Влияние семьи на процесс формирования личности подростка

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Практическая психология
  • 75 75 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 22.04.2021
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение…………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния семьи на процесс формирования личности подростка……………………………………...…………7
1.1. Анализ подходов к изучению детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии………………………………...…..7
1.2. Понятие стилей семейного воспитания в психологических работах…15
1.3. Психологические условия развития личности подростков…...………………………………………………………………...24
1.4. Влияние семейных отношений на процесс развития личности детей подросткового возраста……………………………………………………....29
Вывод по главе 1……………………………………………..………………..36
Глава 2. Анализ результатов эмпирического исследования влияния семьи на процесс формирования личности подростка………………..……………………38
2.1. Организация и методы исследования…………………………………...38
2.2. Особенности стилей семейного воспитания в обследуемых семьях....43
2.3. Характеристика личностных особенностей детей в обследуемых семьях………………………………………………………………………….50
2.4. Выявление взаимосвязи между стилями семейного воспитания и личностными особенностями детей-подростков…………………………....55
2.5. Разработка рекомендаций по оптимизации семейных отношений в семьях с детьми-подростками……………………………………..…………57
Вывод по главе 2………………………………...…………………………….67
Заключение…………………………………………………………………….……68
Список использованных источников...……………………………………...…….70
Приложение…………………………………………………………………………75



Фрагмент для ознакомления

К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди.
К результатам, относящимся к оптимальной самооценке, можно отнести самооценку «высокого уровня» и «выше среднего» уровня, выявленных у 4 подростков (27%), которые говорят о том, что они заслуженно ценят, уважают себя, довольны собой. Также к оптимальной самооценке можно отнести самооценку «среднего уровня», выявленную у 5 детей (33%), свидетельствующую о людях, уважающих себя, но знающих свои слабые стороны и стремящихся к самосовершенствованию, саморазвитию.
К неоптимальной самооценке относятся результаты, выявленные у 6 подростков (40%). Среди них можно выделить «неадекватно завышенную» самооценку, выявленную у 2 респондентов (13%), на основе которой у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. У 4 детей (27%) выявлена «заниженная» самооценка, приводящая к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой трудно достижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе, безразличны и тревожны, характеризуются самообвинением.
Таким образом, большинство подростков из обследуемых семей имеют адекватную самооценку, т.е. адекватно соотносят свои способности и возможности, заслуженно ценят и уважают себя.

2.4 Выявление взаимосвязи между стилями семейного воспитания и личностными особенностями детей-подростков

Одной из задач нашего исследования было установление взаимосвязи показателей стилей семейного воспитания и развития личности подростков. В итоге полученные эмпирические данные были подвергнуты обработке стандартизированным методом математической статистики. Для выявления взаимосвязи между указанными показателями мы использовали метод ранговой корреляции Спирмена.
Показатель ранговой корреляции Спирмена, в отличие от линейной корреляции, позволяет оценить нелинейную, но монотонную зависимость. В этом случае мы можем вычислить корреляцию не значений по методикам исследования, а их рангов. Так как мы имеем дело с большой ранговой корреляцией (статистически значимой), то зависимость будет нелинейной. Этим мы и объясняем выбор метода нелинейной ранговой корреляции.
В таблице 5 представлены полученные положительные и отрицательные взаимосвязи показателей детско-родительских отношений и личности подростков.
Таблица 5. – Результаты корреляционного анализа данных методики И.Д. Егорычевой с методикой родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столина и методикой «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса.

Показатели методик Методика И.Д. Егорычевой Направленность на себя Направленность на других Методика родительского отношения
А.Я. Варга, В.В. Столина Шкала "Принятие / Отвержение" 0,29 0,27 Шкала "Кооперация" 0,34 0,67 Шкала "Симбиоз" 0,22 0,14 Шкала "Контроль или авторитарная гиперсоциализация" 0,56 0,14 Шкала "Отношение к неудачам ребенка" 0,09 0,40 методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса гиперпротекция (Г+) 0,53 0,40 потворствование (У+) 0,21 0,28 чрезмерность требований (обязанностей) (Т+) 0,32 0,63 недостаточность требований-запретов к ребенку (3-) 0,73 0,22 чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания) (С+) 0,24 0,24 минимальность санкций (С-) 0,27 0,46 неустойчивость стиля воспитания (Н) 0,45 0,14
1. Выявлена взаимосвязь между показателем «кооперации» (методика А.Я.Варга, В.В.Столина) и показателями «направленности на себя» (методика И.Д. Егорычевой): rs=0,67 (rкр =0,66 при p≤0,01). Т.е. чем больший интерес родители проявляют к своему ребенку, тем более они склонны позитивно воспринимать окружающих людей, стремиться к взаимодействию с ними.
2. Установлена взаимосвязь между показателем «Контроль или авторитарная гиперсоциализация» (методика А.Я.Варга, В.В.Столина) и показателем «направленность на себя» (методика И.Д. Егорычевой): rs=0,56 (rкр =0,52 при p≤0,05). Т.е. чем больше чрезмерного контроля и авторитаризма со стороны родителей проявляется к личности ребенка, тем более подросток стремится самоизолироваться от социального окружения для сохранения своего внутреннего состояния.
3. Определена взаимосвязь между показателем «гиперпротекция» (методика Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса) и показателем «направленность на себя» (методика И.Д. Егорычевой): rs=0,53 (rкр =0,52 при p≤0,05). Т.е. чем больше чрезмерного внимания родители уделяют своему ребенку, тем больше такого внимания ребенок уделяет себе, проявляя эгоцентрические тенденции в поведении.
4. Установлена взаимосвязь между показателем «чрезмерность требований (обязанностей)»  (методика Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса) и показателями «направленности на других» (методика И.Д. Егорычевой): rs=0,63 (rкр =0,52 при p≤0,05). Т.е. чем более чрезмерно выражена требовательность родителей к ребенку, чрезмерных ожиданий соответствия ребенка заранее разработанным критериям, тем более они склонны ориентироваться на мнения окружающих, стремятся соответствовать внешним критериям оценки.
5. Установлена корреляция показателей «недостаточность требований-запретов к ребенку» (методика Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса) с показателями «ориентации на себя» (методика И.Д. Егорычевой): rs=0,73 (rкр =0,66 при p≤0,01). Т.е. чем более выражена либерально-попустительская тактика воспитания ребенка, тем более дети склонны уделять внимания себе, своим интересам, чем интересам окружающих людей.

2.5 Разработка рекомендаций по оптимизации семейных отношений в семьях с детьми-подростками

Концептуальной основой программы оптимизации является идея сотрудничества взрослого с подростком, поэтому основная цель программы – способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя и ребенка.
Программа основывается на идеях Т.Гордона, К. Роджерса, А. Адлера, Р.Дрейкуса. Также в программе используется опыт работы психологов Санкт-Петербурга: Н.Ю. Хрящевой, Е.В. Сидоренко, Е.И. Лебедевой, Г.Л. Исуриной. [59;21]
Задачи программы:
- расширение возможностей понимания своего ребенка;
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;
- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
- способствование снижению гипобулических реакций детей. [5;64]
Основные этапы программы: диагностический, информационный, развивающий.
Диагностический этап заключается как в первоначальной психодиагностике взаимоотношений родителя и ребенка перед участием в коррекционной программе, так и в последующей диагностике во время проведения занятий. Данный этап построен на центрации на ребенке.
Информационный этап раскрывается в конкретном содержании тех знаний, которые необходимо донести до участников программы. В центре внимания данного этапа коррекционной работы – взаимоотношения и взаимодействия с ребенком.
Развивающий этап программы состоит в формировании и закреплении эффективных навыков взаимодействия с подростком, в развитии рефлексии, предоставляет возможности активного самопознания и познания своего ребенка. Данный этап центрирован на личности самого родителя. [21;152-153]
Особое внимание в ходе реализации программы уделяется ведению дневника родителя, который заполняется дома и на занятиях.
Данная программа предполагает занятия с родителями и их детьми в течение 1 – 1,5 месяца с периодичностью 2 раза в неделю.
Формирование членов группы происходит на добровольной основе.

Содержание программы оптимизации семейных отношений в семьях с детьми-подростками
Занятие 1. Знакомство.
Цель занятия: Знакомство участников друг с другом, а также с формами работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей.
Содержание занятия:
1. Участников знакомят с целями и задачами программы. Обговариваются условия и режим работы, назначаются часы индивидуального консультирования.
2. Вниманию родителей предлагается лекция о философии, на которой строятся взаимоотношения с взаимодействие с детьми – признания личности ребенка и стремление к сотрудничеству.
3. В обязательном порядке родителям предлагается завести дневник, в котором они будут фиксировать происходящие события, а также выполнять домашние занятия. Отвечая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа (реакции) ребенка.
Вопрос Ответ родителя Ответ за ребенка Ответ ребенка 1. 2.
Занятие 2. Мир подростковый и мир взрослый.
Цель занятия: Осознание разницы между «миром» подростка и взрослого, что выражается в эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т.д. Приобретение навыков анализа причин поведения подростка, исходя из позиции ребенка.
Содержание занятия:
1. Предлагается лекция о причинах разной организации восприятия окружающего мира подростка и взрослого. В лекции указывается на импульсивность, эмоциональность, кажущуюся алогичность подростковых поступков.
Отмечается тот факт, что часто родителю кажется, что подросток плохо себя ведет, стремясь сделать «назло» маме, однако так бывает не всегда. Здесь уместно рассказать о четырех целях негативного поведения ребенка:
- требование внимания или комфорта;
- желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;
- месть, возмездие;
- утверждение своей несостоятельности или неполноценности.
2. Задание «Погружение».
Родителям предлагается несколько ситуаций взаимодействия со своим ребенком и дается задание представить себя на месте ребенка.
Далее родители делятся эмоциональным опытом проживания ситуации.
3. Задание «Билль о правах».
Группа родителей делится на 2 части. Одна часть представляет детей, другая – родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того, как каждая группа закончила подготовку списка, «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу.
4. Домашнее задание. Заполнить дневник.
Что меня огорчает в моем ребенке Что меня радует в моем ребенке
Занятие 3. «Язык доверия» и «язык недоверия».
Цель : Знакомство с понятием «доверие» ребенку.
Содержание занятия:
1. Обсуждение проведенного ранее задания с помощью обмена впечатлениями, мнениями, чувствами. Каждый родитель предлагает свою версию содержания таблицы.
2. Предлагается беседа о принципах доверия, о доверяющем родителе, о свойствах родителя, от которых зависит изменение отношения доверия и недоверия.
Участники рассуждают по поводу следующего: «Как подросток понимает, что мы доверяем или, наоборот, не доверяем ему?».
3. Родители заполняют таблицу в дневнике.
Фраза или поступок ребенка Ответ на языке «доверия» Ответ на зыке «недоверия»
Кто-то из родителей произносит определенную фразу от лица подростка, или озвучивает его действие. Члены группы записывают ответное выражение сначала на языке «недоверия», а затем «доверия».

Занятие 4. Совместное занятие с подростками.
Цель: выявление «узких» зон взаимоотношений подростков со своими родителями, создание ситуаций сотрудничества и взаимодействия.
Содержание занятия.
1. Очень важными в семейной жизни являются эмоции, которые проявляют все члены. От негативной и позитивной составляющих эмоций зависит и характер взаимоотношений.
- Каким чувствам вы подвержены в процессе и по окончанию конфликта со своим ребенком? (Родители обмениваются мнениями, анализируют результаты анкетирования детей и родителей).
Психолог: «Трудно добиться взаимопонимания, если в семье в отношениях существует негатив. Я покажу вам как важны положительные чувства в любой семье.
(Показ презентации «Положительные эмоции»)

Занятие 5. Поощрения и наказания.
Цель: ознакомление с принципами применения наказаний и поощрений. Формирование умения решать трудные ситуации общения с подростком.
Содержание занятия:
1. Для родителей читается лекция об основных назначениях наказания и поощрения. Поощрения нужны для закрепления нужного поведения. Наказания для избавления от ненужного поведения. Родителям рассказывается про теорию Томаса Гордона об эффективном родительском поведении. Желание родителей оказывать воздействие посредством наград и поощрений понимается как условие формирования у детей либо синдрома проигрывающего, либо синдрома выигрывающего).
2. Родителям предлагают составить список наказаний и список поощрений, которые они используют. После этого происходит обсуждение этих списков в кругу, после чего они выделяют типы наказаний и поощрений.
3. Задание «Трудный случай». В центре внимания находятся трудные ситуации взаимоотношений с подростком. Здесь рассматриваются не отдельные свойства и качества подростка, сами по себе, а конкретная ситуация, в которой эти качества проявляются. Предлагается обсуждать те случаи, которые фиксируются посредством стандартизированного наблюдения.
Участники задают вопросы рассказчику по ходу занятия, затем предлагают свои советы.

Занятие 6. Структура взаимоотношений
Цель - изучить структуру взаимоотношений между родителем и ребенком.
Задачи:
- Умение взаимодействовать в пространстве другого.
- Установление доверия и контакта подростка с мамой.
- Снижение уровня психофизического напряжения.
Ход занятия
Вводная часть
Приветствие ведущего. Рефлексия важных для участников предыдущего моментов занятия, формулирование задач предстоящей встречи (10 мин.)
Упражнение «Монстр» (10 минут).
Цель: формирование умения устанавливать контакты посредством взгляда.
Примечание. До начала игры необходимо определиться, как звать взрослых на помощь: «тетя Наташа», либо или по имени и отчеству. Практика показывает, что все обычно соглашаются, чтобы их называли по имени.
Упражнение «Сладкая проблема» (10 мин.).
Цель: формирование умения согласовывать совместные действия с помощью переговоров, принимая во внимание как интересы партнера, так и собственные интересы.
Оборудование: салфетки по числу пар, пачка печенья.
Основная часть
Упражнение «Корабль среди скал» (25 мин).
Цель: формирование готовности к сотрудничеству в диаде родитель – ребенок.
Оборудование: повязка для глаз.
Упражнение «Ночной поезд» (20 мин.).
Цель: формирование компонентов межличностного общения.
Оборудование: повязки для глаз по количеству участников.
Упражнение «Остров» (10 мин.)
Оборудование: два листа из газеты, скрепленных скотчем.
Инструкция: представь, что случилось кораблекрушение, и вы единственные, кто остался из пассажиров корабля в живых. У вас перед ногами находится небольшой остров, размером который с газету. Сможете ли вы расположиться на этом острове?
Примечание. Поначалу остров вмещает свободно всех игроков. Затем, когда группа смогла разместиться на острове, ведущий произносит: «Отлично! Но неожиданно случилось наводнение. Остров уменьшается. Газету нужно сложить пополам. Как вы теперь поступите? Нельзя рвать и раздвигать газету». Потом газету складывают вчетверо, и т.д.
Упражнение «Щепки на реке» (10 мин.).
Цель: формирование сплоченности группы.
Упражнение «Смеяться запрещается» (5 мин.).
Цель: формирование положительной установки на совместную деятельность.
Упражнение «Преодолей препятствие» (15 мин.)
Оборудование: столы и стулья для «препятствий» в комнате.
Инструкция: участники собираются у стены. Каждый добирается до стены с другой стороны комнаты. Но для этого нужно суметь преодолеть препятствие. Это можно сделать как всем сразу, так и по одному. Как только все игроки соберутся на противоположной стороне, мы обговорим, насколько хорош у вас это получилось.
Упражнение «Мост над пропастью» (15 мин.)
Оборудование: длинная веревка.
Инструкция: вам необходимо поработать в паре “ ребенок – родитель”. Решите, кто начнет играть первыми, вторыми и т.д. Первые участники остаются здесь, другие выходят за дверь и ждут своей очереди.
Следующая инструкция сообщается каждой новой паре: «Представьте, как будь-то бы вы являетесь путешественниками, находящимися на разных координатах маршрута (игроки расходятся далеко друг от друга). В какой-то момент вы попадаете в различные части этого моста (между игроками на пол кладут длинную веревку). Мост узок, а речка под ним холодная и бурная. Вы должны перейти через этот мост и перемещаться по предложенному маршруту далее. Каким образом вы это сделаете?
Оборудование: карандаши, бумага А4, фломастеры.
Инструкция: все участники складывают пополам листы бумаги, кладут свою ладонь на лицевую сторону “открытки”, обводят ее карандашом и пишут внутри “ладони” свое имя. Затем открытки синхронно передают соседу, который расположен слева. Он пишет что-то внутри. Открытки передают, пока каждый участник не оставит надпись для других.



Занятие 7. Жизнь без конфликтов.
Цель - воспитание умения бесконфликтного взаимодействия «родитель-ребенок».
Задачи:
- Развитие воображения и тактильной чувствительности.
- Развитие речевой активности.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Снижение психофизического напряжения.
Ход занятия
Вводная часть
Психолог: «Под конфликтом часто понимают разногласия и противоречия, которые возникают между субъектами по причине разногласия в интересах, взглядах, установках, стремлениях. Вам предлагается смоделировать специфическую конфликтную ситуацию, часто возникающую в нашей семейной жизни».
(Разыгрывается сценка.)
Каждой семейной команде предлагается найти путь выхода из проблемной ситуации таким образом, чтобы с помощью него можно было бы учесть интересы всех сторон. (варианты ответов)».
Показ слайдов - «Компромисс – это эффективный метод решения конфликтов на почве взаимных уступок»).
Компромисса – это способ решения подобной проблемы.
(Разыгрывается сценка)
Теперь, вам нужно самим попробовать решить конфликтную ситуацию посредством компромисса (участникам раздают карточки и дают время для разрешения проблемы. Музыкальный фон.
Содержание карточек:
- Подросток собирается идти гулять, но еще не сделал уроки. Родители требуют от него сделать уроки.

Занятие 8. Подведение итогов.
Цель: рефлексия проведенной работы.
Содержание занятия:
1. Родителям в письменном виде предлагается дать ответ на следующие вопросы:
- Какая тема (информация или занятие) является более интересной?
- Что нового вы открыли для себя в процессе занятий?
- Какие изменения, произошедшие в семье, вы могли бы отметить?
2. Занятие заканчивается обменом впечатлениями и мнениями, возникшими в ходе проведения программы.
На этом этапе занятия родителей знакомят со следующими особенностями мира подростков: отсутствие сформированных взглядов; чрезмерная эмоциональность; отсутствие бытовых забот; вспыльчивость; вовлеченность; непосредственность; жизнь настоящим.
В ходе участия в предлагаемой программе родителям предлагают составить список «языка непринятия» и «языка принятия»:
«Язык принятия» «Язык непринятия» Оценка поступка, а не личности Отказ от объяснений Похвала Негативная оценка личности Ласковые слова Сравнение не в лучшую сторону Выражение заинтересованности Игнорирование Одобрение Команды, приказы, распоряжения Согласие Подчеркивание неудачи Позитивные телесные контакты Оскорбление Улыбка Наказание Контакт глаз «Жесткая» мимика Доброжелательные интонации Негативная интонация Поощрение Угрожающие позы Эмоциональное присоединение Угроза Вывод по главе 2
Таким образом, анализ эмпирического исследования влияния семьи на развитие личности подростков позволил установить следующее. Основным содержанием родительских установок в исследуемых семьях по отношению к детям выступают либо общее эмоционально положительное (принятие) отношение к своим детям, либо эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку. Для родителей подростков в исследуемых семьях характерна тенденция слишком много внимания уделять своим детям. При этом матери стремятся к максимальному удовлетворению всех потребностей своих детей. В результате исследования личностных особенностей подростков, было установлено, что основным содержанием личностной направленности является их отношение к личности окружающих как к особой ценности, а также восприятие собственной личной значимости, ценности и неповторимости, иногда с эгоцентрической направленностью. Применение методов математической статистики показало наличие взаимосвязи типов родительского отношения и личностных особенностей подростков. Так, было установлено, что существует взаимосвязь между кооперацией в отношениях матери и ребенка и направленностью подростка на себя; между авторитарной гиперсоциализацией ребенка и стремлением ребенка к самоизоляции подростка от социального окружения; между гиперпротекцией родителей и эгоцентричностью подростков.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была поставлена цель выявить влияние семьи на развитие личности подростков. Для ее достижения нами были проанализированы все современные подходы к пониманию условий развития семейных отношений (Анисимовой Л.В., Артамоновой Е.И., Гришиной Н.В., Захарова А.И., Зуськовой О.Э., Левковича В.П., Лидерса А.Г., Осиповой А.А, Сатир В, Сысенко В.А., Фурманова А.И., Дж.Хейли, Шнейдера Л.Б., Э.Эйдемиллера, Юстицкис В. и др.).
1. В теоретической части работы изучена роль семьи в развитии личности и воспитании ребенка; описаны особенности психического развития детей-подростков; рассмотрены различные классификации стилей родительского отношения, представленные в зарубежной и отечественной психологии.
2. Исследования влияния стиля отношения к ребенку на развитие его личности (Адлер А 1998; Варга А.Я 1986; Захаров А.И 1998; Навайтис Г.А 1998; Эйдемиллер Э.Г Юстицкис В 1999 и др.) позволило экспериментально доказать наличие связи между этими факторами.
3. Было установлено, что родители используют в воспитательных целях высокий уровень контроля, часто применяют строгие меры наказания, даже тогда, когда сильно выражено принятие своего ребенка. Прослеживается недостаточное применение сотрудничества, признание прав ребенка, частое присутствие воспитательной конфронтации в семье, стремление родителей к инфантилизации ребенка. Оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием. В зависимости от характера воспитания, отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных личностных аспектов подростков. Деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность.
4. В ходе эмпирического исследования была установлена взаимосвязь между особенностями родительского воздействия на ребенка и формированием личности подростков. Так, например, установлена взаимосвязь между стремлением родителей к уважительным отношениям с ребенком и самоуважением подростков; между чрезмерным контролем за детьми со стороны родителей и стремлении подростка к самоизоляции; между чрезмерным вниманием родителей к своим детям и эгоцентризмом подростков; между чрезмерностью требований к детям со стороны родителей и склонность к конформному поведению подростков.
5. На основании полученных теоретических и эмпирических данных предложен комплекс рекомендаций для родителей и подростков по оптимизации детско-родительских отношений. Полученную программу можно учитывать при разработке групповых программ, направленных на коррекцию семейных отношений, а также при планировании обучающих, развивающих тренинговых программ для родителей, способствующих их личностному росту.


















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Амонашвили, Ш.А. Искусство семейного воспитания: педагогическое эссе / Ш.А. Амонашвили. - М: Амрита-Русь, 2011. - 335 с.
2. Андреева, Л.А. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебно-методическое пособие / Л.А. Андреева. - Улан-Удэ : Изд.-полиграфический комплекс ФГБОУ ВПО ВСГАКИ, 2011. - 91 с
3. Андреева, Т.В. Психология семьи: [пол, гендер и семейные отношения, гендерная социализация и подготовка к браку, любовь, брак и семья, разрушительные процессы в семье, семейная социализация и воспитание, особенности развития современной семьи] / Т.В. Андреева: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальности психология. 3-е изд., перераб. и доп. - СПб: Питер, 2014. - 334 с. 
4. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие / Т.В. Андреева. - СПб. : Речь, 2011. - 243 с.
5. Бабунова, Е.С. Психология семьи и семейного воспитания: учебно-методическое пособие / Е.С. Бабунова. - Магнитогорск : ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г. И. Носова", 2016. - 386 с.
6. Башкирова, Н.М. Ребенок без папы : решение проблем неполной семьи / Н.М. Башкирова. - СПб: Наука и Техника, 2012. - 268 с.
7. Белинская, А.Б. Профилактика и разрешение семейных конфликтов на разных этапах развития семьи: программа и учебно-методическое пособие по профессиональной подготовке родителей / А.Б. Белинская. - М: ФГНУ ИСП РАО, 2012. - 79 с.
8. Бенилова, С.Ю. Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию: учебное пособие для педагогов, дефектологов, логопедов, психологов и детских врачей / С.Ю. Бенилова. - М: В. Секачев, 2015. - 183 с.
9. Варга, А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2011. - 181 с.
10. Галигузова, Л.Н. Рекомендации для родителей по воспитанию ребенка от рождения до трех лет / Л.Н. Галигузова. - М.: Университетская книга, 2012. - 315 с.
11. Горчакова, В.Г. Воспитание в стиле Modern: от нуля до пяти : пластилиновые годы / В.Г. Горчакова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 286 с.
12. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружини. 3-е изд. - М: Питер, 2012. - 176 с.
13. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Хахаров. - М. ; ЭКСМО-Пресс : Апрель Пресс, 2011.- 444 с.
14. Золотарева, К.В. Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье на разных возрастных этапах / К.В. Золотарева. - М: Лаборатория Книги, 2011. - 96 с.
15. Кириленко, И.Н. Детско-родительские отношения: личностный и возрастной ракурсы: монография / И.Н. Кириленко. - Ростов-н/Д: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2014. - 279 с.
16. Киселева, О.Ф. Традиции православного воспитания: духовность и послушание детей в семье третьего тысячелетия / О.Ф. Кисилева. - М: АСТ, 2012. - 285 с.
17. Колин, Л. Семейный бизнес: от конфликтов к успеху: практическое руководство по управлению семейным предприятием / Л. Колин. - М: Добрая кн., 2011. - 244 с.
18. Корецкая, И.А. Психология семейных отношений: учебно-практическое пособие / И.А. Корецкая. - М: Изд. центр ЕАОИ, 2011. - 63 с.
19. Леденцова, В.А. Семья 59: conflict-free: сборник научно-методических материалов по вопросам профилактик и разрешения семейных конфликтов с применением медиативных (посреднических) процедур / В.А. Леденцова. - Пермь : ОТ и ДО, 2013. - 81 с.
20. Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи: учебное пособие - практикум; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ун-т. 2-е изд., испр. и доп. / А.Г. Лидерс. - Воронеж : МОДЭК, 2015. - 546 с.
21. Лизунова, Г.Ю. Диагностика семейных отношений: учебно-методическое пособие / Г.Ю. Лизунова. - Орехово-Зуево, 2013. - 251 с.
22. Мантрова, М.С. Психология семьи и семейного воспитания: учебно-методическое пособие / М.С. Мантрова. - Орск : Изд-во Орского гуманитарно-технологического ин-та, 2015. - 130 с.
23. Марковская, И.М. Психология детско-родительских отношений: монография / И.М. Марковская. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 91 с.
24. Маховская, О.И. 100 ошибок воспитания, которых легко избежать / О.И. Маховская. - М: Э, 2015. - 282 с.
25. Медведева, И.Я. Воспитание без ошибок : книга для трудных родителей / И.Я. Медведева. - СПб: Речь, 2014. - 222 с.
26. Медведева, И.Я. Дети, куклы и мы: методическое пособие по куклотерапии / И.Я. Медведева. - М: Ин-т демографической безопасности Фонда нац. и междунар. безопасности, 2011. - 254 с.
27. Медведева, И.Я. Родители и дети: конфликт или союз?: книга для молодежи, родителей и педагогов / И.Я. Медведева. - Рязань: Зёрна-Слово, 2012. - 335 с. 
28. Николаева, А.В. Эстетическое воспитание: семья, этикет, культура / А.В. Николаева. - М: Молодая гвардия, 2012. - 248 с.
29. Носкова, М.В. Психология родительско-детских отношений в неполной отцовской семье: монография / М.В. Носкова. - Екатеринбург: УГМА, 2013. - 157 с.
30. Овчарова, Р.В. Материнство в неполной семье: монография / Р.В. Овчарова. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. - 355 с.
31. Основы практической психологии: хрестоматия: учебно-методический комплекс / Междунар. консорциум "Электронный ун-т", Московский гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Евразийский открытый ин-т ; авт.-сост. С. Ю. Манухина. - М: ЕАОИ, 2011. - 87 с.
32. Петрова, Л.И. Как перестать ошибаться в воспитании детей: самые распространенные педагогические ошибки и методы борьбы с ними / Л.И. Петрова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2012. - 378 с.
33. Практическая психодиагностика: методики и тесты / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2011. - 667 с.
34. Психология семьи: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Психология" / Н.В. Гребенникова; под ред. Е. Г. Сурковой. 2-е изд., стер. - М: Академия, 2015. - 236 с.
35. Соколов, Д.Ю. Семейные тайны / Д.Ю. Соколов. - М: Класс, 2015. - 246 с.
36. Сухих, А.В. Семейная психология: учебно-методический комплекс / А.В. Сухих. - Кемерово : КемГУ, 2012. - 286 с.
37. Теория и практика семейной психологии: монография / Н.В. Нозикова и др. - Красноярск, 2013. - 192 с.
38. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А.Я. Варги . 2-е изд., стер. - М.: Когито-Центр, 2012. - 494 с.
39. Ткаченко, И.В. Детско-родительские отношения: ресурсный подход: монография. - М: Центральное изд-во учебно-методической и науч. лит., 2013. - 242 с.
40. Фонталова, Н.С. Психология семьи и семейное консультирование: учебное пособие / Н.С Фанталова. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. - 135 с.
41. Целуйко, В.М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - М: Владос, 2004. - 286 с.
42. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: Кн. для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - М. : ВЛАДОС-Пресс, 2003. - 270 с.
43. Цыбаева, Л.А. Психология семьи: учебно-методический комплекс для студентов специальности 1-23 01 04 Психология / Л.А. Цыбаева. - Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2016. - 205 с.
44. Челышева, И.В. Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания: научно-популярное издание / И.В. Челышева. - М: Директ-Медиа, 2013. - 210 с.
45. Шапошников, В.А. Основы психологии семьи и семейного консультирования / В.А. Шапошников. - Новосибирск : НГПУ, 2008. - 287 с.
46. Шапошникова, Т.Е. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебно-методический комплекс / Т.Е. Шапошникова. - Новосибирск : [Изд НГПУ], 2007. - 351 с.
47.  Шестаков, Д.А. Криминологическая диагностика семейных отношений органами внутренних дел: монография / Д.А. Шестаков. - М: ВНИИ МВД России, 2011. - 111 с.
48. Шипилина, В.В. Психология семьи: практикум по семейному консультированию: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540600 (050700) Педагогика / В.В. Шипилина. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2006. - 167 с.
49. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология : [учебное пособие для вузов]. Изд. 5-е / Л.Б. Шнейдер. - Киров : Константа ; Москва : Академический Проект, 2011. - 734 с.
50. Шнейдер, Л.Б. Практикум по психологии семьи и семейному консультированию: учебное пособие / Л.Б. Шнейдер. - М: Класс, 2015. - 212 с.












ПРИЛОЖЕНИЕ А
Методики исследования
1. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
Цель: изучение содержания основного типа родительского отношения в исследуемых семьях как педагогической социальной установки родителя по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Результаты опросника оцениваются по пяти шкалам: социальная желательность, принятие-отвержение, авторитарный контроль, симбиоз, отношение к неудачам ребенка. Тест-опросник содержит 61 вопрос.
Инструкция: «Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет»».
Обработка. За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-“, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.
Интерпретация. Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам [33].
2. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер
Цель: анализ особенностей семейного воспитания в семьях и определение причин возможных нарушений в семейном воспитании.
Каждый вариант АСВ может быть поделен на две части:
выявление нарушений процесса воспитания в семье;
выявление психологических причин отклонений в семейном воспитании.
Всего методика АСВ содержит 130 вопросов, ответы на которые должен дать родитель. В опроснике нет «неправильных» или «правильных утверждений».
В опроснике АСВ диагностируются следующие нарушения семейного воспитания:
1. Уровень протекции.
2. Степень удовлетворения потребностей ребенка.
3. Уровень требований к ребенку в семье.
4. Неустойчивость стиля воспитания.
3. Методика определения доминирующей направленности личности
И.Д. Егорычевой
И.Д. Егорычева выделяет 4 основные типа личностной направленности 8 подтипов – акцентуаций (см. Приложение).
Цель: выявить тип личностной направленности, определить в целом отношение подростков к себе и к обществу.
Материал: респондентам выдаются специальные бланки, пронумерованные от 1 до 40, в соответствии с 40 утверждениями опросника.
Инструкция: «Вашему вниманию предлагается ряд высказываний, выразив свое отношение к которым, вы сможете увидеть особенности ваших взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и с самим собой. В бланке ответов рядом с номером высказывания поставьте цифру, выражающую ваше отношение к нему. Большинство высказываний состоят из двух частей. Выразите свое отношение к высказыванию в целом».
Процедура обработки данных: В количественной обработке участвуют только ответы, выражающие согласие испытуемого, т.е. обозначенные цифрами 1 и 2. При более 5 положительных ответах по «Шкале лжи» в анкете к полученным результатам нельзя относиться как достоверным.
Типы личностной направленности:
1) гуманистическая направленность;
2) социоцентрическая направленность;
3) негативистическая направленность;
4) эгоцентрическая направленность

4. Методика исследования самооценки С.А. Будасси
Цель: определение уровня самооценки подростков.
Материал: специальный бланк, в котором в случайном порядке предложено 20 качеств.
Процедура обработки материала. Вычисляется разница (d) рангового ряда каждого ранжированного свойства. Затем каждая разница (d2) возведите в квадрат. Подсчитывается сумма возведенных в квадрат разниц. Она умножается на 0,00075. Результат вычисляется из 1. Подсчитывается коэффициент ранговой корреляции двух рядов свойств. Показатель коэффициента выступает критерием самооценки испытуемого.
Л.Д. Столяренко выделяет следующие уровни самооценки:
- неадекватно низкий (-0,2) – 0.
- низкий 0 – 0,2.
- ниже среднего 0,21 – 0,3.
- средний 0,31 – 0,5.
- выше среднего 0,51 – 0,65.
- высокий 0,66 – 0,8.
- неадекватно высокий – более 0,8.

5. Метод математико-статистической обработки (Коэффициент ранговой корреляции Спирмена)
Назначение метода. Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями признаков. Корреляционная связь отражает тот факт, что изменчивость одного признака находится в некотором соответствии с изменчивостью другого. Сила связи не зависит от ее направленности и определяется по абсолютному значению коэффициента корреляции. Максимально возможное абсолютное значение коэффициента корреляции , минимальное .
Алгоритм расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Определить, какие два признака или две иерархии признаков будут участвовать в сопоставлении как переменные и .
Проранжировать значения переменной начисляя ранг 1 наименьшему значению, в соответствии с правилами ранжирования. Занести ранги в первый столбец таблицы по порядку номеров испытуемых или признаков.
Проранжировать значения переменной , в соответствии с теми же правилами. Занести ранги во второй столбец таблицы по порядку номеров испытуемых или признаков.
Подсчитать разности между рангами и по каждой стороне таблицы и занести в третий столбец таблицы.
Возвести каждую разность в квадрат . Эти значения занести в четвертый столбец таблицы.
Подсчитать сумму квадратов .
При наличии одинаковых рангов рассчитать поправки
,
Рассчитать коэффициент ранговой корреляции по формуле:
а) при отсутствии одинаковых рангов

Определить по таблице XVI Приложения 1 [10] критические значения для данного . Если превышает критическое значение или, по крайней мере, равно ему, корреляция достоверно отличается от 0.













2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Амонашвили, Ш.А. Искусство семейного воспитания: педагогическое эссе / Ш.А. Амонашвили. - М: Амрита-Русь, 2011. - 335 с.
2. Андреева, Л.А. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебно-методическое пособие / Л.А. Андреева. - Улан-Удэ : Изд.-полиграфический комплекс ФГБОУ ВПО ВСГАКИ, 2011. - 91 с
3. Андреева, Т.В. Психология семьи: [пол, гендер и семейные отношения, гендерная социализация и подготовка к браку, любовь, брак и семья, разрушительные процессы в семье, семейная социализация и воспитание, особенности развития современной семьи] / Т.В. Андреева: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальности психология. 3-е изд., перераб. и доп. - СПб: Питер, 2014. - 334 с.
4. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие / Т.В. Андреева. - СПб. : Речь, 2011. - 243 с.
5. Бабунова, Е.С. Психология семьи и семейного воспитания: учебно-методическое пособие / Е.С. Бабунова. - Магнитогорск : ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г. И. Носова", 2016. - 386 с.
6. Башкирова, Н.М. Ребенок без папы : решение проблем неполной семьи / Н.М. Башкирова. - СПб: Наука и Техника, 2012. - 268 с.
7. Белинская, А.Б. Профилактика и разрешение семейных конфликтов на разных этапах развития семьи: программа и учебно-методическое пособие по профессиональной подготовке родителей / А.Б. Белинская. - М: ФГНУ ИСП РАО, 2012. - 79 с.
8. Бенилова, С.Ю. Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию: учебное пособие для педагогов, дефектологов, логопедов, психологов и детских врачей / С.Ю. Бенилова. - М: В. Секачев, 2015. - 183 с.
9. Варга, А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2011. - 181 с.
10. Галигузова, Л.Н. Рекомендации для родителей по воспитанию ребенка от рождения до трех лет / Л.Н. Галигузова. - М.: Университетская книга, 2012. - 315 с.
11. Горчакова, В.Г. Воспитание в стиле Modern: от нуля до пяти : пластилиновые годы / В.Г. Горчакова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 286 с.
12. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружини. 3-е изд. - М: Питер, 2012. - 176 с.
13. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Хахаров. - М. ; ЭКСМО-Пресс : Апрель Пресс, 2011.- 444 с.
14. Золотарева, К.В. Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье на разных возрастных этапах / К.В. Золотарева. - М: Лаборатория Книги, 2011. - 96 с.
15. Кириленко, И.Н. Детско-родительские отношения: личностный и возрастной ракурсы: монография / И.Н. Кириленко. - Ростов-н/Д: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2014. - 279 с.
16. Киселева, О.Ф. Традиции православного воспитания: духовность и послушание детей в семье третьего тысячелетия / О.Ф. Кисилева. - М: АСТ, 2012. - 285 с.
17. Колин, Л. Семейный бизнес: от конфликтов к успеху: практическое руководство по управлению семейным предприятием / Л. Колин. - М: Добрая кн., 2011. - 244 с.
18. Корецкая, И.А. Психология семейных отношений: учебно-практическое пособие / И.А. Корецкая. - М: Изд. центр ЕАОИ, 2011. - 63 с.
19. Леденцова, В.А. Семья 59: conflict-free: сборник научно-методических материалов по вопросам профилактик и разрешения семейных конфликтов с применением медиативных (посреднических) процедур / В.А. Леденцова. - Пермь : ОТ и ДО, 2013. - 81 с.
20. Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи: учебное пособие - практикум; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ун-т. 2-е изд., испр. и доп. / А.Г. Лидерс. - Воронеж : МОДЭК, 2015. - 546 с.
21. Лизунова, Г.Ю. Диагностика семейных отношений: учебно-методическое пособие / Г.Ю. Лизунова. - Орехово-Зуево, 2013. - 251 с.
22. Мантрова, М.С. Психология семьи и семейного воспитания: учебно-методическое пособие / М.С. Мантрова. - Орск : Изд-во Орского гуманитарно-технологического ин-та, 2015. - 130 с.
23. Марковская, И.М. Психология детско-родительских отношений: монография / И.М. Марковская. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 91 с.
24. Маховская, О.И. 100 ошибок воспитания, которых легко избежать / О.И. Маховская. - М: Э, 2015. - 282 с.
25. Медведева, И.Я. Воспитание без ошибок : книга для трудных родителей / И.Я. Медведева. - СПб: Речь, 2014. - 222 с.
26. Медведева, И.Я. Дети, куклы и мы: методическое пособие по куклотерапии / И.Я. Медведева. - М: Ин-т демографической безопасности Фонда нац. и междунар. безопасности, 2011. - 254 с.
27. Медведева, И.Я. Родители и дети: конфликт или союз?: книга для молодежи, родителей и педагогов / И.Я. Медведева. - Рязань: Зёрна-Слово, 2012. - 335 с.
28. Николаева, А.В. Эстетическое воспитание: семья, этикет, культура / А.В. Николаева. - М: Молодая гвардия, 2012. - 248 с.
29. Носкова, М.В. Психология родительско-детских отношений в неполной отцовской семье: монография / М.В. Носкова. - Екатеринбург: УГМА, 2013. - 157 с.
30. Овчарова, Р.В. Материнство в неполной семье: монография / Р.В. Овчарова. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. - 355 с.
31. Основы практической психологии: хрестоматия: учебно-методический комплекс / Междунар. консорциум "Электронный ун-т", Московский гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Евразийский открытый ин-т ; авт.-сост. С. Ю. Манухина. - М: ЕАОИ, 2011. - 87 с.
32. Петрова, Л.И. Как перестать ошибаться в воспитании детей: самые распространенные педагогические ошибки и методы борьбы с ними / Л.И. Петрова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2012. - 378 с.
33. Практическая психодиагностика: методики и тесты / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2011. - 667 с.
34. Психология семьи: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Психология" / Н.В. Гребенникова; под ред. Е. Г. Сурковой. 2-е изд., стер. - М: Академия, 2015. - 236 с.
35. Соколов, Д.Ю. Семейные тайны / Д.Ю. Соколов. - М: Класс, 2015. - 246 с.
36. Сухих, А.В. Семейная психология: учебно-методический комплекс / А.В. Сухих. - Кемерово : КемГУ, 2012. - 286 с.
37. Теория и практика семейной психологии: монография / Н.В. Нозикова и др. - Красноярск, 2013. - 192 с.
38. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А.Я. Варги . 2-е изд., стер. - М.: Когито-Центр, 2012. - 494 с.
39. Ткаченко, И.В. Детско-родительские отношения: ресурсный подход: монография. - М: Центральное изд-во учебно-методической и науч. лит., 2013. - 242 с.
40. Фонталова, Н.С. Психология семьи и семейное консультирование: учебное пособие / Н.С Фанталова. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. - 135 с.
41. Целуйко, В.М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - М: Владос, 2004. - 286 с.
42. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: Кн. для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - М. : ВЛАДОС-Пресс, 2003. - 270 с.
43. Цыбаева, Л.А. Психология семьи: учебно-методический комплекс для студентов специальности 1-23 01 04 Психология / Л.А. Цыбаева. - Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2016. - 205 с.
44. Челышева, И.В. Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания: научно-популярное издание / И.В. Челышева. - М: Директ-Медиа, 2013. - 210 с.
45. Шапошников, В.А. Основы психологии семьи и семейного консультирования / В.А. Шапошников. - Новосибирск : НГПУ, 2008. - 287 с.
46. Шапошникова, Т.Е. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебно-методический комплекс / Т.Е. Шапошникова. - Новосибирск : [Изд НГПУ], 2007. - 351 с.
47. Шестаков, Д.А. Криминологическая диагностика семейных отношений органами внутренних дел: монография / Д.А. Шестаков. - М: ВНИИ МВД России, 2011. - 111 с.
48. Шипилина, В.В. Психология семьи: практикум по семейному консультированию: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540600 (050700) Педагогика / В.В. Шипилина. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2006. - 167 с.
49. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология : [учебное пособие для вузов]. Изд. 5-е / Л.Б. Шнейдер. - Киров : Константа ; Москва : Академический Проект, 2011. - 734 с.
50. Шнейдер, Л.Б. Практикум по психологии семьи и семейному консультированию: учебное пособие / Л.Б. Шнейдер. - М: Класс, 2015. - 212 с.

Вопрос-ответ:

Какие подходы к изучению детско-родительских отношений существуют в психологии?

В психологии существует несколько подходов к изучению детско-родительских отношений. Один из них - биологический подход, который позволяет рассматривать наследственность и генетические факторы влияния семьи на формирование личности подростка. Другой подход - социокультурный, который учитывает роль социальной среды и культурных особенностей влияния семьи на подростка. Еще один подход - психологический, который фокусируется на эмоциональной и психологической связи между родителями и подростками. Каждый из этих подходов вносит свой вклад в изучение влияния семьи на формирование личности подростка.

Какие стили семейного воспитания существуют в психологии?

В психологии выделяют несколько стилей семейного воспитания. Один из них - авторитарный стиль, при котором родители строго контролируют поведение и требуют соблюдения правил. Другой стиль - демократический, при котором родители обсуждают правила и принимают решения вместе с подростком. Еще один стиль - пермиссивный, при котором родители позволяют подростку свободно вести себя и не оказывают строгого контроля. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и может оказывать разное влияние на формирование личности подростка.

Какие психологические условия являются важными для развития личности подростков?

Для развития личности подростков важны несколько психологических условий. Во-первых, это поддержка со стороны семьи, которая позволяет подростку чувствовать себя важным и любимым. Во-вторых, это самостоятельность и возможность принимать решения. Подростку необходимо иметь возможность проявлять свою индивидуальность и развивать свои интересы. В-третьих, это коммуникация и открытость в семье, чтобы подросток мог высказывать свои мысли и чувства без страха быть осужденным. Все эти условия способствуют развитию личности подростка.

Какое влияние оказывает семья на формирование личности подростка?

Семья играет ключевую роль в формировании личности подростка. В семье формируются основные ценности, установки, навыки и нормы поведения, которые сильно влияют на развитие и самоопределение подростка. Кроме того, семейная обстановка может оказывать эмоциональное и психологическое влияние на подростка, что может сказываться на его самооценке, эмоциональном благополучии и дальнейшей жизненной адаптации.

Какие подходы к изучению детско-родительских отношений существуют в психологии?

В отечественной и зарубежной психологии существует несколько подходов к изучению детско-родительских отношений. Один из них - бихевиористский подход, который акцентирует внимание на наблюдаемом поведении и реакциях родителей и детей. Другой подход - психоаналитический, основанный на изучении бессознательных мотивов и конфликтов, которые могут влиять на отношения внутри семьи. Третий подход - семейно-системный, который рассматривает семью как функциональную систему и изучает взаимодействие между ее членами.

Что такое стили семейного воспитания?

Стили семейного воспитания - это способы родительского поведения, которые влияют на развитие и формирование личности подростка. В психологии выделяют несколько основных стилей: авторитарный, когда родители строго контролируют поведение и требуют безусловного подчинения; авторитетный, когда родители устанавливают определенные правила, но при этом проявляют понимание и поддержку; позволяющий, когда родители оказывают минимальное влияние на подростка и предоставляют ему свободу выбора; и равноправный, когда родители включают подростка в процесс принятия решений и уважают его мнение. Важно отметить, что семейный стиль воспитания может сильно варьироваться в зависимости от культурных и социальных факторов.

Какие подходы к изучению детско-родительских отношений существуют в психологии?

В психологии существуют различные подходы к изучению детско-родительских отношений. Один из них - психоаналитический подход, основанный на идеях Зигмунда Фрейда. Другой подход - семейно-системный, который акцентирует внимание на взаимодействии между членами семьи и рассматривает их как систему. Еще один подход - эмоциональный, который фокусируется на эмоциональных аспектах взаимодействия между родителями и детьми. Каждый из этих подходов имеет свои особенности и позволяет исследовать детско-родительские отношения с разных точек зрения.

Что такое стили семейного воспитания?

Стили семейного воспитания - это особенности подхода родителей к воспитанию своих детей. В психологии выделяют несколько основных стилей семейного воспитания: авторитарный, авторитетный, пермиссивный и неангажированный. Авторитарный стиль характеризуется строгостью и четкими правилами, авторитетный - подразумевает коммуникацию и диалог между родителями и детьми, пермиссивный - имеет низкий уровень контроля и высокий уровень поддержки, а неангажированный - отличается отсутствием вовлеченности родителей в воспитание детей. Стиль семейного воспитания может оказывать значительное влияние на формирование личности подростка и его поведение.

Какие психологические условия влияют на развитие личности подростков?

Существует несколько психологических условий, которые оказывают влияние на развитие личности подростков. Во-первых, это условия семейной среды, такие как взаимоотношения с близкими, стиль воспитания, поддержка и родительская любовь. Во-вторых, это условия общественной среды, такие как школьная среда, социальные связи и общение с одноклассниками. В-третьих, это условия личности самого подростка, такие как его самооценка, самоопределение и мотивация. Все эти условия взаимодействуют и влияют на формирование личности подростка.

Какое влияние оказывает семья на процесс формирования личности подростка?

Семья является основной средой воспитания подростка и имеет огромное влияние на его формирование. Взаимоотношения с членами семьи, стиль воспитания, семейные ценности и нормы поведения оказывают непосредственное воздействие на развитие личности подростка.