Эмоциональные состояния как фактор психической организации курсантов
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 09.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Особенности служебной деятельности и эмоциональных переживаний у курсантов военизированного ВУЗа 5
1.1.Особенности учебной и служебной деятельности курсантов. 5
1.2.Психологические особенности и понятие психологической готовности у курсантов 11
1.3.Изучение влияния методов психолого-педагогического воздействия и средств на эмоциональные переживания курсантов. 18
2. Экспериментальное изучение, возможности формирования и совершенствование позитивной эмоциональной устойчивости у курсантов военного ВУЗа 22
2.1. Изучение и совершенствование эмоциональной устойчивости у курсантов военного ВУЗа. 22
2.2. Возможность формирования позитивных эмоциональных переживаний и формирование эмоциональной устойчивости курсантов. 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Это не только выраженное внешнее проявление эмоций, но и эмоциональное напряжение, эмоциональные переживания, так как наблюдались негативные изменения в устойчивости психических и психомоторных процессов. Отрицательные показатели уже отмечены в координации движений, в статокинетической устойчивости.Выявлены многочисленные низкие показатели в запоминании, запоминании слов, продиктованных перед прыжком.Если стандартный показатель кратковременной памяти составляет 5-6 слов (исходя из количества слов, хранящихся в спокойной обстановке), то после прыжка 27 человек (33%) запомнили менее 5 слов. Например, в следующем тесте кратковременной памяти (через 5 минут после прыжка). при запоминании 10 слов и 10 чисел особых изменений не обнаружено, но 10 групп чисел свернуты в оперативную память и сохранены в памяти, по красно-черной таблице выявлена тенденция к ухудшению показателей.Если кратковременная память после стрессора в виде 7-метрового прыжка в воду изменялась незначительно: напр. 12,71 + 0,32, после прыжка 11,83 + 0,28; Р <0,05, то, следовательно, ухудшение рабочей памяти было статистически значимым (Р <0,05). Психологические тесты на умственную работоспособность (решение арифметических задач), буквенно-цифровые комбинации, проведенные в конце занятия групповым методом, выявили незначительную тенденцию к снижению по сравнению со средним показателем.В упражнениях, упрощенных для последовательности (выбор из пяти двух слов, имеющих более подходящее значение), существенных изменений получено не было. В целом понятно, что на фоне выбранного нами стрессора в виде прыжка в воду с 7-метровой вышки при выполнении относительно сложных психомоторных действий негативные изменения были достаточно значительными и указывалась возможность проведения специального коррекционно-профилактического тренинга, направленного на развитие возможных эмоциональных стрессов. И это несмотря на относительно элитный состав участников эксперимента.Эти курсанты были вовлечены в формирующий эксперимент с разделением на экспериментальную (37 человек)и контрольную(45 человек)группы. Они изучали техники управления своим психическим состоянием по схеме самоконтроль-самоконтроль, упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения, контроль выражения лица. Все это позволило зафиксировать результаты улучшения оцениваемых психических процессов при последующем выполнении прыжков с 7-метровой вышки и тестировании, которые характеризовались заметной тенденцией к преодолению эмоционального напряжения, предотвращению развития эмоционального дистресса.Среди курсантов Военного института, молодых людей призывного возраста с хорошим здоровьем и спортивной квалификацией (в основном 1-2 категории и КМК), прошедших психологическую комиссию и конкурсные экзамены, около 20% людей склонны к проявлению эмоционального напряжения в виде стресса. После коррекции в виде специальных физических упражнений, включающих развитие мышечной релаксации, ритмические дыхательные упражнения, контроль мимики, проявления эмоционального напряжения значительно снижаются.2.2. Возможность формирования позитивных эмоциональных переживаний и формирование эмоциональной устойчивости курсантов.Изучение эмоциональных переживаний человека, их активная регуляция в это время имеет большое теоретическое и практическое значение. Это обосновывается необходимостью выбора и применения более эффективных средств психологической коррекции и их использования в практической деятельности психолога и педагога.Как показывает анализ методической литературы, большое внимание уделяется истории возникновения и развития существующих методов психотерапии и их характеристикам. Многие авторы предлагают программы оптимизации функциональных состояний для работников определенных профессий и дают теоретическое обоснование использования методов психологической саморегуляции с целью оптимизации состояния человека на работе (инженерная психология).Сегодня психологи используют различные инструменты саморегуляции и обучающие программы для этих методов. Они часто используются без достаточного научного анализа и понимания. Многие методы автоматически переносятся из области медицинской и психотерапевтической практики в область психопрофилактики неблагоприятных функциональных состояний здоровья человека. Вот почему необходимо искать возможные воздействия непосредственно на эмоциональные переживания, чтобы контролировать ход их развития.Такой подход к коррекции эмоциональных переживаний не может быть осуществлен без учета психоэмоциональных особенностей курсантов, поэтому в целом коррекцию можно обозначить как психопрофилактическое направление нормализации эмоциональных переживаний.Эмоциональная сфера уязвима к неблагоприятным условиям и влияниям окружающей среды. Эмоции напрямую зависят от переживания страха, тревоги, беспокойства, страха и чувства жалости к себе. Обычно при появлении неблагоприятного эмоционального состояния курсанты испытывают головные боли, бессонницу, потливость и напряжение. Эмоции зависят от трудностей, возникающих в период адаптации, низкой самооценки, наличия хронических соматических заболеваний.Негативные факторы социально-психологического характера создают благодатную почву для возникновения негативных эмоций. Это способствует возникновению и обострению конфликтов, связанных с потерей уверенности в себе, невозможностью реализовать свои стремления, желания и т. д. Негативные эмоциональные реакции и состояния возникают в ответ на потребность избежать аффективных переживаний, они закрепляются в виде стереотипа тревожно-пассивной реакции - подозрительной или оскорбительной.Для нейтрализации появления выраженных (негативных) и слабо выраженных (устойчивых тревожно-депрессивных) эмоциональных переживаний, для закрепления умеренных (положительных) эмоциональных переживаний необходимо использовать психолого-педагогические средства коррекции и психотерапевтические средства, а именно: важнейшее звено в системе, помогающее курсанту пережить эмоциональные переживания.Рассматриваются проблемы формирования эмоциональной устойчивости в аспектах преодоления эмоционально-психического напряжения, укрепления самоконтроля применительно к особенностям деятельности представителей различных экстремальных профессий. Но не менее актуальным является использование этой информации при подготовке курсантов военных учебных заведений.Несмотря на высокий уровень общей физической и спортивной подготовки курсантов, существует значительное количество людей, склонных к проявлению эмоционального напряжения, оцениваемого по уровню эмоционального напряжения, которое, если оно проявится, может быть эффективно скорректировано.Эмоциональный стресс имеет общие психологические и физиологические механизмы с эмоциональным стрессом, коррелирует с рядом показателей психических познавательных процессов, свойств и физических качеств. Несмотря на современные технологии, люди все еще пользуются морским транспортом. Грузовые и пассажирские суда должны иметь квалифицированные экипажи. Длительная разлука с домом, трудности в общении с коллегами, чувство изоляции, ностальгия - вот характерные черты работы на море, чаще всего являющиеся и являющиеся причинами стресса.Недавние исследования показывают, что моряки на борту корабля борются с: ограниченным пространством, вынужденным сожительством, отсутствием связи с землей, монотонностью, изоляцией и так далее. Кроме того, моряк тоскует по дому, оторван от привычного социального окружения, вынужден жить. с людьми разных культур и / или говорящими на разных языках. Ученые изучают модели поведения членов экипажа на борту, в машинном отделении и обслуживающего персонала.По результатам исследований они выпускают учебные материалы и учебные пособия, адресованные студентам морских учебных заведений и уже работающим морякам. Это поможет найти новые методы управления стрессом на борту судна и повысить профессионализм членов экипажа. Занимаешься своей обычной работой на борту корабля.Например, может раздражать, когда другие члены команды говорят на непонятном языке или говорят по-английски с таким акцентом, что ничего не понимают. Так что после смены домой не ходи. Вы можете просто пойти в свою каюту и отдохнуть. Но вы всегда остаетесь на своем рабочем месте: день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем. Оглядевшись вокруг, вы понимаете, что поблизости нет ни друзей, ни семьи. За окном - тот же вид-бесконечное водное пространство. В таких условиях прошло несколько месяцев.Сможете ли вы сосредоточиться на своей работе, если не сможете что-то контролировать? Если вы потеряете любимого человека во время плавания? Или кто-то из ваших близких заболеет? Будете ли вы работать профессионально и грамотно? Как вы будете общаться со своим начальством? Это нормально для морских операций. Место работы и дом находятся в одном месте. Большую часть времени корабль находится вдали от берега. Совет директоров полон людей с разными культурами и языками.Военная служба-это деятельность, протекающая в особо экстремальных условиях: необходимость адаптации к быстро меняющимся условиям, большая ответственность за принимаемые решения и последствия действий, острота кризисных ситуаций, неопределенность и недостаток информации, нехватка времени, угрожающая жизни. Например, дальние морские путешествия характеризуются большой удаленностью от суши, изоляцией от широкой социальной среды и изменением нормальных условий жизни.По мнению ученых, психологическое здоровье человека-это его социально-личностный статус, характеризующийся социально значимой реализацией личностного потенциала и самоконтролем в удовлетворении индивидуальных потребностей, гармоничным взаимодействием с социальной средой и автономным и самодостаточным существованием, адаптированной интеграцией с внешним миром и конструктивными стратегиями преодоления препятствий на пути утверждения своих идеалов в жизни.ЗаключениеЭмоциональная сфера подвержена неблагоприятным условиям и влияниям окружающей среды. Эмоции напрямую связаны с переживанием страха, страха, страха, страха и жалости к себе. Обычно к моменту возникновения неблагоприятного эмоционального состояния курсанты испытывают головные боли, бессонницу, потливость, напряжение. Эмоции зависят от трудностей, возникающих на этапе адаптации, от низкой самооценки до наличия хронических соматических заболеваний.Негативные факторы социально-психологического характера создают благодатную почву для развития негативных эмоций. Это способствует возникновению и обострению конфликтов, связанных с потерей уверенности в себе, невозможностью реализовать собственные стремления, желания и т. д. Негативные эмоциональные реакции и состояния возникают в ответ на необходимость избегать аффективных переживаний, при которых они закрепляются в виде стереотипа пассивной боязливо-подозрительной или оскорбительной реакции.Чтобы нейтрализовать появление выраженных (негативных) и слабо выраженных эмоциональных переживаний (стабильных тревожно-депрессивных), закрепить умеренные (позитивные) эмоциональные переживания, необходимо использовать психолого-педагогические средства коррекции и окружения с помощью руководителей. Психотерапевтические воздействия, являющиеся важнейшим звеном в системе оказания помощи курсанту, переживающему эмоциональные переживания.Формирование готовности к профессиональной деятельности - цель и результат длительного процесса подготовки специалиста, включающего формирование позитивного и эмоционального отношения курсантов к военной профессии, энтузиазма, внутренней готовности к преодолению трудностей, связанных с деятельностью специалиста. офицеру в мирное и военное время соответствует эмоционально-волевая устойчивость, то есть те характеристики психических процессов и личностные качества, которые необходимы ему как военачальнику.Подготовка курсантов к профессиональной деятельности должна осуществляться в течение всего периода обучения в военном вузе как система профессиональной подготовки с целью дифференциации и индивидуализации.Таким образом, психологическая подготовка является необходимым условием целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности. Она помогает человеку успешно выполнять поставленные перед ним задачи, правильно использовать свои знания, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать свою деятельность в случае возникновения непредвиденных препятствий. Психологическая подготовка курсантов в вузе должна отрабатывать все элементы обучения.Успешность этого процесса зависит от начального уровня развития профессионально важных качеств, уровня подготовки, наличия материально-технической базы, индивидуальных особенностей будущего военного специалиста.Список использованной литературыАлёхин И.А. Военная педагогика: учеб. пособ.М. 2007.Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII - нач. XX вв.: дис. … д-ра пед. наук. М., 2014.Военная педагогика: Учебное пособие / Под общ. ред. И.А. Алёхина. - М.: ВУ, 2015..Мачульская И.А. Психологические особенности военнопрофессиональной ориентации военнослужащих по призывуИ.А. Мальчулськая// Территория науки- 2015.Султанова И.В. Психологические особенности адаптации военнослужащих к условиям срочной службы [Текст] / И.В.Султанова// жур. Современные проблемы социально- психологических наук.- 2016. Трубин Ю.В. Педагогическая подготовка молодежи к военной службе /Ю.В.Трубин// автореф. дис, 2015.Лимовец В.П. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования профессионально-организаторских умений курсантов военных училищ. Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 1997.Синицына Л.В. Психодиагностика, профилактика и психокоррекция посттравматических стрессовых нарушений. Хабаровск, 2001. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. Стратегия духа «Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова». М.: Русский путь, 2000. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2002. Управление эмоциональным состоянием курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса в военном ВУЗе. Марков А.С., 2009 г.Леонова А.Б. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний // Психологический журнал. 1988 Кузнецова Л.С. Методы психологической само регуляции и психопрофилактиканеблагоприятных функциональных состояний человека в связи с особенностями проф. деятельности./Дис. канд. психолнаук.М., 1993.Климовец В.П. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования профессионально-организаторских умений курсантов военных училищ. Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 1997.
1. Алёхин И.А. Военная педагогика: учеб. пособ.М. 2007.
2. Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII - нач. XX вв.: дис. … д-ра пед. наук. М., 2014.
3. Военная педагогика: Учебное пособие / Под общ. ред. И.А. Алёхина. - М.: ВУ, 2015.
4. .Мачульская И.А. Психологические особенности военнопрофессиональной ориентации военнослужащих по призыву И.А. Мальчулськая// Территория науки- 2015.
5. Султанова И.В. Психологические особенности адаптации военнослужащих к условиям срочной службы [Текст] / И.В.Султанова// жур. Современные проблемы социально- психологических наук.- 2016.
6. Трубин Ю.В. Педагогическая подготовка молодежи к военной службе /Ю.В.Трубин// автореф. дис, 2015.
7. Лимовец В.П. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования профессионально-организаторских умений курсантов военных училищ. Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 1997.
8. Синицына Л.В. Психодиагностика, профилакт ика и психокоррекция посттравмат ических стрессовых нарушений. Хабаровск, 2001.
9. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
10. Стратегия духа «Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова». М.: Русский путь, 2000.
11. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2002.
12. Управление эмоциональным состоянием курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса в военном ВУЗе. Марков А.С., 2009 г.
13. Леонова А.Б. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний // Психологический журнал. 1988
14. Кузнецова Л.С. Методы психологической само регуляции и психопрофилактика неблагоприят ных функциональных состояний человека в связи с особенностями проф. деятельности./Дис. канд. психол наук.М., 1993.
15. Климовец В.П. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования профессионально-организаторских умений курсантов военных училищ. Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 1997.
Вопрос-ответ:
Какие особенности служебной деятельности и эмоциональных переживаний у курсантов военизированного ВУЗа?
Служебная деятельность курсантов военизированного ВУЗа характеризуется строгим режимом, дисциплиной и постоянным физическим и психическим напряжением. Курсанты часто испытывают стресс и эмоциональное напряжение в связи с обязанностями, требованиями и ответственностью, которые лежат на них.
Какие особенности учебной и служебной деятельности курсантов?
Учебная и служебная деятельность курсантов характеризуются высоким уровнем физической и умственной нагрузки, регулярными испытаниями, соревнованиями и тренировками. Курсанты должны соблюдать строгий режим дня, подчиняться командам, выполнять задания и контролироваться в процессе обучения и службы.
Каково понятие психологической готовности у курсантов?
Психологическая готовность у курсантов - это готовность курсанта к выполнению служебных обязанностей, учебным нагрузкам и эмоциональным испытаниям. Включает в себя наличие необходимых навыков, знаний и умений, а также устойчивость эмоционального состояния и способность справляться с стрессом и негативными эмоциями.
Как влияют методы психолого-педагогического воздействия и средства на эмоциональные переживания курсантов?
Методы психолого-педагогического воздействия и используемые средства могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на эмоциональные переживания курсантов. Например, мотивационные методы и поддержка со стороны руководства могут помочь курсантам справиться с эмоциональным стрессом, а неправильное применение методов и средств может усугубить негативные эмоции и привести к психическим проблемам.
Возможно ли формирование эмоциональных состояний у курсантов с помощью эксперимента?
Экспериментальное исследование может способствовать формированию эмоциональных состояний у курсантов. Например, путем проведения специальных тренингов, психологических практик или использования различных стимулов и средств, можно влиять на эмоции курсантов и помочь им адаптироваться к служебной и учебной деятельности, справляться со стрессом и повышать эффективность выполнения задач.
Какие особенности служебной деятельности и эмоциональных переживаний у курсантов военизированного ВУЗа?
Особенности служебной деятельности и эмоциональных переживаний у курсантов военизированного ВУЗа включают высокую нагрузку, строгую дисциплину, постоянный контроль, ограничения в свободном времени и общении со сверстниками, а также возможные стрессы, связанные с обучением и выполнением служебных обязанностей.
Что такое психологическая готовность у курсантов и какие психологические особенности они имеют?
Психологическая готовность у курсантов означает их психическую готовность к выполнению служебных обязанностей и учебных задач. Это включает в себя позитивное эмоциональное состояние, мотивацию и внутреннюю готовность к преодолению трудностей. Курсанты также могут иметь особенности, связанные с развитием лидерских качеств, самоконтролем, высокой стрессоустойчивостью и способностью работать в команде.
Какие методы психолого-педагогического воздействия и средства могут влиять на эмоциональные переживания курсантов?
Методы психолого-педагогического воздействия и средства, которые могут влиять на эмоциональные переживания курсантов, включают позитивную мотивацию, поддержку и поощрение со стороны преподавателей и начальства, использование адекватных методов обучения, создание благоприятной психологической атмосферы, проведение тренингов по развитию стрессоустойчивости и управлению эмоциями, а также доступ к психологической поддержке и консультациям.