испонийтельский анализ Онегин из оперы Евгений Онегин Чайковский.
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 11.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава I 5
1.1. История создания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 5
1.2. Образ Евгения Онегина в романе А.С. Пушкина 7
Глава II. 11
2.1. Опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин» 11
2.2. Образ Евгения Онегина в опере П.И. Чайковского 13
Глава III. Сравнение образов в романе и опере «Евгений Онегин» 21
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Приложения 25
В дальнейшем опера была представлена в театрах Тифлиса, Харькова, Киева, Казани, Праги, Гамбурга и других городов [7, с.88]. Даже сегодня эта опера приветствуется с большим интересом и пользуется успехом.Секрет этого успеха - значение литературных и музыкальных произведенийЧайковский не ограничился только написанием оперы, он по сути создал роман в музыке [7, с.86]. Образ Евгения Онегина взятый им из литературного произведения, сохраняя его национальные и культурные особенности; с помощью музыки композитор показывает формирование образа: рождение в его душе чувств истинной любви. В его жизни было много потрясений, которые психологически затрагивают любого. По окончании романа Онегин становится старше, более духовным, более человечным. Судя по его недовольству реальностью жизни, он хочет вернуться к совершенной любви Татьяны, которая не вызвала разочарования. В образе Евгения Онегина литературная и музыкальная составляющие взаимодополняют друг друга и позволяют каждому поколению зрителей и слушателей сделать его современным, увидеть в нем героя своей эпохи и обогатить свой жизненный опыт.В этом произведении перспективно изучить образы Татьяны, Ленского и Ольги из оперы Чайковского «Евгений Онегин», объединив данные литературы и музыки, а также аналогичный по характеру анализ персонажей в других произведениях великого русского композитора.Евгений Онегин получал самые разнообразные характеристики своего образ в опере: Финальная сцена первой картины посвящена характеристике Евгения Онегина. Его ариозо «Мой дядя самых честных правил», написанное в формате менуэта, изображает светское, холодный облик этого персонажа. Мировоззрение Евгения Онегина и характерные черты настоящего джентльмена подчеркиваются его прохладной сдержанностью, своеобразной манерностью интонации, которая контрастирует с восторженной и открытой музыкальной речью Владимира Ленского: На третьей картине Евгений Онегин представляет обходительную, внешне доброжелательную, но холодную музыку Арии си-бемоль мажор «Когда бы жизнь домашнем кругом я ограничить захотел»:Музыка ария имеет ярко выраженную связь с русским бытовым романтизмом: она характеризуется мелодичностью, простотой исполнения, гитароподобным типом аккомпанемента, частыми каденциями на доминанту с ферматой. В то же время ария содержит и отдельный речитативно-декламационный возглас.«... Учитесь властвовать собой» - последняя фраза Евгения Онегина сочетается с мелодией возвращающегося женского хора, характерной для оперной техники XIX века.Чайковский также использует непривычный метод урегулирования конфликта между Евгением Онегиным и Владимиром Ленским (четвертая сцена), происходящего на балу в доме Лариных, на фоне которого играют два танца - вальс и мазурка.На пятой картине (Сцена Дуэли) центральная часть картины представляет собой дуэт-канон «Враги! Давно ли друг от друга нас жажда крови отвела?», которым обмениваются репликами Евгений Онегин и Владимир Ленский: «Что ж, начинать? – Начнем, пожалуй!», которая заканчивается темой арии, звучащей мрачно в низком регистре скрипок и альтов: В условиях вероятной смерти Владимир Ленский и Евгений Онегин испытывает одни и те же чувства. Горе Владимира Ленского передаётся Евгению Онегину, пробуждает в его душе искреннее раскаяние и желание примириться. Но светские понятия чести этого не позволяют, и бывшие друзья заявляют: «Нет! Нет! Нет!..». Владимир Ленский в итоге умирает.На шестой картине ариозо Онегина звучит «Ужель та самая Татьяна»:Это является переломным моментом в формировании его образа. Его неподдельные чувства к Татьяне Лариной изменяют интонацию его речи, она не только становится более взволнованной и стремительной, но и включает в себя интонации Татьяны, а точнее, целую раздел из сцены письма: «Увы! Сомненья нет, влюблен я, влюблен, как мальчик, полный страсти юной!».Седьмая сцена представляет собой заключительную драматическую кульминацию оперы. В ней представлены разъяснения между Татьяной Лариной и Евгением Онегиным.Появление Евгения Онегина превращает монолог Татьяны Лариной в диалоговую сцену, в которой Евгений Онегин признается в любви к Татьяне Лариной. Образ Евгения Онегина проявляется в последней сцене в трех обращениях к Татьяне Лариной, в которых каждое из них звучит все более настаивающе и страстно. Все эти три упоминания характеризуются восклицательными, просящими вокальными интонациями и возбужденной стремительностью оркестрового аккомпанемента.В мелодию переплетаются несколько измененных интонационных поворотов со сцены письма Татьяны Лариной. Знакомство с Евгением Онегиным пробудило прежнее чувство в душе Татьяны Лариной.Татьяна Ларина все еще любит Евгения Онегина. Он вспоминает о том, что с глубокой болью «счастье было так возможно, так близко». Однако чувство ответственности превосходит: « Нет, нет, прошлого неворотить! Я отдана теперь другому, моя судьба уж решена, я буду век ему верна».В заключение опера заканчивается с горьким восклицанием Онегина«Позор, тоска! О жалкий жребий мой!»:Глава III. Сравнение образов в романе и опере «Евгений Онегин»В романе и опере образ Евгения Онегина представляется в виде двух различных образов.Евгений Онегин в романе Александра Пушкина предстает, в первую очередь, простым русским человеком, вовсе не гением, а интеллигентным образованным молодым дворянином и петербуржцем, современником и другом Пушкина. Это типичный персонаж в типичных обстоятельствах, поколение данной исторической эпохи, реальная русская реальность, представитель своего поколения.В своей опере П.И. Чайковский отрекся от внешних эффектов и сконцентрировал свой талант на раскрытии духовного мира персонажей, что было во многом новым для драматического (оперного) искусства того времени.Знакомые оперные приемы и образы, которые композитор применял уже в ранних операх, были недопустимы для отражения психологической драмы персонажей Пушкина.П. И. Чайковский даже отказывается признавать Евгения Онегина оперой, акцентируя тем самым новизну сценического жанра и избирательное отношение к пушкинскому тексту.Особенностью музыкальной части оперы является единое мелодическое развитие: певучесть, мелодичность, интонационная выразительность, пронизывающая всю ее ткань - от монологов (арий и ариозозо) и декламаций главных героев до вокальных ансамблей, хоровых сцен, танцев, самостоятельных оркестровых эпизодов и простых оркестровых аккомпанементов.Основное внимание Чайковский уделил драме трех главных героев, судьбы которых роковым образом переплетаются. Именно композитор распевает стихи поэтов, создавая необыкновенно широкие мелодии, пленяющие своей духовностью и красотой, поэтичностью и интонационно-гибкой экспрессивностью. Как и роман Пушкина в стихах, Чайковский создает свой роман в музыке. ЗаключениеВ заключение можно сказать, что Опера «Евгений Онегин» считается одним из высочайших достижений русского оперного искусства.А правдивые образы пушкинского романа помогли решить проблему создания «интимной, но сильной драмы», героями которой становились «настоящие, живые люди». Именно само название«лирические сцены», предоставленное автором опере, говорит о доминирующем интересе Чайковского к окружающему его внутреннему миру персонажей.Это как будто композитор поет стихи поэтов, создавая необычайно широкие мелодии, пленяющие своей духовностью и красотой, поэтичностью и интонационно-гибкой выразительностью. Как и роман Пушкина в стихах, Чайковский создает свой роман в музыке. Эта опера подтверждает высокое мастерство Чайковского как оперного драматурга. Именно он ознаменовал переход к оперному реализму, рассматриваемому как олицетворение в музыке жизненных коллизий без превознесения и сингулярности романтического искусства, как раскрытие психологической драмы, разворачивающейся в повседневной жизни.Таким образом, в ходе этой работы мы рассмотрели все задачи и цели, изложенные во введении.Список используемой литературы[1] Келдыш Ю.В.. История русской музыки: В 10-ти томах. Том 8 / 70-80 годы XIX века. Часть 2 [Текст] / авт. Ю.В. Келдыш [и др.]. – Музыка: Москва, 1994 г. – 534 стр.[2] Кунин И.Ф., Чайковский П. И.. Молодая гвардия /[Текст] / авт. И.Ф. Кунин. – Молодая гвардия: Москва, 1958 г. – 368 стр.[3] Маймин Е. А. Пушкин.. Жизнь и творчество / [Текст] / авт. Е. А. Маймин. – Наука: Москва, 1982 г. – 208 стр.[4] МаранцманВ. Г.. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину: Пособие для учителя и учащихся: В 2 ч./[Текст] / авт. В. Г.Маранцман. – изд. центр ВЛАДОС: Москва, 1999 г. – 320 стр.[5] МаранцманВ. Г. Роман А.С. Пушкина. «Евгений Онегин» в школьном изучении. Пособие для учителя/[Текст] / авт. В. Г. Маранцман. – Просвещение: Москва, 1983 г. – 159 стр.[6]Прибегина Г. А., Нестьев И. В.. Оперы П.И. Чайковского. Путеводитель / [Текст] / авт. Г. А.Прибегина, И. В.Нестьев . – Музыка: Москва, 1970 г. – 388 стр.[7] Прибегина Г. А.. Петр Ильич Чайковский. 2-е изд /[Текст] / авт. Г. А.Прибегина. – Музыка: Москва, 1984 г. – 192 стр.[8] Пушкин А.С.. Евгений Онегин: Роман в стихах / Худож. лит. [Текст] / авт. А.С. Пушкин, вступит. статья П.Г. Антокольского.. –: Москва, 1981 г. – 255 стр.[9] Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века» / Учеб.для студ. пед. высш. учеб. заведений [Текст] / авт. Л. А.Рапацкая. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Москва, 2001 г. – 384 стр.[10] Сидельников Л.С., Петр Ильич Чайковский / [Текст] / авт. Л. С.Сидельников. – Искусство: Москва, 1992 г. – 352 стр.[11] Абрамовский Г.. Сто опер. История создания. Сюжет. Музыка / Изд. 6-е [Текст] / авт. Абрамовский Г.[и др.], ред.сост. М. Друскин. – Ленинградское отделение: СПб, 1976 г. – 480 стр.[12] Чайковский П. И.. Евгений Онегин. Лирические сцены в 3-х действиях, 7-ми картинах. Либретто П. Чайковского и К. Шиловского по одноименному роману в стихах А. Пушкина. Клавир / [Текст] / авт. П.И. Чайковский. – Музыка: Москва, 1999 г. – 296 стр.[13] Чумаков Ю.Н. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. В мире стихотворного романа. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам/ [Текст] / авт. Ю.Н. Чумаков. – Издво МГУ: Москва, 1999 г. – 128 стр.[14] Шаталов С.Е. Герои романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» / Кн. для учащихся [Текст] / авт. С. Е. Шаталов. – Просвещение: Москва, 1986 г. – 95 стр.[15] Белинский В. Г.. Статья восьмая. «Евгений Онегин». Статья девятая. «Евгений Онегин» (Окончание); [не указанo]/[Текст] / авт.В. Г. Белинский. –: Москва, 2012 г. – 147 стр.[16] Лотман Ю.М.,Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий: Пособие для учителя / Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий [Текст] / авт. Ю.М.Лотман. – Азбука: СПб, 2014 г. – 512 стр.[17] Мушников А.А. "Евгений Онегин" как трагедия непонимания: (Опыт прочтения)/ [Текст] / авт. А. А. Мушников. – Триада плюс: Москва, 2002 г. – 124 стр.ПриложенияА.С. ПушкинП.И. ЧайковскийЕвгений Онегин (1958) Кино-опера.СССРОнегин (1999). СШАП.И.Чайковский Опера "Евгений Онегин"Иллюстрация из произведения Евгений ОнегинИллюстрация из произведения Евгений ОнегинИллюстрация из произведения Евгений Онегин
[2] Кунин И.Ф., Чайковский П. И.. Молодая гвардия / [Текст] / авт. И.Ф. Кунин. – Молодая гвардия: Москва, 1958 г. – 368 стр.
[3] Маймин Е. А. Пушкин.. Жизнь и творчество / [Текст] / авт. Е. А. Маймин. – Наука: Москва, 1982 г. – 208 стр.
[4] Маранцман В. Г.. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину: Пособие для учителя и учащихся: В 2 ч. / [Текст] / авт. В. Г. Маранцман. – изд. центр ВЛАДОС: Москва, 1999 г. – 320 стр.
[5] Маранцман В. Г. Роман А.С. Пушкина. «Евгений Онегин» в школьном изучении. Пособие для учителя / [Текст] / авт. В. Г. Маранцман. – Просвещение: Москва, 1983 г. – 159 стр.
[6] Прибегина Г. А., Нестьев И. В.. Оперы П.И. Чайковского. Путеводитель / [Текст] / авт. Г. А.Прибегина, И. В.Нестьев . – Музыка: Москва, 1970 г. – 388 стр.
[7] Прибегина Г. А.. Петр Ильич Чайковский. 2-е изд / [Текст] / авт. Г. А.Прибегина. – Музыка: Москва, 1984 г. – 192 стр.
[8] Пушкин А.С.. Евгений Онегин: Роман в стихах / Худож. лит. [Текст] / авт. А.С. Пушкин, вступит. статья П.Г. Антокольского.. –: Москва, 1981 г. – 255 стр.
[9] Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века» / Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений [Текст] / авт. Л. А. Рапацкая. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Москва, 2001 г. – 384 стр.
[10] Сидельников Л.С., Петр Ильич Чайковский / [Текст] / авт. Л. С. Сидельников. – Искусство: Москва, 1992 г. – 352 стр.
[11] Абрамовский Г.. Сто опер. История создания. Сюжет. Музыка / Изд. 6-е [Текст] / авт. Абрамовский Г. [и др.], ред.сост. М. Друскин. – Ленинградское отделение: СПб, 1976 г. – 480 стр.
[12] Чайковский П. И.. Евгений Онегин. Лирические сцены в 3-х действиях, 7-ми картинах. Либретто П. Чайковского и К. Шиловского по одноименному роману в стихах А. Пушкина. Клавир / [Текст] / авт. П.И. Чайковский. – Музыка: Москва, 1999 г. – 296 стр.
[13] Чумаков Ю.Н. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. В мире стихотворного романа. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам/ [Текст] / авт. Ю.Н. Чумаков. – Издво МГУ: Москва, 1999 г. – 128 стр.
[14] Шаталов С.Е. Герои романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» / Кн. для учащихся [Текст] / авт. С. Е. Шаталов. – Просвещение: Москва, 1986 г. – 95 стр.
[15] Белинский В. Г.. Статья восьмая. «Евгений Онегин». Статья девятая. «Евгений Онегин» (Окончание); [не указанo] / [Текст] / авт.В. Г. Белинский. –: Москва, 2012 г. – 147 стр.
[16] Лотман Ю.М.,Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий: Пособие для учителя / Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий [Текст] / авт. Ю.М.Лотман. – Азбука: СПб, 2014 г. – 512 стр.
[17] Мушников А.А. "Евгений Онегин" как трагедия непонимания: (Опыт прочтения)/ [Текст] / авт. А. А. Мушников. – Триада плюс: Москва, 2002 г. – 124 стр.