Правовое регулирование государственной службы в странах англо-саксонской модели (Великобритания, США)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственная служба
  • 26 26 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 06.05.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект государственной службы в странах англо-саксонской модели 4
1.1 Сущность понятия государственная служба 4
1.2 История развития государственной службы в странах англо-саксонской модели 7
Глава 2. Анализ и характеристики государственной службы англо-саксонской модели 16
2.1 США 16
2.2 Великобритания 19
Заключение 25
Список используемой литературы 26

Фрагмент для ознакомления

Традиционно система государственных услуг в Великобритании имеет ряд специфических особенностей:1. Аполитичный. Государственные служащие должны быть политически нейтральными, не иметь права публично выступать от имени департамента и не несут ответственности перед нижней палатой парламента.2. Иерархия. Существование сложной классовой системы в системе государственной службы, которая развивалась в течение длительного периода времени. Первоначально было три класса: административный, исполнительный и канцелярский. Затем появляются другие классы (например, класс специалиста). Классы в свою очередь делятся на многочисленные ранги и должности.3. Каста. Выпускники привилегированных школ и университетов, которые обычно имеют общее гуманитарное образование, а не специальное, имеют преимущество при поступлении на государственную службу и продвижении по карьерной лестнице.4. Несменяемость. Значительная часть государственных служащих сохраняет свои должности в случае смены правительства. Давайте посмотрим на основные уровни административного и государственного управления в Великобритании. Соединенное Королевство имеет сильную традицию самоуправления в рамках унитарной системы административного и государственного управления. [7]На протяжении XIX века рост британского правительства на местном уровне также способствовал некоторой децентрализации административной власти в стране. Все графства и города Великобритании избирают свои собственные советы, которые образуют постоянные административные комитеты, каждый из которых отвечает за свою конкретную сферу управления. Эти советы управляют полицией, образованием, здравоохранением и социальными вопросами. Центральная администрация имеет право вмешиваться в местные дела в любое время и исправлять решения местных властей по своему усмотрению. Но на практике это случается только в крайних случаях, так как англичане высоко ценят местную автономию. Центральную администрацию британского правительства в настоящее время возглавляет постоянный секретарь (профессиональный администратор), которому помогают многочисленные помощники, заместители и служащие на более низких уровнях администрации. Лондонские бюрократы знают, что они должны быть лояльны, прежде всего, своему министру, а потому добросовестно проводить его политическую линию, редко проявляя собственную инициативу. Институт современной государственной службы сформировался сравнительно недавно - в 70-х годах нынешнего века. В этот период в стране были проведены крупные административные реформы. Комитет по реформе государственной службы возглавил лорд Фултон. Он представил правительству отчет о государственной службе, в котором содержалось 158 рекомендаций. Все они были приняты правительством. Отметив недостатки государственной службы в стране и назвав ее «античной», комитет Фултона предложил принципиально новую модель государственной службы - либеральную. Идея заключалась в том, чтобы перенять методы управления в бизнесе, рациональные и эффективные. Планы реорганизации государственной службы основывались на американской модели административного и государственного управления.Управленческая модель государственной службы предполагает вовлечение административного аппарата в процесс разработки и принятия политических решений, касающихся как долгосрочной, так и повседневной политики министерств. В отчете комитета Фултона говорится, что «государственная служба действует под политическим руководством и несет политическую подотчетность». Следовательно, «государственные служащие должны хорошо понимать политическое содержание того, что они делают и что они советуют». В соответствии с рекомендациями Комитета Фултона организационная структура министерств была реструктурирована таким образом, чтобы приблизить их к решению политических проблем. В министерствах теперь есть отделы планирования политики. [7]Их задача заключалась в обеспечении того, чтобы повседневные политические решения в министерствах принимались с учетом долгосрочной политической перспективы. Создана должность старшего политического советника министра. Этот советник был назначен министром из числа негосударственных служащих (т.е. из числа так называемых посторонних). Кроме того, министру было предоставлено право нанять на временной основе столько экспертов, сколько он сам сочтет необходимым. Сегодня в Великобритании около 25% государственных служащих являются специалистами в различных областях права, экономики, науки и технологий. Значение таких специалистов постепенно возрастает: они составляют около 60% руководителей подразделений госаппарата.Исторически в Англии сложились четыре основные формы контроля над системой административного и государственного управления: парламентский, судебный, система административных трибуналов и институт парламентского уполномоченного. Парламентский контроль основан на доктрине ответственности министров. Смысл этой доктрины состоит в том, что служитель, принимающий на себя ответственность за деятельность своего служения, должен уйти в отставку, если в работе его служения обнаруживаются упущения. Причина отставки - вотум недоверия Палате общин. Однако в среде, где доминируют две партии, подчиняющиеся партийной дисциплине, трудно представить себе ситуацию, в которой вотум недоверия передается министру, защищенному большинством в правительстве. Поэтому такая форма контроля сегодня неэффективна. В Великобритании нет надлежащего административного права как отдельной системы норм и принципов. Судебный контроль над государственным управлением вытекает из доктрины общего права. Юрисдикция судов основана на доктрине злоупотребления властью: действие, совершенное в пределах полномочий, предоставленных Парламентом, считается действительным, а действие, совершенное с превышением полномочий, считается недействительным. Парламентский комиссар отвечает за рассмотрение административных действий, предпринятых от имени Короны. Административные действия определяются как действия министров и ведомств при выполнении ими своих административных функций. Это существенно ограничивает полномочия Уполномоченного парламента. Именно поэтому в Великобритании комиссара парламента называют «молчаливым омбудсменом», ссылаясь на незначительную практическую эффективность этого института.[6]На государственную службу возлагается весь массив по решению задач обеспечения социальных гарантий и прав граждан, определяемых Конституцией РФ и иным законодательством. Государственные служащие должны помогать человеку решать его проблемы и способствовать удовлетворению его социальных потребностей.Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:- федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);- законность;- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;- равный доступ граждан к государственной службе;- единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;- взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;- открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;- профессионализм и компетентность государственных служащих;- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.Законодательство о государственной службе к настоящему времени обновлено лишь фрагментарно, поэтому говорить о создании комплексной нормативно-правовой базы государственной службы пока рано. Некоторые положения, содержащиеся в действующем законодательстве о государственной службе, представляются непоследовательными. Это касается как системы государственной службы в целом, так и более частных вопросов, таких как способы замещения должностей, процедура разрешения индивидуальных служебных споров и др. Противоречивость правовых норм может негативно сказаться на формировании эффективной и профессиональной государственной службы.[5]Именно государственная служба важный элемент структуры государства, связующий собой государство и общество. Предназначение государственной службы состоит в профессиональном выполнении и компетентной реализации функций государственного управления по организации и регулированию общества, в претворении задач и функций государства по руководству обществом.Служа обществу, государственная служба преследует общественно-полезные цели и задачи, выполняя функции обеспечения, исполнения и реализации государственной власти.Таким образом, многие изменения в организации государственной службы в Англии связаны с Маргарет Тетчер. По её инициативе была разработана программа, кратко называемая «Первые шаги», которая была запущена в 1988 году и до сих пор находится в стадии реализации. Её ведущей целью было внедрение «нового менеджеризма», т. е. рыночных механизмов и стимулов в практику госслужбы.ЗаключениеАнглосаксонская модель государственной службы присуща странам британской правовой системы (США, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Индия и т. д.). В этих странах государственная служба понимается традиционно как публичная, общественная или гражданская служба (public service, civil service), а нс как служба государству (state). К госслужащим относятся все работники, получающие оплату из бюджета любого уровня (государственного, регионального, местного) или из общественного фонда.Государственное управление этих стран отличают стремление к экономической эффективности; развитое местное самоуправление и значительное политическое влияние на деятельность администрации. Госслужба тесным образом связана с партийным принципом выдвижения кадров (патронатпые должности).Открытая (трудовая) модель государственной службы, характерная для англосаксонских стран, определяется:— незначительными особенностями правового регулирования служебных отношений по отношению к трудовым отношениям;— набором кадров на государственную службу путем открытого конкурса и на строго определенный срок (не пожизненно), упрощенной процедурой увольнения;— оплатой труда в зависимости от результатов работы.Список используемой литературыВенгеров, А.Б. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Омега-Л, 2012. – 608 с.Воронцов, Г.А. Конституционное право зарубежных стран. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 160 с.Дерябина, Е.М. Конституционное право зарубежных стран. Схемы с комментариями. – М.: Проспект, 2015. – 200 с.Зыкова, З.В. Конституционное право зарубежных стран. Конспект лекций. – М.: Ось-89, 2017. – 304 с.Иванов, А.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 352 с.Козлихин, А.В. История политических и правовых учений. – М.: Проспект, 2015. – 304 с.Козлихин, А.В. Конституционное право зарубежных стран. – СпБ.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2017. – 856с.Лебедева, А.К. Конституционное право зарубежных стран. – СПб.: Астрель, Сова, 2015. – 64 с.Летушева, М.В. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Академия, 2017. – 208 с.Летушева, М.В. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Академия, 2016. – 192 с.Марченко, М.Н. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2016. – 240 с.Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. – М.: Проспект, 2016. – 766 с.Матузов, А.В. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2017. – 528 с.

Список используемой литературы

1. Венгеров, А.Б. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Омега-Л, 2012. – 608 с.
2. Воронцов, Г.А. Конституционное право зарубежных стран. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 160 с.
3. Дерябина, Е.М. Конституционное право зарубежных стран. Схемы с комментариями. – М.: Проспект, 2015. – 200 с.
4. Зыкова, З.В. Конституционное право зарубежных стран. Конспект лекций. – М.: Ось-89, 2017. – 304 с.
5. Иванов, А.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 352 с.
6. Козлихин, А.В. История политических и правовых учений. – М.: Проспект, 2015. – 304 с.
7. Козлихин, А.В. Конституционное право зарубежных стран. – СпБ.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2017. – 856с.
8. Лебедева, А.К. Конституционное право зарубежных стран. – СПб.: Астрель, Сова, 2015. – 64 с.
9. Летушева, М.В. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Академия, 2017. – 208 с.
10. Летушева, М.В. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Академия, 2016. – 192 с.
11. Марченко, М.Н. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2016. – 240 с.
12. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. – М.: Проспект, 2016. – 766 с.
13. Матузов, А.В. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2017. – 528 с.

Вопрос-ответ:

Какие страны входят в англо-саксонскую модель государственной службы?

В англо-саксонскую модель государственной службы входят Великобритания и США.

Какой теоретический аспект государственной службы рассматривается в статье?

В статье рассматривается сущность понятия государственной службы и история ее развития в странах англо-саксонской модели.

Какие характеристики государственной службы в США рассмотрены в статье?

В статье рассмотрены особенности государственной службы в США, такие как ее структура, правовое регулирование, процедура набора и карьерного роста госслужащих.

Какие характеристики государственной службы в Великобритании рассмотрены в статье?

В статье рассмотрены особенности государственной службы в Великобритании, такие как ее структура, система набора и обучения госслужащих, а также процесс привлечения внешних специалистов.

Какие источники использованы для написания статьи?

Для написания статьи были использованы различные источники, включая научные статьи, книги и интернет-ресурсы.

Какие страны относятся к англо-саксонской модели государственной службы?

Англо-саксонской моделью государственной службы являются Великобритания и США.

В чем заключается сущность понятия "государственная служба" в англо-саксонской модели?

Государственная служба в англо-саксонской модели представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, которые осуществляют исполнительную власть и обеспечивают функционирование государства.

Как развивалась государственная служба в странах англо-саксонской модели?

История развития государственной службы в странах англо-саксонской модели включает периоды реформ и изменений в рамках политической системы каждой страны. В процессе развития были осуществлены реформы в системе назначения и обучения государственных служащих, а также введены стандарты профессионального поведения и этические кодексы.

Какие особенности характерны для государственной службы в США?

Государственная служба в США отличается федеральной структурой и разделением полномочий между союзным правительством и правительствами отдельных штатов. В США также существует система карьерного роста для государственных служащих и процедура конкурсного набора на должности.

Какие особенности характерны для государственной службы в Великобритании?

Государственная служба в Великобритании характеризуется централизованной структурой, где большая часть власти сосредоточена на уровне центрального правительства. В Великобритании также существует традиция карьерного роста внутри государственной службы и система назначения на должности на основе профессиональных компетенций и опыта.

Что такое государственная служба?

Государственная служба - это система организации и функционирования государственных органов, осуществляющих исполнительную власть и обеспечивающих реализацию государственной политики. Государственные служащие работают на общественных началах, предоставляют услуги и оказывают помощь гражданам, а также осуществляют контроль за соблюдением законов в государстве.

Какая история развития государственной службы в странах англо-саксонской модели?

История развития государственной службы в странах англо-саксонской модели берет свое начало в средние века, когда формировались первые государственные аппараты. Великобритания и США сформировали свою модель государственной службы на основе принципов меритократии, четкого регулирования карьеры служащих и принципа независимости от политических партий. Впоследствии эта модель стала основой для создания системы государственной службы во многих других странах.