1. Концепция «мест памяти» П. Нора

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Культурология
  • 9 9 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 17.04.2021
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
.
Фрагмент для ознакомления

Им противопоставляется ряд картин открытого пространства: парковая скамейка на Патриарших прудах, Воробьевы горы, место казни Иешуа [4, с. 172]. Изображение автором замкнутого с точки зрения физических параметров пространства неслучайно: характер помещения, его обстановка, повествуют о типаже в целом, или о конкретном персонаже, изображаемом М. Булгаковым. Пространства никогда не соприкасаются друг с другом. Каждое помещение, будучи в одном городе, представляет собой своеобразный центр, конкретную точку отсчета. Как и отдельные пространства, так и персонажи «закрыты» друг для друга (критики не приняли и не захотели оценить «Роман о Понтии Пилате» Мастера, профессор Стравинский не захотел поверить Ивану Бездомному, а жители Ершалаима не восприняли проповеди Иешуа и т. д.).Пространство в романе построено по принципу сот – оно представлено рядом замкнутых, ограниченных мирков, в которых существуют персонажи, за редкими исключениями практически не пересекающиеся друг с другом.Каждое отдельное пространство представляет собой типичный, обжитой мир того или иного персонажа, отражая его границы восприятия. Ключевыми мотивами, связывающими большинство пространств, являются чувство страха, несвободы. Нарушение целостности временного потока повествования связано, как правило, с тем, что главное время повествования – о прошлом персонажей.Если пространственные миры в произведении практически не соприкасаются, то временные потоки явно или неявно для персонажей постоянно переплетаются: каждый персонаж действуют одновременно в конкретно-исторической ситуации, но вместе с тем, как это становится очевидно из рассказа повествователя, существует в контексте более абстрактного, вечного времени.Таким образом, в результате проведенного исследования, можно утверждать, что роман «Мастер и Маргарита» обнаруживает все качественные признаки «места памяти»:он имеет прочную привязку к физической локализации, наполненной историческим и символическим значением (улицы, городские пространства Москвы);он функционален в соответствии с концепцией места памяти, поскольку реализует одновременно кристаллизацию памяти и её трансляцию;он символичен, поскольку благодаря событиям и преломленному в романе опыту поколений, он характеризует содержание эпохи (и материальное, и не материальное). Таким образом, проведенный анализ «мест памяти» в художественном дискурсе подтвердил точку зрения П. Нора, что онможет быть рассмотрен в качестве знаковых систем, открытых для поддержания преемственности исторической памяти, связывающих прошлое и настоящее. На наш взгляд, художественный текст в качестве «места памяти» обнаруживает большую жизнеспособность в условиях интеграции и глобализации, поскольку сама его форма бытования в некоторой степени предохраняет его от исчезновения. Кроме того, художественный текст обладает неограниченным потенциалом к его воспроизведению, что обуславливает его более прочную преемственную связь с современностью.Новые значения «мест памяти» актуализируются вместе с каждым прочтением, при этом достоинством художественного дискурса при анализе «мест памяти» можно полагать его намеренную субъективность в воссоздании значимых явлений национальной истории. Список использованной литературыЛазарева М. А. Пространство и время как художественные координаты онтологического сознания писателя (М. Булгаков «Мастер и Маргарита») / М.А. Лазарева // Вестник Московского университета. – 2009. - № 4. – С. 39-55.Нора П. Проблематика мест памяти / П. Нора // Франция-память. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. – С. 17-50.Хаттон П. Х. История как искусство памяти / П.Х. Хаттон – Санкт-Петербург : Издательство «Владимир Даль», 2004. – 398 с.Хомяков С. А. Хронотоп сумасшедшего дома в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова / С.А. Хомяков // Известия ВГПУ. - 2018. - № 6 (129). – С. 172-177.

Список использованной литературы
1. Лазарева М. А. Пространство и время как художественные координаты онтологического сознания писателя (М. Булгаков «Мастер и Маргарита») / М.А. Лазарева // Вестник Московского университета. – 2009. - № 4. – С. 39-55.
2. Нора П. Проблематика мест памяти / П. Нора // Франция-память. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. – С. 17-50.
3. Хаттон П. Х. История как искусство памяти / П.Х. Хаттон – Санкт-Петербург : Издательство «Владимир Даль», 2004. – 398 с.
4. Хомяков С. А. Хронотоп сумасшедшего дома в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова / С.А. Хомяков // Известия ВГПУ. - 2018. - № 6 (129). – С. 172-177.

Вопрос-ответ:

Что такое концепция мест памяти?

Концепция мест памяти - это идея, которая стала популярной в исторической и культурной науке, согласно которой определенные места становятся символами исторических событий или значимых персонажей. Эти места становятся памятниками и могут иметь особое значение для общества.

Что такое место казни Иешуа изображенное на фотографии?

Место казни Иешуа - это место, где, согласно библейским повествованиям, был распят Иисус Христос. Это одно из наиболее значимых мест для христианской религии и символизирует жертву Христа за спасение человечества.

Какое впечатление оставляет изображение замкнутого помещения в парковом пространстве на Патриарших прудах?

Изображение замкнутого помещения в парковом пространстве на Патриарших прудах воспринимается как необычное и притягательное. Оно создает ощущение уединения и таинственности. Физические параметры пространства и его обстановка передают чувство загадочности и возможного скрытого значения.

Какова роль мест памяти в творчестве М. Булгакова?

В творчестве М. Булгакова места памяти играют важную роль. Они помогают передать типажи персонажей и общую атмосферу произведений. Некоторые места памяти, такие как парковая скамейка на Патриарших прудах или Воробьевы горы, становятся символами и передают определенные значения и эмоции.

Могут ли разные пространства находиться рядом и все же не соприкасаться друг с другом?

Да, пространства могут находиться рядом и не соприкасаться друг с другом. Каждое пространство имеет свою особенность и смысл, который не всегда пересекается с другими. В рамках одного города можно найти много разных пространств, которые между собой не пересекаются и имеют свою историю и значение.

Что такое концепция мест памяти?

Концепция мест памяти - это идея о сохранении и передаче исторической памяти через особые места, которые имеют символическое значение и обязательно связаны с какими-либо событиями или людьми.

Какие примеры мест памяти противопоставляются концепции П. Норы?

Противопоставляясь концепции П. Норы, можно привести примеры открытых пространств: парковую скамейку на Патриарших прудах, Воробьевы горы и место казни Иешуа 4 с 172. Все эти места имеют свое символическое значение и ассоциируются с определенными событиями или персонами.

Почему М. Булгаков замкнул пространство в своих произведениях?

М. Булгаков, замкнув пространство в своих произведениях, хотел создать особый типаж или описать конкретного персонажа. Физические параметры помещения и его обстановка передают определенные характеристики и атмосферу, которые помогают понять и воспринять персонажа и его окружение.

Могут ли разные пространства соприкасаться друг с другом?

Пространства обычно не соприкасаются друг с другом. Они могут существовать независимо друг от друга, даже если находятся в одном городе. Каждое помещение имеет свою собственную уникальность и функцию.

Какие особенности физических параметров пространства могут быть значимыми при создании образов в литературе?

Физические параметры пространства, такие как размеры, форма, освещение, цветовая гамма и детали обстановки, могут быть значимыми при создании образов в литературе. Они помогают выразить характер персонажей и создать нужную атмосферу в произведении.