Психологические условия развития стрессоустойчивого поведения у военнослужащих
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 15.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие профессионального стресса и его проявления 5
1.1 Понятие длительного стресса и устойчивых профессионально-личностных деформаций 5
1.2 Устойчивость к профессиональному стрессу 11
1.3 Характеристика гендерно-профессиональных стереотипов 19
2. Организация и методы исследования 26
2.1 Цели и задачи исследования 26
2.2 Описание методик исследования 26
3. Изучение проявлений профессионального стресса 29
3.1 Результаты исследования 29
3.2 Рекомендации сотрудникам по совладанию с профессиональным стрессом 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЯ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Цель: диагностика тревожности как свойства личности.Регистрируемые показатели:Шкала ситуативной тревожности (СТ):Реактивная или ситуативная тревожность как состояние определяется субъективно переживаемыми эмоциями, а именно, напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность. Данное состояние возникает в виде эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию, может проявляться разной по интенсивности и динамичности во времени.Личностей, которых относят к категории высокотревожных, имеют склонность воспринимать угрозу относительно своей самооценки и жизнедеятельности в большом диапазоне ситуаций, а также реагировать выраженным состоянием тревожности. При условии, если психологический тест определяет, что у испытуемого констатирован высокий показатель личностной тревожности, это может дать основание для предположения - у него появляется состояние тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки компетенции и престижа.Шкала личной тревожности (ЛТ):Под личностной тревожностью в данной методике понимают устойчивую индивидуальную характеристику, отражающую предрасположенность человека к тревоге, а также предполагающая наличие у субъекта тенденции к восприятию достаточно широкого «веера» ситуаций как угрожающих, отвечая при этом на каждую из них той или иной реакцией. Будучи предрасположенностью, личная тревожность может активизироваться при восприятии определенных стимулов, которые человек расценивает как опасные для своей самооценки и самоуважения.Определение уровня тревожности является обязательной и естественной особенностью активной деятельной личности. Каждому человеку присущ собственный оптимальный, либо желательный уровень тревожности, которую можно охарактеризовать как полезную тревожность. Ведь оценка человеком своего состояния относительно наличия тревожности является существенным компонентом самовоспитания и самоконтроля.ВыводТак, решено провести исследование, направленное на изучение психологической устойчивости к стрессу, а также на определение уровня ситуативной и личностной тревожности военнослужащих.Определены цели и задачи исследования, подобраны методики исследования.3. Изучение стрессоустойчивости военных3.1 Результаты исследованияРезультаты опросника психологической устойчивости к стрессу (ОПУС) Е. В. Распопина приведены в таблице в Приложении 1, на рисунках 1 и 2 в Приложении 2.Данные представлены в зависимости от пола сотрудников (см. рис. 1-2).Как видно из таблицы, у большинства, то есть 60 % женщин наблюдается низкая психологическая устойчивость к стрессу, что может означать сложности при попытках справиться со стрессом, при этом они могут впасть в депрессию, и им не хватает времени для выполнения должностных обязанностей, связанных с проявлением высокой ответственности за жизнь и здоровье пациентов.Для 23% сотрудниц характерен средний уровень устойчивости к стрессу, это свидетельствует об относительной устойчивости к неожиданным событиям, нарушающим привычных ход деятельности.17% опрошенных военнослужащих показали результат, согласно которому для них характерен высокийуровень, они способны достаточно быстро адаптироваться к ситуации стресса. Также эти показатели говорят о достаточно устойчивой позитивной самооценке (см. рис. 1 в Приложении 2). Что касается результатов исследования психологической устойчивости к стрессу мужчин, то получено следующее (см. рис. 2 в Приложении 2). Высокий уровень психологической устойчивости к стрессу военнослужащиххарактерен для 47% опрошенных. Это говорит о способности быстро адаптироваться к возникающей ситуации стресса, об устойчивой позитивной самооценке. Данные результаты являются благоприятными в условиях профессионального стресса, так как практически половина опрошенных способна противостоять различным стрессорам. Средний уровень психологической устойчивости к стрессу сотрудников свойственен для 20% из них. Это означает относительную устойчивость к неожиданным событиям, нарушающим привычный ход профессиональной деятельности.Низкий уровень психологической устойчивости к стрессу показали 33% сотрудников. Для них характерны различные трудности при попытках справиться со стрессорами, есть вероятность депрессивных состояний.Результаты методики Спилбергера на выявление тревожности представлены на рис. 3 в Приложении 3.По результатам данной методики уровень личностной тревожности у испытуемых-женщин выше, чем у сотрудников-мужчин. То же самое можно сказать и о ситуативной тревожности: ее уровень у женщин выше, чем у мужчин.3.2Рекомендации по совладанию с профессиональным стрессомРассмотрим рекомендации по предотвращению развития устойчивых профессионально-личностных деформаций вследствие длительного переживания профессионального стресса, требующие от своих сотрудников нервно-психической устойчивости. Ведь от этого во многом зависит способность медика принять правильное и эффективное решение проблемы в ситуации стресса. Опираясь на полученные данные в ходе диагностике, при составлении рекомендаций будет учтено, что уровень устойчивости к стрессу у женщин ниже, чем у мужчин, а также то, что уровень личностной и ситуативной тревожности у женщин выше, чем у мужчин.Под технологией совершенствования профессиональной подготовки кадров на основе комплексного использования современных технических средств понимается образовательная технология, базирующаяся преимущественно на новейших информационных и телекоммуникационных средствах, обеспечивающих возможность оперативной и непрерывной модернизации содержания учебных материалов, а также отвечающих потребностям конкретных обучаемых специалистов.Совершенствование профессиональной подготовки – решающий фактор повышения кадрового потенциала медицинского персонала, эффективности управления, результативности медицинской деятельности в целом. Совершенствование профессиональной подготовки кадров включает:– всестороннее совершенствование организации дополнительного образования и просвещения сотрудников;– использование современных образовательных технологий;– широкое внедрение передовых методов и форм проведения занятий;– использование эффективных методов контроля за уровнем знаний обучаемых с применением тестовых программ и других современных информационных технологий;– нацеливание образовательных программ на обучение практическому применению полученных знаний, выработку умений, привитие устойчивых навыков работы;– соответствие образовательных программ современным требованиям к квалификации специалиста в сторону его унификации, расширения диапазона знаний и умений с учетом решаемых задач;– использование технологий обучения, предполагающих максимально возможное приближение образовательного процесса к практической деятельности. Широкое использование в образовательном процессе комплексных занятий и учений, дискуссий и круглых столов, привлечение к их проведению квалифицированных работников;– внедрение и расширение использования в системе дополнительного образования дистанционной формы обучения в сочетании с очной формой, что позволит сократить сроки освоения программ переподготовки и повышения квалификации.Для предотвращения развития устойчивых профессионально-личностных деформаций вследствие длительного переживания профессионального стресса следует внедрить в практику: для сотрудниц:- проведение деловых игр по отработке действий, моделированию возможных причин и последствий; - использование компьютерных тренажеров, моделирующих действия сотрудников в условиях экстремальных ситуаций (например, первая медицинская помощь при обмороке, инфаркте, травме и т.д.);- организация психологической помощи при переживании сотрудницами профессионального стресса в силу большей эмоциональности женщин по сравнению с мужчинами;для сотрудников:- организация мероприятий по мотивации персонала;- организация тренировочного процесса для отработки действий в экстремальных и опасных ситуациях.В системе менеджмента мотивация персонала обычно структурирована по 5 основным направлениям:ресурсы,условия работы, ответственность,признание, взаимоотношения. Применение обозначенных методов мотивации военнослужащихпо данным направлениям позволяет воздействовать на все основные уровни и все организационные единицы организации. При этом важно учитывать, что данные методы мотивации персонала для определенных сотрудников (женщин и мужчин) и для всего коллектива в целом будут различаться.Основной целью мотивации персонала можно считать стремление добиваться отождествления индивидуальных целей для каждого сотрудника с целями организации в целом. В таком случае должен максимально полно выполниться один из главных принципов СМК (системы, создаваемой в организации для формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей) – это принцип вовлечения персонала. При этом, если мотивация персонала находится на низком уровне, то внедрение СМК и ее работа будут практически невозможными.Мотивация персонала связана с целями организации напрямую. Очень важно, чтобыцели, которые ставит перед собой организация, создавали бы основу для длительного развития. Причем цели в области качества должны быть понятными сотрудникам и достаточно четко структурированы. Только при таком условии можно рассчитывать на ясные и четкие цели в мотивации самого персонала.Наиболее эффективной считается ситуация, при которой цель мотивации персонала детализирована в соответствии с целями, определяющими качество и установленными на различных уровнях управления.Данная детализация в себя включает:цель мотивации всего коллектива в организации. На данном уровне мотивация персонала способствует изменению общей корпоративной культуры. Мотивация персонала на уровне всех участников коллектива организации взаимосвязана с целями в области качества корпоративного уровня в целом.цель мотивации в группах сотрудников разных подразделений.Данный уровень способствует изменению качества работы в отдельных направлениях деятельности или по отдельным процессам. Важно, чтобы мотивация персонала на уровне отдельных групп была взаимосвязана с целями по качеству процессови продуктов той или иной организации. цель мотивации каждого отдельного сотрудника.Данный уровень затрагивает изменения в качестве выполнения отдельных действий и операций. Мотивация персонала на данном уровнепредполагает наличие взаимосвязи с целями в области качества по имеющимся в организации подразделениям.ВыводТаким образом, проведено исследование по методикам:Опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС). Е.В. Распопина,Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).Выявлено, что у большинства (60 %) женщин-сотрудниц наблюдается низкая психологическая устойчивость к стрессу, что может означать сложности при попытках справиться со стрессом, при этом они могут впасть в депрессию, и им не хватает времени для выполнения должностных обязанностей.В то время как почти у половины опрошенных мужчин (47%) выявлен высокий уровень психологической устойчивости к стрессу. Это говорит о способности быстро адаптироваться к возникающей ситуации стресса, об устойчивой позитивной самооценке. Данные результаты являются благоприятными в условиях профессионального стресса, так как практически половина опрошенных военнослужащихспособна противостоять различным стрессорам. Также выявлено, что уровень личностной тревожности у испытуемых-женщин выше, чем у сотрудников-мужчин. То же самое можно сказать и о ситуативной тревожности: ее уровень у женщин выше, чем у мужчин.В связи с полученными результатами диагностики разработаны рекомендации по оптимизации подбора сотрудников и сотрудниц, связанные с ежедневным профессиональным риском здоровья и жизни, по предотвращению развития устойчивых профессионально-личностных деформаций вследствие длительного переживания профессионального стресса у мужчин и женщин, по мотивации медицинского персонала. ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема проявлений профессионального стресса была определена как актуальная и требующая изучения, так как целенаправленно проводить воспитательную работу и повышать эффективность работы, обучать медицинских сотрудников противостоять профессиональному стрессу возможно только при наличии определенных знаний об индивидуально-психологических и гендерных особенностях подчиненных. Целью работы было изучение проявлений профессионального стресса. Данная цель достигнута благодаря решению основных задач исследования:Так, описано понятие длительного стресса и устойчивых профессионально-личностных деформаций.Охарактеризована устойчивость к профессиональному стрессу.Дана характеристика гендерно-профессиональных стереотипов.Изучены гендерные различия проявлений профессионального стресса у военнослужащих с помощью методик, направленных на исследование психологической устойчивости к стрессу, а также тревожности. На основе результатов сформулированы рекомендации сотрудникам по совладанию с профессиональным стрессом, основываясь на результатах исследования.Основными направлениями по совладанию сотрудникамис профессиональным стрессом, были:предотвращение развития устойчивых профессионально-личностных деформаций вследствие длительного переживания профессионального стресса у мужчин и женщин, оптимизация подбора сотрудников и сотрудниц,мотивация персонала.БиблиографияБерезовская Л.И. Профессиональная деформация работников образовательных организаций // Формы и методы социальной работы в различнх сферах жизнедеятельности, 2015.Бояркина Н.А. Причины и профилактика профессиональной деформации сотрудников полиции как основного условия совершения ими преступлений // Сибирский юридический вестник, 2014.Верещагина А. А., Колчанова А. Н. Стресс: причины, следствия, защита // Вопросы экономики и управления, 2016. — №5.1. — С. 117-119.Вопросник С. Бэм по изучению маскулинности – фемининности / Практикум по гендерной психологии Под ред. И.С. Клециной. - СПб., 2013. - С. 277-280.Выявление психосоматических нарушений на раннем этапе развития у специалистов, регулярно подвергающихся стрессу / А. В. Склярова [и др.] // Новые задачи современной медицины: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 90-93.Гаспарян С.К. Гендерные стереотипы в политической сфере современного общества // Физиология и культура, 2017.Дорохина Р.В. Стереотип гендерного поведения и их толкование в контексте книги бытия //Общество: философия, история, культура, 2016.Кашина М.А. Социальное предпринимательство как бизнес, «подходящий» женщинам // Управленческое консультирование, 2015.Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический проект, 2019. – С. 26.Комаров Е. Организация, психология и технологии самообразования человека работающего. //Управление персоналом, №4, 2013.Красинская Е.С. Профессиональная деформация личности сотрудника органов внутренних дел и ее предупреждение // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России, 2016.Манаев С.В., Горковенко Ю.Л. Адаптация новых сотрудников: роли, функции, назначение // Трудовое право, 2013. - №1 – С .3-17.Маслоу А. Мотивация и личность /Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2012. — 352 с.Назарова О. М. Психологическая готовность спасателей к риску / О. М. Назарова, М. К. Сайфетдинова // Молодой ученый, 2015. — №7. — С. 685-688.Пирожкова И.С. Прецендентное имя как средство репрезентации гендерных стереотипов в политическом дискурсе К. Райс и И. Хакамады // Политическая лингвистика, 2017.Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М., 2013. – 139 с.Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 2012. – 318 с.Сутормина В.А., Украинский С.В. К вопросу о профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел // Вестник Краснодарского университета МВД России, 2016.Тартаковская И. Мужчины на рынке труда //Социологический журнал. 2012, № 3. С.112-125. Шапарь В. Б. Психология кризисных ситуаций /В. Б. Шапарь — Ростов н/Д: Феникс, 2018.Экстремальная психология в особых условиях // Монография под редакцией Б.Г. Бовина, А.В. Кокурина, А.М. Ракова. - М., 2015.Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ [Электронный ресурс] URL: https://17.мвд.рф/slujba/Gosudarstvennaja_grazhdanskaja_sluzhba/Kodeks_professionalnoj_jetiki_sotrudnika (дата обращения: 01.03.2018).Последствия стресса и его влияние на организм человека // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: indepress.ru (дата обращения: 03.03.2019).ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Распределение сотрудниковс различным уровнем психологической устойчивости к стрессуПоказательВысокаяСредняяНизкаяКол-во испытуемых6324Относительное количество, %30628Приложение 2Рис. 1. Исследование психологической устойчивости к стрессу по методике «ОПУС» военнослужащих-женщинРис. 2. Исследование психологической устойчивости к стрессу по методике «ОПУС» военнослужащихПриложение 3Рис. 3. Результаты исследования тревожности (методика Спилбергера)
1. Березовская Л.И. Профессиональная деформация работников образовательных организаций // Формы и методы социальной работы в различнх сферах жизнедеятельности, 2015.
2. Бояркина Н.А. Причины и профилактика профессиональной деформации сотрудников полиции как основного условия совершения ими преступлений // Сибирский юридический вестник, 2014.
3. Верещагина А. А., Колчанова А. Н. Стресс: причины, следствия, защита // Вопросы экономики и управления, 2016. — №5.1. — С. 117-119.
4. Вопросник С. Бэм по изучению маскулинности – фемининности / Практикум по гендерной психологии Под ред. И.С. Клециной. - СПб., 2013. - С. 277-280.
5. Выявление психосоматических нарушений на раннем этапе развития у специалистов, регулярно подвергающихся стрессу / А. В. Склярова [и др.] // Новые задачи современной медицины: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 90-93.
6. Гаспарян С.К. Гендерные стереотипы в политической сфере современного общества // Физиология и культура, 2017.
7. Дорохина Р.В. Стереотип гендерного поведения и их толкование в контексте книги бытия //Общество: философия, история, культура, 2016.
8. Кашина М.А. Социальное предпринимательство как бизнес, «подходящий» женщинам // Управленческое консультирование, 2015.
9. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический проект, 2019. – С. 26.
10. Комаров Е. Организация, психология и технологии самообразования человека работающего. //Управление персоналом, №4, 2013.
11. Красинская Е.С. Профессиональная деформация личности сотрудника органов внутренних дел и ее предупреждение // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России, 2016.
12. Манаев С.В., Горковенко Ю.Л. Адаптация новых сотрудников: роли, функции, назначение // Трудовое право, 2013. - №1 – С .3-17.
13. Маслоу А. Мотивация и личность /Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2012. — 352 с.
14. Назарова О. М. Психологическая готовность спасателей к риску / О. М. Назарова, М. К. Сайфетдинова // Молодой ученый, 2015. — №7. — С. 685-688.
15. Пирожкова И.С. Прецендентное имя как средство репрезентации гендерных стереотипов в политическом дискурсе К. Райс и И. Хакамады // Политическая лингвистика, 2017.
16. Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М., 2013. – 139 с.
17. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 2012. – 318 с.
18. Сутормина В.А., Украинский С.В. К вопросу о профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел // Вестник Краснодарского университета МВД России, 2016.
19. Тартаковская И. Мужчины на рынке труда //Социологический журнал. 2012, № 3. С.112-125.
20. Шапарь В. Б. Психология кризисных ситуаций /В. Б. Шапарь — Ростов н/Д: Феникс, 2018.
21. Экстремальная психология в особых условиях // Монография под редакцией Б.Г. Бовина, А.В. Кокурина, А.М. Ракова. - М., 2015.
22. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ [Электронный ресурс] URL: https://17.мвд.рф/slujba/Gosudarstvennaja_grazhdanskaja_sluzhba/Kodeks_professionalnoj_jetiki_sotrudnika (дата обращения: 01.03.2018).
23. Последствия стресса и его влияние на организм человека // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: indepress.ru (дата обращения: 03.03.2019).
Вопрос-ответ:
Что такое профессиональный стресс?
Профессиональный стресс - это состояние, возникающее у человека в связи с его профессиональной деятельностью, характеризующееся повышенным уровнем напряжения, эмоциональной и психологической нагрузкой.
Как проявляется длительный стресс и устойчивые профессионально-личностные деформации?
Длительный стресс может проявляться усталостью, раздражительностью, снижением концентрации внимания, проблемами со сном, изменением аппетита и другими физическими и психологическими симптомами. Устойчивые профессионально-личностные деформации включают изменения в мировосприятии, ценностных ориентациях, отношении к работе и других аспектах личности, обусловленные долговременным воздействием стресса.
Как повысить устойчивость к профессиональному стрессу?
Устойчивость к профессиональному стрессу может быть повышена при помощи комплексного подхода, включающего физическую активность, психологическую поддержку, развитие навыков саморегуляции и стратегий справления со стрессом, создание благоприятной рабочей среды и организации своего рабочего времени.
Какие гендерно-профессиональные стереотипы существуют?
Гендерно-профессиональные стереотипы - это устойчивые представления о том, какими должны быть профессии в зависимости от пола. Например, стереотипы могут предполагать, что женщины лучше занимаются заботой о людях и ведут менее стрессовую работу, а мужчины более подходят для руководящих, технических или рискованных профессий.
Какие методики использовались в исследовании проявлений профессионального стресса?
В исследовании проявлений профессионального стресса были использованы различные методики, включающие опросники, наблюдение, анализ документов, интервью и другие методы сбора данных.
Какие психологические условия способствуют развитию стрессоустойчивого поведения у военнослужащих?
Развитие стрессоустойчивого поведения у военнослужащих зависит от таких психологических условий, как наличие адекватной самооценки и высокой мотивации, умение контролировать эмоции и принимать необходимые решения в стрессовых ситуациях, гибкость мышления и способность к адаптации.
Что такое профессиональный стресс и как он проявляется?
Профессиональный стресс - это состояние, возникающее у человека под воздействием неблагоприятных условий работы и профессиональных требований. Он может проявляться в виде физической и эмоциональной усталости, повышенной раздражительности, тревожности, снижения мотивации и снижения производительности труда.
Что такое длительный стресс и устойчивые профессионально-личностные деформации?
Длительный стресс - это состояние, когда стрессовые факторы длительное время воздействуют на организм человека. Устойчивые профессионально-личностные деформации - это изменения в личности человека, происходящие под воздействием длительного стресса. Они могут выражаться в форме изменения характера, ценностных установок, отношения к работе и к жизни в целом.
Что такое устойчивость к профессиональному стрессу?
Устойчивость к профессиональному стрессу - это способность человека справляться с неблагоприятными профессиональными условиями и противостоять стрессовым ситуациям. Она зависит от психологических и физиологических характеристик личности, а также от наличия социальной поддержки и способности использовать стресс в качестве стимула для личностного роста и развития.
Какие гендерно-профессиональные стереотипы существуют и как они характеризуются?
Гендерно-профессиональные стереотипы - это представления о том, какие профессии "женские" и "мужские". Они могут характеризоваться такими признаками, как социальный статус профессии, уровень оплаты труда, требуемые качества и навыки, а также предполагаемая социальная роль мужчин и женщин в этих профессиях.
Какие психологические условия способствуют развитию стрессоустойчивого поведения у военнослужащих?
Развитие стрессоустойчивого поведения у военнослужащих зависит от таких психологических условий, как наличие эффективных копинг-стратегий, поддержка коллектива, положительное межличностное взаимодействие, наличие позитивных мотиваций и ценностей, а также практика саморефлексии и саморазвития.
Что такое профессиональный стресс и как он проявляется?
Профессиональный стресс - это негативные психофизиологические реакции организма, возникающие в результате непреодолимых или длительных психологических нагрузок на работе. Он может проявляться в виде физических симптомов (головная боль, нарушения сна), эмоциональных переживаний (раздражительность, тревога), а также поведенческих изменений (избегание работы, агрессивность).