Повседневная жизнь Петербурга в начале 19 века
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 30.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. Повседневная жизнь Петербурга в начале 19 века- общая характеристика 5
ГЛАВА 2. Развитие внутреннего транспорта в Петербурге 11
ГЛАВА 3. Посещение горожанами садов и парков в Санкт-Петербурге в начале XIX 15
ГЛАВА 4. Общественное питание в Санкт-Петербурге — этапы развития 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 24
Широко распространенные по всей Европе заведения данного рода отличались от других ресторанов своим более демократическим характером. В таком месте можно было быстро и дешево поесть, встретиться с другом, почитать свежую газету, сыграть в шахматы или домино. Постоянными посетителями кафе были студенты, журналисты, небогатые чиновники и инженеры - все те, кого петербургские газеты именовали столичными интеллигентами среднего достатка.28 августа 1882 года в Петербурге открылась первая официальная чайная, в дальнейшем они начали появляться везде - около трактов, у почтовых станций и железнодорожных вокзалов, подле базаров и театров. К чаю здесь подавали горячий хлеб и свежесбитое масло, молоко, сливки и сахар. На кипящих самоварах ставили бублики и баранки, которые всегда были теплыми, а в плетеных кузовках подавались сухари и сушки. Очень скоро появилась и новая традиция чайной - подшивка газет, которые бесплатно мог пролистать любой посетитель.Особенную категорию представляли собой так называемые народные столовые, именовавшиеся еще и закусочными. Данные столовые располагались преимущественно на окраинах Петербурга, а если в центре, то в самых людных местах, где было огромное стечение простонародья. Народные столовые можно было легко заметить по красной вывеске, которая была прибита над входными дверями, где было написано чай и кушанье. Если добавить, что стены столовой бывали украшены лубочными картинками, а кушанье подавал какой-то быстроногий парень в белом переднике, то получим достаточно четко представление о внешнем виде народных столовых.Заметим, что именно в XIX веке формируются основыделения фаст-фуд, рестораны выездного обслуживания и различные иные виды предприятий общественного питания. Так, Доминик славился кулебякой, которой можно было не только подкрепиться на месте, но и заказать на дом (как во многих современных пиццериях). Ресторан Квисисана (Невский, 46), рядом с Пассажем, давал возможность деловым людям пообедать быстро (его можно считать предком фаст-фуда). После революции пышные рестораны ушли в прошлое, а им на смену пришли столовые и фабрики-кухни, готовившие до миллиона различных полуфабрикатов за одну смену.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать определенные выводы. Во-первых, XIX век – один из самых интересных периодов в истории России, занимающий особое место в историко-культурном потоке. Произошедшие крупные исторические события, такие как Крымская война, присоединение новых территорий, возникновение различных идейных направлений, проводимые реформы всех сфер общественной жизни - несомненно сказались на повседневной жизни российского общества. Для того, чтобы подробным образом рассмотреть поставленную тему, следует четко осознавать, что из себя представляет ключевое понятие. В словаре имеется определение, согласно которому следует, что повседневная жизнь - процесс жизнедеятельности индивидов в привычных общеизвестных ситуациях.В наши дни, такое понятие, как «повседневная жизнь» в разнообразных научных журналах, да и в обычной жизни применяются достаточно часто. Исходя из этого, следует проанализировать данное понятие подробнее.В ходе выполнения работы было выявлено, что быт русского человека в XIX веке имеет прямую зависимость от сословного положения и занимаемой ниши в обществе, потому чтоимеющаяся грань между жизнью крестьянина и жизнью дворянина была определена имеющимся веками общественно-политическим строем, в особенности, крепостной зависимостью.В первой половине XIX в. население возросло практически в 2,5 раза. Как и ранее, оно пополнялось, зачастую, из-за пришлого населения. В начале XIXвека население города насчитывало около 220 тысяч человек. В Петербурге проживали дворяне, купцы, ремесленники, военные, мещане, крестьяне, представители духовенства и другие. Основными развлечениями в Петербурге в конце столетия были фотография и кинотеатр. В первом кинотеатре на Невском проспекте демонстрировали двадцатиминутные короткометражки, которые изображали рабочих на заводе прибытие поезда, сцены с детьми.«Все новшества были именно в Петербурге, - рассказывает Александр Гордин. – Первые товары, привезенные из-за границы, первые театры и библиотеки, первые кинотеатры. Петербург был и остается наиболее современным городом страны».Во-вторых, в Петербурге начала XIX века движение в центре города было очень оживленным. Один из путешественников, который был в тот период времени в городе, описал свои впечатления как то, что извозчичьи экипажи в Санкт-Петербурге намного многочисленнее, чем в самых больших городах Европы, улицы заставлены им». В городе было около трехсот специальных стоянок - бирж, как они именовались тогда, для извозчиков.По имеющейся статистике в Петербурге в 1815 году имелось около 8102 казенных, 7519 обывательских и 2476 извозчичьих лошадей. По улицам скакали верховые, мчались кареты, которые были украшены гербами, щегольские коляски и дрожки, английские возки с зонтами, дормезы, кабриолеты, фаэтоны, линейки, тарантайки. Тут же рядом с ними катились телеги и фуры, которые были нагружены верхом. Зимой везде скрипели сани, саночки и салазки. Для жителей столицы очень значимыми событиями было замерзание и вскрытие Невы, которые до определенной степени изменяли жизнь столицы. В период замерзания Невы осенью, а также во время вскрытия реки весной на определенное время - зачастую на несколько дней, а иногда и на некоторое число недель.Рост территории столицы, увеличение ее населения вызывали существенные изменения в городской транспортной системе. В данный период формируется и все более улучшается общественный транспорт. С лета 1830 года в Петербурге зародились «городские кареты, известные в Париже под названием омнибус, для доставления небогатой, иными словами, небольшой части публики», с помощью которых можно было «за невысокуюоплату посещать загородные места». Санкт-Петербург - город дворцов, рек, каналов, мостов. Однако его с полным правом можно именовать городом парков, садов и скверов. Здесь имеетсяпрекрасный музей садово-паркового искусства, в котором показаны уникальные произведения русской ландшафтной архитектуры от первой четверти XVIII века до наших дней.Особенность петербургского пейзажа - сочетание шедевров зодчества и ландшафтного искусства. И в памяти тех, кто хоть раз был в городе на Неве, навечно в памяти образ великолепных садов и парков, которые органично связаны с неповторимым обликом Санкт-Петербурга.Потребность человека в питании и в досуге, отдыхе, в отличие от различных иных видов потребностей, с возрастом не пропадает, а наоборот, имеется на протяжении всей жизни. Вне зависимости от возраста, для человеказначимым тот факт, что он употребляет и как тратит собственное свободное от работы время. Более того, отметим, что через призму питания и свободного времяпровождения можно характеризовать развитие культуры, экономики, истории общества и человека.Важным моментом является тот факт, что потребность в питании и отдыхе считается социальной конструкцией, отличающей человека от животного. Человек не просто насыщается и утоляет голод, а умеет питаться. Такое умение подразумевает уместное, рациональное, своевременное и разумное употребление пищи, представляющеенекоторую культуру питания.В начале 1840-х годов в Петербурге зарождается принципиально новое торговое заведение - кафе. Первое данное заведение открылось в доме №2 на Невском проспекте. По имени своего владельца Доминика Риц-а-Порто оно именовалосьДоминик. Широко распространенные по всей Европе заведения данного рода отличались от других ресторанов своим более демократическим характером. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫЗодчие Санкт-Петербурга /Под ред. Исаченко В. Г. И др. - СПб.:2007. - 400 с.Игнатова Е.А. Записки о Петербурге: Жизнеописание города со времени его основания до 40-х годов XX века: В 2 кн. - СПб.: «Амфора», 2005. - 614 с.Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга. - СПб.: «Паритет», 2004. - 378 с.История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. 1703-1903 : исторический очерк / В. Н. Авсеенко. - СПб.: Сотис, 1993. - 240 с.Казакова К. С. Студенчество Санкт-Петербургского университета в первой половине XIX века / автореф. дис. … канд. ист. наук.: 07.00.02/ Казакова Ксения Сергеевна. – Петрозаводск,– 2010. – 45 сКостылев Р.П., Пересторонина Г.Ф. Петербургские архитектурные стили. - СПб.: «Паритет», 2002.- 279 с.Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. - СПб.: Азбука- классика, 2004. - 454 с.Нефедьева Е.В. Повседневная жизнь капиталистического Петербурга (вторая половина ХIХ века - 1914 г. ) // Известия Петербургского университета путей сообщения.- 2007.Петербургское купечество в Х1Х веке. - СПб.: Гиперион, 2003. - 352 с.Семенова Л.Н. Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII в). - СПб: «БЛИЦ», 2005. -334 с.Словари и энциклопедии онлайн. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/ ;Социальная история Санкт-Петербурга / В. В. Фортунатов, Е. Э. Платова, Т. И. Симоненко, В. А. Данилов, Е. Р. Гутина. - СПб.: Русский остров, 2005. - 336 с. -
2. Игнатова Е.А. Записки о Петербурге: Жизнеописание города со времени его основания до 40-х годов XX века: В 2 кн. - СПб.: «Амфора», 2005. - 614 с.
3. Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга. - СПб.: «Паритет», 2004. - 378 с.
4. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. 1703-1903 : исторический очерк / В. Н. Авсеенко. - СПб.: Сотис, 1993. - 240 с.
5. Казакова К. С. Студенчество Санкт-Петербургского университета в первой половине XIX века / автореф. дис. … канд. ист. наук.: 07.00.02/ Казакова Ксения Сергеевна. – Петрозаводск,– 2010. – 45 с
6. Костылев Р.П., Пересторонина Г.Ф. Петербургские архитектурные стили. - СПб.: «Паритет», 2002.- 279 с.
7. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. - СПб.: Азбука- классика, 2004. - 454 с.
8. Нефедьева Е.В. Повседневная жизнь капиталистического Петербурга (вторая половина ХIХ века - 1914 г. ) // Известия Петербургского университета путей сообщения.- 2007.
9. Петербургское купечество в Х1Х веке. - СПб.: Гиперион, 2003. - 352 с.
10. Семенова Л.Н. Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII в). - СПб: «БЛИЦ», 2005. -334 с.
11. Словари и энциклопедии онлайн. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/ ;
12. Социальная история Санкт-Петербурга / В. В. Фортунатов, Е. Э. Платова, Т. И. Симоненко, В. А. Данилов, Е. Р. Гутина. - СПб.: Русский остров, 2005. - 336 с. -
Вопрос-ответ:
Какие особенности были характерны для повседневной жизни Петербурга в начале 19 века?
В начале 19 века повседневная жизнь Петербурга была определена высокой социальной стратификацией, где аристократия и богатые купцы наслаждались роскошным образом жизни, в то время как бедные слои населения жили в нищете и лишениях. Город был разделен на четыре части - старый центр, Васильевский, Петроградский и Александровский острова, каждый из которых имел свои особенности и социальную среду. Важную роль в повседневной жизни играли общественные заведения, такие как рестораны, сады и парки, а также развитие транспорта, как общественного, так и частного.
Как развивался внутренний транспорт в Петербурге в начале 19 века?
В начале 19 века в Петербурге внутренний транспорт активно развивался. В первых главах рассказывается о том, что в городе были трактовые мосты, пешеходные мосты и каналы, по которым ходили пароходы и лодки. Особое внимание уделяется также развитию общественного транспорта, в частности, омнибусов и троллейбусов. Важно отметить, что в Петербурге в это время широко использовались экипажи, такие как кареты, кибитки и др. Однако развитие внутреннего транспорта не было единообразным и имело свои проблемы, такие как недостаток лошадей и высокая загруженность улиц.
Какие сады и парки были популярны у горожан в Санкт-Петербурге в начале XIX века?
В начале XIX века в Санкт-Петербурге горожане активно посещали сады и парки. Наиболее популярными были Сады Александровского дворца, Сады Императорского Санкт-Петербургского университета и Сады Михайловского дворца. Эти места предлагали различные развлечения и возможности для отдыха, включая прогулки, пикники, концерты и театральные постановки. Они были центром социального общения и сближения различных слоев населения.
Какое было состояние повседневной жизни в Петербурге в начале 19 века?
В начале 19 века повседневная жизнь в Петербурге была насыщенной и разнообразной. Город был центром культурной жизни, торговли и промышленности. В Петербурге можно было найти множество развлечений, магазинов, театров и других развлекательных заведений. В этом периоде также активно развивался внутренний транспорт, что значительно улучшало доступность различных районов города. Горожане часто посещали сады и парки, где проводили свободное время. Общественное питание также не отставало - в Петербурге существовали различные рестораны и кафе, где жители могли пообедать или провести время в приятной атмосфере.
Как развивался внутренний транспорт в Петербурге в начале 19 века?
В начале 19 века внутренний транспорт в Петербурге начал активно развиваться. В городе были построены множество каналов, по которым ходили пароходы и лодки. Это значительно улучшило доступность различных районов города, облегчило транспортировку товаров и пассажиров. Кроме того, появились первые лошадиные трамваи, которые стали популярным средством передвижения по улицам Петербурга. Они оснащались верхней линией и с определенным интервалом времени могли перевозить пассажиров по определенному маршруту. Внутри города также развивалась телеграфная связь, что позволяло своевременно передавать информацию и организовывать транспортное движение.
Как описывается повседневная жизнь Петербурга в начале 19 века?
Повседневная жизнь Петербурга в начале 19 века характеризуется разнообразием социальных классов, развитием транспорта, активным посещением горожанами садов и парков, а также наличием разных этапов развития общественного питания.
Как развивался внутренний транспорт в Петербурге в начале 19 века?
Внутренний транспорт в Петербурге в начале 19 века развивался быстро и претерпевал значительные изменения. Появились первые конные железные дороги и трамваи. Также были улучшены дороги и введены новые виды общественного транспорта.
Какие сады и парки посещали горожане в Петербурге в начале 19 века?
В начале 19 века горожане активно посещали различные сады и парки в Петербурге, такие как Садовая улица, Марсово поле, Сады Александровского дворца, Крестовский остров и другие. Горожане проводили там свободное время, гуляли, отдыхали и наслаждались природой.
Как развиваются этапы общественного питания в Санкт-Петербурге?
Развитие общественного питания в Санкт-Петербурге в начале 19 века проходит через несколько этапов. Сначала появляются простые пивные рестораны, затем развивается своеобразная "трактирная культура" с предложением различных блюд. В конце 19 века активно развиваются рестораны высшей категории с европейской кухней.
Какие рестораны были популярны в Петербурге в начале 19 века?
В начале 19 века в Петербурге популярностью пользовались широко распространенные в Европе заведения, отличавшиеся своей более демократичной атмосферой. Это были рестораны-мельницы, рестораны-львы, рестораны-иероглифы и другие. В них можно было не только поесть, но и провести время в приятной компании.