.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000 - 712 с.Сафуанов Ф. С. Психология криминальной агрессии. - СМЫСЛ, 2003. - 300с. Сироткин С.Ф. Заметки по метапсихологии агрессивности. – М.? ERGO, 2014. – 272 с. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 2014. – 447 с.Фурманов И. А. Детская агрессивность / психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В. П., 1996. - 192с. Харламов А. Воинский коллектив. [Электронный ресурс] URL: http://www.studfiles.ru/preview/2482402/Холличер В. Человек и агрессия. – М.: Прогресс, 2012. – 204 с.Шакин А.С. Страх и агрессия. Эгозащитный механизм. – М.: Издательские решения, 2017. – 110 с.Шириев А.А. Психология воинского коллектива в условиях современного развития военных сил. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - № 2, 2010. – С. 105-107.Щербенина Ю.В. Речевая агрессия. Территория вражды. – М.: Форум, 2016. – 400 с.Щербенина Ю.В. Речевая защита. Учимся управлять агрессией – М.: Форум, 2016. – 304 с.
2. Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.
3. Барабашщиков А.В., Давыдов В.П., Утлик Э.П., Феденко Н.Ф. Военная педагогика и психология. – М.: 1986. – 366 с.
4. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 510 с.
5. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2009. – 97 стр.
6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1999. — 352 с.
7. Военная людей педагогика. / Под ред.А.Я. Анцупова. - М., 2008. - 364 с.
8. Военная психология. [Электронный ресурс] URL: http://medicinapediya.ru/psihologiya-pedagogika-voennaya/psihologiya-voinskogo-kollektiva.html
9. Ениколопов С.Н., Кузнецова Ю.М., Чудлова Н.В. Агрессия в обыденной жизни. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2014. – 496 с.
10. Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб.: Питер, 2011. – 461 с.
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. – 512c.
12. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2016. – 784 с.
13. Калюжный А.С. Психология коллектива воинского подразделения. - Н.Новгород: НГТУ, 2004. - 96 с.
14. Клонингер С. Теории личности: познание человека. – Спб.: Питер, 2003. – 720 с.
15. Колосов А. Социально-психологическая характеристика воинского коллектива. // Ориентир. - 2008. - № 8.
16. Корчемный П.А. и др. Военная психология: методология, теория, практика. - М.: Воениздат, 2008. – 280 с.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Книга по требованию, 2011. – 304с.
18. Лоренц К. Агрессия. – М.: РИМИС, 2009. – 352 с.
19. Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с.
20. Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2010. – 794 с.
21. Макклелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007. – 672с.
22. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с.
23. Налчаджян А.А. Агрессивность человека. – Спб.: Питер, 2007. – 736 с.
24. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
25. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
26. Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 2001. – 640 с.
27. Психология воинского коллектива. Социометрическая диагностика взаимоотношений военнослужащих. [Электронный ресурс] URL: http://armyrus.ru/index.php?Itemid=2149&id=735&option=com_content&task=view
28. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2012. – 656 с.
29. Реан А.А. Изучение агрессивности личности // Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб.: Питер, 2012. – С. 216-251.
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000 - 712 с.
31. Сафуанов Ф. С. Психология криминальной агрессии. - СМЫСЛ, 2003. - 300с.
32. Сироткин С.Ф. Заметки по метапсихологии агрессивности. – М.? ERGO, 2014. – 272 с.
33. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 2014. – 447 с.
34. Фурманов И. А. Детская агрессивность / психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В. П., 1996. - 192с.
35. Харламов А. Воинский коллектив. [Электронный ресурс] URL: http://www.studfiles.ru/preview/2482402/
36. Холличер В. Человек и агрессия. – М.: Прогресс, 2012. – 204 с.
37. Шакин А.С. Страх и агрессия. Эгозащитный механизм. – М.: Издательские решения, 2017. – 110 с.
38. Шириев А.А. Психология воинского коллектива в условиях современного развития военных сил. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - № 2, 2010. – С. 105-107.
39. Щербенина Ю.В. Речевая агрессия. Территория вражды. – М.: Форум, 2016. – 400 с.
40. Щербенина Ю.В. Речевая защита. Учимся управлять агрессией – М.: Форум, 2016. – 304 с.
Вопрос-ответ:
Какие есть психологические особенности агрессивного поведения у военнослужащих?
Психологические особенности агрессивного поведения у военнослужащих включают высокий уровень конкурентоспособности, стремление к доминированию, склонность к риску и принятию решений в критических ситуациях, повышенную чувствительность к стимулам, способность к быстрой активации и высвобождению энергии. Эти особенности связаны с требованиями и особенностями службы в армии.
Что такое агрессия в психологии?
Агрессия в психологии - это негативное или враждебное поведение, направленное на причинение вреда или нанесение ущерба другому человеку или объекту окружающей среды. Агрессия может иметь разные формы: физическую, вербальную, пассивную (проявляется в форме игнорирования или уклонения), а также быть направленной на самого себя (самоагрессия).
Какие выводы можно сделать по результатам первой главы исследования?
По результатам первой главы исследования можно сделать вывод, что психологические особенности личности военнослужащего играют значительную роль в проявлении агрессивного поведения. Эти особенности включают высокую конкурентоспособность, стремление к доминированию и способность к быстрой активации энергии. Понимание этих особенностей может помочь разрабатывать эффективные стратегии управления агрессией в военной среде.
Какой методологией было проведено эмпирическое исследование военнослужащих?
Для проведения эмпирического исследования особенностей проявления агрессии у военнослужащих была использована комбинированная методология, включающая опросники, психологические тесты и наблюдение за поведением военнослужащих в реальных ситуациях. Такой подход позволяет получить более полную картину и понять, как агрессия проявляется в разных ситуациях и контекстах.
Какие особенности агрессивного поведения наблюдаются у военнослужащих?
Особенности агрессивного поведения у военнослужащих могут включать усиленную готовность к насилию, склонность к конфликтам и нарушение норм социального взаимодействия. Военная служба может формировать и поддерживать такие поведенческие черты из-за требований профессии и воздействия стрессовых ситуаций.
Как психология личности военнослужащего влияет на проявление агрессии?
Психология личности военнослужащего играет существенную роль в проявлении агрессии. Некоторые личностные черты, такие как высокий уровень соревновательности или доминантности, могут способствовать агрессивному поведению. Однако, влияние психологии личности зависит от множества факторов, включая профессиональную подготовку, социальную среду и опыт службы.
Какое понятие агрессии используется в психологии?
В психологии агрессия определяется как активное проявление физической или психологической силы с целью причинения вреда или нанесения ущерба другому человеку или объекту. Это может быть как физическое насилие, так и вербальные или эмоциональные атаки.
Какие результаты были получены в исследовании особенностей проявления агрессии у военнослужащих?
В исследовании было выявлено, что у военнослужащих проявление агрессии может быть связано с различными факторами, включая уровень тренировки, степень стресса и качество межличностных отношений. Было также обнаружено, что некоторые личностные черты, такие как высокий уровень конфликтности или низкая самооценка, могут быть связаны с повышенной агрессивностью.