Психолого-педагогическая диагностика в начальном образовании
Заказать уникальный доклад- 23 23 страницы
- 4 + 4 источника
- Добавлена 19.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
При обработке и оценке результатов определяется количество числа предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин., т.е. за раз все времяисполнения задания, а также отдельно за каждый 60-секундный интервал.Полученные новых данные вносятся в формулу, по которой определяется общийпоказатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости: S=0.5*N-2.8n / t, где S – показательпродуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка; N - количество изображений случаях предметов, просмотренных ребенком время школу работы,t - время работы, n - количество ошибок, допущенных за время работы.Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения. В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть изображения показателей, один - РСФ для всего работы с методикой (2,5мин.), а связей остальные - для каждого 30- секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 300 и 60. По всем случаях показателям S, полученным в процессе выполнения задания строится график, на основе анализа которого можно нормативно судить о динамике изменения во обучает времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика будем показатели продуктивности и устойчивости переводятся в баллы по десятибалльной системе следующим образом: 10 баллов - показатель продуктивности и устойчивости внимания у ребенка выше, чем 1,25 балла. 8-9 баллов - показатель S находиться в пределах от 1,00 навык до 1,25 балла. 6-7 баллов - показатель S находиться в интервале представляю от 0,75 до 1,00 балла. 4-5 баллов - показатель S находиться в границах от 0,50 до 0,75 балла. 2-3 баллов - показатель S находиться в пределах от 0,24 до 0,50 балла. 0-1 балл - показатель S находиться в интервале от 0,00 до 0,2 балла. Выводы об уровне взглядом развития: 10 баллов - продуктивность внимания очень высокая, удерживать устойчивость внимания очень высокая. 8-9 баллов - продуктивность ручки внимания высокая, устойчивость внимания высокая. 4-7 баллов - личность продуктивность внимания средняя, устойчивость окружающей внимания средняя. 2-3 балла - продуктивность внимания низкая, детскому устойчивость внимания задержкой низкая. 0-1 балл - работу продуктивность внимания миру очень низкая, первый устойчивость внимания низкая.Успешное овладение знаниями и навыками может происходить при достаточно высоком уровне внимания, под которым, как известно, понимают направленность сознания на объект деятельности.Внимание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью. Эти недостатки внимания особенно выступают при длительном выполнении однообразных заданий.Ряд наблюдений и специальных исследований, проведённых в нашей стране и за рубежом, показали, что частота нарушений зрительной чувствительности у детей с ОВЗ в среднем не выше, чем у нормально развивающих детей. Это же относится и к зрительно-двигательной функции, а также к слуху. Но вместе с тем ни у кого из специалистов не возникает сомнения в том, что у детей с ОВЗ наблюдаются дефекты развития восприятия.Об этом свидетельствуют прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний у детей об окружающем мире. Это нельзя отнести только за счёт бедности опыта ребёнка. Да собственно и сама эта бедность опыта в значительной мере обусловлена тем, что восприятие детей неполноценно и не поставляет достаточной информации. Формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений. И поскольку каких-либо нарушений на уровне органов чувств у детей с ОВЗ не обнаруживается, ощущения эти достаточно правильны. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа предметов - результат сложного взаимодействия ощущений (частота ощущений, относящихся к нескольким органам чувств) и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. Видимо, это взаимодействие и нарушено у детей с ОВЗ.Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Кроме того, они испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечёркнуты или перекрывают друг друга. Дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию Буквы или их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. Польский психолог Халина Спионек прямо отмечает, что отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин затруднений в образовательной деятельности.Зарубежные психологи в качестве важных особенностей восприятия отстающих в развитии детей указывают на затруднения в построении целостного образа и выделении фигуры (объекта) на фоне. Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. При ОВЗ формирование подобного единого образа требует большого времени. Эти недостатки восприятия приводят к тому, что ребёнок не замечает чего-то в окружающем его мире, «не видит» много из того, что показывает учитель, демонстрируя наглядные пособия, картины.Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «несхваченными», как бы невидимыми. Ребёнок с ОВЗ воспринимает за определённое время меньший объём материала, чем его нормально развивающийся сверстник.Скорость восприятия у детей с ОВЗ становится значительно ниже нормальной для данного возраста фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Такое действие оказывает малая освещённость, поворот предмета под непривычном углом, наличие по соседству других аналогичных предметов (при зрительном восприятии), очень частая смена сигналов (объектов), сочетание, одновременное появление нескольких сигналов (что особенно характерно для слухового восприятия). При проведении коррекционной работы необходимо учитывать, что все раздражители, имеющие повышенную интенсивность, невольно привлекают внимание ребёнка. Педагог должен контролировать все факторы, которые могут привлечь непроизвольное внимание – зрительные, слуховые и др. Немаловажное значение для поддержания непроизвольного внимания имеет речь учителя. Она должна быть чёткой, оптимально громкой, с переменными интонациями, приуроченными к тем местам объяснения, которые имеют ключевое значение.Устойчивость и концентрированность произвольного внимания, способствующие более полному восприятию учебного материала, зависит от того, в какой мере те или иные сведения значимы для ребёнка (имеются в виду интересы и потребности ребёнка, обусловленные индивидуальным жизненным опытом и другими факторами).Работая с детьми с ОВЗ, дефектологи и воспитатели должны считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели, предлагаемая детям инструкция может не вызывать никакого действия не из-за их негативной установки, из-за того, что она не была по-настоящему воспринята и усвоена.Отсюда ещё один важный практический вывод: все сообщаемые таким детям сведения следует неоднократно повторять – больше чем это необходимо их нормально развивающимся сверстникам.Демонстрация наглядного материала должна сопровождаться подробными словесными комментариями. Комментарии, в частности, должны облегчать объединение отдельных элементов материала в целостный образ. Целесообразно привлекать внимание детей к существенным деталям изображения, которые могут остаться вне поля зрения учеников. Если наглядная иллюстрация содержит повёрнутый в непривычном ракурсе известный детям предмет, надо совместно обсудить, как его следует повернуть, чтобы получилось данное изображение.Учитывая сниженную работоспособность многих детей с ОВЗ, целесообразно время от времени переключать их на выполнение другого вида учебной деятельности, организовывать короткие перерывы, стимулировать их деятельность похвалой, одобрением.Выбор адекватных педагогических приёмов для коррекции недостатков внимания и восприятия требует знания индивидуальных особенностей ребёнка, выявления специфических показателей уровня его развития.Список литературы:Епифанцева Т. Б., Киселенко Т. Е., Могилева И.А. Настольная книга педагога – дефектолога- Изд. 2-ое – Ростов н/ Д:Феникс, 2006. 576 с.Подугольникова, Т.А., Носова, М.Ф. Оценка уровня развития кратковременной зрительной памяти у дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения // Дефектология. – 2003. - №1. – С. 67-73.Современные проблемы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: сб. науч. тр. / Под ред. И.В. Чумаковой, Е.А. Шиловой, Н.Н. Морозовой. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, 2000. 174 с.Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.
2. Подугольникова, Т.А., Носова, М.Ф. Оценка уровня развития кратковременной зрительной памяти у дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения // Дефектология. – 2003. - №1. – С. 67-73.
3. Современные проблемы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: сб. науч. тр. / Под ред. И.В. Чумаковой, Е.А. Шиловой, Н.Н. Морозовой. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, 2000. 174 с.
4. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы существуют в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в начальном образовании?
Проблемы в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в начальном образовании связаны с недостаточной адаптацией образовательной среды, недостаточной квалификацией педагогов, а также отсутствием индивидуального подхода к каждому ребенку.
Какими возможностями должна обладать семья, которая воспитывает ребенка или детей с ограниченными возможностями здоровья?
Семья, которая воспитывает ребенка или детей с ограниченными возможностями здоровья, должна обладать возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания детей. Это включает в себя понимание особенностей ребенка, умение обеспечить его физическое и психологическое благополучие, а также готовность к сотрудничеству с педагогами и специалистами.
Сколько детей с ограниченными возможностями здоровья насчитывается в России?
В настоящее время в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. Количество таких детей каждый год увеличивается.
Какие проблемы могут возникать в психолого-педагогической диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья?
В психолого-педагогической диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья могут возникать проблемы связанные с ограниченностью специалистов, недостаточной информацией о конкретных особенностях развития каждого ребенка, а также с несоответствием методик и инструментов диагностики потребностям таких детей.
Какая проблема в системе образования связана с детьми с ограниченными возможностями здоровья?
Проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из наиболее актуальных в системе образования.
Как меняется количество детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом?
С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растет.
Какую структуру представляет семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ?
Семья, которая воспитывает ребенка или детей с ОВЗ, является реабилитационной структурой, обладающей возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания детей.
Сколько детей с ограниченными возможностями здоровья насчитывается в России в настоящее время?
В настоящее время в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).