Феномен аттракции в межличностных отношений

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 30 30 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 19.05.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АТТРАКЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 5
1.1 Феномен аттракции 5
1.2 Характеристика межличностных отношений 9
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ АТТРАКЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ 14
2.1 Факторы возникновения межличностной аттракции 14
2.2 Психологические приемы формирования межличностной аттракции 20
ВЫВОДЫ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Фрагмент для ознакомления

Симпатия всегда проявляется в выраженном внимании. Характерно также стремление к общению с объектом симпатии, а также стойкое желание оказать помощь в случае необходимости.2. Дружба – это более устойчивый и в то же время избирательный эффект аттракции. Он выражается во взаимном чувстве людей и стремлении навсегда остаться в обществе конкретного человека или группы.3. Любовь является наивысшей формой эмоционально-положительного отношения. Конкретный субъект, в случае любви, выделяется для человека из ряда прочих и помещается в ядро его жизни и интересов.Существуют специальные психологические приемы формирования аттракции, в частности М.А. Стрельцова[14]указывает психологические приемы формирования аттракции. Их совокупность и составляет суть психотехники ее формирования (рис. 1).Рис. 1 Психологические приемы формирования аттракции1. Прием «имя собственное». Сказать вслух имя собеседника, с которым ведется беседа. Это доказывает заботу о личности, что одновременно означает его одобрение. Потребность быть человеком – одна из самых сильных. Если личность получает подтверждение, что он человек, это обязательно вызывает у него чувство удовлетворения, которое всегда сопровождается положительными эмоциями.2. Прием «зеркало отношения». Лицо человека - «зеркало отношения», так люди очень редко специально контролируют и регулируют «изображение» на лице. Если у человека при общении доброе и приятное выражение лица, мягкая приветливая улыбка, это воспринимается как знак: «Я твой друг». Друг – это человек, который думает так же, буквальное значение этого слова - «сторонник», «защитник». Одна из основных потребностей человека – это потребность в защите и безопасности. Друг – это человек, который повышает безопасность, то есть удовлетворяет одну из самых важных потребностей.Если некто вызывает положительные эмоции, то он вольно или невольно формирует аттракцию (Рис. 2).Рис. 2 Психологические основы воздействия улыбки 3. Прием «золотые слова». Комплимент –это слово, содержащее информацию о положительных качествах человека. Если комплимент сделан правильно, он вызывает положительные эмоции, формирует аттракцию (Рис. 3). Важным фактором эффективности комплимента является собственное мнение человека об уровне развития наблюдаемого качества. Если он высокий, для него это будет не комплимент, а банальность. Комплимент должен констатировать, т.е. утверждать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендации по ее улучшению. 4. «Терпеливый слушатель» - очень действенный прием формирования аттракции. Умение терпеливо и внимательно выслушать, способствует удовлетворению потребности в самовыражении, у человека возникают положительные эмоции. Рис. 3 Действие комплимента на человека5. Прием «личная жизнь». Для формирования аттракции хорошо, если человек в межличностных отношениях проявляет искренний интерес к тому, что происходит у оппонента за рамками,например, работы. Например, хобби, занятия спортом, увлечения. 6. Чтобы найти с человеком общий язык, может помочь получение первого впечатления. Для этого нужно заранее позаботиться о своей внешности и положительном эмоциональном настроении. Секрет заключается в том, что для данной ситуации необходимо создать подходящий внешний образ, который поможет стать увереннее. При первоначальном знакомстве необходимо смело, спокойно и уверенно смотреть собеседнику прямо в глаза. Также необходимо соблюдать основные правила морали и этикета, проявляющихся в уважении и такте. Еще один важный прием, которым нельзя пренебрегать в межличностном общении, - это способность узнавать и понимать собеседника в процессе общения. Конструктивность диалога зависит от степени осведомленности об образе жизни оппонента, включая привычки, интересы, особенно темперамент и характер, семью, увлечения и, конечно же, его потребности.В качестве техник по формированию аттракции можно отметить следующие виды: поощряющая, узнающая, отражающая, суммирующая[17]. Рассмотрим их подробнее: – поощряющая техника имеет своей целью стимулировать монолог партнера, достигается это простой поддержкой разговора. Помогут в этом такие фразы, как: «Ах - ах», «Это интересно», «Да, да»; – главное в подходе при узнающей технике – показать, что Вы слушаете и понимаете, о чем идет речь. Делается это репликами: «Как я понимаю, Ваша идея заключается в...» или «Другими словами, Ваше решение...»; – цель отражающей техники та же – показать, что Вы слушаете и понимаете. Однако достигается она путем отображения ощущений собеседника. Наиболее подходящие реплики здесь следующие: «Вы чувствуете, что...» или «Я смотрю, Вам не нравится...»; – суммирующая техника ставит своей целью объединить основные идеи партнера по общению, подытожить все сказанное с помощью реплик: «Основная мысль Вашей речи выглядит так...» или «Как я понимаю, Вы предлагаете». Таким образом, межличностная аттракция развивается под воздействием разнообразного ряда факторов. Положительное восприятие другого человека может зависеть от эмоционального состояния самого воспринимающего, от степени выраженности у человека потребности в общении и аффилиации, от того, насколько рядом человек находится от вас, часто вы его видите или нет. Людям нравятся те, кто имеет сходные с их собственными взгляды, ценности, статус, цели, убеждения и мировоззрение, те, чье поведение и стиль общения поддерживает их самоуважение и достоинство. И, безусловно, внешность и физическая привлекательность во многом определяет возникновение аттракции.Таким образом, чтобы расположить к себе собеседника, следует быть общительным, открытым, приветливым человеком. ВЫВОДЫВ психологии нет единого мнения о природе аттракции, под которой понимают, например, привлекательность (или воспринимаемую привлекательность) одного субъекта для другого предпочтение одних людей другими, желание индивида взаимодействовать с некоторыми другими людьми.Межличностная аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения (от неприязни до симпатии и даже любви). Внешние и внутренние факторы аттракции: пространственная близость, внешняя привлекательность, демонстрируемый стиль общения, потребность в аффилиации, эмоциональное состояние, сходства и различия между партнерами, выражение личного отношения к партнеру в процессе взаимодействия.В литературе приведено немало приемов, используемых коммуникатором в самых различных ситуациях, однако самым первым и, по всей видимости, важным является прием употребления имени собеседника. Он основан на произношении личного имени, имени-отчества, звания, ученой степени или любого другого «имени собственного», возможно, даже в уменьшительно-ласкательном виде, которое нравится слышать оппоненту. И это имя должно быть именно сказано, четко, лаконично, с интонацией, содержащей подходящую к тому или иному случаю эмоцию.ЗАКЛЮЧЕНИЕПри выполнении курсовой работы на тему: Феномен аттракции в межличностных отношениях, были решены все поставленные задачи, в частности:1. Рассмотрен феномен аттракции.2. Изучена характеристика межличностных отношений.3. Проанализированы факторы возникновения межличностной аттракции.4. Раскрыты психологические приемы формирования межличностной аттракции.Практическая ценность работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в группах психологической поддержки, тренингах для личностного роста, развития коммуникативных навыков, установления психологического контакта.В современной психологии насчитывается достаточно работ как экспериментального, так и теоретического направления именно в этой области. Но сколько еще вопросов требуют ответа и точного объяснения. Именно поэтому психологам интересна попытка рассмотреть явление аттракции в контексте методологических установок, разработанных для анализа больших и малых групп. Предметом дальнейшего исследования могут стать различия факторов аттракции в зависимости от происхождения знакомства, степени близости.Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи решены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБодалев, А.А. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии // Групповая психотерапия при неврозах и психозах. Т. XXXVI. – Л., 2017 – 32 с.Ваднева, В.Д. Роль факторов аттракции в межличностных отношениях современной молодежи / В. Д. Ваднева, Н. В. Иванова // Форум молодых ученых. – 2019. – № 2(30). – С. 367-373.Вербина, Г.Г. Факторы, формирующие аттракцию // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-formiruyuschie-attraktsiyu (дата обращения: 19.04.2021).Гозман, Л.Я. Психология симпатий / Л. Я. Гозман. – М., 2017. – 216 с.Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: МГУ, 2010. - 175 с.Грива, О.В. Межличностная аттракция и ее детерминирующие факторы / О.В. Грива. Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — C.23-25.Дементьева, Р.Р. Мухаметова Г.Р. Ведущие факторы возникновения межличностной симпатии // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №8-2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/veduschie-faktory-vozniknoveniya-mezhlichnostnoi-simpatii (дата обращения: 18.04.2021).Джавадова, Р.Р. Некоторые вопросы исследования межличностной аттракции / Р.Р. Джавадова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1 (8). – С. 124-126Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2019. - 224 c.Казаринова, Н. Межличностная коммуникация. Теория и жизнь / Н. Казаринова, О. Матьяш, В. Погольша. – М.: Речь, 2011. – 553 с.Канаматова, А. Х. Исследования межличностных отношений в психологии / А. Х. Канаматова, М. Б. Алиева // Студенческая наука: проблемы, тенденции и перспективы развития : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Махачкала, 04 марта 2019 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; ФГБОУ ВО Дагестанский государственный педагогический университет. – Махачкала: Б. и., 2019. – С. 229-232.Панфилова, А.В. Управление впечатлениями о себе: аттракция, ассертивность, фасцинация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elitarium.ru (дата обращения: 17.04.2021).Смирнова Я. К., Кушнарев К. А. Теоретико-методологичексие основы исследования межличностной аттракии // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2018, № 2. С. 89-108. Стрельцова, М. А. Роль фасцинации и аттракции в развитии эмоциональных отношений в процесcе общения / М. А. Стрельцова, Г. Г. Вербина // Europeanscienceforum : сборник статей III международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 12 марта 2020 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. – С. 160-165.Финк А. Особенности межличностных отношений // Скиф. 2020. №10 (50). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnyh-otnosheniy-v-kollektive-sposoby-ih-optimizatsii (дата обращения: 18.04.2021).Шарипова, О В. Аттракция как социально-психологический феномен / О. В. Шарипова // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования : Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов, Киров, 26–27 апреля 2019 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. – С. 185-187.Шпаковская, К Ю. Психологические приемы формирования аттракции / К. Ю. Шпаковская // 71-я научно-техническая конференция учащихся, студентов и магистрантов : сборник научных работ, Минск, 20–25 апреля 2020 года / Белорусский государственный технологический университет. – Минск: Белорусский государственный технологический университет, 2020. – С. 480-483.Merriam — Webster's Collegiate Dictionary, 2014. — Режимдоступа: http://www.merriam-webster.com/dictionary/attraction (датаобращения: 17.04.2021).

1. Бодалев, А.А. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии // Групповая психотерапия при неврозах и психозах. Т. XXXVI. – Л., 2017 – 32 с.
2. Ваднева, В.Д. Роль факторов аттракции в межличностных отношениях современной молодежи / В. Д. Ваднева, Н. В. Иванова // Форум молодых ученых. – 2019. – № 2(30). – С. 367-373.
3. Вербина, Г.Г. Факторы, формирующие аттракцию // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-formiruyuschie-attraktsiyu (дата обращения: 19.04.2021).
4. Гозман, Л.Я. Психология симпатий / Л. Я. Гозман. – М., 2017. – 216 с.
5. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: МГУ, 2010. - 175 с.
6. Грива, О.В. Межличностная аттракция и ее детерминирующие факторы / О.В. Грива. Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — C. 23-25.
7. Дементьева, Р.Р. Мухаметова Г.Р. Ведущие факторы возникновения межличностной симпатии // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №8-2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/veduschie-faktory-vozniknoveniya-mezhlichnostnoi-simpatii (дата обращения: 18.04.2021).
8. Джавадова, Р.Р. Некоторые вопросы исследования межличностной аттракции / Р.Р. Джавадова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1 (8). – С. 124-126
9. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2019. - 224 c.
10. Казаринова, Н. Межличностная коммуникация. Теория и жизнь / Н. Казаринова, О. Матьяш, В. Погольша. – М.: Речь, 2011. – 553 с.
11. Канаматова, А. Х. Исследования межличностных отношений в психологии / А. Х. Канаматова, М. Б. Алиева // Студенческая наука: проблемы, тенденции и перспективы развития : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Махачкала, 04 марта 2019 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; ФГБОУ ВО Дагестанский государственный педагогический университет. – Махачкала: Б. и., 2019. – С. 229-232.
12. Панфилова, А.В. Управление впечатлениями о себе: аттракция, ассертивность, фасцинация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elitarium.ru (дата обращения: 17.04.2021).
13. Смирнова Я. К., Кушнарев К. А. Теоретико-методологичексие основы исследования межличностной аттракии // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2018, № 2. С. 89-108.
14. Стрельцова, М. А. Роль фасцинации и аттракции в развитии эмоциональных отношений в процесcе общения / М. А. Стрельцова, Г. Г. Вербина // European science forum : сборник статей III международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 12 марта 2020 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. – С. 160-165.
15. Финк А. Особенности межличностных отношений // Скиф. 2020. №10 (50). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnyh-otnosheniy-v-kollektive-sposoby-ih-optimizatsii (дата обращения: 18.04.2021).
16. Шарипова, О В. Аттракция как социально-психологический феномен / О. В. Шарипова // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования : Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов, Киров, 26–27 апреля 2019 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. – С. 185-187.
17. Шпаковская, К Ю. Психологические приемы формирования аттракции / К. Ю. Шпаковская // 71-я научно-техническая конференция учащихся, студентов и магистрантов : сборник научных работ, Минск, 20–25 апреля 2020 года / Белорусский государственный технологический университет. – Минск: Белорусский государственный технологический университет, 2020. – С. 480-483.
18. Merriam — Webster's Collegiate Dictionary, 2014. — Режим доступа: http://www.merriam-webster.com/dictionary/attraction (дата обращения: 17.04.2021).

Вопрос-ответ:

Что такое аттракция в межличностных отношениях?

Аттракция в межличностных отношениях - это феномен, проявляющийся в притяжении одного человека к другому на эмоциональном и/или сексуальном уровне. Это ощущение привлекательности и интереса, которое может возникать между людьми.

Что влияет на формирование аттракции в межличностном общении?

Формирование аттракции в межличностном общении зависит от разных факторов. Некоторые из них включают внешность, интеллектуальные способности, общие интересы, статус и социальное положение человека. Также важна взаимность и взаимное понимание в отношениях между людьми.

Какие психологические приемы могут использоваться для формирования межличностной аттракции?

Существуют различные психологические приемы, которые могут быть использованы для формирования межличностной аттракции. Некоторые из них включают активное слушание и проявление внимания к другому человеку, поддержку и взаимное уважение, использование юмора и шарма в общении, а также демонстрацию интереса к интересам и жизни другого человека.

Чем характеризуются межличностные отношения?

Межличностные отношения характеризуются взаимодействием между двумя или более людьми. Они могут быть разных типов, например, дружескими, романтическими или рабочими. Межличностные отношения основаны на взаимном общении, взаимодействии и понимании между людьми.

От чего зависит возникновение межличностной аттракции?

Возникновение межличностной аттракции зависит от разных факторов. Некоторые из них включают внешность, харизму, общие интересы, взаимное понимание и схожие ценности. Также важны психологическая совместимость и эмоциональное притяжение между людьми.

Что такое аттракция в межличностных отношениях?

Аттракция в межличностных отношениях - это сильное влечение или привлекательность, которую один человек испытывает к другому. Она может проявляться на разных уровнях - физическом, эмоциональном или интеллектуальном. Аттракция может включать в себя чувство симпатии, привязанности, влечение или интерес к другому человеку.

Какие характеристики отношений свойственны аттракции?

Отношения, основанные на аттракции, обычно характеризуются выраженным вниманием и интересом друг к другу. Люди, испытывающие аттракцию, стремятся проводить больше времени вместе, общаться, находить общие интересы и приверженность друг другу.

Какие факторы влияют на формирование аттракции в межличностном общении?

На формирование аттракции в межличностном общении влияют различные факторы. Это может быть схожая личность, общие интересы, физическое привлекательность, интеллектуальное взаимопонимание и другие. Важную роль также играют сходство в ценностях, ожиданиях и общих целях.