Влияние способов организации учебной деятельности учащихся на развитие познавательного интереса к изучению биологии
Заказать уникальную дипломную работу- 61 61 страница
- 42 + 42 источника
- Добавлена 15.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧИЩИХСЯ…………………….......4
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес»…………………....4
1.2 Анализ познавательной деятельности……………………………..11
1.3 Проблемы и их решения по организации познавательной деятельности в обучении биологии……………………………………….
Выводы по первой главе…………………………………………………43
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ………………………44
2.1 Организация проектной деятельности для развития познавательного интереса к изучению биологии…………………………….44
2.2. Констатирующий эксперимент по организации проектной деятельности………………………………………………………………………
2.3 Формирующий и контрольный эксперимент по организации проектной деятельности…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………57
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………
Входными данными для этого процесса будет отчет о результатах проекта. Ученик может использовать этот документ для определения действий высокого уровня, которые будут использоваться позже при создании графика реализации проекта. Руководитель проекта также должен работать над разработкой шаблонов проектных мероприятий, которые помогут упростить процесс планирования и планирования проекта.В сотрудничестве с экспертами и проектной группой руководитель должен составить списки проектных мероприятий, которые станут результатом процесса планирования и планирования проектной деятельности. Для каждого из перечисленных видов деятельности должны быть определены и утверждены точные контрольные точки. Все выявленные вехи должны быть собраны в единый список вех [19].Изучая лучшие европейские практики, Уильям Б. Роджерс, основатель Массачусетского технологического института (MIT), открыл этот “проект” в Карлсруэ и Цюрихе и в 1865 году первым принял его в качестве нового метода обучения в США. Ранкл, заметив тревожное отсутствие навыков ручного труда среди своих студентов-инженеров , основал школу механических искусств, чтобы исправить этот недостаток. Что еще более важно, он пропагандировал введение ручного обучения как жизненно важной отрасли общей школьной программы и, таким образом, в то же время проложил путь для распространения проектного метода сверху вниз от колледжа до школы и, в конечном итоге, детского сада. В течение последующих четырех десятилетий известные педагоги установили три различных типа проектной работы, которые сохранили свою привлекательность и важность до сегодняшнего дня [23].Линейная модель, разработанный в 1879 году Кальвином М. Вудворд, профессор механики Вашингтонского университета и основатель первой школы ручного обучения в Сент-Луисе, придерживался главного дидактического принципа, согласно которому обучение, чтобы быть успешным, должно прогрессировать от легкого, простого и известного к сложному, сложному и неизвестному. В обучение в средней школе занятия по ремесленному и механическому рисованию проводились в два этапа. Следуя “русской системе", студенты изначально выучил алфавит инструментов и техник, пройдя через ряд основные упражнения, потом они получили время на выполнение «проектов».Вудворд рассматривал проекты как синтетические упражнения. Навыки, которые студенты ранее изучали изолированно и под руководством учителя, теперь они применялись в контексте и самостоятельно, например, при проектировании и изготовлении книжных стеллажей, пожарных инструментов или паровых машин. Таким образом, обучение систематически продвигалось от принципов к приложениям, или, говоря словами Вудворда, от “обучения” к “строительству". В конце четвертого курса курс ручного обучения было завершено то, что он назвал “проектом для выпуска" [33].Холистическая модель, выдвинутый около 1900 г. Ричардс, профессор ручного обучения в педагогическом колледже Колумбийского университета, Нью-Йорк, под влиянием концепции активных занятий Фребеля и Дьюи заменил последовательную систему обучения и построения Вудворда интегративной системой “естественных целостностей”, чтобы студенты могли работать вместе и участвовать в планировании и выполнении проекта сразу же. Предложенный учителем, учеником Горация Манна Начальная школа решила, например, реконструировать греческий храм. Запланировав по проекту и приобретя необходимые навыки, каждый ребенок сделал из глины колонну, капитель и фронтон, а также отрезок для фундамента, стены и крыши. Оценивая результаты, студенты выбирали лучшие работы , отливали их в гипс и складывали в храм длиной в три ярда. По словам Ричардса, ученики были мотивированы тем, что они сотрудничали значимым образом и получали в соответствующий момент те знания и навыки, которые им были необходимы для достижения своей цели. Следовательно, “инструкция” не предшествовала, как у Вудворда, проекту, а была неотъемлемой частью “строительства" [25].Универсальная модель, размноженный Уильямом Килпатрик из Колумбийского педагогического колледжа в своей всемирно известной статье «Проектный метод» 1918 года определил проект широко, назвав его “сердечным целенаправленным актом.” Что бы ни предпринимали дети, пока они делали это с определенной целью, это был проект. Ни один аспект ценной жизни не должен быть исключен. Для Килпатрика проект не был специфическим методом, ограниченным ручным обучением и определенными этапами обучения, но был общим методом, который можно было использовать все время, во всех предметах, и охватывал все формы поведения и обучения, от пошива платья до решения задачи.математическая задача, написание письма, запоминание стихотворения, наблюдение за закатом и прослушивание сонаты. Кроме чтения, письма и арифметики, не существовало никакого предписанного учебного плана, а проектная работа даже не требовала активного участия. Дети, которые представляли драму, реализовывали проект, как и те дети, которые сидели в зале и наслаждались игрой.В идеале проект предлагался и осуществлялся самими учениками, то есть без всякой помощи учителя, ибо только в том случае, если ученики получали “свободу для практики” и осуществляли “практику с удовлетворением” могли бы они повысить свою уверенность в себе, уверенность в себе, самоэффективность и улучшить свои способности инициировать, планировать, исполнять и судить-способности , которые, по мнению Килпатрика, были необходимы для сохранения и развития демократии [31].Выводы по первой главеЖан Пиаже был швейцарским биологом и психологом, который разработал теорию когнитивного развития, основанную на его наблюдениях за детьми и экспериментах с детьми, чтобы выяснить, как они учатся и развиваются, и определить, в каком возрасте они приобретают различные знания и навыки. Пиаже рассматривал интеллект как активный, конструктивный и динамичный процесс. Он утверждал, что ошибки, которые дети допускают в своем мышлении, указывают на природу их мыслительных процессов [21].Примерами когнитивной деятельности являются-устойчивое внимание, торможение реакции, скорость обработки информации, когнитивная гибкость и контроль, рабочая память, одновременное внимание и др.Цели учебно-познавательной деятельности заключаются в раскрытии смысла учебно-познавательного процесса и объективно выражают социальную направленность и обуславливают ее конечные результаты. «Социальная направленность учения в основном определяется деятельностью учителя» [8].В связи с индивидуализацией учебно-воспитательного процесса при проектировании уроков учителю необходимо анализировать качество создаваемых условий, их влияние на образовательные результаты учащихся. При этом необходимо учитывать психологические особенности обучения.2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯОрганизация проектной деятельности для развития познавательного интереса к изучению биологииПроектный метод-это один из способов реализации системно - деятельностного подхода, в котором дети решают практическую задачу в течение определенного времени. Проекты могут быть предложены преподавателем, но они планируются и выполняются, насколько это, возможно, самими обучающимися, индивидуально или в группах. Проектная работа фокусируется на применении, а не передаче конкретных знаний или навыков, а также на повышении вовлеченности и мотивации студентов для развития независимого мышления, уверенности в себе и социальной ответственности [17].Для выявления способов организации учебной деятельности учащихся на развитие познавательного интереса к изучению биологии, был выбран проектный метод с использованием мультимедийных устройств. Выбор обоснован тем, что именно в процессе создания проектов учащиеся «погружены» в изучаемый материал полностью.На базе МБОУ СОШ № (укажите номер школы в Вашем городе) был проведен ряд занятий с использованием проектного метода обучения.Для понятия эффективности проектного метода были проведены следующие эксперименты:Констатирующий; На данном этапе был проведен опрос на выявления уровня познавательного интереса учащихся. Формирующий; На данном этапе был внедрен проектный метод в процесс обучения.Контрольный. На данном этапе исследовалась эффективность проектного метода.Существует два основных подхода к реализации проектного метода. Сначала их обучают в систематическом курсе изучения определенным навыкам и фактам, затем они применяют эти навыки и знания, творчески и самостоятельно направляя на соответствующие проекты. Согласно второму подходу, обучение преподавателя не предшествует проекту, а интегрируется в него. Другими словами, обучающиеся сначала выбирают проект, а затем обсуждают то, что им нужно знать для решения проблемы, и изучают необходимые методы и концепции. В конце концов, они сами выполняют выбранный проект. В обоих подходах время для размышлений должно быть предоставлено на всех этапах проектного обучения, что дает школьникам возможность оценить свой прогресс. Многие преподаватели используют серию небольших проектов, чтобы помочь ребятам развить постоянно растущую компетентность в практическом решении проблем [5].Проектный метод обучения на уроках биологии имеет широкое распространение во многих странах, данная технология представляет собой структуру межличностного взаимодействия. При этом метод проектного обучения на уроках биологии создает условия для развития учащихся, позволяя повышать уровень развития своих жизненных навыков [4]. В проектной деятельности у педагога появляется возможность для развития у обучающихся, воспитанников высокого уровня мотивации, активности и осознанности в усвоении знаний и умений, желании следовать социальным нормам.Существует четыре типа проектов на уроках биологии:Конструктивный. Когда учащиеся должны сконструировать какие-то вещи, связанные с социальной жизнью. Художественный. Эти проекты, как правило, выделяются в эстетических областях жизни. Решение проблем. Эти проекты предназначены для решения проблем, связанных с любой жизненной ситуацией или связанных с любым предметом, например, как управлять банковскими счетами, или как отправить электронное письмо или письмо. Эти общие проблемы, если они будут решены, сделают ребенка эффективным для социальной жизни.Групповая работа. Команде обучающихся назначается работа, которую необходимо выполнить. Допущения проектного метода могут быть представлены следующим образом:навязывание экспериментатору рамок,сочетание цели с активностью,проверка на практике предполагаемых последствий планируемых действий,проведение организованного мероприятия в форме работы, стимулирующей целенаправленную деятельность,демократический отбор, связанный с темами, упражнениями и планированием,выявление и решение проблемы как теоретической цели проектного метода,индивидуальная и групповая работа,ориентированный процесс обучения, так как условием успешного выполнения работы было решение поставленной задачи и апробация этого решения на практике,планируемые действия должны быть проверены на практике и оценены на основании вызванных ими эффектов [2].Проекты по биологии дают учащимся возможность познакомиться с наукой и биологией через практические занятия. Для того, чтобы у учащихся был отличный проект по биологии, важно, сначала понять биологию как науку в целом. Проще говоря, биология-это изучение жизни. Жизнь повсюду вокруг нас, а это значит, что при рассмотрении научного проекта по биологии существуют огромные возможности. В создании проекта используется научный метод как средство изучения науки и биологии. Научное исследование начинается с наблюдения, за которым следует постановка вопроса о наблюдаемом. Затем идет разработка научного эксперимента, чтобы ответить на поставленный вопрос.2.2. Констатирующий эксперимент по организации проектной деятельностиПеред внедрением проектного метода работы на уроках биологии был проведен констатирующий эксперимент, в котором был выявлен уровень познавательного интереса учащихся.Эксперимент - это исследование, в котором гипотеза научно проверена. В эксперименте манипулируется независимая переменная (причина) и измеряется зависимая переменная (эффект); любые посторонние переменные контролируются.Экспериментальный метод предполагает манипулирование переменными для установления причинно–следственных связей. Ключевыми особенностями являются контролируемые методы и случайное распределение участников на контролируемые и экспериментальные группы.Для эксперимента были выбраны учащиеся класса «А» и класса «Б».Каждому школьнику предлагалось пройти тест по методике А. А. Горчинской, а также тест по методики диагностики направленности учебной мотивации по Дубовицкой Т.Д. Стоит отметить, что каждый вопрос, предполагал один вариант ответа. Вопросы теста по методики А.А. Горчинской представлены на рисунке 1, а вопросы теста по Дубовицкой Т.Д. на рисунке 2.Рисунок 1 Тест на выявление познавательного интереса(по А.А. Горчинской).Рисунок2. Тест по методики диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д).Обработка данных теста выглядит следующим образом:Ответы а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности; ответы б) — об умеренной активности;ответы в) — о слабой выраженности.Результаты данного опроса представлены на диаграммах ниже.Диаграмма 1.Уровень познавательного интереса 8 "А" на уроках биологии перед внедрением проектного метода.Диаграмма 2.Уровень познавательного интереса 8 "Б" на уроках биологии перед внедрением проектного метода.Стоит отметить, что уровень познавательного интереса учеников восьмых классов школы №(укажите школу в своем городе) к биологии как к предмету довольно низкий.2.3Формирующий и контрольный эксперимент по организации проектной деятельностиФормирующий эксперимент по организации проектной деятельности на уроках биологии предполагает внедрение самого метода проектов. На данном этапе было принято решение, для проверки эффективности метода, провести проектную работу для одного из двух классов, а именно для 8 «А».Тема проектной деятельности для учащихся 8 «А» класса: «Иммунитет». На каждом занятии учащиеся работают в группах по несколько человек, у каждой группы есть свои задачи, которые им необходимо отразить в выступлении. Какие именно аспекты необходимо раскрыть каждой группе, выражается педагогом. В данном случае были заранее подготовлены листочки-жребии:Виды иммунитета;Классификация иммунитета;Работа иммунной системы;Признаки снижения иммунитета;Причины ослабления иммунитета;Способы укрепления иммунитета.В процессе работы с проектами учащиеся постоянно контактировали с педагогом, он направлял ребят в нужное направление.Требования к проектной деятельности для учащихся были следующие:Процесс выполнения проекта разделен на 5 уроков.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической, в данном случае учащимся были выдвинуты пример проблем связанных с тематикой проекта.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт-презентация.Подготовленный продукт должен быть представлен.Учащиеся 8 класса «А» работали над проектами поэтапно.Этапы работы представлены на рисунке3Рисунок 3.Этапы работы над проектомС примерами проектов можно ознакомиться ниже:2.4 Контрольный эксперимент по организации проектной деятельностиПосле проведения уроков с использованием метода проектов, был проведен опрос для определения уровня познавательного интереса к данному уроку.Результаты данного опроса представлены на диаграмме ниже.Диаграмма 3.Уровень познавательного интереса 8 "А" на уроках биологии после внедрения проектного метода.Результаты эффективности проектной деятельности очевидны, среди 27 опрошенных учащихся, до данного занятия высокий уровень интереса к данной дисциплине имели только 10% от общего числа, после проведенного урока с использованием метода проектов и мультимедиа, это число увеличилось до 17%. Средний уровень интереса до занятия с использованием проектного метода был у 47% опрошенных, после проведения занятия 78%.Таким образом, учащиеся разработали в группах свои проекты на тему «Иммунитет». Данный ряд занятийможет входить в проектную работу с детьми, что может помочь им реализовать их творческие идеи, научить добиваться целей, показывать результаты своих трудов другим людям, а также придать им уверенности в своих силах, что поспособствует их успешной социализации в обществеЗаключениеЦентральным понятием данной работы является понятие «познавательная деятельность». Познавательная деятельность изучается психологией, физиологией высшей нервной деятельности человека, кибернетикой, формальной логикой, языкознанием, историей культуры и науки, философией, дидактикой и другими науками. Единого определения понятия «познавательная деятельность» в научно-педагогической литературе нет, что свидетельствует о его сложности и многогранности. «Чем богаче определяемый предмет, то есть чем больше различных сторон представляет он для рассмотрения, тем более различными могут быть выставляемые на основе их определения».Сегодня в педагогической и психологической сфере общее понятие «технология» пришло к нам с развитием компьютерных технологий; в связи с этим педагогика ищет способы достижения хороших результатов в работе с группой или классом, постоянно совершенствуя свои средства, методы и формы. В преподавании всегда появляются новые подходы и подходы к организации обучения и воспитания.Работа психологов показала, однако, что рост интеллектуальных способностей ученика должен включать в себя большой элемент развития через различные фазы, начиная с простой сенсомоторной координации; переходя к началам символизации, чему способствует рост языка и игры, а затем-к логическому мышлению, при условии, что материал конкретен; и, наконец, в середине своего устаревания к способности всесторонне исследовать проблемы, схватывать их формальную структуру и вызывать объяснение.Необходимость использования ИКТ на уроках неоспорима. Для того чтобы, ученики были вовлечены и взяли на себя ответственность за свое обучение, необходимо адаптировать практики и жить в их мире, а не ожидать, что они адаптируют свои, чтобы жить в нашем.Проекты по биологии дают учащимся возможность познакомиться с наукой и биологией через практические занятия. Для того, чтобы у учащихся был отличный проект по биологии, важно, сначала понять биологию как науку в целом.В ходе работы был проведен анализ психолого-педагогической литературы, рассмотрены психолого-педагогические основы, методы и средства активизации познавательной деятельности школьников.Цель работы, проверить эффективность модели организации для активизации познавательного интереса обучающихся на уроках биологии, достигнута.Библиографический списокАбульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.– М.: Наука, 1980. – 335 с.Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 c.Арасланова, А.А. Психология и педагогика в схемах / А.А. Арасланова. - М.: Русайнс, 2018. - 320 c.Арбузова, Е. Н. Конструирование и применение комплексов средств обучения для методической подготовки студентов-биологов в условиях информационно-предметной среды вуза :моногр. / Е. Н. Арбузова, Л. В. Усольцева. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. — 163 с.Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2018. - 256 c.Ахметов А. Развитие познавательного интереса каждого //Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.Больц Н. Азбука медиа. - М. : Европа, 2011. - 193 с.Волочаева, И. А. Геометрический город. Дидактическая игра. Выпуск 3 / И.А. Волочаева. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 2050 cГавриленкова, И.В. Информационные технологии в естественнонаучном образовании и обучении.Практика, проблемы и перспективы профессиональной ориентаци. Монографии / И.В. Гавриленкова. - М.: КноРус, 2018. - 284 c.Герд, А. Я. Избранные педагогические труды / А. Я. Герд. — Москва : Изд-во АПН, 1953. — 205 с.Гиппенрейтер, Ю.Б. Как учиться с интересом / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Издательство «АСТ», 2016. - 128 c.Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.Диагностика познавательных способностей. Методики и тесты. - М.: Академический Проект, Альма Матер, 2009. - 544 c.Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2017. – 160 с.Зверев, И. Д. Общая методика преподавания биологии : пособие для учителя / И. Д. Зверев, А. П. Мягкова. — Москва : Просвещение, 1985. — 191 с.Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников / Л. Я. Зорина. - М. : Педагогика, 1978. - 128 с.Иванова, Н.В. Как организовать проектную деятельность в начальной школе / Н.В. Иванова. - М.: АРКТИ, 2013. - 166 c.Иванова, Т. В. Общая методика обучения биологии в школе / Т. В. Иванова, Е. Т. Бровкина, Г. С. Калинова. — Москва : Дрофа, 2010. — 271 с.Исаев, А. А. Вопросы социологии. Эгоизм, дружелюбие, классовые интересы / А.А. Исаев. - М.: Либроком, 2011. - 242 c.Караулов, А.В. Иммунология, микробиология и иммунопатология кожи / А.В. Караулов, С.А. Быков, А.С. Быков. - М.: БИНОМ, 2017. - 328 c.Кейран, Л. Ф. Структура методики обучения как науки: на основе анализа методики обучения биологии / Л. Ф. Кейран ; предисл. И. Д. Зверева. — Москва : Педагогика, 1979. — 166 с.Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник для бакалавров / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - М.: Дашков и К, 2016. - 304 c.Колин К., Урсул А. Социальная информатика как наука и образовательная дисциплина. - Информация и научное мировоззрение. Новая миссия школьной библиотеки в XXI веке. - М., 2012.- 144 c.Конюшко, В. С. Методика обучения биологии : учеб, пособие / В. С. Конюшко, С. С. Павлюченко, С. В. Чубаро. — Москва :Книж. дом, 2004. — 255 с.Лоренц, Д.В. Креативная педагогика на примере дисциплины.: Уч.-метод.пос. / Д.В. Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.Лыкова, И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А. Лыкова. - М.: Сфера, Карапуз, 2009. - 160 c.Макарова Л. Н. Компьютерная культура будущих специалистов в контексте их личностного развития: Педагогическая информатика / Л.Н. Макарова. - М.: Знание, 2003. - 174 с.Нетрусов, А.И. Биология. Университетский курс: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / А.И. Нетрусов, И.Б. Котова. - М.: ИЦ Академия, 2017. - 384 c.Пакулова, В. М. Работа с терминами на уроках биологии : книга для учителя / В. М. Пакулова. — Москва : Просвещение, 1990. — 93 с.Петунин О. В. Проблема познавательной самостоятельности школьников вотечественной педагогике // Инновации в образовании. – 2004 - N 6 - С. 62-76.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб, пособие для студентов вузов. - М. : Академия, 2010.-364 с.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 сПрограммы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5—11 классы / авт. — сост. И. Б. Морзунова. — Москва : Дрофа, 2009. — 254 с.Ромашкова, Е.И. Картотека форм познавательной деятельности учащихся / Е.И. Ромашкова. - М.: Сфера, 2005. - 728 c.Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. - М. : НИИ школьных технологий, 2006. - .Т. 2. - 815 с.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. - М.: 2005. - 288 с.Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник Академическия курс / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 509 c.Федотова, Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ Инфра-М, 2013. - 336 c.Хуторской, А.В. Педагогика: Учебник / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2017. - 112 c.Цветкова, Г.В. Литература. 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся / Г.В. Цветкова. - М.: Учитель, 2015. - 132 c.Янушевский, В. Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы / В.Н. Янушевский. - М.: Владос, 2015. - 128 c.ПриложениеРисунок1. Презентации проектов урока в 9 классе на тему «Биосинтез белков в живой клетке».Рисунок 2. Презентации проектов урока в 9 классе на тему «Биосинтез белков в живой клетке».Рисунок3. Презентации проектов урока в 9 классе на тему «Биосинтез белков в живой клетке»
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.– М.: Наука, 1980. – 335 с.
2. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 c.
3. Арасланова, А.А. Психология и педагогика в схемах / А.А. Арасланова. - М.: Русайнс, 2018. - 320 c.
4. Арбузова, Е. Н. Конструирование и применение комплексов средств обучения для методической подготовки студентов-биологов в условиях информационно-предметной среды вуза : моногр. / Е. Н. Арбузова, Л. В. Усольцева. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. — 163 с.
5. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2018. - 256 c.
6. Ахметов А. Развитие познавательного интереса каждого //
7. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
8. Больц Н. Азбука медиа. - М. : Европа, 2011. - 193 с.
9. Волочаева, И. А. Геометрический город. Дидактическая игра. Выпуск 3 / И.А. Волочаева. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 2050 c
10. Гавриленкова, И.В. Информационные технологии в естественнонаучном образовании и обучении.Практика, проблемы и перспективы профессиональной ориентаци. Монографии / И.В. Гавриленкова. - М.: КноРус, 2018. - 284 c.
11. Герд, А. Я. Избранные педагогические труды / А. Я. Герд. — Москва : Изд-во АПН, 1953. — 205 с.
12. Гиппенрейтер, Ю.Б. Как учиться с интересом / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Издательство «АСТ», 2016. - 128 c.
13. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.
14. Диагностика познавательных способностей. Методики и тесты. - М.: Академический Проект, Альма Матер, 2009. - 544 c.
15. Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2017. – 160 с.
16. Зверев, И. Д. Общая методика преподавания биологии : пособие для учителя / И. Д. Зверев, А. П. Мягкова. — Москва : Просвещение, 1985. — 191 с.
17. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников / Л. Я. Зорина. - М. : Педагогика, 1978. - 128 с.
18. Иванова, Н.В. Как организовать проектную деятельность в начальной школе / Н.В. Иванова. - М.: АРКТИ, 2013. - 166 c.
19. Иванова, Т. В. Общая методика обучения биологии в школе / Т. В. Иванова, Е. Т. Бровкина, Г. С. Калинова. — Москва : Дрофа, 2010. — 271 с.
20. Исаев, А. А. Вопросы социологии. Эгоизм, дружелюбие, классовые интересы / А.А. Исаев. - М.: Либроком, 2011. - 242 c.
21. Караулов, А.В. Иммунология, микробиология и иммунопатология кожи / А.В. Караулов, С.А. Быков, А.С. Быков. - М.: БИНОМ, 2017. - 328 c.
22. Кейран, Л. Ф. Структура методики обучения как науки: на основе анализа методики обучения биологии / Л. Ф. Кейран ; предисл. И. Д. Зверева. — Москва : Педагогика, 1979. — 166 с.
23. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник для бакалавров / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - М.: Дашков и К, 2016. - 304 c.
24. Колин К., Урсул А. Социальная информатика как наука и образовательная дисциплина. - Информация и научное мировоззрение. Новая миссия школьной библиотеки в XXI веке. - М., 2012. - 144 c.
25. Конюшко, В. С. Методика обучения биологии : учеб, пособие / В. С. Конюшко, С. С. Павлюченко, С. В. Чубаро. — Москва : Книж. дом, 2004. — 255 с.
26. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика на примере дисциплины.: Уч.-метод.пос. / Д.В. Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
27. Лыкова, И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А. Лыкова. - М.: Сфера, Карапуз, 2009. - 160 c.
28. Макарова Л. Н. Компьютерная культура будущих специалистов в контексте их личностного развития: Педагогическая информатика / Л.Н. Макарова. - М.: Знание, 2003. - 174 с.
29. Нетрусов, А.И. Биология. Университетский курс: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / А.И. Нетрусов, И.Б. Котова. - М.: ИЦ Академия, 2017. - 384 c.
30. Пакулова, В. М. Работа с терминами на уроках биологии : книга для учителя / В. М. Пакулова. — Москва : Просвещение, 1990. — 93 с.
31. Петунин О. В. Проблема познавательной самостоятельности школьников в отечественной педагогике // Инновации в образовании. – 2004 - N 6 - С. 62-76.
32. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб, пособие для студентов вузов. - М. : Академия, 2010.-364 с.
33. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с
34. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5—11 классы / авт. — сост. И. Б. Морзунова. — Москва : Дрофа, 2009. — 254 с.
35. Ромашкова, Е.И. Картотека форм познавательной деятельности учащихся / Е.И. Ромашкова. - М.: Сфера, 2005. - 728 c.
36. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. - М. : НИИ школьных технологий, 2006. - .Т. 2. - 815 с.
37. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. - М.: 2005. - 288 с.
38. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник Академическия курс / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 509 c.
39. Федотова, Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ Инфра-М, 2013. - 336 c.
40. Хуторской, А.В. Педагогика: Учебник / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2017. - 112 c.
41. Цветкова, Г.В. Литература. 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся / Г.В. Цветкова. - М.: Учитель, 2015. - 132 c.
42. Янушевский, В. Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы / В.Н. Янушевский. - М.: Владос, 2015. - 128 c.
Вопрос-ответ:
Какова сущность понятия "познавательный интерес"?
Познавательный интерес - это мотивация и желание учащихся познавать и узнавать новое в определенной области знаний или предмете. Он проявляется в активности учащихся, их любознательности, их стремлении к познанию и исследованию.
Какие проблемы могут возникать при организации познавательной деятельности в обучении биологии?
При организации познавательной деятельности в обучении биологии могут возникать проблемы отсутствия интереса учащихся к предмету, недостаточной мотивации для изучения биологии, непонимания учащимися важности и применения получаемых знаний. Также могут возникать проблемы с организацией учебного процесса, недостаточной активностью учащихся, неправильным выбором методов и форм обучения.
Какие способы организации учебной деятельности учащихся могут положительно влиять на развитие познавательного интереса к изучению биологии?
Положительное влияние на развитие познавательного интереса к изучению биологии оказывают такие способы организации учебной деятельности, как использование интерактивных методов обучения, проведение практических работ и экскурсий, привлечение внешних экспертов и специалистов, интеграция биологии с другими предметами, использование современных информационных технологий.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: познавательный интерес является важным фактором в развитии учащихся, его развитие в обучении биологии имеет свои особенности и проблемы, которые можно решить с помощью правильной организации учебной деятельности. Для развития познавательного интереса в изучении биологии необходимо использовать разнообразные методы и формы обучения, привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, а также использовать современные информационные технологии.
Какие способы организации учебной деятельности учащихся влияют на развитие познавательного интереса к изучению биологии?
Существует несколько способов организации учебной деятельности, которые могут способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению биологии. Один из них - использование интерактивных методов обучения, таких как работа в группах, дискуссии, проектная деятельность. Такие методы позволяют ученикам активно участвовать в изучении предмета, задавать вопросы, обсуждать материал, что способствует повышению их интереса к биологии. Другой способ - использование практических занятий, лабораторных работ и экспериментов. Работа с реальными объектами и ситуациями помогает учащимся увидеть практическое применение знаний в биологии, что делает предмет более интересным и привлекательным.
Какая роль познавательной деятельности в развитии познавательного интереса учащихся?
Познавательная деятельность является основным фактором в развитии познавательного интереса учащихся. Процесс активного познания материала, поиск новых знаний, анализ информации, решение задач - все это стимулирует развитие интереса учащихся к предмету. Чем больше ученик вовлечен в познавательную деятельность, тем больше возникает интерес к изучению биологии. При этом важно создавать условия для самостоятельной работы учащихся, чтобы они могли самостоятельно исследовать предмет и открывать для себя новые знания.
Какова сущность понятия "познавательный интерес"?
Познавательный интерес - это активное стремление к новым знаниям и пониманию окружающего мира. Это внутреннее побуждение к изучению предмета, которое возникает из желания узнать что-то новое, понять сложные концепции и задать вопросы. Познавательный интерес играет важную роль в обучении, поскольку он стимулирует учащегося к активной учебной деятельности.
Какое влияние способы организации учебной деятельности учащихся имеют на развитие познавательного интереса к изучению биологии?
Способы организации учебной деятельности учащихся имеют значительное влияние на развитие и поддержание их познавательного интереса к изучению биологии. Если учебная деятельность организована таким образом, чтобы быть интересной, активной и практической, то это способствует развитию познавательного интереса. Например, проведение экскурсий, практических занятий в лаборатории, работа с учебными материалами в формате игры и др. все это способы, которые помогают поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся.