Виды маркетинга, реализуемые в практике библиотеки
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 16.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические, организационно-методические аспекты маркетинга в деятельности современных библиотек 4
2. Виды маркетинга для продвижения библиотечных услуг 7
Заключение 15
Список используемой литературы 17
Несмотря на то, что в библиотеке работают 120 специалистов, в зоне обслуживания их не встретить.Пользователям предлагают воспользоваться услугами специалистов call-центра, которые физически находятся в специально оборудованной комнате на последнем четвёртом этаже библиотеки. Чтобы связаться с оператором call-центра надо подойти к плазменной панели, где есть не только информация о ресурсах и услугах библиотеки, электронный каталог, руководства по работе с копировальной техникой и сканером, но и кнопка вызова оператора-консультанта. Свободный оператор выходит на видеосвязь с пользователем. Есть ещё и второй вариант связи с call-центром библиотеки вне её стен. Это традиционный телефонный звонок. Об этом напоминает реклама в виде человека - ростовая фигура из пластика.Европейские библиотеки постоянно находятся в поиске новых способов развития навыков и умений, необходимых для пользования цифровыми технологиями. Наиболее интересно в этом направлении работают немецкие коллеги. Q-theK (кутека). Q-библиотека – это национальный проект Германии. По замыслу Q-библиотека – это инновационное библиотечное пространство, которое знакомит пользователей со всеми новыми разработками в области информационных технологий и гаджетов, обучает работе с ними. Здесь же можно просто поработать, используя все представленные технологии. Центральная городская библиотека Кёльна, одна из немногих, которая смогла креативно и правильно использовать Q-theK. Geek – относительно новый событийный проект библиотеки. Речь идёт об инновационных моментах Интернета и фанатов всех информационных технологий. Конечно, главная цель проекта привлечь молодых людей в библиотеку. Как правило, это люди, в возрасте от 20 до 40 лет, с высоким уровнем образования, которым интересны технологи. Они любят компьютерные игры, читают фантастику и электронные медиа. Мероприятия проекта «Geek» проходят 6 раз в год по вечерам, в библиотеке на первом этаже в Q-theK и посвящены событиям в сфере технологий, веб- и гик-культуры.В библиотеках же Финляндии работают цифровые консьержи. Они обучают пользователей основам компьютерной грамотности, а также учат работать в основных программах, например, в Word, Exel и т.д. Курсы проводят как на территории библиотеки, так и онлайн. Например, Курсы по разработке компьютерных игр. С читательским билетом библиотечной системы HelMet пользователь можете научиться создавать компьютерные игры на онлайн-курсах. Для этого нужно войти в личный кабинет по ссылке. При входе в систему необходимо ввести номер своего читательского билета и пин-код. Принять условия пользования и выбрать курс. На каждом курсе может быть одновременно не более 10 человек. Когда пользователь выходит с курса, следующий посетитель может войти. Курсы подходят для самостоятельной учёбы.В тоже время, читательский билет в библиотеке Гамбурга (Германия) стоит 45 евро в год, для студентов – 20, для детей – 5. За раз можно взять до 70 книг.В каждом районе Гамбурга есть филиал, где книг несколько меньше, но оформить доставку в нужную библиотеку не составит труда. Правда, услуга эта платная – 2,5 евро.Книги можнопродливать прямо с телефона, но если задержал, то придется раскошелиться на штраф – 50 центов в день.Для студентов предусмотрены специальные комнаты, где они могут собраться группой для совместной работы. Услуга бесплатная, но комнату желательно забронировать заранее, так как спрос велик.Если возникла необходимость отсканировать или распечатать информацию, то сделать это можно совершенно безвозмездно. Лимит на одного читателя в неделю – до 50 страниц. Есть при библиотеке книжный магазин, где действует акция: приносишь книгу и получаешь возможность купить любое представленное на прилавке издание всего за 1 евро.Читательский билет в библиотеках Швейцарии стоит 30 франков в год. Помимо книг, можно взять домой CD и DVD-диски. Посетить библиотеку можно с малышами, не беспокоясь, что они будут ежеминутно отвлекать. Для самых маленьких есть детский уголок, так что у родителей будет время выбрать книги в тишине и спокойствии.ЗаключениеВ заключение данной работы сделаем краткие выводы.Главной целью применения маркетинговых технологий в библиотечной практике становится качество библиотечного обслуживания, которое зависит от организации управления библиотекой, квалификации персонала, уровня развития материально-технической базы, эффективности внедрения информационных технологий, особенностей маркетинговой среды современных библиотек.Внедрение маркетинговой концепции позволяет любой библиотеке глубоко и всесторонне проанализировать свою деятельность, изменить библиотечно-библиографические процессы, имидж, а также активнее взаимодействовать с властью, партнерами. Использование современных подходов дает возможность выявить, максимально удовлетворить и стимулировать потребности реальных и потенциальных пользователей в библиотечных услугах и продукции, оперативно реагировать на их изменения. Выбор приоритетных направлений библиотечного обслуживания, выявление и удовлетворение реально значимых для населения информационных потребностей, изучение читательских интересов – эти факторы позволяют гибко и динамично развивать возможности библиотек, более эффективно использовать информационные ресурсы, модернизировать технологию и структуру функционирования библиотек. Использование принципов классического и социально-этического маркетинга применительно к практической деятельности библиотек позволяет определить суть библиотечного обслуживания как перспективной модели, направленной на расширение ассортимента информационно-библиотечных услуг, совершенствование материально-технической базы, достижение целей максимально полного удовлетворения потребностей пользователей и обеспечение адаптации к современным социально-экономическим условиям [1; 2; 8]. Принципиально важно, что маркетинг качественно улучшает традиционную работу библиотеки по изучению и удовлетворению всевозрастающих информационных потребностей разных категорий пользователей и предоставлению им широкого комплекса услуг, является инструментом постоянного обновления деятельности библиотеки и ее стратегической моделью развития. На основании вышеизложенного, можно предположить, что рыночный успех библиотечно-информационной деятельности, а говоря иными словами, конкурентоспособность библиотеки, зависит от ряда факторов, которые вполне позволительно рассматривать, как критерии конкурентоспособности данного учреждения: ‒ степень удовлетворения потребностей и ожиданий пользователей; ‒ правильность выбора приоритетов основного и сверхнормативного функционирования; ‒ четкость реализации селективного подхода к отбору целевых групп обслуживания; ‒ умение сотрудников библиотеки оперативно осуществлять поиск необходимых исходных материалов и творчески интерпретировать их в аналитическую и иную метаинформацию; ‒ успешность гармонизации дополнительных платных услуг / продукции с основным бесплатным обслуживанием; ‒ доступность итоговых результатов деятельности библиотеки для пользователей [6]. Анализируя деятельность библиотек, можно сделать вывод о том, что основная цель данных учреждений заключается в обеспечении условий подготовки высококвалифицированных специалистов в любой области знаний. Список используемой литературыКарташов, Н.С. Заметки о маркетинге, маркетинговой среде и организационной деятельности библиотек / Н.С. Карташов // Научные и технические библиотеки. – 2001. – № 9. – С. 4–15. Клюев, В.К. Маркетинг библиотечно-информационной деятельности: учебник / В.К. Клюев. – СПб: Профессия, 2017. – 240 с. Клюев, В.К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки / В.К. Клюев. – М.: Профиздат, 1998. – 136 с. Клюев, В.К. Ресурсное обеспечение библиотек на основе государственного и муниципального заказа: науч.-метод. пособие / В.К. Клюев, О.Ф. Бойков. – М.: Литера, 2010. Краснодарская краевая детская библиотеки имени братьев Игнатовых. URL: http://www.ignatovka.ru (Дата обращения: 05.10.2020).Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина.. URL: http://pushkin.kubannet.ru (Дата обращения: 05.10.2020).Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности: yчеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств В.К. Клюев, Е.М. Ястребова // Под общ.ред. В.К. Клюева. 2. изд., дораб. и доп. М.: Изд-во МГУКИ, 2003. С. 94–107.Матлина, С.Г. Публичная библиотека в контексте инновационного развития: моногр. сб. / С.Г. Матлина. – Москва, 2008. – С. 98–108. Муниципальное бюджетное учреждение культуры муниципального образования Крыловский район «Крыловская межпоселенческая библиотека». URL: http://krilovbibl.ucoz.ru (Дата обращения: 05.10.2020). Муниципальное казенное учреждение культуры «Тихорецкая центральная межпоселенческая библиотека» муниципального образования Тихорецкий район. URL: http://bibliotih.ru экрана (Дата обращения: 05.10.2020).Муниципальное учреждение культуры муниципального образования город Краснодар «Централизованная библиотечная система города Краснодара». URL: http://neklib.kubannet.ru/index.php/tsbs/lokalnyenormativnye-akty-i-dokumenty. (Дата обращения: 05.10.2020).Паршукова, Г.Б. Маркетинговые основания в библиотечной деятельности: учеб.пособие / Г.Б. Паршукова/ Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2015. – 151 с.Савицкая, Т.Е. Новые библиотечные услуги зарубежных библиотек в рамках проектов DIGITAL HUMANITIES / Савицкая Т.Е. // Румянцевские чтения - 2020. Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Составитель Е.А. Иванова. Редколлегия: В.В. Дуда (председатель), Ю.С. Белянкин, Е.Н. Гусева [и др.]. 2020. – С. 268-272.Смородинова, Е.Н. Основные направления государственной политики в области библиотечного дела: зарубежный опыт / Е.Н. Смородинова, Е.Е. Смирнова // Инновационные технологии управления и права. – 2019. – № 1 (24). – С. 48-52.
2. Клюев, В.К. Маркетинг библиотечно-информационной деятельности: учебник / В.К. Клюев. – СПб: Профессия, 2017. – 240 с.
3. Клюев, В.К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки / В.К. Клюев. – М.: Профиздат, 1998. – 136 с.
4. Клюев, В.К. Ресурсное обеспечение библиотек на основе государственного и муниципального заказа: науч.-метод. пособие / В.К. Клюев, О.Ф. Бойков. – М.: Литера, 2010.
5. Краснодарская краевая детская библиотеки имени братьев Игнатовых. URL: http://www.ignatovka.ru (Дата обращения: 05.10.2020).
6. Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина.. URL: http://pushkin.kubannet.ru (Дата обращения: 05.10.2020).
7. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности: yчеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств В.К. Клюев, Е.М. Ястребова // Под общ. ред. В.К. Клюева. 2. изд., дораб. и доп. М.: Изд-во МГУКИ, 2003. С. 94–107.
8. Матлина, С.Г. Публичная библиотека в контексте инновационного развития: моногр. сб. / С.Г. Матлина. – Москва, 2008. – С. 98–108.
9. Муниципальное бюджетное учреждение культуры муниципального образования Крыловский район «Крыловская межпоселенческая библиотека». URL: http://krilovbibl.ucoz.ru (Дата обращения: 05.10.2020).
10. Муниципальное казенное учреждение культуры «Тихорецкая центральная межпоселенческая библиотека» муниципального образования Тихорецкий район. URL: http://bibliotih.ru экрана (Дата обращения: 05.10.2020).
11. Муниципальное учреждение культуры муниципального образования город Краснодар «Централизованная библиотечная система города Краснодара». URL: http://neklib.kubannet.ru/index.php/tsbs/lokalnyenormativnye-akty-i-dokumenty. (Дата обращения: 05.10.2020).
12. Паршукова, Г.Б. Маркетинговые основания в библиотечной деятельности: учеб. пособие / Г.Б. Паршукова / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2015. – 151 с.
13. Савицкая, Т.Е. Новые библиотечные услуги зарубежных библиотек в рамках проектов DIGITAL HUMANITIES / Савицкая Т.Е. // Румянцевские чтения - 2020. Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Составитель Е.А. Иванова. Редколлегия: В.В. Дуда (председатель), Ю.С. Белянкин, Е.Н. Гусева [и др.]. 2020. – С. 268-272.
14. Смородинова, Е.Н. Основные направления государственной политики в области библиотечного дела: зарубежный опыт / Е.Н. Смородинова, Е.Е. Смирнова // Инновационные технологии управления и права. – 2019. – № 1 (24). – С. 48-52.
Вопрос-ответ:
Какие виды маркетинга используются в практике библиотеки?
В практике библиотек используются различные виды маркетинга, включая социальный маркетинг, контент-маркетинг, электронный маркетинг и многие другие.
Какие организационно-методические аспекты маркетинга важны для библиотек?
Важными организационно-методическими аспектами маркетинга для библиотек являются определение целевой аудитории, разработка маркетинговой стратегии, проведение исследований рынка и конкурентного анализа, разработка и продвижение библиотечных услуг, а также оценка эффективности маркетинговых мероприятий.
Какие виды маркетинга используются для продвижения библиотечных услуг?
Для продвижения библиотечных услуг используются такие виды маркетинга, как целевой маркетинг, интернет-маркетинг, рекламный маркетинг, мобильный маркетинг и др.
Какие специалисты помогают пользователям библиотеки?
Пользователям библиотеки помогают специалисты call центра, которые находятся в отдельной комнате и предоставляют консультации и помощь пользователям библиотеки.
Каково количество сотрудников, работающих в библиотеке?
В библиотеке работает 120 специалистов.
Какие виды маркетинга используются в библиотеке?
В библиотеке используются различные виды маркетинга, включая digital-маркетинг, социальный маркетинг, событийный маркетинг и прямой маркетинг.
Какие организационно-методические аспекты маркетинга применяются в библиотеке?
В библиотеке применяются такие организационно-методические аспекты маркетинга, как разработка маркетинговой стратегии, определение целевой аудитории, анализ конкурентов и позиционирование библиотеки на рынке.
Какие виды маркетинга используются для продвижения библиотечных услуг?
Для продвижения библиотечных услуг используются такие виды маркетинга, как контент-маркетинг, email-маркетинг, социальный медиа-маркетинг и поисковый маркетинг.
Какие услуги предлагает библиотека?
Библиотека предлагает широкий спектр услуг, включая абонементы на книги и журналы, доступ к электронным ресурсам, услуги развлекательного чтения, проведение лекций и мероприятий, консультации по поиску информации и многое другое.