Лексическая основа речевого конфликта

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Лингвистика
  • 13 13 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 26.05.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
1. Конфликт как междисциплинарная проблема 4
2. Конфликт как феномен языка и речи 5
2.1. Речевой конфликт (к вопросу о термине) 7
2.2. Факторы, обусловливающие речевой конфликт 8
3. Лексические и грамматические аспекты речевого конфликта 9
Заключение 12
Библиография 13

Фрагмент для ознакомления

Другая функция оскорблений заключается в том, чтобы заставить другую сторону изменить свое поведение и спровоцировать определенные действия у адресата.Лексический маркер ККА - это также использование отрицательных оценочных слов при описании характеристик собеседника: его внешность, личные качества. Эти характеристики выражают отношение спикера к адресату. Такой словарь оценивается по шкале хороший - плохой, умный - глупый, красивый - уродливый и т.д. В эту группу слов может входить рациональная оценка, которая говорит о том, что собеседник интеллектуально неполноценен, эмоционально и эстетически, представляет собой непривлекательную сторону собеседника, чувственную и целеустремленную, нацеленную на унижение собеседника [Т. В. Маркелова 1996]. В целом, уничижительные термины ярко обозначают конфликтный характер КА.Еще одним лексическим маркером ККА являются слова-агнонимы - такие лексические единицы, которые неизвестны, непонятны или малопонятны многим его носителям [В.В. Морковкин, А.В. Морковкина 1997].Пробел в словарном запасе одного из коммуникаторов снижает эффективность вербального взаимодействия и приводит к неадекватным речевым актам. В силу своей непонятности словесные граммы требуют особого внимания к себе в акте общения, дополнительных коммуникативных действий, использования метаязыковых и метаречевых операций. Игнорирование этих операций в разговоре может привести к недоразумениям, перебоям в понимании, неудаче или конфликту.Лексические маркеры ККА - это специальные номинации участников коммуникации (обычно незнакомых или незнакомых) через некий символ, чаще всего внешний. Как правило, они состоят из комбинации существительных и предлогов в косвенных случаях: ношение очков, красной блузки, собаки и т.д. [Е.А. Земская 1994], где имя номинанта отсутствует. Это нарушает принятые в культуре традиционные нормы этикета вежливого обращения и приводит к неблагоприятным эмоциональным реакциям или ответным негативным словам и действиям адресата. Отрицательные реакции становятся угрозой лингвистическому контакту и являются отличительной чертой ККА.Таким образом, любые периферийные средства лексической системы языка могут быть лексическим маркером словесного конфликта: пассивные, ненормативные, коннотационно окрашенные, слова второй функции.ЗаключениеНаука о речевых конфликтах - это наука о речевых действиях человека, проецируемая не только в области лингвистики, но и в области когнитивных, прагматических и лингвистическо-культурных знаний. Понимание и систематизация характеристик речевых актов при общении по типу конфликта требует учета свойств общения, т.е. символической систематизации, которая облегчает общение и препятствует эффективной коммуникации. Эти особенности и свойства реализуются в коммуникации через речевые структуры, которые отражают роль социальных, психологических и языковых факторов, а также коммуникативный потенциал человека.Наука о речевых конфликтах все еще находится в зачаточном состоянии. Она должна вобрать в себя результаты многих наук и построить целостную картину коммуникативного поведения людей. Сложность и многогранность объекта исследования предполагает создание новой комплексной науки на стыке социологических и культурологических исследований, психологии и психолингвистики, теории коммуникации и теории культуры речи, лингвистики и самой лингвистики.БиблиографияЗемская Е. А. Категория вежливости в контексте речевых действий // Логический анализ языка: Язык речевых действий. М., 1994.Земская Е. А. Категория вежливости: общие вопросы, национально-культурная специфика русского языка // ZeitschriftfuerSlavischePhilologie. Band LVI, 1997.Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.Корабельникова, Е.В. Конфликт как лингвистическая категория / Исследования молодых ученых: сб. ст. аспир. Минск, 2006. С. 26-32.Маркелова Т. В. Взаимодействие оценочных и модальных значений в русском языке // Филол. науки. 1996. № 1.Морковкин В. В., Морковкина А. В. Русские агнонимы (слова, которые мы не знаем). М., 1997.Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.Третьякова, В.С. Конфликт глазами лингвиста. [Электронный ресурс]. 2003. Режим доступа: http://dere.com.ua/library/other/tret_konf_lingv.shtml Дата доступа: 25.01.2010.Третьякова, В.С. Конфликт как феномен языка и речи / Проблемы образования, науки и культуры: Известия Уральского гос. ун-та. Екатеринбург, 2003. №27. Вып.14. С. 143–152.Третьякова, В.С. Речевой конфликт и аспекты его изучения. [Электронный ресурс]. 2003. Режим доступа: http://irbis.asu.ru/mmc/ juris5/11.ru.shtml – Дата доступа: 25.01.2010.

Библиография
1. Земская Е. А. Категория вежливости в контексте речевых действий // Логический анализ языка: Язык речевых действий. М., 1994.
2. Земская Е. А. Категория вежливости: общие вопросы, национально-культурная специфика русского языка // Zeitschrift fuer Slavische Philologie. Band LVI, 1997.
3. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность.  М., 1987.
4. Корабельникова, Е.В. Конфликт как лингвистическая категория / Исследования молодых ученых: сб. ст. аспир.  Минск, 2006.  С. 26-32.
5. Маркелова Т. В. Взаимодействие оценочных и модальных значений в русском языке // Филол. науки. 1996. № 1.
6. Морковкин В. В., Морковкина А. В. Русские агнонимы (слова, которые мы не знаем). М., 1997.
7. Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания.  М., 1988.
8. Третьякова, В.С. Конфликт глазами лингвиста. [Электронный ресурс].  2003.  Режим доступа: http://dere.com.ua/library/other/tret_konf_lingv.shtml  Дата доступа: 25.01.2010.
9. Третьякова, В.С. Конфликт как феномен языка и речи / Проблемы образования, науки и культуры: Известия Уральского гос. ун-та.  Екатеринбург, 2003. №27. Вып.14.  С. 143–152.
10. Третьякова, В.С. Речевой конфликт и аспекты его изучения. [Электронный ресурс].  2003.  Режим доступа: http://irbis.asu.ru/mmc/ juris5/11.ru.shtml – Дата доступа: 25.01.2010.

Вопрос-ответ:

Что такое лексическая основа речевого конфликта?

Лексическая основа речевого конфликта - это набор слов и выражений, которые используются во время конфликта и могут вызывать негативные эмоции или оскорбления у адресатов.

Какие факторы обусловливают речевой конфликт?

Факторы, обусловливающие речевой конфликт, могут быть разными. Они могут включать различия во взглядах, ценностях, интересах, недопонимание или неправильное использование языковых средств, а также негативные эмоции и предвзятость.

Какие аспекты речевого конфликта связаны с лексикой и грамматикой?

Лексические и грамматические аспекты речевого конфликта касаются выбора слов, фраз и грамматических конструкций, которые могут вызывать негативные эмоции и оскорбления у адресата. Неправильное использование лексики и грамматики может усугубить конфликт и привести к его эскалации.

Для чего используются оскорбления в речевом конфликте?

Оскорбления могут иметь разные цели в речевом конфликте. Они могут использоваться для выражения негативных эмоций, унижения или оскорбления другой стороны. Также они могут быть использованы в качестве средства давления, чтобы заставить другую сторону изменить свое поведение и спровоцировать определенные действия.

Что такое речевой конфликт?

Речевой конфликт - это ситуация, когда возникают разногласия, споры или непонимание между людьми, основанные на использовании языка и речи. В рамках такого конфликта могут возникать негативные эмоции, оскорбления и проблемы в взаимодействии.

Что такое лексическая основа речевого конфликта?

Лексическая основа речевого конфликта - это набор слов и выражений, которые участвуют в конфликтной коммуникации и могут вызывать напряженность и разногласия между сторонами.

Каковы факторы, обусловливающие речевой конфликт?

Факторы, обусловливающие речевой конфликт, могут быть разнообразными, например непонимание слов и выражений, использование оскорблений и унижений, негативные эмоции и недостаточная коммуникативная компетенция участников конфликта.

Какие аспекты речевого конфликта связаны с лексикой и грамматикой?

Лексические и грамматические аспекты речевого конфликта относятся к выбору определенных слов и их комбинированию, а также к использованию разных грамматических конструкций.

Зачем используются оскорбления в речевом конфликте?

Оскорбления в речевом конфликте могут иметь различные функции, одна из которых - заставить другую сторону изменить свое поведение и спровоцировать определенные действия у адресата.