Начало балетного образования в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 22 22 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 05.05.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Появление балета в России 4
1.1 Придворный театр Алексея Михайловича 4
1.2 Театр Петровской эпохи 9
Глава 2. Русская хореографическая школа 13
2.1 История Петербургской школы профессионального балетного образования 13
2.2 Хореографическое образование в XIX-XX веках 16
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Фрагмент для ознакомления

Все государственные хореографические школы России выросли из двух центров - Академии русского балета. И Ю. Ваганова, и Московская государственная академия хореографии - в прошлом: Ленинградское и Московское хореографические училища. Создано Петербургское театральное училище (ныне АРБАУ). Чуть моложе Петербурга - Московское театральное училище, основанное в 1773 году (ныне - МГАХ).Именно из их стен вышли звезды Императорского балета России. В то время общеобразовательный курс театральных училищ приравнивался к семилетнему курсу гимназий. Но главной особенностью этих учебных заведений была обязательная ориентация на императорские театры - Мариинский (до него - Великий Камень) в Санкт-Петербурге и Великий - в Москве, которые были единственными покупателями и потребителями продукции, производимой школами. Это был конец дореволюционного рынка балетного образования[14, c.38].Революция внесла значительные коррективы в жизнь обеих школ. Начав с полного отрицания балета и, конечно, балетного образования как класса, чуждого новым хозяевам жизни, Советское правительство в конечном итоге признало место хореографии в пролетарской культуре. Так были спасены от разрушения Императорские театральные училища, ставшие хореографическими училищами. С 1930-х годов балет стал предметом особого государственного интереса. Императорские школы Москвы и Санкт-Петербурга получают поддержку, и начинается формирование единой общесоюзной системы балетного образования, не имеющей аналогов в мире. Театры оперы и балета открываются в центре по всей стране, а во многих городах есть свои хореографические школы.Педагогическая деятельность Вагановой - солистки Императорского Мариинского театра, первого профессора хореографии, Народной артистки РСФСР - обеспечила преемственность исполнительских и педагогических традиций. С научной точки зрения ее поддержал Л. Д. Блок - балетовед, выдающийся ученый-энциклопедист. В 1934 г. вышла книга Вагановой «Основы классического танца» Ваганова и Блок. Это первая книга, созданная на издательском факультете Ленинградского хореографического училища. В своем учебнике А.Я. Ваганова - в то время - ведущий преподаватель техникума и художественный руководитель балета Кировского академического театра оперы и балета, критически переосмыслила и систематизировала артистический и исполнительский опыт предыдущих поколений, выстроив стройную систему балетной педагогики. Методика Ваганова в обучении классическому танцу - выдающийся вклад в теорию и практику балета, результат достижений отечественной хореографической педагогики того времени. Однако деятельность Вагановой в сфере образования не ограничивается педагогикой[4, c.46].Ваганов - не только методист-практик. Ваганова - основательница высшего хореографического образования, идею которого ей, к сожалению, не удалось реализовать в полной мере. В 1936 году на конференции по балетному образованию в Москве А. Ваганова сделала следующее предложение: «Наши школы могут работать только на прочном теоретическом фундаменте», - сказала она. - Мы должны создать исследовательский центр хореографии и, прежде всего, журнал по балету, на страницах которого мы имели бы возможность обсуждать и развивать педагогические, творческие и исторические проблемы нашего искусства. Впервые на государственном уровне была озвучена идея создания в хореографических школах высших педагогических и режиссерско-хореографических отделений. Ее поддержали ведущие балетные критики того времени: Юрий Слонимский и Иван Солартинский.Еще в 1918 году Петроградское хореографическое училище называлось «высшим профессионально-художественным учреждением учебно-исследовательского типа», хотя курс обучения оставался семилетним. В конце 1923 года в училище открылись вечерние курсы - первые экспериментальные классы в системе советского хореографического образования, запомнившиеся К. Сергеевым, В. Чабукиани, Ф. Балабиным и другими известными танцорами. В 1929 году средний и младший классы школы были преобразованы в семилетнюю школу, а старшие - в техникум с двухгодичным курсом обучения. Поэтому афиши образовательных спектаклей иногда обозначаются аббревиатурой «ЛГХТ» - Ленинградский государственный хореографический колледж.Руководство училища настойчиво пыталось поднять уровень образования артистов до вуза, и вскоре в программе девятилетнего обучения появился дополнительный учебный год и такие дисциплины, как история музыки, театр, балет. В 1934 году по инициативе и под руководством Вагановой было создано педагогическое отделение. Формально они были зачислены в Консерваторию, хотя строить студенты занимались в России. В разные годы закончили: Н. Камков, В. Кастравицкий, Л. Тюнтина, Г. Берёза, Э. Хайденрайх, Н. Базаров. В 1934 году появилось национальное отделение[6, c.69].В 1937 г. было открыто хореографическое отделение, которое возглавил Ф. Лапухов. Предполагалось обучать хореографов-постановщиков, хореографов-наставников и хореографов малых форм. Его ученики: Н. Анисимова, В. Варковицкий, Л. Лавровский, Б. Фенстер. Однако выпускники этих факультетов не имели права на получение высшего образования. Таким образом, к концу 30-х годов ХХ века Ленинградское хореографическое училище наметило контуры вузов по специальностям балетная педагогика, хореографическое искусство и балетное искусство. Университетские идеи Вагановой долгое время воспринимались как революционные, поэтому до 1990-х годов школы Ленинграда и Москвы оставались средними специальными учебными заведениями.Сказались и экономические трудности послевоенного периода. Балетные специальности высшей школы должны были «цепляться» за тесное художественное направление вузов (непрофильное), где послание Ваганова реализовывался другими деятелями балета. В Москве Растислав Захаров открыл в ГИТИСе в 1946 году хореографический факультет (идея организации хореографического вуза на базе школы при Большом театре возникла в первые годы после революции 1917 года у Александра Горского, но, к сожалению, осталось нереализованным). В Ленинграде - Федор Лопухов, создавший в 1962 году аналогичное отделение при консерватории. Так формально обозначены две разные школы, читающие основы хореографической композиции драматургии и музыки. Оба факультета, которые обучали многих артистов балета, наконец, ввели хореографию в университетскую систему, обеспечив общедоступность такого образования. Несомненно, система профессионального балетного образования специфична, и невозможность жертвовать ею, руководствуясь общеуниверситетскими принципами, становится все более очевидной. Отделение университетской составляющей от среднего уровня неоправданно и может рассматриваться как временная уступка сложившейся ситуации. И, прежде всего, отличается от настроек, завещанных А.Я. Ваганова. Затронуто хореографическое образование и проблема вхождения России в Болонский процесс: ведется подготовительная работа по подготовке бакалавров и магистров. Формирование единой государственной системы высшего профессионального хореографического образования продолжается на новом этапе. Теперь слово за хореографическими школами страны.ЗаключениеИстория российского хореографического образования неразрывно связана с такими крупными учебными заведениями национальной хореографической педагогики, как Московская государственная академия хореографии, Академия русского балета имени А.Е. Вагановой в Санкт-Петербурге, хореографические школы в Перми, Воронеже и Воронеже. многие годы его функционирования неизменно служат целям последовательного развития отечественной педагогики искусств, интеграции и сохранения традиций классического танца. Однако за время своего существования система хореографического образования в России претерпела множество изменений, качественно изменивших ее роль в формировании художественно-педагогических традиций русского балета.Изучение истории профессионального хореографического образования в России позволило выявить ценностно-ориентированный потенциал хореографического искусства в конкретный исторический период общества и выявить те области культуры, которые особенно важны для страны в этот период. Что касается хореографической педагогики, можно утверждать, что повышенное внимание к этой отрасли педагогических наук в последнее время неслучайно: культура, искусство танца как самая элитная в мире классификация искусства позволяет сформировать гармонично развитую, гармонично развитую, художественную классификацию. полноценный человек с высоким духовным потенциалом. Поэтому изучение проблем педагогических традиций в педагогике танцевального искусства в целом и в хореографическом образовании в частности становится важной прикладной задачей сохранения и развития педагогических традиций хореографического образования в России.Список использованной литературыАльберт Г. Александр Пушкин. Школа классического танца / Альберт Г. - М., 1996. – 422 с.Блазис К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы / Блазис К. - М., 1999. – 656 с.Блок Л. Классический танец. История и современность / Блок Л. - М., 1987. – 327 с.Борисоглебский М. В. Материалы по истории русского балета / Борисоглебский М. В. - М., 2010. – 421 с. Ваганова А.Я. Основы классического танца / Ваганова А.Я. - М., 1948. – 220 с.Вазем Е.О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра / Вазем Е.О. - М., 1937. – 209 с.Глушковский А. Воспоминания балетмейстера / Глушковский А. - М., 2011. – 654 с.Громов Ю., Звездочкин В., Каплан С. Мужской танец в петербургской балетной школе: педагогическое наследие В.И. Пономарева / Громов Ю., Звездочкин В., Каплан С. - СПб., 2004. – 694 с.Классики хореографии / Отв. ред. Б. И. Чесноков. - СПб, 2000. – 547 с.Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца /Костровицкая В., Писарев А. - М., 1986. – 547 с.Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века / Красовская В.М. - М., 2008. – 554 с.Новерр Ж. Письма о танце, пер. с франц / Новерр Ж. - М., 2010. – 300 с. Сафронова Л. Уроки классического танца / Сафронова Л. - М., 2003. – 945 с.Слонимский Ю. Мастера балета / Слонимский Ю. - М., 2018. – 997 с. Слонимский Ю. Советский балет. Материалы к истории сов. балетного театра / Слонимский Ю. - M., 2017. – 457 с.

1. Альберт Г. Александр Пушкин. Школа классического танца / Альберт Г. - М., 1996. – 422 с.
2. Блазис К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы / Блазис К. - М., 1999. – 656 с.
3. Блок Л. Классический танец. История и современность / Блок Л. - М., 1987. – 327 с.
4. Борисоглебский М. В. Материалы по истории русского балета / Борисоглебский М. В. - М., 2010. – 421 с.
5. Ваганова А.Я. Основы классического танца / Ваганова А.Я. - М., 1948. – 220 с.
6. Вазем Е.О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра / Вазем Е.О. - М., 1937. – 209 с.
7. Глушковский А. Воспоминания балетмейстера / Глушковский А. - М., 2011. – 654 с.
8. Громов Ю., Звездочкин В., Каплан С. Мужской танец в петербургской балетной школе: педагогическое наследие В.И. Пономарева / Громов Ю., Звездочкин В., Каплан С. - СПб., 2004. – 694 с.
9. Классики хореографии / Отв. ред. Б. И. Чесноков. - СПб, 2000. – 547 с.
10. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца / Костровицкая В., Писарев А. - М., 1986. – 547 с.
11. Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века / Красовская В.М. - М., 2008. – 554 с.
12. Новерр Ж. Письма о танце, пер. с франц / Новерр Ж. - М., 2010. – 300 с.
13. Сафронова Л. Уроки классического танца / Сафронова Л. - М., 2003. – 945 с.
14. Слонимский Ю. Мастера балета / Слонимский Ю. - М., 2018. – 997 с.
15. Слонимский Ю. Советский балет. Материалы к истории сов. балетного театра / Слонимский Ю. - M., 2017. – 457 с.

Вопрос-ответ:

Какие театры были основаны в эпоху Петра I?

В эпоху Петра I было основано несколько театров: Придворный театр Алексея Михайловича и Театр Петровской эпохи.

Какой театр возник в эпоху Алексея Михайловича?

В эпоху Алексея Михайловича был основан Придворный театр, который стал началом балетного образования в России.

Как развивалась хореографическая школа в XIX-XX веках?

В XIX-XX веках хореографическая школа развивалась активно, и в России выросли два государственных центра балетного образования: Академия русского балета И. Ю. Вагановой и Московская государственная академия хореографии.

Откуда появился балет в России?

Балет появился в России с появлением Придворного театра Алексея Михайловича в эпоху царя Алексея Михайловича.

Какие школы профессионального балетного образования есть в России?

В России есть несколько государственных школ балетного образования: Академия русского балета И. Ю. Вагановой и Московская государственная академия хореографии.

В каких точках России началось развитие балетного образования?

Развитие балетного образования началось в России в двух основных центрах: Академии русского балета И.Ю. Вагановой и Московской государственной академии хореографии.

Какие театры были основаны во времена Алексея Михайловича?

Во времена Алексея Михайловича были основаны Придворный театр и Малый Кремлевский дворец, где проводились представления балетного искусства.

Какое значительное событие произошло во времена Петровской эпохи?

Во времена Петровской эпохи был открыт театр «Верный слуга», который являлся первым постоянным балетным театром в России.

Какие школы профессионального балетного образования существовали в России?

В России существовали две основные школы профессионального балетного образования: Петербургская школа и Московская государственная академия хореографии.

Какие периоды охватывает история хореографического образования в XIX-XX веках?

История хореографического образования в XIX-XX веках охватывает период развития государственных хореографических школ в России, которые выросли из Академии русского балета И.Ю. Вагановой и Московской государственной академии хореографии.

Когда появился балет в России?

Балет появился в России в XVIII веке.

Какие театры были основаны в России в эпоху Алексея Михайловича?

В эпоху Алексея Михайловича в России были основаны Придворный театр и Малый театр.