Бюджетная политика государства
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 30.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие бюджетной политики, ее сущность 4
1.1. Роль бюджетной политики как инструмента стимулирования деловой активности в условиях финансового кризиса 4
1.2. Проблемы бюджетного неравенства субъектов Российской Федерации. 8
2. Основные параметры бюджетной политики 14
2.1. Основные направления бюджетной политики России на современной этапе …………………………………………………………………………..14
2.2. Актуальные проблемы трансформации и реализации бюджетной политики в период пандемии 21
Заключение 27
Список использованных источников 29
В качестве примера можно обратиться к результатам реализации политики, обозначенным Министерством финансов РФ, указывающим на сформированную в России предсказуемую и устойчивую экономическую среду. Более того, такая среда стала возможной благодаря тому, что даже в период пандемии Правительством соблюдались определенные ранее бюджетные правила, которые наряду с политикой свободного курсообразования и инфляционного таргетирования, обеспечили не только стабильность в условном виде, но и снизили конъюнктурную зависимость экономики от сырьевых рынков. Но, несмотря на имеющиеся положительные результаты (особенно, в сравнении с результатами ряда европейских стран), необходимо дальнейшее развитие бюджетной политики в условиях пандемии. Среди наиболее значимых целей, стоящих перед Россией в среднесрочной перспективе, видится необходимость сохранения курса на контрцикличесую направленность. Данное положение имелось и в бюджетной политике предыдущих периодов, однако в условиях структурного первичного дефицита по итогам текущего года (планируемый дефицит варьируется от 3,2% до 4,2% ВВП), данная политика, с одной стороны, становится основой для скорейшего восстановления экономической активности, с другой же – выступает в качестве источника значительного роста бюджетных расходов, что усилитпервичный дефицит. Источником его покрытия выступит, несомненно, совокупность государственных заимствований при сохранении бюджетного правила в отношении ФНБ. Другим важным направлением является обеспечение в среднесрочной перспективе структурной трансформации экономики, которые требуют одновременных изменений бюджетной политики как в отношении структуры налоговой системы, так и в отношении изменения структуры и результативности расходов. Еще в 2019 году в России была утверждена «Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах» [2], объединяющая в себе совокупность мер стратегического и операционного характера, но если в отношении первой группы мер возможно полное их сохранение при условии быстрого выхода из коронакризиса, то в отношении мер, закрепленных в концепции и предполагающих быстрый эффект, их достижение ставится под сомнение. По этой причине в фактически реализуемой в 2021 году бюджетной политике необходимо сделать упор на такие оперативные мероприятия, которые одновременно обеспечены внесенными ранее изменениями в законодательстве, а с другой, не потребуют от бюджетной системы кардинальной перестройки. Среди таких изменений важным должно стать аккумулирование на едином счете казначейства средств бюджетной системы, бюджетных и автономных учреждений и юридических лиц, получателей субсидий, что позволит Федеральному казначейству обеспечивать более эффективно расчеты юридических лиц и публично-правовых образований в том случае, если эти участники выступают в качестве субъектов системы казначейских платежей. Данные изменения позволят достичь целого ряда целей, в том числе в отношении скорости зачисления доходов бюджетов, оперативного управления ликвидностью и снижения транзакционных издержек в данной сфере. Отдельно необходимо указать, что в течение последних лет законодательство РФ менялось одновременно в направлении упрощения взаимодействия общества и государства и усложнения с технологической точки зрения, обеспечившего реализацию первого направления. Благодаря такой последовательной работе по совершенствованию законодательства стало возможным введение с 1 января 2021 года нового порядка обслуживания в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК). Данные изменения связаны со следующими изменениями в нормативной базе: введение глав 24.2. и 24.3 Бюджетного кодекса РФ [3]; Приказов Федерального казначейства №21н от 14.05.2020 [4], №15н от 01.04.2020 [5], №20н от 13.05.2020 [6], а также Положения ЦБ РФ №717-П и Минфина РФ №63н от 10.04.2020 [7]. Изменения затронули практически все аспекты, связанные с движением денежных средств, относящихся к бюджетной системе РФ. Субъектный состав отношений включает в себя две базовые группы участников: прямые и косвенные участники, а Федеральное казначейство выступает в качестве оператора системы казначейских платежей, обеспечивающим не только прием и исполнение распоряжений, связанных с движением денежных средств по казначейским счетам, но и обеспечивающим функционирование данной системы. Новая редакция Бюджетного кодекса, применяемая с начала 2021 года, предусматривает, что поступающие во временное распоряжение денежные средства, а также средства таких субъектов как автономные и бюджетные учреждения должны размещаться на счетах, открытых в Федеральном казначействе или аналогичных органах на региональном и местном уровнях. Структура открываемых счетов неоднородна, что позволяет диверсифицировать их, в том числе исходя из операций, осуществляемых посредством этих счетов, а также с учетом валюты, так как счета могут быть и рублевыми, и валютными. Особенностью бюджетной политики России является ее направленность на планомерное усиление цифровизации, что в рассматриваемом случае выражается в адаптации информационного обмена между участниками под общий тренд, что выражается, в частности, в применении информационного обмена между прямыми участниками и казначейством в электронном виде с применением КЭП уполномоченного лица. В случае документов, содержащих государственную тайну, документооборот предусматривает применение параллельно электронных и бумажных носителей. Данное правило распространяется и на ситуации, когда электронный документооборот просто невозможен. В рамках бюджетной политики, а также денежно-кредитной политики ЦБ РФ также явно проявляется тренд, связанный с развитием наличного денежного оборота. Например, в Основных направлениях ДКП на 2021-2023 гг. [8] закреплено, что согласно базовому сценарию после всплеска спроса на наличные денежные средства, вопреки рекомендациям Роспотребнадзора, в 2021 году наметится спад спроса на наличные деньги, а объем наличной денежной массы начнет сокращаться. Адаптируясь к данной ситуации, Федеральное казначейство в целях обеспечения наличными денежными средствами, а также денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов с применением платежных карт, будет открывать, согласно нормам, закрепленным в ст. 155 и 156 БК РФ, банковские счета, предназначенные для осуществления расчетов по перечню операций и выдачи наличности.Явное желание государства повысить эффективность управления ликвидностью, выражаемое в аккумуляции денежных средств в руках казначейства и закрепленное в бюджетной политике, нашло свое развитие в Письмах Минфина РФ №09-01-10/66747, ЦБ РФ №04-45-7/5526, Федерального казначейства №07-04-05/05-14880 от 29.07.2020. Данные письма посвящены вопросам закрытия банковских счетов и предусматривают, что в течение первого квартала 2021 года участникам бюджетного процесса – финансовым органам субъектов РФ необходимо будет осуществить деятельность по закрытию ранее применяемых счетов, причем как счетов, открытых в ЦБ РФ, так и в кредитных организациях, а запрет на их использование начнет внедряться применяется с 1.01.2021г. с полным закрытием до 01.04.2021г. Рассматриваемые изменения в целом соответствуют общей цели развития бюджетной системы РФ и коррелируют с базовыми положениями бюджетной политики России. Пандемия, несомненно, окажет воздействие на скорость реализации тех целей, которые были заложены в бюджетную политику на предыдущих этапах, однако полного отказа от ранее намеченных целей не наблюдается.ЗаключениеОбеспечение устойчивости бюджетной системы и стимулирование роста национальной экономики являются стратегическими целями в условиях кризиса и длительной экономической рецессии. Объективные взаимосвязи между элементами бюджетной политики являются основой механизмов, которые действуют в сфере реализации государственной бюджетной политики, обеспечивают их тесное взаимодействие в процессе достижения поставленных целей и задач. Согласованность доходов и расходов, политики в сфере формирования бюджетного дефицита, государственного долга, политики управления резервами определяются благодаря указанным взаимосвязям. Совокупностью процессов и процедур, которые обеспечивают доходы и расходы, дефицит/профицит, представляют собою механизмы государственной бюджетной политики. При этом они обязательно учитывают циклические изменения экономики и макроэкономические показатели. Сокращение бюджетного дефицита – это то, к чему стремится правительство любого государства при формировании бюджетной политики. Разнообразность – это основная характеристика путей и мер, с помощью которых преодолевается дефицит. Создание возможностей увеличения доходов и снижения расходов бюджета – это итог мер по преодолению бюджетного дефицита. Изменение ВВП, объемов производства и потребления, занятости – это то, что происходит при циклических колебаниях экономики. Все это может быть причиной бюджетных кризисов. Формирование и реализация эффективной бюджетной политики – это то, что сможет нейтрализовать негативные тенденции в бюджетной сфере, стимулировать развитие национальной экономики.Итак, изменение ВВП, объемов производства и потребления, занятости – это то, что происходит при циклических колебаниях экономики. Все это может быть причиной бюджетных кризисов. Формирование и реализация эффективной бюджетной политики – это то, что сможет нейтрализовать негативные тенденции в бюджетной сфере, стимулировать развитие национальной экономики. При этом для эффективности этой политики необходимо использовать не только различные элементы, но и применять систему экономических индикаторов.Список использованных источниковОсновные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов // СПС «КонсультантПлюс» Распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг. // СПС «КонсультантПлюс» Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // СПС «КонсультантПлюс». Приказ Казначейства России от 14.05.2020 N 21н «О Порядке казначейского обслуживания» // СПС «КонсультантПлюс». Приказ Казначейства России от 01.04.2020 N 15н «О Порядке открытия казначейских счетов» // СПС «КонсультантПлюс». Приказ Казначейства России от 13.05.2020 N 20н «Об утверждении Правил организации и функционирования системы казначейских платежей» // СПС «КонсультантПлюс». Положение Минфина России N 63н, Банка России N 717-П от 10.04.2020 «Об особенностях взаимодействия системы казначейских платежей с платежными системами» // СПС «КонсультантПлюс». Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов // СПС «КонсультантПлюс».Барановский С.А. Формирование государственной бюджетной политики в условиях рецессии национальной экономики // Специальность 08.00.10 – «Финансы, денежное обращение и кредит»: автореф. дис. … на соиск. учен.степ. канд. экон. наук. Москва, 2016. 31 с. Егорова М.В. Основные аспекты формирования единой государственной бюджетной политики // Менеджер. 2018. №1 (83). С. 108 – 114. Каримов Д.Р. Оценка эффективности бюджетной политики регионов // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №3 (31). С. 91 – 96. Огрызкова Д.Ю. Бюджетная политика в условиях глобальных рисков // В сборнике: Начало в науке. 2014. С. 116 – 117. Остапчук В.Н. Основные направления бюджетной политики государства в современных условиях // Бюллетень научных работ Брянского филиала МИИТ. 2014. №1 (5). С. 53 – 56. Официальный сайт Росстат URL: https://www.gks.ru/ Папулова Т.Н. Регулирование государственной финансовой политики России в периоды кризисов // Дискуссия. 2018. №1 (86). С. 20 – 24.
Обеспечение устойчивости бюджетной системы и стимулирование роста национальной экономики являются стратегическими целями в условиях кризиса и длительной экономической рецессии. Объективные взаимосвязи между элементами бюджетной политики являются основой механизмов, которые действуют в сфере реализации государственной бюджетной политики, обеспечивают их тесное взаимодействие в процессе достижения поставленных целей и задач. Согласованность доходов и расходов, политики в сфере формирования бюджетного дефицита, государственного долга, политики управления резервами определяются благодаря указанным взаимосвязям. Совокупностью процессов и процедур, которые обеспечивают доходы и расходы, дефицит/профицит, представляют собою механизмы государственной бюджетной политики. При этом они обязательно учитывают циклические изменения экономики и макроэкономические показатели.
Сокращение бюджетного дефицита – это то, к чему стремится правительство любого государства при формировании бюджетной политики. Разнообразность – это основная характеристика путей и мер, с помощью которых преодолевается дефицит. Создание возможностей увеличения доходов и снижения расходов бюджета – это итог мер по преодолению бюджетного дефицита.
Изменение ВВП, объемов производства и потребления, занятости – это то, что происходит при циклических колебаниях экономики. Все это может быть причиной бюджетных кризисов. Формирование и реализация эффективной бюджетной политики – это то, что сможет нейтрализовать негативные тенденции в бюджетной сфере, стимулировать развитие национальной экономики.
Итак, изменение ВВП, объемов производства и потребления, занятости – это то, что происходит при циклических колебаниях экономики. Все это может быть причиной бюджетных кризисов. Формирование и реализация эффективной бюджетной политики – это то, что сможет нейтрализовать негативные тенденции в бюджетной сфере, стимулировать развитие национальной экономики. При этом для эффективности этой политики необходимо использовать не только различные элементы, но и применять систему экономических индикаторов.
Вопрос-ответ:
Что такое бюджетная политика государства?
Бюджетная политика государства - это совокупность мер и действий, направленных на формирование, исполнение и контроль бюджета в целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной сферы. Она включает в себя определение приоритетов расходов, установление налоговой политики, осуществление контроля за бюджетным процессом и другие механизмы.
В чем состоит роль бюджетной политики в стимулировании деловой активности в условиях финансового кризиса?
Бюджетная политика может играть важную роль в стимулировании деловой активности в период финансового кризиса. Путем увеличения государственных расходов на инфраструктурные проекты или программы поддержки малого и среднего бизнеса, государство может создавать новые рабочие места и поддерживать экономическую активность. Также, снижение налоговых ставок и упрощение процедур могут способствовать развитию предпринимательства и привлечению инвестиций.
Какие проблемы связаны с бюджетным неравенством субъектов Российской Федерации?
Существует ряд проблем, связанных с бюджетным неравенством субъектов Российской Федерации. Во-первых, неравномерное распределение доходов и расходов между регионами может приводить к социальным и экономическим неравенствам. Во-вторых, некоторые регионы могут испытывать финансовые трудности из-за несбалансированности своего бюджета. Кроме того, отсутствие ясных механизмов распределения федеральных средств может создавать проблемы в планировании бюджета и развитии регионов.
Какие основные направления бюджетной политики России существуют на современном этапе?
На современном этапе основные направления бюджетной политики России включают в себя повышение эффективности расходов, улучшение налогового администрирования, развитие инвестиционной активности, сокращение бюджетного дефицита и долга, а также создание условий для социального развития и поддержки населения. Реализация этих направлений позволяет достигать устойчивого экономического роста и повышать качество жизни граждан.
Какое понятие имеет бюджетная политика государства?
Бюджетная политика государства - это совокупность мер, методов и приемов, используемых государством для управления бюджетными ресурсами и достижения поставленных экономических и социальных целей.
Какова роль бюджетной политики в стимулировании деловой активности в условиях финансового кризиса?
Бюджетная политика может быть использована в качестве инструмента для стимулирования деловой активности во время финансового кризиса путем снижения налоговых и бюрократических барьеров, предоставления финансовой поддержки бизнесу и инвестиций в ключевые отрасли и проекты.
Какие проблемы связаны с бюджетным неравенством субъектов Российской Федерации?
Проблемы бюджетного неравенства между субъектами Российской Федерации включают неравномерное распределение бюджетных средств, различные уровни доходности регионов, неравный доступ к финансовым ресурсам и неразвитость инфраструктуры в некоторых регионах. Это может приводить к социальным и экономическим неравенствам между регионами и несправедливому распределению бюджетных средств.
Какие основные параметры бюджетной политики включает в себя статья?
Статья охватывает основные параметры бюджетной политики, включая направления бюджетной политики в России на современном этапе и актуальные проблемы трансформации и реализации бюджетной политики в период пандемии.