Развитие интеллектуальных навыков младших школьников с задержкой психического развития на уроках технологии
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 26.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт школьника. 6. Опора на более развитые способности учащегося. 7. Реализация дифференцированного руководства учебной деятельностью учащегося, который предусматривает проектирование, направление и регулирование и одновременно с этим коррекцию действий обучающихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и т.д. [3].Главным условием успешного преподавания уроков технологии является создание насыщенной предметно-пространственной среды специальных (коррекционных) учреждениях. Развивающая предметно-пространственная среда –часть образовательнойсреды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей с ЗПР в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития. Проще говоря: Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)». Предметно-пространственная среда должна быть направлена на обеспечение и гарантирование:1) охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей;2) максимальную реализацию образовательного потенциала пространства специальных (коррекционных) учреждений;3) построение вариативного развивающего образования;4) создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования;5) открытость специальногошкольного образования и вовлечение родителей;6) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;7) создание равных условий. Развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами с целью успешного преподавания уроков технологии в специальных (коррекционных) учреждениях. Для выполнения этой цели предметно-пространственная среда должна быть:1) содержательно-насыщенной;2) трансформируемой;3) полифункциональной;4) доступной;5) безопасной.Н.А. Логинова определяет предметно-пространственную среду, ориентированную на развитие умения присчитывать и отсчитывать группами у детей с ЗПР как среду обитания. Самое главное, что эта среда является сферой непосредственного общения, в процесс которого активно включены родители, школа, студенческие и производственные коллективы, социальные организации и собственная семья. Такие общности рассматриваются рассматриваться как частные среды, которые сменяют друг друга в процессе социализации или сосуществующие на некоторых возрастных этапах человека. Н.А. Логинова также добавляет, что не стоит упускать из внимания ее вещественный характер. Среда развития является и средой коммуникации, она должна удовлетворять не только потребность личности в коммуникации, но и остальные, как материальные, так и духовные потребности. Вещественное окружение выполняет, кроме практических, эстетическую и нравственную функции [7].2.3 Методы развития интеллектуальных навыков детей с задержкой психического развития на уроках технологии Под методом обучения понимается совокупность способов педагогической деятельности, которые ориентированы на овладение учениками некой системы знаний, умений и навыков. На уроках технологии применяются универсальные методы, использующиеся в процессе преподавания всех школьных дисциплин и специфические, свойственные лишь урокам технологии [15].Как правила, в зависимости от способа передачи учебного материала методы обучения разделяются на 3 группы:1. Вербальные методы – это методы вербальной передачи и слухового восприятия учебного материала.2. Образные методы – это методы образной передачи и зрительного восприятия учебного материала.3. Практические методы – это методы передачи учебного материала, как при помощи практических, трудовых действий, так и через прикосновение и движение.К группе вербальных методов примыкают следующие методы:1. Объяснение - это краткое доказательное и последовательное изложение учебного материала. Для большей убедительности объяснение часто сочетается с показом трудовых действий учителем, с демонстрацией различных наглядных пособий, с пробными действиями учащихся.2. Рассказ - это повествовательное изложение учебного материала. Рассказ может сочетаться с другими словесными методами: объяснением и беседой, а также с наглядными и практическими методами.3. Беседа - это совместное обсуждение учебного материала учителем и учащимися. В зависимости от цели и содержания беседа может быть вступительная, обобщающая, объяснительная или эвристическая.К наглядным методам примыкают следующие методы:1. Учебная демонстрация - это использование учителем различных средств наглядности в процессе обучения. На уроках трудового обучения могут демонстрироваться натуральные образцы объектов труда, их изображения, предметно-операционные, графические и словесные планы изготовления изделий, модели, приборы, диапозитивы, учебные фильмы.При планировании хода выполнения той или иной работы часто прибегают к использованию предметно-операционных, графических и словесных планов изготовления изделий.Также вышеописанные планы могут быть представлены в двух вариантах:1) подробный план, который отражает все операции и содержит информацию о выполнении новых или сложных приемов;2) сокращенный план, который отражает лишь главные операции.2. Опыты - это определенные манипуляции с предметами с целью выделения свойств, которые невозможно обнаружить путем внешнего осмотра. На уроках трудового обучения в ходе опытов учащиеся узнают о некоторых свойствах различных материалов (пластилина, глины, бумаги, ниток, проволоки, древесины).3. Наблюдения — это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения. На уроках труда учащиеся наблюдают за действиями учителя при показе им трудовых приемов, за явлениями окружающего мира во время экскурсий.К группе практических методов примыкают следующие методы:1. Упражнение - это многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций, в результате которого учащиеся постепенно овладевают трудовыми навыками. Упражнения даются ученикам в виде определенных заданий. Различают упражнения установочные, тренировочные, а также учебно-производственные и рабочие.2. Лабораторные работы — это особый вид упражнений, которые выполняются учащимися с целью самостоятельного приобретения знаний. Организация лабораторных работ требует наличия необходимых материалов и оборудования [2].На уроках технологии в специальной (коррекционной) школе нужно научить учеников выполнять конкретные трудовые операции, а также обучить детей мыслительным трудовым действиям. К мыслительным трудовым действиям относятся следующие операции:1. Ориентировка в задании, которое необходимо для успешного осуществления трудовой деятельности. Для этого школьнику необходимо понять задание и представить себе конечный результат своей работы, конструкцию будущего изделия, его форму, размеры, материалы, из которых оно будет выполнено, и определить способ крепления.2. Предварительное планирование хода работы над изделием, включающее в себя установление последовательности трудовых операций, определение приемов работы и инструментов, которые необходимы для их выполнения.3. Самоконтроль необходим школьникам для определения уровня соответствия изготовляемого объекта сформулированной цели перед началом занятия. Он может быть текущим и заключительным.В целях формирования умений и навыков на уроках технологии в специальной (коррекционной) школе нужно применять следующие методы и приемы:1) предварительное устное планирование усвоенной учебной информации для того, чтобы облегчить планирование новой работы или усвоение новых знаний;2) дополнительное повторение новой познавательной информации;3) учет темпа восприятия новой познавательной информации;4) разделение практических работ в зависимости от уровня сложности планирования;5) разделенное сокращение или увеличение помощи в ориентировочной и планирующей деятельности посредством объяснения и наглядного демонстрирования;6) наводящие вопросы, ориентированные на стимулирование усвоения завершающего образа занятий и плана работы;7) при планировании сложного задания дифференцирование его по более простым элементам;8) дополнительное повторение первой операции, перед тем как начнется занятие;9) применение на рабочем месте наглядных пособий, которые могут облегчить ориентировку и планирование;10) формирование навыков выделения основных затруднений в предстоящей работе;11) активизация сравнения, установление сходства, различия и аналогий [2].Таким образом, под систематическим руководством учителя, которые ориентирует и направляет деятельность учеников, у них начинают формироваться обобщенные навыки контроля и корректировки собственных действий, которые имеют плановое и поэтапное осуществление, умения правильного переноса своего прошлого опыта и своих знаний в новые условия и, тем самым, действовать более точно и согласованно.Успешность преподавания уроков технологии во многом зависит от мотивов, которыми руководствуются школьники, а это значит, что работу по формированию умений и навыков следует должны сочетаться с педагогической деятельностью по развитию личности конкретного ученика [15].ЗаключениеНа основе анализа литературы по проблеме исследования мы сделали вывод о том, что в рамках нашего исследования целесообразно рассматривать понятие «интеллект» в рамках психометрического подхода, определяя данное понятие как совокупность познавательных процессов. Под интеллектуальным развитием младших школьников мы понимаем процесс и результат их творческой умственной деятельности, представляющий собой единство познавательных функций. Ведущую роль в структуре интеллекта занимает мышление, организующее любой познавательный процесс.Интеллектуальные умения рассматриваются в качестве осознанных учебных действий младшего школьника умственного характера, выполняемые в соответствии с целями и условиями образовательного процесса.ЗПР - это расстройство нормального темпа развития психики, когда определенные психические функции отстают в своем развитии от принятых психологических норм для конкретного возраста.У детей с ЗПР наблюдается слабость зрительного восприятия, замедленность процессов анализа и синтеза, замедленный темп и малый объем восприятия, рассеянность и непроизвольность внимания, низкий уровень запоминания, сохранения и воспроизведения, замедленность мыслительной деятельности, дефект фонетической и интационно-выразительной сторон речи и бедность словарного запаса.Любой урок, в том числе, урок технологии является таким уроком, на котором используются специальные, коррекционные, воспитательные и образовательные методов направленные на обучение детей с ЗПР.Требования к проведению уроков технологии, как правило, подразделяются на общедидактические и специальные. Урок должен способствовать решению следующих задач: 1) оказание всесторонней педагогической поддержки школьнику с ЗПР; 2) адаптировать ребенка с ЗПР к последующей общественной жизни и работе.Главным условием успешного преподавания уроков технологии, направленного на интеллектуальное развитиемладших школьников с ЗПР является создание насыщенной предметно-пространственной среды. На уроках технологии применяются универсальные методы, использующиеся в процессе преподавания всех школьных дисциплин и специфические, свойственные лишь урокам технологии. В зависимости от способа передачи учебного материала методы обучения разделяются на 3 группы: 1) вербальные методы; 2) образные методы; 3) практические методы. К группе вербальных методов примыкают следующие методы: 1) объяснение; 2) рассказ; 3) беседа. К наглядным методам примыкают следующие методы: 1) учебная демонстрация; 2) наблюдения; 3) опыты. К группе практических методов примыкают следующие методы: 1) упражнение; 2) лабораторные работы. 3. На уроках технологии нужно научить учеников с ЗПР выполнять конкретные трудовые операции, а также обучить детей мыслительным трудовым действиям, к которым относятся следующие операции: 1) ориентировка в задании; 2) предварительное планирование; 3) самоконтроль.Во второй главе было проведено экспериментальное исследование интеллектуального развитиямладших школьников с задержкой психического развития, в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: Методика оценки переключения и концентрации внимания при помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы (Р. С. Немов) и методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия). Далее нами были выявлены особенности интеллектуального развития младших школьников с задержкой психического развития с использованием вышеописанных методик. Согласно результатам проведённого исследования, у младших школьников с задержкой психического развития низкий уровень развития интеллектуальных навыков.Список литературыАлексеева И.Ю., Никитина Е.А. Интеллект и технологии. – М.: Проспект, 2017. – 96 с.Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., НоленХоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.—М.: Школьная Пресса, 2006. —80 с.Болгарова М.А. Своеобразие развития познавательного интереса у учащихся с задержкой психического развития младшего школьного возраста. // Специальное образование. // № 8, 2007. – С. 23-29. Булатова О. В. Познавательный интерес младших школьников с задержкой психического развития в контексте регуляционного компонента общей способности к учению. // Вестник Югорского государственного университета. - № 1-1 (44), 2017. – С. 29-34.Гаджимагомедова Т.Г. Проблемы познавательной деятельности детей с ЗПР. // Сибирский педагогический журнал. - № 13, 2007. – С. 300-307.Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010. Дмитриев А.А. Специальная (коррекционная) педагогика. – М.: высшая школа, 2010.Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для ВУЗов – СПб., 2001.Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. –М.: Издательский центр «Академия, 2002. – 480с Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. - 846 с. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 400 с.Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2014. - 509 с. Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2018. – 848 с. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. 592 с. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2016. - 608 с. Моргунова И.Г. Особенности урока технологии в начальной школе: дидактический аспект. // Вестник Бурятского государственного университета. - № 1, 2016. – С. 255-258. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000. – 229 с.Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008. Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2000. Немов Р.С. Общая психология. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с. Новиков Н. Н. Творческое развитие учащихся на уроках технологии // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 838-840.Ревенко Е.М. Развитие интеллекта в процессе взросления. // Журнал. Образование и наука. - № 6 (115), 2014. – С.94-112.Ревенко Е.М., Сальников В.А. Сравнительный анализ проявлений вербальных и невербальных компонентов умственных способностей у юношей и девушек, различающихся уровнем интеллекта. // Журнал. Образование и наука. - № 2 (101), 2013. – С. 74-85.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2017. – 720 с. Специальная психология. // Под р. В.И. Лубовского – М.: Академия 2003.Ухарских Т. В. Ребенок с трудностями в обучении и воспитании в общеобразовательной школе (из опыта работы) // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 14-17.Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. С.-Петербург: Питер, 2002. 272 с.
2. Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., НоленХоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.
3. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. — М.: Школьная Пресса, 2006. —80 с.
4. Болгарова М.А. Своеобразие развития познавательного интереса у учащихся с задержкой психического развития младшего школьного возраста. // Специальное образование. // № 8, 2007. – С. 23-29.
5. Булатова О. В. Познавательный интерес младших школьников с задержкой психического развития в контексте регуляционного компонента общей способности к учению. // Вестник Югорского государственного университета. - № 1-1 (44), 2017. – С. 29-34.
6. Гаджимагомедова Т.Г. Проблемы познавательной деятельности детей с ЗПР. // Сибирский педагогический журнал. - № 13, 2007. – С. 300-307.
7. Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010.
8. Дмитриев А.А. Специальная (коррекционная) педагогика. – М.: высшая школа, 2010.
9. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для ВУЗов – СПб., 2001.
10. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. –М.: Издательский центр «Академия, 2002. – 480с
11. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. - 846 с.
12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 400 с.
13. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2014. - 509 с.
14. Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2018. – 848 с.
15. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. 592 с. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2016. - 608 с.
16. Моргунова И.Г. Особенности урока технологии в начальной школе: дидактический аспект. // Вестник Бурятского государственного университета. - № 1, 2016. – С. 255-258.
17. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000. – 229 с.
18. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008.
19. Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2000.
20. Немов Р.С. Общая психология. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
21. Новиков Н. Н. Творческое развитие учащихся на уроках технологии // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 838-840.
22. Ревенко Е.М. Развитие интеллекта в процессе взросления. // Журнал. Образование и наука. - № 6 (115), 2014. – С.94-112.
23. Ревенко Е.М., Сальников В.А. Сравнительный анализ проявлений вербальных и невербальных компонентов умственных способностей у юношей и девушек, различающихся уровнем интеллекта. // Журнал. Образование и наука. - № 2 (101), 2013. – С. 74-85.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2017. – 720 с.
25. Специальная психология. // Под р. В.И. Лубовского – М.: Академия 2003.
26. Ухарских Т. В. Ребенок с трудностями в обучении и воспитании в общеобразовательной школе (из опыта работы) // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 14-17.
27. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. С.-Петербург: Питер, 2002. 272 с.
Вопрос-ответ:
Как развиваются интеллектуальные навыки младших школьников с задержкой психического развития на уроках технологии?
Интеллектуальные навыки младших школьников с задержкой психического развития развиваются на уроках технологии через активную практическую деятельность и использование опыта школьника. Задания на уроках технологии направлены на развитие познавательных способностей, логического мышления, воображения, творческого и решательного мышления. Преподаватели используют дифференцированный подход, адаптируя задания и методы обучения под индивидуальные особенности каждого учащегося.
Что означает максимальная опора на практическую деятельность и опыт школьника при развитии интеллектуальных навыков?
Максимальная опора на практическую деятельность и опыт школьника означает, что на уроках технологии основное внимание уделяется практическому выполнению заданий, созданию конкретных изделий или проектов. В процессе работы школьники применяют свой опыт, экспериментируют, ищут решения, тем самым развивая свои интеллектуальные навыки.
Какую роль играют более развитые способности учащихся при развитии их интеллектуальных навыков на уроках технологии?
Более развитые способности учащихся играют важную роль при развитии их интеллектуальных навыков на уроках технологии. Преподаватель может предложить более сложные задания тем учащимся, которые проявляют высокий уровень интеллектуальных способностей. Это позволяет им расширять свои знания и навыки, а также развивать самостоятельность и творческое мышление.
Что предусматривает реализация дифференцированного руководства учебной деятельностью учащихся на уроках технологии?
Реализация дифференцированного руководства учебной деятельностью учащихся на уроках технологии предусматривает проектирование, направление и регулирование их действий. Преподаватель адаптирует задания и методы обучения под индивидуальные особенности каждого ученика, предлагая различные уровни сложности заданий, дополнительные материалы и поддержку. Такой подход позволяет каждому ученику развиваться в соответствии со своими возможностями.
Как развиваются интеллектуальные навыки младших школьников с задержкой психического развития на уроках технологии?
Интеллектуальные навыки младших школьников с задержкой психического развития развиваются на уроках технологии через опору на практическую деятельность и опыт учащегося. Работа в технологическом классе помогает развивать их коммуникационные навыки, мышление, воображение, внимание и другие интеллектуальные способности.
Какая роль практической деятельности и опыта школьника в развитии его интеллектуальных навыков?
Практическая деятельность и опыт школьника играют важную роль в развитии его интеллектуальных навыков. Через реальные задачи, выполнение конкретных действий и самостоятельную работу ученик получает опыт, который способствует развитию мышления, логического и критического мышления, аналитических способностей и умений решать проблемы.
Как в уроках технологии используется подход, основанный на развитии более развитых способностей учащегося?
На уроках технологии используется подход, основанный на развитии более развитых способностей учащегося. Это означает, что преподаватель учитывает индивидуальные особенности каждого ученика и стимулирует развитие его сильных сторон и способностей. Такой подход позволяет учащимся с задержкой психического развития достичь лучших результатов в своей учебной деятельности.
Каким образом реализуется дифференцированное руководство учебной деятельностью младших школьников с задержкой психического развития на уроках технологии?
Дифференцированное руководство учебной деятельностью младших школьников с задержкой психического развития на уроках технологии реализуется через проектирование направления и регулирование их действий. Преподаватель членит целостную деятельность на отдельные части операции и помогает учащимся преодолевать трудности и ошибки, вносить коррективы в свои действия и достигать поставленных целей.
Как развивать интеллектуальные навыки младших школьников с задержкой психического развития на уроках технологии?
На уроках технологии младшим школьникам с задержкой психического развития можно помочь развивать их интеллектуальные навыки путем максимальной опоры на практическую деятельность и опыт. Детям следует предоставлять возможность самостоятельно создавать различные изделия и решать разнообразные задачи. Также важно учитывать более развитые способности учащегося и предлагать ему более сложные задания, чтобы стимулировать его интеллект и развивать его навыки. Реализация дифференцированного руководства учебной деятельностью также играет важную роль. Оно предусматривает проектирование, направление и регулирование учениками своих действий, а также коррекцию действий обучающихся членением целостной деятельности на отдельные части операции и другие подходы. Все эти методы и подходы помогут развить интеллектуальные навыки младших школьников с задержкой психического развития на уроках технологии.
Какой подход можно использовать для развития интеллектуальных навыков учащихся с задержкой психического развития на уроках технологии?
Для развития интеллектуальных навыков учащихся с задержкой психического развития на уроках технологии можно использовать подход, основанный на максимальной опоре на практическую деятельность и опыт школьника. Это означает, что во время урока детям следует предоставлять возможность самостоятельно создавать различные изделия и решать разнообразные задачи. Такой подход позволяет развивать у учащихся не только интеллектуальные навыки, но и творческое мышление, логику и пространственное воображение.
Какие методы используются для развития интеллектуальных навыков у младших школьников с задержкой психического развития на уроках технологии?
На уроках технологии для развития интеллектуальных навыков у младших школьников с задержкой психического развития используются различные методы. Один из основных методов - максимальная опора на практическую деятельность и опыт школьника. Уроки построены таким образом, чтобы обучающиеся были активно вовлечены в процесс творческой работы и могли самостоятельно экспериментировать и решать различные задачи. Это помогает развитию логического мышления, пространственного восприятия и других интеллектуальных навыков.