Роль медицинской сестры в пропаганде и обучении матерей навыкам грудного вскармливания

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Сестринское дело
  • 57 57 страниц
  • 52 + 52 источника
  • Добавлена 28.06.2021
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты сестринской деятельности по пропаганде и обучении матерей навыкам грудного вскармливания 9
1.1. Современные представления о значении грудного вскармливания для здоровья матери и ребенка 9
1.2. Анализ опыта организации грудного вскармливания 14
1.3. Значение сестринской деятельности по организации грудного вскармливания 19
Глава 2. Характеристика особенностей сестринской деятельности по пропаганде и обучению матерей навыкам грудного вскармливания на примере БУЗ ВО Череповецкая детская городская поликлиника 1 25
2.1. Характеристика базы исследования, материалов и методов исследования 25
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 28
РЕКОМЕНДАЦИИ МЕДИЦИНСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ЖЕНЩИН К ГРУДНОМУ ВСКАРМЛИВАНИЮ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Приложение А 53
Приложение Б 55
Приложение В 56
Приложение Г 57
Фрагмент для ознакомления

РЕКОМЕНДАЦИИ МЕДИЦИНСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ЖЕНЩИН К ГРУДНОМУ ВСКАРМЛИВАНИЮПолученные сведения позволяют нам дать ряд рекомендаций.В рамках прегравидарной подготовки важно проводить консультирование семейной пары. Консультирование необходимо для донесения до пары возможных проблем с грудным вскармливанием, важности такого типа вскармливания. Оно должно быть проведено не менее чем за 3 месяца до планируемого зачатия.В процессе прегравидарного консультирования обсуждается необходимость и последовательность диагностических и профилактических мероприятий, даются ответы на возникающие у пары вопросы, даются рекомендации по модификации образа жизни как женщины, так и мужчины. После того, как наступит беременность обучение пары может продолжаться в рамках в рамках Школы будущих родителей. «Школа будущих родителей» – это программа из нескольких как теоретических, так и практических занятий. В программу могут быть включены такие занятия как:Анатомо-физиологические изменения, происходящие в организме женщины во время беременности.Гигиена беременности.Роды без страха.Ребенок родился. Что дальше?Уход за новорожденным в семье.Грудное вскармливание: преимущества, проблемы, их решение.В рамках занятия «Грудное вскармливание: преимущества, проблемы, их решение» женщины проходятся как теоретические занятия, так и специализированные тренинги. Теоретические занятия подразумевают донесение до пары необходимости грудного вскармливания, его пользы, преимуществ (в том числе экономических, преимуществ для здоровья матери и ребенка), способах решения возможных проблем. Важно проводить занятие именно для пары, поскольку отец ребенка должен принимать участие в создании благоприятной обстановки, которая не мешала бы становлению грудного вскармливания.Тренинги – это практическая составляющая занятий. Это как тренинг психологического характера по решению вопросов, не связанных с физиологическими проблемами при становлении грудного вскармливания, так и тренинги по правильному технике грудного вскармливания. На раннем последородом этапе в рамках роддома можно дать следующие рекомендации:Разработать и внедрить политику поддержания грудного вскармливания.Отказаться от рекламирования смесей, приспособлений для кормления, их продажи в рамках аптечных пунктов роддома.Предлагать смесь строго по медицинским показаниям.Оценить уровень компетенции персонала в вопросах грудного вскармливания.Провести обучение персонала подходам к поддержанию грудного вскармливания.Прикладывать ребенка к груди в родзале, обеспечивая как можно более ранний контакт женщины и ребенка «кожа к коже).Принимать меры по неразделению детей и матерей после родов.Разработать и внедрить комплекс мер по предупреждению отказа от грудного вскармливания. Для этого:разработать специальные информационные материалы, например памятки (Приложения Б-Г);обучать женщин правилам грудного вскармливания в момент первого кормления;обучать женщину правилам предупреждения проблем с грудным вскармливанием;помогать женщине решать уже возникающие проблемы.Создать центр поддержки грудного вскармливания, куда женщина может обратиться и после рождения ребенка, в том числе в онлайн-режиме.Проводить больше исследований в области грудного вскармливания, причины и методов профилактики отказа женщин от грудного вскармливания. На основе выявленных причин принимать меры по снижению их остроты. В рамках амбулаторно-поликлинической медицинской организации рекомендуется: Принимать меры по обучению медицинского персонала.Следить за современными достижениями в области грудного вскармливания.Создать комнату для грудного вскармливания в помещении амбулаторно-поликлинической медицинской организации. Эти комнаты должны быть оборудованы всем необходимым для осуществления грудного вскармливания.Выявить круг родителей, чьи знания огрудном вскармливании остаются низкими. Это возможно в процессе наблюдения за такими родителями, а также методами опроса, анкетирования. Создать условия для обучения родителей нормам грудного вскармливания. Это могут быть групповые занятия, но, ввиду специфики ухода за новорожденным ребенком, большая часть усилий должна быть направлена на оказание помощи на дому в рамках патронажа новорожденных. Медицинский персона в целом и медицинская сестра в частности должна объяснять преимущества грудного вскармливания, оказать помощь в становлении правильной техники грудного вскармливания, помогать женщине решать проблемы, связанные с грудным вскармливанием.Разработать серию материалов, которые могут быть размещены в помещении поликлиники (плакаты), а также на сайте поликлиники (консультации, памятки). Обновлять эти материалы.Вести разъяснительную работу не только среди женщин, которые родили ребенка, готовятся стать матерями, но и среди молодых девушек, женщин, которые только подходят к реализации своих репродуктивных планов. Например, важно охватывать консультационной помощью, проводить беседы, лекции в учебных заведениях.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках проведенного исследования мы изучении особенности сестринской деятельности по пропаганде грудного вскармливания, обучению матери навыкам грудного вскармливанию.Подводя итоги, важно отметить, что на сегодняшний момент грудное вскармливание – это не только способ питания ребенка первого года жизни, но и метод профилактики заболеваний детей. Грудное молоко – это биологическая жидкость, которая существенно отличается по своему составу в зависимости от генотипа, фенотипа, диеты матери, потребностей ребенка. Грудное вскармливание благоприятным образом сказывается на здоровье ребенка, что подтверждается многочисленными исследованиями.Сегодня существует целый ряд принципов, которые позволяют организовывать грудное вскармливание эффективно. В современных рекомендациях отмечается, что абсолютные противопоказания к грудному вскармливанию крайне редки и сводятся к анатомическим дефектам у ребенка и матери и энзимопатиям у ребенка. В остальном все противопоказания к грудному вскармливанию являются временными и преодолимыми.Полученные сведения позволили нам сделать следующие выводы:Грудное вскармливание – это один из самых важных аспектов физического и психического благополучия детей первого года жизни. Это связано с тем, что все нутриенты грудного молока соответствуют особенностям пищеварительной системы и обмена веществ, функциональным возможностям желудочно-кишечного тракта ребенка, обеспечивая его адекватное развитие на первом году жизни, защищают от инфекционных и иных заболеваний, обеспечивают лучшую адаптацию к жизни вне утробы матери. Грудное вскармливание имеет ряд противопоказаний, большая часть их которых не являются абсолютными и при определенных условиях могут быть скорректированы. Выстраивание грудного вскармливания по определенным принципам позволяет достичь оптимального результата.Организация грудного вскармливания – это сложный процесс, который, на сегодняшний день, рекомендуется обеспечивать, согласно инициативе ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку». Декларация ВОЗ/ЮНИСЕФ провозглашает 10 шагов по поддержанию грудного вскармливания у детей до возраста 6 месяцев. На сегодняшний день приводится несколько десятков принципов, которым должна соответствовать организация грудного вскармливания в акушерских стационарах. Эти принципы показали свою эффективность в многочисленных исследования. Медицинская сестра должна обеспечить максимально комфортные условия для становления лактации и благополучного протекания грудного вскармливания в будущем. Для этого важно провести как теоретическое, так и практическое обучение матерей, контролировать их понимание техники и принципов грудного вскармливания. В рамках дородового и послеродового патронажа женщины медицинская сестра детской поликлиники должна также проводить консультативную работу, проводить разъяснительную работу в семье ребенка. Одним из важнейших аспектов обеспечения условий для поддержания грудного вскармливания служит обучение медицинского персонала больницы.На примере БУЗ ВО Череповецкая детская городская поликлиника №1 было выявлено, что медицинские сестры в целом принимают участие в становлении грудного вскармливания у женщин.Были разработаны рекомендации по повышению эффективности сестринской деятельности по пропаганде и обучению матерей навыкам грудного вскармливания.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена. Полученные сведения могут быть использованы в практической деятельности сестринского персонала как роддома, так и поликлиники.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАверьянова Н.И. Сестринское дело в педиатрии / Н.И. Аверьянова, Н.И. Чиженок, Н.Ю. Зарницына, Л.И. Щербакова, Т.И. Рудавина, Н.В. Иванова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 320 с.Акушерство: учебник / под ред. В.Е. Радзинского, А.М. Фукса. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 1040 с.Беляева И.А. Значение грудного вскармливания в профилактике отдаленных нарушений метаболизма: обзор литературы / И.А. Беляева, Л.С. Намазова-Баранова, Т.В. Турти, Е.П. Бомбардирова, М.Д. Митиш, Т.В. Потехина // Педиатрическая фармакология, 2015. – Т.12. – №1. – С. 52-58. Беляева И.А. Клинико-патологические и микробиологические параллели при некротизирующем энтероколите у недоношенных новорожденных. Доказательные возможности профилактики / И.А. Беляева, Е.П. Бомбардирова, Н.А. Харитонова, Т.В. Потехина, А.Е. Садчиков // Российский педиатрический журнал, 2016. – Т.19. – №3. – С. 166-173. Беляева И.А.. Профилактические аспекты вскармливания недоношенных детей грудным молоком / И.А. Беляева, Т.В. Турти, М.Д. Митиш, Е.П. Зимина, М.С. Ртищева, Э.О. Тарзян // Педиатрическая фармакология, 2014. – №2. – С. 41-46.Гмошинская М.В. Грудное вскармливание: трудности в организации и пути преодоления / М.В. Гмошинская // Педиатрическая фармакология, 2012. – №4. – С. 70-72.Гмошинская М.В. Факторы, влияющие на лактацию / М.В. Гмошинская // ВСП, 2013. – №2. – С. 139-141.Грудное вскармливание [Электронный ресурс]: ВОЗ. – Режим доступа: https://www.who.int/topics/breastfeeding/ru/ (дата обращения: 28.02.2021).Джунусова З.Ж. Формирование мотивации грудного вскармливания у родильниц в послеродовом отделении / З.Ж. Джунусова, С.А. Бурова // Педиатрическая фармакология, 2017. – Т.14. – №6. – С. 536-538. Дука Е.Д. Свободное вскармливание младенцев: проблемы и последствия у детей раннего возраста / Е.Д. Дука, Н.В. Мишина, А.А. Ефанова, И.Г. Дука // Здоровье ребенка, 2017. – №2. – С. 117-120.Захарова И.Н. Грудное вскармливание: ответы на некоторые сложные вопросы кормящих женщин / И.Н. Захарова, Е.Б. Мачнева // Медицинский совет, 2017. – №1. – С. 60-65.Захарова И.Н. Формирование микробиоценоза кишечника у детей, находящихся на естественном и искусственном вскармливании / И.Н. Захарова, Е.Н. Суркова, Ю.А. Дмитриева, Л.В. Бегиашвили // ВСП, 2010. – №2. – С. 103-108.Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб./Росстат. – М., 2019. – 170 с.Иванов Д.О. Роль врачей неонатологов и участковых педиатров в поддержке грудного вскармливания / Д.О. Иванов, О.В. Орел, К.Е. Моисеева, И.Ю. Силиди, А.В. Алекссева // Медицина и организация здравоохранения, 2019. – №4(1). – С. 3-9. Илюшина Т.С. Состояние здоровья детей раннего возраста в зависимости от вида вскармливания / Т.С. Илюшина, Н.Н. Мартынович, Т.В. Барзунова, К.В. Кайдаулова, М.В. Заикина // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2018. – Т.63. – №4. – С. 181-182. Католикова О.С. Сестринский уход в педиатрии: учебное пособие / О.С. Католикова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 544 с.Качаровская Е.В. Сестринское дело в педиатрии / Е.В. Качаровская. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 128 с.Кешишян Е.С. Проблемы грудного вскармливания. Как повысить лактацию? (обмен опытом)// Медицинский совет, 2016. – №1. – С. 8-11Кулакова Г.А. Грудное вскармливание как проблема XXI века / Г.А. Кулакова, Н.А. Соловьева, Е.А. Курмаева // Вопросы современной педиатрии, 2014. – №3. – С. 93-96. Лукоянова О.Л. Необходимость и возможность создания банков донорского грудного молока в России: результаты социологического опроса в рамках пилотного проекта банка донорского молока на базе ФГБНУ «Научный центр здоровья детей» / О.Л. Лукоянова, Т.Э. Боровик, И.А. Беляева, Л.С. Намазова-Баранова, Г.В. Яцык, Е.П. Бомбардирова, В.А. Скворцова, Е.В. Щепкина // Вопросы современной педиатрии, 2015. – Т.14. – №1. – С. 145-154. Лукоянова О.Л. Оценка клинической эффективности новых технологических подходов к поддержке грудного вскармливания / О.Л. Лукоянова, Т.Э. Боровик, И.А. Беляева, Г.В. Яцык // Вопросы современной педиатрии, 2012. – №4. – С. 182-186.Лукоянова О.Л. Создание индивидуального «Банка» грудного молока: потребности и возможности / О.Л. Лукоянова, Т.Э. Боровик, Г.В. Яцык, И.А. Беляева, В.И. Фурцев // Вопросы современной педиатрии, 2014. – №2. – С. 101-106.Матвеева Е.В. Влияние различных видов вскармливания на соматическую и инфекционную заболеваемость детей первого года жизни / Е.В. Матвеева, Т.И. Легонькова, О.В. Войтенкова, О.Н. Штыкова // Вестник Смоленской государственной медицинской академии, 2016. – Т.15. – №2. – С. 32-35. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://akev.info/images/documents/Programma2019.pdf (дата обращения: 13.02.2020).Нелюбова А.Б. Пути оптимизации практики грудного вскармливания / А.Б. Нелюбова, В.А. Гурьева // Сибирский медицинский журнал (Иркутск), 2010. – №1. – С. 102-105.Организация грудного вскармливания новорожденных в перинатальном центре (клинические рекомендации_// Неонатология: Новости. Мнения. Обучение, 2017. – №4(18). – С. 149-160.Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nczd.ru/wp-content/uploads/2019/12/Met_rekom_1_god_.pdf (13.02.2020).Пустотина О.А. Грудное вскармливание – проблемы и решения / О.А. Пустотина // Ульяновский медико-биологический журнал, 2011. – №4. – С. 131-139.Пушина Ф.Г. Результаты работы по поддержке грудного вскармливания в условиях детской поликлиники / Ф.Г. Пушина, Ф.Г. Ахмерова, Л.З. Серазитдинова // Вопросы современной педиатрии, 2006. – №S. – С. 486.Решение проблем новорожденных: Руководство для врачей, медицинских сестер и акушерок. – Женева: Департамент репродуктивного здоровья и исследований ВОЗ, 2005. – 340 с.Рюмина И.И. Консультирование родителей по вопросам вскармливания ребенка первого года жизни / И.И. Рюмина // Педиатрическая фармакология, 2010. – №3. – С. 106-113.Скидан И.Н. Белки грудного молока как целевой ориентир для совершенствования рецептур детских адаптивных молочных смесей / Н.И. Скидан, Е.А. Пырьева, И.Я. Конь // Вопросы питания, 2017. – Т. 86. – № 4. – С. 37-49.Тульчинская В.Д. Сестринское дело в педиатрии / В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова, Н.М. Шеховцова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 384 с.Участковый педиатр: Справочное руководство / под ред. М.Ф. Рзяниной, В.Г. Молочного. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2005. – 313 с. Фурцев В.И. Грудное вскармливание: основные принципы успешного становления и поддержки практики грудного вскармливания (сообщение II) / В.И. Фурцев // Сибирское медицинское обозрение, 2012. – №3. – С. 95-102. Численность постоянного населения – женщин по возрасту на 1 января [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/33459 (дата обращения: 25.03.2021).Численность постоянного населения – мужчин по возрасту на 1 января [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/31548 (дата обращения: 25.03.2021).% ofinfantsbreastfedatage 3 months [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gateway.euro.who.int/en/indicators/hfa_615-7250-of-infants-breastfed-at-age-3-months/visualizations/#id=19720 (дата обращения: 25.03.2021).% of infants breastfed at age 6 months [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gateway.euro.who.int/ru/indicators/hfa_616-7260-of-infants-breastfed-at-age-6-months/visualizations/#id=19721 (дата обращения: 25.03.2021).Alves Peixoto RR, Bianchi Codo CR, Lacerda Sanches V, Guiraldelo TC, Ferreira da Silva F, Ribessi RL, Martins Marba ST, Cadore S. Trace mineral composition of human breast milk from Brazilian mothers. J Trace Elem Med Biol. 2019. 54. 199-205.Andreas NJ, Kampmann B, Mehring Le-Doare K. Human breast milk: a review on its composition and bioactivity. Early Hum Dev. 2015. 91 (11). 629-635.Ballard O, Morrow AL. Human milk composition: nutrients and bioactive factors. Pediatr Clin North Am. 2013. 60 (1). 49-74.Donovan SM., Comstock SS. Human milk oligosaccharides influence neonatal mucosal and systemic immunity. Ann Nutr Metab, 2016. 69. 42-51.Dror DK, Allen LH. Overview of Nutrients in Human Milk. Adv Nutr. 2018. 9. 278S-294S.Grote V, Verduci E, Scaglioni S, Vecchi F, Contarini G, Giovannini M, Koletzko B, Agostoni C; European Childhood Obesity Project. Breast milk composition and infant nutrient intakes during the first 12 months of life. Eur J Clin Nutr. 2016. 70 (2). 250-256.Koletzko B. Human Milk Lipids. Ann Nutr Metab. 2016. 2. 28-40.Krol KM, Grossmann T. Psychological effects of breastfeeding on children and mothers. Psychologische Effekte des Stillens auf Kinder und Mütter. Bundesgesundheitsblatt Gesundheitsforschung Gesundheitsschutz. 2018. 61 (8). 977-985.MartinR, JiménezE, HeiligH, FernándezL, MarínML, ZoetendalEG, RodríguezJM. Isolation of bifidobacteria from breast milk and assessment of the bifidobacterial population by PCR-denaturing gradient gel electrophoresis and quantitative real-time PCR. ApplEnvironMicrobiol. 2009. 75 (4). 965-969.Protecting, promoting, and supporting breastfeeding in facilities providing maternity and newborn services: the revised Baby-friendly Hospital Initiative 2018 [Электронныйресурс]. – Режимдоступа: https://www.who.int/nutrition/publications/infantfeeding/bfhi-implementation/en/ (датаобращения: 28.02.2021).Walters D, Horton S, Siregar AY, et al. The cost of not breastfeeding in Southeast Asia. HealthPolicyPlan. 2016. 31 (8). 1107-1116.Westerfield KL, Koenig K, Oh R. Breastfeeding: Common Questions and Answers. Am Fam Physician. 2018. 98 (6). 368-373.Zhu J, Dingess KA. The Functional Power of the Human Milk Proteome. Nutrients. 2019. 11 (8). 1834Приложение АУважаемые респонденты. Просим Вас ответить на несколько вопросов.Ваш возраст?До 20 лет21-30 лет31-40 лет41 год и старшеУровень Вашего образования?Общее среднееПолное среднееСреднее специальноеВысшееДо какого возраста Вы кормили (планируете кормить) своего ребенка грудью?Не кормилаПрикладывала к груди несколько разНесколько днейМенее 1 месяца1,0-1,5 месяца2-3 месяца3,5-5,0 месяцев5,5-6,0 месяцев6,0 месяцев и болееС какими проблемами Вы столкнулись при становлении грудного вскармливания (укажите)? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В каком возрасте Вы начали вводить прикорм своему ребенку?Возраст, месОвощиФруктыКашиМолоко, кисломолочные продуктыСокиМясоРыбуЯйца1,0-1,52,0-3,03,5-4,04,5-5,05,5-6,06,5-7,07,5-8,08,5-10,010,5-12,0Предлагали ли Вам докармливать ребенка смесью в роддоме?НетМягко предлагалиНастойчиво предлагалиРебенок получал смесь в роддоме?ДаНетОказавшись дома, докармливали ли Вы ребенка смесью?Ребенок получал только смесьДокармливала, затем перешла на только смесьРебенок получал и грудное молоко и смесьДокармливала некоторое время, затем вернулась к полностью грудному вскармливаниюНе докармливалаПо какой причине Вы завершили грудное вскармливание (укажите)? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Получали ли Вы консультацию сестринского персонала роддома о необходимости поддержания грудного вскармливания?ДаОтчастиНетЭтих консультаций было достаточно, чтобы решить все возникшие проблемы?ДаОтчастиНетПолучали ли Вы консультацию сестринского персонала детской поликлиники о необходимости поддержания грудного вскармливания?ДаОтчастиНетЭтих консультаций было достаточно, чтобы решить все возникшие проблемы?ДаОтчастиНетПовлияла ли на Ваше решение отказаться от грудного вскармливания беседа с медицинской сестрой о необходимости его продолжения?ДаОтчастиНетСпасибо за участие в опросе!Приложение БПриложение ВПриложение Г

1. Аверьянова Н.И. Сестринское дело в педиатрии / Н.И. Аверьянова, Н.И. Чиженок, Н.Ю. Зарницына, Л.И. Щербакова, Т.И. Рудавина, Н.В. Иванова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 320 с.
2. Акушерство: учебник / под ред. В.Е. Радзинского, А.М. Фукса. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 1040 с.
3. Беляева И.А. Значение грудного вскармливания в профилактике отдаленных нарушений метаболизма: обзор литературы / И.А. Беляева, Л.С. Намазова-Баранова, Т.В. Турти, Е.П. Бомбардирова, М.Д. Митиш, Т.В. Потехина // Педиатрическая фармакология, 2015. – Т.12. – №1. – С. 52-58.
4. Беляева И.А. Клинико-патологические и микробиологические параллели при некротизирующем энтероколите у недоношенных новорожденных. Доказательные возможности профилактики / И.А. Беляева, Е.П. Бомбардирова, Н.А. Харитонова, Т.В. Потехина, А.Е. Садчиков // Российский педиатрический журнал, 2016. – Т.19. – №3. – С. 166-173.
5. Беляева И.А.. Профилактические аспекты вскармливания недоношенных детей грудным молоком / И.А. Беляева, Т.В. Турти, М.Д. Митиш, Е.П. Зимина, М.С. Ртищева, Э.О. Тарзян // Педиатрическая фармакология, 2014. – №2. – С. 41-46.
6. Гмошинская М.В. Грудное вскармливание: трудности в организации и пути преодоления / М.В. Гмошинская // Педиатрическая фармакология, 2012. – №4. – С. 70-72.
7. Гмошинская М.В. Факторы, влияющие на лактацию / М.В. Гмошинская // ВСП, 2013. – №2. – С. 139-141.
8. Грудное вскармливание [Электронный ресурс]: ВОЗ. – Режим доступа: https://www.who.int/topics/breastfeeding/ru/ (дата обращения: 28.02.2021).
9. Джунусова З.Ж. Формирование мотивации грудного вскармливания у родильниц в послеродовом отделении / З.Ж. Джунусова, С.А. Бурова // Педиатрическая фармакология, 2017. – Т.14. – №6. – С. 536-538.
10. Дука Е.Д. Свободное вскармливание младенцев: проблемы и последствия у детей раннего возраста / Е.Д. Дука, Н.В. Мишина, А.А. Ефанова, И.Г. Дука // Здоровье ребенка, 2017. – №2. – С. 117-120.
11. Захарова И.Н. Грудное вскармливание: ответы на некоторые сложные вопросы кормящих женщин / И.Н. Захарова, Е.Б. Мачнева // Медицинский совет, 2017. – №1. – С. 60-65.
12. Захарова И.Н. Формирование микробиоценоза кишечника у детей, находящихся на естественном и искусственном вскармливании / И.Н. Захарова, Е.Н. Суркова, Ю.А. Дмитриева, Л.В. Бегиашвили // ВСП, 2010. – №2. – С. 103-108.
13. Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб./Росстат. – М., 2019. – 170 с.
14. Иванов Д.О. Роль врачей неонатологов и участковых педиатров в поддержке грудного вскармливания / Д.О. Иванов, О.В. Орел, К.Е. Моисеева, И.Ю. Силиди, А.В. Алекссева // Медицина и организация здравоохранения, 2019. – №4(1). – С. 3-9.
15. Илюшина Т.С. Состояние здоровья детей раннего возраста в зависимости от вида вскармливания / Т.С. Илюшина, Н.Н. Мартынович, Т.В. Барзунова, К.В. Кайдаулова, М.В. Заикина // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2018. – Т.63. – №4. – С. 181-182.
16. Католикова О.С. Сестринский уход в педиатрии: учебное пособие / О.С. Католикова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 544 с.
17. Качаровская Е.В. Сестринское дело в педиатрии / Е.В. Качаровская. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 128 с.
18. Кешишян Е.С. Проблемы грудного вскармливания. Как повысить лактацию? (обмен опытом)// Медицинский совет, 2016. – №1. – С. 8-11
19. Кулакова Г.А. Грудное вскармливание как проблема XXI века / Г.А. Кулакова, Н.А. Соловьева, Е.А. Курмаева // Вопросы современной педиатрии, 2014. – №3. – С. 93-96.
20. Лукоянова О.Л. Необходимость и возможность создания банков донорского грудного молока в России: результаты социологического опроса в рамках пилотного проекта банка донорского молока на базе ФГБНУ «Научный центр здоровья детей» / О.Л. Лукоянова, Т.Э. Боровик, И.А. Беляева, Л.С. Намазова-Баранова, Г.В. Яцык, Е.П. Бомбардирова, В.А. Скворцова, Е.В. Щепкина // Вопросы современной педиатрии, 2015. – Т.14. – №1. – С. 145-154.
21. Лукоянова О.Л. Оценка клинической эффективности новых технологических подходов к поддержке грудного вскармливания / О.Л. Лукоянова, Т.Э. Боровик, И.А. Беляева, Г.В. Яцык // Вопросы современной педиатрии, 2012. – №4. – С. 182-186.
22. Лукоянова О.Л. Создание индивидуального «Банка» грудного молока: потребности и возможности / О.Л. Лукоянова, Т.Э. Боровик, Г.В. Яцык, И.А. Беляева, В.И. Фурцев // Вопросы современной педиатрии, 2014. – №2. – С. 101-106.
23. Матвеева Е.В. Влияние различных видов вскармливания на соматическую и инфекционную заболеваемость детей первого года жизни / Е.В. Матвеева, Т.И. Легонькова, О.В. Войтенкова, О.Н. Штыкова // Вестник Смоленской государственной медицинской академии, 2016. – Т.15. – №2. – С. 32-35.
24. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://akev.info/images/documents/Programma2019.pdf (дата обращения: 13.02.2020).
25. Нелюбова А.Б. Пути оптимизации практики грудного вскармливания / А.Б. Нелюбова, В.А. Гурьева // Сибирский медицинский журнал (Иркутск), 2010. – №1. – С. 102-105.
26. Организация грудного вскармливания новорожденных в перинатальном центре (клинические рекомендации_// Неонатология: Новости. Мнения. Обучение, 2017. – №4(18). – С. 149-160.
27. Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nczd.ru/wp-content/uploads/2019/12/Met_rekom_1_god_.pdf (13.02.2020).
28. Пустотина О.А. Грудное вскармливание – проблемы и решения / О.А. Пустотина // Ульяновский медико-биологический журнал, 2011. – №4. – С. 131-139.
29. Пушина Ф.Г. Результаты работы по поддержке грудного вскармливания в условиях детской поликлиники / Ф.Г. Пушина, Ф.Г. Ахмерова, Л.З. Серазитдинова // Вопросы современной педиатрии, 2006. – №S. – С. 486.
30. Решение проблем новорожденных: Руководство для врачей, медицинских сестер и акушерок. – Женева: Департамент репродуктивного здоровья и исследований ВОЗ, 2005. – 340 с.
31. Рюмина И.И. Консультирование родителей по вопросам вскармливания ребенка первого года жизни / И.И. Рюмина // Педиатрическая фармакология, 2010. – №3. – С. 106-113.
32. Скидан И.Н. Белки грудного молока как целевой ориентир для совершенствования рецептур детских адаптивных молочных смесей / Н.И. Скидан, Е.А. Пырьева, И.Я. Конь // Вопросы питания, 2017. – Т. 86. – № 4. – С. 37-49.
33. Тульчинская В.Д. Сестринское дело в педиатрии / В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова, Н.М. Шеховцова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 384 с.
34. Участковый педиатр: Справочное руководство / под ред. М.Ф. Рзяниной, В.Г. Молочного. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2005. – 313 с.
35. Фурцев В.И. Грудное вскармливание: основные принципы успешного становления и поддержки практики грудного вскармливания (сообщение II) / В.И. Фурцев // Сибирское медицинское обозрение, 2012. – №3. – С. 95-102.
36. Численность постоянного населения – женщин по возрасту на 1 января [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/33459 (дата обращения: 25.03.2021).
37. Численность постоянного населения – мужчин по возрасту на 1 января [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/31548 (дата обращения: 25.03.2021).
38. % of infants breastfed at age 3 months [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gateway.euro.who.int/en/indicators/hfa_615-7250-of-infants-breastfed-at-age-3-months/visualizations/#id=19720 (дата обращения: 25.03.2021).
39. % of infants breastfed at age 6 months [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gateway.euro.who.int/ru/indicators/hfa_616-7260-of-infants-breastfed-at-age-6-months/visualizations/#id=19721 (дата обращения: 25.03.2021).
40. Alves Peixoto RR, Bianchi Codo CR, Lacerda Sanches V, Guiraldelo TC, Ferreira da Silva F, Ribessi RL, Martins Marba ST, Cadore S. Trace mineral composition of human breast milk from Brazilian mothers. J Trace Elem Med Biol. 2019. 54. 199-205.
41. Andreas NJ, Kampmann B, Mehring Le-Doare K. Human breast milk: a review on its composition and bioactivity. Early Hum Dev. 2015. 91 (11). 629-635.
42. Ballard O, Morrow AL. Human milk composition: nutrients and bioactive factors. Pediatr Clin North Am. 2013. 60 (1). 49-74.
43. Donovan SM., Comstock SS. Human milk oligosaccharides influence neonatal mucosal and systemic immunity. Ann Nutr Metab, 2016. 69. 42-51.
44. Dror DK, Allen LH. Overview of Nutrients in Human Milk. Adv Nutr. 2018. 9. 278S-294S.
45. Grote V, Verduci E, Scaglioni S, Vecchi F, Contarini G, Giovannini M, Koletzko B, Agostoni C; European Childhood Obesity Project. Breast milk composition and infant nutrient intakes during the first 12 months of life. Eur J Clin Nutr. 2016. 70 (2). 250-256.
46. Koletzko B. Human Milk Lipids. Ann Nutr Metab. 2016. 2. 28-40.
47. Krol KM, Grossmann T. Psychological effects of breastfeeding on children and mothers. Psychologische Effekte des Stillens auf Kinder und Mütter. Bundesgesundheitsblatt Gesundheitsforschung Gesundheitsschutz. 2018. 61 (8). 977-985.
48. Martin R, Jiménez E, Heilig H, Fernández L, Marín ML, Zoetendal EG, Rodríguez JM. Isolation of bifidobacteria from breast milk and assessment of the bifidobacterial population by PCR-denaturing gradient gel electrophoresis and quantitative real-time PCR. Appl Environ Microbiol. 2009. 75 (4). 965-969.
49. Protecting, promoting, and supporting breastfeeding in facilities providing maternity and newborn services: the revised Baby-friendly Hospital Initiative 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/nutrition/publications/infantfeeding/bfhi-implementation/en/ (дата обращения: 28.02.2021).
50. Walters D, Horton S, Siregar AY, et al. The cost of not breastfeeding in Southeast Asia. Health Policy Plan. 2016. 31 (8). 1107-1116.
51. Westerfield KL, Koenig K, Oh R. Breastfeeding: Common Questions and Answers. Am Fam Physician. 2018. 98 (6). 368-373.
52. Zhu J, Dingess KA. The Functional Power of the Human Milk Proteome. Nutrients. 2019. 11 (8). 1834

Вопрос-ответ:

Какую роль играет медицинская сестра в пропаганде и обучении матерей навыкам грудного вскармливания?

Медицинская сестра играет важную роль в пропаганде и обучении матерей навыкам грудного вскармливания. Она информирует и обучает будущих мам о преимуществах грудного вскармливания, помогает им освоить правильную технику кормления и ухода за грудью, предоставляет практическую поддержку и консультирует в случае возникновения проблем.

Какие современные представления о значении грудного вскармливания для здоровья матери и ребенка?

Современные исследования подтверждают, что грудное вскармливание имеет множество преимуществ для здоровья как матери, так и ребенка. Для матери оно помогает снизить риск развития рака груди и яичников, сахарного диабета и ожирения. Для ребенка грудное молоко является идеальным питанием, которое обеспечивает оптимальное питание и защиту от инфекций, а также способствует развитию мозга и иммунной системы.

Как организовано грудное вскармливание в настоящее время?

Организация грудного вскармливания включает в себя проведение специальных курсов для беременных женщин, где они получают информацию о преимуществах грудного вскармливания, правильной технике кормления и уходе за грудью. Также в родах присутствуют медицинские сестры, которые оказывают поддержку новой маме в начальный период кормления. После выписки из роддома медицинская сестра продолжает оказывать помощь и консультации по грудному вскармливанию.

Какую значимость имеет сестринская деятельность по организации грудного вскармливания?

Сестринская деятельность по организации грудного вскармливания имеет огромную значимость, так как медицинская сестра является ключевым специалистом, который осуществляет пропаганду грудного вскармливания, обучает матерей правильной технике кормления и ухода за грудью, а также оказывает практическую поддержку и консультации в случае возникновения проблем. Благодаря сестринской деятельности многие женщины могут успешно освоить грудное вскармливание и получить необходимую помощь и поддержку на протяжении всего периода кормления.

Какая роль медицинской сестры в пропаганде и обучении матерей навыкам грудного вскармливания?

Медицинская сестра играет важную роль в пропаганде и обучении матерей навыкам грудного вскармливания. Она информирует и консультирует женщин о преимуществах грудного вскармливания для здоровья матери и ребенка, о методах правильного прикладывания к груди, о преодолении возможных трудностей и о поддержке, доступной им во время вскармливания.

Какие современные представления о значении грудного вскармливания для здоровья матери и ребенка?

Современные представления подчеркивают важность грудного вскармливания для здоровья как матери, так и ребенка. Грудное молоко содержит все необходимые питательные вещества и антитела для развития и иммунной защиты ребенка. Для матери грудное вскармливание помогает восстановиться после родов, снижает риск развития рака молочной железы и яичников, а также улучшает психическое благополучие.

Каковы особенности сестринской деятельности по организации грудного вскармливания?

Особенности сестринской деятельности по организации грудного вскармливания включают информационно-просветительские мероприятия, проведение индивидуальных консультаций, обучение методам правильного прикладывания к груди, помощь в преодолении возможных трудностей при вскармливании, поддержку и мотивацию матерей. Сестра также может осуществлять контроль за развитием и ростом ребенка, собирать данные о лактации и давать рекомендации по уходу за грудью и ребенком.

Каков анализ опыта организации грудного вскармливания?

Анализ опыта организации грудного вскармливания включает изучение практики и результатов проведенных мероприятий по пропаганде и обучению матерей. Данный анализ помогает оценить эффективность проводимых мероприятий, выявить проблемные моменты и разработать рекомендации по их улучшению. Кроме того, анализ опыта позволяет узнать о положительных и отрицательных аспектах деятельности медицинских сестер в этой области и определить основные направления для развития и усовершенствования.

Какую роль играют медицинские сестры в пропаганде и обучении матерей навыкам грудного вскармливания?

Медицинские сестры играют важную роль в пропаганде и обучении матерей навыкам грудного вскармливания. Они предоставляют информацию о преимуществах грудного вскармливания для здоровья матери и ребенка, а также организуют практические занятия и консультации для обучения правильным приемам грудного вскармливания.

Какие современные представления о значении грудного вскармливания для здоровья матери и ребенка?

Современные исследования подтверждают, что грудное вскармливание имеет ряд преимуществ для здоровья матери и ребенка. Для ребенка грудное молоко является идеальным питанием, содержащим все необходимые питательные вещества и антитела, которые помогают укрепить иммунную систему и предотвратить развитие различных заболеваний. Для матери грудное вскармливание помогает снизить риск развития рака груди и яичников, а также улучшить общее физическое и психологическое здоровье.

Какие особенности сестринской деятельности по пропаганде и обучении матерей навыкам грудного вскармливания?

Сестринская деятельность по пропаганде и обучении матерей навыкам грудного вскармливания включает в себя не только предоставление информации и консультации, но и практическое обучение. Медицинские сестры помогают матерям освоить правильные приемы грудного вскармливания, решают проблемы и трудности, с которыми сталкиваются молодые мамы, и оказывают всестороннюю поддержку в этом процессе.