Роль медицинской сестры в профилактике осложнений острых респираторных вирусных инфекций у детей
Заказать уникальную дипломную работу- 43 43 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 27.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ ПРОФИЛАКТИКЕ ОСТРЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ И ИХ ОСЛОЖНЕНИЙ У ДЕТЕЙ 7
1.1 Острые респираторные вирусные инфекции 7
1.2 Осложнения 9
1.3 Профилактика 10
1.4 Роль медицинской сестры в профилактике ОРВИ и их осложнений 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 22
2.1 Понятие санитарной грамотности 22
2.2 Исследование уровня санитарной грамотности родителей 23
2.3 Рекомендации по повышению эффективности профилактики ОРВИ и их осложнений у детей 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Графическое изображение результатов анализа анкетирования приведено в Приложении 4 (рис. 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16).
Вывод:
Опрошенные родители продемонстрировали достаточно низкий уровень санитарной грамотности в вопросах профилактики ОРВИ и их осложнений у детей, а средний медперсонал - слабую реализацию способности проводить санитарно-просветительную работу среди посетителей поликлиники. Оказалось, что подход родителей к здоровью своих детей остается по-прежнему традиционно инертным. Они не проявляют должный интерес к проблеме здоровья своих детей, а медработники не занимаются в достаточной мере их санитарно-гигиеническим воспитанием, не информируют об опасности ОРВИ для детского организма, методах профилактики заболевания, его осложнений и не объясняют родителям значение и необходимость проведения элементарных индивидуальных профилактических мер.
В вопросе здоровьесбережения родители полагаются на медработников, а медработники, в свою очередь, не стремятся к повышению уровня санитарной грамотности родителей. Сохраняющиеся высокие показатели заболеваемости ОРВИ среди детей в Российской Федерации свидетельствуют о необходимости активизации профилактической работы среднего медперсонала в целях повышения уровней санитарной грамотности и информированности родителей о методах профилактики заболевания и его осложнений. Таким образом, пропаганда здорового образа жизни, информирование и обучение родителей методам профилактики ОРВИ и их осложнений у детей пока не стали приоритетными задачами среднего медперсонала.
2.3 Рекомендации по повышению эффективности профилактики ОРВИ и их осложнений у детей
По результатам проведенного исследования для повышения информированности родителей о методах профилактики ОРВИ и их осложнений у детей могут быть использованы следующие возможности:
1. Принятие к сведению медицинским персоналом достаточно низкого уровня санитарной грамотности родителей в вопросах профилактики ОРВИ и их осложнений у детей при разработке целевых профилактических программ, что позволит сделать их более результативными.
2. Расширение участия медицинских сестер в профилактических образовательных мероприятиях с целью повышения информированности о мерах по снижению риска развития ОРВИ и их осложнений путем повышения уровня санитарной грамотности родителей, изменения образа жизни детей и усиления контроля их здоровья.
3. Изыскание новых форм пропаганды здорового образа жизни среди детских контингентов и родителей - создание агитбригад, проведение тематических театрализованных представлений, круглых столов, организация активов санитарного просвещения.
4. Регулярные посещения медицинскими сестрами детей, часто болеющих ОРВИ, в условиях их быта и проведение с родителями бесед профилактического и образовательного содержания в неформальной обстановке.
5. Размещение в достаточном количестве наглядных материалов (плакатов, памяток, листовок), информирующих о мерах по снижению риска развития ОРВИ у детей, проявлениях заболевания, возможных осложнениях и методах их профилактики в лечебно-профилактических, детских образовательных и других учреждениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По причине высокого уровня заболеваемости среди детей, утяжелившегося в последние годы клинического течения в связи с изменением этиологической структуры, наличия серьезных осложнений, существенных трудопотерь, связанных с уходом, и склонности к эпидемическому распространению ОРВИ является наибольшей социально-экономической проблемой среди всех нозологий. Она ложится тяжелым финансовым бременем на систему национального здравоохранения и ведет к значительным экономическим потерям для общества в целом. Экономический ущерб от ОРВИ увеличился с 376 млрд. руб. в 2014 г. до 513 млрд. руб. в 2017 г. Министерство здравоохранения РФ ежегодно регистрирует от 27,7 до 33,8 млн. случаев заболевания. И, если взрослый человек болеет до 4 раз в год, то дошкольники – до 10 раз ежегодно, а дети школьного возраста – до 12 раз.
Решение этой актуальной острой проблемы состоит в своевременном и неустанном проведении с родителями мероприятий профилактического спектра при активном участии среднего медицинского звена.
Во внеэпидемическое время и в эпидемический период заболеваемости ОРВИ большое значение имеет сестринская деятельность по организации предупредительных мероприятий в детских коллективах. Однако основная роль медицинской сестры в профилактике ОРВИ и их осложнений среди детей заключается в повышении уровня санитарной грамотности родителей, в особенности путем систематического ведения среди них санитарно-просветительной работы.
Низкая санитарная грамотность родителей ведет к неудовлетворительным результатам профилактики ОРВИ и их осложнений у детей, слабой приверженности медикаментозной терапии, неправильному режиму, а также к ошибочным убеждениям относительно здоровья их ребенка. Получение родителями знаний об ОРВИ эффективно влияет на улучшение управления заболеванием, позволяет избежать развития осложнений и поэтому является важнейшей составляющей работы среднего медицинского звена.
Проведенное исследование продемонстрировало достаточно низкий уровень санитарной грамотности опрошенных родителей, а также слабую реализацию способности среднего медперсонала проводить с ними санитарно-просветительную работу. В вопросе здоровьесбережения родители полагаются на медработников, а медработники, в свою очередь, не стремятся к повышению уровня санитарной грамотности родителей. Сохраняющиеся высокие показатели заболеваемости и распространенности ОРВИ среди детей свидетельствуют о необходимости активизации в Российской Федерации профилактической работы среднего медперсонала в целях повышения уровней санитарной грамотности и информированности родителей.
Принятие к сведению средними медицинскими работниками достаточно низкого уровня санитарной грамотности родителей при разработке профилактических программ ОРВИ позволит сделать их более результативными.
В процессе выполнения дипломной работы были:
Осуществлен анализ научной медицинской литературы по теме исследования.
Определена роль медицинской сестры в профилактике ОРВИ и их осложнений у детей.
Исследован уровень санитарной грамотности родителей в вопросе профилактики ОРВИ и их осложнений у детей.
Разработаны рекомендации по повышению эффективности профилактики ОРВИ и их осложнений у детей.
Таким образом, поставленные в дипломной работе задачи выполнены, а цель ее достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Здравоохранение в России. 2017: Стат. сб. / Росстат / Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. - М., 2017. – 174 с.
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3117-13, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.11.2013 № 63.
Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи детям с острой респираторной вирусной инфекцией / Министерство здравоохранения РФ. – М, 2015. Код доступа: http://www.pediatr-russia.ru/sites/default/files/file/kr_onaz.pdf
Абросимов, В.Н. Клинические особенности грипп–ассоциированной внебольничной пневмонией тяжелого течения / В.Н. Абросимов // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. – 2014. – Т. 12. – С. 25-32.
Алекса, В.И. Практическая пульмонология / В.И. Алекса, А.И. Шатихин. - М.: «Триада -X», 2005. - 696 с.
Андреева, И. В. Инфекции дыхательных путей / И.В. Андреева, О.У. Стесюк // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2009. Т. 11. № 2. С. 143–149.
Антонов, Н.С. Эпидемиология бронхолегочных заболеваний в России / Н.С. Антонов // Пульмонология. 2016. - № 4. - С. 83-88.
Антонова, Т.В., Антонов, М.М., Барановская, В.Б., Лиознов, Д.А. Инфекционные болезни: учебник для медицинских училищ и колледжей / Под ред. Г.В. Беляевой. – СПб.: СпецЛит, 2000 – 509 с.
Бартлетт, Дж. Инфекции дыхательных путей / Дж. Бартлетт, пер. с англ. М. - СПб.: БИНОМ, 2015. - 192 с.
Калюжин, О.В. Острые респираторные вирусные инфекции: современные вызовы, противовирусный ответ, иммунопрофилактика и иммунотерапия / О.В. Калюжин. – М.: Медицинское информационное агентство, 2014. – 144 с.
Киселев, О.И. Иммунодиагностика. Современные препараты и методы. Грипп. Эпидемиология, диагностика, лечение, профилактика / О.И. Киселев, Л.М. Цыбалова, В.И. [и др.] // Медицинское информационное агентство. – 2012. – С. 53-129.
Кокорева, С.П., Сахарова, Л.А., Куприна, Н.П. Этиологическая характеристика и осложнения острых респираторных инфекций у детей // Вопросы современной педиатрии. - 2018 (7). - № 1. - С. 47—50.
Морозова, Г.И. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи: учеб. пособие для медицинских училищ и колледжей / Г.И. Морозова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 240 с.
Мухина, С.А., Тарновская, И.И. Теоретические основы сестринского дела: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012. – 378 с.
Осидак, Л.В. Грипп как проблема XXI века / Л. В. Осидак [и др.] // Детские инфекции. 2009. Т. 8, № 3. С. 3–9.
Салтыкова, Т.С., Жигарловский, Б.А., Иваненко, А.В., Волкова, Н.А. Эпидемиологическая характеристика острых респираторных вирусных инфекций и гриппа на территории Российской Федерации и г. Москвы // Журнал инфектологии. – 2019.- №11(2). – С.124-132. Код доступа: https://doi.org/10.22625/2072-6732-2019-11-2-124-132
Селькова, Е.П. ОРВИ и грипп. В помощь практикующему врачу / Е.П. Селькова, О.В. Калюжин. – М.: Медицинское информационное агентство, 2015. – 224 с.
Учайкин, В.Ф. Руководство по инфекционным болезням у детей / В.Ф. Учайкин. – М.: ГЕОТАР-МЕДИА, 2012. – 163 с.
Санитарная грамотность.Убедительные факты / под редакцией I. Kickbusсh, J.M. Pelikan, F. Apfel и A.D. Tsouros. – Publications WHO Regional Office for Europe UN City, Marmorvej 5, DK-2100 Copenhagen Ø, Denmar, 2014. Код доступа: http://docplayer.ru/31932071-Sanitarnaya-gramotnost-ubeditelnye-fakty.html
Хетагурова, А.К. Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры // Приложение к журналу «Сестринское дело». – 2010. - № 1. – С. 23-28.
Шпирина, А.И., Коноплёва, Е.Л., Евстафьева, О.Н. Сестринский процесс, универсальные потребности человека в здоровье и болезни: учеб. пособие для преподавателей и студентов. - М.: ВУНМЦ, 2012. – 482 с.
Hendaus M.A., Jomha F.A., Alhammadi A.H. Virus-induced secondary bacterial infection: a concise review. Ther Clin Risk Manag. 2015 Aug 24;11:1265-71. doi: 10.2147/TCRM.S87789. Collection 2015.
Jefferson T, Jones MA, Doshi P, et al. Neuraminidase inhibitors for preventing and treating influenza in healthy adults and children. Cochrane Database Syst Rev. 2014; 4:CD008965.
World Health Organization Department of Communicable Disease Surveillance and Response. WHO guidelines on the use of vaccines and antivirals during influenza pandemics, February 18, 2015. http://www.who.int/csr/resources/publications/influenza/WHO_CDS_CSR_RMD_2004_8/en
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Рисунок 1 - Структура первичной заболеваемости населения РФ в 2015 г.
Рисунок 2 - Этиологическая структура ОРВИ у населения РФ в эпидемический сезон 2014-2015 гг.
Рисунок 3 - Заболеваемость населения РФ ОРВИ и гриппом в период 1970-2017 гг.
Таблица 1.
Среднегодовые темпы динамики в структуре заболеваемости ОРВИ в РФ и г. Москве в период 2007-2017 гг.
Приложение 2
Рисунок 4 - Схематичная симптоматика ОРВИ
Таблица 2.
Дифференциальная диагностика ОРВИ у детей
Приложение 3
Рисунок 5 – Схема сестринского процесса
СП – сестринский процесс СИП – сбор информации о состоянии здоровья пациента СД – сестринская диагностика СПЛ – сестринское планирование СВ – сестринское вмешательство ОР – оценка результатов
Приложение 4
Здравствуйте!
Мы рады видеть Вас в нашей поликлинике!
С целью улучшения качества оказываемой медицинской помощи ответьте, пожалуйста, на поставленные вопросы. Ваше мнение очень важно для нас! Опрос проводится анонимно, конфиденциальность гарантируем. Заранее Вас благодарим!
АНКЕТА
для изучения осведомленности родителей
о методах профилактики ОРВИ и их осложнений у детей
Отметьте Ваш ответ знаком в
1) Причина, по которой Вы пришли на прием к педиатру?
катаральные явления у ребенка
другая причина
2) Как Вы считаете, острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, риновирусная инфекция и др.) – опасные заболевания?
да
нет
3) Чем, по Вашему мнению, в первую очередь опасны ОРВИ для ребенка?
могут быть тяжелые осложнения
могут привести к гибели ребенка
не знаю
4) Часто ли Ваш ребенок болеет ОРВИ?
да
нет
5) Долго ли при ОРВИ у Вашего ребенка длится болезненное состояние?
больше недели
неделя
меньше недели
6) Обращаетесь ли Вы к педиатру за медицинской помощью при первых симптомах ОРВИ у Вашего ребенка?
да
нет
7) Знаете ли вы пути передачи ОРВИ?
контактный
воздушно-капельный
через продукты питания
8) Что, на Ваш взгляд, нужно сделать при появлении у Вашего ребенка симптомов заболевания ОРВИ?
вызвать врача
изолировать больного
ничего не делать
9) Что, по Вашему мнению, является лучшим методом профилактики ОРВИ и их осложнений у ребенка?
здоровый образ жизни
использование одноразовой маски
прием противовирусных препаратов
10) Проводите ли Вы своему ребенку вакцинацию от ОРВИ?
да
нет
11) Считаете ли Вы себя достаточно информированным в вопросе профилактики осложнений ОРВИ у детей?
да
нет
Ваши замечания и предложения по опросу:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рисунок 6 - Причина, по которой Вы пришли на прием к педиатру?
Рисунок 7 - Как вы считаете, острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, риновирусная инфекция и др.) – опасные заболевания?
Рисунок 8 - Чем, по Вашему мнению, в первую очередь опасны ОРВИ для ребенка?
Рисунок 9 - Часто ли Ваш ребенок болеет ОРВИ?
Рисунок 10 - Долго ли при ОРВИ у Вашего ребенка длится болезненное состояние?
Рисунок 11 - Обращаетесь ли Вы к педиатру за медицинской помощью при первых симптомах ОРВИ у Вашего ребенка?
Рисунок 12 - Знаете ли вы пути передачи ОРВИ?
Рисунок 13 - Что, на Ваш взгляд, нужно сделать при появлении у Вашего ребенка симптомов заболевания ОРВИ?
Рисунок 14 - Что, по Вашему мнению, является лучшим методом профилактики осложнений ОРВИ у ребенка?
Рисунок 15 - Проводите ли Вы своему ребенку вакцинацию от ОРВИ?
Рисунок 16 - Считаете ли Вы себя достаточно информированным в вопросе профилактики осложнений ОРВИ у детей?
4
2. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3117-13, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.11.2013 № 63.
3. Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи детям с острой респираторной вирусной инфекцией / Министерство здравоохранения РФ. – М, 2015. Код доступа: http://www.pediatr-russia.ru/sites/default/files/file/kr_onaz.pdf
4. Абросимов, В.Н. Клинические особенности грипп–ассоциированной внебольничной пневмонией тяжелого течения / В.Н. Абросимов // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. – 2014. – Т. 12. – С. 25-32.
5. Алекса, В.И. Практическая пульмонология / В.И. Алекса, А.И. Шатихин. - М.: «Триада -X», 2005. - 696 с.
6. Андреева, И. В. Инфекции дыхательных путей / И.В. Андреева, О.У. Стесюк // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2009. Т. 11. № 2. С. 143–149.
7. Антонов, Н.С. Эпидемиология бронхолегочных заболеваний в России / Н.С. Антонов // Пульмонология. 2016. - № 4. - С. 83-88.
8. Антонова, Т.В., Антонов, М.М., Барановская, В.Б., Лиознов, Д.А. Инфекционные болезни: учебник для медицинских училищ и колледжей / Под ред. Г.В. Беляевой. – СПб.: СпецЛит, 2000 – 509 с.
9. Бартлетт, Дж. Инфекции дыхательных путей / Дж. Бартлетт, пер. с англ. М. - СПб.: БИНОМ, 2015. - 192 с.
10. Калюжин, О.В. Острые респираторные вирусные инфекции: современные вызовы, противовирусный ответ, иммунопрофилактика и иммунотерапия / О.В. Калюжин. – М.: Медицинское информационное агентство, 2014. – 144 с.
11. Киселев, О.И. Иммунодиагностика. Современные препараты и методы. Грипп. Эпидемиология, диагностика, лечение, профилактика / О.И. Киселев, Л.М. Цыбалова, В.И. [и др.] // Медицинское информационное агентство. – 2012. – С. 53-129.
12. Кокорева, С.П., Сахарова, Л.А., Куприна, Н.П. Этиологическая характеристика и осложнения острых респираторных инфекций у детей // Вопросы современной педиатрии. - 2018 (7). - № 1. - С. 47—50.
13. Морозова, Г.И. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи: учеб. пособие для медицинских училищ и колледжей / Г.И. Морозова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 240 с.
14. Мухина, С.А., Тарновская, И.И. Теоретические основы сестринского дела: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012. – 378 с.
15. Осидак, Л.В. Грипп как проблема XXI века / Л. В. Осидак [и др.] // Детские инфекции. 2009. Т. 8, № 3. С. 3–9.
16. Салтыкова, Т.С., Жигарловский, Б.А., Иваненко, А.В., Волкова, Н.А. Эпидемиологическая характеристика острых респираторных вирусных инфекций и гриппа на территории Российской Федерации и г. Москвы // Журнал инфектологии. – 2019.- №11(2). – С.124-132. Код доступа: https://doi.org/10.22625/2072-6732-2019-11-2-124-132
17. Селькова, Е.П. ОРВИ и грипп. В помощь практикующему врачу / Е.П. Селькова, О.В. Калюжин. – М.: Медицинское информационное агентство, 2015. – 224 с.
18. Учайкин, В.Ф. Руководство по инфекционным болезням у детей / В.Ф. Учайкин. – М.: ГЕОТАР-МЕДИА, 2012. – 163 с.
19. Санитарная грамотность.Убедительные факты / под редакцией I. Kickbusсh, J.M. Pelikan, F. Apfel и A.D. Tsouros. – Publications WHO Regional Office for Europe UN City, Marmorvej 5, DK-2100 Copenhagen Ø, Denmar, 2014. Код доступа: http://docplayer.ru/31932071-Sanitarnaya-gramotnost-ubeditelnye-fakty.html
20. Хетагурова, А.К. Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры // Приложение к журналу «Сестринское дело». – 2010. - № 1. – С. 23-28.
21. Шпирина, А.И., Коноплёва, Е.Л., Евстафьева, О.Н. Сестринский процесс, универсальные потребности человека в здоровье и болезни: учеб. пособие для преподавателей и студентов. - М.: ВУНМЦ, 2012. – 482 с.
22. Hendaus M.A., Jomha F.A., Alhammadi A.H. Virus-induced secondary bacterial infection: a concise review. Ther Clin Risk Manag. 2015 Aug 24;11:1265-71. doi: 10.2147/TCRM.S87789. Collection 2015.
23. Jefferson T, Jones MA, Doshi P, et al. Neuraminidase inhibitors for preventing and treating influenza in healthy adults and children. Cochrane Database Syst Rev. 2014; 4:CD008965.
24. World Health Organization Department of Communicable Disease Surveillance and Response. WHO guidelines on the use of vaccines and antivirals during influenza pandemics, February 18, 2015. http://www.who.int/csr/resources/publications/influenza/WHO_CDS_CSR_RMD_2004_8/en
Вопрос-ответ:
Какую роль играют медицинские сестры в профилактике осложнений ОРВИ у детей?
Медицинские сестры играют важную роль в профилактике осложнений острых респираторных вирусных инфекций у детей. Они выполняют множество функций, включая образовательную работу с родителями и детьми, проведение профилактических прививок, предоставление медицинской помощи при первых симптомах заболевания, контроль соблюдения гигиенических правил и мер борьбы с инфекциями.
Какую роль выполняют медицинские сестры при противодействии осложнениям ОРВИ?
Медицинские сестры выполняют ряд важных функций в борьбе с осложнениями острых респираторных вирусных инфекций у детей. Они осуществляют контроль за соблюдением гигиенических правил, проводят обучение родителей и пациентов правильному поведению при заболевании, помогают организовать профилактические прививки и обеспечивают медицинскую помощь в случае необходимости.
Какую роль играют медицинские сестры в профилактике осложнений ОРВИ у детей?
Медицинские сестры играют важную роль в предотвращении осложнений острых респираторных вирусных инфекций у детей. Они отслеживают эпидемиологическую ситуацию, проводят диспансерный учет больных детей, контролируют соблюдение санитарно-гигиенических требований, проводят профилактические прививки и оказывают первичную медицинскую помощь при появлении симптомов заболевания.
Какую роль выполняют медицинские сестры в профилактике и лечении осложнений ОРВИ у детей?
Медицинские сестры играют важную роль в профилактике и лечении осложнений острых респираторных вирусных инфекций у детей. Они организуют профилактические мероприятия, осуществляют контроль за прививочным документом ребенка, предоставляют медицинскую помощь в случае возникновения первых симптомов заболевания, содействуют восстановлению ребенка после заболевания.
Что такое острые респираторные вирусные инфекции?
Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) - это заболевания, вызванные различными вирусами, которые поражают верхние и нижние дыхательные пути.
Какие могут быть осложнения ОРВИ?
Осложнениями ОРВИ могут быть пневмония, бронхит, отит, синусит, ларингит и другие инфекционные и воспалительные процессы в организме.
Что такое профилактика ОРВИ и их осложнений?
Профилактика ОРВИ и их осложнений включает в себя меры по предотвращению заболевания, а также ограничение распространения инфекции и снижение риска развития осложнений.
Какова роль медицинской сестры в профилактике ОРВИ и их осложнений?
Медицинская сестра играет важную роль в профилактике ОРВИ и их осложнений у детей. Она осуществляет превентивные меры, проводит информационную работу с родителями и детьми, контролирует соблюдение санитарных правил и помогает в доставке и распространении вакцин.
Что такое санитарная грамотность и как она связана с профилактикой ОРВИ?
Санитарная грамотность - это знание и умение соблюдать санитарные нормы и правила, которые помогают предотвратить распространение инфекций, в том числе ОРВИ. Она связана с профилактикой ОРВИ, так как соблюдение санитарных правил снижает риск заболевания и осложнений.