Дивидендная политика, формы и методы ее проведения на предприятиях нефтегазового профиля.
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 18.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Краткая характеристика объекта исследования 4
2. Теоретические основы дивидендной политики компании 6
2.1. Сущность, значение и типы дивидендной политики 6
2.2. Факторы дивидендной политики 10
2.3. Теории дивидендной политики 12
3. Анализ дивидендной политики ПАО «Лукойл» 16
3.1. Особенности дивидендной политики компании 16
3.2. Анализ динамики выплаты дивидендов ПАО «Лукойл» 23
Заключение 29
Библиографический список 31
руб. или на 27,08 % по отношению к 2017 году. На увеличение показателя чистой прибыли в основном повлияло то, что растут мировые цены на нефть и нефтепродукты, а также увеличиваются объемы добычи углеводородов и переработки нефти. В 2019 году чистая прибыль группы составила 9144 млн.руб., что на 367 млн.руб. или 3,86% меньше чем в предыдущем. В основном это связано с тем, что резко снизились цены на углеводороды в четвертом квартале 2019 года, а так же снизился курс рубля и был высокий уровень экспортных пошлин в начале четвертого квартала. В результате того, что резко снизились цены на углеводоры в течение 2020 года, чистая прибыль компании составила всего лишь 7011 млн.руб., что на 2133 млн.руб. или 23,33% меньше прибыли 2019 года.Главный показатель эффективности функционирования предприятия - это рентабельность собственного капитала. Это относительная величина и рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала. Рассчитывается рентабельность как привилегированного, так и обыкновенного капитала. Инвесторам, которые планируют покупку обыкновенных акций, интересно анализировать рентабельность только обыкновенного капитала. Основой расчета среднегодовой величины акционерного капитала является баланс предприятия в качестве полусуммы величины активов на начало и на конец года. На данном предприятии отсутствуют привилегированные акции, в акционерный капитал входят только обыкновенные акции. Рассмотрим динамику изменения рентабельности собственного акционерного капитала за 2017- 2020 года на основании Таблицы 3.7.Таблица 3.7 - Рентабельность акционерного капитала2017201820192020Чистая прибыль, (млн.руб.)7484951191447011Акционерный капитал, (млн.руб.)26804329004121350340Среднегодовой акционерный капитал, (млн.руб.)2985237056,545776,553165,5Рентабельность акционерного капитала,%25,0725,6719,9813,19Источник: составлено автором на основе [22]Из таблицы 3.7 мы видим, что максимальное значение показателя рентабельности было достигнуто в 2018 году и составило 25,67 % .В 2019-2020 гг. снижается уровень рентабельности, так как за последние два года произошло уменьшение прибыли корпорации, но вместе с тем произошел рост величины акционерного капитала. Таким образом показатель рентабельности акционерного капитала в 2018 году составил 25,67% что превышает показатель 2017 года на 0,6, в 2019 году уменьшилась на 5,67 и составила 19,98%, а в 2020 году составила 13,19% что еще на 6,79 меньше показателя 2019 года. В связи с тем, что показателем рентабельности собственного капитала отображается доходность акционеров предприятия, его анализ часто служит ориентиром в принятии важных инвестиционных решений.По полученным данным мы можем говорить об относительно не стабильном финансовом состоянии компании, так как за последние два года снизилась чистая прибыль, вследствие чего уменьшилась доля прибыли на одну акцию, снизился показатель рентабельности акционерного капитала, уменьшился размер дивидендных выплат.Доходность является одним из основных показателей качества ценных бумаг.Доходность акции определяют два следующих фактора: акционерное общество моет получить часть распределяемой прибыли; есть возможность продажи бумаги на фондовой бирже по цене, превышающей цену приобретения. Дивидендная доходность – это отношение выплачиваемых дивидендов к стоимости ценной бумаги и выражается в процентах. Проведем анализ изменения дивидендной доходности за 2017-2020гг, основываясь на данных таблицы 3.8.Таблица 3.8 - Дивидендная доходность акций2017201820192020Дивиденд на одну акцию,(руб.)1,191,441,781,60Цена акции,(руб. )на 31 декабря87,9587,0032,0056,20Доходность ,%1,351,655,562,84Источник: составлено автором на основе [22]По полученным данным мы видим увеличение доходности акций в 2018 году на 0,3% по по сравнению с 2017 годом, в 2019 году рост составил 3,91 %, а в 2020 году произошло уменьшение доходности акций по отношению к 2019 году на 2,72 %. На это повлияло уменьшение размера выплаченного дивиденда в этом году и значительный рост цены акции по сравнению с предыдущим годом. Инвесторы, основываясь на принципе минимизации риска, всегда отдают свое предпочтение текущим дивидендам, лишь потенциально возможным в будущем, в том числе и возможному приросту акционерного капитала. Кроме того, текущими дивидендными выплатами уменьшается уровень неопределенности инвесторов относительно целесообразности и выгодности инвестирования в данную компанию. Если выплат дивидендов нет, происходит увеличение неопределенности, рост и приемлемой для акционеров нормы доходов, то снижается рыночная оценка акционерного капитала, то есть уменьшается благосостояние акционеров.Таким образом в формуле общей доходности дивидендная доходность находится в приоритете; при увеличении доли прибыли, которая направляется на выплату дивидендов, может повыситься рыночная стоимость компании, то есть увеличится благосостояние ее акционеров. Дивидендная политика ПАО «ЛУКОЙЛ» основывается на балансе интересов Компании и ее акционеров, на повышении инвестиционной привлекательности Компании и ее капитализации, на уважении и строгом соблюдении прав акционеров, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Компании и ее внутренними документами.ЗаключениеТаким образом, на основании проанализированного материала можно сделать следующие выводы.Дивидендная политика является одним из важнейших финансовых аспектов управления российскими предприятиями. В ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:дивидендная политика заключается в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой (реинвестируемой) частями прибыли для максимизации рыночной стоимости акционерной компании;дивидендная политика предполагает множественный выбор форм, теорий, факторов выплаты дивидендов;при анализе эффективности дивидендной политики на предприятии используется ряд коэффициентов, наиболее значимыми из которых представляются следующие: коэффициент дивидендных выплат («dividendpayoutratio») и коэффициент «стоимость бизнеса/чистая прибыль» («price-earnings»);рост дивидендных выплат прямо влияет на рост капитализации компании;в последние годы прослеживается положительная динамика дивидендных выплат, которая имеет прямую связь с приростом чистой прибыли предприятий;наблюдается рост дивидендных выплат по всем отраслям российской экономики. Основополагающие позиции по выплате дивидендов занимают такие капиталоемкие отрасли (нефтегазовый сектор и металлургия) и телекоммуникации, как динамично развивающаяся отрасль экономики России. Эффективная дивидендная политика способствует повышению инвестиционной привлекательности акций компании. Фирмы, имеющие стабильные дивидендные потоки, как правило, выше котируются на рынке, чем фирмы с менее стабильными потоками. Грамотно разработанная эффективная дивидендная политика является неотъемлемым атрибутом успешной деятельности акционерного общества, га- рантом устойчивости системы корпоративного управления как важной части финансового менеджмента.Инвесторы, основываясь на принципе минимизации риска, всегда отдают свое предпочтение текущим дивидендам, лишь потенциально возможным в будущем, в том числе и возможному приросту акционерного капитала. Кроме того, текущими дивидендными выплатами уменьшается уровень неопределенности инвесторов относительно целесообразности и выгодности инвестирования в данную компанию. Если выплат дивидендов нет, происходит увеличение неопределенности, рост и приемлемой для акционеров нормы доходов, то снижается рыночная оценка акционерного капитала, то есть уменьшается благосостояние акционеров.Дивидендная политика ПАО "ЛУКОЙЛ" основывается на балансе интересов Компании и ее акционеров, на повышении инвестиционной привлекательности Компании и ее капитализации, на уважении и строгом соблюдении прав акционеров, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Компании и ее внутренними документами.Библиографический списокБукалов А.В., Чая В.Т. Особенности современного состояния управленческого учета затрат в нефтедобывающей отрасли // Аудит и финансовый анализ. – 2021. – № 4. – С. 21–27.Вахрушина М. А. Стратегический управленческий учет: Полный курс МБ / М. А. Вахрушина, М. И. Сидорова, Л. И. Борисов. – М.: Рид Групп, 2017. – 192 с.Врублевский Н. Д. Управленческий учет издержек производства и себестоимости продукции в отраслях экономики. – М.: Бухгалтерский учет, 2021. – 202 с.Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы. М.: ИНФРА-М,2021.Выхинский О.С., Наумов А.И. Обучение менеджменту. Человек—стратегия—организация. М.: Школа управления МГУ, 2021.Ефремова А.А. Себестоимость: от управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов. – М.: Вершина, 2017. – 208 с.Игнатьева А.В., Максимцов М.М. и т.д. Менеджмент. Учебно-практическое пособие. – М.: Вузовский учебник:ИНФРА-М, 2018.Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов / В. Б. Ивашкевич. – М.: Экономистъ, 2021. – 618 с.Ивашкевич В.Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат // Бухгалтерский учет. – 2017. – №5. – С. 30–37.Ибрагимова А. Х. Сущность и преимущества система сбалансированных показателей для целей стратегического учета // Аудит и финансовый анализ, 2019, № 4. – 56–59 с.Каплан Р. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнессреде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей: пер. с англ. / Р. Каплан, Д. Нортон. – М.: ОлимпБизнес, 2019. – 416 с.Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 2016.Козловских Л.А. Управление производством и операциями: рабочая учебная программа. – М.: МГУТУ, 2018. – 32 с.Лейберт Т.Б., Макаев Ш.И. Некоторые аспекты учета и анализа финансовых результатов // Аудит и финансовый анализ. – 2016. – № 5. – С. 157–168.Лейберт Т.Б., Халикова Э.А. Совершенствование методов распределения затрат в комплексных химических производствах // Аудит и финансовый анализ. – 2018. – № 4. – С. 150–159.Лейберт Т.Б., Халикова Э.А. Управление затратами как инструмент формирования инвестиционных потоков промышленного предприятия. – М.: Изд-во «Палеотип», 2019. – 168 с.Менеджмент организации: Учеб, пособие./Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А - Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2019.Минаев Э.С., Агеева И.Г. Менеджмент: Конспект лекций. М.: ИВАКО Аналитик, 2016.Михайлова Е.А. Стратегический менеджмент и стратегический маркетинг: проблемы взаимосвязи и взаимопроникновения // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017.Холимов Э.М. Кризис в восполнении запасов нефти может быть преодолен с помощью федеральной системы экономического стимулирования геологоразведочных работ // Геология нефти и газа. – 2020. – № 1.Шахвердиев А.Х. Судьба инноваций и инноваторов нефтяной и газовой промышленности // Нефтяное хозяйство. – 2018. – № 6.Финансовая отчётность ПАО «ЛУКОЙЛ» за 2017-2020 гг.
1. Букалов А.В., Чая В.Т. Особенности современного состояния управленческого учета затрат в нефтедобывающей отрасли // Аудит и финансовый анализ. – 2021. – № 4. – С. 21–27.
2. Вахрушина М. А. Стратегический управленческий учет: Полный курс МБ / М. А. Вахрушина, М. И. Сидорова, Л. И. Борисов. – М.: Рид Групп, 2017. – 192 с.
3. Врублевский Н. Д. Управленческий учет издержек производства и себестоимости продукции в отраслях экономики. – М.: Бухгалтерский учет, 2021. – 202 с.
4. Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы. М.: ИНФРА-М,2021.
5. Выхинский О.С., Наумов А.И. Обучение менеджменту. Человек—стратегия—организация. М.: Школа управления МГУ, 2021.
6. Ефремова А.А. Себестоимость: от управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов. – М.: Вершина, 2017. – 208 с.
7. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. и т.д. Менеджмент. Учебно-практическое пособие. – М.: Вузовский учебник:ИНФРА-М, 2018.
8. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов / В. Б. Ивашкевич. – М.: Экономистъ, 2021. – 618 с.
9. Ивашкевич В.Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат // Бухгалтерский учет. – 2017. – №5. – С. 30–37.
10. Ибрагимова А. Х. Сущность и преимущества система сбалансированных показателей для целей стратегического учета // Аудит и финансовый анализ, 2019, № 4. – 56–59 с.
11. Каплан Р. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнессреде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей: пер. с англ. / Р. Каплан, Д. Нортон. – М.: ОлимпБизнес, 2019. – 416 с.
12. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 2016.
13. Козловских Л.А. Управление производством и операциями: рабочая учебная программа. – М.: МГУТУ, 2018. – 32 с.
14. Лейберт Т.Б., Макаев Ш.И. Некоторые аспекты учета и анализа финансовых результатов // Аудит и финансовый анализ. – 2016. – № 5. – С. 157–168.
15. Лейберт Т.Б., Халикова Э.А. Совершенствование методов распределения затрат в комплексных химических производствах // Аудит и финансовый анализ. – 2018. – № 4. – С. 150–159.
16. Лейберт Т.Б., Халикова Э.А. Управление затратами как инструмент формирования инвестиционных потоков промышленного предприятия. – М.: Изд-во «Палеотип», 2019. – 168 с.
17. Менеджмент организации: Учеб, пособие./Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А - Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2019.
18. Минаев Э.С., Агеева И.Г. Менеджмент: Конспект лекций. М.: ИВАКО Аналитик, 2016.
19. Михайлова Е.А. Стратегический менеджмент и стратегический маркетинг: проблемы взаимосвязи и взаимопроникновения // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017.
20. Холимов Э.М. Кризис в восполнении запасов нефти может быть преодолен с помощью федеральной системы экономического стимулирования геологоразведочных работ // Геология нефти и газа. – 2020. – № 1.
21. Шахвердиев А.Х. Судьба инноваций и инноваторов нефтяной и газовой промышленности // Нефтяное хозяйство. – 2018. – № 6.
22. Финансовая отчётность ПАО «ЛУКОЙЛ» за 2017-2020 гг.
Вопрос-ответ:
Что такое дивидендная политика и какие бывают ее типы?
Дивидендная политика - это стратегия, которую предприятия применяют для распределения своей прибыли между акционерами. Основные типы дивидендной политики включают: стабильные дивиденды, переменные дивиденды и политику не выплачивания дивидендов.
Какие факторы влияют на дивидендную политику компаний нефтегазового профиля?
К ним относятся факторы, такие как: финансовое состояние компании, ее потребности в инвестициях, налоговые обязательства, предпочтения акционеров и требования регуляторов в отрасли.
Какие теории существуют в области дивидендной политики?
Существуют различные теории, включая: теорию раствора дивидендов, теорию предпочтительных дивидендов, теорию замещения дивидендов и теорию сигнализации дивидендами. Каждая из этих теорий предлагает свое объяснение принятия решений о дивидендах предприятием.
Какая дивидендная политика применяется ПАО Лукойл?
ПАО Лукойл применяет стабильную дивидендную политику, стремясь выплачивать дивиденды в размере не менее 15% от чистой прибыли компании.
Как изменялись выплаты дивидендов ПАО Лукойл в течение определенного периода времени?
В течение определенного периода времени выплаты дивидендов ПАО Лукойл растут. Например, в 2019 году компания увеличила свои дивидендные выплаты на 17% по сравнению с предыдущим годом.
Какова сущность и значение дивидендной политики?
Сущность и значение дивидендной политики заключаются в определении стратегии выплаты дивидендов компанией ее акционерам. Дивиденды являются формой вознаграждения акционеров за инвестированный ими капитал. Правильно разработанная и реализованная дивидендная политика способствует увеличению доверия инвесторов, повышению стоимости акций и привлечению новых инвестиций.
Какие типы дивидендной политики существуют?
Существуют следующие типы дивидендной политики: 1) стабильная дивидендная политика, когда размер дивидендов остается практически постоянным; 2) постепенно возрастающая дивидендная политика, когда размер дивидендов постепенно увеличивается с течением времени; 3) дивидендная политика, основанная на прибыли, когда размер дивидендов зависит от финансовых показателей компании; 4) нерегулярная дивидендная политика, когда размер дивидендов не имеет четкой закономерности и определяется ситуацией на рынке и финансовым положением компании.
Какие факторы влияют на формирование дивидендной политики компании?
На формирование дивидендной политики компании влияют следующие факторы: 1) финансовое положение компании, ее рентабельность и прибыльность; 2) потребность в инвестиционных ресурсах для развития и модернизации; 3) наличие долговой нагрузки; 4) ожидания и требования акционеров; 5) налоговое законодательство и регулирование дивидендных выплат.