особенности работы медицинской сестры с беременными женщинами на амбулаторном этапе
Заказать уникальную дипломную работу- 45 45 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 08.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ БЕРЕМЕННЫХ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ 6
1.1. Характеристика системы перинатальной помощи в России 6
1.2. Особенности диспансерного наблюдения беременных женщин в женской консультации, роль медицинской сестры 9
1.3. Значение работы медицинской сестры в организации диспансерного наблюдения за беременными в женской консультации 14
1.4. Роль медицинской сестры в организации работы Школ будущим родителям 16
Выводы к главе 1 20
ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОКАЗАНИИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ В ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ 21
2.1. База, материалы, методы исследования 21
2.2. Результаты социального опроса беременных женщин 25
2.3. Результаты социального опроса женщин, прошедших подготовку в Школе будущих родителей 30
Выводы по главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Памятка для беременных женщин 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Анкета 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Анкета 26
Выводы по главе 2Таким образом, можно говорить о том, что:Анализ статистических данных показывает, что в женской консультации наблюдается большое число женщин, которые страдают от ряда экстрагенитальных патологий. Часть женщин не встает на учет. Как следствие, можно видеть высокие показатели преждевременных родов, оперативногородоразрешения.Анализ анкетных данных женщин, которые наблюдались в женской консультации по беременности показал, что в целом женщины получают большой объем консультационной, лечебно-диагностической помощи.Одной из важных форм оказания помощи беременным женщинам является их обучение в Школах будущих родителей. Изучение мнения женщин о работе Школы показало, что те их них, что посещали занятия, получили массу полезных знаний и навыков, отметили снижение уровня тревожности. Однако был ряд вопросов, которые женщины хотели бы обсудить дополнительно, что говорит о необходимости расширение программы Школы будущих родителей. ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги, можно отметить, что сегодня в Российской Федерации сложилась ситуация, при которой качество медицинской помощи в целом и перинатальной помощи в частности конкурирует с экономическими интересами, в полной мере ограничивается такими естественными факторами как большая площадь страны, низкая плотность населения в целом ряде регионов, тяжелое «наследство», которое досталось системе здравоохранения.Страдает от этих минусов и первичное звено, т.е. женские консультации.Во всем мире сбережение репродуктивного здоровья женщины представляет собой одну из главнейших государственных задач, которая должна решаться с учетом социальных, экономических, демографических и медицинских проблем, стоящих перед обществом в целом и перед каждой страной в частности.Одним из специалистов, который важен в части организации амбулаторно-поликлинической помощи беременным пациенткам, является медицинская сестра.Медицинская сестра – это специалист со средним профессиональным образованием. Долгое время в нашей стране медицинскую сестру рассматривали как помощницу врача, которая выполняет назначения и указания лечащего врача. Однако современная концепция развития сестринского дела в стране, с учетом мирового опыты организации работы сестринского персонала, рассматривает медицинскую сестру как самостоятельного специалиста соответствующей квалификации с присущими ей функциональными обязанностями.Полученные в результате проделанной работы сведения позволяют нам слетать следующие выводы:Перинатальная помощь на территории России прошла долгий и сложный путь от повивальных бабок до многоуровневой, в целом эффективной системы оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам, новорожденным.Нормативно-правовое регулирование перинатальной помощи на территории России складывается из большого объема законов и подзаконных актов, важнейшим их которых можно считать Приказ Министерства Здравоохранения от 01.11.2012 года №572н.Оказание диспансерной помощи беременным является одной из сложных, комплексных задач. Сегодня она решается силами специалистов женских консультаций, включает в себя ряд лабораторных, инструментальных исследований, консультаций со специалистами.Медицинская сестра несет на себе организационную нагрузку, отвечая за работу кабинета врача, отслеживая документооборот, оказывая помощь в обследовании беременной женщины в кабинете.На примере женской консультации Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Родильный дом №16» мы показали, что в целом женщины получают объемную, многоплановую медицинскую помощь амбулаторно-поликлинического уровня, однако отмечается и ряд проблем. Среди них снижение числа женщин, которые поступают на учет по беременности, рост доли женщин, страдающих экстрагенитальными патологиями.Анализ работы «Школы молодых родителей» показывает, что программа Школы в целом комплексная, она позволяет женщинам получить большой объем новых знаний и навыков, однако у них остается ряд вопросов, которые требуют решения.Полученные сведения позволяют нам дать ряд рекомендаций по повышению эффективности работы медицинской сестры по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи женщинам во время беременности:Одна из самых важных проблем, выявленных при изучении особенностей беременных женщин – это низкая приверженности женщин ксоблюдению рекомендации медицинского персонала, либо дефицит знаний в данной области. Для медицинской сестры важно действовать в рамках этико-деонтологических принципов, принятых в профессии, а также руководствоваться всеми современными достижениями в области медицины, сохранять спокойствие, уверенность, однако быть предельно убедительной, в доходчивой форме доносить информацию.Медицинская сестра должна донести до пациенток наиболее простые методы профилактики патологий беременности, родов, обеспечения здоровья детей, дать информацию о мерах социальной и экономической поддержки молодых родителей в стране в целом и на территории конкретного субъекта в частности, организовать консультирование социального работника, психолога, юриста в случае необходимости.Крайне важно применять источники информации, которые бы наилучшим образом доносили до пациенток необходимые сведения. Это могут быть периодическая печать, буклеты, брошюры, электронные ресурсы, групповые лекции. Возможно и применением более действенных методов, как то демонстрация фильмов, социальная реклама и т.д.На наш взгляд следует шире понимать меры по первичной профилактике различных патологий беременности и родов в самом раннем возрасте, использовать не только активную работу с населением в поликлинике, но и распространять эту деятельность на различные организации, например учебные заведения, рабочие коллективы. Кроме того важно и пассивное информирование. Это могу быть публикации в местных средствах массовой информации, публикации на сайте медицинской организации, в социальных сетях и т.д.На наш взгляд важен индивидуальный подход. В частности, в отношении каждой беременной женщины следует принимать меры по индивидуальной беседе, проверять ее состояние между визитами к врачу, ее приверженность к соблюдению норм и правил по профилактике и лечению различных заболеваний, психологическую готовность к родам и т.д.Важно, чтобы пациентка могла обратиться по интересующим ее вопросам в любой момент. Например, это можно организовать через специальную консультативную горячую линию, посредством электронной приемной и т.д.Таким образом, цель и задачи работы выполнены, гипотеза подтверждена.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАкушерство: учебник / Б.М. Венцковский, И.Б. Венцковская, Л.Б. Гутман и др.; под ред. проф. Б.М. Венцковского, проф. Г.К. Степанковской, проф. Н.Е. Яроцкого. – Киев, ВСИ «Медицина», 2017. – 448 с. [1]Акушерство: учебник / Г.М. Савельева, Р.И. Шалина, Л.Г. Сичинава, О.Б.Панина, М.А. Курцер. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 576 с.[2]Акушерство: учебник / под ред. В.Е. Радзинского, А.М. Фукса. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 1040 с.[3]Головина С.М., РастегаеваИ.Н. Особенности диспансеризации беременных и родильниц в Российской Федерации // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н.А. Семашко, 2015. – № 1. – С. 30-33.[4]Дуда В.И. Акушерство: учеб. / В.И. Дуда. – Минск: РИПО, 2018. – 576 с.[5]Дьяченко Т.С., Иваненко В.В., Емельянова О.С. Контроль качества диспансерного наблюдения беременных с использованием автоматизированной информационной системы // Медицина и организация здравоохранения, 2017. – Т. 2. – № 3. – С. 22-26.[6]Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. – М., 2019. – 170 с. [7]КабочкинА.А. Течение беременности и родов с учетом медицинской активности и диспансерного наблюдения женщин // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова, 2015. – № 3. – С. 93-97.[8]КабочкинА.А., ПивеньЕ.А. К вопросу об эффективности диспансеризации беременных // Российский медико-биологический вестник им. Академика И.П. Павлова, 2016. – № 2. – С. 91-93.[9]Клинические лекции по акушерству и гинекологии: руководство/ Ю.Э. Доброхотова, Е.А. Бояр, Л.А. Хейдар и др./ под ред. Ю.Э. Доброхотова, 2019. – 312 с.[10]РастегаеваИ.Н. Мнение экспертов о совершенствовании диспансеризации беременных женщин и родильниц // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н.А. Семашко, 2018. – № 1. – С. 292-296.[11]РастегаеваИ.Н., Головина С.М. История и дальнейшие перспективы развития диспансеризации беременных и родильниц на фоне общего развития диспансеризации в Российской Федерации // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н.А. Семашко, 2016. – № S1. – С. 140-141.[12]Силаев К.А. Психопрофилактическая подготовка к родам: новое о старом // К.А. Силаев, И.Б. Манухин, С.П. Синчихин // Астраханский медицинский журнал, 2016. – Т. 11. – № 4. – С. 43-50. [13]Славянова И.К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии: учебное пособие / И.К. Славянова. – М.: КНОРУС, 2018. – 398 с.[14]ШелеховИ.Л. Психологический портрет первородящих женщин / И.Л. Шелехов, О.Г. Берестнева, А.М. Уразаев // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2017. – № 5 (146). – С. 141-145.[15]Щепин О.А., РастегаеваИ.Н. Задачи диспансеризации в охране здоровья беременных женщин // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н.А. Семашко, 2018. – № 2. – С. 3-6.[16]Нормативные документы: Приказ Минздрава России от 09.12.1999 № 438 «Об организации деятельности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях» определены цель и задачи дневных стационаров на территории Российской Федерации» [17] Приказ Министерства Здравоохранения от 01.11.2018 года №572н«Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)». [18]Интернет-ресурсы:Профессиональный стандарт. Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра / медицинский брат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbchr.ru/virt_prof/profstandart/medsestra.pdf (дата обращения: 07.04.2021). [19]Источники на иностранном языке:% ofinfantsbreastfedatage 6 months [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gateway.euro.who.int/ru/indicators/hfa_616-7260-of-infants-breastfed-at-age-6-months/visualizations/#id=19721 (дата обращения: 07.04.2021).ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Памятка для беременных женщинУважаемые будущие мамы!Уважаемые беременные!Беременность человека – это физиологический процесс внутриутробного вынашивания плода у человека, животных. Беременность наступает в тот момент, когда происходит слияние мужской и женской половой клетки, заканчивается в момент рождения ребенка. Беременность в целом от момента оплодотворения до родов длится 38 недель (эмбриональный срок). Беременность закачивается родами. Во время родов происходит изгнание плода из полости матки через родовые пути, отделение плода от материнского организма. Физиологические роды у человека наступают в 38-42 недели беременности (акушерские). Начало родов связано со схватками, т.е. регулярными сокращениями матки. У первородящих роды длятся 15-20 часов, у повторнородящих – 10-12 часов. После того, как родовые пути готовы к прохождению плода, к схваткам присоединяется сокращение мышц брюшного пресса, диафрагмы, возникают потуги, под действием которых плод продвигается по родовым путям.С началом беременности организме женщины происходят многочисленные перестройки, которые сопровождаются ускорением всех обменных процессов. Столь масштабные изменения не могут не касаться психологического состояния женщины.Таким образом, беременность – это сложный, длительный процесс, который начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и оканчивается родами. Беременность сопровождается массивными как соматическим, так и психологическими изменениями в организме женщины.Для более легкого протекания беременности рекомендуется:Эмоциональный покой, отсутствие физического перенапряжения.Регулярное посещение врача.Правильно и полноценно питаться.Отдыхать, в том числе хорошо высыпаться ночью.Больше времени проводить на свежем воздухе.Следование всем рекомендациям врача.РЕКОМЕНДАЦИИ врача, которым я должна следовать!Мне рекомендован ночной сон в объеме _______ часов, дневной отдых ______ раза в сутки по ______ часов.Мне запрещены такие физические нагрузки как: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Прописанные мне препараты:ПрепаратСколько раз в день приниматьВ какой дозировкеКак принимать (до/после еды, чем запивать)Мне назначены консультации следующих специалистов:СпециалистКогда необходима консультацияЯ записала на следующую датуЯ прошла этого специалиста (отметить галочкой)Мне рекомендована следующая диета:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Другие рекомендации моего лечащего врача и смежных врачей-специалистов:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ПРИЛОЖЕНИЕ 2. АнкетаАНКЕТАУважаемые пациенты!Просим Вас принять участие в опросе. В тех из них, где есть вариант ответа необходимо выбрать один из предложенных вариантов. Для вопросов, где требуется вписать ответ необходимо в отведенном поле вписать необходимые сведения.Ваш возраст (впишите)? _________________________________________________Ваше социальное положение:УчащийсяРабочийСлужащийНе работаюИнвалидПенсионер Ваше образование:Нет образованияНачальноеПолное среднееСреднее специальноеВысшееВы замужем?Да, официально зарегистрированный бракДа, но брак официально не зарегистрированНетСколько беременностей у Вас было, чем они закончились (роды, аборт)?БеременностьИсходБеременностьИсход15263748Удовлетворены ли Вы качеством оказываемой Вам помощи?ДаНетЗатрудняюсь ответитьПолучаете ли Вы полный объем консультационной помощи?ДаНетЗатрудняюсь ответитьСпасибо за внимание!ПРИЛОЖЕНИЕ 3. АнкетаАнкета пациентаУважаемые пациенты! В нашей организации проводятся опрос беременных женщин, которые посещали Школы беременных женщин. Вам будет предложено несколько вопросов, выберите варианты ответов, наиболее соответствующих вашему мнению.Пожалуйста, ответить на все вопросы. Ваше мнение исключительно важно для результатов исследования. Ваш возраст?18 лет и младше19-25 лет26-35 лет36 лет и старшеВаше социальное положение:УчащийсяРабочийСлужащийНе работаюДругоеВаше образование:Нет образованияНачальноеПолное среднееСреднее специальноеВысшееВы замужем?Да, официально зарегистрированный бракДа, но брак официально не зарегистрированНетКак Вы считаете, Ваша беременность протекает легко?ДаНетИспытываете ли Вы какие-либо страхи перед предстоящими родами?ДаНетЕсли да, то какие (укажите)? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оцените уровень тревожности перед родами от 1 (минимальный) до 10 (максимальный)? ________________________________________________ Помогли ли Вам занятия в «Школе будущим родителей» подготовиться к родам?ДаОтчастиНетНе принимала участия в занятияхЧто помешало получить хороший результат (впишите)? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие проблемы Вы хотели бы обсудить в «Школе будущих родителей» (впишите)? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спасибо за участие в опросе!
2. Акушерство: учебник / Г.М. Савельева, Р.И. Шалина, Л.Г. Сичинава, О.Б.Панина, М.А. Курцер. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 576 с. [2]
3. Акушерство: учебник / под ред. В.Е. Радзинского, А.М. Фукса. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 1040 с. [3]
4. Головина С.М., Растегаева И.Н. Особенности диспансеризации беременных и родильниц в Российской Федерации // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н.А. Семашко, 2015. – № 1. – С. 30-33. [4]
5. Дуда В.И. Акушерство: учеб. / В.И. Дуда. – Минск: РИПО, 2018. – 576 с. [5]
6. Дьяченко Т.С., Иваненко В.В., Емельянова О.С. Контроль качества диспансерного наблюдения беременных с использованием автоматизированной информационной системы // Медицина и организация здравоохранения, 2017. – Т. 2. – № 3. – С. 22-26. [6]
7. Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. – М., 2019. – 170 с. [7]
8. Кабочкин А.А. Течение беременности и родов с учетом медицинской активности и диспансерного наблюдения женщин // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова, 2015. – № 3. – С. 93-97. [8]
9. Кабочкин А.А., Пивень Е.А. К вопросу об эффективности диспансеризации беременных // Российский медико-биологический вестник им. Академика И.П. Павлова, 2016. – № 2. – С. 91-93. [9]
10. Клинические лекции по акушерству и гинекологии: руководство/ Ю.Э. Доброхотова, Е.А. Бояр, Л.А. Хейдар и др./ под ред. Ю.Э. Доброхотова, 2019. – 312 с. [10]
11. Растегаева И.Н. Мнение экспертов о совершенствовании диспансеризации беременных женщин и родильниц // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н.А. Семашко, 2018. – № 1. – С. 292-296. [11]
12. Растегаева И.Н., Головина С.М. История и дальнейшие перспективы развития диспансеризации беременных и родильниц на фоне общего развития диспансеризации в Российской Федерации // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н.А. Семашко, 2016. – № S1. – С. 140-141. [12]
13. Силаев К.А. Психопрофилактическая подготовка к родам: новое о старом // К.А. Силаев, И.Б. Манухин, С.П. Синчихин // Астраханский медицинский журнал, 2016. – Т. 11. – № 4. – С. 43-50. [13]
14. Славянова И.К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии: учебное пособие / И.К. Славянова. – М.: КНОРУС, 2018. – 398 с. [14]
15. Шелехов И.Л. Психологический портрет первородящих женщин / И.Л. Шелехов, О.Г. Берестнева, А.М. Уразаев // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2017. – № 5 (146). – С. 141-145. [15]
16. Щепин О.А., Растегаева И.Н. Задачи диспансеризации в охране здоровья беременных женщин // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н.А. Семашко, 2018. – № 2. – С. 3-6. [16]
Нормативные документы:
17. Приказ Минздрава России от 09.12.1999 № 438 «Об организации деятельности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях» определены цель и задачи дневных стационаров на территории Российской Федерации» [17]
18. Приказ Министерства Здравоохранения от 01.11.2018 года №572н
«Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)». [18]
Интернет-ресурсы:
19. Профессиональный стандарт. Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра / медицинский брат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbchr.ru/virt_prof/profstandart/medsestra.pdf (дата обращения: 07.04.2021). [19]
Источники на иностранном языке:
20. % of infants breastfed at age 6 months [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gateway.euro.who.int/ru/indicators/hfa_616-7260-of-infants-breastfed-at-age-6-months/visualizations/#id=19721 (дата обращения: 07.04.2021).