Принцип федерализма в государственном утройстве Испании
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 21.04.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Принцип федерализма в государственном устройстве Испании
Заключение
Список литературы
Однако чаще всего политическая форма Испании выражается термином «государство автономий». Испанские эксперты считают, что «государство автономий» отличается от «федерации» целым рядом признаков:
отсутствует специальный уполномоченный орган, представляющий интересы и воплощающего волю административно – политических единиц, составляющих в совокупности государство и выступающих в качестве субъекта права;
субъекты федерации отличаются от субъектов автономий значительно большей возможностью в формировании центральных органов власти и проводимой ими политики;
в конституциях федеративных государств закреплены права и обязанности каждого члена федерации, а в Конституции Испании нет.
государства автономий в Испании было создано на основе не обладавших ранее суверенитетом общностей, а федерации в Европе образовывались при объединении суверенных государств, делегирующих часть своих прав государству;
Во время разработки Конституции 1978 г. именно борьба двух противоположных концепций, – с одной стороны, создание унитарного государства, с другой, создание федерации – породила компромиссную редакцию ст. 2 Конституции: «Конституция основана на нерушимом единстве испанской нации, едином и неделимом отечестве всех испанцев; она признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, и солидарность между ними».
Часть испанских экспертов считает, что территориальная организация Испании носит переходный характер, обладая потенциалом для развития в федеративный. Однако такой точке зрения противопоставляется ст. 145 Конституции Испании, в которой закреплено, что образование федерации автономных сообществ не допускается.
Таким образом, можно сделать вывод, что Испания – это «государство автономий», которое имеет федеративный профиль. Автономии объединяет одна главная черта: «территориальное разделение власти, которое посредством системы разделения полномочий между центральным государством и автономными сообществами, характеризует Испанию как составное государство и государства регионализированного».
Заключение
Как мы видим, Испания в плане определения территориально-политического устройства развивалась по собственному пути. В отличие от других европейских стран, Испания как централизованное государство оформилось не в период социально-экономического подъема, а в период упадка. При этом центральная власть оказалась достаточно сильной, чтобы избежать децентрализации и распада страны. Поэтому неудивительно, что при обсуждении вариантов территориального устройства привлекательная для многих идея федерации, подкрепленная ссылками на опыт некоторых стран Запада, в конечном итоге, была отброшена. Испания с ее уровнем развития экономики и политической культуры, с серьезными диспропорциями в развитии регионов, как посчитали политики, не доросла до федеративного устройства. К тому же в ситуации недостаточной политической стабильности федерализм, по мнению, широко распространенному в общественных кругах, неспособен был противостоять возможным вспышкам сепаратизма. Таким образом, в результате политического процесса было сформировано такое государственное устройство, которое является промежуточным между авторитарным централизмом и развитой федерацией. В результате образовалось унитарное государство, во главе которого стоит «Король – глава государства, символ единства и постоянства», как отмечено в Конституции Испании; а автономиям власть предоставляется из «рук народа», а не центральной власти, что, как считают испанские специалисты, типично для федерации.
Список литературы
Источники
1. Конституция Испании от 27 декабря 1978 года//«Конституции государств Европы»/Под общ. ред. Л.А. Окунькова, в 3-х тт. - М.: Норма, 2001. – 824 стр. Т.2.
Литература
Аникеева Н.Е. Испания – государство автономий в объединенной Европе//Современная Европа, 2007, Вып. 2.
Испания. Анфас и профиль/Под ред. Верникова В.Л. - М.: Изд-во «Весь мир», 2007. – 480 стр.
Проблемы федерализма: российский и мировой опыт. - М.: ИСП РАН, 2003. – 326 стр.
Скрипченко С.Д. Испания: политико-территориальная организация в контексте конституционального строя//Латинская Америка, 2007, Вып.7.
Территориальная организация в Испании: модель институционального развития. Испанский опыт для России: Рынок и социальное развитие. – М., Московская школа политических исследований, 2005. – 248 стр.
Федерализм: российское и международное измерения (опыт сравнительного анализа)/Под ред. Р. Хакимова. – Казань, 2004 – 688 стр.
Хенкин С.М. Испания в начале XXI века: учеб. пособие, - М.: МГИМО (У) МИД Россия, 2006. – 167 стр.
Данилевич И.В. Испанский опыт федерализма// Проблемы федерализма: российский и моровой опыт. М., 2003, с. 219
Хенкин С.М. Испания в начале XXI века. М., 2006, с. 73.
Ксавьер Арбос Марин. Отношение между государством и автономными сообществами//Федерализм: российское и международное измерение (опыт сравнительного анализа). – Казань, 2004. – 267с.
Данилевич И.В. Указ. соч., с. 227.
Жауме Вернье. Испания как составное государство//Федерализм: российское и международное измерение (опыт сравнительного анализа). – Казань, 2004. – 141с.
5
1. Конституция Испании от 27 декабря 1978 года//«Конституции государств Европы»/Под общ. ред. Л.А. Окунькова, в 3-х тт. - М.: Норма, 2001. – 824 стр. Т.2.
Литература
1.Аникеева Н.Е. Испания – государство автономий в объединенной Европе//Современная Европа, 2007, Вып. 2.
2.Испания. Анфас и профиль/Под ред. Верникова В.Л. - М.: Изд-во «Весь мир», 2007. – 480 стр.
3.Проблемы федерализма: российский и мировой опыт. - М.: ИСП РАН, 2003. – 326 стр.
4.Скрипченко С.Д. Испания: политико-территориальная организация в контексте конституционального строя//Латинская Америка, 2007, Вып.7.
5.Территориальная организация в Испании: модель институционального развития. Испанский опыт для России: Рынок и социальное развитие. – М., Московская школа политических исследований, 2005. – 248 стр.
6.Федерализм: российское и международное измерения (опыт сравнительного анализа)/Под ред. Р. Хакимова. – Казань, 2004 – 688 стр.
7.Хенкин С.М. Испания в начале XXI века: учеб. пособие, - М.: МГИМО (У) МИД Россия, 2006. – 167 стр.
Вопрос-ответ:
Чем отличается государство автономий от федерации?
Государство автономий и федерация отличаются целым рядом признаков. Например, в государстве автономий отсутствует специальный уполномоченный орган, представляющий интересы и воплощающий волю административно-политических единиц, составляющих в совокупности государство.
Что означает принцип федерализма в государственном устройстве Испании?
Принцип федерализма в государственном устройстве Испании подразумевает, что страна состоит из автономных регионов с собственными правительствами и законодательством, которые имеют определенную степень самоуправления, но при этом сохраняют общую принадлежность к Испании.
Какие особенности присутствуют в государстве автономий Испании?
В государстве автономий Испании присутствуют следующие особенности: каждый регион имеет свое правительство и парламент, которые осуществляют определенные полномочия в рамках данного региона; регионы имеют свои финансовые системы и бюджеты; они также имеют право на использование своего регионального языка и культуры.
Что представляет собой государственное устройство Испании?
Государственное устройство Испании представляет собой государство автономий, которое является формой федерации. Это значит, что Испания состоит из различных регионов, которые имеют определенную степень самоуправления, но при этом объединены в единое государство.
Какие проблемы могут возникать в государстве автономий Испании?
В государстве автономий Испании могут возникать проблемы, связанные с национальными и этническими различиями между регионами. Некоторые регионы могут стремиться к большей автономии и независимости, что может вызывать напряженность и конфликты. Также возникают вопросы финансового равенства и распределения власти между регионами.
Как выражается принцип федерализма в государственном устройстве Испании?
Принцип федерализма в государственном устройстве Испании выражается через политическую форму, которая называется государство автономий. Эта форма предусматривает наличие административно-политических единиц, которые имеют определенные полномочия и самостоятельность в управлении своими территориями.
Чем отличается государство автономий Испании от федерации?
Государство автономий Испании отличается от федерации несколькими признаками. Например, отсутствует специальный уполномоченный орган, представляющий интересы и воплощающий волю административно-политических единиц. Кроме того, в Испании государственная власть более централизована, чем в федерациях, и единицы административно-политического деления страны имеют меньше полномочий и самостоятельности по сравнению с субъектами федерации.
Какие признаки отличают государство автономий Испании от федерации?
Государство автономий Испании отличается от федерации несколькими признаками. В отличие от федерации, в Испании не существует специального уполномоченного органа, который бы представлял интересы и воплощал волю административно-политических единиц. Кроме того, в Испании государственная власть более централизована, и административно-политические единицы имеют меньше полномочий и самостоятельности по сравнению с субъектами федерации.