Эволюция неоклассических форм мебели Генриха Гамбса

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 30 30 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 16.05.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Даниэль Генрих Гамбс – ученик Давида Рентгента 5
2. Неоклассические формы мебели Генриха Гамбса 8
3. Мебель Генриха Гамбса представленная в Эрмитаже 26
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Предмет датируется 1790-ми годами, о чем свидетельствует надпись на рисунке медальоны «Mariefini a Gatschinanov 1794», выполненном великой княгиней Марией Федоровной. Хозяйка Гатчины и Павловска, будущая императрица Мария Федоровна обладала разнообразными талантами: прекрасно рисовала и писала акварелью, точила изделия из кости и янтаря, вышивала крестом и гладью. Мебель, созданная по ее заказу для Павловского замка, отражает увлечения великой княгини ремеслами: вышивка, роспись, резные детали из кости, витражи и многое другое. Входит в украшение столов, секретарей, письменных столов и садовников. Экран - редкий образец фирменной и устаревшей мебели, четко выражающей вкусы и желания клиента.Рис. 8 Шкаф Санкт – Петербург. Мастерская Г. Гамбса, по проекту А.Н. Воронихина. Красное дерево, черное дерево, фанеровка; латунь, инкрустация; бронза, литье, золочение; ткань, вышивка. 173х90х37Строгий по композиции и простой по силуэту шкаф воспринимается необычайно элегантным благодаря вышивке антикварными чашами и лампами, инкрустации декоративными лентами из латуни и богатому декору из позолоченной бронзы. До недавнего времени считалось, что бронза, которую использовал Г. Гамбс в своих изделиях, была закуплена за границей. Рис. 9 Бюро-жардиньеркаСанкт – Петербург. Мастерская Г. Гамбса, по проекту А.Н. Воронихина. Красное дерево, черное дерево, фанеровка; бронза, латунь, литье, золочение, патинирование; латунь, инкрустация; вышивка крестом по канве. 173х90х37В личных покоях императрицы Марии Федоровны, отличавшейся утонченным и утонченным художественным вкусом, было много необычной мебели. Среди них были столы и стулья jardiniere с цветочными горшками, надстройку которых обильно и охотно занимала вдова императрицы. Один из таких столов, изготовленный в мастерской Г. Гамбса, украшен декоративными латунными фризами, типичными для мебели того времени, и инкрустирован полосками из черного дерева. Декоративная мебель дополнена вышивкой крестиком в центральной двери, Гермесе, вазами и фигурками держателей из патинированной бронзы, а также накладными позолоченными орнаментами в виде пальмет, розеток и декоративных прутьев. Сложный силуэт, усиленные ножки, подпорки на ручках, образный след с элегантным дизайном, бронза разного характера и исполнения создают незабываемый образ предмета, который одновременно играет роль письменного стола и подставки для цветов.Необычная композиция стула получилась за счет размещения турника на жесткой спинке и срезания локтей на одинаковой высоте. Оригинально интерпретированные ножки, которые впервые появляются в этих объектах, и подлокотники, которые они повторяют в зависимости от модели, в дальнейшем часто используются в мебели для сидения, выполненной по эскизам архитектора. Низкое повторение нитей, характерное для почерка Росси, будет повторяться так же часто в будущем и украсит спинку, ремень безопасности и ноги. Гарнитур Павловского дворца интересен не только своей формой, но и используемым материалом - березы волнистой, которая наряду с кленом, ясенем и другими аборигенными породами активно вошла в моду и стала особенно популярной во второй половине 1820-х гг.Мебельный бизнес, основанный Гамбсом в конце XVIII - начале XIX веков, определил уровень мебельного искусства Северной столицы и русского мебельного искусства в целом, а также многих товаров, появившихся на рынке более чем за полвека. Существование общества Гамбса и его сыновей отражает картину смены стиля в русском прикладном искусстве с 1790-х по 1960-е годы.Генрих Гамбс при жизни чувствовал признательность современников, и можно предположить, что уроженец Баден-Дурлахера ни разу не пожалел о судьбе, которая связала его с Петербургом, где он имел возможность быть столь разносторонним и полноценным.Рис. 10 Стол туалетный дамскийМастерская Г. Гамбса Сосна; красное дерево, черное дерево, фанеровка; бронза, литье, чеканка, патинирование, золочение.Туалетный столик из красного дерева Амский с зеркалом в овальной раме по композиционным свойствам, типу декора и материалам относится к качественным образцам столичной русской мебели первого десятилетия XIX века.Стилистическая близость стола и предметов мебели из исторической коллекции Павловского дворца позволяет не только датировать их первым десятилетием XIX века, но и отнести к изделиям мастерской Г. Гамбса времени конкуренты на российском мебельном рынке.Рис. 11 Столик для рукоделия Мастерская Г. Гамбса, по проекту А.Н. Воронихина. Красное дерево, фанеровка; латунь, инкрустация; бронза, литье, золочение, патинирование; вышивка; стекло. 78х41х41Вышивка крестом по канве с изображением домика Петра I в Саардаме в Голландии, вставленная в столешницу, исполнена вдовствующей императрицей Марией Федоровной, о чем свидетельствует надпись.Рис. 12 Бюро дамскоеМастерская Г. Гамбса. 1810-еКрасное дерево, фанеровка; бронза, литье, чеканка, золочение, патинирование; кожа. 131х128х77Рис. 13 Кресло и СтулМастерская братьев Гамбс по проекту П. Садовникова. Орех, фанеровка, резьба; ткань. 115х51х50 (стул)В 1930-е годы неоготический декор получил распространение не только в столице, но и в сельских домах петербургской знати. На вилле Голицыных Строгановых в Мариино-ан-дер-Тосна «Готический кабинет» был оформлен в виде средневекового искусства, обстановка которого, согласно документам, фигурирует. Режиссер Э. Гамбс. Набор, скорее всего, изготовлен в мастерской братьев Гамбс и Э. Гамбс. Счет подписал совладелец компании, которая на тот момент уже перешла в официальное владение его сыновей от Генриха Гамбса; позже почти все счета подписывал старший брат Петр. Мебельный гарнитур, который находился на вилле до 1920 года, состоит из письменного стола, стульев, кресел, шкафа, дивана, библиотеки, ширмы, ширмы и настенных полок, украшенных декоративными мотивами с «готическим» характером.3. Мебель Генриха Гамбса представленная в ЭрмитажеРис. 14 Варианты кресел1840 и 1839 годов. Мастерская братьев Гамбс. Принят на постоянное хранение в 2018 г.Рис 15. Варианты стульев1) Поступил в 1946 г. Передан из Музея Этнографии народов СССР. 2) Поступил в 1930 г. Передан из Зимнего Дворца Рис. 16 Этажерка и корзинка для бумагПоступили в 1946 г. Переданы из Музея Этнографии народов СССРРис. 17 Козетка и Бюро с пультом для письма стоя, музыкальным механизмом и бронзовой группойЗаключениеМебель Гамбса была известна своим отменным вкусом и качеством. Ссылки и описания этой мебели можно найти во многих литературных произведениях. В кабинете Пушкина стояло кресло Гамбса. В незаконченном отрывке «Мы проводили вечер на даче ...» Пушкин написал об одном из персонажей, который заснул на «Гамбсовских стульях».И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» посадил Павла Петровича Кирсанова на широкий стул из Хамбса. И.А. Гончаров в очерке «Письма столичного друга провинциальному жениху» пишет:Но кто требует, чтобы они заполняли комнаты мебелью Хамбса и завешивали стены работами великих художников?Знаменитые стулья из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» пришли из мастерской братьев Гамбс.Наличие в интерьере мебели великого мастера Гамбса считается проявлением исключительного вкуса. Его мебель была символом власти и богатства, поскольку она создавалась веками, передавалась из поколения в поколение и долгие годы служила не одному владельцу. Лучший подарок для домочадцев или молодоженов - кресло, письменный или обеденный стол, изготовленные под маркой этого великого мастера.Список используемой литературыБотт И.К. Генрих Гамбс: мастер и его эпоха. // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. — 2002. — № 3−4. — с. 6−15Ботт И.К. Мебель в «стиле жакоб». // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. — 2003. — № 3−4. — с. 8−14Ботт И.К., Канева М. И. Гамбс и сыновья — шесть десятилетий истории мебели. // Частная архитектура. — 1998. — № 3. — с. 44−45Ботт И.К., Канева М. И. Русская мебель (История. Стили. Мастера). — СПб.: Искусство, 2003. — 512 с.: ил.Ботт И.К., Канева М. И. «Русский жакоб». // Мир мебели. — 1998. — № 3. — с. 32−34Веретенко Т.Е. К вопросу о деятельности мастерской Генриха Гамбса (по документам ЦГИА СССР). // Проблемы развития русского искусства. — Л.: Искусство, 1984. — Вып. 17. — с. 68−75Гацура Г. Г. Мебельные стили. История русского и западноевропейского мебельного искусства. — М.: МГО СП России, 2000. — 268 с.: ил.Герес Б. Творчество Давида Рентгена для России и его связь с русским мебельным искусством конца XVIII — начала XX века. Автореферат кандидатской диссертации… — Л.: ЛГУ, 1979. — 24 с.Гусева Н.Ю. Еще раз о «гамбсовой мебели». // Пинакотека. — 1999. — № 10−11. — с. 106−109Иванов Д.Д. Гамбсова мебель. // Среди коллекционеров. — Петроград. — 1922. — №№ 5−6Мебель. // Кучумов А. М. Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского музея-дворца. — Л.: Искусство, 1981. — с. 21−86Мебель Давида Рентгена в Эрмитаже. Каталог выставки. — СПБ.: ГЭ, 1980. — 314 с.: ил.Орлова К.А. Мебель фирмы Гамбс в Петербурге (краткий обзор деятельности фирмы). // Прикладное искусство Западной Европы и России. Материалы и исследования. Сборник научных трудов. — Л.: ГЭ, 1983. — с. 101−106Орлова К.А. Реставрация бюро работы Г. Гамбса. // Декоративное искусство СССР. — 1985. — № 10. — с. 28Попова З.П. Русская мебель. Конец XVIII века. — М.: Советская Россия, 1957. — 152 с.: ил.Соболев Н.Н. Стили в мебели. — М., 1939. — 194 с.: ил.Семенова Т.М. Биография мебельной фабрики Г. Гамбса. // Декоративное искусство СССР. — 1985. — № 10. — с. 26−28Соколова Т.М. Мебель второй половины XVIII века. // Декоративное искусство СССР. — 1974. — № 2. — с.40−45Соколова Т.М. Очерки по истории мебели XV — XIX веков. — Л.: Советский художник, 1967. — 326 с.: ил.Соколова Т.М. Очерки по истории мебели XV — XIX веков. — М.: Сварог и К, 2000. — 332 с.: ил.Соколова Т.М. Русская мебель начала XIX века. // Декоративное искусство СССР. — 1974. — № 7. — с. 39−43Соколова Т., Орлова К. Русская мебель в Государственном Эрмитаже. — Л.: Художник РСФСР, 1973. — 348 с.: ил.Чериковер Л.З. Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX века. — М.: Госстройиздат, 1954. — 296 с.: ил.

Список используемой литературы
1. Ботт И.К. Генрих Гамбс: мастер и его эпоха. // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. — 2002. — № 3−4. — с. 6−15
2. Ботт И.К. Мебель в «стиле жакоб». // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. — 2003. — № 3−4. — с. 8−14
3. Ботт И.К., Канева М. И. Гамбс и сыновья — шесть десятилетий истории мебели. // Частная архитектура. — 1998. — № 3. — с. 44−45
4. Ботт И.К., Канева М. И. Русская мебель (История. Стили. Мастера). — СПб.: Искусство, 2003. — 512 с.: ил.
5. Ботт И.К., Канева М. И. «Русский жакоб». // Мир мебели. — 1998. — № 3. — с. 32−34
6. Веретенко Т.Е. К вопросу о деятельности мастерской Генриха Гамбса (по документам ЦГИА СССР). // Проблемы развития русского искусства. — Л.: Искусство, 1984. — Вып. 17. — с. 68−75
7. Гацура Г. Г. Мебельные стили. История русского и западноевропейского мебельного искусства. — М.: МГО СП России, 2000. — 268 с.: ил.
8. Герес Б. Творчество Давида Рентгена для России и его связь с русским мебельным искусством конца XVIII — начала XX века. Автореферат кандидатской диссертации… — Л.: ЛГУ, 1979. — 24 с.
9. Гусева Н.Ю. Еще раз о «гамбсовой мебели». // Пинакотека. — 1999. — № 10−11. — с. 106−109
10. Иванов Д.Д. Гамбсова мебель. // Среди коллекционеров. — Петроград. — 1922. — №№ 5−6
11. Мебель. // Кучумов А. М. Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского музея-дворца. — Л.: Искусство, 1981. — с. 21−86
12. Мебель Давида Рентгена в Эрмитаже. Каталог выставки. — СПБ.: ГЭ, 1980. — 314 с.: ил.
13. Орлова К.А. Мебель фирмы Гамбс в Петербурге (краткий обзор деятельности фирмы). // Прикладное искусство Западной Европы и России. Материалы и исследования. Сборник научных трудов. — Л.: ГЭ, 1983. — с. 101−106
14. Орлова К.А. Реставрация бюро работы Г. Гамбса. // Декоративное искусство СССР. — 1985. — № 10. — с. 28
15. Попова З.П. Русская мебель. Конец XVIII века. — М.: Советская Россия, 1957. — 152 с.: ил.
16. Соболев Н.Н. Стили в мебели. — М., 1939. — 194 с.: ил.
17. Семенова Т.М. Биография мебельной фабрики Г. Гамбса. // Декоративное искусство СССР. — 1985. — № 10. — с. 26−28
18. Соколова Т.М. Мебель второй половины XVIII века. // Декоративное искусство СССР. — 1974. — № 2. — с.40−45
19. Соколова Т.М. Очерки по истории мебели XV — XIX веков. — Л.: Советский художник, 1967. — 326 с.: ил.
20. Соколова Т.М. Очерки по истории мебели XV — XIX веков. — М.: Сварог и К, 2000. — 332 с.: ил.
21. Соколова Т.М. Русская мебель начала XIX века. // Декоративное искусство СССР. — 1974. — № 7. — с. 39−43
22. Соколова Т., Орлова К. Русская мебель в Государственном Эрмитаже. — Л.: Художник РСФСР, 1973. — 348 с.: ил.
23. Чериковер Л.З. Бытовая мебель русского классицизма конца XVIII — начала XIX века. — М.: Госстройиздат, 1954. — 296 с.: ил.

Вопрос-ответ:

В чем заключается особенность мебели Генриха Гамбса?

Мебель Генриха Гамбса отличается неоклассическим стилем, который был популярен в конце XVIII - начале XIX века. Она сочетает в себе элементы античности, рококо и барокко. Главной особенностью его мебели являются изящные формы, богатая декорация и высокое качество исполнения.

Кто был учителем Генриха Гамбса?

Учителем Генриха Гамбса был знаменитый мебельный мастер Давид Рентгент. Гамбс был его учеником и продолжил развивать его стиль, добавляя к нему свой собственный художественный почерк.

Какие формы мебели преобладают в творчестве Генриха Гамбса?

Генрих Гамбс создавал разнообразную мебель, но особенно популярными были его консоли, комоды и торшеры. Консоли Гамбса имели изящные изогнутые ножки и элегантные декоративные элементы. Комоды часто были украшены витыми фигурами и вставками из различных материалов, создавая роскошный и изысканный вид. Торшеры Гамбса также были изящными и элегантными, с декоративными элементами из бронзы или слоновой кости.

Какая мебель Генриха Гамбса представлена в Эрмитаже?

В Эрмитаже хранится значительная коллекция мебели Генриха Гамбса. Среди наиболее известных экспонатов могут быть выделены его комоды и секретеры. Комоды Гамбса впечатляют своей изысканной резьбой и использованием различных отделочных материалов. Секретеры, также созданные Гамбсом, представляют собой многокомпонентные предметы мебели с откидывающимися фасадами и скрытыми ящиками для хранения ценных вещей.

Какими датами можно ограничить временной период, в котором была создана мебель Генриха Гамбса?

Мебель Генриха Гамбса датируется примерно 1790-ми годами. Об этом свидетельствует надпись на рисунке медальона, выполненного великой княгиней Марией Федоровной в 1794 году. Это время соответствует популярности неоклассицизма и визиту Генриха Гамбса в Россию в качестве приглашенного мастера.

Кто был учеником Давида Рентгента?

Учеником Давида Рентгента был Даниэль Генрих Гамбс.

Какие формы мебели были созданы Генрихом Гамбсом?

Генрих Гамбс создал неоклассические формы мебели.

Какая мебель Генриха Гамбса представлена в Эрмитаже?

Мебель Генриха Гамбса, в том числе предметы, датирующиеся 1790-ми годами, представлена в Эрмитаже.