«сравнительный анализ православного и светского подходов к социальной работе»
Заказать уникальную дипломную работу- 40 40 страниц
- 46 + 46 источников
- Добавлена 04.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Сущность православного подхода к социальной работе 6
1.1. Традиции православия в истории социальной работы 6
1.2. Особенности православного подхода на современном этапе 13
1.3. Выводы 21
Глава 2. Анализ светского подхода к социальной работе 23
2.1. Система государственного регулирования социальной работы 23
2.2. Основные сходства и отличия светского подхода от православного к социальной работе 30
2.3. Выводы 38
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Например, если взять социальную работу с зависимыми. РПЦ, прежде всего, не старается избавить человека от привычки насильно, а создает условия для понимания человеком греха, пагубности зависимостей для своей души.Святыми отцами постоянно подчеркивалось и раскрывалось учение о грехопадении именно как о потере свободы естественных сил человеческой души. Привязанность к материи, ставшей своеобразной приманкой, отвратившей человека от Бога, стала излюбленной темой в их проповедях, направленных на возвращение человека к Богу.«Дух в этом материальном мире находится именно через и посредством человека в неразрывной связи с материей, но не дух, а материя должна стать в иерархически соподчиненное отношение к духу. И Богом задуманный процесс развития личности в этом материальном мире есть, в частности, увеличение власти духа над телесными феноменами и энергиями».Основное свойство греха ‒ обращение в привычку. Если человек не изглаживает грех покаянием, то греховная привычка укореняется и ведет к греховной страсти через иерархию человеческой природы: сначала в грехе укореняется тело, когда же органы тела приобретают греховный навык, они приводят в движение страсть, которой последовательно подчиняется душа и дух человека. После полного подчинения духа человек становится окончательно рабом дьявола.Христос Спаситель становится первой и важнейшей ступенью не только в пути собственной аскезы, но и в пути соборного, «социального» восстановления от всякой болезни, от греховной зависимости, а в конечном счете ‒ пути спасения.«Привести в чувство раскаяния и сокрушения есть одно из труднейших дел проповедника; но сие состояние есть одно из важнейших в обращении человека и есть возделанная земля для насаждения семени христианства. Ибо тогда оно может пасть в самую глубину сердца его и, при последующем содействии благодати, принести обильный плод. Благовествование Спасителя грешнику, чувствующему себя виновным пред законом, предварительно и без всякого убеждения поселяет в нем любовь к Сему Спасителю, Которого он еще и не знает».Именно смирение в союзе с любовью помогают подвижнику подниматься по лестнице добродетелей. Такой союз преп. Иоанн называет священной двоицей: «Священная двоица – любовь и смирение; первая возносит, а последнее, вознесенных поддерживает и не дает им падать».В отличие светской социальной работы, Церковь воспринимает адресат социального служения как подопечного, в котором важно видеть «меньшего брата» или самый образ Христа.Как идеологическая концепция с очень развитым богословием и духовной практикой, православие всегда соотносило понимание взаимоотношений с Богом с практическим руководством «живого общения с Богом». Например, восприятие Отцов Церкви проходило и проходит через призму наделения их не только философскими знаниями и способностью мыслить, но и высокой нравственной и добродетельной жизнью, связанной с чистыми помыслами и истинным христианским самопожертвованием.С точки зрения Православия, христианская добродетель ‒ это «внутреннее настроение человеческой воли». Его цель ‒ «наиболее совершенное исполнение воли Бога». Добродетель православного христианина в ее идеальном виде напрямую связана с духовностью и поэтому изначально наполнена глубоким сакральным смыслом. Он основан на понимании греха и необходимости бороться с ним. В то же время, как и в других религиях, духовность означает отношения между человеком и Богом.Добродетелью стоит называть устойчивое и постоянное качество душевной жизни человека, подвигающее его совершать добро постоянно на сознательной основе и в любых жизненных обстоятельствах, в том числе и опасных для себя, и при этом независимо от внутреннего самочувствия, от подъема или спада душевной энергии. Как показывает жизнь, спонтанно совершать добро могут многие люди. Основная цель жизни христианина ‒ научиться искренне любить ближнего и из любви к ближнему научиться любить Бога.Образ жизни по заповедям Христа ‒ это смысл духовной жизни человека. Советы старейшин о воспитании сердца и разума, совести и смирении, молитве и покаянии, борьбе со страстями ‒ самая важная часть содержания духовного воспитания и нравственности, потому что они несли жизнь, то есть реализованную в свою жизнь, идеальный образ жизни и совершенствование по христианским заповедям.В РПЦ на сегодняшний день существует специальный отдел – отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Синодальный отдел миссией своей работы видит соединение эффективных современных технологий благотворительности с подлинно христианским служением ближнему. Цель церковных социальных учреждений и всей благотворительной деятельности РПЦ ‒ умножение любви, приближение как подопечных, так и тех, кто оказывает им помощь, к Богу, восстановление образа Божия в человеке, измученном лишениями разного рода, страданием, последствиями грехов (как своих собственных так и всего общества). «Задача церковной социальной работы ‒ не дублировать систему государственных социальных учреждений, а помочь государству преобразовать эту систему, внести в общество дух любви, деятельной веры, жертвенного служения ближним, предложить новые технологии, новые формы работы. От Церкви должна исходить инициатива деятельной помощи, цель которой ‒ вернуть человека в общество, дать радость жизни». В настоящее время в РПЦ работает более 4500 церковных социальных учреждений, проектов и инициатив.В рамках реализации программы «Доступная социальная среда» Русская православная церковь работает с инвалидами. На средства РПЦ выпускается специализированная церковная литература со шрифтом Брайля для слепых. Ведётся сестринская работа в медицинских учреждениях и психоневрологических интернатах. Ещё одним направлением в деятельности РПЦ является помощь людям, попавшим в трудную жизненную или чрезвычайную ситуацию. Это и утешения родственников погибших в катастрофе при падении самолёта, при наводнении и теракте. Социальное служение сближает религиозную организацию с органами государственной власти. Участие религиозных организаций в социально-политическом процессе выходит на новый уровень объединяя социальные учреждения и институты гражданского общества. Несмотря на определенные различия в государственном и православном подходе к социальной работе, в последние годы активно развивается система социального партнерства. Социальное взаимодействие РПЦ и государственных служб социальной работы определяется как координируемый процесс межсекторного социального взаимодействия, обусловленный тенденциями сотрудничества государства и церкви в современном российском социуме, ориентированный на объединение ресурсов государственного сектора социальной работы и некоммерческих конфессиональных организаций, направленный на осуществление социальной помощи категориям населения, оказавшимся в ситуации социального риска.Взаимодействие РПЦ с государственными органами в целях социального служения формирует перспективы развития гражданского общества в России, повышения социальной активности россиян. Проблема становления гражданского общества – это, прежде всего, проблема создания культуры взаимодействия государства и общества в решении социально значимых задач. Формирование и укрепление институтов гражданского общества должно осуществляться в рамках целостной концепции взаимодействия органов власти с гражданскими организациями, активизации их деятельности, роста влияния на разные аспекты социальной политики.Церковнослужители находят слова утешения для больных, ведут активную миссионерскую деятельность, просветительскую, воспитательную является участником социально значимых государственных программ. К сходствам светского и православного подходов в социальной работе стоит отметить, отчетность о проделанной работе – на светском уровне – органов власти, на уровне РПЦ – религиозных организаций. На Архиерейском соборе ежегодно Глава РПЦ подводит итоги социальной работы. В социальном служении религиозных организаций выявляются проблемы, определяются пути решения и дальнейшего расширения направлений социального служения.Основная проблема, с которой столкнулась РПЦ – это «неготовность личного состава к новым формам и механизмам работы в вопросах социального служения. На протяжении последних десяти лет проходит активное обучение церковнослужителей эффективным социальным практикам по работе с населением, прихожанами». Обобщается передовой опыт социально служения, который получил положительный результат.В соответствии с концепцией Отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, показывающей необходимость развития социального служения на уровне церковной общины, важно предпринять усилия, направленные на создание массового добровольческого движения милосердия, объединение прихожан, готовых оказывать помощь и поддержку нуждающимся. 2.3. ВыводыСветский подход к социальной работе означает наличие как нормативно-правового регулирования, так и организационных основ, опирающихся на деятельность конкретных государственных органов и подведомственных организаций. Светская основа социальной работы опирается на гарантии Конституции Российской Федерации, в которой провозглашено, что Россия является социальным государством. В России сформированы как федеральные, так и органы субъектов РФ, а также органы местного самоуправления, осуществляющие социальную политику и оказывающие социальную помощь. Основная задача государства на современном этапе заключается не в обособлении институтов и субъектов имеющих отношение к социальной работе, а создании действенного механизма социального партнерства.Ресурсом развития церковно-социального служения является установка на формирование социально ориентированной церковной общины с высокой степенью готовности прихожан к участию в социальном служении. Представляется продуктивным совместить и объединить интересы всей церковной общины и каждого из участников социального служения.В системе социального служения необходимы: функциональные подходы с ориентацией внутрицерковной социальной работы на интересы, потребности в социальном служении по видам участия и объектам социальной помощи; четкая организация и структурирование внутрицерковной социальной работы; максимальное дифференцирование социальной деятельности как проявление ее адресности; формирование стратегии социальной деятельности с учетом мотивационных факторов субъектов социального служения.ЗаключениеИсторическое развитие традиций православия в социальной работе, основано, прежде всего, на сущности заповедей божьих, которые сформированы еще в древности, на роли священнослужителя как ключевой фигуры в социальной помощи ближнему, на милосердии и сострадании к любому человеку. В истории развития общества и государства, именно РПЦ формировала первые институты социальной работы, что основано было на формировании благотворительных обществ, домов трудолюбия, госпиталей и больниц по инициативе РПЦ.Современный этап развития в рамках социальной работы РПЦ имеет многоаспектное значение, это как помощь конкретному человеку в определенной ситуации, что может выражаться в различных формах, начиная от беседы, приобщения к духовному развитию и почитанию РПЦ, до конкретной помощи человеку, временное принятие в храм. В глобальном смысле, социальная деятельность обширна, начиная от религиозной социальной политики, что указано в соответствующих документах РПЦ и заканчивая помощи различным группам населения: наркозависимым, беженцам, престарелым и другим. Особенностью социальной работы РПЦ является духовная помощь человеку. Сформированные: вера, культура и православный менталитет оказываются благодатной почвой, на которой культивируются вера, культура конкретного человека. Светский подход к социальной работе означает наличие как нормативно-правового регулирования, так и организационных основ, опирающихся на деятельность конкретных государственных органов и подведомственных организаций. Светская основа социальной работы опирается на гарантии Конституции Российской Федерации, в которой провозглашено, что Россия является социальным государством. В России сформированы как федеральные, так и органы субъектов РФ, а также органы местного самоуправления, осуществляющие социальную политику и оказывающие социальную помощь. Основная задача государства на современном этапе заключается не в обособлении институтов и субъектов имеющих отношение к социальной работе, а создании действенного механизма социального партнерства.Ресурсом развития церковно-социального служения является установка на формирование социально ориентированной церковной общины с высокой степенью готовности прихожан к участию в социальном служении. Представляется продуктивным совместить и объединить интересы всей церковной общины и каждого из участников социального служения.В системе социального служения необходимы: функциональные подходы с ориентацией внутрицерковной социальной работы на интересы, потребности в социальном служении по видам участия и объектам социальной помощи; четкая организация и структурирование внутрицерковной социальной работы; максимальное дифференцирование социальной деятельности как проявление ее адресности; формирование стратегии социальной деятельности с учетом мотивационных факторов субъектов социального служения.Список используемой литературыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Российская газета 1993. 25 декабря.Федеральный закон РФ от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ 2013. № 52 (часть I), ст. 7007.Концепция отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви // [Электронный ресурс]: http://www.diaconia.ru/koncepciya-otdela-po-cerkovnoj-blagotvoritelnosti-i-socialnomu-sluzheniyu-rpc-mpОсновы социальной концепции Русской Православной Церкви // [Электронный ресурс]: https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/Ажнакина Н.Б. Социальное служение религиозных организаций в современной России: дис. канд. филос. наук: 09.00.11. / Н.Б. Ажнакина – Пенза, 2006.Аналитика волонтёрства России 2018-2020 гг. // [Электронный ресурс]: https://dobro.ru/analyticsАрзамаскин М.М. Система источников церковного (канонического) права (современное состояние) //Юридическая мысль. 2013. № 4 (48). С. 11-15.Барсенков В.Единоверие: проблемы и перспективы //[Электронный ресурс]: https://media.elitsy.ru/otvety/edinoverie-problemy-i-perspektivy/Бощановский В. Жизнь во Христе. Лекции по нравственному и пастырскому богословию. – N.Y., 1999. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, изд-е 10ое, 2014. Волостнова Т.И. Право социального обеспечения. Учеб пособие. – Саранск: ИП Афанасьев В. С., 2017. С.Гарджа В.И.Социология религии – М.: Инфра-М., 2014.Герсонская И.В. Государственная социальная политика на современном этапе развития России // Социально-экономические явления и процессы. 2020. Т. 15. № 2 (109). С. 5-9.Григорий Богослов, свт. Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт, по рукоположении в пресвитера // Православная энциклопедия Азбука веры: [Электронный ресурс].: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/3Григорьев Г.И. Богословские аспекты аддиктивного поведения: основания и современный опыт // Теология и образование 2018. № 1. С. 485-487.Гумелевский Ф. Историческое учение об отцах церкви. В 4-х тт. – М.1996. Т.1. Единоверие: вчера, сегодня, завтра // [Электронный ресурс]: http://www.pravoslavie.ru/104548.htmlЗальцман Т.В. Социальное служение Русской Православной Церкви. Мультимедийное учебное пособие. / под ред. прот. В. Хулапа, И.В. Астэр - СПб: СПбГИПСР, 2014. Раздел 3.4. Система социальной и благотворительной деятельности Церкви. Основные характеристики // [Электронный ресурс]: http://social-orthodox.info/3_4.htmИннокентий (Вениаминов), свт. Наставление священнику, назначенному для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру // Он же. Избранные труды. М., 1997. Иоанн Кронштадтский, св. прав. Христианская философия. СПб., 1902. (Репринт: М., 1992). Катайкина Н.А. Правовые основы социального обеспечения //Научно-практические исследования. 2020. № 9-5 (32). С. 28-32.Красножен М.Е. Краткий очерк церковного права. Юрьев, 1900. Макаров И.В. Этическая парадигма современного пастырства // Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки. Материалы IX международной научно-богословской конференции, посвященной 100-летию начала мученического и исповеднического подвига русской православной церкви. 2018. Малюков С.Г. Процесс эволюции конституционно-правового регулирования права человека на социальное обеспечение в России // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С.254-257.Морозова Л А Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. № 3. С. 87-89.Опарин Г.М. Новое содержание служения пастыря в условиях современного общества // Вестник оренбургской духовной семинарии 2019. № 2(11). С. 365-367.Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви // [Электронный ресурс]: http://www.diaconia.ru/teoriya-socialnoj-rabotyПавлов А.С. Курс церковного права. СвятоТроицкая Сергиева лавра, собственная типография. 1902.Псалмы // [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/psalmyРелигия и общество: хрестоматия по социологии религии для учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1999 Решетников О.В. Организация добровольческой деятельности: учебно- методическое пособие. М.: Фонд содействия образованию XXI в., 2005. Родионова, В.И., Микитенко, Е.Г. Специфика коммуникативной компетентности в социальной работе / В.И. Родионова, Е.Г. Микитенко // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (25 апреля 2016 г., г. Томск). В 4 ч. – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. Ч. 4. С. 235-237.Сергий (Фомин), митр. Краткий очерк истории социального служения Русской Православной Церкви. // [Электронный ресурс]: http://www.vob.ru/mitropolit/trudi/science/service/sv-2.htmСолнышкина М.Г., Миронова Т.Д. Взаимодействие русской православной церкви и государственных служб социальной работы: факторы развития // Социальная политика и социология. 2020. Т. 19. № 1 (134). С. 90-97.Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество – Изд-е 5ое – М.: Проспект, 2009.Социальная защита населения в России: уровень муниципальных образований / Дж.Л. Галлагер, М. Либоракина, В. Новик и др. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2008 С. 29.Социальное служение Церкви: общий обзор и статистика 2018 год // [Электронный ресурс]: Православное образование: http://www.patriarchia.ru/db/text/5194895Статистика социального служения Русской Православной Церкви// [Электронный ресурс]: http://www.diaconia.ru/statisticСуворов Н.С. Учебник Церковного права / Под ред. и предисл. В.А. Томсинова. М.: Изд-во «Зерцало», 2004.Сухова Н.Ю. Церковное право в православных духовных академиях России: проблемы и традиции // Религии мира. История и современность. 2012. Т. 2010. Филина Н.В. Социальное служение русской православной церкви в контексте сфер общественной жизни // RussianEconomicBulletin. 2020. Т. 3. № 5. С. 270-279.Цыпин В.А. Церковное право // [Электронный ресурс]: http://www.sedmitza.ru/lib/text/432337/Что такое православная духовность?// [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/chto-takoepravoslavnaya-duxovnostШляфер С.И. Деятельность стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ // Медицина. 2017. Т. 5. № 3 (19). С. 11-15.Щелкачев А. Поместный Собор 1917-1918 г. и единство церкви // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2011. Т. 1. № 21. С. 275-278.Яблоков И.Н. Религия и политика // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 218-220.
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Российская газета 1993. 25 декабря.
2) Федеральный закон РФ от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ 2013. № 52 (часть I), ст. 7007.
3) Концепция отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви // [Электронный ресурс]: http://www.diaconia.ru/koncepciya-otdela-po-cerkovnoj-blagotvoritelnosti-i-socialnomu-sluzheniyu-rpc-mp
4) Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // [Электронный ресурс]: https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/
5) Ажнакина Н.Б. Социальное служение религиозных организаций в современной России: дис. канд. филос. наук: 09.00.11. / Н.Б. Ажнакина – Пенза, 2006.
6) Аналитика волонтёрства России 2018-2020 гг. // [Электронный ресурс]: https://dobro.ru/analytics
7) Арзамаскин М.М. Система источников церковного (канонического) права (современное состояние) //Юридическая мысль. 2013. № 4 (48). С. 11-15.
8) Барсенков В.Единоверие: проблемы и перспективы //[Электронный ресурс]: https://media.elitsy.ru/otvety/edinoverie-problemy-i-perspektivy/
9) Бощановский В. Жизнь во Христе. Лекции по нравственному и пастырскому богословию. – N.Y., 1999.
10) Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, изд-е 10ое, 2014.
11) Волостнова Т.И. Право социального обеспечения. Учеб пособие. – Саранск: ИП Афанасьев В. С., 2017. С.
12) Гарджа В.И.Социология религии – М.: Инфра-М., 2014.
13) Герсонская И.В. Государственная социальная политика на современном этапе развития России // Социально-экономические явления и процессы. 2020. Т. 15. № 2 (109). С. 5-9.
14) Григорий Богослов, свт. Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт, по рукоположении в пресвитера // Православная энциклопедия Азбука веры: [Электронный ресурс].: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/3
15) Григорьев Г.И. Богословские аспекты аддиктивного поведения: основания и современный опыт // Теология и образование 2018. № 1. С. 485-487.
16) Гумелевский Ф. Историческое учение об отцах церкви. В 4-х тт. – М.1996. Т.1.
17) Единоверие: вчера, сегодня, завтра // [Электронный ресурс]: http://www.pravoslavie.ru/104548.html
18) Зальцман Т.В. Социальное служение Русской Православной Церкви. Мультимедийное учебное пособие. / под ред. прот. В. Хулапа, И.В. Астэр - СПб: СПбГИПСР, 2014. Раздел 3.4. Система социальной и благотворительной деятельности Церкви. Основные характеристики // [Электронный ресурс]: http://social-orthodox.info/3_4.htm
19) Иннокентий (Вениаминов), свт. Наставление священнику, назначенному для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру // Он же. Избранные труды. М., 1997.
20) Иоанн Кронштадтский, св. прав. Христианская философия. СПб., 1902. (Репринт: М., 1992).
21) Катайкина Н.А. Правовые основы социального обеспечения //Научно-практические исследования. 2020. № 9-5 (32). С. 28-32.
22) Красножен М.Е. Краткий очерк церковного права. Юрьев, 1900.
23) Макаров И.В. Этическая парадигма современного пастырства // Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки. Материалы IX международной научно-богословской конференции, посвященной 100-летию начала мученического и исповеднического подвига русской православной церкви. 2018.
24) Малюков С.Г. Процесс эволюции конституционно-правового регулирования права человека на социальное обеспечение в России // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С.254-257.
25) Морозова Л А Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. № 3. С. 87-89.
26) Опарин Г.М. Новое содержание служения пастыря в условиях современного общества // Вестник оренбургской духовной семинарии 2019. № 2(11). С. 365-367.
27) Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви // [Электронный ресурс]: http://www.diaconia.ru/teoriya-socialnoj-raboty
28) Павлов А.С. Курс церковного права. СвятоТроицкая Сергиева лавра, собственная типография. 1902.
29) Псалмы // [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/psalmy
30) Религия и общество: хрестоматия по социологии религии для учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1999
31) Решетников О.В. Организация добровольческой деятельности: учебно- методическое пособие. М.: Фонд содействия образованию XXI в., 2005.
32) Родионова, В.И., Микитенко, Е.Г. Специфика коммуникативной компетентности в социальной работе / В.И. Родионова, Е.Г. Микитенко // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (25 апреля 2016 г., г. Томск). В 4 ч. – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. Ч. 4. С. 235-237.
33) Сергий (Фомин), митр. Краткий очерк истории социального служения Русской Православной Церкви. // [Электронный ресурс]: http://www.vob.ru/mitropolit/trudi/science/service/sv-2.htm
34) Солнышкина М.Г., Миронова Т.Д. Взаимодействие русской православной церкви и государственных служб социальной работы: факторы развития // Социальная политика и социология. 2020. Т. 19. № 1 (134). С. 90-97.
35) Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество – Изд-е 5ое – М.: Проспект, 2009.
36) Социальная защита населения в России: уровень муниципальных образований / Дж.Л. Галлагер, М. Либоракина, В. Новик и др. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2008 С. 29.
37) Социальное служение Церкви: общий обзор и статистика 2018 год // [Электронный ресурс]: Православное образование: http://www.patriarchia.ru/db/text/5194895
38) Статистика социального служения Русской Православной Церкви// [Электронный ресурс]: http://www.diaconia.ru/statistic
39) Суворов Н.С. Учебник Церковного права / Под ред. и предисл. В.А. Томсинова. М.: Изд-во «Зерцало», 2004.
40) Сухова Н.Ю. Церковное право в православных духовных академиях России: проблемы и традиции // Религии мира. История и современность. 2012. Т. 2010.
41) Филина Н.В. Социальное служение русской православной церкви в контексте сфер общественной жизни // Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 5. С. 270-279.
42) Цыпин В.А. Церковное право // [Электронный ресурс]: http://www.sedmitza.ru/lib/text/432337/
43) Что такое православная духовность?// [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/chto-takoepravoslavnaya-duxovnost
44) Шляфер С.И. Деятельность стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ // Медицина. 2017. Т. 5. № 3 (19). С. 11-15.
45) Щелкачев А. Поместный Собор 1917-1918 г. и единство церкви // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2011. Т. 1. № 21. С. 275-278.
46) Яблоков И.Н. Религия и политика // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 218-220.